Контрольная Деятельность психолога по адаптации молодых сотрудников к условиям службы в УИС

Прикладная пенитенциарная психология:

Тема: Деятельность психолога по адаптации молодых сотрудников к условиям службы в УИС.


Содержание

Введение 3
1 Проблемы адаптации молодых сотрудников к условиям службы в УИС 4
2 Наставничество как одно из направлений работы в период адаптации 7
3 Работа психолога по подготовке личного состава УИС как фактор служебной адаптации 10
4 Индивидуальная работа психолога с молодым сотрудником 17
Заключение 20
Список использованных источников 22


Введение
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы, существенного расширения ее деятельности значительно возросла потребность в профессионально подготовленных кадрах и обеспечении задач по исполнению уголовных наказаний.
За последние годы отмечается высокая текучесть кадров, снижение уровня профессиональной подготовки среди сотрудников и атмосфера напряженности в коллективах УИС. В связи с постоянным обновлением состава сотрудников УИС важное значение имеет период адаптации к служебной деятельности.
Адаптация является многогранным процессом, поэтому различают ее основные виды: психофизиологическую, социально-психологическую и профессиональную адаптации. Каждый из перечисленных видов может вызвать у вновь принятого сотрудника УИС свои сложности, затруднения, проблемы.
Целью данной работы является исследование деятельность психолога по адаптации молодых сотрудников к условиям службы в УИС.
В соответствии с целью задачами работы являются:

  • изучение проблем адаптации молодых сотрудников к условиям службы в УИС;
  • анализ работы психолога по подготовке личного состава УИС как фактор служебной адаптации;
  • исследование методов индивидуальной работа психолога с молодым сотрудником.
    Проблема адаптации, адаптационных механизмов в процессе профессионализации личности рассматривалась в работах А.А. Баранова, Э.Ф. Зеер, И.Н. Никишиной, А.В. Осницкого, В.А. Самойловой.
    Теоретическими и методологическими основами исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых в области психологии, психоанализа, пенитенциарной психологии.  
    1 Проблемы адаптации молодых сотрудников к условиям службы в УИС
    Служба в уголовно-исполнительной системе (далее – УИС) относится к наиболее сложным видам профессиональной деятельности. Имеются неблагоприятные факторы, которые сопровождают деятельность работников пенитенциарной системы. Мощным фактором является чрезмерное нервно-эмоциональное напряжение, стрессовые ситуации, связанные с постоянным контактом с криминогенным контингентом. Вторым и не менее значимым фактором является физическая тяжесть труда (ненормированный рабочий день, нарушения режима сна-отдыха, большое количество обязанностей, изолированность). В связи с этим к молодому сотруднику предъявляются высокие требования, которые определяют успешность его деятельности в данных условиях. Становление специалистов в этих условиях – процесс длительный и трудный и зависит от профессиональных качеств сотрудника, от физической подготовки, от способности быстро адаптироваться к служебной деятельности. Все перечисленное требует совершенствования подходов к проблемам обучения, воспитания молодого сотрудника, формирования его профессионально значимых гражданских и личностных качеств.
    Кадровая служба УИС ежегодно сталкивается с проблемой увольнения молодых сотрудников на первом году службы, в том числе и выпускников высших образовательных учреждений ФСИН России. Согласно ведомственной статистике, увольняющиеся молодые сотрудники составляют около 10% от общего количества увольняющихся из УИС ежегодно. В связи с этим необходимо акцентировать внимание на совершенствовании психологического и воспитательного сопровождения вновь принятых сотрудников.
    Профессиональная адаптация молодого сотрудника УИС представляет собой социально-психологический процесс включения его в коллектив сотрудников учреждения ФСИН России, приспособления и привыкания к характеру и условиям труда в УИС, приобретения и закрепления интереса к работе, овладения начальными основополагающими профессиональными знаниями и умениями, накопления трудового опыта, формирования необходимых профессиональных качеств сотрудника пенитенциарного учреждения, налаживания деловых и личностных контактов с коллективом.
    Адаптация является многогранным процессом, поэтому различают ее основные виды: психофизиологическую, социально-психологическую и профессиональную адаптации. Каждый из перечисленных видов может вызвать у вновь принятого сотрудника УИС свои сложности, затруднения, проблемы.
    Причинами затруднений, как правило, выступают:
  • недостаток или несвоевременность получения необходимой информации, позволяющей сориентироваться в новой служебной ситуации и найти правильное решение;
  • отсутствие необходимого опыта и квалификации, большинство сотрудников поступающих на службу не имеет специального образования;
  • необходимость решать одновременно несколько очень важных задач: изучать ситуацию, принимать решения, выполнять свои новые служебные обязанности, устанавливать полезные контакты, осваивать новые элементы деятельности, особенно тщательно строить свое поведение;
  • недостаточное представление о нормах профессионально-служебного поведения и неумение презентовать себя как специалиста, сотрудника;
  • необходимость формировать определенное позитивное мнение окружающих о себе, постоянное пребывание в зоне оценивания, иногда необходимость изменить неблагоприятное мнение других о себе.
    Служба в уголовно-исполнительной системе имеет особенности, значимые для адаптации молодых сотрудников. Выделим некоторые:
    -учреждения УИС являются закрытыми, изолированными от общества, вследствие постоянного контакта сотрудников с криминогенной социальной средой возникает психоэмоциональное напряжение;
    -труд в УИС имеет строго режимный характер, приближенный к службе в армии: своевременная явка на работу, нельзя оставлять пост без разрешения вышестоящего начальства, сотрудник должен постоянно быть бдительным, физически здоровым и психологически подготовленным;
    -пребывание на службе связано с соблюдением субординаций к вышестоящим начальникам и выполнением правил взаимоотношений с осужденными. Поэтому в период адаптации начинающий сотрудник сталкивается с множеством неблагоприятных факторов.  
    2 Наставничество как одно из направлений работы в период адаптации
    Важным направлением работы в психолого-педагогическом сопровождении молодых сотрудников в период адаптации является наставничество. В уголовно-исполнительной системе, согласно Положению о наставничестве в учреждениях и органах Федеральной службы исполнения наказаний, наставники закрепляются над лицами, впервые принятыми на службу в УИС на должности рядового, младшего и среднего начальствующего состава, а также над сотрудниками, перемещенными по службе на вышестоящие должности.
    Закрепление наставника призвано обеспечивать целенаправленное введение молодого сотрудника в служебный коллектив, его профессиональное становление, развитие необходимых навыков и личностных качеств, для успешного выполнения служебных обязанностей. Наставничество устанавливается продолжительностью на один год с момента назначения на должность.
    В положении о наставничестве основными задачами выделяются:
  1. Адаптация молодых сотрудников к службе в УИС, приобщение к жизни коллектива подразделения, к новым условиям, ориентирование на усвоение положительных традиций, глубокое осознание служебного долга и требований присяги.
  2. Обучение молодых сотрудников профессиональному мастерству, формам и методам работы, развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них обязанности, мобилизация на образцовое выполнение служебных задач, повышение квалификации спортивно-физической подготовки, умение владеть табельным оружием, оказание поддержки в преодолении трудностей.
  3. Формирование у молодых сотрудников необходимых устойчивых морально-волевых качеств, высокой сознательности, дисциплинированности, ответственности за порученное дело, профессиональной этики и культуры в работе, доброжелательного и уважительного отношения к сослуживцам и других профессионально-важных качеств.
    Наставники назначаются из числа наиболее подготовленных сотрудников, обладающих высокими профессиональными качествами, имеющих стабильные показатели в службе, пользующихся авторитетом в коллективе.
    Как правило, работа с молодым сотрудником осуществляется в четыре этапа:
  • на первом этапе обязательно планируются мероприятия по изучению личных и деловых качеств подшефного, в том числе результатов тестирования, его семьи, степени готовности к несению службы, оказанию повседневной помощи в работе, вовлечение в общественную жизнь учреждения;
  • на втором этапе главное внимание сосредоточивается на углубленном изучении вопросов, касающихся служебных обязанностей, устранение недостатков, закреплении профессиональных навыков, знаний приказов и инструкций. Предусматриваются меры по контролю, оказанию помощи в выполнении общественных поручений, рациональной организации служебного и свободного времени;
  • работа третьего этапа строится с учетом приобретения молодым сотрудником определенных практических навыков. Постоянное пополнение знаний, расширение кругозора, стремление к повышению результативности службы, наработке своих собственных приемов и навыков действий в конкретных служебных ситуациях;
  • на четвертом этапе предусматриваются меры, связанные с подготовкой молодого сотрудника к аттестации. На аттестационной комиссии подразделения у молодого сотрудника проверяется знание приказов, регламентирующих деятельность уголовно-исполнительной системы, учитывается степень адаптированности к службе, готовность принимать самостоятельные решения, знание обязанностей по его профилю службы.
    По окончанию испытательного срока, молодые сотрудники проходят повторное психодиагностическое обследование в Центре психофизиологической диагностики, где выносится заключение о продолжение службы в УИС.  
    3 Работа психолога по подготовке личного состава УИС как фактор служебной адаптации
    В настоящее время психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников УИС становится все более актуальным. Сложные условия становления уголовно-исполнительной системы (нестабильная социально-экономическая ситуация в России, гуманизация карательного процесса, переход под юрисдикцию Министерства юстиции РФ, новое уголовно-исполнительное законодательство, основанное на применении международных стандартов пенитенциарной системы, высокий криминогенный уровень преступности, специфические условия служебной деятельности сотрудников ИУ) являются постоянным источником стрессовых воздействий на личный состав.
    Кроме того, деятельность пенитенциарных учреждений на современном этапе осложняется следующими факторами:
  • увеличение количества осужденных и сотрудников, принимавших участие в локальных войнах (Афганистан, Чечня, Таджикистан, Абхазия и др.);
  • резкое омоложение контингента осужденных;
  • низкий образовательный уровень осужденных (как правило, начальное образование или неоконченное среднее);
  • ужесточение режимного воздействия на осужденных;
  • отсутствие фронта работ для осужденных и их низкая профессиональная квалификация.
    Следует отметить, что все вышеперечисленные обстоятельства, как правило, приводят к хронической дезадаптации и являются благоприятной почвой для развития нервно-психических заболеваний, различных форм личностной и профессиональной деформации сотрудников ИУ. Как известно, профессиональная деформация — это появление в личности под влиянием некоторых особенностей служебной деятельности таких психологических изменений, которые начинают отрицательно влиять на осуществление этой деятельности, на психологическую структуру самой личности.
    В связи с этим психологом СИЗО создана психолого-образовательная система подготовки личного состава, которая предполагает формирование условий для развития личностных и психофизиологически важных качеств существования личности в экстремальных условиях, служебной адаптации и профилактики профессиональной деформации, так как риск в экстремальных профессиях должен быть человеку известен, просчитан и даже испробован каким-либо способом для развития личностных качеств профессионала.
    Данная система представляет собой три взаимодействующих блока: психодиагностический, психопрофилактический и психокоррекционный.
  1. Психодиагностический блок:
  • предварительный профессиональный отбор;
  • психодиагностика — психологическое сопровождение следующих групп;
  • сотрудники-стажеры;
  • сотрудники, принимавшие участие в локальных войнах;
  • сотрудники, проработавшие более 10 лет;
  • руководители отделов и служб;
  • сотрудники, отнесенные к «группе риска» по результатам тестирования ВВКУВД;
  • «группа внимания» (нарушители служебной дисциплины и т.п.)
  • социологические опросы и рейтинги (социально-правовая защищенность, служебные группы и межличностные отношения в них, лидеры и стили руководства и др.).
    Специфика деятельности личного состава ИУ требует наличия определенных личностных качеств и, следовательно, подразумевает соответствующий профессиональный комплексный отбор. В числе основных методов профотбора используются:
  • анализ документов (совместно с сотрудниками кадрового аппарата СИЗО);
  • индивидуальное обследование (в процессе беседы затрагиваются условия профессиональной деятельности, общая характеристика службы, требуемые знания, умения, навыки, социально-экономическое обеспечение);
  • наблюдение (целенаправленное наблюдение, моделирование определенных служебных ситуаций);
  • тестирование (используются специальные методики исследования личности).
    Кроме исследования кандидатов с позиции общепринятых критериев профессионального отбора, проводится специальный психологический анализ на предмет наличия в структуре личности психической ригидности (жесткости) и флексибильности (гибкости, пластичности).
    Психодиагностика по различным служебным группам предполагает проведение в ее рамках мероприятий, направленных на диагностику, коррекцию и профилактику дезадаптивного поведения, а также изучение динамики психического состояния сотрудников в процессе длительной адаптации. Использование полученных данных позволяет оценить адаптивные возможности каждого конкретного сотрудника и получить представления о взаимных социально-психологических последствиях выполнения служебных обязанностей в условиях экстремальности, построить социально-психологический прогноз, что позволяет в случае необходимости разработать индивидуальную психокоррекционную программу.
  1. Психопрофилактический блок:
  • консультирование сотрудников и членов их семей по вопросам служебного и личного характера;
  • проведение психологических тренингов, деловых игр для формирования социальных умений, необходимых в определенных ситуациях;
  • лекционная подготовка личного состава (основы психологии, эффективная организация труда, навыки саморегуляции и т.д.).
    Для осуществления психопрофилактической работы проводится консультирование сотрудников по различным направлениям (межличностные отношения, навыки саморегуляции и работы над собой и др.), а также лекции и тренинги (преодоление трудностей профессионального роста, обучение навыкам саморегуляции, индивидуальные методы работы со спецконтингентом, навыки эффективной коммуникации и др.).
  1. Психокоррекционный блок:
  • психокоррекция и психоразгрузка;
    1) профилактика стрессовых состояний (восстановление работоспособности, снижение уровня тревоги и др.);
    2) оказание экстренной психологической помощи (экспресс-диагностика и экспресс-терапия);
  • адаптация молодых сотрудников к условиям учреждения;
  • психокоррекция сотрудников, отнесенных к группе риска (проявления хронической дезадаптации, профессиональная деформация, участники войны).
    В систему профессиональной подготовки молодых сотрудников СИЗО входит психологическая подготовка, которую осуществляет психолог во взаимодействии со стажером.
    Поскольку психологическая подготовленность личного состава — составная часть его профессионального мастерства, то психологическая подготовка выступает как особый вид профессиональной подготовки. Основными задачами психолога в процессе психологической подготовки молодого сотрудника к службе в УИС являются:
  • вооружение молодого специалиста психологическими знаниями, необходимыми для компетентной оценки и учета психологических аспектов оперативной деятельности;
  • развитие профессионально-психологической ориентированности стажера в служебной деятельности как одного из важнейших компонентов профессиональных способностей;
  • развитие у стажера профессионально-психологических качеств (профессиональной памяти, наблюдательности, мышления и др.);
  • формирование умения учитывать психологические условия эффективности исполнения профессиональных действий;
  • формирование умений психологически эффективно пользоваться речью, мимикой, жестами и осуществлять ролевое поведение в интересах решения оперативных задач;
  • формирование умения пользоваться психологическими приемами в общении с персоналом и спецконтингентом;
  • формирование психологической устойчивости к трудностям, возникающим при решении служебных задач;
  • психологическая закалка профессиональных навыков и умений, обеспечивающих наилучшее их проявление в экстремальных условиях.
    Изучение личности молодого сотрудника в деятельности и его психологическое сопровождение психологу целесообразно вести по следующим направлениям:
  • изучение условий труда, межличностного взаимодействия молодого сотрудника и наставника;
  • анализ совместно с наставником и руководителем целей, задач, объективно необходимых функций и предпосылок продуктивного выполнения конкретных профессиональных задач молодым сотрудником конкретных условий, а также постановка перед ним задач в соответствии с интересами подразделения и возможностями конкретного человека;
  • проведение с молодым сотрудником в рамках курса обучения тематических занятий и семинаров по методам поведения и общения с персоналом и спецконтингентом.
    Темы:
  1. Опознавательные варианты поведения человека (включая психические заболевания, отставание в умственном развитии, симптомы алкоголизма, наркомании, физические и психические отклонения от нормы).
  2. Этические проблемы поведения (основы профессиональной этики, вопросы общечеловеческой морали).
  3. Разбор семейных скандалов, проблем.
  4. Стрессы бытовые и профессиональные (причины возникновения, выявление и способы преодоления).
  5. Навыки общения и их развитие.
  6. Феномены группового поведения (психология толпы и методы управления ею).
    Психолог для проведения данных занятий может сотрудничать с наставниками и руководителями, используя их жизненный и профессиональный опыт в целях обеспечения более успешного прохождения профессиональной адаптации.
    Работа психолога по изучению личности молодого сотрудника, его приспособления к психологическому климату, традициям и нормам коллектива, к системе социальных ролей, вытекающих из социального статуса сотрудника УИС, является одним из важных направлений его деятельности в процессе профессиональной адаптации принятых на службу сотрудников.
    Коллектив ИУ имеет свои особенности. К ним относятся:
  • социальная зрелость, которая определяется общественной целью деятельности, а также нравственным развитием коллектива;
  • ценностно-целевое и мотивационное единство сотрудников коллектива, их стремление к достижению единых целей. Оно определяет индивидуальное поведение каждого должностного лица, а также уровень сплоченности по отношению к вопросам, существенно значимым для коллектива в целом;
  • высокая организованность, которая проявляется в постоянной боевой готовности, поддержании способности выполнять поставленную задачу в сложных условиях деятельности;
  • высокая дисциплина в коллективе, которая тесно связана со спецификой решаемых задач;
  • оперативность и гибкость реагирования на постоянно меняющиеся внешние условия и состояние оперативной обстановки и регионе, на обслуживаемой территории;
  • относительно хорошая управляемость коллектива, которая связана с организованностью и дисциплинированностью сотрудников, с характером решаемых задач;
  • достаточно высокий уровень профессиональной подготовки (многие имеют высшее образование).
    В соответствии с вышесказанным, можно сделать вывод, что коллектив, оказывая положительное воздействие на молодого сотрудника и, явившись при этом субъектом его воспитания, он (стажер), должен сам соответствовать определенным требованиям коллектива.

    4 Индивидуальная работа психолога с молодым сотрудником
    Особое внимание психологов в сотрудничестве с руководителем и наставником должен оказывать молодому сотруднику с целью быстрого и безболезненного вхождения в коллектив, а значит и его адаптации к выполнению служебных задач.
    Индивидуальная работа психолога с молодым сотрудником в коллективе направлена на преодоление психологических трудностей, связанных:
  • с несоответствием представлений о службе той реальной обстановке, которая его окружает;
  • с несоответствием нравственно-волевых и деловых качеств личности молодого сотрудника требованиям, предъявленным особенностями служебной деятельности и коллектива подразделения;
  • с неразвитостью необходимых и часто специфичных навыков общения сотрудников;
  • с неумением строить уставные и внеслужебные отношения, устанавливать контакты с членами служебного коллектива;
  • с отсутствием необходимых знаний, умений и навыков, влияющих на результативность профессиональной деятельности.
    Для практического разрешения выделенных психологических трудностей молодого сотрудника и его адаптации к коллективу психологу целесообразно использовать такие формы работы, как:
  1. Психологические практикумы по отработке психологических проблем эффективного решения служебных задач в сотрудничестве с коллегами (создание игровых ситуаций с использованием психологических приемов, с объяснением их сущности, правил и тактики применения, а также последующем поэтапном разборе выполненных упражнений).
  2. Дискуссии, включая в них методы активного социально-психологического изучения (групповая дискуссия, «фокус-группы», после довательный и системный разбор случаев из практики, сконструированных служебных ситуаций, дающие достаточно четкое представление о типичных алгоритмах профессионального поведения).
  3. Социально-психологические тренинги, целью которых являются:
  • осознание особенностей поведения каждого участника в общении, его достоинств и недостатков;
  • развитие умения и навыков делового общения (вступление в контакт, контроля нервно-эмоционального напряжения, активного слушания,
  • согласования интересов, аргументации своей позиции в разных ситуациях);
  • сплочения группы на основе единых целей и задач обучения, норм и правил взаимодействия.
    Психологом могут быть использованы следующие виды тренингов:
  • ролевой тренинг, нацеленный на развитие у обучаемых профессионального мышления, тактико-психологических умений;
  • тренинг по использованию речевых и неречевых средств общения, направленных на формирование у обучаемых содержательно-речевых (что говорить) и выразительно-речевых (как говорить) навыков и умений по профессионально-целесообразному владению мимикой, жестом, позой, походкой и т.д., а также на взаимопонимание и установление психологического контакта при решении служебных задач;
  • тренинг самоконтроля в деятельности и личного (эмоционального) самоконтроля, направленный на обучение навыкам поведения и конфликт ных, нетипичных и др. ситуациях;
  • психорегулирующий тренинг, нацеленный на приобретение и выработку навыков психической саморегуляции при несении службы в сложных и экстремальных условиях профессиональной деятельности.
  • различные психо-коррекционные тренинги, направленные на координацию и развитие коммуникативных навыков личности или групповой динамики.
    Таким образом, целенаправленное, комплексное применение всех перечисленных форм и методов психолого-педагогического обеспечения может облегчить и ускорить адаптацию молодых сотрудников в коллективах уголовно-исполнительной системы, заложить основу личностного и профессионального роста, способствовать формированию и закреплению в УИС высокоэффективного кадрового «ядра».  
    Заключение
    Проблема комплектования качественным составом работников исправительных учреждений остается достаточно острой и требует своего решения. Личный состав УИС с разной степенью успешности выполняет административно-воспитательные функции, в условиях гуманизации пенитенциарной системы интенсивно обновляется. Следует отметить, что профессиональная деятельность в системе УИС предъявляет достаточно серьезные требования не только к профессиональным знаниям и умениям, но и к личностным качествам сотрудников, осуществляющих сложную работу, включенную в понятие «исполнение наказания». Этот вид деятельности входит в так называемые социономические профессии, где объектом воздействия является другой человек или группа людей.
    Не в полной мере соответствует современным требованиям профессиональный, а часто и нравственный уровень сотрудников ведущих служб.
    Изучая профессиональную адаптацию молодых сотрудников удалось выявить ряд факторов, отрицательно влияющих на этот процесс:
  • низкая требовательность при отборе кандидатов на службу, несовершенство профессионально-психологического отбора и распределения по основным видам профессиональной деятельности с учетом индивидуально-психологических личностных особенностей кандидатов;
  • недостаточный уровень развития или отсутствие профессиональной направленности личности молодого сотрудника;
  • отсутствие необходимой мотивированности на службе;
  • слабое представление о содержании и условиях прохождения службы;
  • внутренние трудности адаптации, обусловленные личностными качествами молодых сотрудников (недостаток практического опыта, нехватка специальных знаний, несоответствие работы желаниям, интересам и др.);
  • внешние трудности адаптации (невнимание со стороны руководства, отсутствие четкости в определении функциональных обязанностей, неудовлетворенность режимом службы и т.д.).
    Таким образом, успешная производственная адаптация сотрудников УИС служит важным фактором оптимизации трудовой деятельности. Напротив, неэффективная адаптация приводит к ряду негативных явлений: возникновению у работающего человека отрицательных психических состояний, напряженности отношений внутри коллектива, снижению производительности труда и т.д. Многие исследователи прямо указывают на связь степени и полноты адаптации с текучестью кадров на производстве, особенно молодых специалистов. Все это приводит к большим социальным и экономическим потерям

    Список использованных источников
  1. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. — Минск, 1976. — 220 с.
  2. Зеер Э.Ф. Психология профессий. — М., 2016. — 336 с.
  3. Крысько В.Г. Социальная психология: словарь-справочник. — Минск: Харвест, 2004.
  4. Летунов В.Н. Основы управления персоналом уголовно-исполнительной системы. – Рязань, 2014. – 125 с.
  5. Положение о наставничестве в учреждениях и органах Федеральной службы исполнения наказаний (приложение №4 к приказу ФСИН России №390 от 14.06. 2006 г.).
  6. Соболев Н.Г. Психологическое обеспечение адаптации выпускников высших образовательных учреждений к службе в уголовно-исполнительной системе ФСИН России: автореф. дис. канд псих. наук. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2007. – 28 с.
  7. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. — Ростов н/Д: Феникс, 2018. — 541 с.
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov