Диплом Аудит расчетов с органами социального страхования

Аудит расчетов с органами социального страхования

Содержание
Введение 3
1 Теоретические основы аудита расчетов с органами социального страхования и обеспечения 5
1.1 Цели и задачи аудита расчетов с органами социального страхования и обеспечения 5
1.2 Нормативно-правовая база и источники информации при проведении аудита расчетов с фондом социального страхования и обеспечения 8
1.3 Порядок проведения проверки расчетов с фондом социального страхования и обеспечения 10
2 Планирование аудита ООО «Устюгхлеб» 14
2.1 Экономическо-финансовая оценка ООО «Устюгхлеб» 14
2.2 Оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля организации 21
2.3 Оценка аудиторского риска и уровня существенности 22
2.4 План и программа аудиторской проверки расчетов с Фондом социального страхования РФ и обеспечения в ООО «Устюгхлеб» 25
3 Аудит расчетов с органами социального страхования и обеспечения в ООО «Устюгхлеб» 27
3.1 Аудиторская проверка по существу 27
3.2 Заключительные процедуры аудиторской проверки 30
3.3 Рекомендации по устранению выявленных нарушений и совершенствованию учета 33
Выводы и предложения 35
Список использованных источников 37
Приложения

Введение
В последнее десятилетие произошли кардинальные изменения во многих сферах экономической деятельности, в том числе в системе оплаты труда и отчислений страховых взносов в социальные фонды. Сложились новые отношения между государством, предприятием и работником по поводу организации труда: сегодня предприятия вправе выбирать системы и формы оплаты труда самостоятельно, исходя из специфики и задач, стоящих перед ними, а непосредственной юридической формой регулирования трудовых отношений между работодателем и работником теперь являются тарифные соглашения и коллективный договор.
Рассматривая проблемы аудита расчетов с органами социального страхования, даже неискушенный в этом занятии человек может заметить, что одно только определение размера заработной платы может вызвать значительные затруднения у всех участников трудовых взаимоотношений: работник всегда желает иметь как можно более высокий уровень дохода, тогда как работодатель стремиться сократить свои издержки. Этим объясняется актуальность выбранной темы.
Аудит расчетов по социальному страхованию и обеспечению по праву занимает одно из центральных мест во всей системе бухгалтерского учета на предприятии.
Целью данной курсовой работы является проведение аудиторской проверки расчетов с органами социального страхования и обеспечения в ООО «Устюгхлеб», выявление их недостатков и достоинств.
В рамках данной работы должны быть поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть теоретические основы аудита расчетов по социальному страхованию и обеспечению;
  • изучить и раскрыть методику аудиторской проверки расчетов по социальному страхованию и обеспечению.
    Объектом исследования является предприятие ООО «Устюгхлеб».
    Предмет исследования – аудиторская проверка расчетов с органами социального страхования и обеспечения.
    Методологическую и теоретическую основу работы составляют труды исследователей в области экономики, бухгалтерского учета и аудита, нормативно – методические материалы по данной проблеме.
    В процессе изучения и обработки материалов применяются следующие методы анализа: метод сравнения, балансовый метод, относительных и средних величин, группировки данных, метод коэффициентов, горизонтальный и вертикальный анализ.

1 Теоретические основы аудита расчетов с органами социального страхования и обеспечения
1.1 Цели и задачи аудита расчетов с органами социального страхования и обеспечения
Для учета расчетов по взносам на социальное страхование, в Пенсионный фонд и на медицинское страхование используется пассивный счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», который имеет следующие субсчета[15, с. 90]:
1 «Расчеты по социальному страхованию»
2 «Расчеты по пенсионному обеспечению»
3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию»
Проверка осуществляется по данным активно-пассивного счета 69 «расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Цель проверки операции по расчетам с органами социального страхования и обеспечения заключается в установлении законности, достоверности, целесообразности и экономической эффективности совершенных хозяйственных операций.
Основными задачами проверки расчетов по социальному страхованию и обеспечению является установление правильности начисления сумм платежей, своевременности взносов (перечислений) причитающихся сумм, правильность отражения в бухгалтерском учете этих операция и составления отчетности.
Исходя из вышеизложенного необходимо проверить[17, с. 79]:

  • правильность определения фонда оплаты труда для начисления страховых взносов;
  • правильность применения тарифов страховых взносов;
  • своевременность и обоснованность начисления пособий, пенсий и т.д., выплачиваемых из средств социального страхования;
  • правильность отражения в бухгалтерском учете операций по начислению взносов и их перечислению;
  • соответствие записей аналитического и синтетического учета по счету 69 “Расчеты по социальному страхованию и обеспечению” записям в главной книге и балансе (при журнально-ордерной форме учета);
  • правильность и своевременность составления форм отчетности по видам страховых взносов и своевременность их сдачи в соответствующие фонды.
    Источниками информации для выполнения поставленных цели и задач проверки являются: организационно-распорядительные документы проверяемого организации (приказы, распоряжения, положения, инструкции и т.д.), лицевые счета, расчетные и расчетно-платежные ведомости, табеля рабочего времени, трудовые книжки и др[17, с. 99].
    Обязательные страховые взносы начисляются на все виды выплат(в денежном или натуральном выражении), начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования кроме предусмотренных видов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию.
    Выплаченные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности засчитываются в уплату страховых взносов и подтверждаются документально при предоставлении страховщику установленной статистической отчетности. Начисления и выплаты сумм за счет средств органов социального страхования производятся в соответствии с Положением порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам. Пособия по временной нетрудоспособности назначаются в случаях[8]:
  • утраты трудоспособности в связи с заболеванием или травмой;
  • уход за больным ребенком;
  • ухода за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком — инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком;
  • санаторно-курортное лечение;
  • карантина.
    Следует учитывать, что одновременное может назначаться более одного пособия, указанного выше, по каждому месту работы.
    Типичные ошибки[20, с. 162]:
  • Несвоевременная постановка на учет в органах социального страхования и обеспечения.
  • Неуведомление об изменении юридического адреса и другой информации, обязательной для предоставления в органы социального страхования и обеспечения.
  • Сокрытие, занижение объекта для начисления обязательных страховых взносов.
  • Несвоевременное представление и представление в органы социального страхования и обеспечения недостоверной отчетности.
  • Несвоевременная или неполная уплата сумм в счет расчетов с органами социального страхования и обеспечения.
  • Нецелевое использование средств социального страхования и обеспечения.
  • Ошибки в исчислении пособий за счет средств социального страхования и обеспечения.
    При проведении расчетов с фондом социального страхования и обеспечения можно выделить следующие основные цели:
  • установление правильности определения налогооблагаемых баз и точности расчетов сумм страховых взносов, подлежащих к уплате при составлении форм отчетности.
  • подтверждение соответствия финансовых и хозяйственных операций действующему налоговому законодательству.
    Задачами проверки и уплаты страховых взносов являются:
  • полнота определения налоговой базы (выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организацией в пользу физических лиц, с которыми у организации заключены договоры: трудовые, гражданско-правовые на выполнение работ, оказание услуг, авторские);
  • обоснованность не включения в налоговую базу сумм, не подлежащих налогообложению;
  • обоснованность применения налоговых льгот;
  • правильность применения тарифов и исчисления страховых взносов;
  • своевременность и правильность уплаты страховых взносов;
  • правильность заполнения формы 4-ФСС по страховым взносами своевременность представления их в Фонд социального страхования РФ;
  • ведение налогового учета сумм начисленных страховых взносов по каждому работнику;
  • наличие инвентаризации (сверки) расчетов по страховым взносам с Фонд социального страхования РФ.
    1.2 Нормативно-правовая база и источники информации при проведении аудита расчетов с фондом социального страхования и обеспечения
    При аудите необходимо руководствоваться следующими нормативными документами:
  • Конституция Российской Федерации.
  • Гражданский кодекс Российской Федерации, ч.1 и 2.
  • Налоговый кодекс Российской Федерации, ч.1 и 2.
  • Федеральный закон от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
  • План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению», утв. приказом Минфина России от 31.10.00г. №94н.
  • Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ);
  • Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 213-ФЗ).
    Закон N 212-ФЗ регулирует уплату страховых взносов, а идущий в связке с ним Закон N 213-ФЗ вносит изменения в большое количество законодательных актов, которые необходимы в связи с принятием Закона N 212-ФЗ. Основное изменение, внесенное Законом N 213-ФЗ в 2010 году — это отмена гл.24 «Единый социальный налог» НК РФ[8].
    В Законе N 212-ФЗ установлены общие правила исчисления и уплаты страховых взносов.
    В соответствии с ч.1, 2 и 3 ст.3 Закона N 212-ФЗ контроль правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов возложен на Пенсионный фонд и Фонд социального страхования[8].
    Источниками получения информации при проведении аудита расчетов с фондом социального страхования и обеспечения являются[13, с. 62]:
  1. Устав предприятия;
  2. Приказы и распоряжения директора, а также изданные им инструкции;
  3. Правила внутреннего распорядка предприятия;
  4. Документация по постановке на налоговый учет;
  5. Бухгалтерская и налоговая отчетность;
  6. Учетная политика предприятия;
  7. Должностные обязанности сотрудников предприятия другие внутренние нормативные акты;
  8. Расчетно-платежные ведомости;
  9. Платежные ведомости;
  10. Расходные кассовые ордера;
  11. Платежные поручения;
  12. Журнал-ордер по счету 69;
  13. Расчетные ведомости по средствам Фонда социального страхования;
  14. Индивидуальные карточки учета сумм начисленных выплат и сумм начисленных страховых взносов;
  15. Карточка и анализ счета 69 (при автоматизированном учете).
    1.3 Порядок проведения проверки расчетов с фондом социального страхования и обеспечения
    Составной частью аудиторских проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий является аудит расчетов с фондом социального страхования и обеспечения, который в свою очередь осуществляется в двух направлениях[14, с. 101]:
    1) Проведение объективного анализа налоговых платежей для подтверждения соответствующих статей отчетности, отражающих реальную задолженность перед бюджетом, а также правильность исчисления и уплаты страховых взносов, что находит свое отражение в анализе отчетности.
    2) Инициативный анализ налоговых платежей, как составляющей части финансовых потоков, с целью выявления нарушений законодательства и последующей налоговой экспертизой для использования полученной информации в разработке проектов по минимизации налоговых платежей, налаживанию налогового учета и документооборота, а также построению схем взаимоотношений с другими хозяйствующими субъектами и государством.
    За основу построения методологии проведения аудиторской проверки расчетов с фондом социального страхования и обеспечения взят принцип аналогии построения аудиторской проверки в целом.
    При проведении аудита расчетов с фондом социального страхования можно выделить следующие основные цели:
  • установление правильности определения налогооблагаемых баз и точности расчетов сумм страховых взносов, подлежащих к уплате при составлении отчетности.
  • подтверждение соответствия финансовых и хозяйственных операций действующему налоговому законодательству.
    После определения целей и задач для проведения аудита расчетов с фондом социального страхования на предприятии необходимо выяснить, что же собой представляет сам объект аудиторского исследования.
    Под объектом аудита понимают отдельные или взаимосвязанные экономические, организационные, информационные или иные стороны функционирования изучаемой системы, состояние которых может быть оценено количественно или качественно.
    Аудит имеет дело с объектами, различными по составу, целевой ориентации, отношению к отдельным сферам деятельности, обладающими многими другими характеристиками. Это требует по отношению к объектам определенной классификации для целостного представления о предмете аудита и установить, что будет являться объектом при проведении аудита расчетов с фондом социального страхования на предприятии и какими характеристиками он будет обладать.
    Если рассматривать налоговые платежи как объект аудиторской проверки, то при оценке их качественных и количественных характеристик следует иметь в виду, что[16, с. 50]:
  • по виду страховые взносы представляют собой расчеты, осуществляемые с бюджетом;
  • расчет налогов это постоянный процесс на протяжении всего времени деятельности предприятия, поэтому анализ будет зависеть от целей аудиторской проверки;
  • по характеру оценки состояния страховые взносы относятся к объектам с количественными характеристиками;
  • по продолжительности нахождения в поле деятельности аудита страховые взносы постоянно находятся в поле зрения аудиторского внимания;
    Системность классификации объектов определяет использование специфических приемов, составляющих метод аудиторской деятельности. Метод аудита — это совокупность приемов, используемых для оценки состояния изучаемых объектов.
    Используемые приемы можно определить в три группы:
    1) определение состояния объектов в натуральном виде;
    2) сопоставление;
    3) оценка.
    При проведении аудита расчетов с фондом социального страхования и обеспечения на предприятии основными приемами являются сопоставление и оценка. Особое внимание надо обратить на методы документальной проверки, как наиболее часто используемые в аудиторской практике, относящиеся к группе сопоставлений.
    Методы документальной проверки можно разделить на две группы[20, с. 217]:
    Методы формальной проверки документов:
  • проверка соблюдения правил составления, полноты и подлинности оформления документов;
  • сопоставление учетных и отчетных показателей с установленными нормативами, правильность применения льгот, ошибки при исчислении и уплате налогов;
  • проверка соответствия отраженных в документах операций установленным правилам;
  • счетный контроль.
    Методы проверки реальности отраженных в документах обстоятельств:
  • сопоставление данных документов, отражающих смысл, совершенных операций, с данными документов, которые явились основанием для этих операций;
  • проверка записей в регистрах бухгалтерского учета;
  • сканирование;
  • встречная проверка;
  • взаимная проверка;
  • контрольное сличение.
    Самый распространенный метод документальной проверки предприятия — выборочный аудит. Выборочный аудит подразделяют на две практически схожие части: выборочную проверку системы внутреннего контроля и проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Перед проведением аудита расчетов с фондом социального страхования и обеспечения необходимо осуществить планирование самой проверки, в соответствии, с которым аудитор должен так организовать свою деятельность, чтобы обеспечить ее высокое качество и быть уверенным, что в каждой конкретной ситуации применяются наиболее эффективные и действенные процедуры аудита.

2 Планирование аудита ООО «Устюгхлеб»
2.1 Экономическо-финансовая оценка ООО «Устюгхлеб»
ООО «Устюгхлеб» это добровольное объединение граждан и юридических лиц. Общество является юридическим лицом и действует на основании Устава и законодательства РФ.
Выпуск продукции осуществляется на основе производственных заказов. Ассортимент выпускаемой продукции постоянно обновляется с учетом потребностей заказчиков, производственно-технологических и финансовых возможностей предприятия.
Тип производства – массовое. Режим работы предприятия — непрерывный в две смены по 12 часов.
Организационная структура управления представляет собой сочетание отдельных звеньев их взаимосвязи и соподчиненности, выполняющих различные функции управления организации, и характеризуют собой один из базовых элементов системы управления. Организационная структура, её типы и параметры зависят от многих факторов и определяются размером организации, характером и типом производства, видом деятельности.
На ООО «Устюгхлеб» линейно — функциональная система управления, представленная на рисунке 2.1.

Директор

Финансовый отдел Коммерческий отдел Производственный отдел

Бухгалтерия Экономический Транспортный Отдел отгрузки Хлебопроизв. цех

Кондитерский цех Лаборатория

Рис. 2.1 – Организационная структура ООО «Устюгхлеб»
Хлебозавод принимал участие во многих выставках и ярмарках и был удостоен наград за качество выпускаемой продукции. За качество выпускаемой продукции несет ответственность производственная лаборатория, а также ответственные за качество технологического процесса в каждой смене – техники-технологи. Качество продукции регламентируют ГОСТы, СТО, ТУ. Технические условия (ТУ) разрабатываются предприятием для новых видов продукции, которые являются собственными разработками предприятия. СТО разрабатываются предприятием на основе ГОСТ 52462.
Лабораторией составляются технологические инструкции. В работе используются сборники рецептур на хлебобулочные изделия. Рецептурой называют перечень и соотношение отдельных видов сырья, употребляемого в процессе изготовления определенного сорта хлеба. В рецептурах количество основного и дополнительного сырья принято выражать в кг на 100 кг муки.
Рецептура, в которой указывается сорт муки и количество дополнительного сырья, кроме воды, утверждается вышестоящими организациями (управлением, министерством). В технологических инструкциях указывается способ приготовления теста и технологический режим (продолжительность брожения, кислотность полуфабрикатов, условия выпечки изделия и др.). В центре стандартизации предприятие получает сертификат и санитарно-эпидемиологическое заключение на продукцию и производство.
Предприятие оборудовано вычислительной техникой, компьютерами, принтерами. Компьютеры на предприятии это действительно нужная вещь и используется строго по назначению. Работа на ЭВМ ведётся постоянно, т.к приходится изучать информацию, работать с данными бухгалтерии, своевременно формировать остатки готовой продукции, оформлять акты на возврат готовой продукции, исправлять товарно-транспортные накладные, счета — фактуры, качественно оформлять сопроводительные документы, удостоверения и пропуска. На предприятии есть компьютеризованные упаковочные машины. ЭВМ позволяют более эффективно использовать рабочее время, снизить психологические затраты менеджера и специалистов и высвобождает их личные ресурсы для выполнения более ответственных задач.
Основные экономические показатели ООО «Устюгхлеб» приведены в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Основные показатели производственно – хозяйственной деятельности ООО «Устюгхлеб» с 2010 по 2012 годы.
Наименование
показателя Ед.
изм. 2010 год 2011 год 2012 год 2011/
2010, % 2012/
2011, % 2012/
2010, %
Выручка от реализации т.р. 99986 76913 95782 76,92% 124,53% 99986
Себестоимость проданных товаров т.р. 84136 57337 67719 68,15% 118,11% 84136
Валовая прибыль т.р. 15850 19576 28063 123,51% 143,35% 15850
Коммерческие и управленческие расходы т.р. 9132 7463 9940 81,72% 133,19% 9132
Прибыль от реализации т.р. 6718 12113 18123 180,31% 149,62% 6718
Результат прочей деятельности т.р. -11525 -11536 -14177 100,10% 122,89% -11525
Прибыль до налогообложения т.р. -4807 577 3946 112,00% 683,88% -4807
Чистая прибыль за минусом налогов т.р. -6558 -1970 646 30,04% 132,79% -6558
Среднегодовая стоимость основных фондов т.р. 59062 54496 50480 92,27% 92,63% 59062
Годовой фонд оплаты труда
т.р. 2640 2320 2410 87,88% 103,88% 2640
Среднесписочная численность работников
чел.
214 199 190 92,99% 95,48% 214
Среднемесячная зарплата 1 раб.
руб. 12336 11658 12684 94,50% 108,80% 12336
Производительность труда т.р. 467,22 386,50 504,12 82,72% 130,43% 467,22
Фондоотдача 1,69 1,41 1,90 83,37% 134,44% 1,69
Фондоемкость 0,59 0,71 0,53 119,95% 74,38% 0,59
Фондовооруженность т.р./чел 275,99 273,85 265,68 99,22% 97,02% 275,99

Как видно из таблицы 2.1 основные показатели экономической деятельности ООО «Устюгхлеб» с 2010 по 2012 годы растут, что является о положительной тенденцией для предприятия.
Анализ абсолютной ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывающей ликвидности, с краткосрочными обязательствами по пассиву, которые сгруппируются по степени срочности их погашения. Источником анализа служит бухгалтерский баланс предприятия.
Баланс считается абсолютно ликвидным, если соблюдается следующее соотношение: А1≥П1, А2≥П2, А3≥П3, А4≤П4. Приведем показатели ликвидности баланса в таблице 2.2.

Таблица 2.2
Анализ ликвидности баланса предприятия
АКТИВ На 2010г. На 2011г. На 2012 г. ПАССИВ На 2010 г. На 2011 г. На 2012 г. Платежный излишек (+) или недостаток (-)
на конец 2010 года на конец 2011 года на конец 2012 года

А1 924 747 360 П1 48288 44818 40227 47364 44071 39867
А2 47450 37275 40144 П2 25400 27223 26352 -22050 -10052 -13792
А3 15981 23446 25664 П3 0 0 0 -15981 -23446 -25664
А4 55442 50940 45477 П4 54437 52335 52981 -1005 1395 7504

Из полученных данных видно, что в 2010 году баланс предприятия по трем соотношениям актива и пассива отвечает требованиям, только по одному он абсолютно не ликвидный. В 2011 и 2012 годах только два показателя ликвидности отвечают требованиям. Это говорит о том, что предприятие является временно не платежеспособным из-за недостаточной обеспеченности денежными средствами и долгосрочными активами.
Рассчитаем коэффициенты платежеспособности предприятия в таблице 2.3.

Таблица 2.3
Коэффициенты платежеспособности предприятия
Показатель Норма На 2010 г. На 2011 г. На 2012 г.
Коэффициент абсолютной ликвидности > 0,2 0,01 0,01 0,01
Коэффициент быстрой ликвидности 0.8-1 0,66 0,53 0,61
Коэффициент текущей ликвидности 1-2 0,87 0,85 0,99

По рассчитанным показателям относительной ликвидности видно, что предприятие не является платежеспособным по всем параметрам, т.к. все коэффициенты ниже нормы.
Оценка финансового состояния организации будет неполной без анализа финансовой устойчивости (табл. 2.4).

Таблица 2.4
Показатели абсолютной финансовой устойчивости
Показатели На 2010 г. На 2011 г. На 2012 г.
Наличие собственных оборотных средств (СОС) -1005 1395 7504
Наличие собственных оборотных средств и долгосрочных заемных источников (КФ) -1005 1395 7977
Общая величина источников средств для формирования запасов (ВИ) 73040 73793 74913
Общая сумма запасов (ЗЗ) 17906 24527 26183
Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств (Фсос) -18911 -23132 -18679
Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств долгосрочных заемных источников (Фпк) -18911 -23132 -18206
Излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников для формирования запасов и затрат (Фви) 55134 49266 48730
Тип финансовой устойчивости 3 3 3

Из таблицы видно, что предприятие характеризуется неустойчивым финансовым состоянием, сопряженным с нарушением платежеспособности, при котором, тем не менее, сохраняется возможность восстановления равновесия за счет пополнения источников собственных средств, сокращения дебиторов и ускорение оборачиваемости запасов.
Для оценки относительной финансовой устойчивости применяется система коэффициентов капитализации (табл. 2.5).

Таблица 2.5
Относительные показатели финансовой устойчивости предприятия
Показатели На 2010 г. На 2011 г. На 2012 г.
Коэффициент автономии Ккс 0,42 0,42 0,44
Коэффициент финансовой зависимости Кфз 2,18 2,38 2,27
Коэффициент маневренности Км 0,02 0,03 0,14
Коэффициент концентрации заемного капитала Ккп 0,58 0,58 0,56
Коэффициент соотношения собственного и заемного капитала Кс 1,36 1,38 1,27
Коэффициент обеспеченности оборотных средств собственными средствами Коб 0,01 0,02 0,10

Нормальное значение коэффициента собственности (автономии)- 0,7. На анализируемом предприятии этот показатель ниже, а значит оно финансово неустойчиво и зависимо от внешних кредиторов. Однако присутствует также позитивная тенденция роста показателя.
Коэффициент финансовой зависимости показывает, насколько велика доля заемных средств на предприятии. В нашем случае на 2012 год показатель 2,27 означает, что в каждом 2,27 руб., вложенном в активы, 1,27 руб. – заемные. Это много, что говорит о финансовой неустойчивости и зависимости.
Нормативное значение коэффициента мобильности (маневренности) собственных средств — 0,2-0,5. Верхняя граница этого показателя означает большие возможности для финансовых маневров у предприятия. В организации этот коэффициент ниже норматива, что говорит о малых возможностях финансового маневрирования у предприятия, но его рост относительно прошлых лет может положительно сказаться на маневренности средств.
Коэффициент концентрации заемного капитала низкий, это положительно отражается на финансовой устойчивости предприятия.
За критическое значение коэффициента соотношения заемных и собственных средств принимают 0,7. На анализируемом предприятии значение показателя превышает норму, что говорит о высокой доле заемных средств.
Коэффициент обеспеченности оборотных средств собственными оборотными средствами — минимальное значение этого показателя — 0,1. При показателе ниже этого значения структура баланса признается неудовлетворительной, а предприятие – неплатежеспособным. В 2012 году значение коэффициента равно норме.
Коэффициенты деловой активности позволяют проанализировать на сколько эффективно предприятие использует свои средства (табл. 2.6). Коэффициенты могут выражаться в днях, а также в количестве оборотов того либо иного ресурса предприятия за анализируемый период.

Таблица 2.6
Коэффициенты деловой активности
Показатель 2010 г 2011 г. 2012 г Отклонение за 2011 год, (+, -) Отклонение за 2012 год, (+, -)
Оборачиваемость 0,78 0,62 0,80 -0,16 0,18
текущих активов
Оборачиваемость 1,84 1,47 1,81 -0,37 0,34
собственного капитала
Оборачиваемость 1,37 1,04 1,28 -0,33 0,24
оборотных активов
Оборачиваемость 2,28 2,39 2,63 0,10 0,25
дебиторской задолженности
Период оборота дебиторской задолженности 159,8 153,0 138,7 -6,80 -14,30
Оборачиваемость 1,35 1,06 1,43 -0,29 0,37
кредиторской задолженности
Период оборота кредиторской задолженности 270,3 343,6 255,1 73,27 -88,50
Фондоотдача основных средств 1,69 1,41 2,13 -0,28 0,72

По данным таблицы 2.6 видно, что деятельность организации можно оценить как нестабильную: значения многих показателей изменились в ту или иную сторону.
Показатели рентабельности предприятия сведем в таблицу 2.7 и проанализируем динамику их изменения.

Таблица 2.7
Анализ динамики основных показателей рентабельности предприятия
Основные показатели 2010г. 2011г. 2012г. Отклонения (2011-2010) Отклонения (2012- 2011)
Валовая рентабельность продаж 15,85% 25,45% 29,30% 0,10 0,04
Операционная рентабельность продаж 6,72% 15,75% 18,92% 0,09 0,03
Чистая рентабельность продаж -6,56% -2,56% 0,67% 0,04 0,03

Проанализировав изменения показателей рентабельности в 2011 и 2012 годах можно сказать, что все они выросли на несколько процентных пунктов, что является положительной тенденцией.
2.2 Оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля организации
В ООО «Устюгхлеб» программой внутреннего контроля расчетов с ФСС, занимается непосредственно главный бухгалтер, о чём имеется внутренний приказ № 24 от 01.11.2007г. Аудитор проводит выборочную проверку документации по учету расчетов с ФСС. Наиболее простым и эффективным способом получения предварительной информации о состоянии внутреннего контроля по расчетам с Фондом социального страхования РФ является тестирование по вопросам. Из таблиц с вопросами для оценки внутреннего контроля расчетов с Фондом социального страхования РФ (приложение А) и бухгалтерского учета хозяйственных операций расчетов с Фондом социального страхования РФ (приложение Б) можно сделать вывод о том, что величина как контрольного, так и неотъемлемого риска является средней, так как можно дать хорошую оценку работе по учету и контролю расчетов с Фондом социального страхования РФ у ООО «Устюгхлеб».
Вывод: исходя из данных таблиц представленных в приложениях, составленных на основании ответов руководства, сотрудников фирмы и данных, полученных при знакомстве с организацией, дается средняя оценка, то есть на предприятии ООО «Устюгхлеб» средняя надежности.
В таком случае аудитор может планировать аудиторские процедуры, исходя из данного предположения, но он не должен доверять этой системе абсолютно.
2.3 Оценка аудиторского риска и уровня существенности
До начала составления плана и программы аудита необходимо рассчитать уровень существенности. Необходимо проанализировать числовые значения, записанные в четвертом столбце. В том случае, если какие-либо значения сильно отклоняются в большую и (или) меньшую сторону от остальных, можно отбросить такие значения. На базе оставшихся показателей рассчитывается средняя величина, которую можно для удобства дальнейшей работы округлить, но так, чтобы после округления ее значение изменилось бы не более чем на 20% в ту или иную сторону от среднего значения. Данная величина и является единым показателем уровня существенности, которую можно использовать в процессе проведения аудита. Расчет уровня существенности рассмотрим в таблице приведенной ниже (таблица 2.8).

Таблица 2.8
Расчет уровня существенности в ООО «Устюгхлеб»
Наименование базового
показателя Значение базового показателя бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта Доля, % Значение применяемое
для
нахождения уровня существенности
Балансовая прибыль предприятия 14864 5 743
Валовой объем реализации без НДС 106969 2 2139
Валюта баланса 131880 2 2638
Собственный капитал 21564 10 2156
Общие затраты предприятия 96421 2 1928

Сумма расчетов с ФСС РФ на ООО «Устюгхлеб» составляет 2,9 тыс. руб. (строка 623 баланса) и составляет 0,002% от валюты баланса (2,9: 131880 × 100).
В столбец 2 записываем показатели, взятые из бухгалтерской отчетности за 2010 г. Показатели в столбец 3 определены внутренней инструкцией аудиторской фирмы и применяются постоянно. Столбец 4 получают умножением данных из столбца 2 на показатель из столбца 3, деленный на 100%.
Среднее арифметическое показателей в столбце 4 составляет:

(743 + 2139 + 2638 + 2156 + 1928) /5 = 1921 тыс. руб.

Наименьшее значение отличается от среднего на:

(1921 — 743) /1921 * 100% = 61%, т.е. более чем вдвое.

Наибольшее значение отличается от среднего на:

(2638 — 1921) /1921 * 100% = 37%

Поскольку значение 743 тыс. руб. отличается от среднего значения, а значение 2638 тыс. руб. — не так сильно, и кроме того, значение 2156 тыс. руб. — близко по величине к 2638 тыс. руб., принимаем решение отбросить при дальнейших расчетах наименьшее значение, а наибольшее оставить.
Новое среднее арифметическое составит:

(2139 + 2638 + 2156 + 1928) /4 = 2215 тыс. руб.

Полученную величину допустимо округлить до 2500 тыс. руб. и использовать данный количественный показатель в качестве значения уровня существенности. Различия между значениями уровня существенности до и после округления составит:

(2500 — 2215) /2215 * 100% = 13%, что находится в пределах 20%.

Аудиторский риск рассчитывают интуитивным методом или расчетным методом. В данном случае расчетным метод. Для этого составляется факторная модель аудиторских величин:

ПАР=ВРРКРН, где

ПАР = приемлемый аудиторский риск,
ВР= внутрихозяйственный риск,
РК= риск средств контроля,
РН= риск не обнаружения.
Аудиторский риск всегда находится в пределах от 0 до 1.
На стадии планирования проверки величина внутрихозяйственного риска составляет 80%. Расчеты величины внутрихозяйственного риска приведены в Приложении Д.
Риск контроля по расчетам представленным в приложении Е составляет 60%, так как контроль в аудируемой организации осуществляется на низком уровне.
Величина риска не обнаружения, согласно статистике равна 10%. Риск не обнаружения находится в прямой зависимости от внутрихозяйственного риска и риск средств контроля. ПАР (приемлемый аудиторский риск) установим на уровне 4%, так как за последние 2 года наблюдается положительная тенденция деятельности организации.
Затем рассчитывается вероятность риска не выявления ошибок в системе учета, и в свою очередь не выявленных внутренним контролем:

РН = ПАР / ВХР *РК

РН = 0,04%/ (0,8*0,6) *100=8,3%
2.4 План и программа аудиторской проверки расчетов с Фондом социального страхования РФ и обеспечения в ООО «Устюгхлеб»
Планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения, а также разработке программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.
При планировании аудита следует выделить следующие основные этапы:
а) предварительное планирование аудита;
б) подготовка и составление общего плана аудита;
в) подготовка и составление программы аудита.
На этапе предварительного планирования необходимо ознакомиться с информацией о:
а) внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность предприятия;
б) внутренних факторах, связанных с индивидуальными особенностями хозяйственной деятельности.
Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией и средством контроля качества работы.
Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Программа аудиторских процедур представляет собой перечень действий для детальных конкретных проверок. Таким образом, составляем общий план и программу аудита учета расчетов с фондом социального страхования и обеспечения (приложение В и Г).
На основании программы аудита проводится аудит учета расчетов с фондом социального страхования и обеспечения налога в той последовательности, в которой указано в программе.

3 Аудит расчетов с органами социального страхования и обеспечения в ООО «Устюгхлеб»
3.1 Аудиторская проверка по существу
В процессе практического выполнения аудиторской проверки учета расчетов с органами социального страхования и обеспечения, реализованы следующие процедуры по существу:

  1. Проверка соответствия данных учета, бухгалтерской и налоговой отчетности.
    Источники аудиторских доказательств:
  • Бухгалтерская и налоговая отчетность;
  • Сводные регистры синтетического учета;
  • Регистры аналитического учета.
    Критерий оценки – подтверждение соблюдения предпосылки подготовки финансовой и налоговой отчетности – полнота.
    Порядок выполнения:
    Осуществлена проверка соответствия остатков аналитического и синтетического учета и бухгалтерской отчетности на начало и конец проверяемого периода.
  1. Проверка правильности оформления первичных документов по учету.
    Источники аудиторских доказательств:
  • Формы первичных документов, утвержденные приказом об учетной политике;
  • График документооборота;
  • Первичные документы по учету;
  • Регистры аналитического учета.
    Критерий оценки – подтверждение соблюдения предпосылок подготовки финансовой и налоговой отчетности – полнота и обязанности.
    Порядок выполнения:
    Осуществлено инспектирование и пересчет числовых данных в первичных документах по операциям, попавшим в выборку. Нарушения, связанные с оформлением первичных документов не установлено.
  1. Проверка полноты исчисления налогооблагаемой базы по расчетам с органами социального страхования и обеспечения.
    Источники аудиторских доказательств:
  • Первичные документы по учету;
  • Расчеты аудируемого лица;
  • Регистры аналитического и синтетического учета.
    Критерий оценки – подтверждение соблюдения предпосылки подготовки финансовой отчетности – возникновение и полнота.
    Порядок выполнения:
    По документам, попавшим в выборку, проверена полнота отражения в бухгалтерском учете операций.
  1. Проверка полноты исчисления суммы страховых взносов.
    Источники аудиторских доказательств:
  • Первичные документы по учету;
  • Расчеты аудируемого лица;
  • Регистры аналитического и синтетического учета.
    Критерий оценки – подтверждение соблюдения предпосылки подготовки финансовой отчетности – возникновение и полнота.
    Порядок выполнения:
    По документам, попавшим в выборку, проверена полнота исчисления суммы страховых взносов и ее отражение в бухгалтерском учете.
  1. Проверка правильности отражения операций по расчетам заработной платы в бухгалтерском учете.
    Источники аудиторских доказательств:
  • Нормативные акты аудируемого лица;
  • Регистры аналитического и синтетического учета.
    Критерий оценки – подтверждение соблюдения аудируемым лицом предпосылок подготовки финансовой отчетности – полнота, представление и раскрытие.
    Порядок выполнения:
    По данным регистров аналитического и синтетического учета проверена правильность отражения операций на счетах бухгалтерского учета.
  1. Проверка правильности и последовательности применения учетной политики.
    Источник аудиторских доказательств:
  • Приказ об учетной политике.
  • Внутренние нормативные акты.
  • Рабочие документы.
  • Результаты выполнения процедур по существу.
    Критерий оценки – подтверждение соблюдения аудируемым лицом предпосылки подготовки финансовой отчетности – представление и раскрытие.
    Порядок выполнения:
    В процессе проведения процедур по существу осуществлена проверка соблюдения требований учетной политики.
  1. Проверка соблюдения правил представления отчетности в государственные внебюджетные фонды и налоговых деклараций.
    Источники аудиторских доказательств:
  • Приказ об учетной политике.
  • Нормативные документы аудируемого лица.
  • Налоговая отчетность.
  • Сводные регистры синтетического учета.
  • Регистры аналитического учета.
  • Акты проверок контрольных органов.
  • Ответы на запросы.
    Порядок выполнения:
    Осуществлена проверка правильности составления и оформления отчетности, а также соблюдения установленных сроков ее представления.
    После выполнения аудиторских процедур по существу, осуществлены заключительные процедуры аудита, содержание которых раскрыто в п. 3.2 настоящей работы.
    3.2 Заключительные процедуры аудиторской проверки
    При выполнении практических задач, связанных с осуществлением заключительных процедур аудита по расчетам с органами социального страхования и обеспечения, выполнено следующее:
  1. Подтверждение первоначальной оценки системы бухгалтерского учета.
    Критерий оценки – результат первоначальной оценки, отраженный в рабочих документах.
    Порядок выполнения: По результатам проведенных аудиторских процедур по существу, составлен рабочий документ по оценке эффективности системы бухгалтерского учета.
  2. Подтверждение первоначальной оценки влияния контрольной среды на эффективность применяемых средств контроля.
    Источник информации:
  • Рабочие документы.
    Критерий оценки – результат первоначальной оценки, отраженный в рабочем документе.
    Порядок выполнения: По результатам проведенных аудиторских процедур по существу, составлен рабочий документ по оценке влияния контрольной среды на эффективность применяемых средств контроля.
  1. Подтверждение первоначальной оценки применяемых средств контроля.
    Источник аудиторских доказательств: Рабочие документы.
    Критерий оценки – результат первоначальной оценки, отраженный в рабочем документе.
    Порядок выполнения: По результатам проведенных аудиторских процедур по существу, составлен рабочий по оценке эффективности применяемых средств контроля.
  2. Подтверждение первоначальной оценки надежности внутреннего контроля операций по налогообложению.
    Источник аудиторских доказательств: Рабочие документы.
    Критерий оценки – результат первоначальной оценки, отраженный в рабочем документе и градация надежности СВК (табл. 3.1).

Таблица 3.1
Градация надежности системы внутреннего контроля
Градация оценки надежности системы внутреннего контроля
Качественная В процентах
Высокая от 81 до 100 процентов
Средняя от 41 до 80 процентов
Низкая от 11 до 40 процентов
Внутренний контроль отсутствует 0 до 10 процентов

Порядок выполнения: По результатам проведенных аудиторских процедур, составлен рабочий документ по оценке надежности внутреннего контроля.

  1. Оценка качества проведения аудиторской выборки.
    Источник аудиторских доказательств: Рабочие документы.
    Критерий оценки – результат первоначальной оценки уровня аудиторского риска, отраженный в рабочем документе.
    Порядок выполнения: Определен фактический уровень аудиторского риска и его компонентов, который зафиксирован в рабочих документах. По результатам сопоставления данных первоначальной оценке аудиторского риска и фактического его уровня, осуществлена оценка риска выборки и сделан вывод, что выборка проведена качественно.
  2. Обобщение и оценка выявленных ошибок, нарушений и недостатков СВК.
    Источник аудиторских доказательств: Рабочие документы.
    Порядок выполнения: Все выявленные ошибки, нарушения и недостатки обобщены и сгруппированы по их значимости в рабочем документе. Путем экстраполяции, определена сумма общей ошибки генеральной совокупности. В результате сопоставления абсолютной величины уровня существенности и суммы общей ошибки установлено, что в проверяемой генеральной совокупности существенные ошибки отсутствуют.
  3. Оценка применимости допущения непрерывности деятельности аудируемого лица.
    Источник аудиторских доказательств:
  • Рабочие документы.
  • Законодательные и нормативные акты.
  • Результаты бесед, полученных консультаций и запросов.
    Порядок выполнения: Осуществлен анализ результатов аудита и сделан вывод, что сомнений в применимости допущения непрерывности деятельности аудируемого лица нет. Результаты выполнения процедуры отражены в рабочем документе.
  1. Формирование предложений по устранению выявленных ошибок, нарушений и недостатков СВК.
    Источник информации:
  • Рабочие документы.
  • Законодательные и нормативные акты.
  • Результаты бесед, полученных консультаций и запросов.
    Порядок выполнения: сформулированы выводы по проведенному аудиту и рекомендации по устранению ошибок, нарушений и недостатков СВК. Подготовлено и составлен отчет по результату аудита.
    3.3 Рекомендации по устранению выявленных нарушений и совершенствованию учета
    Основными недостатками системы учета начисления страховых взносов в ООО «Устюгхлеб» являются:
  • недостаточно жесткий контроль со стороны главного бухгалтера предприятия за документооборотом по начислению страховых взносов;
  • недостаточный контроль со стороны главного бухгалтера предприятия за изменением нормативных и законодательных документов.
    В целях совершенствования системы учета начисления страховых взносов и в целом бухгалтерского учета разработаны и предложены руководству предприятия следующие рекомендации:
  1. Главному бухгалтеру усилить контроль за правильным оформлением и передвижением документов.
  2. Повысить квалификацию сотрудников бухгалтерии.
  3. Организовать доступ к системе «Консультант Плюс» для обеспечения персонала законодательными и нормативными актами, ПБУ, инструкциями и оперативного отслеживания изменений в нормативной базе.
  4. Улучшить организацию и управление производством за счет внедрения научной организации труда, улучшения обеспечения материально — техническими ресурсами, повышения эффективности производительности труда через систему материальных стимулов работников.
    Одним из основных направлений реформирования бухгалтерского учета является комплекс мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, занятых в финансово — бухгалтерских службах.
    Таким мероприятием может послужить аттестация бухгалтеров, которую необходимо проводить не менее чем один раз в год. В аттестационную комиссию входят главный бухгалтер и специалист аудиторской фирмы, с которой заключен договор о сотрудничестве. О проведении аттестации сотрудникам сообщают за две недели, согласно положению от аттестации.
    Необходимо также проводить собеседование с сотрудниками, чтобы узнать психологию аттестуемого.
    Можно предложить для оценки персонала такой метод как Assessment Center.
    Assessment Center (Центр оценки, AC) — комплексное использование тестирования, деловых игр, собеседований (интервью), упражнений, тренингов и некоторых других методов оценки и обучения в управлении персоналом.
    С помощью тестов, деловых игр и упражнений важнейшие для этой должности функции можно смоделировать в лабораторных условиях, с точки зрения тех требований, которые они предъявляют к человеку. Посредством квалифицированного наблюдения за деятельностью испытуемого можно определить, насколько он отвечает требованиям должности (или работы вообще), обладает необходимыми для нее качествами.
    Признание работника по результатам аттестации не соответствующим должности или выполняемой работе дает право руководителю оставить на свою ответственность работника в прежней должности; перевести на другую работу или уволить в течение двух месяцев, если работник не согласится с понижением его в должности. По истечении двух месяцев после аттестации увольнение работника или понижение его в должности не допускается.

Выводы и предложения
В процессе выполнения курсовой работы отмечены основные моменты проверки расчетов с органами социального страхования.
Аудит расчетов с органами социального страхования и обеспечения необходим для принятия руководством взвешенных управленческих решений путем следования советам внешних аудиторов либо путем проведения внутреннего аудита, для недопущения наложения штрафных санкций и искажения начислений по страховых взносам.
Задачами аудита расчетов с органами социальной являются:

  • полнота определения налоговой базы (выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организацией в пользу физических лиц, с которыми у организации заключены договоры: трудовые, гражданско-правовые на выполнение работ, оказание услуг, авторские);
  • обоснованность не включения в налоговую базу сумм, не подлежащих налогообложению;
  • обоснованность применения налоговых льгот;
  • правильность применения тарифов и исчисления страховых взносов;
  • своевременность и правильность уплаты страховых взносов;
  • правильность заполнения формы 4-ФСС по страховым взносами своевременность представления их в Фонд социального страхования РФ;
  • ведение налогового учета сумм начисленных страховых взносов по каждому работнику;
  • наличие инвентаризации (сверки) расчетов по страховым взносам с Фонд социального страхования РФ.
    В курсовой работе было проведено исследование системы расчетов с органами социального страхования и обеспечения предприятия ООО «Устюгхлеб»
    В ходе анализа выявлено, что основные показатели экономической деятельности ООО «Устюгхлеб» с 2010 по 2012 годы растут, что является о положительной тенденцией для предприятия.
    Исходя из данных таблиц представленных в курсовой работе, системе внутреннего контроля расчетов с органами социального страхования ООО «Устюгхлеб» дается средняя оценка, то есть средняя надежность.
    Так же рассмотрен порядок планирования аудита расчетов с органами социального страхования и обеспечения в ООО «Устюгхлеб», в котором был составлен план и программа аудита расчетов с органами социального страхования и обеспечения, которых придерживаются при проведении аудиторской проверки.
    В ходе проверки начисление страховых взносов в данной курсовой работе приведен пример по одному структурного подразделения, что вполне отражает порядок учета страховых взносов.
    В ходе проверки выявлено, что начисление страховых взносов отражается правильно и соответствует нормативным актам.
    По итогам проведенной аудиторской проверки составляется аудиторское заключение (Приложение Ж). Аудиторское заключение составляется в соответствии с требованиями, сформулированными в стандарте аудиторской деятельности «Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности».
    В части совершенствования расчетов с органами социального страхования и обеспечения выявлена необходимость на постоянной основе осуществлять контроль уровня знаний сотрудниками законодательных и нормативных актов, путем проведения аттестации, осуществлять мониторинг соблюдения всеми сотрудниками основных требований законодательства.

Список использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.// Консультант Плюс. Версия Проф. [Электронный ресурс]. – Электронные данные. – М., 2012.
  2. Гражданский кодекс: часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ (с изменениями от 02.02.2011) // Консультант Плюс. Версия Проф. [Электронный ресурс]. – Электронные данные. – М., 2012.
  3. Налоговый кодекс: часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ (с изменениями от 03.03.2011) // Консультант Плюс. Версия Проф. [Электронный ресурс]. – Электронные данные. – М., 2012.
  4. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ (с изменениями от 28.09.2010) // Консультант Плюс. Версия Проф. [Электронный ресурс]. – Электронные данные. – М., 2012.
  5. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.11 № 402-ФЗ // Консультант Плюс. Версия Проф. [Электронный ресурс]. – Электронные данные. – М., 2012.
  6. Об обществах с ограниченной ответственностью: Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 06.12.2011) // Консультант Плюс. Версия Проф. [Электронный ресурс]. – Электронные данные. – М., 2012.
  7. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «Об аудиторской деятельности» // Российская газета, N 267, 31.12.2008
  8. Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (В ред. от 28.12.2010) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: cправ. — правовая система, 2010.
  9. Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (В ред. Федеральных законов от 25.12.2009 №341-ФЗ и 27.07.2010 №227-ФЗ) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: cправ. — правовая система, 2010.
  10. Правило (стандарт) аудиторской деятельности № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности» (ред. от 22.11.2011) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: cправ. — правовая система, 2013.
  11. Правило (стандарт) аудиторской деятельности № 2 «Документирование аудита» (ред. от 22.11.2011) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: cправ. — правовая система, 2013.
  12. Правило (стандарт) аудиторской деятельности № 3 «Планирование аудита» (ред. от 22.11.2011) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: cправ. — правовая система, 2013.
  13. Богатая И.Н. Аудит для студентов вузов — 5-е изд. Переработ. и доп. — Ростов н/д: Феникс, 2009 — с.560.
  14. Ерофеева В.А. Пискунов В.А. Битюкова Т.А. Аудит: Пособие для сдачи экзамена — М.: Высшее образование, 2011. — 305с.
  15. Камышанов П.И., Камышов А.П., Камышанова Л.И. «Бухгалтерский учет и аудит» — М.: «ПРИОР», 2009. — 450с.
  16. Морозова Ж.А. Налоговый аудит: практическое руководство — М.: ООО ННА «Налог Инфо», ООО «Статус-Кво 97», 2010. — 168 с.
  17. Пунко Г.М. Аудит и ревизия: Учебное пособие — Мн.: Интерпрессервис; Мисанта, 2009. — 378 с.
  18. Проданова Н.А. Контроль и ревизия: Конспектлекций — Ростов н/д: Феникс, 2008. — 421 с.
  19. Чайковская Л.А. Бухгалтерский учет и налогообложение: Учебное пособие — М: Издательство «Экзамен» — 2009. — 650 с.
  20. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник 7-е издание, переработан. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 465 с.

Приложение А

Тест внутреннего контроля операций расчетов с органами социального страхования РФ.
Содержание Ответы
Да Нет Примечания

  1. Правильно ли ведется учет рабочего времени Х
  2. Ведутся ли табеля рабочего времени Х
  3. Имеет предприятие штатное расписание Х
  4. Правильно ли начисляется фонд заработной платы Х
  5. Производятся начисления страховых взносов с заработной платы работников в части, подлежащей перечислению в фонд социального страхования Х
  6. Начислены взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний Х
  7. Заполняет ли бухгалтер расчетные ведомости Х
  8. Имеется ли у предприятия унифицированный свод отчислений по страховых взносам Х
  9. Имеется ли у предприятия свод начислений и удержаний Х
  10. Вовремя ли сдается отчетность по страховых взносам Х

Приложение Б

Бухгалтерский учет хозяйственных операций по расчету с органами социального страхования в ООО «Устюгхлеб»
Содержание операции Документы Корреспондирующие счета Цель и процедуры аудита
Дебет Кредит

  1. Начислены страховые взносы с заработной платы работников в части, подлежащей перечислению в фонд социального страхования Бухгалтерская справка-расчет 44 69-1 Аудит правильности начисления подлежащей перечислению в фонд социального страхования
  2. Начислены взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний Бухгалтерская справка-расчет 91 69-1-2 Аудит правильности начисления взносов на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний
  3. Начислены взносы на суммы выплат в пользу работников, производимых организацией за счет соответствующих источников Бухгалтерская справка-расчет 96 69 Аудит правильности начисления взносов на суммы выплат в пользу работников, производимых организацией за счет соответствующих источников
  4. Страховые взносы с сумм отпускных Бухгалтерская справка-расчет 70 69 Аудит правильности перечисления страховых взносов с сумм отпускных
  5. Фактическое перечисление отчислений по социальному страхованию и обеспечению Платежное поручение 69-1,69-11 51 Проверка фактического перечисления по страховым взносам, по срокам и сумме

Приложение В
Общий план аудита

Проверяемая организация ООО «Устюгхлеб»
Период аудита с 01.10.2012 по 31.12.2012
Количество человеко-часов 80
Руководитель аудиторской группы ________________________
Состав аудиторской группы ______________________________


Планируемый аудиторский риск 8,3%
Планируемый уровень существенности 13%

№ п/п Планируемые виды работ Период проведения Исполнитель
1 Аудит начисления фонда оплаты труда 01.01.2013-05.01.2013
2 Аудит правильности применения ставок единого социального налога 07.01.2013-13.01.2013
3 Аудит своевременности и полноты перечисления взносов 09.01.2013-13.01.2013
4 Аудит правильности отражения в бухгалтерском учете операций по единому социальному налогу 13.01.2013
5 Аудит правильности и своевременности составления форм отчетности по единому социальному налогу 14.01.2013

Приложение Г

Программа аудита

Проверяемая организация ООО «Устюгхлеб»
Период аудита с 01.10.2012 по 31.12.2012
Количество человеко-часов 80
Количество человеко-часов 80
Руководитель аудиторской группы ________________________
Состав аудиторской группы ______________________________


Планируемый аудиторский риск 8,3%
Планируемый уровень существенности 13%

№ п/п Перечень аудиторских процедур Период проведения Исполнитель Источник информации
1 2 3 4 5
1 Аудит начисления фонда оплаты труда 01.01.2013-05.01.2013
1.1 Аудит начисления фонда оплаты труда 01.01.2013-05.01.2013 Табель учета рабочего времени, штатное расписание, расчетная ведомость по заработной плате, свод начислений и удержаний
2 Аудит правильности применения ставок страховых взносов 07.01.2013-13.01.2013
2.1 Аудит начисления в ФСС 07.01.2013-09.01.2013 Карточки учета, бухгалтерская справка расчет, больничные листы
3 Аудит своевременности и полноты перечисления взносов 13.01.2013-14.01.2013
3.1 Аудит своевременности и полноты перечисления взносов 14.01.2013-16.01.2013 Платежные поручения, выписки из банка, отчетность
4 Аудит правильности отражения в бухгалтерском учете операций по страховых взносам 16.01.2013 .
4.1 Аудит бухгалтерского учета по ФСС 17.01.2013 Справка счет 69.1
5 Аудит правильности и своевременности составления форм отчетности по страховых взносам 19.01.2013
5.1 Аудит правильности и своевременности составления форм отчетности по страховым взносам, соответствие сумм в бухгалтерской отчетности. 19.01.2013 Бухгалтерская отчетность

Приложение Д

Тестирование качественных критериев для оценки внутрихозяйственного риска
Фактор Оценка надежности Балл (1-10)

  1. Экономическая ситуация в отрасли, в которой функционирует предприятие Имеет признаки стабилизации 4
  2. Уровень конкуренции в отрасли В отрасли существует здоровая конкуренция с определенными и устоявшимися сегментами 4
  3. Законодательство и инструкции, регламентирующие основной вид деятельности Законодательство и нормативные акты ясны и понятны для администрации и бухгалтерии 6
  4. Использование новых технологий на предприятии Предприятие использует хорошо изученные технологии 6
  5. Месторасположение предприятия Предприятие расположено в г. Великий Устюг 6
  6. Разбросанность предприятия Предприятие расположено на одной территории 8
  7. Дочерние и зависимые предприятия Предприятие не имеет дочерних и зависимых предприятий 2
  8. Учет по подразделениям
    Предприятие ведет централизованный учет, в подразделениях ведутся первичные учетные регистры 4
  9. Реорганизация и крупные продажи имущества На предприятие проводилась реорганизация и крупные продажи имущества за последние 3 года 4
  10. Способность контроля собственниками Акционеры – собственники способны осуществлять только стратегический контроль через органы управления 4
  11. Общественное мнение Социальная значимость предприятие не определена и не имеет существенной поддержки 4
    12.Экология Деятельность предприятие не влияет отрицательно на экологию 6
  12. Возможный конфликт интересов Конфликтов интересов собственников и руководство возможен 2
  13. Возможность проникновения нелегального бизнеса В отрасли присутствует нелегальный бизнес 2
  14. Судебное разбирательство Судебные разбирательства возможны как единичные случаи 4
  15. Налоговое бремя Отрасль и деятельность предприятие имеет налоговое бремя, сходное с большинством отраслей страны 4
  16. Зависимость от покупателей Реализация продукции, услуг одному покупателю не превышает 10% от общего годового оборота предприятие 6
  17. Зависимость от поставщиков Рынок поставщиков небольшой, среди поставщиков существует конкуренция 4
  18. Подверженность кражи Продукция предприятие легко транспортируемая и имеет хорошо ликвидный характер 2
  19. Формы расчетов Расчет наличными, существуют такие формы расчета, как бартер, трансферт и т.п. 2
  20. Капитальные вложения Предприятие осуществляет капитальные вложение, не превышающие амортизационные отчисления и прибыль года находящуюся в распоряжении предприятия 4
  21. Незавершенное производство и запасы Оценка и инвентаризация запасов и незавершенного производства достаточно сложны 4
  22. Кредиты Предприятию необходимы существенные кредиты или инвестиции для развития деятельности 2
  23. Оборотный капитал. Ликвидность
    Предприятие имеет достаточный оборотный капитал, но существуют проблемы ликвидности оборотного капитала в части, превышающей краткосрочные обязательства 4
  24. Доходность Предприятие имеет стабильный доход 6
    Всего баллов 100
    Расчет внутрихозяйственного риска: ВХР = 100% — (КБ/5),
    100%- (100/5) = 80 %
    Фактический внутрихозяйственный риск, % 80

Приложение Е

Расчет риска средств контроля
Наименование характеристики Оценка по балльной шкале Вес критерия Риск средства контроля
1 2 3=1*2
Наличие специализированной службы или отдельных специалистов 0.6 0.5 0.3
Объем информации перепроверяемой по объекту учета 0.6 0.1 0.06
Квалификация 0.5 0.1 0.05
Обеспеченность нормативной базой 0.5 0.1 0.05
Независимость ревизионной службы 0.7 0.2 0.14
Общий риск средств контроля 0,6

Приложение Ж

Аудиторское заключение
Сведения об аудиторской организации (аудиторе): ООО «Аудит».
Юридический адрес: ______________.
Лицензия на проведение общего аудита: №123456, выдана на основании приказа Министерства финансов Российской Федерации от 01.01.2010 № 1.
Лицензия действительна: до 16.01.2014.
Свидетельство о государственной регистрации: серия 00 № 0000000 Расчетный счет № 1234567800000404
В аудите принимали участие:
____________________________.
Сведения об аудируемом лице: ООО «Устюгхлеб».
Юридический адрес: 162390, г. Великий Устюг, ул. Горького, 21.
Лицензия на осуществление деятельности: № 35-123456 действительна до 10.10.15г.
Мы провели аудит прилагаемой финансовой (бухгалтерской) отчетности ООО «Устюгхлеб» за период с 1 октября по 31 декабря 2012 года. Финансовая (бухгалтерская) отчетность ООО «Устюгхлеб» состоит из:

  • бухгалтерского баланса;
  • отчета о прибылях и убытках
  • приложений к бухгалтерскому балансу и Отчету о прибылях и убытках;
  • пояснительной записки.
    Ответственность за подготовку данной отчетности несет генеральный директор ООО «Устюгхлеб». Наша обязанность заключается в том, чтобы высказать мнение о достоверности во всех существенных аспектах данной отчетности и соответствии порядка расчетов с органами социального страхования законодательству Российской Федерации на основе проведенного аудита.
    Мы проводили аудит в соответствии с:
  • Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»;
  • федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.09.02г. № 696;
  • внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности (Московской аудиторской Палаты — профессиональном объединении аудиторов, аккредитованном при Минфине России);
  • правилами (стандартами) аудиторской деятельности аудитора;
  • нормативными актами органа, осуществляющего регулирование деятельности аудируемого лица.
    Аудит планировался и проводился таким образом, чтобы получить достаточную уверенность в том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность в части расчетов с органами социального страхования не содержит существенных искажений. Аудит проводился на выборочной основе и включал в себя изучение на основе тестирования доказательств, подтверждающих числовые показатели в финансовой (бухгалтерской) отчетности и раскрытие в ней информации о финансово-хозяйственной деятельности, оценку принципов и правил бухгалтерского учета, применяемых при подготовке финансовой (бухгалтерской) отчетности, рассмотрение основных оценочных показателей, полученных руководством аудируемого лица, а также оценку общего представления о финансовой (бухгалтерской) отчетности. Мы полагаем, что проведенный аудит предоставляет достаточные основания для выражения нашего мнения о достоверности во всех существенных отношениях финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
    В ходе аудита бухгалтерской отчетности нами обнаружены некоторые качественные нарушения установленного порядка ведения и подготовки бухгалтерской отчетности в части расчетов с органами социального страхования ООО «Устюгхлеб», связанные с документальным оформлением операций. В частности было выявлено, что не все операции оформляются первичными учетными документами, оформленными в соответствии с требованиями законодательства. Однако данные нарушения существенно не влияют на результат финансово-хозяйственной деятельности ООО «Устюгхлеб».
    По нашему мнению, за исключением влияния на финансовую (бухгалтерскую) отчетность обстоятельств, изложенных в предыдущей части, финансовая (бухгалтерская) отчетность ООО «Устюгхлеб» отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение на 31 декабря 2012 г. и результаты финансово-хозяйственной деятельности за период с 1 октября по 31 декабря 2012 г. включительно в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в части расчетов с органами социального страхования.
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov