Контрольная Институциональная экономика

Содержание

  1. Сущность институциональной экономики…………………………….3
    1.1 Причины зарождения…………………………………………………..3
    1.2 Факторы развития институционализма……………………………….3
    1.3 Представители американского институционализма конца 19-начала 20 веков, их вклад в развитие институциональной экономики………………..4
  2. Сущность и виды трансакций…………………………………………..8
    2.1 Определение трансакционных издержек……………………………..9
    2.2 Классификация трансакционных издержек в соответствии с трансакционным подходом Коуза — Уильямсона и Транеформационным подходом Норта………………………………………………………………….12
  3. Дать определение: рациональности, рациональное поведение, институт, ограничительная функция института, координационная функция института, распределительная функция института, формальные правила, неформальные нормы, механизмы принуждения (система наказаний), иерархия правил, институциональная среда, институциональные соглашения, надконституционные правила, конституционные правила, частные (экономические) правила, институционная среда, институциональная матрица, институциональное соглашение, институциональный конфликт…18
    Список литературных источников……………………………………….21
  4. Сущность институциональной экономики
    1.1 Причины зарождения
    К причинам возникновения институционализма относят переход капитализма в монополистическую стадию, который сопровождался значительной централизацией производства и капитала, что и породило социальные противоречия в обществе.
    В начале XX в. учёные-экономисты США, активизировав анализ усилившихся монополистических тенденций в экономике и содействуя «антитрестовской» политике собственной страны, обрели статус лидеров концепции социального контроля над экономикой, осуществляемого разнообразными методами. Их теории положили начало новому направлению экономической мысли, которое ныне принято называть социально-институциональным или просто институционализмом.
    Институционализм — это в определённом смысле альтернатива неоклассическому направлению экономической теории. Если неоклассики исходят из тезиса А. Смита о совершенстве рыночного хозяйственного механизма и саморегулируемости экономики и придерживаются «чистой экономической науки», то институционалисты движущей силой экономики наряду с материальными факторами считают также духовные, моральные, правовые и другие факторы, рассматриваемые в историческом контексте. Другими словами, институционализм в качестве предмета своего анализа выдвигает как экономические, так и неэкономические проблемы социально-экономического развития [4, c. 86].

1.2 Факторы развития институционализма
В истории институционализма выделяются три этапа.
Первый этап (ранний) — 20–30-е годы XX века; характеризуется формированием основных положений институционализма.
Второй этап (послевоенный) — середина XX века; создавались теории трансформации капитализма, исследовались проблемы третьего мира.
Третий этап — 60–70-е годы XX века (неоинституционализм); разрабатывались теории технократического детерминизма.
Иногда послевоенный период в развитии институционализма рассматривают как единый этап [7, c. 124].

1.3 Представители американского институционализма конца 19-начала 20 веков, их вклад в развитие институциональной экономики
Основоположниками «старого» американского институционализма, который возник в конце XIX — начале XX вв., традиционно считаются институционалисты первой волны — Т. Веблен, У. Митчелл, Дж. Коммонс. В их работах современные эконо¬мисты находят идеи, которые не потеряли своего значения и в настоящее время и позволяют провести анализ процессов, трудно поддающихся объяснению с помощью традиционных методов экономической науки.
Торстейн Бунде Веблен (1857-1929) — философ, экономист, социолог, историк, антрополог по праву считается основоположником нового направления экономической науки — институционализма. Его работы «Теория праздного класса. Институциональная экономика» (1899), «Теория делового предпринимательства» (1904), «Инстинкт мастерства и уровень развития технологии производства» (1914), «Абсентеистская собственность и предпринимательство в новое время. Американский вариант» (1923) и многие другие заставили по-новому взглянуть на устоявшиеся в обществе принципы, с критической стороны оценить мотивацию появившегося на волне промышленного подъема нового класса предпринимателей.
Стал известным сразу же после выхода книги «Теория праздного класса».
По Веблену поведение индивида в большей степени определяется привычками, которые являются основой для формирования институтов — основы для выработки стереотипных моделей, образа жизни членов общества. Однако «институты — это результат процессов, происходивших в прошлом. Они приспособлены к обстоятельствам прошлого и, следовательно, не находятся в полном согласии с требованиями настоящего времени», а поскольку праздный класс — законодатель и носитель прежнего образа жизни — консервативен и не хочет менять свои привычки, в обществе зарождается социальный конфликт между «старым» образом жизни и «новым».
Конкуренция рассматривается Вебленом не как конкуренция на товарных рынках, а как конкуренция между представителями праздного класса в показе своего превосходства. По Веблену, именно для этого было произведено огромное количество «мнимых, искусственных» предметов роскоши, «придуманных для расточения и безде¬лья», не способствующих удовлетворению «действительных» потребностей большинства членов общества и отвлекающих на себя огромные ресурсы.
По Веблену, для того чтобы показать высоту своего положе¬ния, праздный класс придумывает новые «непроизводительные» занятия: изучает мертвые языки, оккультные науки, участвует в различных играх и развлечениях и т.п. Правила праздности Т. Веблен трактует следующим образом: «Благовоспитанное поведение и высокородный образ жизни -это следование нормам демонстративной праздности и демонстративного потребления».
Т. Веблен разделял весь капитал на производственный и финансовый. По его мнению, финансовый капитал, используемый для финансовых спекуляций, «часто финансируемых путем изощренной пирамиды кредита», есть мнимый, отсутствующий капитал — абсентеистская собственность.
По Веблену, разумно устроенное общество могло бы создать класс инженеров и технологов; в этом обществе должен был бы существовать генеральный штаб и осуществляться единый контроль над производственными процессами. Т. Веблен выступал против власти монополий, утверждая, что их деятельность ведет к значительному сокращению объемов производства и искусственному повышению биржевых и иных цен, что чревато серьезным кризисом.
Джон Роджерс Коммонс (1862-1945), американский историк-экономист, юрист и социолог. Автор книги «Институциональная экономическая теория» (1934), а также целого ряда работ, связанных с рабочим и профсоюзным движением. С 1904 г. профессор экономики Висконсинского университета.
Дж. Коммонс является основателем теории соглашений (контрактов). По роду своей деятельности, а он был тесно связан с американскими профсоюзами, служил юридическим и экономическим консультантом Американской федерации труда. В центр интересов Коммонса попадает теория сделок (трансакций): «теория совместной деятельности людей и их оценок во всех сделках, посредством которых участники побуждают друг друга к достижению единства мнений и действий». Решение социального конфликта между экономическими агентами по поводу распределения материальных благ возможно в результате трансакций, представляющих собой базовые институты общества. Без таких институтов общество несло бы огромный экономический и социальный ущерб.
Согласно определению Дж. Коммонса, «трансакция — это не обмен товарами, а отчуждение и присвоение прав собственности и свобод, созданных обществом». Трансакция — это не простое перемещение благ, а перемещение прав собственности на эти блага.
Дж. Коммонс разделяет трансакции на три вида: рыночные, управленческие и рационирующие. Рыночная трансакция — это единственный вид трансакции, предполагающий одинаковый правовой статус ее участников (контрагентов). Обмен правами собственности в рыночной трансакции происходит на основе добровольного соглашения обеих сторон.
Управленческая трансакция предполагает правовое преимущество одного из контрагентов, обладающего правом принятия решения. Для структур, использующих этот вид трансакций (фирм, государственных учреждений и других), характерна иерархия: начальник-подчиненный, мастер-ученик и т.д.
Рационирующая трансакция сходна по сущности с управленческой трансакцией, поскольку также предполагает асимметричность правового статуса контрагентов. Специфика рационирующей трансакции состоит в том, что стороной, наделенной исключительными полномочиями принятия решений, является некий коллективный орган, выполняющий функцию спецификации прав собственности. Этим органом является государство. Типовыми примерами рационирующей трансакции являются налоги или судебные решения, перераспределяющие богатства от одной стороны к другой.
Таким образом, понятие сделки, по Коммонсу, включает в себя три элемента: 1) конфликт, т. е. столкновение интересов участников сделки; 2) взаимозависимость или взаимообус¬ловленность интересов участников конфликта; 3) порядок и завершение конфликта, и заключение сделки.
Дж. Коммонс особую роль отводил государству в обществе, в частности, в урегулировании конфликтов между экономическими агентами через правовую систему [5, c. 203].

  1. Сущность и виды трансакций
    Понятие трансакции было впервые введено в научный оборот Дж. Коммонсом.
    Трансакция — это не обмен товарами, а отчуждение и присвоение прав собственности и свобод созданных обществом. Такое определение имеет смысл (Коммонс) в силу того, что институты обеспечивают распространение воли отдельного человека за пределы области, в рамках которой он может влиять на окружающую среду непосредственно своими действиями , т. е. за рамки физического контроля, и следовательно, оказываются транс-акциями в отличии от индивидуального поведения как такового или обмена товарами.
    Коммонс различал три основных вида трансакций:
    1) Трансакция сделки — служит для осуществления фактического отчуждения и присвоения прав собственности и свобод и при ее осуществлении необходимо обоюдное согласие сторон, основанное на экономическом интересе каждой из них.
    В трансакции сделки соблюдается условие симметричности отношений между контрагентами. Отличительным признаком трансакции сделки, по мнению Коммонса, является не производство, а передача товара из рук в руки.
    2) Трансакция управления — в ней ключевым является отношение управления подчинения, которое предполагает такое взаимодействие между людьми, когда право принимать решения принадлежит только одной стороне. В трансакции управления поведение явно асимметрично, что является следствием асимметричности положения сторон и соответственно асимметричности правовых отношений.
    3) Трансакция рационирования — при ней сохраняется асимметричность правового положения сторон, но место управляющей стороны занимает коллективный орган, выполняющий функцию спецификации прав. К трансакциям рационирования можно отнести: составление бюджета компании советом директоров, федерального бюджета правительством и утверждение органом представительной власти, решение арбитражного суда по поводу спора, возникающего между действующими субъектами , посредством которого распределяется богатство. В трансакции рационирования отсутствует управление. Через такую трансакцию осуществляется наделение богатством того или иного экономического агента.
    Наличие трансакционных издержек делает те или иные виды трансакций более или менее экономичными в зависимости от обстоятельств времени и места. Поэтому одни и те же операции могут быть опосредованы различными типами трансакций в зависимости от правил, которые они упорядочивают [9, c.60].

2.1 Определение трансакционных издержек
Первое, наиболее общее определение, которое можно было бы дать, основано на определении трансакции: трансакционные издержки — это ценность ресурсов (денег, времени, труда и т.п.), затрачиваемых на планирование, адаптацию и обеспечение контроля выполнения взятых индивидами обязательств в процессе отчуждения и присвоения прав собственности и свобод, принятых в обществе.
Издержки производства, в соответствии с новой институциональной экономической теорией, состоят из двух частей — трансформационных издержек, связанных сизменением иливоспроизводством физических характеристик благ, и трансакционных издержек, отражающих изменение или воспроизводство «правовых», а в более общем плане — институциональных характеристик.
Если представить экономику как систему жизнеобеспечения, то тогда трансакционные издержки можно рассматривать как издержки эксплуатации экономической системы. Определяя содержание понятия «трансакционные издержки» иногда используют аналогию, предложенную Кеннетом Эрроу: трансакционные издержки в экономической системе подобны феномену трения в мире физических объектов. Данная аналогия позволяет говорить о всеобщем распространении трансакционных издержек [8, c. 72].
Понятие трансакционных издержек имеет ключевое значение в новой институциональной теории, поскольку институты объясняются не через призму конфликта классовых интересов, а с точки зрения возможностей экономии на трансакционных издержках.
Для объяснения феномена трансакционных издержек наиболее существенны два момента: несовпадение экономических интересов взаимодействующих друг с другом агентов и феномен неопределенности. Неопределенность определяется не только через фрагментарность (и, как правило, искаженность) располагаемой индивидами информации, но и ограниченные возможности ее переработки, которыми они (агенты) обладают.
Учитывая наличие двух аспектов в объяснении трансакционных издержек, их можно интерпретировать как издержки по координации деятельности экономических агентов по снятию распределительного конфликта между ними. Поскольку координация — это ключевой компонент любой организации, без учета трансакционных издержек экономический анализ был бы малопродуктивным.
Двойственная основа трансакционных издержек обусловлена, с одной стороны, проблемой координации ввиду существования неопределенности, а, с другой стороны, — проблемой распределительного конфликта ввиду противоречий интересов экономических агентов в мире ограниченных ресурсов.
Если бы трансакционные издержки были равны нулю, то, следуя предпосылкам новой институциональной (и неоклассической) теории, ресурсы распределялись и использовались бы там, где они обладают наибольшей ценностью вне зависимости от первоначального распределения прав собственности между экономическими агентами.
Анализ трансакционных издержек, во-первых, дает возможность объяснить существование различных режимов прав собственности (частная, государственная, коммунальная, свободный доступ) с функциональной точки зрения, а не только с морально-этической, которая имеет как самостоятельное, так и производное от функционального основания значение. Во-вторых, учет трансакционных издержек позволяет объяснить сравнительную эффективность различных способов интернализации внешних эффектов как способа полного учета в процессе принятия решений издержек и выгод, возникающих в результате их (решений) выполнения. В-третьих, появляется возможность объяснить возникновение и пределы распространения различных форм институциональных соглашений, или институциональных устройств. В-четвертых, анализ трансакционных издержек имеет значение и в интерпретации институциональной трансформации, выражающейся, в частности, в реструктуризации режимов прав собственности, например, в переходе от свободного доступа к частной, государственной или коммунальной собственности, изменении правил, образующих институциональную среду. Кроме того, с помощью данного понятия можно определить условия возникновения и соотношение между различными институциональными соглашениями в экономической истории.
Трансакционные издержки — элемент издержек производства наряду с трансформационными издержками, которые являются объектом анализа в традиционной неоклассической теории.
Двум типам характеристик благ — физическим(форма, вкус, цвет) и правовым(права собственности) — соответствуют две функции: трансформационная и трансакционная, которые позволяют создавать их и изменять. Трансформационной называется функция, если ее осуществление направлено на изменение физических свойств вещи. Трансакционной считается функция, если изменяются характеристики вещи, относящиеся к правам собственности. Таким образом, ресурсы, связанные с реализацией трансформационной функции, образуют элементы трансформационных издержек, а те ресурсы, использование которых обусловливает изменение правовых характеристик вещи, формируют трансакционную составляющую издержек производства.
Именно структура и динамика трансакционных издержек (вкупе с трансформационными издержками и технологией) определяют формы организации хозяйственной деятельности, содержание и характер реальных трансакций. Данное обстоятельство дает возможность сформулировать гипотезу, в соответствии с которой не только технология, но и институты являются источником экономического роста.
Свойства существующих институтов ощутимо влияют на характеристики экономических результатов: страны с высоким качеством институтов оказывались в более выгодном положении, чем страны с более высоким качеством макроэкономической политики и большим запасом человеческого капитала, но низким качеством институтов.
Поэтому налоги иногда включают как один из элементов в трансакционные издержки, рассматривая их как плату за оказываемые государством трансакционные услуги по спецификации и защите прав собственности [3, c. 61].

2.2 Классификация трансакционных издержек в соответствии с трансакционным подходом Коуза — Уильямсона и Трансформационным подходом Норта
О. Уильямсон, американский экономист, один из представителей неоинституционализма, привязав классификацию трансакционных издержек к этапам заключения сделки, разделил их на трансакционные издержки ex ante и ex post, т.е. возникающих до и после заключения сделки. Издержки ex ante — издержки, возникающие при составлении самого проекта договора, ведения переговоров и обеспечении гарантий заключаемой сделки. Издержки ex post — затраты, возникающие в ходе выполнения обязательств, предусмотренных в сделке, а также ошибок, и непредвиденного внешнего воздействия.
В качестве этапов заключения сделки О. Уильямсон выделил следующие: поиск партнера, согласование интересов, заключение сделки и контроль за её выполнением.
Издержки ex ante:
1) Издержки поиска информации. Ввиду того, что информация на рынке распределена ассиметрично, для полного её получения требуются определенные затраты. Это затраты времени и ресурсов, необходимых для ведения поиска информации о потенциальном партнере и о ситуации на рынке, а также потери, связанные с неполнотой приобретаемой информации, которая приводит к дополнительным расходам (покупка товаров по цене, выше равновесной или его продажа по цене, ниже равновесной). Для того чтобы быть уверенным в эффективности заключенного соглашения, экономический субъект предварительно собирает информацию о контрагенте (например, компания по страхованию жизни потребует от вас ряд справок о состоянии вашего здоровья и проверит их достоверность).
2) Издержки ведения переговоров. Переговоры об условиях обмена и о юридическом оформлении самой сделки, также сопровождаются затратами. Нередко, для экономии таких видов издержек на практике используется система стандартного договора.
3) Издержки измерения. Любое экономическое благо обладает определенными свойствами. Перед его приобретением экономический субъект сначала определит его качество и получаемую полезность, что влечет за собой некоторые издержки, названные издержками измерения. Измерение качеств товара может обезопасить агента от неэффективного выбора. Зачастую, для определения качества продукта требуется соответствующая измерительная техника (контрольные весы, персональные калькуляторы и т. д.). Для сокращения такого рода издержек и существует торговая марка («брэнд») известной фирмы, но и в этом случае нередко возникает опасность подделки. Фирменный знак показатель того, что производитель не допускает отклонений в качестве выпускаемого товара, так что покупатели вполне могут полагаться на него. При обнаружении какого-либо дефекта фирменный знак данного товара может потерять свою репутацию, что приведет к её потерям, которые превзойдут полученную прибыль от манипуляции с качеством товара.
4) Издержки заключения контракта. После всех предварительных действий наступает сам момент заключения сделки, что также не может обойтись без издержек. Оформление сделки (юридическое или нелегальное) требует также затрат времени и денег [2, c. 83].
Издержки ex post:
1) Издержки оппортунистического поведения. Термин «оппортунистическое поведение» был введен О. Уильямсоном, который охарактеризовал его как недобросовестное поведение, нарушающее условия сделки и нацеленное на получение односторонних выгод. Большое внимание данному виду издержек уделено в книге О.Уильямсона «Экономические институты капитализма» (1985), где он рассматривает оппортунизм — как преследование личного интереса с использованием коварства (self-interestseeking-with-guile). Исходя из этого, можно сказать, что выявление и наказание нарушителя договора связано с издержками. Требуются необходимые затраты, для защиты контрагентов от оппортунистического поведения.
2) Издержки спецификации и защиты прав собственности. В эту категорию входят издержки на содержание судов, арбитража, затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных прав, а также потери от плохой спецификации прав и ненадежной защиты. Любое нарушение требуется сначала зафиксировать, затем оценить его тяжесть, обеспечить поимку нарушителя, определить наказание. Все это обходится далеко не бесплатно. Появление издержек данного вида можно предотвратить, если воспитать членов общества в духе согласия с общепринятыми «правилами игры» и этическими нормами, что является более эффективным способом защиты прав собственности, нежели использование механизмов принуждения.
Подход Норта применим для анализа институциональных причин перехода от командно-административной системы к рыночной, и хода и результатов процесса реформирования переходной экономики. Его называют трансформационным по выделению типа издержек, которые связаны с изменением системы институтов. Таким образом, можно дать следующее определение трансформационным издержкам:
Трансформационные издержки- это издержки, связанные с ликвидацией старых институтов, формированием (или импортом) и адаптацией новых институтов в экономической системе [1, c. 157].
В соответствии с подходом Норта, причиной увеличения транформационных издержек являются изменения в обществе, которые приводят к ликвидации старых и установлению новых правил в обществе.
Институты поддаются частым изменениям, в силу того, что в определенный момент они перестают быть эффективными. Это происходит тогда, когда общество имеет возможность получить прибыль, но не может реализовать её в условиях данной институциональной системы. Тогда возникает необходимость к изменению старых институтов на новые, более эффективные.
Д. Норт считал, что организационные факторы — экономические, политические и социальные играют не менее, а даже более важную роль чем технические факторы. Он считал, что они приводят к появлению или изменению институтов, которые, в свою очередь, влияют на развитие экономики. Подтверждению данной гипотезы он посвятил своё изучение истории развития США до 1860 года. Он показывает, как развитие сельского хозяйства, банковской системы, транспорта и т. д., можно объяснить с точки зрения институциональной организации. В 1968 году он опубликовал статью о производительности в морском судоходстве, которая стала одной из наиболее известных в экономической истории, где и показал, что экономическое развитие во многом связанно с организацией экономики. При этом технические изменения рассматриваются им как недостаточные: «являясь составляющей процесса роста, сами по себе они не могут его объяснять. Ключом к экономическому росту является эффективная организация экономики».
Эффективность институтов Д. Норт объясняет тем, что они определяют правила, которые способствуют достижению порядка в обществе, тем самым снижая степень его неуверенности. Чем выше институциональная неуверенность, тем выше становятся затраты по операциям. Однако институциональные изменения происходят медленно, а иногда даже совсем не происходят, что зачастую приводит к экономической стагнации (состояние экономики, характеризующееся застоем производства и торговли на протяжении длительного периода) как в сегодняшних развивающихся странах, так и в постсоциалистических. Для предотвращения этого нужно решить три задачи: во-первых, нужно осваивать перемены, во-вторых, преодолевать плохие последствия перемен и ошибок и, в-третьих, извлекать полезные уроки из прошлого наследия, так как при осуществлении реформ необходимо учитывать то, к чему люди привыкли. Из этого становится известно, что очень сложно анализировать переход от плановой экономики к рыночной без институционального подхода. Однако заимствование эффективных институтов у других развитых стран не всегда приводит к желаемому результату, поскольку они пригодны для других экономических условий. Важным звеном при этом является государственное устройство данной страны, которое формирует экономические законы и тем самым влияет на политику ее развития.
Следует отметить, что изменение институциональной системы ведет не только к росту трансформационных издержек, но и появлению ряда трансакционных издержек, которых не было в прежней системе. Это и объясняет длительное существование неэффективных институтов.
Д. Нортом были рассмотрены основные силы, сдерживающие изменения неэффективных институтов. Он выделил три самых главных:
1) Государство — в случае, если оно способствует минимизации разницы между доходами и расходами казны;
2) Влиятельные группы, которые преследуют личные интересы;
3) Институциональная матрица, определяющая зависимость общества от траектории его предшествующего развития.
Введение новых институтов сопряжено с высокими трансформационными издержками, однако отдача от новых институтов может быть гораздо большей. Именно это ожидание и движет реформаторами, которые осуществляют импорт институтов.
К сожалению, проблема трансформационных издержек стала изучаться только в последнее время, и, несмотря на их высокую значимость, они пока остаются малоизученными [6, c. 134].

  1. Дать определение
    Рациональность — термин в самом широком смысле означающий разумность, осмысленность, противоположность иррациональности. В более специальном смысле — характеристика знания с точки зрения его соответствия некоторым принципам мышления. Использование этого термина часто связано с вниманием к различиям в таких принципах, поэтому принято говорить о различных типах рациональности.
    Рациональное поведение — допущение, предполагающее, что индивидуальное поведение определяется стремлением к увеличению некоторых объективных показателей.
    Институты — создаваемые людьми рамки поведения, регулирующие политическое, экономическое и социальное взаимодействие. Их главная роль-уменьшение неопределенности путем установления устойчивой структуры взаимодействия между людьми. Институты обеспечивают взаимопонимание между людьми путем формирования согласованных ожиданий при минимальном обмене информацией. Институты включают механизмы принуждения — санкции.
    Ограничительная функция института — ограничения, возникающие в рамках задачи принятия решений, опосредующей экономическое действие, включают не только «стандартные» ограничения на доступные материально-вещественные, трудовые, природные и т.п. ресурсы.
    Координационная функция института — снижение уровня неопределенности среды, в которой действуют экономические агенты
    Распределительная функция института — любой институт, ограничивая множество возможных способов действий, в силу этого влияет на распределение ресурсов экономическими агентами.
    Формальные правила – это правила, записанные в официальном источнике, за исполнением которых следит специальная группа людей, уполномоченных на это государством.
    Неформальные нормы — такие правила поведения, которые в большей мере опираются на нравы, обычаи, традиции, мораль, на силу воздействия общественного мнения. Они носят спонтанный характер, могут иметь даже большую легитимность, чем формальные.
    Механизмы принуждения (система наказаний) — механизм, с помощью которого становится возможным выполнение принятых формальных правил большинством членов общества.
    Иерархия правил – лестница , которая позволяет сравнивать и упорядочивать такие правила, между содержанием которых нет смысловой связи (более общими, стоящими выше по иерархической лестнице, являются правила, издержки изменения или введения которых больше, чем у сравниваемых с ними правил).
    Надконституционные правила — наиболее общие и трудно изменяемые неформальные правила, имеющие глубокие исторические корни в жизни различных народов, тесно связанные с преобладающими стереотипами поведения, религиозными представлениями и т.п., и зачастую не осознающиеся индивидами, т.е. перешедшие в разряд стереотипов поведения больших групп населения
    Конституционные правила — правила общего характера, структурирующие взаимоотношения между индивидами и государством, а также индивидов между собой.
    Частные (экономические) правила — правила, непосредственно определяющие формы организации хозяйственной деятельности, в рамках которых экономические агенты формируют институциональные соглашения и принимают решения об использовании ресурсов.
    Институционная среда — совокупность основополагающих социальных, политических и юридических правил, определяющих рамки для установления институциональных соглашений.
    Институциональная матрица — это триединая социальная форма; она представляет собой систему экономических, политических и идеологических институтов, находящихся в неизменном соответствии.
    Институциональное соглашение — это договоренности между хозяйственными единицами, определяющие способы кооперации и конкуренции.
    Институциональный конфликт — введенное в рамки действующих в данном обществе социальных институтов конфликтное противоборство, цель которого состоит не в разрушительной, изнурительной и дорогостоящей борьбе с соперником, а в поисках возможностей для согласия сторон, для взаимного урегулирования возникших разногласий.

Список литературных источников
1) Уильямсон О. «Экономические институты капитализма». Лениздат 2006
2) Р.Коуз Фирма, рынок и право/ Пер. с англ./ М.:Новое издательство, 2007
3) Бренделева Е.А. Неоинституциональная экономическая теория: учеб. Пособие – Москва: дело и Сервис, 2006
4) Кутер Р.Д. Экономическая теория/ Под ред. Дж.Итуэлла
5) Олейник А.Н. «Институциональная экономика»: Учебное пособие — М.: ИНФРА — М, 2002
6) Норт Д. Институты,институциональные изменения и функционирование экономики / Пер. с англ./
7) Курс экономической теории: учебник — 6-е дополненное и переработанное издание. Под редакцией проф. Чепурина М.Н., проф. Киселёвой Е.А. Киров: «АСА», 2007.
8) Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. — 2-е издание, изменённое. М.: Норма, 2007.
9) Капелюшников Р. И. Экономическая теория прав собственности – Москва 2011

Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov
Добавить комментарий