Диплом Анализ и разработка мероприятий направленных на безопасность перевозочного процесса в аэропорту Домодедово

Содержание
Введение
Глава 1. Требования к поведению предполетного досмотра пассажиров и их багажа
1.1 Организационно-технические мероприятия по досмотрам
1.2 Структура групп предполетного досмотра
1.3
1.4 Порядок проведения предполетного досмотра
1.5 Предполетный досмотр транзитных и трансферных пассажиров
Глава 2. Анализ проведения предполетного досмотра в аэропорту «Домодедово» и предложение по его совершенствованию
2.1 Основная характеристика аэропорта «Домодедово»
2.2 Анализ пассажиропотока аэропорта «Домодедово»
2.3 Оснащение зоны предполетного досмотра аэропорта «Домодедово»
2.4 Разработка мероприятий для повышения уровня безопасности предполетного досмотра аэропорта «Домодедово»

Введение
Перевозочный процесс – совокупность технологических процессов и операций, направленных на изменение местоположения пассажиров и их багажа с помощью транспортной системы.
Перевозочный процесс направлен на изменение лишь одного параметра людей и материальных ценностей, а именно, координат их местоположения. За время перевозочного процесса не должны изменяться другие параметры пассажиров и грузов и, прежде всего, не должны ухудшаться по вине транспортной системы здоровье пассажиров. Тем более не должна создаваться угроза сохранности жизни пассажиров и целостности их багажа, поэтому так важно обеспечивать безопасность на всех этапах перевозочного процесса.
Одним из направлений обеспечения безопасности является зона предполетного досмотра, которая находится в зоне вылета пассажиров.
Актуальность темы обусловлена тем, что обеспечение безопасности на воздушном транспорте является одной из главных задач службы авиационной безопасности.
Целью дипломной работы является анализ и разработка мероприятий направленных на обеспечение безопасности пассажиров и их багажа в аэропорту «Домодедово».
Для реализации цели были сформулированы следующие задачи:
 Изучить организационно-технические мероприятия по предполетному досмотру;
 Изучить структура групп предполетного досмотра;
 Изучить права и обязанности сотрудников службы авиационной безопасности при проведении досмотров;
 Рассмотреть порядок проведения предполетного досмотра;
 Изучить технологию предполетного досмотра транзитных и трансферных пассажиров;
 Дать основную характеристику аэропорта «Домодедово»;
 Провести анализ пассажиропотока аэропорта «Домодедово»;
 Рассмотреть оснащение зоны предполетного досмотра аэропорта «Домодедово»;
 Предложить мероприятия для повышения уровня безопасности предполетного досмотра аэропорта «Домодедово».
Объектом исследования является обеспечение безопасности пассажиров и их багажа.
Предметом исследования является служба авиационной безопасности в зоне предполетного досмотра.
Проблемой исследования является нарушение технологии предполетного досмотра с целью обеспечения безопасности перевозочного процесса для пассажиров и их вещей из-за устаревшего оборудования.
Методы исследования:
1) Теоретический (Изучение, анализ).
2) Эмпирический (Наблюдение).
Работа состоит из 46 страниц, включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложений.

Глава 1. Требования к поведению предполетного досмотра пассажиров и их багажа
1.1 Организационно-технические мероприятия по досмотрам
Организационно-технические мероприятия по досмотрам обеспечивают:
 своевременное выявление и предотвращение незаконного провоза на борту воздушного судна оружия, боевых припасов, взрывных устройств, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся и других опасных веществ и предметов, предусмотренных перечнем основных опасных веществ и предметов, запрещенных (разрешенных с соблюдением требуемых условий) к перевозке на борту воздушного судна членами экипажа и пассажирами в зарегистрированном багаже и вещах, находящихся при пассажирах (Приложение 5);
 своевременную передачу информации об угрозе захвата воздушного судна и о других актах незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации должностным лицам федеральных органов исполнительной власти, задействованных в пресечении актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации;
 информирование пассажиров о целях и порядке прохождения досмотров на всех этапах обслуживания, об их правах и обязанностях, о перечне опасных предметов и веществ, запрещенных к перевозке на борту воздушных судов, и об ответственности за их незаконный провоз;
 исключение контакта пассажиров, прошедших предполетный досмотр и допущенных к посадке на борт воздушного судна, с пассажирами, не прошедшими предполетный досмотр, провожающими, персоналом аэропорта, не занятым обслуживанием пассажиров данного рейса.
Для проведения досмотров пассажиров в аэропортах оборудуются изолированные зоны контроля.
Зона контроля может состоять из одного или нескольких пунктов досмотра, включая зону ожидания посадки между пунктом досмотра пассажиров и воздушным судном, доступ в которую строго контролируется (далее — стерильная зона).
Перед входами в зону контроля и пункты досмотра вывешиваются указатели: «Зона контроля», «Пункт досмотра».
В пункте досмотра должно быть предусмотрено помещение, оборудованное техническими и специальными средствами, и помещение (кабина) для личного (индивидуального) досмотра.
В аэропортах количество зон контроля, пунктов досмотра, а также оснащение их техническими и специальными средствами определяется в зависимости от объема перевозок.
Надежность досмотров и качество обслуживания пассажиров обеспечиваются:
 оптимальным расположением зон контроля и пунктов досмотра в зданиях пассажирских терминалов и технических и специальных средств в них;
 созданием условий для комфортного размещения пассажиров, работы персонала и удобного осуществления контрольных процедур;
 соблюдением условий эксплуатации и порядка обслуживания технических и специальных средств.
Зоны контроля и пункты досмотра оборудуются в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденных Приказом Минтранса России от 28 ноября 2005 г. N 142.
В зоны контроля и пункты досмотра допускаются только пассажиры очередных рейсов при наличии билета, оформленного в установленном порядке, и документа, удостоверяющего личность пассажира.
Нахождение лиц, не связанных с обслуживанием пассажиров и организацией пассажирских перевозок, в зонах контроля и пунктах досмотра категорически запрещается.
Оборудование и оснащение зон контроля и пунктов досмотра возлагается на администрацию аэропорта, авиационного предприятия, эксплуатанта.

1.2 Структура групп предполетного досмотра
Штатная численность сотрудников службы авиационной безопасности, осуществляющих предполетный досмотр, определяется администрацией аэропорта, авиационного предприятия, эксплуатанта в зависимости от режима работы, объема пассажирских перевозок, типов эксплуатируемых воздушных судов, технической оснащенности пунктов досмотра.
На каждый пункт досмотра выделяется необходимое количество сотрудников и назначается старший группы досмотра из сотрудников службы авиационной безопасности.
Группа предполетного досмотра пассажиров, как правило, состоит из пяти (трех) сотрудников службы авиационной безопасности.
Группа предполетного досмотра членов экипажа воздушного судна, авиационного персонала, багажа, грузов и почты, как правило, состоит из четырех (двух) сотрудников службы авиационной безопасности, и определяется администрацией аэропорта в зависимости от режима работы аэропорта и объема перевозок.
Сотрудники службы авиационной безопасности в зависимости от режима работы аэропорта распределяются по сменам. Состав смены определяется количеством действующих пунктов досмотра.
При наличии двух и более пунктов досмотра назначается старший смены досмотра службы авиационной безопасности.
В период проведения досмотров сотрудники службы авиационной безопасности, осуществляющие досмотр, должны быть одеты в форменную одежду установленного образца с нарукавными (нагрудными) отличительными знаками.

1.3 Права и обязанности сотрудников службы авиационной безопасности при проведении досмотров
Сотрудники службы авиационной безопасности, осуществляющие досмотр, имеют право:
 требовать от пассажиров неукоснительного выполнения требований законодательства Российской Федерации в области авиационной безопасности на воздушном транспорте;
 проверять у пассажиров при входе в пункты досмотра билеты, оформленные в установленном порядке, и документы, удостоверяющие их личность;
 проводить опрос в целях выявления потенциально опасных пассажиров, а также имеющихся у пассажиров предметов и веществ, запрещенных к перевозке воздушным транспортом;
 проводить досмотры пассажиров, багажа и вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей воздушных судов, авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты;
 наблюдать за поведением пассажиров в пунктах досмотра;
 изымать у пассажиров обнаруженные в процессе досмотров предметы и вещества, запрещенные к перевозке воздушным транспортом;
 досматривать багаж пассажиров, сдаваемый в камеру хранения;
 вносить предложения, направленные на повышение эффективности досмотров в части совершенствования их технологий и использования применяемых технических и специальных средств;
 проводить по решению руководителей службы авиационной безопасности проверки качества проведения досмотров.
Сотрудники службы авиационной безопасности, осуществляющие досмотр, обязаны:
 быть внимательными и вежливыми с пассажирами и не допускать действий, унижающих их достоинство;
 знать и обеспечивать выполнение настоящих Правил при производстве досмотров;
 обладать необходимыми навыками по выявлению у пассажиров опасных предметов и веществ, запрещенных к перевозке на борту воздушного судна, в том числе с применением ухищрения;
 представлять в установленном порядке материалы для принятия к нарушителям требований авиационной безопасности мер воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации;
 не допускать к полету пассажиров, уклоняющихся от прохождения предполетного досмотра;
 проявлять бдительность, не допускать в стерильную зону через пункт досмотра не прошедших предполетный досмотр пассажиров, членов экипажей воздушных судов и авиационного персонала, грузы, почту, бортовые запасы воздушного судна и багаж;
 знать основные характеристики и правила эксплуатации технических и специальных средств;
 соблюдать правила техники безопасности при работе с техническими и специальными средствами и правила пожарной безопасности.
В аэропортах, где имеется весь комплекс технических и специальных средств, обязанности специалистов группы досмотра распределяются следующим образом:
Специалист по досмотру № 1:
при входе пассажиров в пункт досмотра проверяет билеты и/или посадочные талоны, оформленные в установленном порядке, сканирует содержащийся в посадочном талоне штриховой код (при его наличии), сверяет документы, удостоверяющие личность, с личностью пассажира и данными билета и посадочного талона, содержащимися в том числе в штриховом коде. При необходимости более тщательной проверки документов и принадлежности их данному пассажиру:
 сообщает об этом старшему пункта досмотра;
 принимает решение о допуске пассажиров для прохождения предполетного досмотра направляет пассажиров на предполетный досмотр в порядке очередности, не допуская их скопления;
 проставляет отметку в билете и (или) посадочном талоне (за исключением случаев оформления билетов и (или) посадочных талонов в электронном виде) о прохождении предполетного досмотра, а также аннулирует ее, если пассажир покидает зону контроля.
При наличии в аэропорту информационной системы, включающей в себя электронную базу данных досмотра, и устройства, сканирующего штриховой код, содержащийся в посадочном талоне, специалист по досмотру №1 вносит информацию о прохождении предполетного досмотра в эту систему.
В случае если пассажир покидает стерильную зону, в информационной системе, включающей в себя электронную базу данных досмотра, делается соответствующая отметка;
проводит при необходимости психологический опрос (профайлинг) для выявления потенциально опасных пассажиров и участвует в личном (индивидуальном) досмотре пассажиров;
Специалист по досмотру N 2:
 предлагает пассажирам выложить имеющиеся у них металлические предметы, мобильные телефоны, фото-, кино-, радиоаппаратуру, снять обувь за исключением обуви с высотой каблука менее 2,5 см и с подошвой толщиной менее 1,0 см, верхнюю одежду, головные уборы, ремни (пояса) шириной более 4,0 см или толщиной более 0,5 см и предъявить эти вещи для досмотра с помощью технических и специальных средств;
 следит за правильным расположением вещей на транспортере рентгенотелевизионного интроскопа, регулирует загрузку транспортера, информирует специалиста по досмотру № 3 о необходимости остановки транспортера рентгенотелевизионного интроскопа;
 предлагает пассажирам пройти через рамку стационарного металлоискателя;
 проводит досмотр крупногабаритных вещей, находящихся при пассажирах, габариты которых превышают диаметр тоннеля интроскопа, ручным (контактным) методом;
участвует при необходимости в личном (индивидуальном) досмотре пассажиров;
Специалист по досмотру N 3:
 определяет содержимое вещей по теневому изображению на экране рентгенотелевизионного интроскопа;
 останавливает при обнаружении в досматриваемых вещах предметов и веществ, запрещенных к перевозке, представляющих повышенную опасность либо имеющих криминальный характер (оружие, боеприпасы, взрывные устройства), транспортер рентгенотелевизионного интроскопа и сообщает об этом старшему пункта досмотра;
 проводит досмотр вещей, находящихся при пассажирах, ручным (контактным) методом до полной уверенности в отсутствии в них запрещенных предметов и веществ;
 принимает решение об изъятии запрещенных предметов и веществ, выявленных в ходе досмотра, и о допуске вещей пассажира в стерильную зону;
 участвует при необходимости в личном (индивидуальном) досмотре пассажиров;
Специалист по досмотру N 4:
 наблюдает за показанием сигнальных устройств стационарного металлоискателя, не допуская его обхода пассажирами;
 в случае появления сигнала стационарного металлоискателя:
 предлагает пассажиру выложить на стол имеющиеся у него в одежде или на теле металлические предметы и повторно пройти через стационарный металлоискатель;
 определяет места металлических предметов у пассажира с помощью ручного металлоискателя;
 проводит при необходимости досмотр вещей, находящихся при пассажирах, ручным (контактным) методом и участвует в личном (индивидуальном) досмотре пассажиров;
 сообщает о необходимости проведения более тщательного досмотра пассажира старшему пункта досмотра;
 принимает решение об изъятии запрещенных предметов и веществ, выявленных в ходе досмотра, и о допуске пассажира в стерильную зону;
Специалист по досмотру № 5 (старший пункта досмотра):
 осуществляет контроль за деятельностью группы досмотра по соблюдению технологического процесса проведения предполетного досмотра;
 оформляет документально изъятие запрещенных к перевозке веществ и предметов;
 организует и при необходимости участвует в досмотре вещей, находящихся при пассажирах, ручным (контактным) методом и личном (индивидуальном) досмотре пассажиров;
 организует досмотр вещей, находящихся при пассажирах, габариты которых превышают диаметр тоннеля интроскопа, ручным (контактным) методом;
 не допускает пассажиров, членов экипажей воздушных судов и обслуживающий персонал авиапредприятий, не прошедших предполетный досмотр, в стерильную зону;
 при необходимости может исполнять функции специалистов по досмотру № 1, 2, 3 и 4.
В течение всей работы смены в пункте досмотра регулярно осуществляется ротация специалистов группы досмотра на рабочих местах. Непрерывное наблюдение сотрудником за изображением на экране рентгеновской установки не должно превышать 20 минут, с перерывом — не менее 40 минут (Руководство по безопасности ИКАО Doc 8973).
При малом пассажиропотоке администрацией аэропорта может быть сокращен состав пункта досмотра до трех сотрудников службы авиационной безопасности, при этом должно соблюдаться условие беспрерывной работы за интроскопом не более 20 минут в час.
При досмотре багажа, грузов, почты и бортовых запасов воздушного судна состав группы досмотра определяется администрацией аэропорта, но в любом случае должен составлять не менее трех сотрудников службы авиационной безопасности в одном пункте досмотра, при условии беспрерывной работы за интроскопом не более 20 минут в час.
Специалисты группы досмотра, свободные от исполнения своих обязанностей, при совершении пассажиром правонарушения в процессе проведения досмотра, по согласованию со старшим смены досмотра могут участвовать в качестве свидетелей.
Сотрудники службы авиационной безопасности, осуществляющие досмотр, за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, злоупотребление служебным положением, в результате которого на борт воздушного судна были пронесены опасные предметы или вещества, создавшие угрозу безопасности полета, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

1.4 Порядок проведения предполетного досмотра

Предполетный досмотр пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, проводится с применением технических и специальных средств и (или) ручным (контактным) методом, а на аэродромах местных воздушных линий или на посадочных площадках, на которых нет пунктов досмотра и отсутствуют стационарные средства досмотра, — ручными металлоискателями и ручным (контактным) методом, а багажа и вещей, находящихся при пассажирах, — только ручным (контактным) методом.
Предполетный досмотр членов экипажа воздушного судна и авиационного персонала гражданской авиации проводится в пунктах досмотра на общих основаниях или в пунктах досмотра, оборудованных на контрольно-пропускных пунктах аэропорта.
Члены экипажа воздушного судна допускаются к предполетному досмотру после предъявления задания на полет.
Предполетный досмотр пассажира с использованием технических и специальных средств проводится в следующем порядке:
 производится проверка билета и/или посадочного талона, оформленных в установленном порядке,
 сканирование содержащегося в посадочном талоне штрихового кода (при его наличии),
 сверка документа с личностью пассажира и данными билета и посадочного талона,
 содержащимися в том числе в штриховом коде, при входе в пункт досмотра предлагается заявить об имеющихся у пассажира предметах и веществах, запрещенных к перевозке на борту воздушного судна, а также вещах, принятых от посторонних лиц (посылки, свертки и т.п.) для перевозки;
 предлагается выложить имеющиеся у пассажира в одежде предметы, содержащие металл (портсигары, ключи, пачки сигарет и т.п.), снять верхнюю одежду (пальто, куртка, плащ, пиджак, свитер, джемпер, пуловер, кофта и т.п., головной убор), ремень (пояс) шириной более 4,0 см или толщиной более 0,5 см, обувь за исключением обуви с высотой каблука менее 2,5 см и с подошвой толщиной менее 1,0 см и уложить все в лотки, корзины, поставить на транспортер рентгенотелевизионного интроскопа;
 предлагается пассажиру пройти через рамку стационарного металлоискателя;
 проводится досмотр содержимого багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, верхней одежды (пальто, куртка, плащ, пиджак, головной убор), ремня, обуви;
При срабатывании сигнализации стационарного металлоискателя:
 уточняются места расположения металлических предметов в одежде пассажира с помощью ручного металлоискателя;
 предлагается пассажиру повторно пройти через рамку стационарного металлоискателя после извлечения и проверки металлических предметов;
 производится досмотр пассажира с помощью ручного металлоискателя и ручным (контактным) методом досмотра при повторном срабатывании сигнализации.
В ходе проведения предполетного досмотра в целях выявления признаков, указывающих на потенциальную угрозу, рекомендуется обращать внимание на такие особенности поведения пассажиров, как повышенная нервозность, обеспокоенность, суетливость. В случае выявления таких признаков необходимо проводить психологический опрос (профайлинг) пассажира для определения степени его потенциальной опасности.
Багаж и вещи, находящиеся при пассажире, который определен как потенциально опасный, подвергаются ручному (контактному) методу досмотра.
При проведении предполетного досмотра пассажиров, членов экипажа воздушного судна, авиационного персонала наряду с использованием технических и специальных средств может применяться ручной (контактный) метод досмотра.
Ручной (контактный) метод досмотра проводится при поступлении сообщения о готовящемся захвате либо угоне воздушного судна, выполняющего конкретный рейс или следующего в определенном направлении, а также при отсутствии технических и специальных средств в пункте досмотра.
Ручной (контактный) метод проводится при досмотре:
 пассажиров в просторной одежде, скрывающей очертания его тела;
 вещей, внутреннее содержание которых нельзя определить с помощью технических и специальных средств;
 багажа и вещей пассажира, определенного как потенциально опасного;
 всех пассажиров во время повышенной угрозы совершения акта незаконного вмешательства на воздушное судно определенного рейса.
При обнаружении у пассажира или в его багаже и вещах признаков или элементов взрывного устройства вызываются специалисты по взрывным устройствам — пиротехники.
При проведении предполетного досмотра с использованием технических и специальных средств необходимо:
 проверять радио- и телеаппаратуру, фото- и киноаппаратуру, аудио- и видеотехнику, сотовые телефоны, персональные компьютеры, игрушки (полые и мягкие);
 включать и проверять работоспособность электронных и электрических приборов (при наличии подозрений);
 осматривать футляры (чехлы), вскрывать и проверять блоки питания, кассетные ниши, а также пленочные камеры (включение аппаратуры, вскрытие крышек блока питания и кассетных ниш осуществляет пассажир);
 проверять дополнительно визуально емкости с жидкостями и термосы.
С музыкальных инструментов, которые по габаритам не могут быть досмотрены с помощью технических и специальных средств, снимать чехлы, вскрывать футляры, потряхивать их, отверстия и полости осматривать с использованием специального поворотного зеркала.
В пассажирском салоне воздушного судна разрешается перевозить вещи и предметы, требующие особых мер предосторожности при обращении с ними: кино-, фотоаппаратуру, теле-, радиоаппаратуру, электронные приборы, музыкальные инструменты, изделия из стекла, фарфора, керамики, органы и ткани человека, кровь и ее компоненты, образцы биологических материалов человека, предназначенные для лечебно-диагностических целей, в том числе для гемотрансфузии или трансплантации (далее — биологические материалы).
Досмотр биологических материалов осуществляется без вскрытия упаковки, визуально с проверкой документов, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, в том числе актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и (или) законодательством Российской Федерации, устанавливающими порядок перевозки биологических материалов, а при наличии подозрений, указывающих на нахождение в них предметов, запрещенных к перевозке, — без вскрытия упаковки ручным (контактным) методом.
Животные, птицы, рептилии и другие представители фауны, имеющие соответствующие ветеринарные справки и допущенные к перевозке на борту воздушного судна, а также клетки, в которых они перевозятся, досматриваются визуально, а при наличии подозрений досмотр проводится ручным (контактным) методом.
Предметы, которые могут быть использованы в качестве орудия нападения (топор, пила, ледоруб, арбалет, пневматическое оружие, ружье для подводной охоты и т.п.), перевозятся только в багаже.
Сотрудники Федеральной службы охраны Российской Федерации, находящиеся при исполнении служебных обязанностей (имеющие служебные заграничные паспорта, служебные и командировочные удостоверения установленного образца), при сопровождении объектов государственной охраны и сопровождаемые ими объекты государственной охраны, а также их вещи досмотру не подлежат.
Пассажиры с дипломатическим статусом, обладающие дипломатическим иммунитетом, сотрудники Главного центра специальной связи Федерального агентства связи проходят предполетный досмотр на общих основаниях, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Предполетный досмотр багажа и вещей, находящихся при пассажирах с дипломатическим статусом, проводится на общих основаниях.
Сотрудники Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации, Межправительственной фельдъегерской связи, сопровождающие корреспонденцию, проходят предполетный досмотр в пунктах досмотра членов экипажа воздушного судна и авиационного персонала гражданской авиации, а при их отсутствии — в пунктах досмотра пассажиров вне очереди.
Вооруженные сотрудники Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации, Межправительственной фельдъегерской связи, сопровождающие почтовые отправления (корреспонденцию), обязаны иметь отметку в командировочном удостоверении (предписании) о наличии оружия и боеприпасов. Оружие, боеприпасы и спецсредства у них на период полета не изымаются.
Предполетный досмотр пассажиров, обслуживаемых в залах официальных лиц и делегаций, проводится в пунктах досмотра, оборудованных в этих залах.
Предполетный досмотр личного состава маршрутного караула Федеральной службы исполнения наказаний, осуществляющего сопровождение конвоируемых лиц, и обыск осужденных перед посадкой на борт воздушного судна проводится в соответствии с Инструкцией по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию, утвержденной совместным Приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Выделение специальных помещений для временного размещения конвоируемых граждан возлагается на администрацию аэропорта.
Пассажиры, имеющие имплантированные аппараты, стимулирующие сердечную деятельность, подвергаются ручному (контактному) методу досмотра без применения технических и специальных средств.
Зарегистрированный багаж пассажиров размещается на борту воздушных судов, не имеющих изолированных багажных отсеков, так, чтобы пассажиры в полете не могли получить к нему доступ.
Условия, предъявляемые к перевозке на борту воздушного судна в зарегистрированном багаже пассажиров опасных веществ и предметов, определены в перечне основных опасных веществ и предметов, запрещенных (разрешенных с соблюдением требуемых условий) к перевозке на борту воздушного судна членами экипажа и пассажирами в зарегистрированном багаже и вещах, находящихся при пассажирах.
При предполетном досмотре пассажира обнаруженные опасные предметы и вещества, которые могут быть использованы в качестве орудия нападения, но не запрещенные к перевозке на борту воздушного судна, упаковываются пассажиром и перевозятся в качестве зарегистрированного багажа.
При обнаружении взрывоопасных, ядовитых, отравляющих и радиоактивных веществ на пункт досмотра немедленно вызываются соответствующие специалисты (взрывотехники, работники гражданской обороны). До прибытия специалистов предпринимать самостоятельные действия по обезвреживанию взрывоопасных, ядовитых, отравляющих и радиоактивных веществ запрещается.
Обнаруженные при досмотре пассажиров и членов экипажа воздушного судна опасные предметы и вещества, находящиеся в свободной продаже, но запрещенные к перевозке на борту воздушных судов, изымаются с оформлением акта обнаружения и изъятия у пассажира и члена экипажа воздушного судна при производстве досмотра запрещенных к перевозке опасных грузов, предметов или веществ (Приложении 1), регистрируются в журнале учета актов обнаружения и изъятия у пассажиров и членов экипажа воздушного судна запрещенных к перевозке опасных грузов, предметов или веществ (Приложение 2) и передаются на хранение в специально оборудованный склад аэропорта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Досмотр багажа, проведенный в отсутствие пассажира, оформляется актом досмотра багажа в отсутствие пассажира (Приложение 3) и регистрируется в журнале учета актов досмотра багажа в отсутствие пассажира (Приложение 4).
При проведении предполетного досмотра пассажира и его ручной клади в билете и (или) посадочном талоне (за исключением случаев оформления билета и (или) посадочного талона в электронном виде) ставится отметка о прохождении предполетного досмотра, и пассажир направляется в стерильную зону.
В случае если посадочный талон оформлен в электронном виде, информация о прохождении предполетного досмотра вносится в информационную систему, включающую в себя электронную базу данных досмотра.
Контроль за пассажирами в стерильной зоне, а также проверка отметок на билетах и (или) посадочных талонах (за исключением случаев оформления билетов и (или) посадочных талонов в электронном виде) о прохождении предполетного досмотра пассажирами, в том числе транзитными, у выхода на посадку из терминала или у трапа воздушного судна осуществляется работниками службы организации пассажирских перевозок аэропорта, авиационного предприятия, эксплуатанта.
В случае если посадочный талон оформлен в электронном виде, работниками службы организации пассажирских перевозок аэропорта, авиационного предприятия, эксплуатанта проверяется информация о прохождении пассажиром предполетного досмотра на основании сведений, содержащихся в информационной системе, включающей в себя электронную базу данных досмотра.
1.5 Предполетный досмотр транзитных и трансферных пассажиров

Предполетный досмотр транзитных и трансферных пассажиров, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, в промежуточных аэропортах проводится на общих основаниях до входа в стерильную зону и смешивания с прошедшими предполетный досмотр пассажирами, для которых данный пункт перевозки является начальным.
С целью исключения контакта с пассажирами, не прошедшими предполетный досмотр в аэропорту, могут быть оборудованы залы прибытия/вылета для размещения транзитных и трансферных пассажиров с вещами, находящимися при пассажирах.
Транзитные и трансферные пассажиры не допускаются к своему зарегистрированному багажу.
При невыполнении пунктов 80 и 81 настоящих Правил транзитные и трансферные пассажиры, в том числе вещи, находящиеся при пассажирах, подлежат повторному предполетному досмотру на общих основаниях.
Багаж трансферных пассажиров, прибывший из аэропортов стран, с которыми Российская Федерация не заключила соглашения о признании применяемых стандартов авиационной безопасности, в промежуточном аэропорту подлежит обязательному предполетному досмотру до смешивания с досмотренным багажом пассажиров, для которых данный пункт перевозки является начальным.
Багаж трансферных пассажиров, прибывший из аэропортов стран, с которыми Российская Федерация заключила соглашения о признании применяемых стандартов авиационной безопасности, не подвергается обязательному предполетному досмотру в промежуточном аэропорту в случае, если данный багаж во время наземного обслуживания в промежуточном аэропорту находится под контролем сотрудников служб авиационной безопасности и доступ к нему исключается.
Багаж трансферных пассажиров при внутренних воздушных перевозках, а также багаж трансферных пассажиров, вылетающих из промежуточного аэропорта за пределы Российской Федерации (кроме багажа, указанного в абзаце первом настоящего пункта), не подвергается обязательному предполетному досмотру в промежуточном аэропорту в случае, если данный багаж во время наземного обслуживания в промежуточном аэропорту находится под контролем сотрудников служб авиационной безопасности и доступ к нему исключается.
Багаж трансферных и транзитных пассажиров при изменении маршрутов по их инициативе повторно досматривается и отправляется тем же рейсом, что и пассажиры.
Сотрудники Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации, сопровождающие корреспонденцию, имеют право оставаться на борту воздушного судна в пунктах промежуточных посадок и производить обмен корреспонденцией в салонах самолетов во время их стоянок, лично присутствовать при выгрузке (загрузке) корреспонденции из багажного отсека от момента вскрытия багажного отсека до его закрытия.
Сотрудники кинологических служб могут присутствовать при погрузке (выгрузке) в (из) воздушное судно контейнеров (клеток) со служебными собаками.

Глава 2. Анализ проведения предполетного досмотра в аэропорту «Домодедово» и предложение по его совершенствованию
2.1 Основная характеристика аэропорта «Домодедово»
История аэропорта началась 13 ноября 1954 года, когда Совет министров СССР принял решение о строительстве второго московского аэропорта гражданского воздушного флота в районе деревни Елгозино Подольского района Московской области. С таким предложением выступило Главное управление гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР.
21 декабря 1955 года Совет утвердил проектное задание. Через год одновременно с началом строительства вышел приказ № 9 начальника Главного управления ГВФ «О создании Дирекции строительства второго московского аэропорта и назначении директором т. Иванова И. П.». Первоначально проект именовался «Москва II» и был закреплён за Дирекцией как объект № 306.
Днём рождения аэропорта Домодедово считается 7 апреля 1962 года. В этот день вышел приказ начальника Главного управления гражданского воздушного флота № 200 «Об организации Московского аэропорта Домодедово», в тексте которого значилось: «Организовать в составе Московского управления транспортной авиации ГВФ аэропорт Домодедово и впредь именовать его московский аэропорт Домодедово».
После образования в 1963 году линейно-эксплуатационных ремонтных мастерских и выхода соответствующих приказов из аэропорта начали выполняться грузовые и почтовые рейсы на самолётах «Ту-104» и «Ил-18»[12].
25 марта 1964 года из Домодедова вылетел первый пассажирский рейс самолётом «Ту-104» по маршруту Москва — Свердловск. 20 мая 1965 года состоялось открытие аэровокзального комплекса[13].. Регулярные пассажирские рейсы начали выполняться в 1966 году.
Аэропорт в 1974 году
Аэропорт, находящийся на юго-востоке Московской области, задумывался как узловой для дальнемагистральных полётов в Сибирь, на Дальний Восток и в Среднюю Азию, кроме того, аэропорт обслуживал среднемагистральные маршруты в Поволжье и на Урал[14]. В Домодедове базировались самолёты семейств Ил и Ту.
С начала 1990-х годов аэропорт в результате приватизации перешёл под контроль частной туристической компании (впоследствии также авиакомпании) «Ист Лайн», созданной уральскими предпринимателями Антоном Баковым и Дмитрием Каменщиком. В 1992 году их усилиями аэропорт получил статус международного (распоряжение Правительства РФ от 13 июля 1992 г. N 1262-р Об открытии аэропорта Домодедово (Москва) для международных полётов[15]). Баков вышел из бизнеса в 1994 году, Каменщик до сих пор возглавляет компанию[16].
В 1999 году началась реконструкция аэровокзального комплекса. Она проводилась в рамках Комплексной программы развития аэропорта до 2003 года, которая была утверждена Правительством Московской области и коллегией Федеральной авиационной службы РФ. В её рамках прошла практически полная реконструкция аэровокзального комплекса, который открылся в 2000 году. Деятельность аэропорта на время всего периода работ не прекращалась.
С 2004 по 2008 год проводилось расширение пассажирских терминалов. До 2013 года руководство московского аэропорта Домодедово планировало увеличить площадь аэровокзального комплекса до 500 000 м²[17].
В 2011 году в рамках премии «World Airport Awards» аэропорт был признан лучшим в Восточной Европе[18].
В феврале 2011 года президент России Дмитрий Медведев потребовал установить личность владельца аэропорта, им оказался Дмитрий Каменщик.[19]
К ЧМ-2018 в аэропорту готовилось несколько нововведений: открытие нового сегмента пассажирского терминала с атриумом и тремя панорамными лифтами, строительство новой многоярусной стоянки, строительство новой взлётно-посадочной полосы[20].
В 2019 г. аэропорт открыл перед аэровокзалом шестиполосную автомобильную эстакаду с зоной посадки и высадки пассажиров, расположенной в 30 метрах от терминала. Это часть будущей двухуровневой развязки, которая разделит потоки автомобилей на «вылет» и «прилёт». Также был открыт заезд с эстакады на многоуровневую стоянку[21].
В сентябре 2019 г. в аэропорту был расширен аэровокзал — открылся западный атриум в зоне прилёта внутренних воздушных линий. Общая площадь терминала выросла на 6,8 тыс. кв. м[
Международный аэропорт Домоде́дово имени М. В. Ломоносова (ИАТА: DME, ИКАО: UUDD) — международный аэропорт федерального значения[4], один из четырёх основных аэропортов Москвы и Московской области, второй по объёму пассажиропотока в РФ[5]. Расположен на границе городского округа Домодедово и Раменского района Московской области, в 45 километрах к юго-востоку от центра Москвы, в 22 километрах от МКАД. Официальное название — «Москва (Домодедово)»[6] имени Михаила Ломоносова.
Обслуживает регулярные рейсы по России, также в Европу, Азию и Африку и является вторым по величине пассажиропотока российским аэропортом после Шереметьево, является московским хабом глобального альянса Oneworld и в частности второй по величине пассажиропотока авиакомпании России — S7 Airlines.

2.2 Анализ пассажиропотока аэропорта «Домодедово»
Аэропорт «Домодедово» входит в двадцатку самых загруженных аэропортов Европы.
За последние несколько лет проходимость аэропорта значительно снизилась, особенно это заметно в период с 2019 по 2020 год в период начала короновирусной инфекции. Данные анализа представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Анализ пассажиропотока аэропорта «Домодедово» в период с 2017-2020 г.
Объем пассажиров в 2017 г. Всего составил 30.6 млн. человек из них на внутренних рейсах пассажиропоток составлял 17 млн. человек, а на международных рейсах 13.7 млн. человек.
В 2018 году общий объем пассажиров составил 29.4 млн. человек, из них на внутренних рейсах пассажиропоток составлял 16.1 млн. человек, а на международных рейсах 13.3 млн. человек.
В 2019 году общий объем пассажиров составил 28.25 млн. человек, из них на внутренних рейсах пассажиропоток составлял 16.4 млн. человек, а на международных рейсах 11.8 млн. человек.
В 2020 году общий объем пассажиров составил 16.4 млн. человек, из них на внутренних рейсах пассажиропоток составлял 13.5 млн. человек, а на международных рейсах 2.8 млн. человек.

2.3 Оснащение зоны предполетного досмотра аэропорта «Домодедово»
Московский аэропорт Домодедово уделяет особое внимание мерам авиационной безопасности, целью которых является защита жизни и здоровья пассажиров и посетителей аэропорта, объектов аэропортового комплекса, а также предупреждение и пресечение незаконного оборота оружия, взрывчатых материалов и иных опасных предметов. Для решения этих задач создано специальное предприятие Domodedovo Security
В целях обеспечения эффективного предполетного досмотра Службой авиационной безопасности используются современные технические средства: системы миллиметрового сканирования, рентгенотелевизионные интроскопы, газоанализаторы, переносные детекторы взрывчатых веществ и т.д.
В настоящий момент в аэропорту Домодедово все пункты досмотра пассажиров оборудованы сканерами нового поколения SafeScout 100, позволяющими организовать процедуру досмотра пассажиров максимально быстро и эффективно. Технология обеспечивает обнаружение скрытых на теле человека предметов из металла, дерева, керамики, пластмассы и других материалов. Аппарат излучает активные миллиметровые волны, которые, не проникая через кожу человека, отражаются от него при чрезвычайно низких уровнях мощности и абсолютно безвредны. Использование сканера ускоряет процесс прохождения пассажирами процедуры досмотра: каждое сканирование занимает примерно 3 секунды. Весь процесс проверки, включая анализ полученных данных, составляет около 10 секунд.
В аэропорту используется автоматическая система сортировки багажа, включающая интегрированную многоуровневую систему досмотра багажа, позволяющую в автоматическом режиме выявлять предметы, запрещенные к перевозке на воздушных судах. Особенностью системы является применение уникальной комбинации различных технологий – многолучевого сканирования, компьютерной томографии и дифракции, впервые примененной в России. В настоящий момент действует четырехуровневая система досмотра багажа
Интроскоп- это прибор для наблюдения за процессами, протекающими внутри непрозрачных тел и устройств, например путём просвечивания с помощью рентгеновского аппарата или обследования ультразвуковыми приборами. (рисунок 2)

Рисунок 2- интроскопа HI-SCAN
Интроскоп HI-SCAN 6046si оснащен мощным рентгеновским генератором, электронным оборудованием нового поколения и новейшей детекторной линейкой высокого разрешения. Благодаря оптимизированной технологии, система работает на уровне, которого ни разу не удавалось достичь ранее.
HI-SCAN 6046si создает расширенные рентгеновские изображения с удвоенным числом реальных физических пикселей. Значительно увеличенное разрешение изображения сканируемых объектов – решающее преимущество для анализа изображения в охраняемых зонах.
К тому же, тоннель HI-SCAN 6046si выше обычного, что позволяет сканировать объекты, превышающие по размеру стандартную ручную кладь в авиационной практике.
В таблице 1 приведены сравнительные характеристики HI-SCAN 9075 и Rapiscan 628XR.
Таблица 1- Сравнительная характеристика интроскопов
Характеристики HI-SCAN 9075 Rapiscan 628XR

Длина, мм 3040 3798
Ширина, мм 1290 1410
Высота, мм 1840 2124
Ширина туннеля, мм 910 1000
Высота туннеля, мм 770 1000
Анодное напряжение, кВ 140 160
Проникновение по стали (гарантировано), мм 28 35
Проникновение по стали (стандарт) , мм 30 37
Разрешение (гарантировано), AWG 36 38
Разрешение (стандарт), AWG 38 40

Радиоволновый сканер «SafeScout» (Provision) L3 Communications- высокоэффективная и безопасная система обнаружения любых веществ, материалов и изделий на теле и в одежде человека. Основное назначение обнаружение опасных веществ и изделий из любых материалов:

  • взрывчатых веществ, взрывных устройств, боеприпасов, огнестрельного и холодного оружия, в том числе изготовленного не из металла
  • наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых и других опасных веществ
  • радиоактивных и биологических материалов (рисунок 3)

Рисунок 3- Радиоволновый сканер «SafeScout»

Радиоволновый сканер SafeScout (Provision) производства компании «L3 Communications» (США) предназначен для оснащения контрольно-пропускных пунктов организаций и предприятий для бесконтактного, безопасного и оперативного досмотра граждан с целью предотвращения проноса на охраняемую территорию любых веществ, материалов и изделий размером от 3-5 мм.
Уникальная технология сканирования SafeScout (Provision) обеспечивает обнаружение скрытых в одежде и на теле человека объектов всего за 2-5 сек., в том числе конденсированных веществ любой консистенции, изделий из металла, дерева, стекла, керамики, пластмассы, резины и других материалов.
SafeScout (Provision) излучает радиоволны миллиметрового диапазона, которые, не проникая через кожу человека, отражаются от него при чрезвычайно низких уровнях мощности и абсолютно безвредны. Мощность радиосигнала сканера SafeScout (Provision) в 10000 раз ниже мощности излучаемого сигнала мобильного телефона и соответствует известным стандартам безопасности.
Сканирование не оказывает вредного воздействия даже на людей с кардиостимуляторами, беременных женщин, детей и не имеет каких-либо медицинских ограничений по применению.
Отличительными свойствами сканера SafeScout (Pro-Vision) являются его уникальная пропускная способность — до 600 человек в час, отсутствие вредного воздействия на досматриваемых субъектов и операторов (в отличие от рентгеновского сканирования), широчайший спектр обнаруживаемых предметов, высокая информативность трехмерных голографических изображений, получаемых всего за одно сканирование человека, универсальность применения, эргономичный дизайн, удобство в эксплуатации, одна из самых низких стоимостей владения в классе досмотровых систем. Дополнительные опции сканера SafeScout (Provision) позволяют организовать удаленное управление процессом досмотра, а также создать сетевую конфигурацию комплекса, состоящего из нескольких сканеров с распределенным управлением и передачей результатов сканирования.
Сканеры, установленные в целом ряде аэропортов и крупных промышленных объектов, прошли длительное опытно-промышленное тестирование, получили высокую оценку пользователей, работают в настоящее время в штатном режиме и зарекомендовали себя как эффективное и надежное средство безопасности. Основные технические характеристики представлены в таблице 2.

Таблица 2- Основные технические характеристики SafeScout
Метод сканирования Активная радиолокация
Угол сканирование поверхности субъекта 360 градусов (с перекрытием боковых зон) без изменения положения субъекта в пространстве
Одновременное сканирование фронтальной и тыльной поверхности тела субъекта
Время сканирования и вывода результатов сканирования на монитор оператора 2 сек.
Вид исполнения Стационарное портальное
Безопасность Полное отсутствие в конструкции прибора излучателей радиоактивного, рентгеновского и прочего жесткого излучения
Полная защита сканируемого субъекта от контакта с движущими частями и механизмами
Материал каркаса Сталь
Материал внутренних и внешних стен Радиопрозрачный полимерный материал
Материал основания Комбинированный (стальной каркас/алюминий/ древесноволокнистая плита с защитой от истирания/полимерное покрытие/антистатическая электрозащитная резина)
Привод антенн Защищенный электромеханический
Диапазон рабочих частот активных приёмопередающих устройств 24.25 — 30 ГГц (имеется разрешение на ввоз на территорию РФ от ФГУП «Радиочастотный Центр»)
Рабочая станция Компьютер («все в одном»), системный блок — Client Pro 414 с монитором 17″, клавиатура, ручной манипулятор типа «мышь»
Программное обеспечение Рассчитано на функционирование в среде операционной системы Windows ХР
Электропитание рабочей станции 220-240V, 50Hz, 6А
Электропитание сканера 220-240V, 50Hz, 16А
Масса 816 кг
Размеры Высота — 2695 мм, ширина — 1948 мм, длина (с платформами для входа-выхода) — 2651 мм

Получаемые трехмерные голографические изображения результатов сканирования выводятся на монитор оператора для анализа, а также могут записываться в систему сбора и обработки информации. В комплект сканера SafeScout (Provision) входит компьютер с размером монитора 17″, с предустановленным специальным программным обеспечением. Специальное программное обеспечение рассчитано на функционирование в среде операционной системы Windows XP. Управление системой может производиться одним оператором — администратором. Вместе с тем, к ней могут подключиться ещё три оператора — контролера, для просмотра текущих изображений (контроля работы оператора — администратора).
Многозонный арочный металлодетектор для выявления скрытно проносимых металлических предметов. Металлодетектор GARRETT (рисунок 4) имеет высокую производительность, в сочетании с превосходными характеристиками, новейшими технологиями и оптимальной стоимостью. Выбор из более 15 специализированных программ, разработанных для различных ситуаций, позволяют GARRETT соответствовать требованиям по обеспечению безопасности объектов транспортной инфраструктуры.

Рисунок 4- Металлодетектор GARRETT

20 зон обнаружения — обеспечивают точное указание места обнаружения одного или нескольких предметов одновременно. Более 15 стандартных программ для различных условий применения. 200 уровней регулировки чувствительности Индивидуальная подстройка чувствительности каждой из зон. Автоматический выбор оптимальной рабочей частоты в зависимости от окружающей электромагнитной обстановки для отстройки от помех
Синхронизация металлодетекторов — применяемые передовые схемотехнические решения позволяют устанавливать несколько металлодетекторов рядом друг с другом, на расстоянии в 5 см
Технология на основе цифрового сигнального процессора (DSP) обеспечивает высокую чувствительность, помехозащищенность, дискриминацию сигнала, повышает точность обнаружения, и общую надежность металлодетектора.
Режим самодиагностики – автоматический, непрерывный.
Панели из устойчивого к царапинам ламинированного материала. Блок управления из упрочненного алюминия.
Защита от внешнего воздействия ветра, пыли, влаги (IP55)
Счетчик проходов — четыре настройки для подсчета посетителей: только на вход, только на выход, вычитание выхода, сумма вход и выход. Функция случайной тревоги (регулируется от 0 до 100 процентов)
Защита от несанкционированного доступа — три уровня доступа. Доступ к настройкам металлодетектора защищен 5-значным буквенно- цифровым кодом, который имеет 60 миллионов комбинации. Дополнительной мерой безопасности является наличие выключателя клавиатуры, который установлен внутри блока управления, запираемого на ключ.
Обнаружетель взрывчатых веществ и наркотиков «Itemiser 3 Enhanced»
Настольный детектор производства компании Morpho Detection, обладающий малым весом и обеспечивающий гибкость работы, позволяет одновременно обнаруживать положительные и отрицательные ионы, открывая тем усовершенствованные возможности для выявления присутствия взрывчатых веществ и контрабанды наркотиков.
Устройство Itemiser 3 Enhanced (рисунок 4) является первым в мире детектором следов химических соединений, который одновременно определяет присутствие положительных и отрицательных ионов, что позволяет выявлять широкий спектр взрывчатых веществ и наркотиков. Обнаружение как положительных, так и отрицательных ионов позволяет эффективно производить идентификацию с использованием только одной пробы. Устройство обеспечивает ускоренное и параллельное выявление взрывчатых веществ и наркотиков, а его конструкция является эргономичной и портативной.

Рисунок 5-Обнаружетель взрывчатых веществ «Itemiser 3 Enhanced»

В последние годы арсенал взрывчатых веществ, используемых террористическими группами, вышел за пределы круга веществ, которые легко могут быть идентифицированы с помощью инструментов, в которых используется обычная технология спектрометрии мобильности ионов (Ion Mobility Spectrometry; IMS). Обычные IMS инструменты работают в режиме определения только положительных или только отрицательных ионов, но не в обоих режимах одновременно.
Несмотря на то, что режим определения отрицательных ионов позволяет обнаруживать большинство взрывчатых веществ, некоторые взрывчатые вещества можно определить в режиме положительных ионов. Поэтому для того, чтобы исключить присутствие всех взрывчатых веществ при использовании обычных IMS детекторов, оператор должен отбирать пробы и проводить тестирование с применением двух отдельных детекторов.
Ловушкой для отбора проб, предназначенной для многократного использования, проводят по поверхности и затем вводят его в устройство Itemiser3 Enhanced для проведения анализа. (рисунок 6). Такой проверке, как правило, подвергаются багаж, грузы, транспортные средства.

Рисунок 6- Процесс проверки проб.

Пилот-М1 премиум (рисунок 7) — портативный обнаружитель (детектор) паров взрывчатых веществ предназначен для обнаружения зарядов взрывчатых веществ в негерметичных объемах и следов ВВ на поверхности обследуемых объектов.
Детектор позволяет обнаруживать следовые количества взрывчатых веществ на основе ТНТ, нитроглицерина (НГ), ТЭНа, ЭГДН, гексогена, октогена, тетрила и нитроцеллюлозных порохов, включая смесевые ВВ на их основе: SEMTEX (пластические и эластичные ВВ на основе гексогена, ТЭНа или их смеси), составы типа В (ТГ-20, ТГ-40, ТГ-60, МС, ТГАФ), типа С (С1, С2, С3, С4, ПВВ-4, ПВВ-5А, ПВВ-7, ПВВ-12М, ЭВВ-11, ЭВВ-32 и т.п.), Н-6, Cyclotol, HBX, Minol 2, аммотол (Amatol, скальный аммонит, аммонит № 6-ЖВ), Primacord, Primasheet, Tetritol, Tritonal, Cordit N, А-IX-1, А-IX-2, А-IX-20, октолы, окфолы и другие смесевые взрывчатые вещества отечественного и иностранного производства.

Рисунок 7.- Пилот-М1 премиум

Обнаружение осуществляется путем отбора проб воздуха с поверхности или из внутреннего объема обследуемых объектов, а также путем снятия следов с обследуемой поверхности специальными салфетками с последующим анализом проб на содержание характерных компонентов паров взрывчатых веществ.
Пробоотборное устройство с комплектом металлических сеток-концетраторов предназначено для сбора проб в труднодоступных местах (микрочастиц и паров взрывчатых веществ), и в условиях запыленной и задымленной атмосферы. Устройство питается от встроенной аккумуляторной батареи.
Использование детектора совместно с устройством нагрева пробы позволяет проводить анализ проб снятых с поверхности контролируемых объектов и тем самым существенно расширить его возможности, а именно:

  • детектировать взрывчатые вещества в газовой (пары) и твердой (микрочастицы) фазах;
  • расширить номенклатуру выявляемых ВВ за счет таких труднолетучих веществ, как гексоген, ТЭН, октоген и составов на их основе, в том числе пластических и эластичных ВВ;
  • уменьшить зависимость обнаружительных возможностей детектора от климатических условий: влажности, температуры и турбулентности воздуха;
  • проводить одновременный отбор проб в нескольких местах, используя автономное пробоотборное устройство и/или салфетки.

Рисунок 8- Ионограмма пробы
На цветной графический дисплей выводится информация об уровне сигнала и ионограмма (плазмограмма) пробы (рисунок 8). По месту расположения «пика» можно делать предварительный вывод о типе обнаруженного ВВ. Совместная работа детектора с ПЭВМ осуществляется по интерфейсу USB. В памяти детектора может сохраняться информация более миллиона ионограм (плазмограмм).

2.4 Разработка мероприятий для повышения уровня безопасности предполетного досмотра аэропорта «Домодедово»
Несмотря на то, что зона предполетного досмотра аэропорта «Домодедово» оснащена современным оборудованием, скорость прохождения его не увеличивается. В зависимости от разных особенностей пассажиров и их вещей досмотр может составлять как 3 минуты на пассажира, так и 10 минут.
В большей степени это связанно с огромной очередью на прохождение предполетного досмотра. Время на досмотр вещей пассажира не должен превышать 1.5 мин./сумка, но как показывает практика, времени на досмотр уходит гораздо больше, так как проекция интроскопа установленного в зоне предполетного досмотра пассажиров, выдает не четкую картинку и иногда сложно понять с первого раза, есть ли запрещенный к провозу предмет или нет.
Второй проблемой, которая увеличивает время и качество прохождения предполетного досмотра — скопления лотков для вещей пассажиров. Дело в том, что по технологии досмотра пассажиров в зоне предполетного досмотра, один из специалистов оказывает помощь в раскладке вещей для проверки их через интроскоп и этот же специалист должен следить за тем, чтобы лотки после проверки вещей пассажиров не скапливались, с другой стороны интроскопа. При большом объеме пассажиров эта технология нарушается, в следствии чего может быть увеличено время на прохождения предполетного досмотра или сам досмотр может пройти не качественно.
Для улучшения качества процесса предполетного досмотра предлагается замена имеющегося оборудования на более современный. Одним из таких оборудований является Томограф Rapiscan 920CT (рисунок 9).

Рисунок 9.- Томограф Rapiscan 920CT

920CT — инновационная система досмотра для багажа на основе технологии компьютерной томографии. За считанные секунды установка генерирует 3D-изображения в высоком разрешении, а передовые алгоритмы обнаружения практически автоматизируют процесс идентификации угрозы.
В системе 920CT применяется современная двухэнергетическая технология разделения материалов и сложные алгоритмы обнаружения, практически автоматизирующие идентификацию взрывчатых веществ и наркотических средств, удовлетворяя самым строгим мировым стандартам.
Система основана на технологии компьютерной томографии (КТ), которая отвечает как актуальным, так и будущим задачам, стоящим перед службой безопасности аэропортов.
Применяемая технология позволяет оставлять во время досмотра в багаже даже крупные электронные устройства и жидкости, что свидетельствует о высоких возможностях обнаружения угроз.
Система 920CT успешно интегрируется с системами возврата лотков Rapiscan Systems (TRS™). Сочетание 920CT и TRS повышает качество обслуживания в аэропортах за счет повышения безопасности, увеличения пропускной способности и эффективности работы персонала. Высокопроизводительная система обеспечивает наиболее высокую в своем классе скорость обработки багажа с минимальным числом ложных срабатываний.
Особенности:
 Трехмерное изображение в высоком разрешении
 Высоконадежная запатентованная конструкция с минимальным числом подвижных деталей
 Возможность досмотра багажа без изъятия электронных приборов и жидкостей
 Широкие возможности интеграции с автоматическими системами возврата лотков и обработки багажа
 Соответствие строгим требованиям международных стандартов.

Заключение

На современном этапе развития гражданской авиации требования по обеспечению безопасности воздушного транспорта существенно возросли и функционально трансформировались, что неотвратимо ставит задачу принципиального переосмысления и пересмотра проблем, задач и подходов к их решению с точки зрения соответствия новым реальностям.
Несмотря на высокий уровень организованности, технологичности, комфортности и безопасности, современная авиация по-прежнему остается высокорисковым транспортным средством и сложной технической системой повышенной опасности. Огромные усилия и средства на всех этапах жизненного цикла авиационных транспортных систем вкладываются участниками авиационной индустрии в обеспечение надежности, качества, устойчивости и безопасности современного воздушного транспорта. В соответствии с действующим законодательством практически все правоохранительные органы и специальные службы Российской Федерации так или иначе участвуют в обеспечении как транспортной, так и авиационной безопасности
В работе был проведен анализ обеспечения безопасности пассажиров и их багажа в аэропорту «Домодедово» и разработаны мероприятия направленных на её повышение.
Современная международная обстановка не дает каких-либо утешительных прогнозов на то, что в новом тысячелетии исчезнут проблемы в сфере безопасности. Террористическая и криминальная опасность вызывает озабоченность и вынуждает принимать меры по обеспечению безопасности граждан.
Основной задачей при перевозках воздушным транспортом является предоставление пассажирам комплексной системы безопасности, которую можно разделить на две составляющие:

  • во-первых, досмотр всех сотрудников и посетителей в аэропорту, призванный решать задачу фильтрации нежелательных (с точки зрения безопасности полетов) пассажиров и их багажа;
  • во-вторых, обеспечение полета согласно маршруту и расписанию в полном объеме.
    Для решения первой задачи используются различные досмотровые системы, некоторые из которых могут применяться даже для поиска наркотиков и других запрещенных к провозу веществ и предметов. Существующие в настоящее время технические и специальные средства для предполетного досмотра пассажиров делятся на следующие основные классы:
  • металлоискатели;
  • устройства радиационного контроля;
  • системы телевизионного и визуального контроля;
  • детекторы взрывчатых и наркотических веществ;
  • рентгеновские системы досмотра багажа (интроскопы) и пассажира.
    Анализ пассажиропотока аэропорта «Домодедово» позволили сделат ьвывод о том, что за последние несколько лет проходимость аэропорта значительно снизилась, особенно это заметно в период с 2019 по 2020 год в период начала короновирусной инфекции.
    Анализ проведения предполетного досмотра в аэропорту «Домодедово» показал, что в целях обеспечения эффективного предполетного досмотра Службой авиационной безопасности используются современные технические средства: системы миллиметрового сканирования, рентгенотелевизионные интроскопы, газоанализаторы, переносные детекторы взрывчатых веществ и т.д.
    В аэропорту используется автоматическая система сортировки багажа, включающая интегрированную многоуровневую систему досмотра багажа, позволяющую в автоматическом режиме выявлять предметы, запрещенные к перевозке на воздушных судах. Особенностью системы является применение уникальной комбинации различных технологий – многолучевого сканирования, компьютерной томографии и дифракции, впервые примененной в России. В настоящий момент действует четырехуровневая система досмотра багажа.
    Несмотря на то, что зона предполетного досмотра аэропорта «Домодедово» оснащена современным оборудованием, скорость прохождения его не увеличивается. В зависимости от разных особенностей пассажиров и их вещей досмотр может составлять как 3 минуты на пассажира, так и 10 минут.
    Для улучшения качества процесса предполетного досмотра предлагается замена имеющегося оборудования на более современный. Одним из таких оборудований является Томограф Rapiscan 920CT.
    Применяемая технология позволяет оставлять во время досмотра в багаже даже крупные электронные устройства и жидкости, что свидетельствует о высоких возможностях обнаружения угроз.

Список используемых источников и литературы
Нормативные источники:

  1. Российская Федерация. Законы. Воздушный кодекс Российской Федерации: [ВК]: по состоянию на 1 февраля 2016 г. — Москва: Проспект: КноРус, 2016. – 79 с. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 25 июля 2007 г. N 104 г. Москва «Об утверждении Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров».
  2. Приказ Минтранса России от 25.07.2007 N 104 (ред. от 30.03.2018) Об утверждении Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров.
  3. Приказ Минтранса России от 23.07.2015 N 227 (ред. от 11.01.2018) «Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности».

Литература:

  1. Артамонов Б.В., Волкова Л.П. Организация перевозки грузов на воздушном транспорте: Учебное пособие. М.:МГТУ ГА, 2019. – 255 с.
  2. Аэродромы. Приложение 14 к конвенции о международной гражданской авиации. Том1. Проектирование и эксплуатация аэродромов. —ИКАО, 2015.
  3. Аэропорты и авиакомпании, авиапоставщики 2015 (СНГ и Балтия) [Текст]: бизнес-справочник / [под ред. А. В. Пчелы]. — Москва: Авиатека, 2018. — 640 с.
    4.Большедворская Л. Г. Методология кадрового обеспечения государственной системы управления безопасностью полетов воздушного транспорта: диссертация… доктора технических наук: 05.02.22 / Большедворская Людмила Геннадьевна; [Место защиты: Моск. гос. техн. ун-т гражд. авиации]. — Москва, 2017. — 329 с.
    5.Брагин В.А., Ишин С.С., Маслаков В.П., Новиков В.А., Шрамко В.П. Основы авиационного менеджмента. — СПб.: ОЛАГА, 2016 — 216 с.
    6.Винокуров С. А. Организация инженерно-технической защиты международных аэропортов [Текст]: учебное пособие / С. А. Винокуров, С. А. Гречаный ; Воронежский ин-т МВД России. — Воронеж: Воронежский ин-т МВД России, 2015. — 78 с.
    7.Галабурда В. Г. Управление транспортной системой: учебник. — Москва: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2016. — 341 с.
    8.Егоров А.А., Чепига В.Е. Оптимизация управления транспортными процессами на основе тензорной методологии // В кн.: Материалы Всероссийской НК «Разработка и внедрение новых технологий на транспорте» -М.: МИИГА, 2017.-С. 37-42.
    9.Егорушкин И. Н. Предполетный досмотр [Текст]: учебное пособие / Егорушкин И. Н.; Саратовский юридический ин-т МВД России. — Саратов: Саратовский юридический ин-т МВД России, 2015. — 195 с.
    10.Елисов Л.Н. Введение в теорию авиационной безопасности/ Л. Н. Елисов, Н. И. Овченков, Р. С. Фадеев. — Ярославль: Филигрань, 2016. — 319 с.
    11.Еникеев Р. В. Методика управления безопасностью полетов в организациях по техническому обслуживанию воздушных судов: автореферат дис. … кандидата технических наук: 05.02.22 / Еникеев Руслан Валериевич; [Место защиты: Моск. гос. техн. ун-т гражд. авиации]. — Москва, 2016. – 17 с.
    18.Илькухин Н.1 Ю. Исследование технологий детектирования взрывчатых веществ в процедурах обеспечения авиационной безопасности: автореферат дис…. кандидата технических наук: 05.22.14 / Илькухин
  4. Никита Юрьевич; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т гражданской авиации]. — Санкт-Петербург, 2016. — 21 с.
    20.Коникова Е.В. Система поддержки принятия решения при оперативном управлении наземным обеспечением авиаперевозок // Научный вестник МГТУ ГА — 2015. — №118 С. 147-153.
    21.Коникова Е.В. Решение задач оперативного планирования и управления наземным обеспечением полетов на основе имитационной модели // Межвузовский тематический сборник научных трудов. Том IX. Ч. 1. С.-Пб: Академия ГА, 2016. С. 38-41.
    22.Куклев Е.А. Оценивание уровня безопасности полетов в гражданской авиации в рисковых ситуациях на основе цепей случайных событий // Наука и техника транспорта 2014. — №2 — С. 4-14.
    23.Маслаков В.П. Методы совершенствования системы управления авиатранспортного предприятия гражданской авиации. Автореферат дис. . доктора тех. наук. СПб., 2014. – 46 с.
    24.Мотин В. В. Организация предполетного досмотра авиапассажиров: учебное пособие / В. В. Мотин, Н. В. Муханов; МВД России, Федеральное гос. образовательное учреждение доп. проф. образования «Всероссийский ин-т повышения квалификации сотрудников МВД России», Центр подгот. сотрудников в сфере транспортной безопасности. — Домодедово, Московская обл.: ВИПК МВД России, 2014. — 77 с.
    25.Овченков Н. И. Методы динамической интеграции средств обеспечения авиационной безопасности аэропорта: автореферат дис. … кандидата технических наук: 05.22.14 / Овченков Николай Иванович; [Место защиты: Моск. гос. техн. ун-т гражд. авиации]. — Москва, 2015. — 19 с.
    26.Палагин Ю.И., Семенюта А.А., Тарамыко А.Е. Оптимизация транспортных процессов в логистических системах: Учебное пособие / Академия ГА. С-Петербург, 2014. — 85 с.
    27.Писаренко В. Н. Техническое обслуживание воздушных судов как система поддержания летной годности гражданской авиационной техники: [монография] / В. Н. Писаренко; Самарский научный центр Российской академии наук. — Самара: Изд-во СамНЦ РАН, 2017. — 169 с.
    28.Попова Л. И Технологии таможенного контроля. (Практикум). — Тюмень: Изд. Тюменского гос. унив — та, 2015. — 288 с.
    29.Рыбкина С. Г. Управление деятельностью аэропорта [Текст]: пособие по изучению дисциплины для студентов направления 23.03.01 заочной формы обучения / С. Г. Рыбкина ; Федеральное агентство воздушного трансп., Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. образования «Московский гос. технический ун-т гражданской авиации» (МГТУ ГА), Каф. орг. перевозок на воздушном трансп. — Москва: МГТУ ГА, 2016. — 16 с.
    30.Словарь-справочник по авиационной безопасности: Понятия, используемые при регулировании авиационной безопасности международной гражданской авиации / [авт.-совт.]: О. М. Алабина, А. А. Лаптев, И. Н. Петров. — Москва: Магистраль, 2015. — 430 с.
    31.Солуянов В. К. Управление качеством обслуживания авиапассажиров в аэропорту: диссертация … кандидата экономических наук: 08.00.05 / Солуянов Владимир Константинович; [Место защиты: Гос. ун-т упр.]. — Москва, 2016. — 153 с.
    32.Ткаченко Д. П. Надежность авиационной техники и обеспечения безопасности полётов: учебное пособие для студентов, обучающихся по основным образовательным программам высшего образования по направлению подготовки специалиста 24.05.07 «Самолёто-и вертолётостроение» / Д. П. Ткаченко, В. С. Олешко; под редакцией Д. П. Ткаченко; Министерство образования и науки Российской Федерации, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет). — Москва: Изд-во МАИ, 2017. — 87 с.
    33.Шаров В. Д. Методология управления риском безопасности полетов на уровне авиап
  5. Шаров Валерий Дмитриевич; [Место защиты: Моск. гос. техн. ун-т гражд. авиации]. — Москва, 2016. — 37 с.

Интернет-ресурсы:
1.Официальный интернет-сайт аэропорта «Домодедово». Режим доступа: www.dme.ru. – Название с экрана.
2.http://www.ato.ru/content/passazhiropotok-domodedovo-prodolzhil-padenie-s-nachala-goda

  1. https://security.wekey.ru/catalogue/dosmotr-bagazha-posylok-gruzov/rapiscan-920ct.html

Приложение 1.

Приложение 2.

Аэропорт ____

ЖУРНАЛ
учета актов обнаружения и изъятия у пассажиров
и членов экипажа воздушного судна запрещенных
к перевозке опасных грузов, предметов или веществ

N п/п Дата и N акта Фамилия имя и отчество пассажира Номер рейса Вид досмотра (личный, вещей, находящихся при пассажире, багажа, грузов, почты, бортовых запасов) Результат (что обнаружено) Фамилия имя и отчество пассажира, специалиста САБ
1 2 3 4 5 6 7

Приложение 3.

Приложение 4.

                              Аэропорт ________________

                          ЖУРНАЛ
   учета актов досмотра багажа в отсутствие пассажиров

N п/п Дата и N акта Фамилия, имя и отчество пассажира Номер рейса Фамилия, имя и отчество, наименование должности производившего вскрытие багажа Результат досмотра (что обнаружено)
1 2 3 4 5 6

Приложение 5.
Перечень основных опасных веществ и предметов, запрещенных (разрешенных с соблюдением требуемых условий) к перевозке на борту воздушного судна членами экипажа и пассажирами зарегистрированном багаже и вещах, находящихся при пассажирах

  1. Запрещено перевозить на борту воздушного судна членами экипажа и пассажирами в зарегистрированном багаже и в вещах, находящихся при пассажирах, следующие опасные вещества и предметы:
    1) взрывчатые вещества, средства взрывания и предметы, ими начиненные:
    пороха всякие, в любой упаковке и в любом количестве;
    патроны боевые (в том числе малокалиберные);
    патроны к газовому оружию;
    капсюли (пистоны) охотничьи;
    пиротехнические средства: сигнальные и осветительные ракеты, патроны сигнальные, посадочные шашки, дымовые патроны (шашки), спички подрывника, бенгальские огни, петарды железнодорожные;
    тротил, динамит, тол, аммонал и другие взрывчатые вещества;
    капсюли-детонаторы, электродетонаторы, электровоспламенители, детонирующий и огнепроводный шнур и т.д.;
    2) сжатые и сжиженные газы:
    газы для бытового пользования (бутан-пропан) и другие газы;
    газовые баллончики с наполнением нервно-паралитического и слезоточивого воздействия и т.д.;
    3) легковоспламеняющиеся жидкости:
    ацетон;
    бензин;
    пробы легковоспламеняющихся нефтепродуктов;
    метанол;
    метилацетат (метиловый эфир);
    сероуглерод;
    эфиры;
    этилцеллозола;
    4) воспламеняющиеся твердые вещества:
    вещества, подверженные самопроизвольному возгоранию;
    вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой:
    калий, натрий, кальций металлический и их сплавы, кальций фосфористый и т.д.;
    фосфор белый, желтый и красный и все другие вещества, относящиеся к категории воспламеняющихся твердых веществ;
    5) окисляющие вещества и органические перекиси:
    нитроцеллюлоза коллоидная, в гранулах или хлопьях, сухая или влажная, содержащая менее 25% воды или растворителя;
    нитроцеллюлоза коллоидная, в кусках, влажная, содержащая менее 25% спирта;
    нитроцеллюлоза сухая или влажная, содержащая менее 30% растворителя или 20% воды и т.д.;
    6) токсичные вещества;
    7) радиоактивные материалы;
    8) едкие и коррозирующие вещества:
    сильные неорганические кислоты: соляная, серная, азотная и другие;
    фтористо-водородная (плавиковая) кислота и другие сильные кислоты и коррозирующие вещества;
    9) ядовитые и отравляющие вещества:
    любые ядовитые сильнодействующие и отравляющие вещества в жидком или твердом состоянии, упакованные в любую тару;
    бруцин;
    никотин;
    стрихнин;
    тетрагидрофурфуриловый спирт;
    антифриз;
    тормозная жидкость;
    этиленгликоль;
    ртуть за исключением ртути, содержащейся в термометре медицинском, тонометре ртутном в стандартном футляре, барометре ртутном или манометре ртутном, упакованных в герметичный контейнер и опечатанных пломбой отправителя;
    (в ред. Приказа Минтранса России от 13.06.2017 N 223)
    (см. текст в предыдущей редакции)
    все соли синильной кислоты и цианистые препараты;
    циклон, цианплав, мышьяковистый ангидрид и т.д.;
    другие опасные вещества, предметы и грузы, которые могут быть использованы в качестве орудия нападения на пассажиров, экипаж воздушного судна, а также создающие угрозу полета воздушного судна;
    10) оружие:
    пистолеты, револьверы, винтовки, карабины и другое огнестрельное, газовое, пневматическое оружие, электрошоковые устройства, кортики, стилеты, десантные штык-ножи, за исключением случаев и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
    Подробный перечень опасных веществ и предметов, запрещенных к перевозке на борту воздушного судна членами экипажа и пассажирами, содержится в Технических инструкциях по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху (Doc 9284 AN/905 ИКАО).
  2. Разрешено перевозить на борту воздушного судна членами экипажа и пассажирами с соблюдением требуемых условий следующие предметы и вещества:
    1) в зарегистрированном багаже в грузовых, багажных отсеках воздушного судна с изолированным доступом пассажиров к багажу во время полета:
    2 арбалеты, ружья для подводной охоты, шашки, сабли, тесаки, ятаганы, палаши, мечи, шпаги, штыки, кинжалы, ножи: охотничьи, ножи с выбрасывающимися клинками, с запирающими замками, имитаторы любого вида оружия;
    3 хозяйственно-бытовые ножи (ножницы) с длиной клинка (лезвия) свыше 60 мм;
    4 алкогольные напитки с содержанием более 24%, но не более 70% алкоголя по объему в емкостях вместимостью не более 5 л, в таре, предназначенной для розничной торговли, — не более 5 л на одного пассажира;
    5 жидкости и алкогольные напитки с содержанием алкоголя по объему не более 24%;
    6 аэрозоли, предназначенные для использования в спортивных или бытовых целях, выпускные клапаны баллончиков которых защищены колпачками от самопроизвольного выпуска содержимого, в емкостях вместимостью не более 0,5 кг или 500 мл — не более 2 кг или 2 л на одного пассажира;
    7 термометр медицинский, содержащий ртуть, в стандартном футляре — один на пассажира;
    2) в вещах, находящихся при пассажирах:
     термометр медицинский, не содержащий ртуть;
     тонометр ртутный в стандартном футляре — один на пассажира;
     барометр или манометр ртутный, упакованный в герметичный контейнер и опечатанный пломбой отправителя;
     одноразовые зажигалки — одна на пассажира;
     сухой лед для охлаждения скоропортящихся продуктов — не более 2 кг на пассажира;
     3% перекись водорода — не более 100 мл на пассажира;
    жидкости, гели и аэрозоли, относящиеся к неопасным:
     в емкостях вместимостью не более 100 мл (или эквивалентной емкостью в других единицах измерения объема), упакованные в надежно
     закрывающийся прозрачный пластиковый пакет объемом не более 1 л — один пакет на пассажира.
    Жидкости в контейнерах емкостью более 100 мл к перевозке не принимаются даже в том случае, если емкость заполнена лишь частично, за исключением:
     лекарственных препаратов, специальных диетических продуктов, детского питания, в том числе материнского молока, в количестве, необходимом на время полета;
     лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, при наличии документов, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, в том числе актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и (или) законодательством Российской Федерации, подтверждающих назначение пассажиру указанных лекарственных препаратов с указанием их наименования и количества, в количестве, необходимом на время полета;
     биологических материалов при наличии у пассажира документов, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, в том числе актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и (или) законодательством Российской Федерации, устанавливающими порядок перевозки биологических материалов.
    Жидкости, приобретенные в магазинах беспошлинной торговли в аэропорту или на борту воздушного судна, должны быть упакованы в надежно запечатанный (опломбированный) пластиковый пакет, обеспечивающий идентификацию доступа к содержимому пакета в течение полета, на котором имеется достоверное подтверждение того, что эта покупка произведена в аэропортовых магазинах беспошлинной торговли или на борту воздушного судна в день (дни) поездки.
    Администрация аэропорта, авиапредприятия, эксплуатанта вправе принимать решение о введении дополнительных мер по обеспечению авиационной безопасности на рейсах с повышенной опасностью, вследствие чего запрещать перевозку в салоне воздушного судна следующих предметов:
     штопоры;
     иглы для подкожных инъекций (если не будет представлено медицинское обоснование);
     вязальные спицы;
     ножницы с длиной лезвия менее 60 мм;
     складные (без фиксатора) дорожные, перочинные ножи с длиной лезвия менее 60 мм;
     тонометры ртутные;
     барометры или манометры ртутные.
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov