Контрольная Экономическая теория

Содержание
Введение 3
1 Общая характеристика хозяйственной деятельности экономической среды жизнедеятельности человека 4
2 Уровень и качество жизни: сущность, основные показатели и критерии 8
3 Потребности, их экономическое содержание и классификация. Закон возвышения потребностей 17
Заключение 22
Список использованных источников 23

Введение
Экономическая среда представляет собой совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на производственно-хозяйственную деятельность предприятий. Если внутренняя организация подконтрольна предприятию и его менеджерам, то внешняя среда представлена неконтролируемой, а поэтому она требует особого изучения и учета при построении адекватной системы управления. К внешним факторам относятся научно-технологический прогресс, международные события, демографические, социокультурные, политические, природные, экономические и другие факторы.
Степень влияния отдельных внешних факторов на экономику предприятия различна. Так, изменение цен, тарифов, налоговой, кредитной и амортизационной политики непосредственно определяет издержки предприятия, а, следовательно, его прибыль и доходность. Такие факторы, как научно-технологический прогресс, политические и международные события, состояние макроэкономики, создают стимулы и предпосылки развития данного предприятия.
Целью контрольной работы является определение и анализ экономической среды жизнедеятельности человека, определение понятий уровня жизни и потребностей человека.

1 Общая характеристика хозяйственной деятельности экономической среды жизнедеятельности человека
Хозяйственная деятельность представляет собой целесообразную деятельность, т.е. усилия людей в процессе хозяйствования, основанные на известном расчете и направленные на удовлетворение их потребностей.
Жизнедеятельность человека в процессе хозяйствования проявляется, с одной стороны, в трате энергии, ресурсов и т.д., а с другой — в соответствующем восполнении жизненных затрат, при этом экономический субъект (человек в хозяйственной деятельности) стремится действовать рационально, т.е. путем сопоставления затрат и выгод (что не исключает ошибок в принятии хозяйственных решений).
Хозяйственная деятельность людей представляет собой очень сложный и запутанный комплекс разнообразных явлений и процессов, в котором теоретическая экономика выделяет четыре стадии: собственно производство, распределение, обмен и потребление.
Производство — это процесс создания материальных и духовных благ, необходимых для существования и развития человека.
Распределение — процесс определения доли (количества, пропорции), в которой каждый хозяйствующий субъект принимает участие в произведенном продукте.
Обмен — процесс движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому и форма общественной связи производителей и потребителей, опосредующая общественный обмен веществ.
Потребление — процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей. Все эти стадии находятся во взаимосвязи и взаимодействии.
Но прежде чем охарактеризовать взаимосвязь данных стадий хозяйственной деятельности человека, важно подчеркнуть, что всякое производство есть процесс общественный и непрерывный: постоянно повторяясь, оно исторически развивается — идет от простейших форм (добычи первобытным человеком пищи с помощью примитивных средств) до современного автоматизированного высокопроизводительного производства. При всей несхожести этих типов производства можно выделить общие моменты, присущие производству как таковому.
Производство — основа жизни и источник прогрессивного развития человеческого общества, исходный пункт хозяйственной деятельности; потребление — конечный пункт; распределение и обмен — сопутствующие стадии, связывающие производство с потреблением. Хотя производство является первичной стадией, оно служит потреблению. Потребление образует конечную цель и мотив производства, поскольку в потреблении продукт уничтожается; оно диктует новый заказ производству. Удовлетворенная потребность рождает новую потребность, развитие потребностей является движущей силой развития производства. Но возникновение самих потребностей обусловлено производством — появление новых продуктов вызывает соответствующую потребность в этом продукте и его потреблении.
Распределение и обмен продукта зависят от производства, ибо распределять и обменивать можно только то, что произведено. Но, в свою очередь, они не пассивны по отношению к производству, а оказывают на него активное обратное воздействие.
Хозяйственная деятельность отдельного человека, их групп и общества в целом осуществляется при определенных условиях, в определенной обстановке, экономической среде.
Учение о хозяйственной деятельности человека выделяет естественную и социальную среду. Это объясняется тем, что в своей хозяйственной деятельности люди ограничены и обусловлены, во-первых, природой, во-вторых, общественной организацией.
Естественная среда определяет естественные условия хозяйствования. Сюда относятся климатические и почвенные условия, условия наследственности, количество населения, качество питания, жилище, одежда и др. Известно, что человек осуществляет свою деятельность в условиях естественной ограниченности ресурсов.
Весьма существенную роль в достижении определенных хозяйственных результатов играет наследственность. Наука сегодня, безусловно, признает закон наследственности. Дети наследуют не только внешнее сходство, но и психологические качества своих родителей, не только здоровье, но и болезни. Бедность, плохое питание, неблагоприятные гигиенические условия отражаются на росте смертности и заболеваний не только настоящего, но и будущего поколений. При этом все реформы по улучшению положения населения оказывают свое благотворное воздействие не сразу, а постепенно.
С позиций современной науки о жизнедеятельности людей в естественной среде необходимо учитывать и связь человека с космосом. Мысль о жизни и жизнедеятельности людей как космическом явлении существовала с давних пор. В конце XVII в. голландский ученый X. Гэйгенс в своей работе «Космотеорос» отмечал, что жизнь — космическое явление. Эта идея получила всестороннее развитие в работах русского ученого В.И. Вернадского о ноосфере.
Хозяйственная деятельность людей осуществляется в рамках определенных правил игры, основными из которых являются отношения собственности. Именно эти отношения и определяют социальную среду хозяйственной деятельности, что находит свое отражение в результатах хозяйствования. А. Смит писал, что «человек, который не в состоянии приобретать никакой собственности, не может иметь никаких интересов, как есть побольше и работать поменьше». Мотивация к труду здесь или чрезвычайно слабая, или совсем отсутствует. Это теоретическое положение подтверждается практикой хозяйствования стран, где до недавнего времени преобладала «ничейная» общественная собственность. Частная собственность создает условия свободной конкуренции и побуждает к инициативному, творческому и более результативному труду.
Отношения собственности порождают дифференциацию производителей — появляются бедные и богатые. Воспитание, образование и средняя продолжительность жизни в этих социальных группах различны. Воспитание же и образование, содействуя физическому и умственному развитию, улучшают организм человека, делают его более способным к труду и отражаются на наследственности.
Отношения собственности во многом определяют и условия труда. Еще древние понимали, что человек не может трудиться без отдыха.
Таким образом, поведение «экономического человека» определяется не только естественными, но и социальными условиями, а, следовательно, не только общественными законами, но и законами биологии, космосом и всей системой законов естествознания. Отличие же экономических законов от законов природы в том, что первые проявляются через деятельность людей и, как правило, в среднем как тенденции носят исторически преходящий характер. [2]

2 Уровень и качество жизни: сущность, основные показатели и критерии
Конечной целью общественного развития является повышение уровня жизни населения.
Уровень жизни — это экономическая категория и социальный стандарт, характеризующий степень удовлетворения физических и социальных потребностей людей. Основными компонентами стандарта уровня жизни является: здоровье, питание и доходы населения, жилищные условия, домашнее имущество, платные услуги, культурный уровень населения, условия труда и отдыха, а так же социальные гарантии и социальная защита наиболее уязвимых граждан.
Социальные гарантии — система обязательств общества перед своими членами по удовлетворению важнейших потребностей. Государство, давая гарантии, объявляет, что общество берет на себя обязательство по созданию условий каждому члену общества для реализации его экономической активности и получения дохода.
Социальная защита — система мер, осуществляемых обществом по обеспечению необходимого материального и социального положения граждан.
Эти компоненты характеризуются количественными показателями , индикаторами и индексами и оформляются в систему показателя уровня жизни.
В процессе воспроизводства взаимные экономические и социальные факторы, такие как здоровье, образование, жилище, питание, социальное обеспечение и другие. Решающую роль для населения имеет уровень жизни, а для производства — эффективность труда.
ВВП и национальный доход на душу населения, а так же производительность общественного труда является показателями общеэкономического, а уровень жизни — показатель социального развития.
Сложившееся понимание существа «уровень жизни» акцентирует внимание на том, что уровень жизни важен не сам по себе, а в соотношении с потребностями населения.
Конкретно анализ уровня жизни определяется содержанием таких величин как: потребительская корзина и прожиточный минимум. В общем виде уровень жизни страны или региона по средней продолжительности жизни населения, величине безработицы, структурных личных потребительских расходов и потребления основных продуктов питания в калориях. Принимается во внимание уровень квалификации работников, численность студентов и учащихся на 1000 человек и т.д., а так же уровень развития социальной инфраструктуры (например, число больничных коек на 1000 человек, наличие школ, объектов культуры и спорта, жилья и т.д.)
Уровень жизни необходимо рассматривать во взаимосвязи с общеэкономическими показателями, а так же показателями, связывающими общеэкономические и уровень жизни — доходами населения, потребительским спросом, торговлей, ценами, госбюджетом, кредитом. Так, например, доходы населения являются ключевыми факторами, определяющими уровень жизни.
Необходимо выделять компоненты уровня жизни — определенные виды человеческих потребностей, удовлетворение которых является основной частью уровня жизни в целом (например, питание, здоровье, образование и т. д.). Совокупность компонентов охватывает всю сферу человеческих потребностей.
Из них формируется система показателей уровня жизни. По рекомендации ООН уровень жизни измеряется системой показателей , характеризующих здоровье, уровень потребления, занятость, образование, жилище, социальное обеспечение и другие.
От уровня жизни зависит продуктивность работников, цена рабочей силы, а так же её реализация в труде, то есть производство потребительских благ. Развитие происходит по направлению центральной обще производительности. Повышение или понижение уровня жизни населения и производительности труда неизбежно движет экономику вперед или вспять.
Во многих странах для оценки уровня жизни используют показатель « благосостояния общества» , который символизирует минимальный уровень потребления и является показателем черты бедности.
Прожиточный минимум — стоимостная оценка суммарного потребления человека или семьи, определяемая на основе минимальной потребительской корзины. «Корзина» дает структуру потребления , расходы малоимущих слоёв, содержит набор (минимальные нормы), необходимые для физиологического выживания. Этот набор и сам прожиточный минимум зависит от уровня социально — экономического развития страны и принят принципом распределения. В настоящее время эта экономическая категория не имеет смысла, поскольку более 40 миллионов граждан России находится далеко за чертой бедности.
При существующем уровне производства не только не может повысить планку черты бедности, но и восполнить разницу между «дном» и минимальным потребительским бюджетом.
Потребительский бюджет — баланс доходов и расходов среднестатистической семьи, характеризующий уровень жизни различных групп семей трудящихся.
Минимальный потребительский бюджет складывается на основе традиций потребления, коньюнктуры рынка потребительских товаров и представляет собой прожиточный минимум ,исчислённый из средних доходов на душу населения. Поэтому это сравнительно более высокий стандарт прожиточного уровня.
Для исчисления минимального прожиточного минимума используется содержание продовольственной корзины.
Продовольственная корзина(набор из продуктов питания одного человека в месяц) рассчитана на основе минимальных норм потребления продовольствия, которые соответствуют физическим потребностям, ккалориям и обеспечения соблюдения традиционных основных навыков организации питания.
Анализ содержания потребительской корзины. Норм потребления, плановых сроков службы промышленных товаров и предметов длительного пользования, показывает, что данный прожиточный минимум, кроме официоза, не имеет никакого социального и экономического содержания и представляет собой чисто умозрительный документ, фиксирующий некую отправную точку отсчёта.
Стоимость минимальной потребительской корзины , то есть её содержание в денежном выражении представляет собой минимальный потребительский бюджет.
Минимальный потребительский бюджет, или бюджет прожиточного минимума рассчитывается на душу населения и по его основным социально — демографическим группам в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации.
Бюджет прожиточного минимума представляет собой показатель потребления важнейших материальных благ и услуг на минимальном уровне, рассчитанный исходя из минимальных норм потребления важнейших продуктов питания, товаров и услуг. Наиболее рациональный минимальный потребительский бюджет должен выдерживать примерно следующие пропорции: питание должно составлять — 41,1, непродовольственные товары — 39, услуги — 13,2, налоги и сборы — 2,7.
Существуют интегральный и частный подходы к познанию качества жизни. Интегральный подход предполагает поведение двух типов оценок: объективные (на основе официальных статистических данных, без привлечения обобщающей информации, основанной на разного рода опросах общественного мнения и т. п.) и субъективный (на основе мнения населения).
С другой стороны, категория «качество жизни» это такая оценка степени удовлетворения материальных потребностей, которая не поддаётся прямому количественному измерению, а требует сложных приёмов косвенной квалификации по различным шкалам. Поэтому, должна даваться оценка содержательности труда и досуга и удовлетворённости ими, уровня комфорта в труде и быту, качества и модности одежды, качества питания, жилья, жилой и окружающей среды, функционирования социальных институтов, качества уровня удовлетворения потребности в общении, знания, творчестве и других потребностей, направленных не только на самосохранение, но и на самоудовлетворение и самоорганизации личности.
Здоровье населения, как правило, может явиться одним из основных критериев результативного функционирования экономики, ибо роль его усиливается в связи с:
1) Увеличение роли человеческого фактора в экономике народного хозяйства, где здоровье выступает как основное свойство трудовых ресурсов, характеризующее качество рабочей силы, используемой обществом для воспроизводства материальных и духовных благ;
2) Возрастанием прямых и косвенных затрат общества в производстве, где здоровье населения служат предметом и продуктом труда многих отраслей народного хозяйства
3)Необходимостью количественного измерения благосостояния населения, при оценке которого здоровье проявляется как потребительское благо и как главный его компонент.
Применяется система индикаторов качества жизни, основанная на использовании ряда статистических оценок, характеризующих уровень занятости, состояния здоровья населения, уровень преступности т. д. При этом многие составные элементы качества жизни количественно не измеряемые (например, удовлетворённость).
К числу подобных «не измеряемых элементов» другие авторы относят так же индивидуальные привязанности и предпочтения, удовлетворённость человека в своей способности контролировать любую ситуацию т. п. Эти и подобные элементы, объединённые вместе, позволяют нарисовать картину субъективного или ощущаемого человеком качества жизни.
Проанализировав имеющиеся подходы к познанию сущности понятия « качество жизни» населения, можно сделать вывод, что целостную картину качества жизни можно создать на основе объединения в целое двух групп критериев.
Первую группу составляют оценки, основанные на статистической информации. С определённой долей условности эти критерии можно назвать объективными.
Вторая группа полностью состоит из оценок, основанных на социологических опросах населения, при которых респондентов просят высказать своё отношение к тем или иным сторонам их жизни, поэтому достаточно обоснованным представляется их отнесение к субъективным.
Вообще, необходимо осторожно подходить к измерению качества жизни по субъективным показателям. Основная причина такого подхода заключается в том, что к условиям, придающим суждениям людей достаточную правдоподобность, относятся свобода и возможность избежать мистификаций. Следовательно, чтобы избежать мистифицированного представления об окружающей действительности можно, в обществе, достижением определенного уровня развития. Данный уровень предполагает наличие ряда условий, среди которых можно назвать следующие:
a) Основные материальные нужды потребления удовлетворены в той степени, когда наступает этап удовлетворения « утонченных, видоизмененных личностных потребностей». На первый план должны выйти духовные и эстетические потребности
б) В стране сложился достаточный по масштабам средний класс, сосредотачивающий в себе значительную часть интеллекта нации, благополучие которого не вызывает сомнения;
в) Человек, оценивающий качество жизни, имеет определенную практику использования альтернативных вариантов. Из исследований известно, что чем меньше семья или отдельное лицо имеет альтернатив для сравнения. Тем меньше они ценят качество жизни.
г) стабильность общественно — политической ситуации в стране, устойчивый экономический рост.
Современная Российская действительность пока не удовлетворяет ни одному из перечисленных условий. Поэтому при исследовании качества жизни населения нашей страны на современном этапе должен превалировать подход, который с определенной долей условности можно назвать объективным. Критерии и оценки качества жизни должны базироваться на системе показателей, объективно отражающих социально — экономическую ситуацию.
Исследование качества жизни населения предполагает дополнение критериальных оценок системой научного обоснования и планомерного, организованного наблюдения. Сбора и анализа данных.
Разно плановость понятия «качество» жизни обусловлена многообразием показателей. Последние могут характеризовать отдельный элемент качества жизни или всю совокупность. Соответствующие показатели включают:
1) Здоровье

  • Возможность вести здоровый образ жизни на всех ступенях жизненного цикла;
  • Влияние нарушения здоровья на отдельных лиц;
    2) Индивидуальное развитие путём обучения
  • Усвоение детьми основных знаний и навыков, а так же ценностей, необходимых для их индивидуального развития и успешной деятельности как члена общества;
  • Возможность продолжения самообразования и умение использовать эти умения;
  • Использование и развитие индивидуумами своих знаний, навыков и мобильности, требующихся для реализации их экономического потенциала и при желании дающих возможность для их интеграции с экономическим процессом;
  • Сохранение и развитие культурного развития индивидуумом для того, чтобы внести свой вклад в благополучие членов различных социальных групп;
    3) Занятость и качество трудовой жизни
  • Наличие выгодной работы для тех, кто стремится её получить;
  • Характер трудовой деятельности;
  • Удовлетворенность индивидуума своей трудовой жизнью
    4) Время и досуг
  • Возможность выбора своего времяпрепровождения
    5) Возможность приобретения товаров и пользования услугами
  • Личная возможность приобретения товаров и пользования услугами;
  • Количество людей, испытывающих материальные лишения;
  • Степень равенства в распределении товаров и услуг;
  • Качество, возможности выбора и доступность товаров и услуг, производимых в частном и общественных секторах;
  • Защита индивидуумов и их семей при возникновении экономических трудностей;
    6) Личная безопасность и правовые органы
  • Насилие, преследование, и беспокойства, причиненные индивидууму;
  • Справедливость и гуманность правовых органов;
  • Степень доверия, оказываемого индивидуумом правовым органам;
    5) Социальные возможности и социальная активность.
    Степень возможного участия в общественной жизни, в тех или иных общественных институтах и принятии решений Статистическая оценка уровня жизни населения предусматривает использование системы показателей, способных измерить уровень и степень удовлетворения потребностей людей в материальных благах (продуктах питания, одежде, обуви, предметах культуры и быта, в жилье), бытовых услугах в широком понимании ( в том числе в услугах транспорта, связи, служб быта, а так же в медицинских услугах) и культурных услугах ( в том числе предоставляемых учреждениями культуры, искус.
    Поэтому показатели, используемые для характеристики уровня жизни, можно с некоторой долей условности разделить на 3 вида:
    1) Синтетические стоимостные показатели (ВНП, фонд потребления, совокупные доходы населения и т.д.)
    2) Натуральные показатели, измеряющие объём потребления конкретных материальных благ(обеспеченность личным имуществом, потребление продуктов питания, число перевезенных пассажиров и т.д.)
    3) Показатели, демонстрирующие пропорции и структуру распределения благосостояния (распределение населения по доходным группам, показатели концентраций и дифференциации доходов потребления и т. д.).
    Всероссийский центр уровня жизни населения Российской Федерации и её регионов относит к ним: Среднедушевые денежные доходы (в том числе и среднедушевой доход, среднемесячная зарплата, средний размер пенсий), прожиточный минимум (в том числе на продовольственные товары, непродовольственные товары, платные услуги населению, покупательную способность, среднедушевые денежные доходы населения) потребительские расходы населения за год.
    Важнейшими элементами жизни являются жильё, социально — бытовое обслуживание, характеризуемые при помощи следующих основных показателей: средняя обеспеченность жильем в расчете на одного жителя, степень обеспеченности жилищного фонда современными удобствами, структура жилищного фонда по формам собственности ( государственная, муниципальная, кооперативная, частная), отпуск воды коммунальным водопроводом населению на коммунально — бытовые нужды в расчете на одного жителя, число пассажиро — километров общественного транспорта на одного жителя. Сюда же следует отнести и основные показатели развития образования, здравоохранения, культуры, отдыха. [5]

3 Потребности, их экономическое содержание и классификация. Закон возвышения потребностей
Состояние чувства нехватки характерно для любого человека. Первоначально это состояние носит расплывчатый характер, точно неясна причина такого состояния, но на следующем этапе оно конкретизируется, и становится ясно какие именно товары или услуги необходимы. Такое чувство зависит от внутреннего мира конкретной личности. В последний входят вкусовые предпочтения, воспитание, национальные, исторические предпосылки, географические условия. Потребности – это надобность в каком-либо благе, имеющем полезность для конкретного человека.
Побудительным мотивом для организации общественного производства являются потребности людей.
В экономической литературе существует несколько трактовок потребностей. Наиболее распространен следующий подход: потребности человека – это состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть. Есть и другие точки зрения – это осознанные запросы или нужды в чем-либо, это объективно необходимые условия жизни и др.
Поскольку человеческие потребности разнообразны, постольку необходима их классификация по определенным признакам. Можно выделить следующие критерии классификации:

  • по значимости (первичные, или биологические, и вторичные, или социальные);
  • по субъектам (индивидуальные, групповые, коллективные, общественные);
  • по объектам (материальные, духовные, этические, эстетические);
  • по возможности реализации (реальные, идеальные);
  • по сферам деятельности (потребности в труде, общении, отдыхе и т.п.);
  • по характеру удовлетворения выделяют экономические потребности (к ним относят ту часть человеческих нужд, для удовлетворения которых используются ограниченные ресурсы и необходимо производство) и неэкономические потребности (те, что могут быть удовлетворены без производства, например, потребности в воде, воздухе, солнечном свете и т.д.).
    Классификацию потребностей людей с учетом стадийности общественного развития предложил американский социолог российского происхождения А. Маслоу. Ее наглядная интерпретация – в виде «пирамиды Маслоу» – имеет пять уровней (рис. 1). Считается, что потребности эти образуют иерархию. Только после сравнительно полного обеспечения потребностей одного уровня внимание лица, принимающего решение, переключается на потребности следующего уровня. Экономическая теория имеет дело в основном с первым и вторым уровнями.

Рис. 1 — Пирамида потребностей А. Маслоу [6]

Потребности людей не являются неизменными, они развиваются в процессе эволюции человеческого общества. Немецкий ученый Э. Энгель (XIX в.) установил связь между денежными доходами населения и структурой потребления, известную как закон Энгеля. Его суть в том, что чем выше качество жизни людей, тем относительно меньше их спрос на продовольственные товары. Одновременно увеличивается спрос на промышленные товары широкого потребления, а при дальнейшем повышении уровня жизни людей возрастают покупки товаров и услуг повышенного качества.
Потребности людей и производство взаимно влияют друг на друга, что находит свое выражение в законе возвышения потребностей. Он устанавливает объективную необходимость роста и совершенствования потребностей людей по мере развития производства и культуры.
Считается, что быстрее всего насыщаются физиологические потребности, а потребности высших уровней являются, по сути, безграничными.
Существует три варианта соотношения потребностей и производства:

  • регрессивный (имеет место в случае упадка в экономике, свертывания потребления, ограничения потребностей);
  • застойный (медленные изменения в структуре производства, незначительное расширение потребностей);
  • прогрессивный (количественный и качественный рост производства, постоянный рост уровня потребления и потребностей).
    Таким образом, первым условием организации общественного производства является наличие потребностей, которые являются побудительным фактором. Однако наличия потребностей недостаточно, для общественного производства еще нужны ресурсы.
    Закон возрастающих потребностей – экономический закон движения потребностей. Проявляется в возрастании уровня и качественном совершенствовании потребностей.
    Это всеобщий закон, действующий во всех общественно-экономических формациях.
    Ему подчиняются потребности всех социальных слоев и групп населения, и каждого их представителя в отдельности. Но конкретные формы проявления этого закона, интенсивность, сфера и характер его действия зависят от формы собственности на средства производства, уровня развития производительных сил и господствующих производственных отношений.
    Смена формы собственности и рождение нового способа общественного производства всегда служат стимулом и условием для более полного проявления закона возрастающих потребностей, усиления интенсивности и расширения сферы его действия.
    Под влиянием развития производительных сил, научно-технического прогресса потребности постоянно растут в рамках одной общественно-экономической формации.
    Основные направления, по которым развиваются личные потребности, обусловленные действием этого закона, следующие:
  • рост общего их объема; усложнение, объединение в крупные комплексы;
  • качественные изменения в структуре, выражающиеся в ускоренном росте прогрессивных потребностей на базе полного удовлетворения самых необходимых и настоятельных потребностей, ускоренный рост потребностей в новых высококачественных товарах и услугах;
  • равномерность возрастания потребностей всех социальных слоев и связанное с этим сглаживание социально-экономических различий в уровне и структуре личных потребностей; приближение личных потребностей к разумным, научно обоснованным ориентирам потребления.
    Стадии развития потребностей – этапы, которые проходят потребности, в процессе развития. Выделяют четыре стадии: зарождение потребности, её интенсивное развитие, стабилизация и угасание.
    Понятие стадий наиболее применимо к потребностям в конкретных товарах. Потребность в каждом новом изделии проходит все эти стадии. Сначала при зарождении потребность существует как бы в потенции, в основном у лиц, связанных с разработкой и опытной проверкой нового изделия.
    Когда оно освоено для массового производства, спрос начинает быстро возрастать. Это соответствует стадии интенсивного развития потребности.
    Затем по мере роста производства и потребления товара потребность в нем стабилизируется, становясь привычкой для большинства потребителей.
    Развитие научно-технического прогресса ведет к созданию более совершенных предметов, удовлетворяющих ту же потребность. В результате потребность в конкретном изделии переходит в стадию угасания, начинает сокращаться.
    Одновременно возникает потребность в, усовершенствованном изделии, которая так же, как и прежняя, попеременно проходит все рассмотренные стадии.
    В основе данного закона лежат потребности конкретного человека, а они характеризуют потребности всего общества. И в то же время этот закон является движущей силой экономического роста, в силу того, что человеку требуется всегда больше чем он достиг. [4]

Заключение
Таким образом, хозяйственная деятельность представляет собой целесообразную деятельность, т.е. усилия людей в процессе хозяйствования, основанные на известном расчете и направленные на удовлетворение их потребностей.
Хозяйственная деятельность осуществляется при определенных условиях, в определенной обстановке, экономической среде.
Проанализировав имеющиеся подходы к познанию сущности понятия «качество жизни» населения, можно сделать вывод, что целостную картину качества жизни можно создать на основе объединения в целое двух групп критериев.
Первую группу составляют оценки, основанные на статистической информации. С определённой долей условности эти критерии можно назвать объективными.
Вторая группа полностью состоит из оценок, основанных на социологических опросах населения, при которых респондентов просят высказать своё отношение к тем или иным сторонам их жизни, поэтому достаточно обоснованным представляется их отнесение к субъективным.
Потребности человека – это состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть.
Наличие потребностей является первым условием организации общественного производства.
Закон возрастающих потребностей – экономический закон движения потребностей. Проявляется в возрастании уровня и качественном совершенствовании потребностей.
Это всеобщий закон, действующий во всех общественно-экономических формациях.

Список использованных источников

  1. Акулов В.Б. Макроэкономика. Петразаводск. Изд. Петразаводского ун- та, 2004. — 155 с.
  2. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Курс лекций для студентов высших учебных заведений. М., 2006. – 581 с.
  3. Булатов А.С. Экономика. — М.: «Юристъ», 2009. -896с.
  4. Гальперин В.М., Лукашевич В.В и др. Макроэкономика. С-Петербург, ун-т экономики и финансов, 2004. — 398 с.
  5. Геблер Н. М. Экономика : учебник. Тернопольский ин-т нар. хоз-ва, 2003. — 399 с.
  6. Гусейнов Р.М. История экономических учений: Учебное пособие. Новосибирск:, 2004. – 633 с.
  7. Ермишин П.Г. Основы экономической теории. (Курс лекций). М., 2008. – 535 с.
  8. Курс экономики: Учебник. Под ред. Б. А. Райзберга. М., 2007. – 328 с.
  9. Курс экономической теории: учебник. — 4-е доп. и перераб. изд./Под редакцией проф. Чепурина М. Н., проф. Киселевой Е. А. Киров.: АСА, 2009. – 602 с.
  10. Ойкен В., Основные принципы экономической политики, М.: Универс, 2005. – 647 с.
  11. Экономическая теория. М.А. Сажина Г.Г. Чибриков, — М.:ИНФРА, 2007. – 438 с.
  12. Экономическая теория. Николаева Л.А., Черная И.П. М., 2010. – 415 с.
  13. Экономика. Электронный учебник [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economy-bases.ru
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov