Диплом Особенности формирования цен в сфере услуг в современных условиях

Содержание

  1. Анализ формирования цен в сфере услуг на примере Великоустюгской автомобильной школы РОСТО (ДОСААФ) 3
    2.1 Общая характеристика Великоустюгской автомобильной школы РОСТО (ДОСААФ) 3
    2.2. Анализ сильных и слабых сторон Великоустюгской автомобильной школы РОСТО (ДОСААФ) 12
    2.3. Расчет цен на услуги предприятия 15
  2. Совершенствование политики формирования цен в Великоустюгской автомобильной школе РОСТО (ДОСААФ) 28
    3.1. Анализ перспективных направлений ценообразования Великоустюгской автомобильной школы РОСТО (ДОСААФ) 28
    3.2. Рекомендации по совершенствованию системы ценообразования на предприятии 33
    3.3. Оценка эффективности предложенного проекта ценовой стратегии 43
    Заключение 46
    Список использованных источников 48
  3. Анализ формирования цен в сфере услуг на примере Великоустюгской автомобильной школы РОСТО (ДОСААФ)
    2.1. Общая характеристика Великоустюгской автомобильной школы РОСТО (ДОСААФ)

Великоустюгская автомобильная школа РОСТО (ДОСААФ) является частным образовательным учреждением начального профессионального образования граждан на базе основного общего образования. Основной вид уставной деятельности организации являются, оказание услуги по подготовке кадров, водителей Категории: «А», «В», «С», «Д», «Е».
Полное наименование Школы: «Частное образовательное учреждение начального профессионального образования Великоустюгская автомобильная школа Вологодской областной организации Общероссийской общественной организации РОСТО (ДОСААФ). Юридический адрес Школы: 162390, Вологодская область, г. Великий Устюг, ул. Красная, 142.
Учредителем Школы является Общероссийская общественная организация – «Российская оборонная спортивно-техническая организация РОСТО (ДОСААФ)», правопреемница ДОСААФ на территории Российской Федерации, зарегистрированная в Министерстве юстиции РФ 10 июля 2001 года, свидетельство №3080, в лице Центрального совета РОСТО, юридический адрес; 123362, Москва, Волоколамское шоссе 88, строение 3.
Школа является юридическим лицом с момента её Государственной регистрации, наделена Учредителем необходимым для деятельности имуществом по смете, имеет самостоятельный баланс, расчётный и другие счета в учреждениях банков, печать, штампы, бланки с наименованием и иные реквизиты юридического лица, пользуется эмблемой, флагом и символикой РОСТО (ДОСААФ).
Среднегодовая численность работающих в Великоустюгской автошколе РОСТО (ДОСААФ) составляет 36 человек, в том числе 22 человека штатные работники.
В распоряжении Великоустюгской автошколы РОСТО (ДОСААФ) имеются технические средства:
– легковые автомобили – 7 шт.
– грузовые автомобили – 5 шт.
– мотоцикл учебный – 2 шт.
– автобус учебный – 1 шт.
– прицеп – 1 шт.
– экспонат ЗИЛ – 1 шт.
– экспонат КамАЗ 4310 – 1 шт.

Великоустюгская автошкола РОСТО относится к малой организации по критериям, установленным Федеральным законом от 24 июля 2008 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Услуги по обучению, предоставляемые Великоустюгской автошколой РОСТО, являются платными. Великоустюгская автошкола РОСТО предоставляет физическим лицам следующие платные услуги:
– полный курс обучения, включающий теоретический курс по правилам дорожного движения (ПДД) 110 часов, обучение вождению 50 часов стоимость 26000 р.
– обучение вождению (дополнительные часы вождения): 300 руб./час.
Раз в 2 месяца Великоустюгская автошкола набирает на обучение 1 группу 27 – 30 человек. Обучение проводится только в вечерних группах. По окончанию обучения слушателям выдаётся свидетельство установленного образца.
Великоустюгская автошкола также осуществляет организованную сдачу экзаменов в ГИБДД.
Реклама ведется на низком уровне, а именно в телефонном справочнике Великого Устюга, и на автомобилях автошколы, из этого следует, что значение рекламы руководством автошколы недооценено.
Использование участниками рынка рекламы осуществляется с целью не только продвижения товаров, стимулирования сбыта, но и создания фирменного стиля, повышения качества обслуживания потребителей. Реклама выступает мощным стимулом успешного продвижения готовой продукции (услуги) к конечному потребителю.
Оценка и анализ внешней среды:
Анализ состояния и перспектив развития факторов внешней среды (т, е. прогноз того, какие угрозы и возможности таит в себе внешняя среда), совместно с оценкой сильных и слабых сторон своей внутренней среды позволяет организации установить цепочки связей между ними которые могут бут быть использованы для формирования стратегии организации.
Факторы внешней среды:

  1. Экономические факторы:
    – Так как с 01.01.2011 г., автошкола перешла на новую программу подготовки водителей, соотношение теории и практики были изменены в сторону увеличения количества часов практического вождения автомобиля. Новые правила обучения в автошколе, вступившие в силу с 2011 года требуют значительного увеличения числа часов, поэтому стоимость обучения возросла с 17 до 26 тысяч рублей, и спрос на услуги автошколы может снизиться;
    – растёт платёжеспособный спрос, а вслед за ним и равновесная рыночная цена, так как предложение не поспевает за спросом.
  • в настоящий момент в России происходит повышение цен на бензин, что скажется на увеличении стоимости обучения в автошколе;
    – с ростом безработицы снизится число потенциальных клиентов автошколы, так как неработающий человек имеет меньше возможностей для реализации своих потребностей, в том числе и по обучению вождению транспортного средства и получению водительских прав.
    В отношении исследуемой нами автошколы, по данным Центра занятости г. Великого Устюга численность зарегистрированных безработных за последние четыре месяца увеличился на 210 человек.
  1. Политические факторы:
    – деятельность Великоустюгской автошкола непосредственно зависит от нормативных документов местных органов, властей региона и федерального правительства.
  2. Рыночные факторы:
    – спрос на услуги Великоустюгской автошкола в значительной степени зависит от демографических условий. Известно, что среди желающих обучиться вождению много молодёжи. Следовательно, если население «молодеет», то спрос на услуги автошколы будет расти, если «стареет» – падать. Согласно данных ЗАГСа г. Великого Устюга, в этом году 18 летних детей – 836, в 2012 -736 и такая динамика уменьшения рождаемости, связанная с экономическим состоянием России в девяностых годах, наблюдается до начала 2000-х, поэтому, можно сказать, что спрос на услуги автошколы будет уменьшаться.
  3. Технологические факторы.
    Великоустюгская автошкола не занимается производственной деятельностью, а является образовательным учреждением и поэтому не зависит от каких-либо изменений в технологии производства, но её могут коснуться изменения связанные с введением с первого января 2011 года новой программы подготовки водителей. Теперь под вождение отведено 50 часов вместо 32.
  4. Факторы конкуренции.
    Важнейшими конкурентами Великоустюгской автошколы РОСТО являются другие автошколы, которые тоже находятся в г. Великий Устюг, сейчас существуют еще две автошколы:
    – автокурсы Толстикова В.Н. Занимается только подготовкой водителей категории «В», имеет большой опыт работы. По итогам 2010 года было подготовлено и выпущено 218 водителей;
    – ООО «Автошкола». Занимается только подготовкой водителей категории «В», расположена в центре, самая высокая стоимость обучения. По данным 2010 года эта автошкола выпустила 69 водителей.
    Реклама у всех автошкол находится на одинаковом уровне.
  5. Факторы социального поведения.
    Современное общество меняется, а вместе с ним изменяются нравы, женщины не хотят отставать от мужчин и конкурируют с ними почти во всех сферах деятельности. Женщин, стремящихся получить водительские права, становится всё больше и больше. Для автошколы такой факт играет положительную роль, так как растёт число клиентов, желающих окончить курсы по обучению вождению транспортных средств категории «В». С каждым годом количество автомобилей в Великом Устюге увеличивается и сейчас в городе зарегистрировано более 8 тысяч автомобилей притом, что проживает в Великом Устюге 26,2 тысячи человек, т.е. машину имеет каждый третий житель города.
    Оценка и анализ внутренней среды
    После анализа внешней среды необходимо определить, обладает ли автошкола внутренними силами, чтобы воспользоваться внешними возможностями, а также выявить слабые внутренние стороны, которые могут усложнить проблемы, связанные с внешними опасностями.
    Внутренняя среда организации – эта та часть общей среды, которая находится в пределах организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.
    Внутренняя среда исследуемой автошколы характеризуется следующими моментами:
  6. Кадры.
    Трудовой коллектив Автошколы составляют граждане, участвующие в её деятельности на основе трудовых договоров. Порядок комплектования работников Автошколы и условия оплаты их труда определяются Уставом Автошколы. Приём на работу сотрудников осуществляется начальником Автошколы на условиях индивидуального трудового (срочного трудового) договора или договора-подряда.
  7. Организация общего управления.
    В организации существует командно-административный стиль управления, доставшийся по наследству от ДОСААФ. В Великоустюгской автошколе четко определены права и обязанности для каждой штатной единицы. Существующая организационная структура Великоустюгской автошколы представляет собой линейно-функциональный тип. Непосредственное управление Автошколой осуществляет начальник Автошколы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  8. Финансы и учет.
    Успешное управление финансов и активное их влияние на общественные процессы во многом зависит от предварительного моделирования движения финансовых ресурсов, формирования распределения фондов денежных средств на всех уровнях хозяйствования.
    Доходы от обучения за 2010 г., составили 239 тыс. руб., из них направлено 37 тыс. руб., на строительство автодрома, на ремонт классов автошколы выделено 82 тыс. руб. Всего в кассу Великоустюгской автошколы РОСТО поступило 1039 тыс. руб. Отчисления на оборонно – массовую работу в размере 8% от доходов по хозрасчету составили 76 тыс. руб.
    Для выявления истинного финансового состояния Великоустюгской автошколы проведем построчное сопоставление значений отдельных составляющих актива и пассива баланса за 2008, 2009 и 2010 гг. (табл. 2.1)..
    Таблица 2.1
    Построчное сопоставление актива и пассива ЧОУ «Великоустюгская автомобильная школа РОСТО (ДОСААФ)»
    (тыс. руб.)
    Составляющие актива и их условные обозначения Источник информации (статья) На 01.01.2009. На 01.01.2010 На 01.01.2011
  9. Наиболее ликвидные активы, А1 250+260 1003,3 0,2 169,4
  10. Быстро реализуемые активы, А2 240 0 65,2 1,8
  11. Медленно реализуемые активы, А3 210+220+230+270 150 100 237,2
  12. Труднореализуемые активы, А4 190 2609,4 2857,2 2725
  13. Наиболее срочные обязательства, П1 620 530 580,4 794
  14. Краткосрочные пассивы, П2 610+630+670 4,7 300,1 301,2
  15. Долгосрочные пассивы, П3 590+640+650+660 0 0 0
  16. Постоянные пассивы, П4 490 3228 2142,1 2038,2
    Ликвидность 01.01.11 г.
    Абсолютная Фактически
    А1 ≥ П1 А1 < П1 А2 ≥ П2 А2 < П2 А3 ≥ П3 А3 > П3
    А4 ≤ П4 А4 > П4

Выполнив построчное значений актива и пассива, можно сделать вывод, что баланс неликвиден.
Наиболее общей для всех участников рынка является проблема определения уровня цены, который учитывал бы особенности спроса и другие рыночные факторы. Рассмотрим проблему ценообразования именно с этих позиций.
Основными видами услуг, которые оказывают учреждения начального профессионального образования, являются:

  • обучение по полной образовательной программе в соответствии с государственным стандартом по данной специальности, причем практики внесения дополнений в набор дисциплин по просьбе предприятия-заказчика не существует;
  • профессиональная подготовка (краткосрочные курсы 300-600 часов);
  • единовременные (разовые) услуги (семинары, проведение аттестации работника по специальности с присвоением разряда и т.п.).
    В качестве единицы измерения результата принят человек (выпускник, слушатель курсов, участник семинара и т.д.), прошедший полный курс обучения — для краткосрочных услуг, или обучавшийся в течение года — для услуг со сроком обучения более года.
    В целом задачу установления цены можно разделить на следующие подзадачи:
    Определение себестоимости подготовки по утвержденной программе обучения (с получением среднего образования, без получения среднего образования, краткосрочных курсов, и т.д.) и установление на ее основе нижнего уровня цены.
    Определение верхней границы цены на основе статистики цен с применением параметрического метода. Предполагает: предоставление возможности ввода статистики цен конкурентов и выбор ближайшей конкурирующей услуги; составление и обработку таблицы конкурентоспособности услуг; фиксацию предварительного уровня цены.
    Анализ зависимости дохода от наполняемости группы и различных уровней цены и фиксация действующей цены.
    Так как затраты на образовательный процесс в полном объеме сводятся по итогам года и вообще, если сроки обучения кратны году, целесообразно работать с годовыми затратами. Если сроки обучения менее года, сроки набора этих групп весьма расплывчаты (т.е. одни группы уже начали занятия, а другие еще формируются), оказывается нецелесообразным рассматривать расходы за более короткий, чем год, период. В этом случае возникает необходимость корректировать цены особенно по краткосрочным и разовым услугам в течение года. Итак, можно выделить подзадачу корректировки цен на услуги, которая включает:
  • накопление статистики по ряду показателей характеризующих развитие рыночной конъюнктуры (в данном случае учитывается инфляция, темп роста потребляющей отрасли, ставка первого разряда);
  • пересчет цен по указанным факторам;
  • фиксация цены в качестве действующей с определенного момента.
    Разработка и применение более сложных моделей для обработки процессов и отражения зависимостей спроса от цены, движения рыночной конъюнктуры и объема спроса сдерживается, с одной стороны, отсутствием глубокого исследования рынка, как самими учебными заведениями, так и вышестоящими органами (департаментом образования), с другой стороны бухгалтерским подходом к определению цены на ОУ.
    Итак, проведенные исследования выявили необходимость глубокой проработки методической стороны расчета цены образовательной услуги.
    В связи с объективными причинами (среди них отсутствие потребности в проведении таких расчетов) отсутствует более или менее обоснованная методика для расчета себестоимости подготовки одного выпускника, слушателя курсов и т.д. Особые трудности возникают в тех случаях, когда обучение на коммерческой основе происходит в тех же помещениях и с использованием того же оборудования, что и обучение бюджетного контингента, так как создается впечатление того, что все эти объекты эксплуатируются бесплатно. Поэтому возникает объективная необходимость проведения анализа состава затрат, разработки удобной для проведения дальнейших расчетов их группировки, выбора базы для распределения непрямых затрат и разработки алгоритма.
    В зависимости от назначения все виды затрат можно подразделить на следующие группы:
  • затраты на учебный процесс;
  • затраты на культурно-массовую и спортивно-оздоровительную работу;
  • затраты, связанные с работой самостоятельных подразделений (общежитие, учебно-производственный магазин, учебно-производственная столовая, мастерские);
  • прочие затраты.
    2.2. Анализ сильных и слабых сторон Великоустюгской автомобильной школы РОСТО (ДОСААФ)

Проведем анализ Великоустюгской автомобильной школы РОСТО (ДОСААФ). Для этого рассмотрим слабые и сильные стороны организации, а также ее возможности и угрозы.
Слабые стороны Великоустюгской автошколы:

  1. Нет ясных стратегических направлений.
  2. В автошколе не четко определены цели и не определена миссия.
  3. Недостатки в рекламной политике.
  4. Отсутствуют мониторинг рынка (маркетинг и реклама).
  5. Слабое представление о рынке.
  6. Финансовые затруднения.
  7. Первостепенной целью Великоустюгской автошкола является не получение прибыли от реализации услуг, а предоставление дополнительного образования.
    Сильные стороны Великоустюгской атошколы:
  8. Великоустюгская автошкола РОСТО занимает 28% рынка г. Великий Устюг.
  9. РОСТО (ДОСААФ) – бренд.
  10. Наличие архива (75 лет).
  11. Хорошая репутация.
  12. Возможность обучения на все категории.
  13. При желании клиента предоставляются за отдельную плату дополнительные часы вождения.
  14. Учебно-методическая база на высоком уровне (наличие экспонатов).
  15. Структура Великоустюгской автошколы основана на специализированном разделении труда, то есть работа между людьми распределяется не случайно. Она закреплена за специалистами, то есть за теми, кто способен выполнить её лучше всех с точки зрения организации как единого целого.
    Возможности Великоустюгской автошколы РОСТО:
  16. Открытие торгового павильона в автошколе.
  17. Открытие магазина автозапчастей в автошколе.
  18. Открытие автомастерской на базе гаража автошколы.
  19. Открытие автокурсов экстремального вождения.
  20. Возможность заключения договора с Министерством Обороны РФ.
  21. Выход на новые сегменты рынка.
  22. Приобретение компьютерных тренажеров практического вождения, тем самым сэкономить на топливе.
  23. Возможность перейти в группу с лучшей стратегией.
    Великоустюгская автошкола РОСТО предоставляет услуги только по обучению водительским категориям, как и другие автошколы г. Великий Устюг. Руководству необходимо подумать о предоставлении клиентам дополнительных услуг, таких как:
    – организованное прохождение медкомиссии;
    – предоставление услуг фотографа;
    – продажа учебной литературы непосредственно в автошколе;
    – предоставление различных скидок для определённых сегментов потребителей (например, пенсионерам, студентам и инвалидам).
    Это повысит спрос на услуги автошколы и её конкурентоспособность.
    Угрозы Великоустюгской автошколы РОСТО (ДОСААФ):
  24. Появление новых автошкол.
  25. Увеличение стоимости обучения в связи с изменением учебной программы и как следствие уменьшение спроса.
  26. Замедление роста рынка.
  27. Неблагоприятная политика правительства.
  28. Изменение потребностей населения.
  29. Неблагоприятные демографические изменения.
  30. Падение спроса в летний период.
  31. Увеличение цен на коммунальные услуги.
    Исходя из данного анализа можно сделать следующие выводы:
    1) Следует разрабатывать ценовую стратегию по использованию сильных сторон организации для того, чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде.
    2) Ценовая стратегия развития должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости.
    3) Развитие должно предполагать использование силы организации для устранения угрозы.
    4) Организация должна вырабатывать такую ценовую стратегию, которая позволила бы ей как избавиться от слабости, так и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу.
    Вырабатывая стратегии, следует помнить, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользованная возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент. Или наоборот, удачно предотвращенная угроза может открыть перед организацией дополнительные возможности, если конкуренты не смогли устранить эту же угрозу.
    Подводя итог следует отметить, что Великоустюгская автошкола РОСТО (ДОСААФ) наиболее зависима от таких факторов внешней среды как: экономический – автошкола перешла с 01.01.2011 года на новую программу обучения; рыночные – в связи с уменьшением рождаемости в начале девяностых сейчас значительно уменьшается количество восемнадцатилетних горожан, а как следствие уменьшается рынок и вырастает конкуренция; технологический – с введением новой программы обучения изменилось количество часов теории и практического вождения; социального поведения – увеличивается количество женщин желающих обучиться и получить водительские права, также с каждым годом в Великом Устюге увеличивается парк автомобилей сейчас каждый третий житель города имеет автомобиль.
    В 2010 году Великоустюгская автошкола РОСТО (ДОСААФ) несколько раз производила комплексный пересмотр цен на услуги, причем пересмотр происходил не только под влиянием растущих затрат, но и при воздействии рыночной конъюнктуры (то есть иногда и в сторону снижения по отдельным группам и видам продукции, что было вызвано сезонными колебаниями спроса).
    Политика Великоустюгская автошкола РОСТО (ДОСААФ) в области цен и скидок была направлена на ускорение продаж. В частности для ускорения оборачиваемости денежных средств предоставлялась скидка за 100%-ную предварительную оплату обучения (размер скидки в течение года составлял 5-10%);
    2.3. Расчет цен на услуги предприятия

Рассмотрим процесс ценообразования на примере расчета стоимости часа обучения практическому вождению на базе автомобиля ВАЗ-2110. Основное использование автомобиля осуществляется в учебных целях для формирования у учащихся навыков практического вождения. Обучение проводится на закрытом полигоне и в городских условиях.
Для руководства ЧОУ «Великоустюгская автомобильная школа РОСТО (ДОСААФ)» важно, чтобы эта стоимость была не выше средне городских предложений.
Стоимость часа обучения практическому вождению на автомобиле ВАЗ-2110 складывается из нескольких позиций:
• переменные (прямые) расходы,
• накладные (косвенные) постоянные расходы,
• накладные (общехозяйственные) расходы,
• прибыль.
Переменные (прямые) расходы представляют собой затраты, возникающие при текущей эксплуатации автомобиля и которые зависят от объема работы. Сюда входит заработная плата водителя, расходы на топливо, ремонт, запчасти, ГСМ. Накладные (косвенные) постоянные расходы также непосредственно связаны с содержанием автомобиля, но не зависят от выработки часов. Это амортизация, страхование, сертификация персонала, ТО, транспортный налог. Накладные (общехозяйственные) расходы представляют собой постоянные затраты на функционирование предприятия, не зависящие от количества и объема работы техники. Это офисные расходы, арендная плата, заработная плата АУП и др. Норма рентабельности, установленная в рамках организации составляет 10%.

Переменные (прямые) расходы
1) Заработная плата водителю
Для установления приемлемой заработной платы инструктору был проведен мониторинг и анализ нескольких предприятий Великого Устюга с целью выявления среднего размера заработной платы. Были проанализированы такие предприятия, как: Управление Пенсионного фонда по г. Великий Устюг, ОАО «Фанерный комбинат «Новатор»», ЗАО «Цех мясных полуфабрикатов «Пчелка»», а также служба такси «Друг». В результате опроса был выявлен средний размер месячной оплаты труда без дополнительных выплат, который составил 10500 рублей. Это значение и было принято в качестве заработной платы инструктору учебного вождения на автомобиле ВАЗ-2110.
2) Затраты на топливо
Основным видом топлива, используемого для подобной техники, является бензин. Руководящим документом № Р3112194-0366-03 МинТранса РФ установлено следующее значение расхода топлива для автомобиля ВАЗ-2110: базовая норма — 8,0 л\100км, а при работе в условиях закрытого полигона – 2,5 л\час.
Нормативный расход топлива для автомобилей, выполняющих основную работу в период стоянки, определяется следующим образом:
Qн = (0,01 * Hsc * S + Нт * Т) x (1 + 0,01 * D), литры
где:
Hsc — индивидуальная норма расхода топлива на пробег спецавтомобиля, л/100 км;
S — пробег спецавтомобиля к месту работы и обратно, км;
Нт — норма расхода топлива на работу специального оборудования, л/час или литры на выполняемую операцию (заполнение цистерны и т.п.);
Т — время работы оборудования, час. или количество выполненных операций;
D — суммарная относительная надбавка или снижение к норме, в процентах (при работе оборудования применяются только надбавки на работу в зимнее время и в горных местностях). В нашем случае расчет производится для ноября месяца, когда действует надбавка в размере 10%. Эмпирическим путем вычислено, что средний пробег автомобиля в день составляет примерно 50км.
В нашем случае расход топлива составляет:
Qн=(0,01 * 8,0 * 50 + 2,5 * 6) * (1 + 0,01 * 10%) = 19 литров в день.
В случае работы автомобиля в течение 22 дней в месяц расход топлива составит 418 литров. ЧОУ «Великоустюгская автомобильная школа РОСТО (ДОСААФ)» пользуется услугами ОАО «Лукойл», которая предоставляет бензин по цене 25,6 руб. за литр. В итоге, затраты на топливо в месяц составляют:
418*25,6 = 10701 рублей.
3) Затраты на техническое обслуживание, ремонт, ГСМ
В данном случае в расчет принимается только стоимость запчастей и материалов, необходимых для проведения ремонта. Трудозатраты здесь не учитываются, т.к. проходят отдельной позицией «Заработная плата АУП и слесарей».
В регулярном обслуживании и ремонте нуждается как шасси, так и педальная установка. Нормы пробега для ВАЗ-2110: до ТО1- 5000км, до ТО2- 10000км.
В рамках ТО-1 проводится регулировка и проверка основных узлов и агрегатов. При необходимости производится замена мелких запчастей, на которые уходит около 2000 руб., что известно из опыта. Таким образом, большая часть стоимости ТО1 складывается из оплаты труда слесарей, которая учтена отдельной статьей.
ТО-2 предполагает замену масла двигателя, мостов, агрегатов, замену ремней, а также мелких запчастей, как то: лампочки, реле и т.д. Затраты на ТО-2 представлены в таблице 2:

Таблица 2.2
Затраты на техническое обслуживание автомобиля марки ВАЗ-2110
Наименование материала Количество Цена, руб. Стоимость, руб.
Масло моторное 5 л 120 600
Масло мостов и агрегатов 2 л 200 400
Ремень генератора 2 300 600
Ремень компрессора 2 300 600
Прочие запчасти — — 2000
ИТОГО 4200

Всего ТО-1 и ТО-2 потребуют затрат в размере 4200+2000 = 6200 руб. Как известно, средний пробег за смену составляет 100км, следовательно, в месяц – 2200км. Значит, комплекс ТО-1+ТО-2 будет производиться раз в 4,5 месяца. Таким образом, месячные отчисления на ремонт, запчасти и ГСМ для шасси составят: 6200/4,5 = 1378 руб.
Для педальной установки существуют специальные нормы технического обслуживания, затраты на которое представлены в таблице 3.

Таблица 2.3
Затраты на техническое обслуживание педальной установки
Наименование работы Необходимые материалы Количество Цена, руб. Стоимость, руб.
ТО-1- каждые 250ч смазка 2кг 90 180
ТО-2 — каждые 500ч смазка 2кг 90 180
ТО-3 — каждые 1000ч масло гидросистемы 2л 1100 2200
рукав высокого давления 1 815 815
ТО-4 — каждые 3000ч трос 1 1000 10000

То есть за цикл в 3000 часов затраты на ремонт и обслуживание педальной установки составят:
18012+1806+(2200+815)3+10000 = 16255 руб. Учитывая среднемесячную норму часов, равную 132 часа, получаем, что цикл проходит за 22,7 месяца, значит, среднемесячные отчисления на ремонт и обслуживание педальной установки составляют: 16255/22,7 = 716 руб. Кроме плановых ТО существуют расходы на текущий ремонт (запчасти). Данные статьи расходов рассчитываются на основе наработанной практики и для техники этого вида составляют около 10% от первоначальной стоимости в первые три года эксплуатации. Первоначальная стоимость автомобиляВАЗ-2110 составляет 350000 руб., отсюда: 3000000,1/36 = 833 руб. в месяц.
Итого, затраты на ремонт, запчасти и ГСМ составят: 1378+716+833 = 2927 руб.

Накладные (косвенные) постоянные расходы
1) Выплата по кредиту
ЧОУ «Великоустюгская автомобильная школа РОСТО (ДОСААФ)» приобрело автомобиль стоимостью 300000 руб. в кредит с авансовым платежом в 20% от стоимости сроком на 36 месяцев, выплаты производятся аннуитетными платежами.
Суммарные отчисления в месяц составляют:
7564 руб.
2) Страхование
Учебные автомобили являются высоко рисковыми объектами страхования, т.к. они часто попадают в аварии. Ставка КАСКО варьируется в диапазоне 4-6% от первоначальной стоимости техники в зависимости от оснащенности. В нашем случае страховая компания установила тариф КАСКО на уровне 4,8%. Получаем ежемесячный расход на страхование равный 300000*0,048/12 = 1200 руб.
3) Сертификация персонала
Необходимым условием получения фирмой разрешения на эксплуатацию учебного автомобиля является наличие разрешения ГосГорТехНадзора. Для получения такого разрешения необходимо выполнение нескольких условий:
• сертификация самой техники, прохождение регулярных технических осмотров;
• наличие разрешения на управление автомобилем у автоинструктора;
• наличие сертификатов у обслуживающего персонала, занимающегося проверкой и наладкой техники.
Затраты на прохождение технического осмотра будут описаны далее. Выполнение остальных условий предполагает обучение персонала, ежегодную сдачу экзаменов, аттестацию. То есть для эксплуатации 1 автомобиля предприятию необходимо оплатить обучение и аттестацию 1 инструктора, 1 руководителя работ и, кроме того, для обслуживания трёх имеющихся автомобилей обучаются 2 слесаря. Соответствующие расходы составляют примерно 12000 руб. в год или 1000 руб. в месяц в расчете на 1 автомобиль.
4) Годовой технический осмотр
Прохождение ежегодного техосмотра является первостепенным условием для законной эксплуатации автомобиля. Причем шасси и педальная установка проходят проверку отдельно. Частота прохождения ТО зависит от возраста автомобиля: новая техника – 1 раз в три года, техника старше 3 лет – раз в год.
Стоимости данных операций приведены в таблице 4.

Таблица 2.4
Расходы на ТО
(руб.)
Наименование операции Платеж Сумма
ТО шасси ВАЗ-2110 Услуги тех. станции 2000
Платеж в ГИБДД 350
ТО педальной установки Услуги тех. станции 10000

В таком случае ежемесячные расходы на прохождение тех. Осмотра составляют: (2000+350)/36+10000/12 = 374 руб.
5) Транспортный налог
В соответствии с главой 28 «Транспортный налог» НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Налоговые ставки на территории Вологодской области установлены статьей 2 Закона оласти «О транспортном налоге» в редакции Закона от 28.11.2010 № 85-ОЗ. Транспортный налог на автомобиль вычисляется по ставкам для легковых автомобилей, соответственно мощности двигателя. Мощность двигателя ВАЗ-2110 составляет 87 лошадиных сил, ставка при такой мощности равна 25 руб./л.с. Получаем:
87*25/12 = 181 руб./месяц.

Накладные (общехозяйственные) постоянные расходы
1) Аренда помещений, земельного участка, коммунальные платежи
Как уже говорилось ранее, для организации большое значение имеет определение рентабельности. Однако показатели деятельности могут быть искажены в результате того, что фирма не учитывает в своих расходах какую-либо плату за землю, т.к. реально ей не приходится ее арендовать или покупать, поскольку земля уже куплена.
Структура земельных владений ЧОУ «Великоустюгская автомобильная школа РОСТО (ДОСААФ)» и арендная плата представлены в таблице 5.

Таблица 2.5
Арендная плата ЧОУ «Великоустюгская автомобильная школа РОСТО (ДОСААФ)»
Наименование статьи Площадь, м2 Ставка, руб./м2 Сумма, руб.
Аренда офиса 50 150 7500
Стоянка 200 50 10000
Ремонтная зона 100 80 8000
ИТОГО 1170 25500

Таким образом, ежемесячная арендная плата составляет 25500 руб. Чтобы определить, какую часть этой суммы следует списать в расходах по содержанию автомобиля, в ЧОУ «Великоустюгская автомобильная школа РОСТО (ДОСААФ)» применяют коэффициент, основанный на удельном весе этого автомобиля в доходе предприятия. В нашем случае этот коэффициент равен 0,1:
25500*0,1 = 2550 руб./мес.
2) Прочие расходы автошколы
Под прочими расходами понимаются такие статьи, которые заранее спланировать практически невозможно. Это могут быть расходы, связанные с оценкой ущерба при ДТП, оценкой остаточной стоимости машины при списании, командировки сотрудников. Также сюда входят затраты на получение и продление лицензии на обучение. Расчетов по данной статье не производится, и ее размер берется из прошлого опыта и составляет примерно 3000 руб. в месяц, значит на автомобиль, с учетом его удельного веса в доходе приходится 300 руб. в месяц.
3) Заработная плата АУП и слесарей
Заработная плата руководства предприятия и слесарей ремзоны учитывается отдельной статьей, так как ее размер не зависит напрямую от количества техники и объема выполняемых работ. Структура персонала предприятия ЧОУ «Великоустюгская автомобильная школа РОСТО (ДОСААФ)» и расчет месячного фонда заработной платы представлены в таблице 6.

Таблица 2.6
Структура персонала ЧОУ «Великоустюгская автомобильная школа РОСТО (ДОСААФ)»
Должность Количество сотрудников, чел. Месячный оклад, руб.
Директор 1 27000
Зам. директора 1 19000
диспетчер 1 14000
бухгалтер 1 20000
механик 1 18000
слесарь 2 11000
ИТОГО 7 120000

Полученная сумма распределяется аналогично с другими постоянными расходами, т.е. в соответствии с удельным весом дохода от машины в валовом доходе фирмы. Получаем: 120000*0,1 = 12000 руб.

4) Единый налог:
До 2003 года ЧОУ «Великоустюгская автомобильная школа РОСТО (ДОСААФ)» платило налоги по классической системе, т.е. выплачивало НДС, ЕСН, налог на имущество, что было одной из причин его убыточности. В 2010 году в соответствии с федеральным законом №212-ФЗ от 27.07.2009 г. ЕСН был заменен уплатой страховых взносов. Задолженность по налогам составила 12 000 руб. В числе антикризисных мер было принято решение о переводе предприятия на упрощенную схему налогообложения, что позволило достичь безубыточности и начать погашение долга. Упрощенная система налогообложения индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном Налоговым Кодексом (Глава 26.2) .
Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты следующих налогов уплатой единого налога:
• налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности),
• налога на добавленную стоимость,
• налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности).
Предприниматель может самостоятельно выбрать налоговую ставку единого налога исходя из налогооблагаемой базы. С доходов устанавливается налоговая ставка 6 процентов, с доходов, уменьшенных на величину расходов, — 15 процентов.
Руководство ЧОУ «Великоустюгская автомобильная школа РОСТО (ДОСААФ)» выбрало ставку единого налога в размере 15% от суммы доходов, уменьшенных на величину расходов. Годовой налог за 2008-2010 годы в среднем составляет 79000 руб. Отсюда вычислим ежемесячные отчисления по единому налогу в расчете на один автомобиль:
79000/120,1 = 658 руб. 5) Офисные расходы Работа любого предприятия сопряжена с офисными расходами, т.к. делопроизводство требует расхода бумаги, канцелярских принадлежностей, чернил для оргтехники и т.д. Каждый день выписывается около 70 путевых листов, товарно-транспортных накладных, ведомости выдачи талонов на топливо, ведутся журналы проверки транспортных средств, предрейсовых мед. осмотров водителей и др. Как и другие сложно структурируемые статьи расходов, которые сложно проследить детально, размер офисных расходов определяется, исходя из прошлого опыта, и в ЧОУ «Великоустюгская автомобильная школа РОСТО (ДОСААФ)» фиксирован в размере 250 рублей в месяц в расчете на один автомобиль. 6) Банковское обслуживание Расчеты с поставщиками и клиентами ЧОУ «Великоустюгская автомобильная школа РОСТО (ДОСААФ)» производит с помощью услуг банка, который берет некоторый процент за каждый перевод. Кроме того, проводятся операции микро кредитования, которые представляют собой списание долгов предприятия под залог надежного краткосрочного дебета. Такие расходы планируются в размере 7000 руб. в месяц. На долю автомобиля приходится: 140000,1 = 700 руб.

Итог по себестоимости
В результате проведенных расчетов мы можем определить суммарную себестоимость эксплуатации автомобиля за месяц при условии заработной платы водителю 10500 рубля, пробеге 100 км в день и 6 часов работы. При этих допущениях получаем следующие результаты:

Таблица 2.7
Себестоимость одного нормо-часа практического обучения вождению автомобиля
(руб)
Переменные(прямые расходы): 24128
Заработная плата водителя 10500
Затраты на топливо 10701
Затраты на ремонт, запчасти и ГСМ 2927
Накладные(косвенные) постоянные: 10319
Кредит 7564
Страхование 1200
Сертификация ремонта автомобилей 1000
Годовой технический осмотр 374
Транспортный налог 181
Накладные (общехозяйственные) расходы 16448
Аренда помещений, земельного участка 2550
Прочие расходы ЧОУ 300
Заработная плата АУП и слесарей 12000
Налог, уплачиваемый по УСН 648
Офисные расходы 250
Банковское обслуживание 700
ИТОГО 50895

Рентабельность
Руководством установлена норма рентабельности для предприятия в размере 10%, что является достойным показателем для предприятий данной сферы. Прибыль составляет 50895*0,1 =5089,5 руб. в месяц.

Расчет тарифа
На последнем этапе воспользуемся формулой: тариф=(себестоимость+прибыль)/месячная норма часов.
Месячная норма часов для автомобиля ВАЗ-2110 принята в ЧОУ «Великоустюгская автомобильная школа РОСТО (ДОСААФ)» в размере 188 часа в месяц. В итоге получаем: (50895+5089,5)/188 = 297,8 руб. за час работы автомобиля.
Учитывая тот факт, что в среднем по городу стоимость часа практического обучения вождению автомобиля стоит примерно 300-320 рублей в час, считаю работу ЧОУ «Великоустюгская автомобильная школа РОСТО (ДОСААФ)» эффективной.

  1. Совершенствование политики формирования цен в Великоустюгской автомобильной школе РОСТО (ДОСААФ)
    3.1. Анализ перспективных направлений ценообразования Великоустюгской автомобильной школы РОСТО (ДОСААФ)

Рассмотрим перспективные направления ценообрзования Великоустюгской автомобильной школы РОСТО (ДОСААФ):
– выход на новые рынки, добавление сопутствующих товаров и услуг позволит наличие собственных свободных площадей и помещений;
– достаточная известность РОСТО (ДОСААФ) будет способствовать выходу на новые сегменты рынка;
– квалификация персонала, ограниченность возможностей конкурентов и развитие рекламы дадут возможность успеть за изменением рынка.
Четкая стратегия, достоверный и своевременный мониторинг контроля изменения желаний потребителей позволит использовать все возможности автошколы, а снижение уровня цен, при увеличении спроса на услугу позволит получать сверхдоходы.
Проблемы Великоустюгской автошколы:
Отсутствие стратегии ценообразования при старых взглядах на ведение дел автошколы, плохая рекламная политика не удержит покупателей при изменении их вкусов, а при росте темпов инфляции и не стабильном финансовом состоянии может привести автошколу к банкротству.
После того как мы рассмотрели имеющиеся стратегические альтернативы, можно обратиться к конкретной стратегии. Целью является выбор стратегической альтернативы, которая максимально повысит долгосрочную эффективность и устойчивое развитие Великоустюгской автошколы.
Стратегический выбор должен быть определённым и однозначным. При этом определяют положение отрасли, положение организации и ассортимент продукции.
Ассортимент исследуется с помощью портфельного анализа. Здесь определяется, на какой стадии жизненного цикла находиться каждый вид продукции и каково соотношение услуг на разных стадиях. Используется Бостонская матрица.
Матрица Бостонской консультативной группы.
При анализе портфеля инвестиций проводится сравнение доли фирмы или её изделий на рынке с темпами роста всей хозяйственной деятельности. Утверждается, что товары (услуги), которыми располагает организация, имеют различную долю рынка и различные темпы продаж. К тому же лидеры рынка (те, у которых наибольшая доля рынка) будут обладать значительными денежными поступлениями благодаря экономии за счёт больших масштабов производства. А услуги, реализация которых идёт быстрыми темпами, будут потреблять больше денежных средств (чтобы выдержать конкуренцию) по сравнению с товарами, находящимися на этапе зрелости, где темпы продаж небольшие.
Портфель Великоустюгской автошколы РОСТО включает следующие бизнес единицы:

  • услуга А: курс полного обучения (теория и вождение);
  • услуга В: обучение вождению;
  • услуга С: обучение только теоретическому курсу.
    После анализа портфеля Великоустюгской автошколы РОСТО было определено место каждой услуги в матрице:
  1. Услуга А относится к «звёздам»: занимает большую долю рынка и имеет высокий темп роста. Даёт значительную прибыль в силу высокой конкурентоспособности, но требует больших объёмов финансовых средств для продвижения товара на рынке. По мере того, как развитие отрасли замедляется, «звёзды» превращаются в «денежную корову».
    Долю на рынке можно поддерживать и повышать через снижение цены, рекламу, модификацию услуги, использовать интенсивный метод его распределения. Основная цель стратегии: поддержать отличительные преимущества в условиях растущей конкуренции.
  2. Услуга В «денежные коровы» занимает лидирующее положение в относительно зрелой отрасли. Сбыт на данную услугу стабилен и, следовательно, она не требует значительных затрат. «Денежные коровы» дают больше денежных средств, чем требуется для их поддержания. Эти денежные средства идут на развитие услуг «звёзд» и услуг «с вопросом». Основная стратегическая цель: напоминающая реклама, периодические ценовые скидки, то есть стимулирование сбыта.
  3. Услуга С относится к категории услуг «с вопросом», которые занимают маленькую долю на рынке в развивающейся отрасли. Отличительные преимущества (конкурентоспособность) пока неясны. Ведущее положение на рынке занимает ООО «Автошкола». Необходимо всё внимание направить на повышение конкурентоспособности услуги, так как она имеет шанс на успех. Однако без должных вложений в развитие конкурентоспособности этой услуги она может эволюционировать к «собакам».
    Основная цель стратегии: продолжить финансовые затраты на продвижение услуги на рынке, активизировать поиск новых каналов сбыта, улучшить качественные характеристики, снизить цену, или уход с рынка. В условиях жесткой конкуренции повышение качества товара (услуги) является значительным резервом усиления конкурентной позиции фирмы. Портфель Великоустюгской автошколы РОСТО не содержит услуг «собак», которые требуют серьёзных финансовых затрат в случае увеличения их продаж. Такие товары (услуги) отстают по конкурентоспособности, то есть несмотря на длительное присутствие на рынке, им не удалось завоевать своего покупателя. При наличии таких товаров (услуг) приоритетной стратегией будет деинвестирование, скромное существование или уход с рынка.
    Преимущество Великоустюгской автошколы РОСТО, прежде всего в том, что она занимает достаточно большую долю рынка, имеет достаточное количество оборотных средств для удовлетворения потребности покупателя на должном уровне, а также для выхода на новые сегменты рынка и привлечения потенциальных покупателей. Потенциальные покупатели – это люди, не пользующиеся услугами данной организации, но могли бы покупать ее товары. Для этого. Вначале нужно приложить усилия, чтобы они, хотя бы пришли туда, т.е. стали ее посетителями. Поэтому нужно создать основную предпосылку, чтобы они захотели учиться.
    Это создаёт условия для высокой конкурентоспособности на рынке и получения максимальной прибыли для дальнейшего развития производства.
    Формирование стратегии развития фирмы представляет из себя комплексную схему стратегического управления изменениями, направленными на решение ключевых вопросов. Основной упор в улучшении позиций фирмы должен быть сделан на систему и технологию управления, по результатам, которая обеспечивает повышение эффективности использования собственных ресурсов фирмы, включая активизацию и развитие имеющегося инновационного потенциала.
    При выборе стратегии с учетом положения организации и отрасли используются различные методы: матрица позиций бизнеса, матрица развития Стрикленда и Томпсона и другие.
    Так как матрица Томпсона – Стрикленда рассматривает этот вопрос более детально, с её помощью проведем анализ Великоустюгской автошколы РОСТО как показано в таблице 3.1.

Таблица 3.1
Матрица Томпсона-Стрикленда
Конкурентная позиция фирмы
слабая сильная
Темпы роста рынка высокие II

  1. Стратегия концентрации в базовой отрасли.
  2. Вертикальная интеграция.
  3. Диверсификация.
  4. Закрытие фирмы, банкротство, если другие меры не помогли. I
  5. Продолжение концентрации выбранной отрасли.
  6. Горизонтальная диверсификация.
  7. Продолжение стратегии концентрации, рост за счёт отвоевания доли рынка у слабых конкурентов.
    низкие III
  8. Пересмотр стратегии концентрации в базовой отрасли.
  9. Слияние с конкурирующей фирмой
  10. Стратегия «сбора урожая».
  11. Ликвидация. IV
  12. Диверсификация в новую отрасль.
  13. Совместные предприятия в новых отраслях.

Итак, рынок по предоставлению услуг обучения вождению категории «В» в Великом Устюге переполнен, но обучать категориям «C», «D» и «E» может только Великоустюгская автошкола РОСТО это является наиболее сильной конкурентной позицией с сильным внутренним потенциалом, но основная масса людей, все же идут обучаться на категорию «В».
При этом положение автошколы не настолько плохо, чтобы прибегнуть к ликвидации. Высокий уровень конкуренции не позволяет продолжить стратегию концентрации в базовую отрасль. Учитывая перечисленные сильные и слабые стороны Великоустюгской автошколы РОСТО, а также внешние факторы, влияющие на её деятельность, наиболее приемлемой стратегической альтернативой для автошколы будет стратегия диверсифицированного роста цен, а именно внедрение стратегии горизонтальной диверсификации цен при одновременном росте за счёт отвоевания доли рынка у конкурентов и проникновения на новые сегменты рынка.
3.2. Рекомендации по совершенствованию системы ценообразования на предприятии

Прежде всего, руководству Великоустюгской автошколы РОСТО предстоит решить, каких именно целей она стремится достичь с помощью конкретной стратегии. Если выбор целевого рынка и рыночное позиционирования тщательно продуманы, тогда подход к формированию стратегии, включая и проблему цены, довольно ясен. Ведь стратегия ценообразования в основном определяется предварительно принятыми решениями относительно позиционирования на рынке. В то же время предприятие может преследовать и другие цели. Чем яснее представление о них, тем легче устанавливать цену. Примерами таких часто встречающихся в практике целей могут быть: обеспечение выживаемости, максимализация текущей прибыли, завоевание лидерства по показателям доли рынка или по показателям качества услуг.
Обеспечение выживаемости становится основной целью автошколы в тех случаях, когда на рынке услуг слишком много предприятий и царит острая конкуренция или резко меняются потребности клиентов. Чтобы обеспечить работу предприятий и сбыт своих услуг, автошколы вынуждены устанавливать низкие цены в надежде на благожелательную ответную реакцию потребителей. Выживание важнее прибыли. До тех пор, пока сниженные цены покрывают издержки, попавшие в трудное положение предприятия могут еще некоторое время продолжать коммерческую деятельность.
Многие предприятия стремятся максимизировать текущую прибыль. Они производят оценку спроса и издержек применительно к разным уровням цен и выбирают такую цену, которая обеспечит максимальное поступление текущей прибыли и наличности и максимальное возмещение затрат. Во всех подобных случаях текущие финансовые показатели для предприятия важнее долговременных.
Другие предприятия хотят быть лидерами по показателям доли рынка из соображения, что компания, которой принадлежит самая большая доля рынка, будет иметь самые низкие издержки и самые высокие долговременные прибыли. Добиваясь лидерства по показателям доли рынка, они идут на максимально возможное снижение цен. Вариантом этой цели является стремление добиться конкретного приращения доли рынка.
Большинство предприятий так или иначе стремятся проводить замеры изменений спроса. Различия в подходах к замерам диктуются типом рынка. В условиях чистой монополии кривая спроса свидетельствует о том, что спрос на товар обоснован ценой, которую предприятие за него запрашивает. Однако с появлением одного или более конкурентов кривая спроса будет меняться в зависимости от того, остаются ли цены конкурентов постоянными или меняются. В случае Великоустюгской автошколы РОСТО мы будем считать, что они остаются неизменными (о том, что бывает, когда цены конкурентов меняются, речь пойдет ниже). Для замера спроса необходимо провести его оценку при разных ценах. При этом надо помнить, что на спросе могут сказаться, помимо цены, и другие факторы, например увеличение рекламы, и становится невозможно определить, какая часть увеличения спроса объясняется снижением цены, а какая — увеличением рекламы. Под влиянием неценовых факторов происходит сдвиг кривой спроса, а не изменение ее формы. Спрос, как правило, определяет максимальную цену, которую предприятие может запросить за свою услугу, а минимальная цена определяется издержками предприятия. Компания стремится назначить такую цену, чтобы она полностью покрывала все издержки по обучению и сбыту, включая норму прибыли.
Предприятия решают проблему ценообразования, выбирая себе методику расчёта цен, в которой учитывается как минимум одно из этих трёх соображений. Предприятие надеется, что избранный метод позволит правильно рассчитать конкретную цену.
В последние годы в Великоустюгской автошколы РОСТО использовались следующие основные способы государственного регулирования цен:

  • установление предельных индексов изменения цен (тарифов) на услуги, производимые автошколами РОСТО (ДОСААФ).
  • обязательное обоснование цен предприятиями на услуги со стороны затрат, прибыли, налогов;
  • установление предельных максимальных и минимальных цен;
  • индексация тарифов с учетом инфляции;
  • контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании.
    Следует заметить, что в условиях переходного периода используемые меры государственного ценового регулирования должны соответствовать целям антикризисного или антиинфляционного управления. Средства и способы ограничения цен должны быть достаточно просты и понятны на практике, не должны дублироваться, иначе возникает опасность получения обратного эффекта в виде скрытого потенциала роста цен.
    Великоустюгская автошкола РОСТО (ДОСААФ) преимущественно использует пассивное ценообразование, т.е. ее цены практически не зависят от уровня спроса и предложений потребителей, предприятие не прибегает к сезонным и предпраздничным скидкам и постоянно держит торговую надбавку на одном и том же уровне в зависимости от вида услуг.
    При активной политике ценообразования предприятие постоянно отслеживает уровень цен конкурентов, реагирует на спрос и предложение со стороны поставщиков и потребителей, прибегает к сенным и предпраздничным скидкам, т.е. старается реализовать больше услуг по рыночным ценам, складывающимся на определенный временной момент при этом получив максимальную прибыль.
    Одним из основных факторов совершенствования ценообразования на любых предприятия является снижение себестоимости услуг.
    Можно выделить следующие основные направления снижения себестоимости услуг Великоустюгской автошколы РОСТО:
    Во-первых — повышение технического уровня автошколы. Это внедрение новой, прогрессивной технологии обучения, автоматизация учебных процессов, которые облегчат условия труда и поднимут производительность. Так, например в учебных классах проверка знаний осуществляется вручную, а если этот процесс автоматизировать, то временные затраты заметно сократятся. Автоматизация процесса проверки знаний учеников автошколы может сократить временные затраты на 30-40%, что безусловно является положительным показателем.
    Совершенствование материально-технического снабжения и использования материальных ресурсов находит отражение в уменьшении норм расхода бензина и материалов, снижении себестоимости услуг за счет уменьшения подготовительных расходов. Налаживание контактов с поставщиками топлива позволит закупать его по более низким ценам. Например, если организовать процесс закупки бензина с помощью выставления котировочных заявок, то можно добиться предложения цены на бензин ниже базовой на 5%.
    Таким образом, стоимость 1 литра бензина будет равна: 25,6 – 5% = 24,3 руб. Средние затраты на топливо в месяц будут равны: 418*24,3 = 10158 руб. Это на 543 руб. меньше расчетных затрат (10701-10158 руб.)
    Определенные резервы снижения себестоимости заложены в устранении или сокращении затрат, которые не являются необходимыми при нормальной организации учебного процесса (сверхнормативный расход материалов, топлива, энергии, доплаты рабочим за отступление от нормальных условий труда и сверхурочные работы, платежи по регрессивным искам и т.п.). Выявление этих излишних затрат требует особых методов и внимания руководства предприятия. Устранение этих потерь является существенным резервом снижения себестоимости услуг.
    Следующий фактор, влияющий на себестоимость услуг Великоустюгской автошколы РОСТО – это производительность труда. При этом необходимо учитывать, что снижение себестоимости услуг во многом определяется правильным соотношением темпов роста производительности труда и роста заработной платы. Рост производительности труда должен опережать рост заработной платы, обеспечивая тем самым снижение себестоимости продукции.
    К тому же, после введения в эксплуатацию новых стандартов работы с персоналом (рабочими по обслуживанию автомобилей) ожидается сокращения брака, недоделок в их работе, введение новой системы оплаты труда, учитывающей качество работы как главный фактор оплаты труда можно будет пересмотреть потребности в обслуживающем персонале, а именно отказаться от услуг одного слесаря и увеличить заработную плату второму. Таким образом, увеличив первому слесарю заработную плату до 15000 руб. и сократив второго, мы получим высвобождение денежных средств в расчете 700 руб. на автомобиль.
    Изменение номенклатуры и ассортимента услуг является одним из важных факторов, влияющих на уровень затрат. При различной рентабельности отдельных программ обучения (по отношению к себестоимости) сдвиги в составе, связанные с совершенствованием ее структуры и повышением эффективности, могут приводить и к уменьшению и к увеличению затрат.
    Стратегическое планирование приобретает смысл тогда, когда оно реализуется. Успешная реализация плана требует разработки краткосрочных и долгосрочных программ, политики, тактики, процедур и правил, а также разработки бюджета. Стратегические планы должны содержать информацию, необходимую для принятия управленческих решений о более детальном планировании деятельности и содержания, необходимых для ее осуществления, организационных структур.
    Подобно тому, как руководство вырабатывает краткосрочные цели, согласующиеся с долгосрочными, оно разрабатывает и краткосрочные планы, согласующиеся с долгосрочными. Такие короткие стратегии называются тактикой. Тактику разрабатывают в развитие стратегии. В то время как стратегия почти всегда разрабатывается, тактика часто вырабатывается на уровне среднего звена. При этом тактика рассчитана на более короткий отрезок времени, поэтому тактические результаты быстрее проявляются. Стратегический план разбивается по годам. Поскольку экономическая ситуация постоянно меняется, то применяется эластичное (адаптивное) планирование, которое подразумевает ежегодную коррекцию планов.
    Стратегические цели определяются миссией организации. При их формировании руководитель должен предвидеть состояние организации на несколько лет вперед. Стратегические цели распространяются на всю организацию, являются широкими и носят общий характер. Они определяют политику организации и вытекают из ее основных целей.
    Мы предлагаем следующую миссию для Великоустюгской автошколы РОСТО (ДОСААФ): «Удовлетворение потребностей и всестороннее развитие личности путём предоставления дополнительного образования по обучению категориям «А», «В», «С», «D» и «Е» граждан на уровне, который гарантирует высокую степень вероятности получения международных водительских прав с правом работы по найму при профессиональном и ответственном отношении к работе сотрудников организации».
    Цели автошколы:
  1. Повысить спрос на услуги Великоустюгской автошколы РОСТО в период с 2011 до 2012 года на 10-15%.
  2. В течение года повысить конкурентоспособность автошколы за счёт следующего:
    – введение 5%-ных скидок при оплате за обучение пенсионерам, студентам и инвалидам которые будут действовать в течение всего года (вплоть до 2012 года). Скидка – одно из условий сделки, определяет размер уменьшения цены товара, является побудительным мотивом для покупки;
    – усиление рекламы, т.е., увеличение числа районов, в которых будут расклеиваться объявления, а также публикация рекламы раз в месяц в городских газетах, обязать сотрудников автошколы разносить рекламные листы по тем районам города, в которых они проживают, заключить договора с магазинами г. Великий Устюг о пользовании их площадей для рекламных листов автошколы.
  3. Организовать продажу учебной литературы непосредственно в автошколе, которую можно будет приобретать у преподавателей. Ассортимент учебных пособий, приобретаемых раз в месяц:
    – правила дорожного движения РФ (150 шт.);
    – тематические задачи категорий «А» и «В» (150 шт.);
    – комментарии к тематическим задачам категорий «А» и «В» (150 шт.);
    – экзаменационные билеты (150 шт.);
    – комментарии к экзаменационным билетам (150 шт.).
  4. Приобрести компьютерный тренажер практического вождения.
    Дерево целей Великоустюгской автошколы представлено на рисунке 3.1

Рис. 3.1. Дерево целей Великоустюгской автошколы РОСТО

В итоге можно сказать, что для Великоустюгской автошколы РОСТО являются перспективными направления более эффективного использования свободных площадей и помещений, а также использование потенциала мастеров производственного обучения.
3.3. Оценка эффективности предложенного проекта ценовой стратегии

Хорошее выполнение задач может компенсировать недостатки плохой ценовой стратегии или, по крайней мере, дать руководству раннее предупреждение о надвигающемся провале. Вполне вероятно, что какое-то подразделение почувствует узкие места и изменит свой подход на более успешный.
При оценке процесса ценового планирования мы ответим на несколько вопросов.

  1. Является ли стратегия ценообразования внутренне совместимой с возможностями автошколы.
    Стратегия, выбранная для Великоустюгской автошколы РОСТО (ДОСААФ) является совместимой с возможностями организации. Так как автошкола пользуется собственными средствами по своему усмотрению, то у неё есть возможность внедрения новшеств, проведения эффективной рекламной кампании и приобретения дополнительного оборудования. Всё это позволит реализовать стратегию горизонтальной диверсификации цен и даст возможность найти новых потребителей для своих услуг и выхода на новые сегменты рынка.
  2. Обладает ли организация достаточными ресурсами для реализации стратегии.
    Как уже говорилось ранее Великоустюгская автошкола РОСТО — хозрасчетная организация, поэтому автошкола способна выделить необходимые средства для проведения выбранной стратегии.
  3. Учитывает ли стратегия внешние опасности и возможности.
    При выборе стратегии учитывались внешние угрозы и возможности. Решение о проведение стратегии горизонтальной диверсификации цен было принято после изучения конкурентов, которое показало, что данная стратегия обеспечит повышение спроса на услуги и увеличит конкурентоспособность Великоустюгской автошколы РОСТО (ДОСААФ).
  4. Является ли стратегия лучшим способом применения ресурсов автошколы.
    Выбранная стратегия является лучшим способом применения ресурсов организации, поскольку при её выборе учитывались сильные и слабые стороны автошколы и состояние внешней среды, о чем уже говорилось выше. Можно было применить и другие стратегии, либо их сочетание. Но после тщательного анализа было выявлено, что стратегия горизонтальной диверсификации цен является оптимальной для достижения поставленной цели.
    Комплексное использование основных положений маркетингового подхода к ценообразованию позволит устанавливать предприятию экономически обоснованные цены, соответствующие конкретной рыночной ситуации, а также использовать ценовую политику как средство завоевания потребителя.
    Для реализации и внедрения на предприятии необходимо наличие организационного механизма, который позволит формировать цену с учетом реализации маркетинга. К сожалению, в Великоустюгской автошколе РОСТО (ДОСААФ) ценообразование считается областью компетенции бухгалтеров, которые определяют по какой цене будут реализовываться услуги и которые не представляют всю систему управления маркетингом на предприятии.
    Эффективное ценообразование требует взаимодействия руководителей маркетинговой и финансовой служб предприятия. Необходимо наличие специального подразделения, задачей которого будет являться установление баланса между желанием потребителей получить товар «не дороже того, чего он стоит» и нуждой фирмы покрывать затраты и получать прибыль. Исследования показывают, что на практике процесс ценообразования не редко сопровождается конфликтом между финансовым и маркетинговым подразделениями предприятия.
    Подводя итог можно сказать, что проект ценовой стратегии развития Великоустюгской автошколы РОСТО (ДОСААФ) готов, проанализированы перспективные направления развития которыми являются более эффективное использование свободных площадей и помещений, а также использование потенциала мастеров производственного обучения. Используя матрицу БКГ выполнен анализ портфеля услуг Великоустюгской автошколы РОСТО который включает такие бизнес единицы как: курс полного обучения (теория и вождение); обучение только вождению; обучение только теоретическому курсу. При выборе стратегии, с учетом положения Великоустюгской автошколы и рынка в целом, применялась матрица развития Стрикленда – Томпсона, с помощью которой мы определили, что для Великоустюгской автошколы РОСТО (ДОСААФ) наиболее рационально применить стратегию горизонтальной диверсификации цен. Оценили эффективность предложенного проекта стратегии развития с учетом проблем Великоустюгской автошколы РОСТО которыми являются отсутствие стратегии развития, плохая рекламная политика при корой не возможно привлечь потенциальных клиентов. Разработали практические рекомендации для реализации стратегии горизонтальной диверсификации цен, то есть их изменения в соответствии с запросами потребителей в данный конкретный момент времени.
    После внедрения предлагаемых мероприятий ожидается снижение себестоимости одного часа производственного обучения на 6%, т.е. примерно на 18 рублей. Это, в свою очередь окажет влияние на цену обучения, можно будет установить ее на уровне ниже конкурентного, что привлечет дополнительный спрос на обучение.
    Снижения стоимости теоретического обучения можно, на мой взгляд, достичь путем модернизации процесса обучения, а именно автоматизации процесса проверки знаний, применения современных обучающих тренажеров и т.д.
    Ведение данных мер позволит сократить время изучения теоретического курса, а значит и уменьшить его стоимость ориентировочно на 15%.
    Таким образом, итоговая цена программы обучения в автошколе, складывающаяся из теоретического курса и обучения практическому вождению (50 часов) будет составлять:

(11000 -15%) + ((300-18) * 50) = 9350 + 14100 = 23450 руб.

Цена за обучение снизится на 2550 руб. за счет внедрения предлагаемых вариантов. Снижение цены на обучение в совокупности с остальными мероприятиями по привлечению клиентов позволят предприятию увеличить количество обучаемых и в результате существенно увеличить получаемую прибыль.

Заключение

В практической части курсовой работы была охарактеризована деятельность ЧОУ «Великоустюгская автомобильная школа РОСТО (ДОСААФ)», проведен анализ внешней и внутренней среды автошколы, мы определили, что Великоустюгская автомобильная школа РОСТО (ДОСААФ) является негосударственным образовательным учреждение начального профессионального образования целью которой является обучение граждан водительским категориям «А», «В», «С», «D» и «Е», переподготовка и повышение квалификации.
Выявлено, что Великоустюгская автошкола наиболее зависима от таких факторов внешней среды как: экономические – Автошкола перешла с 01.01.2011 года на новую программу обучения; рыночные – в связи с уменьшением рождаемости в начале девяностых; технологические – изменилось количество часов теории и практического вождения; социального поведения – увеличивается количество женщин желающих обучиться и получить водительские права, также увеличивается парк автомобилей г. Великий Устюг; конкурентных – увеличилась стоимость обучения.
Разработали стратегию устойчивого ценообразования автошколы РОСТО, основная цель которой – продолжить финансовые затраты на продвижение услуги на рынке, активизировать поиск новых каналов сбыта, улучшить качественные характеристики, снизить цену, внедрение новых видов услуг и технологий, а также диверсификация цен.
При выборе стратегии учитывались внешние угрозы и возможности. Решение о проведение стратегии горизонтальной диверсификации было принято после изучения конкурентов, которое показало, что данная стратегия обеспечит повышение спроса на услуги и увеличит конкурентоспособность Великоустюгской автомобильной школы РОСТО (ДОСААФ).
Выбранная стратегия развития Великоустюгской автомобильной школы РОСТО (ДОСААФ) является совместимой с возможностями организации, так как автошкола пользуется собственными средствами по своему усмотрению и у неё есть возможность внедрения новшеств, проведения эффективной рекламной кампании и приобретения дополнительного оборудования. Всё это позволит реализовать стратегию горизонтальной диверсификации и даст возможность найти новых потребителей для своих услуг и выйти на новые сегменты рынка.
Выбранная ценовая стратегия является лучшим способом увеличения прибыли предприятия, поскольку она основывается на снижении себестоимости обучения, а также на привлечении дополнительных клиентов путем проведения маркетинговых мероприятий.

Список использованных источников

1 Налоговый кодекс РФ (часть 1) в редакции от 19.07.2011 г. // СПС «Консультант плюс»
2 Федеральный Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.06.2008 №209 – ФЗ // «Российская Газета» 31.06. 2008.
3 Акмаева, Р.И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент: Учеб. пособие. / Р.И. Акмаева. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 334 с.
4 Алексунин, В.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник / В.А. Алексунин. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско – торговая корпорация «Данилов и Ко», 2010. – 716 с.
5 Баздникин А.С. Цены и ценообразование: Учебное пособие для вузов. – М.: Юрайт-Издат , 2010.
6 Баринов, В.А. Бизнес – планирование. Учебное пособие. / В.А. Баринов. – 3-е изд. – М.: ФОРУМ, 2010. – 256 с.
7 Басовский, Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учеб. пособие./ Л.Е. Басовский. – М.: ИНФРА – М, 2009. – 260 с.
8 Грузинов В.Б., Грибов В.Д. Экономика организации: Учеб. пособие.-2-е изд. Доп.- М.: Финансы и статистика, 2010.-208с.
9 Деева А. И. Цены и ценообразование: учеб. пособие — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 280 с.
10 Желтякова И.А., Маховикова Г. А., Пузыня Цены и ценообразование. Краткий курс: учеб. пособие – СПб: Питер, 2010. – 120 с.
11 Котлер Ф. Основы маркетинга. М. ЮНИТИ, 2011. – 428 с.
12 Роберт Дж. Доктерс Брендинг и ценообразование. Как победить в гонке за прибыль – СПб: Питер, 2011. – 360 с.
13 Тарасов В.И. Ценообразование. Учебное пособие. – М.: Дом, 2011. – 188 с.
14 Финансы и цены. Учебное пособие / под ред. В.А. Слепова.- М. БЕК, 2009. – 514 с.
15 Цены и ценообразование. Учебник для ВУЗов. – М.: ИНФРА-М, 2010. -354 с.
16 Ценообразование: Учебное пособие/ под ред. проф. И.К. Салимжанова, 2-е изд.- М.: Финстатинформ, 2009. – 270 с.
17 Яковлев. Н.Я. Цены и ценообразование: Учебное пособие / Н.Я.Яковлев. – М.: Маркетинг, 2010. — 238 с.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov