Контрольная Философия общество как предмет философского анализа

Контрольная

Философия

Общество как предмет философского анализа

Содержание

Введение 3
1 Социальная философия и ее задачи 4
2 Основные философские подходы к пониманию общества 6
3 Структура общества в философском знании 7
Заключение 13
Список использованных источников 14

Введение
Философия является методологической основой изучения общества, т.е. задает исходные принципы, основополагающие идеи, которые реализуются другими общественными науками.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что понятие «общество» определяется как в широком, так и в узком смысле слова. В узком смысле под обществом понимают определенный этап исторического развития человечества или конкретную страну. Например, феодальное общество или французское общество. В широком смысле слова обществом называют обособившуюся от природы часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Из всех явлений действительности общественная жизнь — одно из наиболее сложных. Если в природе взаимодействия между материальными образованиями осуществляются без вмешательства сознательных существ, то в обществе действуют одаренные сознанием люди, которые ставят перед собой определенные цели и стремятся к их достижению. В результате действий людей общество постоянно изменяется и развивается.
Целью работы является исследование понятия общества как предмета философского анализа.
Исходя из цели в работе поставлены следующие задачи:

  • изучение социальной философии и ее задач;
  • исследование основных философских подходов к пониманию общества;
  • анализ структуры общества в философском знании.

1 Социальная философия и ее задачи
В обыденном сознании существует иллюзия непосредственного восприятия социальной реальности. Кажется, что общество, социальная реальность – что-то непосредственно данное, непосредственно доступное для понимания и толкования, поэтому можно обойтись без специальной и сложной работы многих философско-социальных дисциплин. На этом основано убеждение в том, что преобразования в обществе могут быть произведены с опорой на «здравый смысл». В теории это приводит к тому, что мы не знаем наше общество: как оно устроено, какие группы в нем взаимодействуют и т.д. На практике – «хотели как лучше, получилось как всегда».
Предметом социальной философии является общество в его действительном бытии, в единстве его сущности и существования. Русский философ С.Л. Франк так определял задачи социальной философии:

  • установить место общественной жизни в «мировом космическом бытии», ее отношения к «всеобщим началам мира».
  • обнаружить природу и суть общественной жизни, присущие любым социальным системам.
    Это не так легко сделать, т.к. на пути исследования общества встречается много трудностей.
    Человеческое общество — самая сложная по своей сущности и структуре система. Это не только нынешние поколения, но все человечество в его истории и перспективе. Не случайно материализм в области понимания общества возник значительно позже материалистического учения о природе.
    В обществе наблюдается соотношение объективного и субъективного. Объективными факторами выступают материальное производство и формы общественных отношений, в которых закреплена предшествующая деятельность людей. Субъективным фактором является разнообразная деятельность людей, их живой труд. Субъективный фактор может как тормозить, так и ускорять общественное развитие.
    В природе и обществе закономерное (общее) действует через единичное, индивидуальное. В общественной жизни – наибольшая полнота проявления индивидуального. В природе действуют динамические и статистические законы, а в обществе – законы-тенденции, где общее выступает каждый раз в новом, неповторимом облике. Поэтому за случайностью бывает трудно увидеть необходимость.
    Нужно упомянуть и о соотношении стихийного и сознательного. Каждый действует сознательно, а общий результат часто получается такой, о котором никто и не помышлял.
    Социальная философия — это абстрактная, универсальная теория, которая должна быть опосредована целым рядом теорий среднего уровня: социология, политология, культурология, социальная психология и т.д. А уже через них она имеет выход на прикладные исследования.

2 Основные философские подходы к пониманию общества
Выбор того или иного способа объяснения общества зависит от исходной мировоззренческой установки.
Натуралистический – общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы.
Например, теория этногенеза русского историка Л.Н. Гумилева связывала развитие общества с ритмами космического излучения. Социобиология связывает развитие общества со спецификой человека как природного существа, с его генетическими, расовыми и половыми особенностями. К.Э. Циолковский и другие космисты рассматривали развитие человечества как ступень в эволюции космоса.
Идеалистический.
а) Объективно-идеалистические учения источником развития общества считают Абсолютную идею (Гегель), божественное провидение (религиозная философия).
б) Субъективно-идеалистические учения могут связывать развитие общества с волей великих личностей или деятельностью масс людей, одушевленных теми или иными идеями, верованиями.
Теории, основанные на анализе межчеловеческих связей и отношений.
Теория общественного договора (Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо и др.) считала общество суммой индивидов, связанных тем или иным взаимным договором. Органистическая модель позитивистов (Г. Спенсер) рассматривала общество как систему, не сводимую к частям. Материалистическое понимание истории (К. Маркс) закономерности развития общества связывало со сменой способов производства.

3 Структура общества в философском знании
Общество – это сверхсложная самовоспроизводящаяся система. Она включает в себя ряд уровней, подсистем, каждая из которых обладает определенной автономностью (т.е. самостоятельностью и, в свою очередь, может рассматриваться как система). Между ними существует иерархия, но не абсолютная.
Взаимодействие этих подсистем порождает новые, интегративные качества, присущие только всей системе в целом, т.е. социальному как таковому. Человек – универсальный компонент, он включен во все подсистемы. Общество – это самоуправляемая система.
Принято выделят следующие сферы общества: материально-производственная, социальная, политическая и духовная. Краткая характеристика материальной сферы и ее роли в жизни общества была дана в восьмой главе данного пособия, поэтому в данной главе останавливаться на этом не будем.
Социальная структура общества есть целостная совокупность всех функционирующих в нем общностей, взятых в их взаимодействии. Она включает в себя общности, связанные с биологической природой человека (этническая, демографическая), а также общности цивилизационного характера (поселенческая, классовая, профессионально-образовательная).
Этнические общности исторически изменялись. Первоначально люди жили родами и племенами, основанными на кровно-родственной связи. Рабовладельческому и феодальному обществу соответствуют народности, общности, основанные на территориальных, соседских связях. С возникновением капитализма формируются нации. Нации присуще единство территории, языка, экономической жизни и психического склада, а также национальное самосознание.
Демография связана с описанием непрерывно воспроизводящей себя совокупности людей – народонаселения. Ей присущи следующие характеристики: плотность, темпы роста, половозрастная структура, миграционная подвижность и состояние психофизиологического здоровья.
Одной из глобальных проблем современности является демографическая.
Поселенческая структура характеризует пространственную форму организации общества. Она также исторически меняется: если для феодализма было характерно преобладание деревни над городом, то при капитализме происходит процесс урбанизации – процесс сосредоточения населения и экономической жизни в крупных городах.
Классы существовали не всегда, они сформировались в процессе общественного разделения труда и обмена деятельностью. Объективными критериями для выделения классов являются: место в исторически определенной системе общественного производства, отношение к средствам производства, роль в общественной организации труда и способы и размеры получаемого общественного богатства. При анализе общества необходимо учитывать и деление на более мелкие слои, выделяемые по разным основаниям: уровню доходов, образования, статусу и престижу и т.д. Для современных высокоразвитых обществ характерна тенденция к росту численности т.н. «среднего класса» – социальной группы, занимающей промежуточное положение между элитой и классом наемных работников.
Увеличивается значимость для общества профессионально-образовательной структуры. Современное информационноемкое производство предъявляет повышенные требования к уровню образования и культуры работника. Возрастает роль интеллигенции – многослойной общности людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным творческим трудом.
Политика – сфера отношений между классами, нациями и другими большими общностями людей по поводу власти в обществе. Экономика и политика тесно связаны между собой. Иногда возникают такие ситуации, когда политика починяет себе экономику. Например, в Советском Союзе существовал примат политических решений над экономическими, что приводило к нарушению экономических законов и стало причиной застоя. Советская экономика в результате стала неконкурентоспособна. Это одна из важнейших причин последовавших коренных преобразований в нашей стране.
На данном этапе развития важным является вопрос о взаимосвязи частной собственности и демократии. На базе частной собственности могут существовать и существуют различные формы политического правления и политические режимы. Но капитализм имел своей предпосылкой правовое освобождение личности. Труд лично свободного, ответственного и заинтересованного в результатах работника оказался самым эффективным.
В рамках демократического общества происходит взаимодействие гражданского общества и государства. Государство – это внешняя сила, стоящая над членами общества и решающая общие проблемы, а также осуществляющая господство одного класса над другим. Гражданское общество – это сфера самодеятельности, самоорганизации людей, сфера осуществления особенных частных интересов отдельных индивидов. Между ними существуют отношения взаимодополнения и конфликта. Государство не интересуют отдельные индивиды. Там, где оно перевешивает, подавляет гражданское общество, возникает тоталитаризм. Демократия предполагает контроль гражданского общества над государством.
В экономической сфере в гражданское общество входят мелкие частные предприятия, кооперативы, акционерные общества и другие производственные ячейки, созданные гражданами по собственной инициативе. В социальной сфере это органы самоуправления, политические и общественные организации, негосударственные институты, выражающие общественное мнение и т.п. В духовной сфере это церковь, средства массовой информации, добровольные научные и творческие объединения.
В развитом гражданском обществе индивид в большинстве случаев встречается с государством не один на один, а в составе соответствующего общественного института. Гражданское общество объединяет индивидов, укрепляет общество в целом.
Демократическая политика тесно связана с правом. В правовом государстве не только граждане, но и само государство подчиняется законам, ограничено ими, поэтому права и свободы граждан защищены. Государство призвано примирять и защищать конфликтующие интересы различных социальных сил, слоев, групп. Право – не только средство разрешения возникающих в обществе противоречий, но и воплощение подвижного равновесия разнородных сил и интересов.
Если гражданское общество представляет собой арену столкновения и взаимодействия частных, противоречащих друг другу и конфликтующих интересов, то правовое государство заключает в себе объединяющее всех членов общества начало.
Духовная сфера жизни общества представляет собой сложное пересечение и взаимодействие различных уровней и форм общественного сознания, а также проявления коллективного бессознательного.
По характеру отражения действительности выделяют обыденное и теоретическое сознание. Обыденное сознание представляет собой непосредственное отражение стихийного практического опыта людей, их повседневной деятельности. Им обладают все члены общества и передается оно стихийно в процессе непосредственного общения. Оно ограничено, противоречиво, поверхностно. Теоретическое сознание – это сложная опосредованная форма отражения действительности. Она выявляет существенные связи, законы. Передается в процессе целенаправленного и систематизированного обучения.
Отношение людей к миру и самим себе выражается через другие уровни – общественную психологию и идеологию. Общественную психологию можно определить как совокупность чувств, настроений, обычаев и традиций, норм поведения, свойственных классу, социальной группе, нации или другой исторической общности людей и складывающихся под непосредственным воздействием условий жизни. Идеология – это более или менее стройная система взглядов, идей и теоретических принципов, отражающих общественные отношения через призму идеалов и целей класса, нации, религиозной конфессии или иной большой социальной общности. Идеология вырабатывается узким кругом людей, мыслящими представителями социальной группы, способными теоретически обобщать жизнь общества и обосновывать цели и задачи своей группы. Идеологи в своих построениях стремятся опираться на данные науки, но между наукой и идеологией существуют существенные различия. Наука стремится дать объективные истинные знания, идеология обосновывает и защищает интересы. Наука стремится придать своим законам, категориям и принципам непреходящую форму. Всякая идеология исторически ограничена, преходяща.
Разделение общественного труда исторически привело к выделению и относительному обособлению различных форм общественного сознания. Политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, научное сознание сформировались как самостоятельные виды духовной деятельности. Они отличаются друг от друга по предмету отражения. Например, науку и философию интересуют как природа, так и общество, а политическое сознание – отношения между классами, нациями и социальными слоями, их отношение к государственной власти.
Отличаются эти формы по своим функциям: религии и философии присущи мировоззренческие функции, главная функция науки – познавательная, нравственное сознание регулирует поведение людей и т.д. Различны они также по способу отражения действительности, Для науки –это теоретико-понятийные системы, для политики – политические программы и декларации, для морали – нравственные принципы, для эстетического сознания – художественные образы.
Одним словом, каждая форма общественного сознания обладает своими специфическими признаками. Все они в своей совокупности раскрывают картину сложного, многогранного отражения людьми окружающего мира и самих себя в этом мире. В ходе исторического развития происходит дальнейшая дифференциация общественного сознания. Так, на современном этапе имеются веские основания для выделения экономической формы, связанной с экономическими отношениями людей.

Заключение
Таким образом, важнейшей составной частью философии является системный анализ общества и исторического процесса в целом. Особая важность такого анализа непосредственно связана с решающим значением в философии проблемы отношения человека и мира.
Философия была бы неполной и односторонней, если бы она абстрагировалась от человека, а значит, и от общества, ограничивая свои интересы исследованием ненаселенной людьми природы. Такая «безлюдная» философия перестала бы быть учением о всеобщем, ее познавательная и методологическая ценность была бы значительно снижена. Все это превращает системное философско-социологическое осмысление общества и исторического процесса в абсолютно необходимую и притом органически составную часть философии.
Общество неотделимо от природы. Человек, а значит, и общество вышли из природы, они ее продолжение, ее часть. Но это часть особенная, она представляет собой вторую, искусственно созданную природу.

Список использованных источников

  1. Диев В. С. Управление. Философия. Общество.// Вопросы философии. –2015. — № 8. – с.35–43.
  2. Катунина И. В. Формирование управленческого мышления и компетенций в управлении человеческими ресурсами.// Вестник Московского Университета.– 2015. — № 2. – с. 103–118.
  3. Мирзоян В. А. Управление как предмет философского анализа. //Вопросы философии. –2015. — № 4. –с. 35–47.
  4. Назарчук А. В. Сетевое общество и его философское осмысление.//Вопросы философии. –2018. — № 7.–с. 61–75.
  5. Тихонов А. В. Об институционализации управления в современной России.//Управленческое консультирование. –2015. № 1. – с.59–75.
  6. Тикуришвили Н. А. Современная философская и научная интерпретация управления // Молодой ученый. — 2018. — №8. — С. 499-503. — URL https://moluch.ru/archive/55/7508/ (дата обращения: 12.01.2020).
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov