Контрольная Исполнительное производство в арбитражном процессе

Содержание

Введение 3

  1. Понятие исполнительного производства как стадии арбитражного процесса 4
    2 Общие правила исполнительного производства в арбитражном процессе 9
    Заключение 17
    Библиографический список 18

Введение
За годы экономических и политических реформ в Российской Федерации создана большая правовая база, регулирующая систему новых экономических и социальных отношений. Вместе с тем по мере роста числа законов и иных правовых актов все более и более на первый план стала выходить проблема реализации нового законодательства. В обществе появилось понимание того вопроса, что исполнение представляет собой важнейшую сферу правовой практики, отражающую эффективность всего механизма правового регулирования и способность права воздействовать на мотивацию поведения человека. Если предписания правовых норм не реализуются в действиях участников гражданского оборота и публично — правовых отношений, то такое право, по сути дела, не является действующим и существующим. Неразработанность и несовершенство процедур принудительного исполнения правовых норм, в том числе подтвержденных в актах органов судебной власти и иных юрисдикционных органов, крайне дорого обходится обществу и влияет на экономическую ситуацию в стране. Отсутствие возможностей принудительного исполнения приводит к ситуации, когда в отношениях гражданского оборота выгоднее быть должником, нежели кредитором, снижается уровень конкуренции и возможности выбора партнеров в экономическом обороте. В конечном счете, все это снижает эффективность экономики и побуждает в ряде случаев к использованию неправовых способов взыскания и понуждения к исполнению обязательств, приводит к криминализации отношений гражданского оборота. Кроме того, плохая система принудительного исполнения напрямую снижает эффективность и авторитет органов судебной власти, поскольку судебное решение, которое не может быть реализовано, не имеет реальной юридической ценности.

  1. Понятие исполнительного производства как стадии арбитражного процесса
    Исполнительное производство — это стадия арбитражного процесса, в которой специальные органы государства (служба судебных приставов-исполнителей, учреждения банков, налоговые органы) производят принудительное осуществление прав юридического лица (предпринимателя), подтвержденных решением арбитражного суда . Гражданское и арбитражное судопроизводство весьма схожи не только в том, что оба регулируют правоотношения, возникающие в процессе осуществления правосудия, но и в том, что имеют общую цель — защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц, содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений. Эта цель при рассмотрении исков о признании и в делах особого производства легко достигается вступлением в силу законного и обоснованного решения суда общей юрисдикции, арбитражного суда или мирового судьи.
    Однако если исковое требование связано с присуждением, судебного решения недостаточно для действенной защиты права истца, необходимо применение мер физического принуждения: отнятие имущества у незаконного владельца и передача его настоящему собственнику, выселение жильца из квартиры за истечением срока найма или вследствие неуплаты арендной платы и т.п. Подобного рода действия, совершаемые с целью осуществления признанных судом правомерными требований граждан, образовали производство по исполнению судебных решений или исполнительное производство (exucution forcu, Zwangsvollstreckung, Executionsprocess) . Именно в порядке исполнительного производства происходит реализация актов как арбитражного, так гражданского правосудия.
    Под исполнительным процессом в дореволюционной России понимался сам процесс взыскания как принудительного изменения фактического состояния отношений на основании судебного решения или другого акта, имеющего исполнительную силу (titre exucutoire, unstrumentum paratan executionem habens) . Исполнительные действия предполагались настолько простыми, что поручались не судам как органам масти, обладающими специальными качествами, которые необходимы для осуществления правосудия, а другим, «низшим» органам: полиции, волостному и сельскому начальству, позднее — судебным приставам, судебным исполнителям).
    Следует отметить, что в советский период основным направлением развития научной мысли и законодательства по исполнительному производству являлся тезис о том, что исполнение судебных решений и их юрисдикционных актов — завершающая, заключительная стадия арбитражного процесса .
    Являясь одной из стадий арбитражного процесса, исполнение судебных актов совершается в процессуальной форме: порядок деятельности органов исполнения заранее предписан законом, заинтересованным лицам обеспечена возможность участия в исполнительном производстве, при этом им предоставляются определенные процессуальные права.
    Исполнение судебных актов арбитражного суда является завершающей и весьма важной стадией арбитражного процесса. Реальная защита и восстановление нарушенных субъективных прав юридического лица, гражданина-предпринимателя могут быть обеспечены лишь тогда, когда должник добровольно подчиняется судебному акту арбитражного суда будет принужден к этому компетентными органами, когда будет исполнен судебный акт арбитражного суда. Каждый судебный акт арбитражного суда должен быть исполнен в установленном законодательством порядке, т.е. реализовано для достижения той цели, которую преследовала заинтересованная организация, обращаясь в арбитражный суд. В противном случае обращение к этому органу оказалось бы ненужной затратой средств, сил, времени сторон и арбитражного суда. Собственно защита права есть не что иное, как его реальное, в необходимых случаях принудительное осуществление.
    Поэтому в рамках арбитражного процесса регулируются и осуществляются правоотношения не только по рассмотрению и разрешению экономических споров, но и исполнению принятых судебных актов.
    Исполнительное производство — это последняя, завершающая стадия арбитражного процесса, которой приводится в исполнение решения суда делу. Процесс по защите права после вынесения решения и вступления его в законную силу продолжается в форме исполнительного производства, образующего самостоятельную стадию процесса. В соответствии с современным этапом развития арбитражного процессуального права и действующего законодательства, можно выделить следующие признаки этих правоотношений. Прежде всего, в арбитражных процессуальных правоотношениях обязательным участником является арбитражный суд.
    Следующим отличительным признаком, а также принципом всего процесса, является диспозитивность, которая определяет механизм движения арбитражного процесса. Диспозитивность предполагает, что основным движущим началом арбитражного судопроизводства служит инициатива участвующих в деле лиц.
    Среди других признаков арбитражных процессуальных правоотношений необходимо выделить признак взаимосвязанных прав и обязанностей всех субъектов этих правоотношений и признак обязательной урегулированности арбитражных процессуальных отношений нормами права.
    Указанные признаки арбитражных процессуальных правоотношений позволяют отличить их от других видов правоотношений. В настоящем исследовании нас интересует их различие и сходство с административно-правовыми отношениями, т. к. именно эти отношения просматриваются в исполнительном производстве.
    Административно-правовые отношения, как и арбитражные процессуальные правоотношения, можно назвать властеотношениями . В отличие от арбитражных процессуальных отношений, где носителем властных полномочий является суд, в административно — правовых отношениях носителем властных полномочий является орган государственного управления или орган исполнительной власти, которые прямо и непосредственно выражают волю и интересы государства. Существенной особенностью административно — правовых отношений является то, что обязательный властный субъект этих правоотношений действует именно властно, т. е. принимаемые им решения либо совершаемые им действия приобретают юридическую силу независимо от согласия или несогласия другой стороны. Поэтому принцип диспозитивности не применим в административном процессе. Приведенный анализ особенностей арбитражных процессуальных правоотношений и административно — правовых отношений позволяет выделить ряд таких же особенностей в правоотношениях, возникающих в исполнительном производстве. В правоотношениях в исполнительном производстве, как и в арбитражных процессуальных и административно — правовых, действует основной и обязательный субъект — судебный пристав — исполнитель .
    Судебный пристав — исполнитель является представителем исполнительной власти и наделен властными полномочиями. Так же в правоотношениях в исполнительном производстве просматриваются отношения подчинения нижестоящих звеньев управленческой вертикали вышестоящим, что тоже является признаком административно — правовых отношений.
    Правоотношения в исполнительном производстве, как и арбитражные процессуальные правоотношения, пронизывает принцип диспозитивности, что придает им сходство. Единство арбитражных процессуальных правоотношений и правоотношений в исполнительном производстве проявляется также в основаниях возникновениях этих правоотношений. Из вышеизложенного следует, что правоотношения в исполнительном производстве очень сходны с арбитражно-процессуальными правоотношениями, хотя обладают рядом отличительных черт, присущих административно — правовым отношениям, т. е. правоотношения в исполнительном производстве не являются ни «чисто» арбитражно-процессуальными правоотношениями, ни «чисто» административно -правовыми отношениями. Иными словами, на правовое регулирование исполнительного производства распространяются нормы административного права и административного процесса, нормы арбитражного процессуального права, а также других отраслей права, например, гражданского.
    К нормативно-правовым актам, определяющим условия и порядок принудительного исполнения судебных актов арбитражных судов и актов других органов, относятся прежде всего, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об исполнительном производстве», Федеральный закон «О судебных приставах» и иные федеральные законы, регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов. Речь идет, в частности, о законах, которыми будут вноситься изменения и дополнения в федеральные законы, а также Гражданский процессуальный кодекс РФ, Гражданский кодекс Российской Федерации
    Подводя итог, можно сделать следующие выводы:
    Исполнительное производство представляет собой комплексное правовое образование, регулирующее отношения, складывающиеся в сфере принудительного исполнения актов юрисдикционных органов о возложении на должника обязанности совершить определенные действия пользу правообладателя. Нормы, регулирующие исполнительное производство, включаются в систему соответствующих отраслей. Источниками исполнительного производства являются также соответствующие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации: различные инструкции, положения об исполнительном производстве и др. Ранее эти нормативные акты носили ведомственный характер, поскольку принимались Министерством юстиции. Роль арбитражного суда в исполнительном производстве отражена в разделе VII АПК РФ, а также в Федеральном законе «Об исполнительном производстве». «Организационное отнесение исполнительного производства к ведению исполнительной власти не снимает с арбитражных судов полномочия по решению целого ряда вопросов его развития, начиная от выдачи исполнительного листа, заканчивая прекращением исполнительного производства» .
    Участие арбитражного суда в исполнительном производстве можно свести в основном к следующему:
    Во-первых, на арбитражном суде лежит разрешение вопросов об обеспечении иска, как гарантии будущего исполнения его решения.
    Во-вторых, судебные приставы-исполнители исполняют ту часть решения, которая называется резолютивной, она, впоследствии, переносится в исполнительный лист. Именно от правильности и точности формулировки арбитражным судом резолютивной части порой зависит в немалой степени быстрота и результативность исполнительных действий.
    В-третьих, в компетенции арбитражного суда осталось решение ряда существенных вопросов исполнительного производства, например, выдача исполнительного листа, либо возможность выдачи нескольких исполнительных листов по одному судебному акту, решение вопросов восстановления пропущенного срока, предъявления исполнительного документа к взысканию, о разъяснении судебного акта для целей его исполнения, отсрочке или рассрочке исполнения, изменении способа и порядка исполнения, о повороте исполнения решения, отложении приостановлении, прекращении исполнительных действий и целого ряда других вопросов в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
    В-четвертых, арбитражный суд осуществляет контроль за действиями и постановлениями судебного пристава исполнителя. Заявления заинтересованных лиц на его действия (бездействия) и акты подаются в арбитражный суд с учетом вида исполнительного документа (п. 2 ст. 121 Федерального закона «Об исполнительном производстве», ст. 329 АПК РФ).
    Принудительное исполнение судебных актов обеспечивает их устойчивость, гарантирует осуществление прав, признанных судебных актов арбитражного суда, и выполнение подтвержденных им обязанностей. Четкое и своевременное исполнение всех судебных актов арбитражного суда делает работу его органов эффективной. Именно поэтому производство по исполнению судебных актов имеет очень важное значение и по существу является заключительной стадией арбитражного процесса по конкретному делу.
    Судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства (ст. 180 АПК РФ). Принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Понятие «судебный акт» является обобщающим и включает итоговые и иные постановления суда первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанции. «Норма об исполнение судебных актов вступивших в законную силу, взаимосвязана с положением ст. 16 АПК РФ об обязательности для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан вступивших в законную силу судебных актов» . По вступлению в законную силу судебные акты арбитражного суда приобретает свойства обязательности и исполнимости.
    Судебные акты арбитражного суда подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации и являются обязательными для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан-предпринимателей и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации (ст. 16 АПК РФ).
    Судебный акт арбитражного суда после вступления его в законную силу может быть пересмотрен кассационной инстанцией или в порядке судебного надзора (ст.287, 292 АПК РФ), и лишь при наличии предусмотренных законом оснований самим вынесшим его судом по вновь открывшимся обстоятельствам (317 АПК РФ).
    В юридической литературе распространено мнение, что исполнительное производство состоит лишь из принудительных действий по исполнению решений правоприменительных органов. Однако следует иметь ввиду, что между принудительным исполнением в отношении должника и стадией исполнительного производства, которая состоит из ряда процессуальных действий, в частности: выдача исполнительного листа, который может быть, и не обращен к исполнению ввиду исполнения решения добровольно; выдача дубликата исполнительного листа; отсрочки, рассрочки, изменение способа или порядка исполнения решения; поворота исполнения решения; обжалования неправильных действий органов исполнения и т.п., существуют различия. Названные действия связаны с исполнением решения независимо от того, каким образом оно исполняется — добровольно или принудительно. Перечисленные действия имеют одну цель — реальное обеспечение защиты действительно нарушенного или оспоренного права. Они в совокупности составляют заключительную стадию арбитражного процесса.
    Не все требования судей, выступающих при рассмотрении дела от имени соответствующего арбитражного суда, оформляется вынесением судебного акта. Если иное не предусмотрено в процессуальном законе и эти действия не связаны с разрешением материально-правовых или процессуальных вопросов, влияющих на движение дела, они могут оформляться в виде письменных или занесенных в протокол судебного заседания устных распоряжений, а также поручений, вызовов и других обращений. Так удаление из зала свидетелей до начала допроса в соответствии с п. 6 ст. 153 АПК РФ осуществляется по устному распоряжению председательствующего, занесенному в протокол судебного заседания . Вступивший в законную силу акт арбитражного суда сам по себе не порождает для лица, осуществляющего принудительное исполнение, обязанности по его реализации. В соответствие со ст. 318 АПК РФ и ст.30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» основанием для возбуждения исполнительного производства является исполнительный документ, применительно к арбитражному процессу таким документом будет исполнительный лист. Статья 319 АПК РФ допускает закрепление в АПК возможности принудительного исполнения судебного акта арбитражного суда и на основании иного исполнительного документа. Однако действующая редакция АПК не предусматривает выдачу для исполнения акта арбитражного судебного исполнительного документа, кроме исполнительного листа.

2 Общие правила исполнительного производства в арбитражном процессе
Выдаваемые арбитражным судом исполнительные листы приводятся в исполнение в установленном порядке путем предъявления их взыскателем в банк, иное кредитное учреждение или судебному приставу-исполнителю; исполнительные листы на взыскание денежных средств в доход бюджета направляются налоговому органу по месту нахождения должника.
Исполнительные листы выдаются взыскателям после вступления судебного акта в законную силу (ст. 319 АПК РФ).
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока после его принятия, если не была подана апелляционная жалоба. Исключение составляют только случаи, предусмотренные ч.2 и ч. 3 ст. 180 АПК РФ. В случае подачи апелляционной жалобы, решение, если оно не отменено, вступает в силу с момента вынесения постановления апелляционной инстанции. Решения, принятые по первой инстанции Высшим Арбитражным судом Российской Федерации, вступают в силу с момента их принятия. Постановления апелляционной, кассационной и надзорной инстанции вступает в силу с момента их принятия (ч.б ст.271, ч.5 ст.289, ч.1 ст.307 АПКРФ).
В ст. 180 АПК РФ закреплены правила, устанавливающие время вступления в законную силу решения арбитражного суда. Он определяется с учетом двух моментов:
1)суд, вынесший решение;
2)категория дела, по которому вынесено решение.
В юридической литературе распространено мнение, что исполнительное производство состоит лишь из принудительных действий по исполнению решений правоприменительных органов. Однако следует иметь ввиду, что между принудительным исполнением в отношении должника и стадией исполнительного производства, которая состоит из ряда процессуальных действий, в частности: выдача исполнительного листа, который может быть, и не обращен к исполнению ввиду исполнения решения добровольно; выдача дубликата исполнительного листа; отсрочки, рассрочки, изменение способа или порядка исполнения решения; поворота исполнения решения; обжалования неправильных действий органов исполнения и т.п., существуют различия. Названные действия связаны с исполнением решения независимо от того, каким образом оно исполняется — добровольно или принудительно. Перечисленные действия имеют одну цель — реальное обеспечение защиты действительно нарушенного или оспоренного права. Они в совокупности составляют заключительную стадию арбитражного процесса. Нормы, регулирующие исполнительное производство, составляют самостоятельный институт арбитражного процессуального законодательства. В него помимо Арбитражного процессуального кодекса следует включить федеральные законы от 21 июля 1997 г. «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах».
Решение вынесенное арбитражным судом, кроме Высшего Арбитражного Суда РФ, вступают в законную силу по истечении месячного срока после его принятия. По отдельным категориям дела законодательство устанавливает специальные сроки вступления решения в законную силу. Так, решения арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта (ч.4 ст. 195 АПК РФ) вступает в законную силу немедленно после его принятия. Решение по делу об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня принятия судебного решения, если не подана апелляционная жалоба (ч.5 ст. 211 АПК РФ).
Ст. 180 АПК РФ устанавливает общее положение, что решение арбитражного суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу. Для нескольких видов судебных актов закон делает исключения, устанавливая для них немедленное исполнение. Немедленному исполнению подлежат решения арбитражного суда по делам об административным правонарушениям, а также все определения, вынесенные арбитражным судом исполняются немедленно (187 АПК РФ ). По названным судебным актам арбитражного суда исполнительные листы могут выдаваться сразу по их принятии, до вступления в законную силу.
Мерами принудительного исполнения решений арбитражного суда являются: обращение взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке; обращение взыскания на имущество организаций и граждан-предпринимателей; изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, перечисленных в решении; иные меры, указанные в решении в соответствии с законом.
Исполнительный лист о взыскании денежных средств взыскатель может направить в банк или иное кредитное учреждение с соблюдением установленных банковских правил или предъявить для исполнения судебному приставу — исполнителю.
Правовое положение банка (кредитной организации) в исполнительном производстве несколько специфично и зависит от того, в каком качестве банк выступает в исполнительном производстве. Прежде всего, банк является органом, исполняющим требования судебных актов и актов других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом (ст. 5 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве»), производящим списание денежных средств в бесспорном порядке со счета должника. Началом исполнительных действий по исполнительному документу является возбуждение исполнительного производства. Оно осуществляется судебным приставом-исполнителем путем принятия к своему исполнению исполнительного документа, поступившего от суда или другого органа, его выдавшего, либо от взыскателя. Судебный пристав-исполнитель обязан возбудить исполнительное производство при наличии двух указанных в Законе «Об исполнительном производстве» условий: если не истек срок предъявления исполнительного документа к исполнению и если исполнительный документ соответствует требованиям, предусмотренным ст. 8 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Если исполнительный документ был направлен в соответствующее подразделение с нарушением срока предъявления его к исполнению, он должен быть возвращен взыскателю, в случае же несоответствия его требованиям, предусмотренным ст. 8 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительный документ возвращается в суд или другой орган, выдавший исполнительный лист. Судебный пристав в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного листа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства. В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований .
Основание применения мер принудительного исполнения определены в ст. 44 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
1) предъявление в установленном федеральным законом порядке
надлежаще оформленного исполнительного документа; 2
2) принятие судебным приставом-исполнителем постановления о возбуждении исполнительного производства;
3) истечение срока, установленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения.
Только при наличии всех трех указанных в Законе оснований возможно принятие мер принудительного исполнения.
Федеральный закон «Об исполнительном производстве» устанавливает и меры принудительного исполнения:
1) обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста на имущество и его реализация;
2) обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника;
3) обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящееся у других лиц;
4) изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в исполнительном документе;
5) иные меры, предпринимаемые в соответствии с Законом об исполнительном производстве и иными федеральными законами, обеспечивающие исполнение исполнительного документа.
Порядок приема, учета и хранения платежных требований и инкассовых поручений на списание средств со счетов предприятий, организаций и учреждений без их согласия в случаях, предусмотренных законодательством, определяется Положение ЦБР от 12 апреля 2001 г. №2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» . В соответствии с этими Правилами взыскатели для списания средств на основании исполнительных документов должны представлять в банк инкассовое поручение (ф. 0401001) со ссылкой на дату, номер исполнительного документа. Инкассовые поручения предъявляются вместе с подлинным исполнительным документом или его дубликатом. В исполнительном документе должно содержаться полное и точное наименование взыскателя и плательщика и размер взыскиваемой суммы. Инкассовые поручения с приложением исполнительных документов, распоряжения на списание средств со счетов о плательщиков представляются взыскателем на инкассо непосредственно учреждению банка, где ведется счет плательщика, а по иногородним плательщикам -учреждению банка, обслуживающему взыскателя.
Учреждения банка не должны принимать на инкассо документы, если они предъявлены с пропуском установленного срока давности исполнения. После истечения срока давности прием документов банком допускается только при предъявлении копии определения арбитражного суда о восстановлении срока давности.
За неисполнение судебного акта арбитражного суда о взыскании денежных средств с должника при наличии денежных средств на его счетах на банк или иную кредитную организацию, которые осуществляют обслуживание счетов этого должника и которым взыскателем или судебным приставом — исполнителем предъявлен к исполнению исполнительный лист, арбитражным судом может быть наложен судебный штраф по правилам главы 11 АПК РФ в размере, установленном федеральным законом.
За неисполнение указанных в исполнительном листе действий лицом, на которое возложено совершение этих действий, на это лицо арбитражным судом, выдавшим исполнительный лист, может быть наложен судебный штраф в порядке и в размере, установленных в главе 11 АПК РФ.
Уплата судебного штрафа не освобождает от обязанности исполнить судебный акт.
Обращение решения арбитражного суда к взысканию в принудительном порядке ограничено определенным сроком. Законодательством установлено, что выданный взыскателю исполнительный лист может быть предъявлен к исполнению в следующие сроки:
1) в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу, или со следующего дня после дня принятия судебного акта, подлежащего немедленному исполнению, или со дня окончания срока, установленного при отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта;
2) в течение трех месяцев со дня вынесения определения о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению в соответствии со статьей 322 АПК РФ.
В случае, если исполнение судебного акта было приостановлено, время, на которое исполнение приостанавливалось, не засчитывается в срок, установленный для предъявления исполнительного листа к исполнению.
Срок предъявления исполнительного листа к исполнению прерывается предъявлением его к исполнению, если федеральным законом не установлено иное, частичным исполнением судебного акта.
В случае возвращения исполнительного листа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения новый срок для предъявления исполнительного листа к исполнению исчисляется со дня его возвращения.
Течение срока давности исполнения начинается с момента вступления в законную силу решения арбитражного суда, а если решение подлежит немедленному исполнению, то с момента принятия такого решения.
При наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава — исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Заявление об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения рассматривается арбитражным судом в месячный срок со дня поступления заявления в арбитражный суд в судебном заседании с извещением взыскателя, должника и судебного пристава — исполнителя. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения заявления.
По результатам рассмотрения заявления выносится определение.
Копии определения направляются взыскателю, должнику и судебному приставу — исполнителю.
В случае предоставления должнику отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта арбитражный суд вправе по заявлению взыскателя принять меры по обеспечению исполнения судебного акта по правилам, установленным главой 8 АПК РФ. Определение арбитражного суда об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения либо об отказе в удовлетворении заявления об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения может быть обжаловано (ст.322 АПК РФ). Потребность в совершении указанных действий бывает обусловлена обстоятельствами конкретного дела. Так, должник может быть заинтересован в том, чтобы не сразу, а постепенно, по частям, передать взыскателю деньги или имущество, в таком же порядке освободить служебные помещения либо совершить иные действия. С изменением способа исполнения решения сходно обращение взыскания на имущество должника. Однако в норме, регулирующей порядок обращения взыскания на имущество, нет достаточной ясности. При удовлетворении иска в решении арбитражный суд должен указать стоимость имущества, на которое обращается взыскание, без перечисления такого имущества. Исполнение такого решения производится судебным исполнителем в порядке, установленном Законом об исполнительном производстве.
Арбитражный суд по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава — исполнителя может приостановить или прекратить исполнительное производство, возбужденное судебным приставом -исполнителем на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом, в случаях, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.
Приостановление или прекращение исполнительного производства производится арбитражным судом, выдавшим исполнительный лист, либо арбитражным судом по месту нахождения судебного пристава -исполнителя.
Заявление о приостановлении или прекращении исполнительного производства рассматривается в десятидневный срок в порядке, предусмотренном статьей 324 АПК РФ.
Определение арбитражного суда о приостановлении или прекращении исполнительного производства либо об отказе в приостановлении или прекращении исполнительного производства может быть обжаловано.
Исполнительное производство возобновляется по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава — исполнителя арбитражным судом, приостановившим исполнительное производство, после устранения причин или обстоятельств, послуживших основаниями для его приостановления. О возобновлении исполнительного производства выносится определение.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство подлежит обязательному приостановлению в случаях:
1) смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленное судом правоотношение допускает правопреемство, а также возбуждения арбитражным судом производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника;
2) утраты должником дееспособности;
3) участие должника в боевых действиях в составе Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, или просьбы взыскателя, находящегося в таких же условиях;
4) оспаривание должником исполнительного документа в судебном порядке, если такое оспаривание допускается законом; подачи жалобы в суд на действия органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;
5) вынесения постановления должностным лицом, которому федеральным законом предоставлено право приостанавливать исполнение судебного акта или акта другого органа, на основании которого выдан исполнительный документ, а также исполнение документа, который в силу закона является исполнительным документом;
6) предъявления в суд иска об исключении из описи (освобождении от ареста) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу.
Кроме обязательных случаев. Устанавливаются и случаи, когда исполнительное производство может быть приостановлено:
1) обращение судебного пристава-исполнителя в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, с заявлением о разъяснении принятого им судебного акта или акта другого органа, а также документа, который в силу закона является исполнительным документом;
2) просьбы должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) нахождения должника в длительной служебной командировке;
4) нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учреждении;
5) подачи жалобы на действия судебного пристава-исполнителя или отказ в его отводе;
6) розыска должника, его имущества или розыска ребенка;
7) нахождения должника либо взыскателя в отпуске за пределами места совершения исполнительных действий.
Исполнительное производство приостанавливается по правилам ст. 2 2 указанного Федерального закона «Об исполнительном производстве» на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для приостановления производства. После устранения указанных обстоятельств исполнительное производство возобновляется судом, его приостановившим, по заявлению взыскателя или по инициативе судебного пристава-исполнителя.
Сроки приостановления исполнительного производства, установленные в ст.22 Федерального закона «Об исполнительном производстве», могут быть сокращены судом.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство прекращается в случаях:
1) принятия судом отказа взыскателя от взыскания;
2) утверждения судом мирового соглашения между взыскателем и должником;
3) смерти взыскателя-гражданина или должника-гражданина, объявления его умершим, признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом или актом другого органа требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику безвестно отсутствующего;
4) недостаточности имущества ликвидируемой организации для удовлетворения требований взыскателя;
5) истечения установленного законом срока для данного вида взыскания;
6) отмены судебного акта или акта другого органа, на основании которого выдан исполнительный документ либо документ, который в силу закона является исполнительным документом;
7) отказ взыскателя от получения предметов, изъятых у должника при исполнении исполнительного документа о передаче их взыскателю.
Заявление о приостановлении или прекращении исполнительного производства рассматривается в десятидневный срок в порядке, предусмотренном статьей 324 АПК РФ.
Определение арбитражного суда о приостановлении или прекращении исполнительного производства либо об отказе в приостановлении или прекращении исполнительного производства может быть обжаловано.
Исполнительное производство возобновляется по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава — исполнителя арбитражным судом, приостановившим исполнительное производство, после устранения причин или обстоятельств, послуживших основаниями для его приостановления.
О возобновлении исполнительного производства выносится определение.
При наличии обстоятельств, препятствующих совершению отдельных исполнительных действий, арбитражный суд по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава — исполнителя может отложить исполнительные действия по исполнительному производству, возбужденному на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом.
Отложение исполнительных действий производится арбитражным судом, выдавшим исполнительный лист, или арбитражным судом по месту нахождения судебного пристава — исполнителя.
Заявление об отложении исполнительных действий рассматривается арбитражным судом в десятидневный срок в порядке, предусмотренном статьей 324 АПК РФ.
По результатам рассмотрения заявления суд выносит определение.
В определении об отложении исполнительных действий указывается дата, до которой откладываются исполнительные действия, или событие, наступление которого является основанием для возобновления судебным приставом — исполнителем исполнительных действий.
Копии определения об отложении исполнительных действий направляются взыскателю, должнику и судебному приставу -исполнителю.
Решения и действия (бездействие) судебного пристава — исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другим федеральным законом, по правилам, установленным главой 24 АПК РФ.
Заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава — исполнителя государственной пошлиной не облагается.
Исполнительный документ, по которому взыскание производилось или произведено частично, возвращается взыскателю в случаях, предусмотренных ст. 26 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Исполнительный документ возвращается, в частности, по заявлению взыскателя, если нарушен срок для предъявления исполнительного документа к исполнению, при невозможности установить адрес должника-организации или место жительство должника-гражданина, место нахождения имущества, если у должника отсутствуют имущество или доходы, если взыскатель отказался оставить за собой имущество должника, не проданное при исполнении исполнительного документа. Наконец, исполнительный лист возвращается и в том случае, когда взыскатель своими действиями (бездействием) препятствует исполнению исполнительного документа.
В необходимых случаях взыскателю вместе с исполнительным документом возвращается авансовый взнос в порядке, предусмотренном ст. 26 Федерального закона «Об исполнительном производстве». О возвращении исполнительного документа взыскателю и возврате ему авансового взноса судебным приставом-исполнителем выносится постановление, которое утверждает старший судебный пристав. Это постановление может быть обжаловано в соответствующий суд в десятидневный срок.
Исполненный исполнительный документ возвращается в суд или другой орган, выдавший документ.
Установление порядка возвращения исполненных и неисполненных исполнительных документов в суд, их выдавший, позволит, в частности, арбитражному суду иметь полную информацию о выполнении принимаемых им решений по рассматриваемым делам. Думается, что такой же порядок информирования арбитражного суда следует установить и для государственных налоговых инспекций, осуществляющих взыскание в федеральный бюджет государственной пошлины. Эти меры позволили бы арбитражным судам иметь полную картину выполнения их решений и дисциплинировали бы изыскателей госпошлины в осуществлении возложенных на них функций. Исполнительное производство оканчивается:
1) фактическим исполнением исполнительного документа;
2) возвращением исполнительного документа без исполнения по требованию суда или другого органа, выдавшего документ, либо взыскателя;
3) возвращением исполнительного документа по основаниям, указанным в ст.26 Федерального закона «Об исполнительном производстве»;
4) направлением исполнительного документа в организацию для единовременного или периодического удержания из заработка (дохода) должника;
5) направлением исполнительного документа из одной службы судебных приставов или одного подразделения в другие;
6) прекращением исполнительного производства.
Постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть обжаловано в соответствующий суд в десятидневный срок. Судебный пристав-исполнитель может отложить исполнительные действия по заявлению взыскателя или на основании определения судьи. При наличии обстоятельств, препятствующих совершению исполнительных действий, судебный пристав-исполнитель может отложить исполнительные действия на срок не более 10 дней по заявлению должника или по собственной инициативе.
Об отложении исполнительных действий судебный пристав-исполнитель выносит постановление, о чем уведомляются стороны, суд или другой орган, выдавший исполнительный документ. Указанное постановление судебного пристава-исполнителя может быть обжаловано в соответствующий орган в десятидневный срок.

Заключение
Исполнение судебных арбитражных актов является важным участком правовой практики, отражающим жизнеспособность экономических отношений, регулируемых государством. Неисполнение субъектами права актов юрисдикционных органов означает отсутствие государственной защиты прав и интересов граждан, права индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а также самого государства.
В конечном счете это снижает эффективность экономики, приводит к криминализации отношений гражданского оборота. Кроме того, плохая система принудительного исполнения напрямую снижает эффективность и авторитет органов судебной власти, поскольку судебное решение, которое не может быть реализовано, не имеет реальной юридической ценности.
Принудительному исполнению подлежат судебные акты о присуждении, т. е. когда вынесено решение о совершении ответчиком определенных действий или о воздержании от совершения определенных действий. Ответчик может исполнить арбитражный судебный акт добровольно, но если он почему-либо будет уклонятся от исполнения, то истец вправе потребовать от органов государственной власти принятия к ответчику таких мер, которые привели бы к реализации решения суда. Принятие таких мер происходит в порядке исполнительного производства.

Библиографический список

  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993г. Российская газета. № 237, 25.12.1993г.
  2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ.
    3.Гражданский кодекс Российской Федерации. №14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002-№ 5 ст. 410
    4.Уголовный кодекс РФ законодательства Российской Федерации. — 17 июня 1996 г., — №25. — Ст. 2954.
    5.Федеральный закон от 21 июля 1997 г. №119-ФЗ «Об исполнительном производстве.
  3. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. №118-ФЗ «О судебных приставах»
  4. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. №4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // Сборник законодательных актов Российской Федерации. — выпуск VIII. — 1993 г.
  5. Приказ Минюста РФ от 29 апреля 2003 г. №36 «Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде» // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ.
  6. Положение Центрального Банка России от 12 апреля 2001 г. №2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» // Вестник Банка России. -4 мая 2001 г.-№27-28.
  7. Письмо Департамента судебных приставов Минюста РФ от 21 декабря 2000 г. №06-5893 «Разъяснения по некоторым вопросам применения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве» // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. — 2001 г. — №1. -с.53.
  8. Арбитражная практика 2005г. №4. с.90
  9. Арбитражная практика 2005г. №7. с.82
  10. Богданов Е. Обжалование действий судебных приставов-исполнителей // Российская юстиция. — №2. — февраль 2001
  11. Валеев Д.Х. Процессуальное положение лиц, участвующих в исполнительном производстве. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Казань. 1999. С. 6, 8-9 и др.
  12. Игнатенко А.А., Кириленко И.В., Матвеев А.В., Шерстюк В.М., Ярков В.В. К разработке проекта Исполнительного кодекса Российской Федерации // Законодательство. — №8. — август 2001 г
  13. Исаенкова О. В. «Исполнительное право в системе российского права и некоторые проблемы ответственности в исполнительном праве»//Сборник Высшего Арбитражного Суда РФ и Уральской государственной юридической академии «Российский ежегодник гражданского и арбитражного процесса № 1 (2001 г.)». //М.: Норма, 2002. С. 387—403.
  14. Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации(постатейный)// Под ред.Г.А. Жилина.-М.:ТК,Велби, 2003.-840с.
  15. Комментарий к АПК РФ /Под ред. В. Ф. Яковлева и М. К. Юкова. М., 2003. С. 811-814
  16. Комментарий к Федеральному закону «Об исполнительном производстве». Под редакцией Д.Х.Валеев. Санкт-Петербург. 2003г
  17. Ю.Морозова И.Б., Семин С.А. Роль суда в исполнительном производстве // Законодательство. — №1. — январь 2001 г. 11.»
  18. Арбитражный процессуальный кодекс: основные положения и сложившаяся практика».// «АРБИТРАЖНАЯ ПРАКТИКА» — № 03 (36) 2006.
  19. Нешатова Т.А. «Первое решение Европейского Суда по правам человека по имущественному спору против России: размышления, некоторые выводы».// Вестник высшего Арбитражного Суда.- 2002. — № 8. С.141.—144.
  20. Панкратова Н.А. К вопросу об исполнительном праве.// Теоретические и прикладные проблемы реформы гражданской юрисдикции. Межвуз. сб-к научн. трудов. Екатеринбург. 1998. С.204.
  21. Решетникова И.В., Ярков В.В. Гражданское право и гражданский процесс в современной России. Екатеринбург — М. 1999. С.204-205; 15.Советский гражданский процесс: Учебник. Под ред. М.А.Гурвича. М. 1975. С.281-282.
  22. Шерстюк В., Егоров В., Мартынова В. Комментарий к Федеральному закону «Об исполнительном производстве» // Хозяйство и право. — 1998. — №№7-12.
  23. Шерстюк В.М. Система советского гражданского процессуального права (вопросы теории). М. 1989. С.22-23.
  24. Ягузинский А.Н. Правовое регулирование исполнения судебных актов и актов иных органов // Законодательство. — №4. — апрель 2000 г. — с. 12.
  25. Ягузинский А.Н. Взаимодействие между органами, осуществляющими взыскание по исполнительным документам // Российская юстиция. -№5. -май 2000
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov