История Возникновение государства в Афинах

Содержание

Введение 3
1 Родовой строй в Аттике и особенности его разложения 5
2 Возникновение государства 14
3 Реформы Солона и Клисфена и их роль в образовании государства 19
4 Общественный и государственный строй Афинского государства 24
Заключение 32
Список использованных источников 34

Введение

Интерес к прошлому всегда был связан с потребностью людей лучше разобраться в настоящем, понять причины происходящих общественных явлений, предвидеть в каком направлении они будут развиваться в будущем. Но никогда ещё стремление людей, осмыслить ход исторического развития не возникало столь остро и настойчиво, как в наше время, когда на глазах одного поколения произошли огромные перемены в жизни миллионов людей, в судьбах разных народов и государств.
История Греции, благодаря выдающимся археологическим открытиям, начинается с III в до н.э.. Это время разложения родового строя и формирования первых государств Средиземноморья. В своей жизни мы часто сталкиваемся с теми культурными явлениями, которые возникли в Греции. Греция является колыбелью европейской культуры. Греческие мыслители и художники, а так же учёные в своих работах, запечатлели страсти и идеалы своей эпохи.
«Возникновение государства у афинян является в высшей степени типичным примером образования государства вообще, потому что оно, с одной стороны, происходит в чистом виде, без всякого вмешательства внешнего или внутреннего насилия,— захват власти Писистратом не оставил никаких следов своего короткого существования,— с другой стороны, потому что в данном случае очень развитая форма государства, демократическая республика, возникает непосредственно из родового общества и, наконец, потому, что мы в достаточной степени осведомлены обо всех существенных подробностях образования этого государства»
Историки и специалисты по теории государства и права видят в истории возникновения Афинского государства истоки и аналоги многих политических, философских, этических и других проблем наших дней. В последние годы этот процесс заметно оживился и в России: в условиях воссоздания в нашей стране ряда демократических институтов изучение античной демократии приобрело особую актуальность, поэтому в данной работе будет рассмотрена тема возникновения и развития государства в Афинах.
Цель данной работы всестороннее изучение проблемы возникновения и развития Афинского государства.
При написании работы были поставлены следующие задачи:
• рассмотреть возникновение Афинского государства;
• охарактеризовать реформы Солона и Клисфена и их роль в возникновении Афинского государства;
• изучить общественный и государственный строй Афин.

1 Родовой строй в Аттике и особенности его разложения

Аттика страна гористая, омываемая с запада Сардоническим заливом и отдалённая с севера-востока проливом Эвритп от острова Эвбеи. Побережье Сардонического залива, образует несколько удобных бухт, восточный же берег обрывист и не пригоден для причала кораблей. Несколько горных хребтов пересекают Аттику. Афины-главный центр Аттики. Население Аттики, как утверждают Геродот и Фукидид, автохтонным и принадлежало к ионийскому племени, так же там жили пеласги, карийцы. В процессе исторического развития сложилось единое население, – получившее название от главного города Аттики – Афин афинян.
Опираясь на работы Фукидида можно сказать, что в Афинах сохранялась власть басилеев. Но во время, которое нас интересует, она по – видимому была уже незначительной.
Что же собой представляли Афины, впоследствии ставшие крупным греческим полисом?
Афины, представляли собой небольшое, но укреплённое поселение. Афинский Акрополь, расположенный на высоком обрывистом холме, господствовал над окружающей равниной. Само поселение занимало южный склон Акрополя. Здесь находились наиболее древние и чтимые храмы богов.
Афины развивались быстрее других античных обществ. Это и предопределило политическое преобладание Афин в Аттике.
Греческая традиция приписывает объединение Аттики афинскому басилею Тесею, который якобы, по преданию, объединения возле Афин двенадцать прежде обособленных общин. Хотя на само деле процесс синойкизма растянулся на очень длительный период и полностью закончился, по-видимому, лишь к VII в. до н.э. С легендами о царях, позднейшее афинское придание связывает происхождение наиболее древнего деления общины на четыре родовые племени, фратрии и роды и так далее, то есть деления, исторически возникшего в пору разложения первобытно-общинного строя.
Объединение Аттики способствует быстрейшему росту производительных сил, определению ремесла от земледелия, сосредоточению ремесла в городах ремесленников, развитию торговли. Торгово-денежные отношения всё больше разлагают древней родовой строй, развивают рабовладельческие отношения, родового деления общества уже становится недостаточно.
Рабство было первой известной истории формой эксплуатации. Рабовладельческое государство явилось первым историческим типом государства. Оно возникло на основе рабовладения, для его закрепления и увековечения.
“Лишь когда появилась первая форма деления общества на классы, когда появилось рабство, когда можно было известному классу людей, сосредоточившихся на самых грубых формах земледельческого труда, производить не который излишек, когда этот излишек не абсолютно был необходим для самого нищенского существования раба и попадал в руки рабовладельца, когда таким образом, упрочилось существование этого класса рабовладельцев, и чтобы оно упрочилось, необходимо было, чтобы явилось государство” Появилось новое деление, которое было основанное на профессиональном начале. Это деление опять-таки предание приписывает Тесею, который разделил всех афинян на мелких и средних землевладельцев, ремесленников и эвпатридов. Вне этих группировок стояли свободные люди-метеки. Вне гражданской общины стояли рабы.
Экономической предпосылкой господства родовой аристократии в Аттике, как и в других местах, явилась прежде всего концентрация в её руках земельного фонда. Верховным органом в Афинах было народное собрание, но его роль в период распада родовых отношений ослабла. По преднему остаётся неясным вопрос об уничтожении власти басилея. Из источников известно, что орхоиты сосредоточили в своих руках власть. Должность архонта мог занять только эвпатрид.
В VIII-VII в до н.э. Аттика делилась на сорок восемь навкрарий. Фридрих Энгельс о них писал: «Это учреждение, подрывало двояким образом родовое устройство: во – первых, оно создавало публичную власть, которая уже не совпадала просто – напросто с совокупностью вооружённого народа; во – вторых, оно впервые разделяло народ для общественных целей не по родственным группам, а по территориальному сожительству»
Однако, долго господство родовой афинской аристократии не могло продолжаться, так как развитие рабства и товарно – денежных отношений приводит к усилению имущественного неравенства внутри рода и распаду родовых отношений.
Как не жестоко было рабство, но именно оно как пишет Энгельс: «… сделало возможным в более крупном масштабе разделение труда между земледелием и промышленностью…»
Быстро развиваются производительные силы, растёт ремесло и морская торговля. Часть эвпатриодов оказывается втянутой в товарно – денежные отношения. Однако богатела только часть эвпатриодов, а некоторые же разорялись и теряли свои владения. На историческую арену выступает новая сила рабовладельческого общества – демос. Который тоже не однороден по своему составу, а, следовательно, имеет и различные конечные цели. Хуже всего положение мелкого и среднего крестьянства Аристотель по этому поводу писал, что «большинство народа было в порабощении у немногих».
В состав демоса входили и богатые, но не знатные люди. Все эти сложившиеся группировки внутри афинской общины были недовольны господством родовой знати. Это недовольство привело к концу VII в до н.э. к широкому революционному движению против эвпатриодов. В этой начавшейся борьбе позиции афинских эвпатриодов, были ещё ослаблены и тем, что как мы уже говорили и тем, что как мы уже говорили выше, имущественное расслоение затронуло и их собственную среду.
В конечном счете, старые общественные отношения, стиснувшие дальнейшее развитие афинского общества. Были сломлены, сопротивление афинской родовой аристократии подавлено и сокрушено, но для этого понадобилась столетняя упорная борьба.
Одним из первых известных эпизодов в этой борьбе явилось выступление во второй половине VII в. до н.э. знатного афинянина Килона. Килон попытался с группой своих сторонников и при поддержке своего родственника, осуществить в Афинах переворот. Килон воспользовался скоплением народа в городе во время праздника в честь Зевса и захватил Акрополь. Однако народ его не поддержал и принял участие в осаде Акрополя, вместе с архонтами. Осада Акрополя описана Фукидидом в его «Истории». Килону удалось бежать из Акрополя. Сторонники Килона сдались в плен, и их убили. Убийство сторонников Килона у алтарей наложило позорное пятно – «Килонову скверну» – на весь этот род. Однако волнения в Афинах продолжались, и это вынудило правящую верхушку пойти на определённого рода уступки. Уступка родовой знати состояла в том, что в 621 г. до н.э. была произведена первая письменная запись правовых обычаев. По имени архонта – Драконта, которому было поручено написание этих законов, оно получили название Законов Драконта. Выражение «драконтовы законы» — стало обычным названием для сурового законодательства. Законы Драконта утверждали частную собственность взамен родовой, назначили смертельную казнь даже за мелкие преступления. Важной чертой кровавых законов Драконта была отмена родовой мести в случаях непреднамеренного убийства. Запись правовых обычаев была призвана ограничить произвол суда, находившегося в руках аристократии.
Итак, мы сказали уже, что в последнее десятилетия VII в. До н.э. недовольство господством эвпатриодов крайне обострилось.
Обстановка в стране была очень напряжённой. И в конце-концов началось открытое восстание против эвпатриодов.
В то же время Афины стремились овладеть островом Саламином, так как Саламин закрывал выход в открытое море из афинских гаваней. В 594 г. до н.э. в качестве архонта возглавил поход против Мегары, для завоевания Саламина, Солон. Поход окончился победой, и Солон сразу сделался популярным человеком в Афинах.
Вступление Солона на политическую арену было описано Аристотелем в Афинской политиии следующим образом: «… большинство народа было в порабощении у немногих, народ восстал против знатных. Смута была сильная, и долгое время одни боролись против других; наконец они избрали сообща посредником и архонтом Солона и поручили ему устройство государства».
По происхождению Солон принадлежал к эвпатриодам, но он был разорён, занялся торговлей, посетил множество городов.
«По происхождению и по известности Солон принадлежит к первым людям в государстве, по состоянию же и по своему складу жизни – к средним …». Главная цель Солона была удовлетворение настойчивых требований демоса путём некоторых уступок, которые бы могли поднять благосостояние и обороноспособность Афин. Для этого Солоном был проведён ряд реформ, которые явились крупной вехой в истории Греции.
Ф. Энгельс характеризует эти реформы следующим образом:
«Солон… открыл ряд так называемых политических революций, причём сделал это вторжением в отношения собственности»
А Аристотель по поводу реформ Солона отмечал: «Государственный строй, который установил Солон, и законы, которые он издал, были новые; законы же Драконта перестали применяться, за исключением законов об убийствах. Написав эти законы на кирбах, афиняне остановили их в царском портике, и все поклялись их соблюдать».
Солоном были отменены поземельные долги, отменена долговая кабала, была установлена свобода завещания, цензорная реформа. Все афинские граждане были разделены на четыре разряда независимо от их происхождения. Это политическое мероприятие Солона имело огромное значение для дальнейшего развития Афин. За основу разделения граждан на разряды был принят доход с земли.
Сам Аристотель так описывал эти законы Солона: « Солон установил эти законы на сто лет и дал государству следующее устройство. На основании оценки имущества он ввёл разделение на четыре класса, каковое разделение было уже и раньше, — на пентокосиомедимнов, всадников, зевгистов и фетов. Притом все вообще должности предоставил исполнять гражданам из пентокосиомедимнов, всадников и зевгитов – должности девяти архонтов, казначеев, полётов, одиннадцати колакретов.
Каждому классу он предоставил должность сообразно с величиной имущественной оценки, а тем, которые принадлежат к классу фетов, дал участие только в народном собрании и судах».
Была принята единица ёмкости для зерна – медими. К первому разряду относились граждане, имеющие сельскохозяйственный доход не менее 500 медимнов. Ко второму 300медимнов, к третьему 200, и к четвёртому менее 200 медимнов. После проведения такого мероприятия Солона политические права граждан стали зависеть от размера частной собственности.
«… Таким образом, в организации управления вводится совсем новый элемент – частная собственность»
Реформы Солона затронули и политическое устройство Афин. Был создан новый орган – «совет четырёхсот», в который избиралось по 100 человек от каждой филы.
Учреждение в Афинах нового судебного органа – присяжных-гилиэи, так же связано с именем Солона. По мнению Аристотеля, гелиэи – были одной из самых демократических реформ Солона, потому что в нём участвовали даже феты.
В результате, победа рядовых свободных в их борьбе с рабовладельческой аристократией долговым рабством привела к возникновению рабовладельческих отношений античного типа и появлению рабовладельческой демократии. Реформы Солона оформили государственный строй Афин, как рабовладельческого полиса – города-государства, выдвинули новый принцип имущественного ценза.
Однако, реформы Солона, не довели начатое дело до конца. Поэтому вскоре после реформы социально – политическая борьба в Афинах вспыхнула с новой силой. Население Аттики разделилось на несколько групп, имевших свои политические требования.
В 560 г. до н.э. в Афинах произошёл переворот. Захватил афинский кремль – акрополь и установил свою власть в Афинах – Писистрат.
В ходе дальнейшей борьбы Писистрат дважды вынужден был оставлять Афины. И только в третий раз, разбив народное ополчение, Писистрат захватил верховную власть в Афинах, где правил до своей смерти, до 527 г., и вошёл в историю Древней Греции, как тиран. Потому что, несмотря на то, что конституция Солона продолжала существовать, Писистрат помимо неё управлял единолично.
Через тиранию прошли многие греческие города, в том числе и Афины, но нигде режим тирании не оказался долговечным. Потому что в глазах большинства граждан эта форма государственного строя оправдывала себя лишь постольку, поскольку она была направлена против господства родовой аристократии. Но когда господство родовой аристократии было сокрушено, то тиранический режим перестал отвечать интересам демоса. В результате чего тирания теряла свою социальную опору, и приходили другие политические формы, которые в большей степени отвечали интересам рабовладельцев.
Экономическое развитие Афин привело к росту демократических элементов, которым тирания была в тягость и которые стали стремиться к её низвержению.
Следует отметить, что государственная централизация при Писистрате чувствуется уже гораздо резче, чем при Солоне, Афины начинают вести широкую внешнюю политику. Главное своё внимание Писистрат направил на усиление экономической мощи Афин. Афины стали крупным внутренним рынком. Предоставление долгосрочного кредита нуждающимся крестьянам из государственных средств было самой серьёзной мерой Писистрата, которая несколько облегчила положение мелких землевладельцев, но прирезков к своим землям они так и не получили.
Изучив различные документы можно сказать что, государственная организация была тогда очень слабой, техника очень примитивной. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что Писистрат произвёл государственный переворот при помощи отряда, вооружённого дубинами.
Идея государственной централизации служила и религиозная политика Писистрата. При нём получили признание панафинейсике и всенародные празднества дионисии. Из олимпийских божеств особым вниманием и почётом пользовалась Афины, символом объединенного Афинского государства.
Аристотель изображает Писистрата, как популярного политика, который умел действовать одновременно в интересах всех классов и избегавшего крутых мер. Ну, здесь нужно сказать, что Аристотель идеализировал тиранию Писистрата.
После смерти Писистрата, в Афинах к власти пришли его сыновья. В Афинах усилилось движение против тирании. Во главе движения против Писистратидов стал род Алкмеонидов. Алкмеониду Клисфену удалось освободить Афины и сломить сопротивление родовой аристократии.
И уже с именем Клисфена связаны следующие реформы в Афинах. Клисфен заменил не отменённые Солоном четыре филы на десять новых территориальных фил. Аттика, была разбита на три территориальных округа. Первый – это город Афины с пригородами, второй – центральная внутренняя полоса, третий – береговая полоса. Каждый округ состоял из десяти разных частей – триттий. Три триттии, по одной из каждого округа, составили одну новую филу. Составлялось десять территориальных фил. Целью реформы – скорей всего было смещение населения, разъединение родов и ослабление силы эвпатриодов. По конституции Клисфена права граждан определялись принадлежностью к тому или иному делу, а не роду. Внесение в гражданские списки новых элементов, увеличило число афинских граждан и укрепило демократию.
Государственный строй стал гораздо более демократичным, чем солоновский. Был создан новый совет – совет пятисот, выбираемых по пятидесяти человек на каждую филу. Внутри же филы всё зависело от дема. И поэтому как мы видим основной ячейкой оставалась мелкая единица – дем.
Клисфену удалось создать коллегию, состоящую из десяти стратегов – предводителей афинского ополчения, которые сменяли поочерёдно друг друга по посту главнокомандования. Клисфен установил «суд черепков» – остракизм. Законодательство Клисфена явилось заключительным этапом реформ, начатых Солоном. Греки считали Клисфена родоначальником греческой демократии. Энгельс дал высокую оценку преобразований Клисфена, назвать их революцией, извергнувшей «последние остатки родового стоя».
Столетний период острой борьбы между родовой аристократии и демосом, завершили реформами Клисфена.

2 Возникновение государства

Упадок родовой организации и возникновение рабовладельческого государства в Афинах имеет свои особенности. На рубеже 8-7 вв. До н.э. в жизни греков произошли крупные перемены. Больше стало железных орудий, повысилась культура земледелия и ремесла, резко выросла торговля, широкое распространение получила письменность. Все это свидетельствовало о начале новой эры в истории Древней Греции. Военная демократия стала разрушаться под действием товарно — денежных отношений, классообразования. Равенство подорвано долговой кабалой, в которую попадает много людей.
В гомеровский период своей истории (XI-IX века до н. э.) Аттика была разделена на несколько независимых общин, постоянно враждовавших между собой. Объединение Аттики было постепенным и длительным процессом, продолжавшимся с конца I тысячелетия до н. э. и завершилось тем, что все общины объединились вокруг Афин.
Переход к производящей экономике с индивидуа¬лизацией труда привел к разделу общинной земли на участки с наследственным семейным владением, к развитию имущественной дифференциации и постепенному выделению родовой верхушки и обнищанию массы свободных общинников, многие из которых пре¬вращались в фетов — батраков или за долги попадали в рабство Эти процессы ускорялись благодаря развитию ремесла и торгов¬ли, чему благоприятствовало приморское положение Афин Бога¬тые семьи стали и первыми собственниками рабов, в которых об¬ращали военнопленных К началу I тысячелетия до н.э. рабовладе¬ние было распространенным явлением, хотя эксплуатация рабско¬го труда еще не стала основой общественного производства Рабы были заняты главным образом в домашнем хозяйстве, ремесле, реже на полевых работах Наряду с ними трудились и их хозяева, хотя рабы выполняли наиболее тяжелые работы Только со временем рабский труд станет преобладать, а рабовладельцы, прежде всего крупные, перестанут участвовать в производительном труде Родоплеменная организация власти начинает приспосабливаться к обеспечению интересов не только ее членов, но и богатеющей вер¬хушки свободных, к эксплуатации рабов В народном собрании воз¬растает влияние знатных родов, из их представителей формируется совет старейшин и избираются базилевсы Первобытное об¬щество превращается в политическое общество, часто называемое военной демократией Но и оно, сохраняя традиции родоплеменной организации власти, не было способно разрешить или хотя бы умерить развившиеся в обществе антагонизмы — между склады¬вающимися классами рабов и свободных, между рядовыми общинниками и родоплеменной верхушкой Важную роль сыграли и внешние факторы его существования.
Географические условия, требовавшие приспособления веде¬ния хозяйства к условиям окружающей природной среды, истоще¬ние локальных природных ресурсов, усилившееся с переходом к производящей экономике, развитие обмена и связанная с ним ин¬тенсификация межплеменных контактов и, как следствие, ослаб¬ление кровнородственных связей и ассимиляция родов и племен, необходимость урегулирования и устранения возникающих кон-фликтов, вышедших за племенные рамки, стали предпосылками для объединения племен Аттики под единой властью.
Следствием этого и одновременно важным этапом в длитель¬ном процессе образования государства в Афинах были реформы, связываемые по традиции с именем легендарного героя Тесея. При¬писываемые ему реформы — результат постепенных изменений, происходивших в течение ряда веков и завершившихся к VIII в. до н.э. Одной из таких реформ было объединение (синойкизм) племен, населявших Аттику, в единый афинский народ. В результате синойкизма в Афинах был создан Совет, управлявший делами всех четырех племен. По старой родоплеменной организации был нане¬сен первый удар.
Территориальная организация общества настоятельно требовала единообразного (независимого от племенных различий) и, сле¬довательно, централизованного управления общественными дела¬ми, гораздо более активного регулирования развивающихся соци¬альных отношений. Ранее достаточно монолитное родоплеменное общество оказалось в сложном положении. Еще сохранялись меж¬родовые и межплеменные распри. Но уже возникали новые ост¬рые конфликты в связи с усиливающейся имущественной диффе¬ренциацией в Аттике. Эти конфликты, наиболее отчетливо про¬явившиеся в углубляющихся противоречиях между свободными афинянами и различными группами неполноправного и зависимого населения (феты, иностранцы, рабы и т.д.), создавали почву для формирования новых механизмов власти. Возникла необходимость в политической (государственной) власти, стоящей над обществом и способной стать, с одной стороны, средством соглашения и при¬мирения, с другой — силой подчинения и порабощения. Начало этому было положено закреплением не только социального, но и политического неравенства между свободными, их разделением (так¬же приписываемым Тесею) на эвпатридов — благородных, геомо¬ров — земледельцев и демиургов — ремесленников.
К эвпатридам, родоплеменной верхушке, перешло исключи¬тельное право на занятие общественных должностей, что вело к дальнейшему отделению публичной власти от населения. Геоморы и демиурги вместе с торговцами и бедняками, составлявшими боль¬шинство свободных, постепенно отстранялись от непосредственного активного управления общественными делами. За ними сохра¬нилось лишь право участвовать в народном собрании, роль кото¬рого в это время значительно упала. Вместе с тем положение мел¬ких землевладельцев становилось все более тяжелым. Они разо¬рялись и вынуждены были закладывать за долги земли. Наряду с залогом земли возникала и долговая кабала, по условиям которой неисправный должник мог быть продан в рабство за границу.
Эвпатриды, опираясь на свое богатство и исключительное право на занятие общественных должностей, постепенно ограничивают власть базилевса, связанную с традициями родовой демократии. Его функции переходят к новым, выборным из эвпатридов должностным лицам — архонтам. Поначалу долж¬ность архонта была пожизненной, затем ее ограничили десятилет¬ним сроком. С VII в. до н.э. стали избираться девять архонтов сро¬ком на один год. Коллегия архонтов не только восприняла военные, жреческие и судебные функции базилевса, но и со временем взяла в свои руки все руководство страной.
Тогда же, в VIII в до н.э., возник еще один новый орган пуб¬личного управления — ареопаг. Заменив совет старейшин, ареопаг избирал и контролировал архонтов, а также народное собрание, и осуществлял высшую судебную власть. В состав ареопага входили все бывшие и действующие архонты, т.е. опять-таки представители эвпатридов.
Аттическое общество превращается в политическое общест¬во — общество, находящееся под властью, выделившейся из него и стоящей над ним. Былому синкретизму (нерасчлененности) обще¬ства и власти приходит конец.
Одновременно продолжает развиваться и другой процесс, ха¬рактерный для возникновения государства, — территориальное де¬ление населения. В VII в. до н.э. страна была разделена на окру¬га — навкрарии, жители которых, независимо от племенной при¬надлежности, были обязаны на свои средства построить и снаря¬дить военный корабль, а также поставить для него экипаж.
Внутриполитическая жизнь Древней Греции проходила под знаком борьбы эвпатридов и демоса. Классовые противоречия усугублялись, а вместе с ними обострялись и классовая борьба, усиливалось общественное недовольство.
Первой серьезной уступкой эвпатридов демосу было издание писанных законов 3 законов Драконта. До этого времени писанных законов не существовало. Судили согласно обычаям предков. Отсутствие писанных законов позволяло судьям-аристократам выносить несправедливые решения, что побуждало широкие слои населения требовать записи существующих обычаев.
В 621 году до н. э. одному из архонтов, Драконту, было поручено пересмотреть и записать действующее обычное право. Так возникли Драконтовы законы. Они отличались необычайной жестокостью и основной мерой наказания являлась смертная казнь. Отсутствие других мер, свидетельствует о примитивности этих законов. Драконт лишь записал существовавшие устные законы. Однако драконтовы законы имели большое историческое значение. Писанное право вносило порядок в имущественные и деловые отношения и ограничивало произвол суда .

3 Реформы Солона и Клисфена и их роль в образовании государства

К VI в. до н.э. в Афинах скла¬дывается крайне сложная обстановка. Развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему социальному расслоению сво¬бодного населения. В среде эвпатридов и геоморов выделяются бо¬гатые землевладельцы, некоторая часть эвпатридов беднеет, а гео¬моров — превращается в батраков, обрабатывающих чужую зем¬лю, получая за это 1/6 часть урожая, или попадает в долговую кабалу, теряет свободу и продается в рабство за границу. Растет экономическая роль богатой торгово-ремесленной верхушки горо¬жан, по-прежнему отстраненной от власти. Растет и число бедняков-фетов. Все неустойчивее становится положение средних и мелких землевладельцев и ремесленников. В результате в среде свобод¬ных возникает целый комплекс противоречий — между богатыми и обедневшими эвпатридами, все еще удерживающими власть, и богачами из землевладельцев, торговцев и ремесленников, стремя¬щимися к власти и использующими недовольство бедноты и сред¬них и мелких собственников. Эти противоречия кристаллизова¬лись как противоречия между богатой родовой аристократией и народом (демосом), возглавляемым богачами.
Для смягчения этих противоречий и сплочения всех свобод¬ных в единый господствующий класс требовались глубокие соци¬альные- и политические преобразования. Начало им положил Со¬лон, избранный архонтом в 594 году до н.э. Хотя Солон был эвпатридом, он разбогател на торговле и пользовался доверием среди широких слоев населения. Главной целью реформ Солона было примирение интересов различных враждующих группировок сво¬бодных. Поэтому они носили компромиссный, половинчатый харак¬тер.
Реформы Солона явились важным этапом в образовании го¬сударства в Афинах, и их результаты можно сравнить с политиче¬ской революцией. Прежде всего Солон провел сисахфию — долго¬вую реформу, которая означала прямое вмешательство в отноше¬ния собственности. Задолженность бедняков была аннулирована. Афиняне, попавшие в рабство за долги, освобождались, а продан¬ные за долги за границу, — выкупались. Долговое рабство в Афи¬нах впредь отменялось.
Сисахфия посягала на интересы родовой знати и была уступ¬кой демосу. В то же время Солон не выполнил важного требования бедноты — не произвел передела земли, хотя и установил максимальный размер земельного владения. Но разрешив в интересах богатых афинян свободную куплю-продажу земли и дробление зе¬мельных владений, он сделал неизбежным дальнейшее обезземе-ливание бедноты.
С именем Солона связана также цензовая реформа, которая была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения привилегиями богатства. Со¬лон закрепил деление граждан на четыре разряда по имуществен¬ному признаку.
Самые богатые граждане были отнесены к первому разряду, менее богатые — ко второму и т.д. Каждый разряд имел опреде¬ленные политические права: общественные должности могли за¬нимать только граждане первых трех разрядов, а должность ар¬хонта (и, следовательно, члена ареопага) только граждане первого разряда. Бедняки, входившие в низший, четвертый разряд, этого права по-прежнему были лишены. Но они могли участвовать в народном собрании, роль которого увеличивается. Собрание стало вырабатывать законы, избирать должностных лиц и принимать от них отчеты.
Одновременно Солон сделал уступки и бедноте, и эвпатридам, интересы первых получили отражение в создании нового судебно¬го органа — гелиэи, в которую мог быть избран любой афинский гражданин независимо от его имущественного положения. В инте¬ресах вторых был учрежден новый орган управления — Совет четырехсот, избиравшийся из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени, где еще сохранялись родовые традиции и влияние эвпатридов.
Реформы нанесли удар по родовой организации власти и при¬вилегиям родоплеменной аристократии. Они были важным этапом формирования политической организации в Афинах. Но компро¬миссный характер реформ помешал разрешению острых противо¬речий. Реформы вызвали недовольство родовой аристократии и не удовлетворили полностью демос. Борьба между ними продолжа¬лась и привела через некоторое время к установлению тирании Писистрата, а затем его сыновей (560—527 гг. до н.э.), которые закрепили успехи демоса в борьбе с аристократией и упрочили по¬литический строй, созданный Солоном. Существовавшие органы управления продолжали функционировать, но теперь уже под кон¬тролем захватившего власть тирана. Тираном в Афинах считался незаконный правитель, не обязательно устанавливающий жесто¬кий режим. Писистрат облегчил положение мелких землевладель¬цев, предоставив им кредит. Активная внешняя политика и созда-ние военного флота привлекли на его сторону афинских торговцев. Большой размах строительства общественных сооружений, укра¬шавших город, давал средства существования бедноте. Немаловаж¬ную роль играло и соблюдение действовавших в Афинах законов.
Однако эти мероприятия требовали все возрастающих денеж¬ных средств, пополнение которых возлагалось на богатых афинян, что в конце концов вызвало их недовольство. При поддержке Спарты, опасавшейся усиления Афин, тирания была свергнута. Предприня¬тая вслед за этим попытка аристократии захватить власть закон¬чилась неудачей. Опираясь на бедноту, богатая торгово-ремесленная верхушка афинских рабовладельцев, возглавленная Клисфе-ном, изгнала спартиатов и закрепила свою победу новыми рефор¬мами. Реформы Клисфена, проведенные в 509 году до на, ликвиди¬ровали в Афинах последние остатки родового строя. Они уничто¬жили Старое деление населения на четыре племени.
Аттика была разделена на 10 территориальных фил, каждая из которых включала три находящиеся в разных местах террито¬рии (триттии) — городскую, прибрежную и земледельческую. Они делились в свою очередь на демы. Такая структура фил подрыва¬ла политические позиции земельной аристократии, так как на пер¬вых двух территориях преобладали торгово-ремесленные слои рабовладельцев. Крестьянство было освобождено от влияния древ¬них родовых традиций, на которых основывался авторитет знати, доступ к участию в политической позиции получили и те, кто не входил в местную племенную организацию. На смену кровнородст¬венному пришел территориальный принцип деления населения.
Клисфен упразднил Совет четырехсот и на основе вновь соз¬данной территориальной организации населения учредил Совет пятисот, формировавшийся из представителей 10 фил по 50 чело¬век от каждой. Совет руководил политической жизнью Афин в период между созывами народного собрания и осуществлял испол¬нение его решений. Был создан еще один орган — коллегия десяти стратегов, которая также комплектовалась с учетом территори¬альной организации населения: по одному представителю от каж¬дой филы. Первоначально стратеги имели лишь военные функции, но позднее они оттеснили на второй план архонтов и стали высши¬ми должностными лицами Афинского государства.
С целью предотвратить попытки аристократии реставриро¬вать старые порядки при Клисфене в практику народных собра¬ний была введена особая процедура, получившая название остра¬кизма. Ежегодно созывалось народное собрание, определявшее го¬лосованием, нет ли среди сограждан таких лиц, которые являются опасными для государства. Если такие лица назывались, собрание созывалось вторично, и каждый его участник писал на остраконе (глиняном черепке) имя того, кто, по его мнению, был опасен. Осу¬жденный большинством голосов удалялся за пределы Аттики сро¬ком на 10 лет. Остракизм, направленный вначале против родовой аристократии, использовался впоследствии в политической борьбе между различными группировками, существовавшими в афинском обществе.
Реформы Клисфена завершили длительный процесс станов¬ления государства в Древних Афинах.
Зарождающаяся после Тесея дифференциация властных функ¬ций приводит к организации органов их осуществления. В резуль¬тате постепенно возникает специальный и постоянно действую¬щий аппарат осуществления политической власти. Параллельно идет процесс приобретения этим аппаратом монополии на власть над обществом. Монополизация права на осуществление властных функций становится легитимным правом на использование прину-ждения. Политическая власть начинает осуществляться в форме государственной власти, становится государственной властью, а аппарат ее осуществления — государственным аппаратом.
Так, вслед за растянувшейся на века революцией в экономи¬ческих отношениях происходила социальная революция, а затем и революция политическая, завершившаяся возникновением государ¬ства. Все они не были единовременными актами. Возникновение государства в Афинах сопровождалось ожесточенной борьбой ме¬жду родовой аристократией и демосом, завершившейся победой демоса. В результате этой победы в Афинах возникло рабовла¬дельческое государство в форме демократической республики.

4 Общественный и государственный строй Афинского государства

В первую половину V в. до н.э. Афины превращаются в одно из ведущих государств греческого мира. Этому способствовали победа греческих государств в греко-персидских войнах, интенсивное экономическое развитие Афин и укрепление в них демократического строя. Образованный в ходе греко-персидских войн союз греческих государств был перво¬начально возглавлен Спартой. К 70-м годам, когда военные дейст¬вия были перенесены на море, руководство союзом перешло к Афинам. В 478 году до н.э. был образован Делосский морской союз (симмахия), возглавляемый Афинами. В союз входило 140—160 греческих государств, снаряжавших военные корабли и делавших взносы (форос) в союзную казну. Командование флотом было поручено Афинам.
Со временем постройка флота перешла к Афинам, туда же была переведена с Делоса казна союза, а форос превратился в налог, собираемый с союзников и находившийся в бесконтрольном распоряжении Афин. Недовольство союзников подавлялось силой, на их территории стали создаваться афинские поселения (клерухии), превратившиеся практически в военные гарнизоны, во мно¬гие союзные государства направлялись афинские должностные лица, к афинским судам перешло рассмотрение некоторых дел граждан союзных государств, а Совет пятисот стал решать дела союза.
Гегемония Афин в союзе превратила его в могущественную Афинскую архэ — державу, беспощадно эксплуатировавшую со¬юзников, обогащавшуюся за их счет и силой удерживавшую их в союзе.
Изменение внешнеполитического положения Афин, их обогащение повлекли за собой изменения в социально-политических отношениях. Эфиальт почти полностью лишил ареопаг политиче¬ской власти, передав его основные функции народному собранию, Совету пятисот и гелиэе. За ареопагом сохранились лишь некоторые судебные и религиозные функции.
Но и после этих реформ существенную роль в истории Афин играли нараставшие противоречия между различными социаль¬ными группами свободных афинян. Все более углублявшаяся иму¬щественная дифференциация разделила свободных граждан на две неравные и фактически неравноправные группы — небольшую группу богатых рабовладельцев (землевладельцы, торговцы, су¬довладельцы, ростовщики, хозяева ремесленных мастерских) и ос-новную массу свободной бедноты (земледельцы, ремесленники, мо¬ряки) и лишенных собственных средств существования люмпенов, живших за счет подачек государства и богачей.
Афинская демократия в период своего расцвета превратилась в политическую форму совместного господства свободных (рабовладельцев, бедноты, люмпенов) над рабами. Вместе с тем она была и формой господства рабовладельцев над неимущими сограждана¬ми Она стала и формой, в которой развивались противоречия между свободными — рабовладельцами, с одной стороны, и мел¬кими производителями и люмпенами — с другой. Эти характер-ные черты афинской демократии отразились на ее государствен¬ном строе.
Рабовладельческая демократия в Афинах в V в. до н.э. По своей сущности Афинское государство являлось политической ор¬ганизацией свободных граждан, обеспечивающей защиту их инте¬ресов и повиновение огромной массы рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли при¬нимать активное участие в политической жизни. Она окончательно сложилась в V в. до н.э. и просуществовала (с некоторыми переры¬вами) до тридцатых годов IV в. до н.э.
Основными органами Афинского государства являлись: народное собрание, Совет пятисот, гелиэя. Они направляли и контроли¬ровали деятельность должностных лиц.
Народное собрание — верховный орган власти Афин. Оно со¬биралось сначала десять, а позднее сорок раз в год. При особых обстоятельствах (неожиданное нападение врага, стихийное бедствие) могло быть созвано чрезвычайное «собрание ужаса и смяте¬ния». Компетенция народного собрания была обширной: оно принимало законы, издавало постановления по частным вопросам (псефизмы), избирало должностных лиц и производило проверку их деятельности, решало вопросы войны и мира, обсуждало продо¬вольственное положение страны и т.д. Специальные собрания по¬свящались рассмотрению просьб граждан и решению вопроса об изгнании отдельных лиц в порядке остракизма из пределов госу¬дарства.
В работе народного собрания могли участвовать только пол¬ноправные афинские граждане, достигшие 20-летнего возраста. Женщины и метеки в народное собрание не допускались. Как пра¬вило, редко участвовали в его деятельности крестьяне, занятые в своих хозяйствах, хотя, начиная с IV в. до н.э., за посещение собра¬ния полагалось вознаграждение. Для решения даже самых важных вопросов требовалось присутствие всего 6000 человек, то есть при¬мерно 1/5 всех полноправных афинян
Повестка дня каждого собрания определялась заранее. Одно из собраний каждого месяца считалось главным. Оно проверяло деятельность должностных лиц, обсуждало продовольственное по¬ложение и др. Главное собрание шестого месяца, кроме того, реша¬ло вопрос об остракизме, обвинениях должностных лиц. На трех других собраниях месяца рассматривались жалобы граждан, рели¬гиозные, административные и другие вопросы. Выступать в народ¬ном собрании и вносить проекты новых законов формально мог каждый участник. Практически же с речами выступали главным образом профессиональные ораторы — демагоги, защищавшие интересы отдельных групп свободных. Законопроекты предварительно вывешивались для всеобщего обозрения и поступали на обсужде¬ние народного собрания после их рассмотрения в Совете пятисот, который по каждому законопроекту давал заключение. Голосова¬ние по законопроекту производилось поднятием руки.
Важным средством, использовавшимся в целях обеспечения стабильности законодательства, было право любого участника соб¬рания, сославшись на незаконность предложенного законопроекта, потребовать снятия его с обсуждения или голосования под угрозой привлечения автора к суду. Кроме того, председатель народного собрания мог не ставить на голосование те предложения, которые, с его точки зрения, являлись незаконными
Принятый народным собранием законопроект становится за¬коном только в том случае, если он не отвергался затем гелиэей.
В Совет пятисот (буле) входило по 50 человек от каждой из десяти территориальных фил Члены совета (булевты) избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. К компетен¬ции Совета относились вопросы управления’ осуществление ди¬пломатических сношений с другими государствами, управление финансами, надзор за арсеналами, доками, флотом, регулирование торговли, контроль за должностными лицами Последние имели право выступать в Совете и вносить на его рассмотрение свои предложения. Важнейшей функцией Совета было предварительное обсуждение вопросов, поступавших на рассмотрение народного со¬брания, что позволяло Совету направлять деятельность последнего.
Для ведения текущих дел Совет был разделен на 10 комиссий (пританий), состоящих из 50 представителей одной филы Комис¬сии по очереди выполняли обязанности Совета, ежедневно избирая по жребию нового председателя Совета, который во время работы народного собрания являлся и его председателем В IV в. до н э этот порядок был изменен’ председатель стал избираться перед каждым заседанием Совета (собрания). По окончании срока служ¬бы каждый член Совета пятисот отчитывался в своей деятельно¬сти и мог быть привлечен к ответственности.
Гелиэя была высшим судебным органом государства и состоя¬ла из 5000 судей и 1000 запасных: по 600 человек от каждой из 10 территориальных фил. Члены гелиэи избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. В составе гелиэи функцио¬нировали 10 коллегий, в каждой из которых было по 500 судей и 100 запасных. В целях предотвращения возможных злоупотребле¬ний коллегиям было неизвестно, когда их призовут к исполнению обязанностей. Это решалось жеребьевкой в день суда.
Гелиэя была судом первой инстанции по делам о государст¬венных преступлениях и о злоупотреблениях должностных лиц и апелляционной инстанцией по делам, рассмотренным другими су¬дами. Она также осуществляла некоторые контрольные функции и обладала важным правом отвергать законопроекты, принятые на¬родным собранием.
Таким образом, законодательный процесс Древних Афин имел следующие стадии.
а) внесение законопроекта в народное собрание в порядке за-конодательной инициативы, которой обладал каждый полноправ¬ный афинский гражданин;
б) предварительное рассмотрение законопроекта Советом пя¬тисот и дача по нему заключения для народного собрания;
в) принятие законопроекта народным собранием;
г) принятый законопроект мог быть отвергнут гелиэей. Важную роль в управлении Афинским государством играли
должностные лица. Основные принципы замещения должностей — выборность, срочность, возмездность, подотчетность и коллегиаль¬ность.
Выборы должностных лиц осуществлялись ежегодно или от¬крытым голосованием в народном собрании, или по жребию. Перед вступлением в должность все избранные подвергались особой про¬верке — докимасии, во время которой выяснялись их право на занятие должности, политическая благонадежность и необходимые личные качества. Нельзя было занимать должность (кроме воен¬ных) дважды или две должности одновременно. Исполнение долж¬ностей оплачивалось (исключение составляли только стратеги). После истечения срока должностные лица представляли отчеты о своей деятельности Совету пятисот и гелиэе. В период расцвета Афинского государства подавляющее большинство должностей было коллегиальным.
Главными должностными лицами в Афинах были стратеги и архонты.
Коллегия стратегов состояла из десяти членов, избираемых народным собранием из числа женатых и имевших недвижимость граждан. Стратеги к V в. до н.э. получили важные полномочия. Они стали распоряжаться средствами, отпущенными на содержание армии и флота, организовывать сбор чрезвычайных военных нало¬гов, руководить доставкой продовольствия в Афины (в мирное время граждане не платили постоянных налогов, последние собирались только с метеков). К ним перешли и некоторые полномочия в об-ласти дипломатических сношений: они принимали капитуляцию противника, заключали перемирие. Кроме того, они вели следст¬вие и председательствовали в судах по делам о воинских преступ¬лениях. Наконец, стратеги имели право требовать созыва внеоче¬редных заседаний Совета пятисот или народного собрания и принятия неотложных мер. Иногда из стратегов выделялся автократор, командовавший армией, а в чрезвычайных обстоятельствах получавший всю власть в государстве.
С ростом полномочий стратегов падало политическое значе¬ние архонтов. После реформ Солона девять архонтов стали изби¬раться жребием из кандидатов, предложенных территориальными филами. Единой коллегией они действовали редко — при решении народным собранием вопроса об остракизме и при проверке долж¬ностных лиц. Первым архонтом считался архонт-эпоним, за которым с расцветом афинской демократии сохранились лишь судеб¬ные функции по семейным делам и делам о наследстве. Вторым архонтом был архонт-базилевс Он ведал вопросами религиозного культа и рассматривал в суде дела об уголовных преступлениях Далее шел архонт-полемарх, утративший имевшиеся у него ранее функции военного командования и занимавшийся в основном дела¬ми, связанными с метеками и другими иностранцами (ксенами). Остальные шесть архонтов-фесмофетов руководили отправлени¬ем правосудия в афинских судах.
Специальные должностные лица (всего в Афинах их было около 700) управляли государственным имуществом, ведали государст¬венной казной, наблюдали за порядком на улицах и нравственно¬стью граждан, за торговлей на рынке, воспитывали и обучали мо¬лодежь, проходившую военную подготовку и т.д. Свои должност¬ные лица были в филах и демах.
Высшим судебным органом Афин, как отмечалось, была гелиэя. Некоторые судебные функции сохранил ареопаг Под пред¬седательством архонта-базилевса он рассматривал дела об умыш¬ленном убийстве. По поручению народного собрания ареопаг мог проводить расследование дел о государственных преступлениях. Дела о неумышленных убийствах рассматривались судом эфетов. Разбой, кража и другие имущественные преступления — коллеги¬ей одиннадцати. Гражданско-правовые споры об имуществе под¬лежали ведению третейского суда диэтетов и (по мелким делам) коллегии сорока. Со времени Перикла были созданы суды по де-мам. Иногда, когда речь шла об особо тяжком преступлении, в качестве суда выступало само народное собрание.
Афинская армия формировалась на основе всеобщего ополче¬ния свободных граждан в возрасте от 18 до 50 лет. Подлежащие мобилизации возрасты определялись народным собранием. Во время войны каждая фила должна была выдвинуть отряд тяжеловоору¬женных воинов (гоплитов), отряд легковооруженных и определен¬ное число всадников, сражавшихся, впрочем, в пешем строю. В мирное время все афинские граждане от 18 до 20 лет обязаны были пройти военное обучение. Их нередко привлекали к несению патрульной службы на границах. Со второй половины V в. до н.э. для охраны государственных границ стали привлекать постоянные наемные войска. Со времени Пелопоннесской войны они стали ис¬пользоваться и в военных действиях. К IV в. до н.э. в армии и на флоте появились наемники. Полицейские функции осуществляли рабы — токсоты (около 200 человек) Возложение полицейских функций на рабов говорило об остроте противоречий между вра-ждующими группировками господствующего класса, не доверяв¬шими друг другу. Немаловажную роль играло и то, что выполне¬ние полицейских функций представлялось свободному афинянину неправомерным по отношению к согражданам.
Формальное равноправие афинских граждан сочеталось с их имущественным неравенством, кото¬рое резко возросло к концу V в. до н.э. Наряду с процветанием небольшой группы крупных (по масштабам Афин) землевладель¬цев и торгово-ремесленных богачей значительно ухудшилось по-ложение основной массы граждан — мелких земледельцев, ремес¬ленников и люмпенов. Выросли противоречия и между афинянами и ограниченными в правах метеками. Все это привело афинскую демократию к острому кризису.
Кризисная ситуация резко обострилась в результате начав¬шейся в 431 году до н.э. Пелопоннесской войны между Афинами и фактически подвластными им государствами Афинского морского союза, с одной стороны, и Спартой, стоявшей во главе Пелопоннес¬ского союза. Поражение в войне, приведшее к большим матери¬альным и людским потерям, распаду морского союза и, следова¬тельно, к утрате возможности пользоваться ресурсами входивших в него государств, имело своим следствием олигархический пере-ворот крупных рабовладельцев, тяготившихся демократическими порядками и особенно возлагавшимися на них финансовыми обя¬занностями по отношению к бедноте и государству. Правда, вскоре демократия была восстановлена, но после капитуляции Афин в войне в 404 году до н.э. последовал новый олигархический перево¬рот. Его успех также оказался недолговременным Демократиче¬ский строй был восстановлен, но от былого величия Афин не оста-лось и следа. Страна была разорена, государственная казна опус¬тела, торговля пришла в упадок, морская гегемония ушла в про¬шлое. Крестьяне разорялись, продавали свою землю и пополняли ряды городской бедноты, не получавшей уже достаточной помощи от государственной казны. Недовольство охватило и богатых рабо¬владельцев, вынужденных теперь только из своих средств поддер¬живать свободную бедноту — единственного союзника перед ли¬цом угнетаемых рабов.
Раздираемая внутренними противоречиями, ослабленная все¬общим недовольством, афинская демократия оказалась бессильной оказать сопротивление возвысившейся к IV в. до н.э Македонии В 338 году до н э фаланги Филиппа Македонского разгромили гре¬ческие войска, а в 336 году до н.э. Афины вместе со всей Грецией были включены его сыном Александром в состав Македонской мо¬нархии, а затем одного из государств, образовавшихся после ее распада. Во II в. до н.э. после вторжения римских легионов Афины, как и вся Греция, превратились в одну из провинций Римской державы.

Заключение

Познакомившись с первоисточниками и литературой по истории формирования Афинского государства можно сделать следующие выводы: процесс возникновения общественного и имущественного неравенства в Аттике поначалу протекал в знакомых нам формах.
Рабовладельческий строй складывался в Греции в формах, создающих возможности для мощного роста культуры, оказывает громадное влияние на последующую историю человечества.
Развитие производительных сил греческого общества, социально – экономическая дифференциация и распад общества на классы привели в VIII-VII вв. до н.э. к образованию в Греции античного города – государства, имевшего некоторые отличия от большинства ранних городов – государств Востока.
В целом полис, особая форма рабовладельческого государства, по сравнению с древневосточными рабовладельческими деспотиями того времени, безусловно, представлял собой явление исторически прогрессивное.
Крупная победа была одержана афинским демосом в его борьбе с аристократией в 594 г. до н.э., когда были проведены так называемые реформы Солона. Однако, реформы Солона, не довели начатого дела до конца и в этом смысле носили компромиссный характер. Высшие слои демоса почили доступ к власти, но ценз определялся доходами с земли, в связи, с чем богатые представители демоса должны были делить власть с той же родовой, землевладельческой аристократией. Общего передела земли демос не добился. Поэтому вскоре после проведения реформы социально – политическая борьба в Афинах возобновилась с новой силой.
В 560 г. до н.э. в Афинах произошёл переворот. Писистрат, опираясь на диакриев захватил афинский кремль – акрополь и установил свою власть в Афинах. Наступили эпоха называемая в истории – тирания Писистрата.
Вслед за ней последовали реформы Клисфена. Реформами Клисфена завершается длившийся более чем столетие период острой борьбы между родовой аристократией и демосом.
В это время в афинском обществе уже с достаточной чёткостью сложились основные классы – рабы и рабовладельцы. Свободное население Афин было далеко не единым по-своему составу. Господствующее положение занимал класс рабовладельцев.
Таким образом в контрольной работе было проведено исследование возникновения Афинского государства в конце 2-го тысячелетия до н.э., рассмотрены реформы Солона и Клисфена и их роль в возникновении Афинского государства, изучен общественный и государственный строй Афин.
По моему мнению, интерес исследователей к феномену рабовладельческой демократической республики, функционировавшей в Афинах в середине I тысячелетия до н. э., не ослабевает на протяжении многих веков, поэтому историки, специалисты по теории государства и права видят в них истоки и аналоги многих политических, философских, этических и т. п. проблем наших дней.

Список использованных источников

  1. Аристотель. Афинская полития. М., 2006.
  2. Батыр К.И. Всеобщая история государства и права. М., 2003
  3. Геродот. История в девяти книгах. Пер., предисл. И указатель Ф.Г. Мищенко. Изд.2. Т.1. М. 2008.
  4. Геродот. История греко – персидских войн. Т. VIII. М. 2008.
  5. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Изд. 2-е, стереотип. Под ред.проф.Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2009. – 480с.
  6. Строгецкий В. М. Полис и империя в классической Греции. М., 2009. 388 с.
  7. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. З.М. Черниловского. М., 2004
  8. Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Госполитиздат, 1949
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov