Контрольная Инвестиционный климат

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4
1.1 Понятие инвестиций, инвестиционной деятельности 4
1.2 Составляющие инвестиционного климата и методы его оценки 7
2 АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА ВЕЛИКОУСТЮГСКОГО РАЙОНА 9
2.1 Краткая характеристика объекта исследования 9
2.2 Экономическое состояние муниципалитета 10
2.3 Инвестиционный климат Великоустюгского района 11
3 ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА ВЕЛИКОУСТЮГСКОГО РАЙОНА 14
3.1 Обоснование необходимости улучшения инвестиционного климата в муниципальном образовании 14
3.2 Основные направления улучшения инвестиционного климата 14
3.3 Предложения по повышению инвестиционной привлекательности Великоустюгского района 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 17

ВВЕДЕНИЕ
Инвестиционная сфера в последние годы всё более становится объектом внимания российских властей, деловых кругов и общества в целом. Растёт количество научных исследований, конференций и «круглых столов», публикаций в средствах массовой информации, которые направлены на анализ инвестиционной деятельности в различных отраслях хозяйствования, поиск путей повышения эффективности инвестиций, оптимизацию инвестиционных процессов.
Инвестиции играют центральную роль в обеспечении эффективности функционирования экономической системы и всего общественного воспроизводства, поскольку непосредственно влияют на возможность экономического роста в долгосрочной перспективе. Инвестиционная активность относится к числу важнейших показателей экономической динамики. Их интенсивностью определяется состояние экономики.
В процессе инвестиционной деятельности решаются крупные макроэкономические проблемы: структурная перестройка национальной экономики и технический прогресс, возможно преодоление инфляции, происходит расширение налогооблагаемой базы и пополнение бюджета, увеличение числа рабочих мест.
Опыт развитых стран свидетельствует о необходимости участия государства в управлении инвестиционными процессами. При любом уровне развития рыночных отношений автоматического регулирования инвестиционного процесса не происходит. Государственное регулирование экономических и социальных отношений представляет собой не что иное, как целенаправленную деятельность государства по обеспечению стабильности национальной экономики и её воспроизводства, общих условий нормального функционирования свободных товаропроизводителей.
При помощи инвестиционной политики государство непосредственно может воздействовать на темпы объёма производства, на ускорение НТП, на изменение структуры общественного производства и решение многих социальных проблем.
На современном этапе происходит втягивание России в финансовый кризис. Мировой финансовый кризис оказал большое влияние на российскую экономику: на финансово-кредитную систему России, на инвестиционную активность, на рынок труда, на настроение населения. В период кризиса многие организации начали сворачивать инвестиционные программы, сокращать текущие расходы. Активизация инвестиционного процесса – важнейшее средство обеспечения условий выхода из экономического кризиса.
Анализ проблематики современного состояния российской экономики приводит к выводу о совершенствовании инвестиционной политики государства.
Цель работы: изучение и закрепление знаний по проблеме инвестиционного климата, а также определение приоритетных направлений его совершенствования.
В рамках поставленной цели выделено ряд задач:
1) Изучить и изложить теоретические основы инвестиций и инвестиционных процессов;
2) Раскрыть основные принципы инвестиционной политики в современной России;
3) Провести анализ инвестиционных процессов в муниципалитете;
4) Показать проблемы и пути совершенствования инвестиционного климата в муниципальном образовании;
Объект исследования: инвестиционный климат Великоустюгского района.
Предмет исследования: проблемы повышения инвестиционной привлекательности.
В ходе исследования применены методы системного и сопоставительного анализа и другие.
Представленный материал позволяет выделить теоретические и прикладные аспекты проблемы, позволяющие охарактеризовать приоритеты, источники и условия активизации инвестиционного процесса.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие инвестиций, инвестиционной деятельности
Понятие «инвестиции» используется как в широком, так и в узком смысле этого слова. Однозначно определить его содержание и сущность очень сложно. В разных разделах экономической науки, а также применительно к различным направлениям практической деятельности в него вкладывается разный смысл, исходя их особенностей сферы и объектов приложения.
Дословно в переводе с латинского слово «invest» обозначает «вкладывать».
В отечественной экономической литературе до 80-х годов термин «инвестиции» для анализа процессов социалистического воспроизводства практически не использовался, основной сферой его применения были переводные работы зарубежных авторов и исследования в области капиталистической экономики. Базисным понятием инвестиционной деятельности являлось понятие капитальных вложений.
В последующий период термин «инвестиции» получил более широкое распространение в научном обороте, став использоваться в правительственных и нормативных документах. Однако большей частью инвестиции отождествлялись с капитальными вложениями. Инвестиции (капитальные вложения) рассматривались в двух аспектах: как процесс, отражающий движение стоимости в ходе воспроизводства основных фондов, и как экономическая категория – система экономических отношений, связанных с движением стоимости, авансированной в основные фонды от момента мобилизации денежных средств до момента их возмещения.
Более широкая трактовка инвестиций в рассматриваемый период была представлена позицией, согласно которой инвестиции выступают как вложения не только в основные фонды, но и в прирост оборотных средств, нашедшая отражение в типовой методике определения экономической эффективности капитальных вложений 1981 г. И других методических рекомендациях. В основе данного подхода лежало положение о том, что основные фонды не функционируют в отрыве от оборотных средств и, следовательно, прирост прибыли (дохода) является результатом их совместного использования.
Включение в состав капитальных затрат расходов на формирование прироста оборотных средств положило начало исследованию оборота инвестиций и его отдельных стадий. Вместе с тем инвестиции, как правило, рассматривались в связи с расширенным воспроизводством основных фондов, поскольку завершение инвестиционного цикла связывалось с вводом в действие основных фондов и производственных мощностей. Исследование отдельных фаз движения инвестиций привело к формированию двух подходов к определению их экономической сущности – затратного и ресурсного.
В соответствии с затратным подходом инвестиции понимались, как затраты на воспроизводство основных фондов, их увеличение и совершенствование. Данный подход являлся доминирующим в теоретических воззрениях и в практической деятельности, поскольку он отражал специфику функционирующего в условиях административно-командной экономики хозяйствующего механизма. Его характерной особенностью являлось то, что основное значение придавалось производительной стадии движения средств как исходному пункту инвестиционной деятельности, преуменьшалась роль денежной формы оборота основного капитала, движение которой ограничивалось рамками только строительного комплекса. Таким образом, оборот инвестиций рассматривается вне связи с конечными народно-хозяйственными результатами. Акцент на затратной стороне инвестиций, игнорирование стадии преобразования ресурсов в затраты, которая должна предшествовать производительной стадии движения средств, искажали действующую логику и последовательность инвестиционного процесса, сужали общее пространство движения инвестиций.
Обострение проблемы товарно-денежной сбалансированности общественного воспроизводства, общее снижение эффективности функционирования административно-командной системы управления привели к признанию недостаточности затратного подхода и обращения к ресурсному подходу. В основе последнего лежало выделение другого составляющего элемента инвестиций – ресурсов. При этом инвестиции трактовались как финансовые средства, предназначенные для воспроизводства основных фондов. Восстанавливая роль денежной формы движения средств как начального пункта их оборота, ресурсный подход вместе с тем игнорировал дальнейшее движение ресурсов, их последовательное превращение под воздействием целевых установок инвесторов в продукт инвестиционной деятельности.
Таким образом, существенный недостаток обоих подходов заключался в статичной характеристике объекта анализа, базирующейся на выделении какого-либо одного элемента инвестиций, затрат или ресурсов, обосновании приоритета отдельных стадий оборота средств – производительной или денежной, что ограничивало возможности использования инвестиций как целостного процесса, в ходе которого происходит последовательная смена различных форм собственности, реализуется динамическая связь элементов инвестиционной деятельности: ресурсы – затраты – доход.
Начало рыночных преобразований в России повлекло за собой реформирование подходов к анализу экономических процессов, в том числе и инвестиционной деятельности, усилило интерес к результатам научных исследований в странах развитой рыночной экономики.
Обращение к трактовке термина «инвестиции» в зарубежной экономической литературе показывает, что в различных школах и направлениях экономической мысли определения понятия «инвестиции» содержат общую существенную черту – связь инвестиций с получением дохода как целевой установки инвестора.
В наиболее общем виде инвестиции понимаются как вложения капитала с целью его увеличения в будущем. Такой подход к определению понятия «инвестиции» является господствующим как в европейской, так и в американской методологии.
Вместе с тем нередко встречается позиция, в соответствии с которой предлагается различать категории «инвестиций», с одной стороны, и «вложение капитала», с другой стороны, на том основании, что отличительным признаком инвестиций, по мнению её представителей, является производительный характер данной категории. При этом под инвестициями понимается, как правило, приобретение средств производства, а под вложениями капитала – покупка финансовых активов. В частности, в учебных курсах «Экономикс» при всех различиях в трактовке термина «инвестиции» большинство авторов подчёркивает материально-вещественное содержание инвестиций либо как «расходов на строительство новых предприятий, на станки и оборудование с длительным сроком службы», либо как «прироста любых материальных ценностей – всех расходов, которые непосредственно способствуют росту общей величины капитала в экономической системе».
Существует и другой подход к определению инвестиций, обусловленный возросшим значением рынка ценных бумаг как механизма, опосредующего перемещение реального капитала в странах развитой рыночной экономики. В его рамках инвестиции определяются как вложения в ценные бумаги.
Следует отметить, что развитие рыночных отношений связано с ростом многообразия объектов инвестирования, в состав которых входят как различные виды реальных активов, так и финансовых инструментов. При этом «в примитивных экономиках основная часть инвестиций относится к реальным, в то время как в современной экономике большая часть инвестиций представлена ценными бумагами».
В специальных исследованиях, посвящённых проблемам инвестирования, инвестиции определяются как способ помещения капитала, который должен обеспечить сохранение или возрастание стоимости капитала и (или) принести положительную величину дохода. Инвестиция – это любой инструмент, в который можно поместить деньги, рассчитывая сохранить или умножить их стоимость и (или) обеспечить положительную величину дохода. Таким образом, учёт многообразных форм инвестиций осуществляется на основе более широкой трактовки инвестиций как любого вложения капитала, направленного на его прирост. Такой подход определяет в качестве существенного признака инвестиций не характер вложений, а связь инвестиций с возрастанием капитала (получением дохода).
Следует отметить, что производительный характер присущ не только вложениям в реальные активы, составляющим группу капиталообразующих инвестиций (вложения в основной капитал, прирост оборотного капитала, земельные участки и объекты природопользования, нематериальные активы), но и вложениям в определённые финансовые инструменты, опосредующие движение капиталообразующих инвестиций (например, ценные бумаги предприятий реального сектора, позволяющие привлечь капитал в сферу предпринимательской деятельности).
В то же время некоторые реальные инвестиции (вложения в покупку недвижимости, драгоценные металлы, предметы коллекционирования), так же как и часть финансовых инвестиций (спекулятивные финансовые инструменты), не носят производительного характера. Поскольку данные вложения сопряжены с получением дохода как целевой установки инвестора, с позиций экономического субъекта она выступают как инвестиции, хотя на макроэкономическом уровне их реализация означает не прирост, а перераспределение совокупного дохода.
Развитие рыночных отношений в российской экономике обусловило необходимость пересмотра толкования категории «инвестиции» в соответствии с новыми условиями. Характерными чертами формирующегося рыночного подхода к пониманию сущности инвестиций являются:

  • связь инвестиций с получением дохода как мотива инвестиционной деятельности;
  • рассмотрение инвестиций в единстве двух сторон: ресурсов (капитальных ценностей) и вложений (затрат);
  • анализ инвестиций не в статистике, а в динамике, что позволяет объединить в рамках категории «инвестиции» ресурсы, вложения и отдачу вложенных средств как мотива этого объединения;
  • включение в состав объектов инвестирования любых вложений, дающих экономический (социальный) эффект.
    Рыночный подход к анализу сущности, форм и принципов осуществления инвестиционной деятельности нашёл своё отражение при определении термина «инвестиции» в российском законодательстве. В соответствии с Законом РФ «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 6 июня 1991 г. – одним из первых законов рыночной направленности – инвестициями являются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты предпринимательства и других видов деятельности, в результате которых образуется прибыль (доход) или достигается социальный эффект.
    Аналогичная по смыслу формулировка содержится и в новом Законе «Об инвестиционной деятельности В Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г., с принятием которого утратил силу прежний законодательный акт. Инвестиции определяются в нём как денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
    В ином законодательном документе, имеющим в отличие от прежнего более конкретную направленности (сфера капитальных вложений), уточнено понятие не только инвестиций, но и капитальных вложений, которые рассматриваются как форма инвестиций, представляющая собой инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательные работы и другие затраты.
    Таким образом, в целом инвестиции определяются как процесс, в ходе которого осуществляется преобразование ресурсов в затраты с учётом целевых установок инвесторов – получения дохода (эффекта).

1.2 Составляющие инвестиционного климата и методы его оценки
В соответствии с принятой нами точкой зрения, инвестиционный климат региона состоит из двух элементов – инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности. С методологической точки зрения следует четко разделять понятия инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности.
Сущность обеих категорий сводится к условиям, которые определяют необходимость вложения капитала в объект инвестирования.
К различиям следует отнести природу этих условий. Инвестиционный климат носит объективный характер, он один и тот же для всех групп инвесторов. В свою очередь, инвестиционная привлекательность – это оценка конкретным инвестором объекта инвестирования, то есть у различных групп инвесторов могут быть разные взгляды на инвестиционную привлекательность одного и то же объекта инвестирования. Таким образом, инвестиционная привлекательность формируется в объективной среде, которая и представляет собой инвестиционный климат, то есть является одной из его составляющих.
Сама же инвестиционная привлекательность состоит из инвестиционного потенциала и риска. Наиболее полные определения данных понятий дает журнал «Эксперт», который ежегодно проводит исследование инвестиционной привлекательности российских регионов.
Согласно позиции его специалистов, инвестиционный потенциал формируется как совокупность объективных предпосылок для инвестиций.
Потенциал включает в себя комплекс макроэкономических показателей, например, насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения и др.
Инвестиционный риск – это вероятность потери инвестиций и дохода от них. Уровень инвестиционного риска страны или региона зависит от политической, социальной, экономической, экологической, криминальной ситуаций.
Второй составляющей инвестиционного климата является инвестиционная активность. В.В. Комаров характеризует инвестиционную активность как реальное развитие инвестиционной деятельности в виде инвестиций в основной капитал.
Подобного взгляда придерживаются И.В. Гришина, А.Г. Шахназаров и И.И. Ройзман, которые также определяюинвестиционную активность как развитие и интенсивность инвестиционной деятельности, характеризующиеся объемом и темпами привлечения инвестиций в основной капитал региона. Некоторые ученые говорят о функциональной зависимости между инвестиционной привлекательностью и инвестиционной активностью. Следует отметить, что данное утверждение не всегда является верным. Положительные инвестиционные решения не во всех случаях принимаются под воздействием высокой инвестиционной привлекательности той или иной территории. Другими причинами, побуждающими осуществлять инвестиции, могут служить, например, прямое указание государства, соображения стратегического характера (когда инвестиции осуществляются в расчете на будущее повышение привлекательности территории) или привязка инвестиций к определенным видам ресурсов, находящихся на конкретной территории (например, инвестиции в разработку полезных ископаемых требуется осуществлять на территории, где они присутствуют, даже если она не характеризуется высоким уровнем инвестиционной привлекательности). Таким образом, корректнее говорить о тесной корреляционной связи между инвестиционной привлекательностью и активностью, а не об их прямой функциональной зависимости.
За последнее время проведено большое количество исследований, в которых авторы рассчитывают интегральную количественную оценку инвестиционного климата.
Основные математические модели, используемые в данных исследованиях могут быть сведены к следующим.

  1. Метод суммы мест предполагает предварительное ранжирование всех регионов по каждому показателю, характеризующему инвестиционный климат. При этом первые места присваиваются наилучшим значениям.
    Вычислив суммы мест по всем рассматриваемым показателям, можно установить ранги регионов по состоянию инвестиционного климата.
  2. Метод балльных оценок отличается от метода суммы мест лишь тем, что регионам, имеющим наилучшие значения показателей, присваиваются наивысшие баллы.
    Главный недостаток этих двух методов состоит в том, что различие между каждой парой соседствующих в ранжированном ряду регионов всегда является постоянной величиной, оцениваемой в один балл, тогда как в действительности различие показателей может быть весьма значительным, либо, напротив, чисто номинальным.
  3. Метод многомерной средней устраняет упомянутый недостаток двух предыдущих методов применением широко используемого, позволяющего сохранить меру различий между регионами, свойственную натуральным значениям признаков. Метод заключается в том, что по каждому показателю, характеризующему инвестиционный климат, вычисляется средняя величина по России, а показатели каждого региона соотносятся с ней. Таким образом, каждый регион получает по каждому показателю свой коэффициент, из которых на заключительном этапе рассчитывается средний. Чем выше многомерная средняя оценка, тем выше рейтинг региона.
  4. Метод «Паттерн» отличается от многомерной средней лишь тем, что в качестве основания стандартизованных значений индикаторов берутся не средние показатели по России, а наилучшие значения.
    Существующие методы оценки инвестиционного климата сводятся к достаточно примитивным математическим моделям, основное достоинство которых – простота использования.
    Основные недостатки используемых моделей следующие:
    – необоснованность включения показателей в модель;
    – невозможность определения вклада каждого показателя в итоговую оценку инвестиционного климата;
    – наличие экспертных оценок.

2 АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА ВЕЛИКОУСТЮГСКОГО РАЙОНА
2.1 Краткая характеристика объекта исследования

Великоустюгский муниципальный район — муниципальное образование в составе Вологодской области Российской Федерации. Административный центр — город Великий Устюг.
Муниципальное образование «Великоустюгский муниципальный район» является муниципальным районом. Данный статус установлен законом Вологодской области от 06.12.2004 № 1109-ОЗ «Об установлении границ Великоустюгского муниципального района, границах и статусе муниципальных образований, входящих в его состав».
Официальное наименование муниципального образования — Великоустюгский муниципальный район.
Административным центром Великоустюгского муниципального района является город Великий Устюг.
Территория муниципального образования установлена на основании Устава Великоустюгского муниципального района и закона Вологодской области от 6 декабря 2004 года №1109- ОЗ «Об установлении границ Великоустюгского муниципального района, границах и статусе муниципальных образований, входящих в его состав» (с последующими изменениями и дополнениями) и входит в состав Вологодской области.
Муниципальные образования наделены статусом:
1) городского поселения: город Великий Устюг, город Красавино, поселок Кузино.
2) сельского поселения: Верхневарженское, Верхнешарденгское, Красавинское, Ломоватское, Марденгское, Нижнеерогодское, Нижнешарденгское, Опокское, Орловское, Парфеновское, Покровское, Самотовинское, Стреленское, Сусоловское, Теплогорское, Трегубовское, Усть-Алексеевское, Шемогодское, Юдинское.
Великоустюгский муниципальный район имеет свои официальные символы, зарегистрированные в порядке, установленном федеральным законодательством:

  • герб Великоустюгского муниципального района;
  • гимн города Великий Устюг, одновременно являющийся гимном Великоустюгского муниципального района;
  • флаг Великоустюгского муниципального района.
    Описание и порядок использования официальных символов Великоустюгского муниципального района устанавливаются нормативным правовым актом Великоустюгской Думы.
    Структуру органов местного саморуководства Великоустюгского муниципального района составляют:
  • Великоустюгская Дума Великоустюгского муниципального района — представительный орган Великоустюгского муниципального района;
  • Глава Великоустюгского муниципального района — высшее выборное должностное лицо Великоустюгского муниципального района;
  • администрация Великоустюгского муниципального района — исполнительно-распорядительный орган Великоустюгского муниципального района;
  • Контрольно-счетная палата Великоустюгского муниципального района – контрольно-счетный орган Великоустюгского муниципального района.
    Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного саморуководства, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются Уставом.
    Администрация Великоустюгского района является территориальным органом местного саморуководства, обладающим собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и осуществляющим исполнительно-распорядительные функции на соответствующей территории.
    Администрация района является юридическим лицом, имеет печать, штампы, бланки установленного образца со своим наименованием, расчетные счета в банковских учреждениях, лицевые счета в органах Федерального казначейства.
    Администрация района может своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде в рамках своей компетенции, установленной муниципальными нормативными правовыми актами.
    Место нахождения администрации района: г. Великий Устюг, Советский пр., 103; тел.: (81738) 2-13-34, факс: (81738) 2-21-01

2.2 Экономическое состояние муниципалитета

Великий Устюг обладает высоким природным, промышленным и историко-культурным потенциалом. Промышленность района представлена следующими отраслями: лесозаготовительная, деревообрабатывающая, легкая промышленность, производство пищевых продуктов, торговля, электроэнергетика, ремонт и техническое обслуживание машин, производство строительных материалов и производство изделий из серебра. Объем производства промышленной продукции оценивается в 3,0 млрд. рублей.
59 тысяч га территории района принадлежит землям сельскохозяйственного назначения. Основной вид деятельности сельскохозяйственных предприятий — производство и реализация животноводческой продукции, зерновых культур, выращивание льна. По производству продукции в расчете на 1 жителя район входит в первую десятку по области.
В формировании доходной части бюджета района участвуют более тысячи трехсот организаций и двух тысяч индивидуальных предпринимателей. Динамика инвестиционной деятельности в районе в последние годы достаточно устойчивая, о чём свидетельствует рост инвестиций в основной капитал. Не смотря на экономический кризис, который коснулся всех сфер объем инвестиций в 2009 году снизился незначительно и составил около двух миллиардов рублей. Ежегодно высокими показателями по вводу в эксплуатацию жилья радует строительная отрасль. Выполняется большой объем работ по сохранению и улучшению архитектурного облика Великого Устюга, реставрации памятников, благоустройству улиц и площадей.
Территориальное положение Великого Устюга достаточно выгодное, так как через него проходят магистральные автодороги межрегионального значения Урень — Шарья — Никольск- Котлас и Тотьма — Нюксеница — Великий Устюг. В городе имеются два крупных автотранспортных предприятия и предприятие водного транспорта. К городу подведена железнодорожная ветка, построен вокзал, рассчитанный на перевозку пассажиров не только Великоустюгского района, но и жителей соседних районов Вологодской области. Железнодорожная станция города Великий Устюг имеет более 10 погрузочно-разгрузочных железнодорожных терминалов, способных ежемесячно осуществлять обработку до 900 вагонов. Город Великий Устюг имеет свой аэропорт, позволяющий производить приём и отправку самолетов среднего класса. В настоящее время благодаря дружеским связям с Правительством г. Москвы положительно решен вопрос о реконструкции взлетно-посадочной полосы в расчете на то, чтобы принимать самолеты более высокого класса.
В Великом Устюге и районе успешно реализуются национальные проекты в области образования и здравоохранения. Медицинские учреждения оснащаются современным диагностическим и лечебным оборудованием, внедряются новые методики по оздоровлению населения. Не забыты и традиционные народные методы — бальнеолечение, иглорефлексотарапия, гирудо и апитерапия, мануальная терапия, лечение торфяными грязями. Далеко за пределами области известен санаторий «Бобровниково», расположенный на живописном берегу реки Северная Двина. В 2009 году открыт центр «Здоровье», где выявляются факторы риска состояния здоровья человека на основе экспресс-диагностики. В дальнейшем на базе центральной районной больницы планируется создать межрайонный медицинский центр.
Система образования района представлена широкой сетью общеобразовательных школ, детских садов и учреждений дополнительного образования. Итогом социального партнерства бизнеса и власти в 2008 году стало открытие детского сада «Пчелка», отвечающего всем современным требованиям. В 2009 году в Великом Устюге в результате перепрофилирования подходящего помещения, появился еще один детский сад. В дальнейшем эта работа будет продолжена. Центром патриотического воспитания на протяжении многих лет является средняя школа №15 им. Героя России С. Преминина, где действует один из лучших музеев и школа №2 г. Великого Устюга, где успешно работает клуб «Кадет». Статус ведущего образовательного учреждения области по реализации программ повышенного уровня обучения поддерживает великоустюгская гимназии, в 2009 году она стала цифровой школой. Школьники района ежегодно показывают высокие результаты в региональных и российских предметных олимпиадах, областной спартакиаде, соревнованиях «Школа безопасности» и других. Молодежь, обучаясь в семи средних специальных учебных заведениях и в филиалах ВУЗов, расположенных на территории Великого Устюга, осваивают различные профессии и специальности.

2.3 Инвестиционный климат Великоустюгского района

Привлекательный инвестиционный климат – главный фактор технологического обновления производства и социальной сферы, создания современной инфраструктуры, улучшения качества жизни населения, повышения конкурентоспособности района.
Создание условий для активизации инвестиционной деятельности с целью диверсификации экономики региона является одним из главных направлений деятельности Администрации Великоустюгского района.
Великоустюгский район обладает высоким инвестиционным потенциалом. К числу основных факторов, обеспечивающих инвестиционную привлекательность, относятся:

  • наличие нормативно-правовой базы, обеспечивающей поддержку инвестиционной деятельности;
  • высокий и постоянно растущий производственный потенциал;
  • благоприятные условия для развития малого бизнеса;
  • значительные лесные ресурсы;
  • значительный туристический потенциал;
  • высококвалифицированные кадры.
    В качестве одного из приоритетных направлений своей работы администрация Великоустюгского района считает создание благоприятных условий для привлечения инвестиций. В прошлом году объем инвестиций в основной капитал составил почти 600 млн. рублей. В районе реализуется ряд серьезных инвестиционных проектов. Так, например, в лесной отрасли: на ОАО ФК «Новатор» в 2012 году было приобретено оборудование для запуска новой линии производства. На ООО «Патриот» и ООО «Экодом» осуществляется глубокая переработка древесины и другие. Появились крупные инвестиционные проекты в туристической сфере — «Зелёная долина» по созданию туристской базы в г. Красавино и «Экстрим-парк», рассчитанный на создание парка развлечений на базе отдыха «Салют». Утвержден комплексный инвестиционный план моногорода Красавино, в рамках которого предполагается развитие и расширение производств, как на существующих предприятиях в городе текстильщиков, так и создание новых. Этому во многом способствует пуск в эксплуатацию в 2010 году новой ГТ ТЭЦ.
    В АПК сегодня успешно реализуется 4 инвестиционных проекта. Благодаря реализации областной программы по развитию льноводства значительную часть посевных площадей (900 га) занимает лен.
    В результате системной работы за последние 5 лет посевные площади в районе увеличились на 20%. За этот же период производство молока увеличилось на 50%, мяса в живом весе на 47%, яйца – в 1,5 раза. Стабильно наращивают объемы производства предприятия переработки. Так, например, на ООО «Устюгхлеб» сегодня выпускается более 120 наименований различных хлебобулочных и кондитерских изделий, а на ООО «Устюгмолоко» в течение 2013 года освоено производство 7 новых видов продукции. В рамках областной целевой программы по организации собственного дела сельские жители из числа безработных охотно начали заниматься откормом молодняка и пчеловодством.
    В 2011 году завершилась двухлетняя целевая программа по поддержке проекта «Великий Устюг – родина Деда Мороза», поэтому администрацией района разработана новая программа, рассчитанная на 2012 – 2015 годы. Общий объем средств в размере около 40 млн. рублей планируется потратить на проведение массово-зрелищных, спортивных мероприятий, ярмарок, мероприятий в области молодежной политики, образования, социальной защиты населения, туризма. С каждым годом растет количество посетителей родины Деда Мороза. В 2013 году принято 96 тысяч туристов, а количество всех кто, так или иначе, участвовал в мероприятиях, проводимых на родине Деда Мороза и с участием зимнего волшебника, оказалось свыше 209 тысяч человек. В зимнем сезоне 2013-2014 года выявилась проблема по размещению неорганизованных туристов.
    Благодаря этому инвестиционному проекту Великий Устюг за последние 13 лет стал лидером по туристической привлекательности на всем российском Северо-Западе. Туристический поток выроз в 6 раз. Позади остались такие туристические бренды, как Новгород, Псков, Ярославль (Рис. 1).

Рисунок 1 — Прирост въездного туристского потока, 2000–2013 гг.

Кроме этого в прошлом году администрацией проведен второй конкурс на соискание грантов в сфере деревенского туризма. Победителем и обладателем гранта в 30 тысяч рублей стал коллектив Кузинского дома культуры. Проведение подобных конкурсов способствует расширению рамок туристического сезона.
Решением Великоустюгской думы от 19 апреля 2011 г. № 02-141 «Об утверждении Положения об инвестиционной деятельности на территории Великоустюгского района» предусмотрен комплекс мер и режим наибольшего благоприятствования инвестированию, включающий в себя:

  • возможность для инвесторов пользоваться льготами по арендной плате за земельный участок(участки), предназначенный(ые) для реализации инвестиционного проекта;
  • поддержку ходатайств и обращений инвесторов в органы власти субъекта федерации, в федеральные органы государственной власти Российской Федерации, органы, регулирующие ценообразование на услуги естественных монополий, банки и другие кредитные учреждения о применении в отношении инвесторов с их стороны режима наибольшего благоприятствования;
  • дополнительные гарантии поддержки инвестиционной деятельности.
    Режим наибольшего благоприятствования предоставляется Инвестору в соответствии с Договором об осуществлении инвестиционной деятельности, заключаемым между Инвестором и Администрацией муниципального образования и устанавливающим обязанности Инвестора по осуществлению инвестиций и Администрации по предоставлению режима наибольшего благоприятствования на определенный срок.
    Для заключения Договора Инвестору необходимо предоставить в Администрацию следующие документы:
  • заявление на имя Главы Администрации с предложением о заключении Договора об осуществлении инвестиционной деятельности и предоставлении режима наибольшего благоприятствования и указанием конкретных мер поддержки, предусмотренных настоящим Решением;
  • справку из Межрайонной ИФНС № 10 по Вологодской области о постановке Инвестора на учет;
  • учредительные документы Инвестора;
  • бизнес-план инвестиционного проекта, выполненный компанией, аккредитованной при Правительстве Вологодской области, либо имеющей заключение аккредитованной компании о соответствии расчета прогнозируемого срока окупаемости инвестиционных затрат правилам, утвержденным Правительством Вологодской области;
  • обязательство Инвестора о ведении отдельного бухгалтерского учета по операциям, связанным с реализацией инвестиционного проекта в период действия Договора об осуществлении инвестиционной деятельности.
    Приоритетными направлениями деятельности на территории Великоустюгского района являются: деревообработка, жилищно-коммунальное хозяйство, туристические услуги.
    Кроме того, инвесторы, действующие на территории района, имеют право пользоваться всеми льготами, предоставляемыми инвесторам в соответствии с законодательством Вологодской области.
    В Великоустюгском районе созданы и обновляются информационные базы, содержащие данные о промышленных предприятиях, о наличии инвестиционных проектов и свободных производственных площадях.

3 ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА ВЕЛИКОУСТЮГСКОГО РАЙОНА
3.1 Обоснование необходимости улучшения инвестиционного климата в муниципальном образовании
Исходя из проведенного выше анализа, назовем основные проблемы района, которые сдерживают приток инвестиционных ресурсов в его экономику с учетом их приоритетности:
• Постоянный рост стоимости ресурсов.
Таможенная политика и законодательные акты в сфере таможенного регулирования не стимулируют реализацию инвестиционных проектов, связанных с реальным развитием сектора экономики. Необходима концентрация усилий администрации на таком направлении инвестиционной политики, как тарифная политика.
• Неустойчивое финансовое состояние района, которое, прежде всего, характеризуется снижением собственных налоговых доходов и ростом расходов бюджета.
Необходимо гарантировать местным бюджетам закрепление за ним на постоянной основе более высоких, чем сегодня, долей от федеральных налогов, т.е. предоставить органам местного самоуправления больше финансовой самостоятельности. Это позволит создать благоприятные условия для инвесторов, мобилизации их средств для развития экономики района, создания действенного механизма поддержки со стороны органов местного самоуправления.
• Снижение численности населения и, как следствие, численности экономически активного населения.
Сокращение численности жителей Великоустюгского района и, как следствие, сокращение численности его экономически активного населения, является процессом, отрицательно влияющим на инвестиционную привлекательность района. Как и для всей страны, демографическая ситуация в Великоустюгском районе является фактором, снижающим его привлекательность. «Утечка мозгов» является для района, как и для всей страны, причиной низкого инвестиционного климата.
• Отсутствие четкого, понятного для объектов инвестиционной деятельности механизма поддержки инвесторов, снижающее привлекательность района для инвестиционной деятельности.
Отсутствует комплекс взаимоувязанных законодательных актов по разграничению функций и полномочий в финансовой, бюджетной и имущественной сферах между уровнями власти, что не способствует осуществлению гарантий муниципалитета для осуществления инвестиционной деятельности.
Не разработаны и не приняты юридические ограничения использования бюджетных форм и форм привлечения заемных средств, применяемых вместо стимулирования инвестиций в целях погашения текущих расходов бюджета. В результате этого расширяется практика невозвратности займов.
Деятельность служб федеральной вертикали, сконцентрированная в рамках определенных территорий, не контролируется органами местной власти и зачастую не содействует улучшению инвестиционного климата на территории.
3.2 Основные направления улучшения инвестиционного климата
Можно выделить следующие направления улучшения инвестиционного климата Великоустюгского района:
• Совершенствование нормативно-правовой базы различных форм поддержки инвестиционной деятельности.
• Создание системы, обеспечивающей непрерывное финансирование строительства жилья, с его последующей реализацией на доступных условиях гражданам различных социальных слоев, на базе привлечения сбережений граждан и других внебюджетных средств.
• Создание системы, обеспечивающей стабильный рост реально работающих предприятий малого бизнеса за счет «инкубирования», т.е. создание благоприятных исходных условий работы.
• Создание условий, обеспечивающих реальные механизмы поддержки инвесторов в рамках существующих законов области в инвестиционной сфере.
• Улучшение качества жизни посредством улучшения качества предоставляемых на местном уровне услуг (развитие муниципального заказа).
• Создание на региональном и федеральном уровнях имиджа Великоустюгского района, как осуществляющего либеральную инвестиционную политику, для привлечения инвесторов федерального и регионального значения.
Ожидаемые результаты:
• Создание благоприятных условий для инвесторов, мобилизация их средств для развития экономики, создание действенного механизма поддержки со стороны органов местного самоуправления.
• Реализация важнейшего социального проекта в решении жилищных проблем населения Великоустюгского района.

3.3 Предложения по повышению инвестиционной привлекательности Великоустюгского района
В результате анализа существующего положения в управлении инвестиционным развитием Великоустюгского района можно сделать вывод о том, что в районе имеется все для оптимального, максимально эффективного развития, однако есть одно «но», которое заключается в том, что изначально создаваемая Концепция социально-экономического развития района имеет недостаток — односторонность, так как над ее созданием трудятся чиновники администрации, а не специалисты в области планирования инвестиционного моделирования и не представители местного сообщества.
В то же время, основные проблемы развития Великоустюгского района невозможно разрешить без осмысленной стратегии.
Великоустюгский район должен стать привлекательным не только для инвесторов, а, прежде всего для тех, кто в нем живет.
Инвесторы всегда тщательно изучают инвестиционный потенциал территории, но, прежде всего его должна хорошо изучить и представлять инвесторам сама муниципальная власть. Для этого она должна знать, в каком направлении будет развиваться экономика муниципального образования, т. е. иметь стратегический план развития, который можно продемонстрировать инвесторам.
Исходя из вышесказанного, можно придти к выводу, что в технологию разработки и принятия стратегического плана инвестиционного развития муниципалитета обязательно должны входить:
• формирование группы стратегического планирования (ГСП), в состав которой должны войти представители местных органов власти, бизнес-ассоциаций и других общественных организаций, руководители крупных (градообразующих) предприятий, консультанты и эксперты, представители СМИ;
• проведение предварительных опросов (анкетирование) различных социальных групп для выявления ключевых проблем района;
• обсуждение проекта концепции в СМИ и на «круглых столах» с участием всех заинтересованных организаций.
Такой механизм успешно работает во всех цивилизованных странах, включая страны ЕЭС и Восточной Европы — наиболее близкие России на современном этапе. Опыт применения этого методического пакета в ряде МО Северо-Западного Федерального округа показывает, что данная технология успешно работает и в наших, российских, условиях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате анализа инвестиционного климата муниципалитета можно сделать следующие выводы:
Успешно функционирующая инвестиционная деятельность региона – необходимое условие для устойчивого и стабильного экономического роста.
В общем плане руководство может влиять на инвестиционную активность при помощи следующих рычагов: кредитно-финансовой и налоговой политики; предоставления налоговых льгот предприятиям, вкладывающим инвестиции на реконструкцию и техническое перевооружение производства; амортизационной политики; путём создания благоприятных условий для привлечения инвестиций и т.д.
Цель инвестиционной политики – реализация стратегического плана экономического и социального развития региона.
Задачи инвестиционной политики зависят от поставленной цели и конкретно сложившейся экономической ситуации.
Важнейшими направлениями государственной инвестиционной политики в Великоустюгском районе являются: усиление поддержки приоритетных направлений экономического развития, создание правовой и экономической среды, стимулирующей инвестиций в реальный сектор экономики, согласование инвестиционной политики регионального центра и районов.
Инвестиционный климат в каждом регионе имеет свои особенности, которые обусловлены следующими факторами:
 экономической и социальной политикой, проводимой в регионе;
 величиной имеющегося производственного потенциала;
 географическим местонахождением;
 природно-климатическими условиями;
 привлекательностью региона для иностранных инвестиций и др.
Основными задачами системы управления инвестиционной деятельностью в Великоустюгском районе являются:
 создание инфраструктуры инвестиционного рынка;
 определение приоритетных направлений вложения инвестиций;
 создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования инвестиций, в том числе свободных средств населения, иностранных и инвестиций из других регионов страны;
 обеспечение интеграции регионального инвестиционного рынка с международным рынком инвестиционных ресурсов.
Таким образом, в современных условиях развития экономики муниципалитета, для решения задач подъема экономики на долгосрочную перспективу и обеспечения экономического роста необходим комплексный подход к проблеме привлечения инвестиционных ресурсов и активизации инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов. Поэтому первостепенное значение приобретает анализ источников потенциальных инвестиций, достоверная оценка реальных возможностей их мобилизации, а также путей решения проблем их привлечения и выработка стратегии обеспечения эффективности привлекаемых инвестиций.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. №39-ФЗ.
  2. Бурцева, Т. Методика комплексной оценки местного инвестиционного климата // Государственное управление – 2010. — № 2. – С. 31-35.
  3. Дива А.И. Инвестиции: Учебное пособие для вузов/ А.И.Дива. – 2-е изд., перераб.и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2011. – 630 с.
  4. Иванов, Е. Факторы социально-экономического развития МО // Муниципальная экономика – 2011 — № 1. – С. 15-22.
  5. Игонин Л.Л. Инвестиции, М.: Экономистъ, 2010. – 334 с.
  6. Мелкумов Я.С. Организация и финансирование инвестиций, М.: ИНФРА-М, 2013. – 451 с.
  7. Фондовый портфель: Книга эмитента, инвестора, акционера. Книга биржевика. Книга финансового брокера. – М.: 2012. – 409 с.
  8. Экономика / Под. Ред. к.э.н. доцента А.С.Булатова. М.: Юристъ, 2013. — 447 с.
  9. Проблемы инвестиционной политики в регионах Российской Федерации //Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, №1 (318), 2009.
  10. Бизнес Вологодской области — информационный справочник и интернет-сайт. http://vol-info.ru
  11. Википедия – свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org
  12. Об итогах работы администрации Великоустюгского района в 2013 году и задачах на 2014 год. // http://www.movustug.ru/
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov