Контрольная География машиностроительного комплекса мира

География машиностроительного комплекса мира.
Машиностроение определяет уровень и темпы индустриализации мирового хозяйства в целом и каждой страны в отдельности. Его основное назначение — производство средств производства и предметов личного потребления.
Машиностроение — главная по числу занятых, по стоимости продукции и соответственно по доле во всем промышленном производстве отрасль современной промышленности. В развитых государствах на её продукцию приходится 35-40% стоимости промышленного производства и в нем заняты 25-35% всех работающих в промышленности. В развивающихся странах значение данной отрасли много меньше.
Основная задача — обеспечение орудиями труда всех отраслей хозяйства; удовлетворение потребностей населения в разнообразных приборах и аппаратах бытового назначения. Спрос на такую массовую продукцию — мощный стимул развития многих производств машиностроения, работающих на потребительский рынок. Машиностроение выполняет особую, специфическую функцию в индустрии — производит дорогостоящее вооружение как для обороны своей страны, так и для продажи на мировом рынке.
Машиностроение также самая комплексная и дифференцированная по структуре из отраслей промышленности: вместе с металлообработкой оно включает в себя до 200 различных подотраслей и производств.
Важным фактором, влияющим на развитие машиностроения, стало развитие науки и техники в эпоху НТР. Особенностью машиностроения развитых стран по сравнению с развивающимися является наиболее полная структура машиностроительного производства, увеличение значения электротехники, высокое качество и конкурентоспособность продукции. Отсюда её высокая экспортность и большой удельный вес машиностроительной продукции в общей стоимости экспорта (Япония — 60%, США, ФРГ, Швеция, Канада — более 40%).
В машиностроении экономически развитых стран преобладают такие отрасли, как станкостроение, транспортное машиностроение, производство оборудования, электротехника, приборостроение [1, c. 326].
Для географии современного машиностроения характерно групповое размещение кооперирующих предприятий, а также внедрение системы материально-технического снабжения типа «точно в срок». В самом машиностроении мира в последние годы развивается процесс интернационализации производства (в рамках ТНК, на основе межгосударственных и межфирменных соглашений). Этот процесс осуществляется в основном между промышленно развитыми странами, в которых сосредоточено около 9/10 мощностей машиностроения и более 9/10 объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).
В машиностроении внедряются гибкие автоматизированные производства и системы автоматизированного проектирования, основными компонентами которых являются станки с числовым программным управлением (ЧПУ), ЭВМ и др. В производстве оборудования для этих систем главная роль принадлежит Японии и США. Значительно слабее позиции стран Западной Европы, бывших в недалеком прошлом основными поставщиками производственного оборудования для машиностроительных заводов мира.
Страны, производящие главным образом несложные машины для внутреннего рынка, также постепенно внедряют новейшее оборудование, однако в значительно меньшей степени. К ним относятся страны Центральной и Восточной Европы, Испания, Греция, Португалия, Австралия, ЮАР, Аргентина, Индия, Бразилия, Мексика, Польша, Венгрия, Болгария, Румыния. Перестройка и экономический кризис сдвинули страны бывшего СССР также в разряд данной группы стран.
В отдельную группу можно выделить новые индустриальные страны — Республику Корею, о. Тайвань, Малайзию, Сингапур, Бразилия, в определенной степени Китай, которые лидируют в области новейших технологий для обеспечения конкурентоспособности на внешних рынках машиностроительной продукции.
Ориентация на квалифицированную рабочую силу и потребителя привязывает машиностроение к городам и промышленным центрам. В США, например, машиностроение сосредоточено в северных штатах, в Германии — в прибрежных районах, в Италии — в Пьемонте и Ломбардии, во Франции — в парижском районе.
В Японии, Китае, Вьетнаме, в других странах наблюдается тенденция деконцентрации производства в отраслях, связанных с радиотехникой, производством часов и другой трудоемкой продукции на небольших, часто «семейных» предприятиях, рассредоточенных на территории страны [2, c.27].

Список литературных источников

  1. Максаковский, В.П. Географическая картина мира: Общая характеристика мира. — М.: Дрофа, 2010. – 495с.
  2. Трофимов, Д.А. Автомобильная промышленность стран Латинской Америки// География в школе. – 2009. — № 3. – с.27-33.
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov