Контрольная Фестиваль как форма культуры

Фестиваль как форма культуры

Содержание
Введение 3
1 Сущность фестиваля как формы культуры 5
2 Художественная концепция фестиваля 9
3 Фестиваль творчества детей и подростков как форма культуры 11
4 Музыкальный фестиваль как форма культуры 13
Заключение 16
Список использованных источников 17

Введение
Проведение больших и малых фестивалей исполнительских искусств в последние десять лет прочно вошло в повседневный обиход современной художественной жизни. Проведение фестивалей имеет огромное значение для сохранения единого культурного пространства страны в условиях массового сокращения гастрольной деятельности в нашей стране. Для сельских музыкальных коллективов, учреждений дополнительного образования, в том числе и для музыкальных школ – это в настоящее время едва ли не единственная возможность выступить за пределами своего города, района, села.
Анализ фестиваля как одной из форм является чрезвычайно сложной задачей, эта сфера художественной деятельности, несмотря на многочисленность газетных и журнальных публикаций, систематические обзоры фестивальных событий в электронных средствах массовой информации, остается за пределами интересов не только специалистов, но даже театроведов, музыковедов, историков искусств.
Фестиваль как организационно-художественная форма получил распространение в области зрелищных искусств — театра, музыки, цирка, кинематографа и даже телевидения.
Фестиваль как форма межкультурного значения — это универсальная форма глобального культуротворческого процесса, являющаяся одновременно способом рефлексии культуры в ее многообразии и средством генерации новой культуры, способной отвечать потребностям гиперсообщества. Без представления о фестивале невозможно в полной мере осмыслить его место и значение в культуре.
Анализ современных фестивалей приводит нас к выводу, что их можно считать особым видом праздников, характерной особенностью которых является набор следующих признаков.
Фестивали являются праздниками:
а) светскими по своему содержанию;
б) регулярно проводимыми;
в) содержат показ (или смотр) достижений в одном или нескольких видах искусства;
г) преследуют цель проведения соревнования или конкурса.
Эти признаки по отдельности или в определенных сочетаниях присущи и другим праздникам, но весь их набор характерен именно для фестивалей.
В России фестивали как явление появились относительно недавно, но сразу же снискали любовь публики. Со свойственной русской душе широтой мы рьяно принялись за организацию фестивалей самого разного вида и рода. Музыкальные, танцевальные, кино- или видео-фестивали — дело обычное. Однако не редкость и фестивали неординарные, а порой даже странные. Фестивалями часто называют рекламные и маркетинговые мероприятия, которые, по сути своей, являются семинарами. Устраивают арт- и фото- фестивали. Даже фестивали пирсинга и татуировки, фестиваль детского творчества, кошек или садоводства — явление уже ни для кого неудивительное.

1 Сущность фестиваля как формы культуры
Ни в одном из энциклопедических изданий или монографических исследований в области исполнительских искусств нет развернутого определения фестиваля как организационно-художественной формы театральной или музыкальной деятельности. Единственное определение этого термина дает словарь русского языка С.И.Ожегова: «Фестиваль — широкая общественная, праздничная встреча, сопровождаемая смотром достижений каких-нибудь видов искусств»[5, c.374]. Безусловно, это определение несет в себе отпечаток понимания значения фестиваля, прежде всего, как общественно-политической, а не художественной акции, характерной для культурной политики советского времени.
Художественный контекст, который является для любого фестиваля доминирующим, во времена нормативного, идеологизированного управления художественными процессами, оказывался едва ли не второстепенным и вспомогательным по отношению к политическим установкам на создание видимости реальности, интернациональности, народности и партийности советской многонациональной культуры. Современные художественные задачи фестивальной практики значительно более многообразны, чем банальное обрамление тех или иных партийно-политических задач, и приведенное определение для современной культурной жизни является совершенно недостаточным .
Попробуем более внимательно рассмотреть особенности фестиваля как формы организации художественной жизни в области исполнительских искусств. Любой, даже самый продолжительный фестиваль, имеет четкие календарные сроки его проведения. Фестивальные мероприятия проводятся в единстве заранее установленного пространства страны, региона, города, концертного или театрального зала. Фестиваль как культурная акция предполагает наличие своей аудитории, на которую ориентирована его художественная концепция.
Фестиваль как явление художественной жизни отличается особой атмосферой праздника, ориентацией на показ лучших художественных коллективов и исполнителей, оригинальностью репертуарного предложения, отличного от репертуара стационарных коллективов. Основная задача фестиваля — внести свежую струю в культурную жизнь страны, региона, города, создать максимально широкое поле притяжения как для профессионалов в области театра и музыки, так и для рядовых зрителей и слушателей.
Учитывая перечисленные выше особенности, представляется возможным ввести следующее рабочее определение фестиваля как организационно-художественной формы: фестиваль представляет собой серию музыкальных концертов, подчиненных сквозной художественной идее или концепции, локализованных в ограниченный календарный период в определенном географическом и культурном пространстве .
Внимательный анализ организационных форм античного театра позволяет сделать предположение, что фестивальный принцип широко применялся в древнегреческом театре. Античность не знала стационарного, постоянно действующего театра. Театральные представления в древней Греции проводились один раз в году в период Дионисийских празднеств. В древнем Риме они проводились в ходе сатурналий. Античная трагедия, составлявшая основу театральных представлений, подчинялась общей религиозно-художественной идее и была локализована в едином времени и пространстве[2, c.7].
Эта традиция получила свое развитие и в главенствующих театрализованных формах средневековья — мистериях и карнавалах. Мистерии — театрализованные действия на евангельские сюжеты разыгрывались только в периоды религиозных праздников и также подчинялись строгим религиозным канонам. Карнавалы, по определению М.М.Бахтина, были формой народной смеховой культуры, где доминировали театрализация, смена масок, костюмов [1,c.143]. Карнавалы представляли собой как бы антитезу мистериям, когда один раз в году можно сбросить с себя благочестие и окунуться в празднество плоти и низменных страстей, осмеивая все авторитеты, включая церковные. И мистерия и карнавал, будучи антиподами по своей сущности, разительно отличались от повседневности и не были столь регламентированы в отличие от других форм средневекового искусства, таких, как книжная миниатюра, иконопись или рыцарские романы.
Секуляризация повседневной жизни, появление нового буржуазного сословия, бурное развитие искусств в эпоху Ренессанса привели к профессионализации творческой деятельности не только в области литературы, изобразительных и пластических искусств, но в театре и музыке. Появляются стационарные и передвижные театры, потребность в зрелищных развлечениях формирует их в сферу профессиональной деятельности. Возможно, именно это и обусловило постепенное умирание синкретических театральных форм средневековой культуры. А вместе с ними прервалась и традиция фестиваля как формы организации художественной жизни [3, с. 101].
Возрождение фестиваля как явления культурной жизни произошло на рубеже XIX и XX столетий. Явилось это следствием появления новой городской культуры, развитие которой стали определять средства массовой коммуникации — газеты, журналы, радио, звукозапись, кино, а в послевоенный период телевидение. Бурное развитие новых информационных технологий радикальным образом отразилось на организационных формах функционирования исполнительских искусств. Благодаря радио, телевидению, грамзаписи стремительными темпами происходила интернационализация международного артистического рынка. Формируется новый тип аудитории исполнительских искусств, обладающий высокими критериями избирательности и значительно большей степенью информированности о художественных процессах. Гастроли лучших театральных, музыкальных коллективов, солистов-инструменталистов, вокалистов становятся практически повседневным явлением[6,с. 29].
Возрождение фестиваля с подчеркнуто праздничной ритуальной атмосферой, желанием сделать каждый спектакль или концерт уникальным событием, выходящим за рамки привычной художественной практики, отвечало новой общественной потребности в обновлении коммуникативных процессов.

2 Художественная концепция фестиваля
Художественную концепцию имеет каждый фестиваль. Она представляет собой не сумму неких абстрактных эстетических, социальных, экономических установок, а модель устойчивой, систематически направленной практической репертуарной политики и ориентации на определенные категории зрителей и слушателей, которые определяют статус данного фестиваля в ряду других. Художественная концепция формируется с учетом всех многообразных пространственно-временных характеристик фестиваля, традиций и уже существующих форм и направлений художественной жизни [4, c.16].
Художественная концепция реализуется в видовой, жанровой и тематической направленности каждого фестиваля. По видовой направленности в области исполнительских искусств различают музыкальные, театральные и многопрофильные фестивали. Первые две группы включают все историческое многообразие музыкальных и театральных жанров и форм, хотя внутри группы возможна более узкая специализация.
По видовой принадлежности уже упоминавшийся Зальцбургский международный фестиваль должен быть отнесен к категории музыкальных, но его программа включает произведения оперного искусства, кантатно-ораториальные жанры, концерты инструменталистов, симфонические произведения и т.п. Аналогичная ситуация характеризует фестиваль в Монтре, который ежегодно представляет своим участникам все многообразие жанров и направлений классического и современного джаза [88]. К этой же категории фестивалей можно отнести юбилейную серию концертов в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, в которой были исполнены произведения Д.Д.Шостаковича различных жанров от квартетной и инструментальной музыки до эпических симфонических полотен.
В качестве примеров моножанровых фестивалей можно привести ежегодную серию квартетных концертов в немецком городе Эрлангене и многочисленные оперные фестивали, среди которых есть такие всемирно известные, как Байретский, Венский и Афинский[88].
Существует большое число моножанровых театральных фестивалей. Так, Международная ассоциация детских театров ежегодно в разных странах проводит свой фестиваль драматического искусства. Аналогичный фестиваль один раз в четыре года проводит Международная ассоциация театров марионеток. В апреле 1997 года в Санкт-Петербурге был проведен международный фестиваль моноспектаклей «Монокль» с участием исполнителей из России, стран Балтии, Германии и Скандинавских стран[88].

3 Фестиваль творчества детей и подростков как форма культуры
Фестиваль как явление художественной жизни отличается особой атмосферой праздника, ориентацией на показ лучших художественных коллективов и исполнителей, оригинальностью репертуарного предложения. Основная задача фестиваля творчества детей и подростков — создание особой культурно-педагогической системы, основанной на принципах гуманизации и способствующей развитию и обновлению содержания культуры и образования юношества.
Проведение фестивалей творчества детей и подростков обеспечивает укрепление интеллектуального потенциала молодежи через раннее вовлечение детей и подростков в фестивальное движение и создании им условий для реализации своих способностей на всех уровнях культуры и образования и последующего включения в интеллектуальную жизнь города, области, региона, страны в целом.
Фестиваль творчества детей и подростков рассматривается как особая форма социально-культурной деятельности, направленная на освоение социокультурного опыта человечества, возможность дополнительного образования, на организацию процесса, способствующего самоопределению ребенка, на выбор личностно значимых ценностных ориентиров, на изменение отношения каждого участника фестиваля к собственным результатам, на достижения детьми и подростками социальной компетентности, способности к самоанализу и разносторонней самореализации.
Фестиваль творчества детей и подростков, располагающий огромным числом методов, реализуется в культуротворческих, культуроохранных, рекреативных, образовательных и коммуникативных технологиях социально-культурной деятельности и представляет собой культурно-педагогическую среду воспитания. Для того, чтобы фестиваль стал педагогически ориентированной и целесообразной системой общественной помощи, необходимой подрастающему поколению в период его включения в общественную жизнь, требуется соблюдение следующих условий при подготовке, определении целей, задач и проведения фестивальных мероприятий:

  • соблюдение социально-культурной обусловленности процесса, которая ориентирует детей и подростков на знание гражданских норм, прав, традиций современного мультикультурного общества;
  • учет индивидуально-психологических особенностей в организации досугового общения и развития межкультурной коммуникации детей и подростков;
  • расширение межкультурных связей, способствующее гражданской самоидентификации детей и подростков.
    Технология воспитания гражданственности и толерантности, в свою очередь, выдвигает необходимость приобщения детей и подростков к культуре своего отечества посредством изучения репертуара, стилистики жанрового многообразия форм самодеятельного художественного творчества, совершенствование исполнительских навыков и формирование устойчивого интереса к народной культуре на основе самодеятельной активности.
    Учитывая перечисленные выше особенности, представляется возможным ввести следующее рабочее определение фестиваля творчества детей и подростков как организационно-художественной формы: фестиваль представляет собой серию музыкальных концертов, подчиненных сквозной художественной идее или концепции, локализованных в ограниченный календарный период в определенном географическом и культурном пространстве.

4 Музыкальный фестиваль как форма культуры
Музыкальный фестиваль — это цикл концертов и спектаклей, объединённый общим названием, единой программой и проходящий в особо торжественной обстановке.
Публичные выступления музыкантов, дискуссии, демонстрация талантов лежат в основе зарождения музыкального фестиваля. Постепенно ежегодные встречи музыкантов и публики приобрели сложившуюся организационную форму, их стали называть музыкальными фестивалями.
Если во время проведения мероприятия присутствует соревновательный момент — то это уже музыкальный фестиваль-конкурс.
У каждой страны свои собственные формы проведения таких фестивалей, но цель одна: популяризировать музыку, объяснить обществу, зачем она нужна, сколь важно ее развитие. Таки образом общество становится активным участником развития музыкальной культуры, внимательно следит, чтобы государство и бизнес уделяли им внимание, обеспечивали развитие музыки.
Задача музыкального фестиваля — пропаганда различных музыкальных направлений, вовлечение в творчество как можно больше участников: привлечение молодежи, отбор талантливых молодых исполнителей, развитие культурных связей между народами.
Можно выделить следующие виды музыкальных фестивалей:

  1. По масштабу:
    • местные;
    • региональные;
    • всероссийские;
    • глобальные (международные).
  2. По национальной принадлежности участников:
    • национальные;
    • международные.
  3. По видам социокультурной деятельности:
    • монографические (посвящены музыке одного композитора, группы);
    • тематические (посвящены определенной эпохе, жанру или стилистическому направлению);
    • фестивали творчества (исполнительского искусства) (как профессионального, так и самодеятельного творчества).
  4. По музыкальной направленности:
    • Фестивали классической музыки;
    • Рок — фестивали;
    • Метал — фестивали;
    • Реп — фестивали;
    • R’n’B-фестивали;
    • Смешанного типа.
  5. По месту проведения:
    • на открытой местности (Open air);
    • в закрытом помещении.
  6. По стоимости входа:
    • платные;
    • бесплатные.
    Фестиваль как явление художественной жизни отличается особой атмосферой праздника, ориентацией на показ лучших художественных коллективов и исполнителей, оригинальностью репертуарного предложения.
    Музыкальный фестиваль рассматривается как особая форма социально-культурной деятельности, направленная:
    • на освоение социокультурного опыта человечества;
    • на возможность дополнительного образования;
    • на организацию процесса, способствующего самоопределению участника;
    • на выбор личностно значимых ценностных ориентиров;
    • на изменение отношения каждого участника фестиваля к собственным результатам, способности к самоанализу и разносторонней самореализации.
    Фестиваль, располагающий огромным числом методов, реализуется в культуротворческих, культуроохранных, рекреативных, образовательных и коммуникативных технологиях социально-культурной деятельности и представляет собой культурную среду воспитания.

Заключение
Созидательная роль фестиваля в жизни общества подтверждается, прежде всего, его историческими корнями, уходящими к первым массовым праздникам на заре культур. Неизменное присутствие праздника в культурах всех эпох и народов говорит о том, что он выполняет уникальные функции по отношению к обществу. Фестиваль, включив в себя имманентные функции праздника и социокультурные функции, обусловленные спецификой современной эпохи, играет роль массового площадного праздника в современной мировой культуре. Причем, если другие разновидности мировой праздничной культуры более ли менее локализованы, то фестиваль охватил весь цивилизованный мир. О степени распространенности фестиваля говорит и, распространившееся во второй половине XX в., выражение «мировое фестивальное движение». Так, являясь одной из самых распространенных, и даже знаковых для эпохи, форм современной мировой культуры, фестиваль, тем самым, принимает на себя миссию урегулирования общественных отношений на мировом уровне. С этой точки зрения, на наш взгляд, главной функцией фестиваля является интеграционно-дифференцирующая. Через нее фестиваль решает, актуализированные постиндустриальной эпохой и постмодернистской культурой, проблему отчуждения и, обратную ей, проблему стирания границ межкультурного разнообразия в рамках международного сообщества.
Многофункциональность и многогранность фестиваля обуславливают его универсальность в современной праздничной культуре. Как показывает наше исследование, через форму фестиваля реализуются принципиально разные виды праздничности.

Список использованных источников

  1. Бахтин, М. Франсуа Рабле и народная смеховая культура Средневековья и Ренессанса: [Текст] / — М.: 1995. — С. 393.
  2. Дадамян Г. Г. Условия рынка и театральный менеджмент // Сцена. – М., 1994. – № 6. c.7-11.
  3. Дмитриева, Н.А. Краткая истории искусств [Текст] : учеб. Пособие / Дмитриева, Н.А. – М.: «Искусство», 2000.-173с.
  4. Лаптева, Г. Я. Фестивальная практика в Архангельской области: беглый взгляд на эволюцию // Экология культуры: Инф. бюллетень. – Архангельск, 2002. – № 3 (28). – С. 5-23.
  5. Ожегов С. Словарь русского языка. М.: 1990. — С. 848.
  6. Плахин, Г.В. Организация фестивально-конкурсных форм самодеятельного творчества [Текст] : Культура и социум: Материалы Всерос. Конф. «Культура. Литература. Искусство. Регион (13-14 апр. 2000 года)». Тюмень: ТГУ,2000.- 23-25с.
  7. Хайдеггер, К. Когда театры отправляются в путь: знакомство с региональными театрами Германии // Сайт Посольства Германии в Москве. http://www.deutschebotschaft-moskau.ru/ru/bibliothek/inter-nationes/theater/
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov