Контрольная Экологическое право

Экологическое право

Содержание
Введение 3
1 Право природопользования 4
2 Административная ответственность за экологические правонарушения 16
Задача 25
Заключение 27
Список литературных источников 28

Введение
Экологическое право — одна из отраслей права, регулирующая общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах настоящего и будущего поколений. Значение слова «экология» трактуется как учение о взаимодействии живых организмов с окружающей их природной средой обитания.
В свете событий современности на экологическом уровне, экология права оформляется как полноценная фундаментальная наука и вопросов о ее необходимости не возникает ни у каких школ права. Но для полного функционирования права в любом обществе необходима система мер и способов воздействия в области правового поведения граждан.
Прежде всего, такой механизм представлен системой норм, подразумевающих ответственность за правонарушения в конкретном общественном отношении. Для этого в рамках эколого-правовой нормы содержится санкция, т.е. те неблагоприятные последствия, которые будет претерпевать лицо за нарушения законодательства.
Целью данной работы является исследование права природопользования, а также административной ответственности за экологические правонарушения.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:

  • изучить тему права природопользования;
  • проанализировать систему ответственности за нарушение экологического законодательства.

1 Право природопользования
«Общение человека с природой, постоянно необходимое ему для обеспечения своего существования, и есть в самом общем смысле слова природопользование. В основе жизни и существования человека и общества лежит пользование природой. Поэтому исторически и фактически природопользование составляет фундамент общественной жизни, базисное отношение в сфере взаимоотношений общества и природы».
По мнению М.М. Бринчука, при оценке роли природопользования в рамках экологического права, необходимо иметь в виду, что оно не только удовлетворяет разнообразные потребности человека, но одновременно является мощным фактором негативного воздействия на природную среду.
В науке экологического права под природопользованием понимается использование полезных для человека свойств окружающей природной среды — экологических, экономических, культурных, оздоровительных и иных .
В свою очередь, под правом природопользования понимают совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в области использования полезных для человека свойств природной среды. Такие нормы содержатся прежде всего в природоресурсном законодательстве — земельном, водном, горном, лесном, о животном мире. Право природопользования, как и право собственности рассматривается в двух основных качествах:

  • как ключевой институт общей части экологического права (право природопользования в объективном смысле);
  • как совокупность конкретных прав и обязанностей, приобретенных определенным субъектом в связи с получением природного объекта в пользование (право природопользования в субъективном смысле). В науке экологического права выделяется ряд классификаций видов природопользования. В зависимости от того, какие природные ресурсы являются объектами права природопользования, выделяются следующие виды природопользования (и соответственно — виды права природопользования): землепользование; водопользование; недропользование; пользование атмосферным воздухом; лесопользование; пользование растительным миром вне лесов; — пользование животным миром. В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ, земельный фонд РФ делится на 7 категорий, каждая из которых имеет свое целевое предназначение, а именно: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и иного назначения; — земли особо охраняемых территорий и объектов; — земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса .
    Кроме того, названные категории земель могут иметь внутреннюю структуру, конкретизирующую их назначение. Например, в состав земель особо охраняемых территорий и объектов входят земли: особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; иные особо ценные земли в соответствии с законодательством РФ (ст. 94 Кодекса).
    Водный кодекс РФ (ст. 37) устанавливает, что водные объекты в Российской Федерации могут использоваться для следующих целей: питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; здравоохранения; промышленности и энергетики; сельского хозяйства; лесного хозяйства; гидроэнергетики; рекреации; транспорта; строительства; пожарной безопасности; рыбного хозяйства; охотничьего хозяйства; лесосплава; добычи полезных ископаемых, торфа и сапропеля; для иных целей . В соответствии со ст. 6 Закона РФ «О недрах», недра предоставляются в пользование для следующих целей: регионального геологического изучения, включающего региональные геологогеофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга природной среды, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр; геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых; разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств; строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости); сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов. Кроме того, недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых. В этом случае добыча может производиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно по его завершении .
    Согласно ст. 80 Лесного кодекса РФ, в лесном фонде могут осуществляться следующие виды лесных пользований: заготовка древесины; заготовка живицы; заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и др.); побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша и другие виды побочного лесопользования, перечень которых утверждается федеральным органом управления лесным хозяйством); пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства; пользование участками лесного фонда для научно-исследовательских целей; пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей .
    Федеральный закон «О животном мире» (ст. 34) предусматривает, что юридическими лицами и гражданами могут осуществляться следующие виды пользования животным миром: охота; рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих; добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства. Имеется в виду отлов птиц, змей и других объектов в хозяйственных, коммерческих, эстетических и иных целях .
    Так, змей отлавливают для извлечения яда в целях изготовления лекарств; использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира — почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других (жуков, бабочек, муравьев и др.); изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания (наблюдение, мечение, фотографирование и др.); извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира — почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и др.; получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира (пуха птиц, меда, воска и т.п.). Кроме того, законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут быть предусмотрены и другие виды пользования животным миром (ст. 34 Закона) .
    Специфическими видами использования атмосферы, согласно Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», являются потребление атмосферного воздуха для производственных нужд (ст. 41) и удаление загрязняющих веществ в процессе функционирования общества. В зависимости от основания возникновения права природопользования выделяют общее и специальное природопользование, По признаку способа (условий) природопользования различают право природопользования, осуществляемое с изъятием или без изъятия природного ресурса из природной среды. Кроме того, по признаку цели природопользования различают право природопользования в сельском хозяйстве, промышленности и энергетике, осуществляемое для нужд обороны, транспорта и иных целей .
    Общее природопользование является общедоступным и право на него возникает у граждан с момента рождения в силу их естественных и неотъемлемых прав. Общее природопользование не связано с извлечением выгоды и получением доходов, предназначено для удовлетворения личных потребностей человека и поэтому не требует в каждом конкретной ситуации специального разрешения (лицензия, договор и т.п.) со стороны компетентных органов и организаций. В то же время, в законодательстве устанавливаются пределы, условия и ограничения общего природопользования.
    В земельном законодательстве право общего землепользования прямо не предусматривается. Однако в составе земель поселений (п. 1 ст. 85 Земельного кодекса РФ) выделяются земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, пляжами и другими объектами, на которых граждане и реализуют указанное право. В составе земель поселений выделяются также рекреационные территориальные зоны (п. 9 ст. 85 Земельного кодекса РФ), которые используются для отдыха граждан и туризма. Вид земельных участков общего пользования предусматривает и Гражданский кодекс РФ. В соответствии со ст. 262 ГК РФ, граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, состоящих в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка .
    Определение общего водопользования дано в Водном кодексе РФ. Согласно ст. 86 Водного кодекса РФ, общее водопользование представляет собой использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств и реализуется гражданами без получения специального разрешения в целях забора воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, плавания на маломерных плавательных средствах, водопоя скота. В то же время, общее водопользование предполагает обязательное соблюдение правил охраны жизни людей на водных объектах, а также иных правил, устанавливаемых уполномоченными государственными органами.
    Для реализации права общего водопользования предназначаются водные объекты общего пользования, под которыми понимаются объекты, находящиеся в общедоступном, открытом пользовании (ст. 20 Водного кодекса РФ). Для общего пользования предназначается не весь водоем, а лишь полоса суши вдоль берегов водных объектов общего пользования (бечевник), ширина которой не может превышать 20 метров. При этом каждый вправе (без использования транспорта) пользоваться бечевником для передвижения и пребывания у водного объекта общего пользования, в том числе рыболовства и причаливания плавательных средств. Закон РФ «О недрах» также закрепил право общего пользования ресурсами недр. Согласно ст. 19 Закона, собственники, владельцы земельных участков имеют право по своему усмотрению и без чьего-либо разрешения осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых в границах земельного участка, строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ. Закон при этом оговаривает условие о том, чтобы общераспространенные полезные ископаемые не числились на государственном балансе, а работы по сооружению подземных сооружений проводились без применения взрывных работ.
    Право общего пользования лесами установлено в лесном законодательстве. Так, статьи 21 и 86 Лесного кодекса РФ закрепляют публичный лесной сервитут, в соответствии с которым граждане имеют право свободно (бесплатно) находиться на территории лесного фонда и в лесах, не входящих в лесной фонд, если иное не предусмотрено законодательством РФ, собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, другие пищевые лесные ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье, участвовать в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях, охотиться, если иное не предусмотрено законодательством РФ. В то же время, запрещается сбор и заготовка гражданами дикорастущих растений и грибов, виды которых занесены в Красную книгу РФ и в перечень наркосодержащих растений и природного наркосодержащего сырья .
    Под специальным природопользованием в науке экологического права понимают такое природопользование, которое осуществляется соответствующими субъектами на основе разрешения компетентных государственных органов, связано, как правило, с удовлетворением экономических интересов общества, юридических и физических лиц и сопряжено с более значительными, чем при общем природопользовании, воздействиями на окружающую среду, .Выделяют две формы специального природопользования: комплексное природопользование и собственно специальное пользование природными ресурсами (землей, недрами и т.п.).
    Правовое регулирование комплексного природопользования было закреплено в ныне утратившем силу Законе РСФСР от 1991 года «Об охране окружающей природной среды»(ст. 18). В ныне действующем Федеральном законе «Об охране окружающей среды» о нем не упоминается. В литературе под комплексным природопользованием понимается использование одного или нескольких природных ресурсов одновременно с учетом экологической ситуации в регионе, где осуществляется комплексное природопользование с целью минимизировать отрицательное воздействие этой деятельности на окружающую среду и обеспечить наиболее рациональное использование природных ресурсов территории. В земельном законодательстве отсутствует понятие специального землепользования, однако в большинстве случаев землепользование в Российской Федерации является специальным. Исключение составляют установленные законодательством случаи пользования землями общего назначения. Земельные участки предоставляются в пользование либо на основании акта, выдаваемого специально уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления, либо договора.
    Специальное водопользование представляет собой использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств. Оно осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование. Исключение составляют случаи использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов (ст. 47 Водного кодекса РФ). При этом виды специального водопользования определяются в особом перечне специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда.
    Право специального недропользования нашло отражение в ст.ст. 6-9 Закона РФ «О недрах». Указанный Закон четко выделяет виды пользования недрами, права на которые субъекты предпринимательской деятельности (в том числе юридические лица и граждане других государств) приобретают с момента получения лицензии на пользование недрами.
    Право специального пользования объектами животного мира предусмотрено ст. 33 Федерального закона «О животном мире». Объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти федерального или регионального уровней юридическим лицам (в том числе и иностранным) в долгосрочное пользование на основании соответствующей лицензии. Гражданам (в том числе и иностранцам и лицам без гражданства) объекты животного мира предоставляются в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии (как правило, сроком на один сезон).
    Право специального лесопользования нашло отражение в Лесном кодексе РФ, ст.ст. 22 — 24. Лесные объекты могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в пользование на правах аренды, безвозмездного пользования, концессии и краткосрочного пользования. Другими словами, основанием возникновения права пользования лесными объектами является либо заключение договора, либо получение пользователем соответствующей лицензии (лесорубочный билет, лесной билет и т.п.).
    Разновидностью права специального водопользования, пользования атмосферой и недрами является предоставление прав соответствующим хозяйствующим субъектам на удаление отходов производства и потребления в окружающую среду. Пользование водными объектами для сброса сточных вод регулируется ст. 44 Водного кодекса РФ, атмосферой — для выброса загрязняющих веществ предприятиями и иными стационарными источниками — ст. 12-18 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» .
    Субъект права природопользования, может выступать в двух основных качествах:
    а) как возможный по закону обладатель такого права пользования;
    б) как обладатель субъективного права пользования природными ресурсами, носитель установленных законом прав и обязанностей, который является субъектом правоотношений пользования землей, ее недрами, водами и лесами, объектами животного мира и атмосферным воздухом.
    В качестве субъекта права общего природопользования выступают граждане Российской Федерации, иностранцы и лица без гражданства, поскольку они обладает вытекающими из закона возможностями пользоваться водами, лесами, землей. Субъектами же права специального природопользования являются юридические лица и граждане-предприниматели. Причем юридические лица при этом выступают в двух качествах: как государственные или муниципальные органы, наделенные правомочием распоряжения природными ресурсами, находящимися в государственной и муниципальной собственности, и как юридические лица, получившие определенные природные ресурсы в пользование. Для того чтобы юридические лица получили право специального природопользования, помимо общей правоспособности (правосубъектности), возникающей с момента государственной регистрации, они должны иметь специальную правоспособность (правосубъектность), возникающую с момента получения соответствующих разрешительных документов (лицензии, договора и т.п.). Статус субъектов природопользования определяется их правами и обязанностями, установленными в законе. Права и обязанности природопользователей закреплены в различных нормативных правовых актах (прежде всего — в природоресурсном законодательстве), а также в тексте разрешительных документов (например, лицензий). Объем прав и обязанностей, что и составляет содержание права природопользования, зависит от вида природных ресурсов. Так, права и обязанности водопользователей при использовании водных объектов установлены Водным кодексом РФ (ст. 39), права и обязанности землепользователей определены ст. 40-43 Земельного кодекса РФ, лесопользователей — ст.ст. 82, 83, 90, 94 Лесного кодекса РФ, пользователей недрами — ст. 22 Закона РФ «О недрах», пользователей объектами животного мира — ст. 40 Федерального закона «О животном мире» и др.
    Выделяют следующие права и обязанности природопользователей. Природопользователи имеют право:
  • пользоваться предоставленными природными ресурсами;
  • иметь в собственности и добытые ресурсы (объекты);
  • возводить на полученных земельных участках, в зависимости от их целевого назначения, жилье, а также постройки и сооружения, необходимые для осуществления хозяйственной деятельности;
  • передавать право пользования иным лицам (в отношении земли и некоторых иных природных объектов);
  • оказывать воздействие, улучшающее состояние природной среды;
  • предъявлять в установленном порядке иски за ущерб, причиненный им неправомерными действиями юридических лиц и граждан, в том числе со стороны организации, предоставившей природные ресурсы в пользование;
  • иные права в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ. Природопользователи обязаны:
  • осуществлять только разрешенные лицензией виды пользования, в том числе соблюдать установленные сроки и правила пользования природными ресурсами;
  • вести деятельность способами, не допускающими разрушения или ухудшения состояния природных объектов;
  • своевременно вносить плату за пользование ресурсами;
  • осуществлять учет и оценку состояния используемых объектов;
  • предоставлять специально уполномоченным государственным органам данные о характере и объеме эксплуатации природных объектов;
  • возмещать причиненный природным ресурсам и природной среде ущерб;
  • иные обязанности в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ .
    Что касается объектов права природопользования, то в большинстве случаев в законодательстве они конкретизированы применительно к определенному виду природопользования — землепользованию, водопользованию, пользованию недрами и т.д. Соответственно, объектом права землепользования являются земля (земельный участок), водопользования — воды (водный объект), пользования недрами — недра (участок недр) и т.д..

2 Административная ответственность за экологические правонарушения
Часть 1 ст. 2.1 КоАП РФ устанавливает, что «Административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность» . Таким образом, составы экологических проступков и санкции за их совершение должны быть чётко определены в законодательных актах: на федеральном уровне — в КоАП РФ, на уровне субъектов РФ — в действующих на их территории законах об административных правонарушениях.
Основанием административной ответственности является наличие в деянии признаков состава экологического проступка, а также умышленная или неосторожная вина субъекта ответственности (физического или юридического лица), наличие правовой нормы, установившей запрет и содержащей санкцию за его нарушение. Ответственность физического лица наступает с 16-летнего возраста (ст. 2.3 КоАП РФ), а юридического — если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Составы экологических проступков в основном содержатся в главе 8 КоАП РФ «Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования». Часть из них находится в главе 7 КоАП РФ «Административные правонарушения в области охраны собственности», часть — в главе 10 КоАП РФ «Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель».
Глава 7 КоАП РФ включает 28 статей, 15 из которых содержат составы административных правонарушений против охраны собственности, но дополнительным объектом посягательства здесь являются экологические права, ценности и блага, либо порядок управления и использования природных ресурсов. Глава 10 включает 14 статей, из которых две (ст.ст. 10.4 и 10.5 КоАП РФ) не имеют отношения к сельскому хозяйству, ветеринарии и мелиорации земель, а касаются наркосодержащих растений, т. е. содержат составы административных правонарушений, посягающих на общественную безопасность и здоровье населения.
В главе 19 КоАП РФ «Административные правонарушения против порядка управления» специальные составы невыполнения законных требований и воспрепятствования осуществлению полномочий должностных лиц органов охраны континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ предусмотрены только в том случае, если они касаются остановки судна, его осмотра и т. п. (ч. 2 ст. 19.4 КоАП РФ) . В ст. 7.2 КоАП РФ, ответственность за уничтожение специальных знаков, в первой части указывается о межевых знаках границ земельных участков, во второй — наблюдательных режимных скважинах на подземные воды, иных водо охранных информационных знаках, лесоустроительных и т. п. знаках, в третьей — о пунктах государственных геодезических сетей и т. п.
В КоАП РФ содержатся составы поставления в опасность, чего не было в КоАП РСФСР. Например, ст. 8.3 КоАП РФ — устанавливает ответственность за нарушение правил обращения с пестицидами и Агро химикатами, которое может повлечь причинение вреда окружающей природной среде; ст. 8.13 КоАП РФ- ответственность: за нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления (ч. 1 ст. 8.13 КоАП РФ), за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение (ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ).
Статья 8.1 КоАП РФ вводит формальный общий состав нарушения экологических требований в процессе разнообразной производственной деятельности на различных её этапах путём формулирования большого числа альтернативных признаков объективной стороны. Цель статьи — обеспечение охраны технологического порядка производства работ, связанных с проектированием, размещением, строительством, вводом в эксплуатацию и эксплуатацией промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов, поскольку они могут быть опасными для окружающей среды. Перечисленные в статье работы по своему характеру всегда связаны с возможностью потенциального причинения неконтролируемого вреда окружающей среде. В связи с этим статья подкрепляет требование обязательного соблюдения заранее разработанных и принятых в соответствующем порядке правил, направленных на минимизацию рисков, уменьшение потенциальной угрозы и ограничение вынужденных отрицательных экологических последствий. Сфера действия статьи чрезвычайно широка и затрагивает многие отрасли народного хозяйства и занятых в них лиц .
Статья 8.2 КоАП РФ — повреждение (загрязнение) отдельных компонентов окружающей среды вредными веществами, отходами. Целью статьи является обеспечение административно-правовыми средствами установленного нормативно-правового порядка при обращении с веществами и отходами на разных стадиях их существования, предотвращение негативного воздействия их на окружающую среду. Сфера действия статьи очень обширна и охватывает деятельность промышленных, сельскохозяйственных, транспортных, горнодобывающих, коммерческих и иных предприятий и объектов.
Признаки объективной стороны статьи 8.3 КоАП РФ: транспортировка (перевозка), применение и хранение. Нарушение может быть совершено на таких этапах обращения с пестицидами и Агро химикатами, как их испытание, производство и так далее. Цель нормы — обеспечение порядка и безопасности при обращении с относящимися к опасным химическим веществам средствами защиты растений и иного обращения. Сфера действия нормы — деятельность предприятий и организаций, осуществляющих хранение, транспортировку и применение пестицидов, т. е. связанных с сельскохозяйственным производством, ведением лесного хозяйства .
Статья 8.4 КоАП РФ состоит из трех частей, содержащих четыре формальных состава проступков. Цель статьи состоит в усилении профилактических начал охраны окружающей среды, обеспечении надлежащего поведения лиц, связанных с реализацией проектов хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду.
В ст. 8.5 КоАП РФ «Сокрытие или искажение экологической информации» предмет посягательства — это полная и достоверная информация о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей природной среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую природную среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке и других объектах окружающей среды. Данная статья КоАП РФ аналогична статье 237 УК РФ «Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей». Цель статьи — обеспечение социального контроля (от государственного до неформального, осуществляемого населением) за деятельностью, которая по своему характеру может нанести ущерб здоровью человека и нации в целом, а также среде обитания. Сфера действия статьи — промышленная, научно-техническая и иная, включая военную, деятельность должностных и не должностных лиц, процессы различного рода и характера, в ходе которых могут возникнуть факторы, представляющие опасность для человека и окружающей среды в целом или отдельных её элементов.
За использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв возможно привлечение к административной ответственности по ст. 8.8 КоАП РФ.
Статья 7.9 КоАП РФ предусматривает ответственность за самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд, или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков; ч. 2 ст. 8.14 КоАП РФ — за нарушение условий разрешения (лицензии) на водопользование при добыче полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, а равно при возведении и эксплуатации подводных и надводных сооружений, при осуществлении промыслового рыболовства, судоходства, прокладке и эксплуатации нефтепроводов и других продуктопроводов, проведении дноуглубительных, взрывных и иных работ либо при строительстве или эксплуатации дамб, портовых и иных сооружений.
Ответственность за порчу земель установлена ст. 8.6 КоАП РФ. Однако само понятие «порча земли» не раскрыто законодателем. Единственное объяснение того, какое именно деяние следует квалифицировать как «порчу земли» в п. 8 «Определения основных понятий видов нарушений земельного законодательства», утвержденного Роскомземом 29 марта 1994 г. N 3-14-1/404, текст которого официально опубликован не был . В соответствии с данным Определением под порчей и уничтожением плодородного слоя почвы понимается частичное или полное разрушение почвенного покрова, характеризующееся ухудшением его физического и биологического состояния, а также снижением (потерей) плодородия почв, вследствие чего использование земельного участка невозможно либо требует введения специальных ограничений, включая консервацию земель для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв .
Система субъектов применения административных взысканий отражает сложность построения контрольно-надзорных органов. Такие ведомства, как Министерство сельского хозяйства РФ и Министерство природных ресурсов РФ, обладают полномочиями по применению административных санкций по целому ряду направлений. МПР РФ выступает как орган экологического контроля, охраны вод, использования, охраны и защиты лесного фонда, животного мира и проч., где его функции по выявлению и рассмотрению дел об административных правонарушениях пересекаются, возможно, дублируются с полномочиями ФПС России, МСХ РФ и др.
Важное положение содержится в ст. 4.5 КоАП РФ, регулирующей давность привлечения к административной ответственности. По общему порядку постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. За экологические проступки, видимо, учитывая их опасность и сложность установления виновных лиц, доказывания вины и других обстоятельств, этот срок составляет один год.
Санкции установлены в основном в виде штрафа, хотя в ряде случаев указана и конфискация (ст. 8.17 КоАП РФ «Нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации правил (стандартов, норм) или условий лицензии»; ст. 8.18 КоАП РФ «Нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации»; ст. 8.19 КоАП РФ «Нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации» и др.). Предусмотрена конфискация судна и иных орудий совершения административного правонарушения. По ст. 8.37 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за нарушение правил пользования объектами животного мира, могут быть конфискованы орудия охоты, лова, а по ст. 8.39 КоАП РФ — продукция незаконного природопользования и орудия административного правонарушения, совершенного на особо охраняемой природной территории. Законодатель, не предоставил в статьях главы 8 КоАП РФ иные виды административных взысканий, например лишение специального права, предоставленного физическому лицу, которое предусмотрено только в ст. 8.37 КоАП РФ в виде лишения права охоты на срок до 2 лет; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификацию (ст. 3.2 КоАП РФ «Виды административных наказаний»).
Размеры штрафа определяются двумя способами (ст. 3.5 КоАП РФ) и выражаются, чаще всего, в величине, кратной МРОТ (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения. Значительно реже они определяются исходя из стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения такового, например, в ст. 8.20 КоАП РФ — из стоимости незаконно переданных минеральных или живых ресурсов континентального шельфа или исключительной экономической зоны Российской Федерации .
Следует констатировать, что, существующие штрафные санкции, установленные административным законодательством, не могут способствовать восстановлению нарушенного экологического баланса. Нарушения экологического законодательства должны влечь применение мер наказания, адекватных их опасности, а также вреду, причиняемому окружающей природной среде и обществу. Очевидно, что одного только ужесточения санкций недостаточно для того, чтобы значительно улучшить экологическую ситуацию.
Приведем пример судебной практики: 08 августа 2011г. в 14 час.00 мин. прокуратурой осуществлена проверка базы отдыха на <данные изъяты>, используемой ООО «Гранат» <данные изъяты> в целях осуществления рекреационной деятельности. Земельный участок на озере <адрес> 1,3008 га с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>используется ООО «Гранат» на основании договора субаренды земельного участка от 01.04.2011г. № 10-10, заключенного с гражданской Никоновой Л.И. в целях осуществления рекреационной деятельности.
В соответствии с договором аренды земельного участка от 01.04.2011г. № 10-10 предоставила в аренду ООО «Гранат» жилое помещение общей площадью 256,0 кв.м., жилое помещение общей площадью 157,6 кв.м., столовую общей площадью 40,50 кв.м., гараж общей площадью 37,20 кв.м., расположенных на вышеназванном земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, используемом ООО «Гранат» на основании договора субаренды земельного участка от 01.04.2011г. № 10-10.
Согласно акту осмотра от 04.08.2011г. и проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (сокращено и далее -ПНООЛР) на базе отдыха ООО «Гранат» находятся 3 выгребные ямы. Первая выгребная яма диаметром 1.5 м и глубиной 4 м предназначена для принятия жидких отходов из жилого корпуса и бани. Вторая выгребная яма объемом 3м на 3м предназначена для принятия жидких отходов из бани и столовой, и в третью выгребную яму поступают отходы из надворных туалетов. В этой связи, проверкой достоверно установлено, что от деятельности базы отдыха на <адрес>, используемой ООО «Гранат», образуются отходы из выгребных ям жидкие, которые в соответствии с письмом Ростехнадзора от 02.02.2010г. № 00-07-12/308 «О паспортизации отходов» отнесены к 4 классу опасности (9510010202014). Проверкой установлено, что также на базе отдыха ООО «Гранат» образуется мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), который согласно федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 02.12.2002г. № 786 отнесен к 4 классу опасности (9120040001004).
Установлено, что ООО «Гранат» на принадлежащей ему базе отдыха осуществляет временное складирование вышеназванных отходов на срок, не превышающий 6 месяцев. В этой связи, ООО «Гранат» осуществляет деятельность по обращению с отходами потребления (отходы из выгребных ям жидкие, мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) путем их накопления на базе отдыха ООО «Гранат» сроком, не превышающим 6 месяцев.
Таким образом, факт совершения правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ нашел свое подтверждение при рассмотрении дела.
С учетом изложенных обстоятельств, суд считает возможным применить к ООО «Гранат» административное наказание в виде приостановлении деятельности на срок до 90 суток.Решение Читинского районного суда Забайкальского края от 09 ноября 2011г. Дело № 5-41-2011

Задача
Фермер Серов обустроил на своем земельном участке водоем с целью производства карпов. Он обратился к местной администрации с просьбой признать водный объект его частной собственностью.
Какое решение должен получить фермер? Дайте правовой анализ действий Серова.
Решение:
Земельный кодекс РФ в п. 1 статьи 40 устанавливает, что собственники земельных участков имеют право в установленном порядке проводить оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы в соответствии с природоохранными требованиями использования земельных участков. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 г. №74-ФЗ предусматривает, что в собственности граждан и юридических лиц могут находиться обособленные водные объекты (замкнутые водоемы) — небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Предельные размеры обособленных водных объектов определяются земельным законодательством Российской Федерации. Определению «обособленные водные объекты» отвечают залитые водой карьеры и пруды-копани. Близки к ним некоторые естественные впадины, заполненные водой, а также пруды на ручьях с небольшими скоростями течения.
Статья 9 ВК устанавливает, что к водным объектам и правам пользования ими применяются общие правила гражданского законодательства об объектах гражданских прав, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Согласно статье 6 ВК обособленные водные объекты относятся к недвижимому имуществу и являются составной частью земельного участка. Из вышесказанного следует, что обособленные водные объекты могут быть условно отнесены в соответствии со ст. 130 ГК РФ к категории недвижимого имущества.
Поскольку такие водные объекты вмещаются в рамки одного землепользования, они принадлежат тому, кто владеет соответствующим земельным массивом (участком). Водоем такого типа оказывается принадлежностью соответствующего земельного владения; его правовой режим во многом зависит от правового режима земельного владения (ст. 5 ВК).
Исходя из вышеизложенного можно сделать следующий вывод:
1) Просьба фермера Петрова соответствует закону;
2) Администрация должна выдать Петрову решение о регистрации указанного водоема как объекта недвижимости.

Заключение
Таким образом, по итогам проведенного исследования можно сделать определенные выводы:
1) Использование человеком природных ресурсов для своих нужд в значительной мере регламентируется правом. Система норм, регулирующих отношения по использованию природных богатств, называется правом природопользования. Такие нормы содержатся главным образом в природоресурсном законодательстве — земельном, водном, горном, лесном, фаунистическом.
2) Содержание права природопользования — совокупность прав и обязанностей субъектов права природопользования, обусловленных нормами действующего законодательства или соответствующим соглашением на пользование природными ресурсами (договором аренды временного, краткосрочного или долгосрочного пользования).
3) Административная ответственность за экологические правонарушения применяется за совершение противоправных действий, которые по сравнению с уголовным преступлением отличаются меньшей степенью общественной опасности. Меры административной ответственности применяются специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды, органами санитарно-эпидемиологического надзора, административными комиссиями на основании постановлений о наложении штрафа. Постановления о наложении административного штрафа могут быть обжалованы в суд.
4) Особенностью правового регулирования административной ответственности за экологические правонарушения является то, что административная ответственность установлена несколькими федеральными законами — Законом «Об охране окружающей природной среды», Кодексом РФ об административных правонарушениях, Земельным кодексом, Законом «Об особо охраняемых природных территориях» и др.

Список литературных источников

  1. Конституция Российской Федерации: Комментарий. — Изд. 2-е, доп. и перераб.- М.: БЕК, 2011. — 664 с.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 22.10.2014) // Российская газета, N 238-239, 08.12.1994
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // Российская газета, N 256, 31.12.2001
  4. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 29.12.2014) // Российская газета, N 121, 08.06.2006
  5. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 29.12.2014) // Российская газета, N 211-212, 30.10.2001
  6. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 21.07.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) // Российская газета, N 277, 08.12.2006
  7. Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «О животном мире» // Российская газета», N 86, 04.05.1995
  8. Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 29.12.2014) «О недрах» // Российская газета, N 52, 15.03.1995
  9. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. — 2-е изд. — М.: Юристъ, 2013. — 670 с.
  10. Водный кодекс Российской Федерации. Научно-практический комментарий /Н.Н. Михеев, А.Н.Шпагина, С.Е.Ряполова. — М.: Агенство (ЗАО) «Библиотечка РГ», 2011. — 287 с.
  11. Ерофеев Б.В. Экологическое право России: Учебник для высших юридических учебных заведений. — М.: ООО «Профобразование», 2013. — 656 с.
  12. Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации. — М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2012. — 336 с.
  13. Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации. / Руководитель авторского коллектива, ответственный редактор — д. ю. н. проф. С.А. Боголюбов. — М.: Издательская группа «ИНФРА-М — НОРМА», 2012. — 384 с.
  14. Комментарий к Закону Российской Федерации «О недрах». — М.: Издательская группа «ИНФРА-М», 2011. — 400 с.
  15. Крассов О.И. Экологическое право: Учебник. — М.: Дело, 2011. — 768 с.
  16. Крассов О.И. Природные ресурсы России: Комментарий законодательства. — М.: Дело, 2012. — 816 с.
  17. Кулагина Г.Д., Думнов А.Д. Природопользование современной России в зеркале статистики (опыт ретроспективного анализа) / Россия в окружающем мире: 2010 (Аналитический ежегодник). / Отв. ред. Н.Н. Марфенин; под общей редакцией Н.Н. Моисеева, С. А. Степанова. — М.: Изд-во МНЭПУ, 2010. С. 111-132.
  18. Экологическое право. Курс лекций и практикум /Под ред. д.ю.н., проф. Ю.Е. Винокурова. — М.: Экзамен, 2013. — 528 с.
  19. Экологическое право: Учебник для вузов /Н.Д. Эриашвили, Ю.В. Трунцевский, В.В. Курочкина и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2014. — 367 с.
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov