Контрольная Финансы и кредит

Финансы и кредит
Контрольная работа

Содержание

1 Государственная финансовая политика 3
2 Понятие и структура государственного долга 10
3 Характеристика и виды ценных бумаг РФ 14
Список использованных источников 20

1 Государственная финансовая политика
Выполнение государством предусмотренных законодательством функций и задач просит сообразных ресурсов. Мобилизация данных ресурсов и их распределение соединено с зарождением экономических взаимоотношений между государством, налогоплательщиками и бюджетополучателями.
Бюджетная политика страны это совокупность событий в области организации бюджетных взаимоотношений имея цель обеспечивания его капиталом для исполнения личных функций.
Характер организации данных отношений ориентируется проводимой государством финансово-бюджетной политикой.
Следовательно, финансово-бюджетная политика – это совокупность правовых общепризнанных мерок, поступков и событий, проводимых органами государственной власти и районного самоуправления в сфере экономических взаимоотношений для решения ними собственных задач и функций.
Финансово-бюджетная политика подразумевает определение цели и задач в сфере денег, исследование механизмов мобилизации капитала, определение ценностей в применении бюджетных средств, управление деньгами при помощи финансово-бюджетных приборов регулировки финансовых и общественных действий.
Основными инструментами финансово-бюджетной политики в области кредитно-денежных отношений являются эмиссия денежной массы и учетная ставка Центрального банка РФ . К налоговым инструментам относятся виды и ставки взимаемых налогов, а также особенности налогового администрирования.
Характер финансирования социальной сферы, объемы и нормативы бесплатных или льготных для населения услуг, степень платности в социальной сфере также выступает одним из инструментов финансово-бюджетной политики.
Финансово-бюджетная политика государства ежегодно определяется в Бюджетном послании Президента Российской Федерации, которое обнародуется согласно Бюджетному Кодексу не позднее марта месяца года, предшествующего очередному финансовому году.
Послание определяет для Правительства РФ ориентиры при формировании и исполнении бюджета на предстоящий финансовый год.
Финансовый год (бюджетный период) в России совпадает с календарным годом.
На региональном уровне, в зависимости от существующего законодательства в каждом конкретном субъекте РФ, могут предусматриваться бюджетные послания руководителей субъектов, но вместо посланий могут быть только направления бюджетной политики, прилагаемые в качестве одного из документов к проекту бюджета.
Существенным моментом в финансово-бюджетной политике является определение органов и организаций, а также их функций в бюджетном процессе.
Перечень органов, наделенных бюджетными полномочиями, включает :

  • органы законодательной (представительной) и исполнительной власти;
  • финансовые и налоговые органы;
  • органы денежно-кредитного регулирования;
  • органы государственного финансового контроля;
  • главные распорядители кредитов;
  • государственные целевые внебюджетные фонды.
    Остановимся на короткой характеристике ключевых бюджетных возможностей перечисленных структур.
    Законодательные (представительные) органы – оценивают и заявляют бюджеты, заявляют доклады об их выполнении.
    Исполнительные органы исполняют сводное экономическое проектирование, оформляют планы бюджетов, вносят их на обсуждение законодательных органов, исполняют выполнение бюджетов, готовят планы докладов об их выполнении.
    Денежно-кредитное регулирование исполняет ЦБ РФ, который в сочетании с Правительством РФ исполняет исследование и реализацию денежно-кредитной политики страны. Через структуры ЦБ на местах исполняется обслуживание денежных счетов федерального казначейства, счетов муниципальных внебюджетных фондов.
    Главные распорядители бюджетных средств (министерства, государственные комитеты, федеральные службы и др.) – первые прямые получатели бюджетных средств, обладающие правом распределять средства между распорядителями и получателями. Главный распорядитель бюджетных средств готовит бюджетную роспись распределения денег по распорядителям и получателям бюджетных ассигнований.
    Контрольно-счетные органы — представлены Счетной палатой РФ, аналогичными контрольными органами в субъектах РФ, образуются представительными органами для осуществления контроля за расходованием средств в соответствии с законом о бюджете.
    Все перечисленные органы считаются соучастниками экономного процесса.
    Экономная политика представляет определение целей и задач в сфере муниципальных денег, исследование приспособления мобилизации капитала в бюджет, выбор направлений применения экономных средств, управление муниципальными деньгами, налоговой и бюджетной системой, компанию при помощи фискальных приборов регулировки финансовых и соц действий. В этом состоит социально-экономическая суть экономной политики страны.
    Согласно с намеченными целями, формируются задачи, которые характеризуют стратегические направления и ориентиры бюджетной политики. Обычно, это :
  • сосредоточение денежных ресурсов на решении приоритетных вопросов;
  • понижение налоговой перегрузки на экономику;
  • упорядочивание муниципальных обязанностей;
  • существо успешной системы межбюджетных взаимоотношений и управления муниципальными деньгами.
    Суть экономной политики, как и любой иной финансовой группы имеет место быть в 2-ух функциях — распределительной и контрольной.
    Благодаря распределительной происходит сосредоточение капитала в руках страны и их применение имея цель ублажения общегосударственных необходимостей. Данное случается методом перераспределения экономических ресурсов меж различными подразделениями социального производства (секторами экономики, землями и так далее), уровнями муниципального управления, слоями сообщества. Границы воздействия распределительной функции слишком широки, т.к в экономные дела вступают многое соучастники воспроизводственного процесса.
    Контрольная функция разрешает выяснить, как практически складываются соотношения в распределении экономных средств, отлично ли они применяются, подаст знак о отклонениях в перемещении экономных средств, отражает финансовые процессы, происходящие в структурных звеньях экономики. С ее помощью, возможно давать прогноз социально-экономические результаты экономной политики.
    Для претворения в жизнь функций страна производит бюджетный механизм, являющий собой совокупа форм организации экономных взаимоотношений, способов мобилизации и применения средств общегосударственного фонда. Бюджетный механизм содержит бюджетную систему державы, административные органы, правовые причины повторяющий вид законов и распоряжений высочайших органов управления державы, систему документации и отчетности и другие реквизиты, требуемые для точной работы по выполнению прибыльной и расходной долей бюджета. Внедрение экономного приспособления для регулировки экономики исполняется средством лавирования поступающими в управление страны валютными средствами.
    Исходя из финансового содержания различных групп экономных взаимоотношений в текстуре экономного приспособления выделяют 3 звена:
  • приспособление мобилизации капитала в экономную систему державы;
  • приспособление расходования экономных средств;
  • приспособление межбюджетного распределения и перераспределения денежных ресурсов.
    Исходя из отличительных черт управления экономными отношениями в экономном механизме выделяют последующие блоки :
  • экономное проектирование;
  • экономное моделирование;
  • экономный контроль и так далее
    Подводя результат можнож устроить вывод собственно экономная политика занимает главное место в системе муниципального управления, являясь ядром совместной финансовой политики, но и центральным звеном экономической политики.
    Роль и значение экономной политики ориентируется тем, собственно она повлияет на все процессы, связанные с формированием бюджета и внедрением экономных средств, именно тем затрагивая интересы страны, бизнеса и сообщества в общем. От того как объемна экономная ресурсная база и великоват экономный потенциал — находится в зависимости сама вероятность стабильного становления страны и модернизация его государственного хозяйства.
    Современной российской бюджетной политике приходится решать ряд важных проблем.
    Во-первых, стоит задача снятия административных ограничений и запретительного налогообложения по реализации организациями на внутреннем рынке продукции по цене ниже себестоимости и имущества, состоящего на балансе, по цене ниже остаточной стоимости.
    Во-вторых, предстоит кардинально изменить существующее положение, при котором в доходную часть федерального бюджета практически не отчисляются дивиденды, адекватные доле государственного участия в собственности организаций, а также арендная плата и доходы от услуг, связанных с выполнением государственных функций.
    В-третьих, с учетом приоритетного финансирования выплаты заработной платы, денежного довольствия, пенсий, стипендий, других социальных выплат и погашения части задолженности по ним расходную часть федерального бюджета целесообразно исполнять с применением механизма целевого финансирования. Важно не допускать сокращения объемов текущих поступлений налоговых платежей в денежной форме в федеральный бюджет.
    В-четвертых, Правительство РФ предполагает изменить объемы и механизм финансирования аппаратов государственных внебюджетных фондов с целью сокращения расходов на их содержание и использования сэкономленных сумм для решения функциональных задач фондов.
    В-пятых, в целях рационального управления кассовыми средствами федерального бюджета, минимизации остатков на бюджетных счетах важно централизовать все доходы и средства федерального бюджета на счетах органов федерального казначейства, переходя постепенно к единому счету федерального казначейства. Это обеспечит строго целевое использование средств бюджетных фондов.
    В-шестых, назрела ревизия федеральных целевых программ с целью уточнения и упорядочения объемов финансирования программ с целью их оптимизации.
    В-седьмых, важно обеспечить строгое соблюдение государственного контроля за производством и оборотом алкогольной продукции, вытеснить нелегального производителя с алкогольного и табачного рынков.
    В-восьмых, необходима единая система мониторинга и управления государственным долгом, включая внешние займы субъектов РФ и органов местного самоуправления. Предстоит также разработать и принять программу погашения и обслуживания государственного долга на уровне государства, его субъектов и органов местного самоуправления с включением в нее нормативов, при несоблюдении которых выпуск долговых обязательств будет автоматически приостанавливаться.
    Таким образом, бюджетная политика является ядром экономической политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами.

2 Понятие и структура государственного долга
Долговое финансирование дефицита в мире распространено очень широко. Под государственным долгом в общем случае понимается величина накопленного бюджетного дефицита, которая была покрыта путем выпуска и размещения долговых обязательств. Таким образом, государственный долг представляет собой совокупность долговых обязательств исполнительных органов власти перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.
Долговые обязательства государства могут быть как явными, так и неявными. К явным (или безусловным) обязательствам относятся привлеченные займы, кредиты и ссуды. Они подлежат четкому планированию, имеют известный график обслуживания и погашения. Неявные (условные) обязательства образуются в процессе исполнения бюджета в виде задолженности по выплате зарплаты работникам бюджетной сферы или по оплате государственных заказов. К ним также относятся обязательства, выплаты по которым носят вероятностный характер (например, государственные гарантии). Наличие неявного долга усложняет процесс бюджетного планирования, вносит в него элемент неопределенности. Однако, на практике важно учитывать все компоненты задолженности государства, поскольку с каждым из них связаны определенные расходы и риски.
Если бюджет очередного года был исполнен с дефицитом, это означает рост номинальной величины государственного долга. Если размер долга слишком велик, из года в год растут расходы на его обслуживание. В результате дефицит бюджета начинает воспроизводиться, и урезаются другие статьи расходов. С негативными последствиями чрезмерной задолженности Россия в полной мере столкнулась в 90-х годах. Однако, само по себе наличие большого государственного долга не является показателем критического состояния экономики. Долг многих развитых стран (в том числе США), существенно превышает российский не только в абсолютном выражении, но и в соотношении с ВВП. Главный вопрос заключается в эффективности управления этими обязательствами.
Структуру государственного долга можно изучать исходя из различных критериев: по видам валют, в которых выражены долговые обязательства; по срочности исполнения обязательств; соотношению явных (безусловных) и неявных (условных) обязательств; а также по видам держателей.
В России государственный долг может существовать в следующих формах:

  • кредитные соглашения и договоры, заключенные с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  • государственные ценные бумаги;
  • договоры о предоставлении государственных гарантий, договоры поручительства по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
  • переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный долг на основе принятых законов;
  • соглашения и договоры (в том числе международные) о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет .
    Государственный долг подразделяется на внешний и внутренний. Критерием такого деления в России является вид валюты, в котором представлены те или иные обязательства государства. В соответствии с определением, закрепленным в Бюджетном кодексе РФ, внешний долг — это обязательства, возникающие в иностранной валюте. Под внутренним долгом понимаются обязательства, выраженные в валюте Российской Федерации (в рублях).
    В зависимости от сроков погашения выделяются следующие виды долговых обязательств: краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет). Сроки погашения определяются конкретными условиями займа, однако они не могут превышать 30 лет. Для обязательств муниципального образования определен максимальный срок погашения 10 лет.
    Государственный долг Российской Федерации обеспечивается всем имуществом, находящимся в федеральной собственности и составляющим государственную казну. Долг субъекта РФ обеспечивается всем находящимся в его собственности имуществом, составляющим казну субъекта федерации. При этом федеральное Правительство не несет ответственности по обязательствам субъектов федерации и муниципальных образований, за исключением тех случаев, когда им были предоставлены государственные гарантии.
    Динамика объема и структуры государственного долга Российской Федерации в 2010 – 2014 годах представлена в таблице 1 .

Таблица 1 — Динамика объема и структуры государственного долга Российской Федерации в 2009 – 2013 годах

Объем государственного долга Российской Федерации (далее — государственный долг) увеличился с 11,8 % ВВП в 2010 году до 18 % ВВП в 2013 году.
Увеличение государственного долга произошло в основном за счет роста государственного внутреннего долга с 3 726,7 млрд. рублей в 2010 году до 8 826,3 млрд. рублей (14,2 % ВВП) в 2013 году.
С ростом объемов государственного долга увеличились бюджетные ассигнования на его обслуживание (процентные расходы) с 0,6 % ВВП в 2010 году до 0,97 % ВВП в 2013 году, объем процентных расходов в 2013 году больше в 2,1 раза, чем в 2010 году.
Бюджетные ассигнования на обслуживание государственного внутреннего долга в 2013 году по сравнению с 2010 годом увеличились в 2,5 раза.
Объем консолидированного внешнего долга Российской Федерации (перед нерезидентами) на 1 июля 2010 года составил 456,1 млрд. долларов США (31,7 % ВВП), в 2009 году и I квартале 2010 года указанный долг превышал объем международных резервов Российской Федерации. По состоянию на 1 июля 2010 года указанный долг стал меньше на 5,1 млрд. долларов США объема международных резервов Российской Федерации.

3 Характеристика и виды ценных бумаг РФ
Согласно статье 143 Гражданского кодекса РФ к ценным бумагам относятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг .
Государственные ценные бумаги составляют часть государственного долга. В случае, если данные ценные бумаги деноминированы в рублях, то они относятся к части внутреннего долга, а если в валюте — то внешнего. К государственным ценным бумагам России относятся:
1) Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО).
Выпускаются Министерством финансов РФ с 1993 г., до дефолта 1998 г. они были основным видом государственных облигаций в нашей стране.
ГКО имеет характеристики:

  • сроки обращения — до 1 года;
  • номинал — обычно 1000 руб. (устанавливается эмитентом при выпуске);
  • форма существования — документарная (но с обязательным централизованным хранением сертификата и учетом владельцев на бездокументарной основе);
  • именная;
  • форма дохода — дисконт, т. е. облигации продаются по цене ниже номинала;
  • место торговли — Московская межбанковская валютная биржа, которая выполняет одновременно функции торговой системы, расчетной системы и депозитария.
    2) Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ).
    Цель выпуска — возвращение юридическим и физическим лицам их валютных средств, которые хранились в Банке внешнеэкономической деятельности СССР на момент его банкротства летом 1991 г. В мае 1993 г. Министерством финансов РФ был осуществлен внутренний валютный заем, в соответствии с которым долги перед юридическими лицами переводились в облигации этого займа. (Долги перед физическими лицами были погашены в полном объеме с 1 июля 1993г.)
    Условия займа: валюта займа — доллары США, процентная ставка — 3% годовых. Объем займа — 7885 млрд долл. в 1993 г. и 5050 млрд долл. в 1996 г. Номинал облигации — 1 000, 10 000 и 100 000 долл. США. Форма выпуска — предъявительская облигация с купонами. Дата выплаты по купонам — 14 мая каждого года; купон действителен в течение 10 лет. Всего было выпушено 7 серий облигаций, из которых к настоящему времени остаются три транша: 5-й транш — на сумму 2,167 млрд долл. и с датой погашения — 14 мая 2008 г.; 6-й транш — на сумму 1,750 млрд долл. и с датой погашения — 14 мая 2006 г.; 7-й транш — на сумму 1,750 млрд долл. и с датой погашения — 14 мая 2011 г.
    Облигации данного займа свободно продаются и покупаются с расчетом за рубли или за конвертируемую валюту, но их вывоз из России запрещен. Приобретение этих облигаций иностранными юридическими или физическими лицами (т. е. нерезидентами) разрешено только за счет средств специальных рублевых счетов в уполномоченных российских банках. Валютные облигации могут вноситься в качестве вклада в уставный капитал предприятий и коммерческих организаций.
    3) Облигации федерального займа (ОФЗ) ;
    Выпускаются Министерством финансов РФ с июля 1995 г. Цель — постепенный переход государства к заимствованию денежных средств на долгосрочной основе.
    ОФЗ имеют характеристики:
  • сроки обращения — свыше 1 года;
  • форма существования — документарная (но с обязательным централизованным хранением сертификата и учетом владельцев на бездокументарной основе);
  • номинал — обычно 1000 руб.;
  • именная;
  • вид дохода — фиксированная или переменная купонная ставка;
  • место торговли — Московская межбанковская валютная биржа.
    Существуют четыре разновидности облигаций федерального займа в зависимости от особенностей установления процентного дохода по ним:
    а) ОФЗ с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД) — по таким облигациям процентный доход заранее фиксируется на каждый соответствующий период, например, на каждый конкретный год всего срока существования облигации устанавливается свой процентный (купонный) доход;
    б) ОФЗ с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) — в данных облигациях устанавливается единая процентная ставка дохода на весь срок существования облигации;
    в) ОФЗ с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК) — в этой облигации процентный доход не фиксируется при выпуске облигации, а определяется для каждого периода его выплаты на основе доходности ГКО (например, доход устанавливается на каждые последующие три месяца, исходя из средней доходности по ГКО) или путем привязки к иным рыночным показателям;
    г) ОФЗ с амортизацией долга (ОФЗ-АМ) — в данной облигации процентная ставка является единой на весь период и начисляется только на непогашенную часть долга. Погашение номинальной стоимости облигаций выпуска осуществляется заранее определенными частями в установленные даты из числа дат, совпадающих с датами выплаты купонов (процентов).
    4) Государственные сберегательные облигации (ГСО)
    Цель выпуска со стороны Министерства финансов РФ — привлечение средств юридических лиц на длительные сроки на взаимовыгодных для сторон условиях, а также создание инструмента для вложения средств паевых инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов, а также страховых организаций.
    Основные характеристики:
  • сроки обращения — среднесрочные и долгосрочные;
  • номинал — 1000 руб.;
  • документарная;
  • процентный доход выплачивается два раза в год;
  • процентный доход рассчитывается (устанавливается) на каждый купонный период как сумма фиксированной ставки и плавающей ставки, учитывающей индекс потребительских цен за полгода;
  • владельцы — только российские юридические лица;
  • размещение — первичное размещение осуществляется Министерством финансов РФ в форме аукциона;
  • вторичный рынок отсутствует, т. е. они не могут продаваться и покупаться между инвесторами, а подлежат погашению эмитентом;
  • инвестор имеет «оферту», т. е. право предъявить к досрочному погашению до 25% приобретенных на первичном рынке (аукционе) облигаций в каждую из дат выкупа, установленных эмитентом при выпуске облигации.
    5) Облигации государственного нерыночного займа (ОГНЗ)
    Облигации государственного нерыночного займа (ОГНЗ). Их выпуск обычно имеет какую-то специфическую цель из-за чего не допускается их свободное обращение, а разрешается лишь строго целевое обращение. Например, основной целью выпуска ОГНЗ в последние годы было погашение долгов государства по оборонному заказу. Владельцы ОГНЗ, получившие их от Минфина России в счет государственной оплаты заказа, могли с помощью этих облигаций уплачивать долги перед своими кредиторами (поставщиками по оборонному заказу).
    Основные характеристики:
  • сроки обращения — краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные;
  • номинал—1000 руб.;
  • документарная;
  • именная;
  • процентный доход выплачивается один раз в год;
  • фиксированная ставка, устанавливаемая для каждого выпуска облигаций;
  • владельцы — российские и иностранные юридические липа;
  • размещение — первичное размещение осуществляется Министерством финансов РФ в форме свободного предложения;
  • обращение — вторичный рынок отсутствует, т. с. они не могут продаваться и покупаться между инвесторами, а подлежат погашению эмитентом;
  • гашение — осуществляется в денежной форме или путем обмена на новые выпуски ОГНЗ.
    6) Еврооблигации.
    Государственные облигации, размещаемые на мировом рынке (еврооблигации). С 1996 г. Россия осуществляет размещение своих долговых ценных бумаг на мировом рынке. На европейском рынке эти бумаги называются еврооблигациями.
    Основные характеристики:
  • сроки обращения — 5 – 10 лет;
  • номинал — в долларах США, в евро или других валютах, кроме российского рубля:
  • доход фиксированный на весь срок обращения купонный доход; устанавливается в процентах к номиналу примерно на уровне 9 — 13% годовых;
  • доход выплачивается в валюте номинала 1 — 2 раза в год;
  • форма существования — обычно документарная;
  • первичное размещение — через международный синдикат банков сразу не менее чем в двух или более странах мира;
  • эмиссия еврооблигаций не подлежит регистрации ни в какой стране мира;
  • обращение — еврооблигации свободно обращаются на мировом рынке ценных бумаг.

Список использованных источников

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 05.05.2015) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, ст. 3301
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.12.2015) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2016) // Российская газета», N 153-154, 12.08.1998
  3. Буренин Н.Н. Рынок ценных бумаг и производных финансовых инструментов: Учебное пособие. 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Федеративная книготорговая компания, 2012. – 410 с.
  4. Жуков Е.Ф. Основные тенденции развития финансового рынка в России // Финансовый бизнес. – 2011. – №4. – С. 6–8.
  5. Иванцова А. Новации государственных ценных бумаг в РФ: Комментарии к закону №50-ФЗ //Российская газета. – 2011. — №21. – С.12
  6. Экономика России: Учеб. пособие. – М.: Юристъ, 2012. – 320 с.;
  7. Экономическая теория: Учебник. – Изд. Испр. и доп. / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлёвой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 672 С.
  8. www.minfin.ru — официальный сайт Министерства финансов РФ
  9. www.gks.ru – сайт Федеральной службы Государственной статистики
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov
Добавить комментарий