Контрольная История 2

Содержание

В чем причины усиления сепаратистских стремлений и национализма в России начала 1990-х годов? 3
Охарактеризуйте международное положение Российской Федерации после распада СССР 9
Создание ООН: цели, высшие органы власти. Охарактеризуйте роль ООН в урегулировании международных конфликтов? 13
К какому времени относится период истории, получивший название «застой»? Почему его так характеризвали? 21
Что такое бит, битники? Какие еще молодежные движения протеста вы знаете? 23
Список использованных источников 26

В чем причины усиления сепаратистских стремлений и национализма в России начала 1990-х годов?

В 1990-1991 гг. по России прокатился так называемый «парад суверенитетов», когда почти все субъекты федерации приняли резолюции о суверенитете, близкие по содержанию к утвержденным до этого союзными республиками, ставшими вскоре независимыми государствами. Пионерами борьбы за суверенитет еще в советское время выступили Татарстан, Якутия, Чечено-Ингушетия. Тогда о серьезности намерений этих республик обрести полную независимость могли свидетельствовать их законодательные акты.
Например, конституция Татарстана определяла республику как «суверенное государство, субъект международного права». Конституционный закон «О недрах» отнес всю государственную собственность на территории Татарстана, его недра с их содержимым к исключительной собственности республики, а постановление «О воинской обязанности и воинской службе граждан Республики Татарстан» обязало ее граждан проходить воинскую службу только в границах Татарстана. В 1992 г. о выходе из федерации заявила Чеченская республика (Ичкерия). В это же время реальная угроза насильственного вывода из Российской Федерации нависла над Кабардино-Балкарией.
После того как российские республики продемонстрировали «парад суверенитетов», непреодолимое желание повышения статуса возникло у российских краев, областей. Сначала Вологодская, Свердловская области, а затем ряд других русских регионов объявили о своем намерении провозгласить себя республиками. В октябре 1993 г. Свердловская область осуществила свое опасное намерение и приняла конституцию Уральской республики, вскоре, правда, дезавуированную федеральной властью. Суверенизацию анонсировали даже административные районы в некоторых городах. Например, в конце 1991 г. Октябрьский район г. Москвы провозгласил суверенитет подведомственной территории и даже запретил пролет над ней самолетов. Инерция распада СССР набирала силу, и никто в то время еще не знал, когда и на каком территориальном уровне она может завершиться.
Отдельного разговора заслуживает вопрос о Чечне. Чеченский кризис, возникший на основе сепаратизма, оказал комплексное отрицательное влияние на национальную безопасность России и во внешней сфере, и во всех видах внутренней безопасности. По последствиям терактов, осуществленных чеченскими боевиками, специалисты квалифицируют терроризм как «второй, после деятельности незаконных вооруженных формирований, основной метод борьбы сепаратистских сил в Чечне». Послание Президента РФ Федеральному Собранию «О национальной безопасности» с полным основанием характеризует региональный сепаратизм и национализм как одну из важнейших угроз национальной безопасности России, ставя ее на второе место после «незавершенности создания и нестабильности структур демократических институтов власти и управления».
Крайняя форма сепаратизма появляется не там, где имеется этническое разнообразие, а там, где среди меньшинств есть достаточное число интеллигенции и политических активистов, желающих стать политическим большинством (на языке сепаратистов — «добиться национального освобождения»).
Чтобы понимать современную ситуацию в Чечне, надо оценивать геополитический контекст, в котором пребывает современная Россия. В настоящее время необходимо обосновывать смысл и значение российской государственности. Важно проведение политики сохранения цельности страны, демонстрировать ее эффективность.
В любой стране сепаратизм отнюдь не сводится к проискам «антигосударственных» элементов. Его источниками обычно являются и диспропорции в развитии отдельных регионов, и игнорирование центральными властями специфики отдельных территорий, и внешнеполитические факторы.
Условно можно выделить несколько групп факторов, устойчиво питающих центробежные тенденции в современной России.
Историко-культурные факторы. Этнонациональная и региональная консолидация народов России, их обостренное отношение к своей атрибутике (языку, культуре, территории) — с одной стороны, реванш древних социокультурных различий, которые центральная власть долгое время подавляла, а с другой, — ответ на введенную после революции систему административно-территориального деления, явно не соответствовавшую отечественным реалиям.
Говорят, будто многовековая жестко авторитарная политика разрушила национальное и региональное своеобразие России. Это — упрощение сложной проблемы. Для Российской империи, созданию которой положило начало присоединение Казани (1552), Астрахани (1556), основной задачей была не культурная и региональная ассимиляция, а безопасность государства. Входившие в ее состав мусульмане Поволжья и Северного Кавказа, ламаисты Южной Сибири и калмыцкой степи сохранили строй жизни, языки, религию. Царизм добивался превращения покоренных народов в лояльных подданных, не покушаясь на их национально-культурную автономию.
Иными словами, так называемая этнократия, то есть власть, основанная на принципе крови и этнического родства, — не была главной объединяющей формой социального сосуществования индивидов в России. Империя строилась на основе надэтнического принципа подданства, который, однако, серьезно нарушался. При форсированном строительстве общероссийской нации (преимущественно сверху) во второй половине XIX -начале XX вв. применялись и методы этнократического правления. Этнические меньшинства справедливо расценивали действия последних царей по принудительной ассимиляции как нарушение имперских «правил игры» в пользу русской этнократии.
Федерацией дореволюционная Россия, разумеется, не была, но, тем не менее, обществу не был чужд опыт культурно-политического регионализма. Вспомним институт земства с его традицией самоуправления; жители страны вообще склонны были определять себя по месту проживания или по конфессиональной принадлежности.
Революция 1917 г. навязала обществу классовый подход. Религия, объявленная «опиумом народа», перестала выполнять идентифицирующие функции. В национальном начале большевики усматривали препятствие на пути социалистического универсализма и пролетарского интернационализма. В 60-е годы идеологи КПСС выдвинули тезис о советском народе как новой исторической общности людей, который игнорировал этничность и предполагал формирование наднационального сознания.
Совсем не учитывать национально-региональную пестроту России власть, разумеется, не могла. Принятый ей принцип национально-территориального деления и неравноправия различных административных единиц нес в себе разрушительный потенциал, сохраняющийся и поныне в форме дезинтеграционных тенденций. Их поддерживает и другое «наследие» советской эпохи — воспоминания о постоянной перекройке территории и частом изменении границ административно-территориальных единиц. Не стерся из исторической памяти и более глубокий пласт — времена Гражданской войны, когда десятки городов и областей на территории России провозгласили себя независимыми государствами. В итоге крупные группы россиян не считают внутренние границы постоянными и незыблемыми.
Политико-юридические факторы. Кризис современной российской государственности коренится в принципах ее построения. Она создавалась не традиционным для федераций способом, то есть не по воле субъектов, передающих часть полномочий Центру, а «сверху»: федеральные власти провозгласили части государства субъектами РФ своими актами (хотя и по их добровольному согласию). В умах многих руководителей и в политике официальных структур сохраняется наследие советской эпохи — унитаризм. Центр по инерции считает, что региональное многообразие подрывает единство страны. Даже ослабев, он стремится командовать, хотя не имеет ни необходимых для этого рычагов управления, ни разработанной национальной и региональной политики.
Одновременно Москва заигрывает с регионами. Рассчитывая таким образом завоевать лояльность местных элит, она закрывает глаза на факты несоблюдения федеральных законов и в нарушение конституции устанавливает с местной властью особые отношения, создающие систему параллельного права. По существу, целостность России становится объектом торга между федеральным Центром и региональными элитами. Москва дрейфовала в сторону договорной федерации, грань которой с конфедерацией размыта. Кроме того, любой такой договор влечет за собой материальные расходы и отрывает средства от других, порой слабее развитых регионов, закрепляя неравенство субъектов федерации между собой и по отношению к Центру, усиливая тем самым дезинтеграционные процессы.
Федеральная власть до сих пор не переосмыслила критически лозунга суверенизации («берите столько суверенитета, сколько можете переварить»), выдвинутого в борьбе против союзного государства. Если поначалу он способствовал национальной и региональной консолидации, то позднее обернулся против целостности самой России.
Стихийный и хаотичный процесс складывания государственности усугубляет несовершенство действующего законодательства. В основу построения Российской Федерации положены два противоречащих друг другу принципа — этнический и территориальный. Множество спорных конституционных положений, противоречивых указов и постановлений о функциях Центра и регионов позволяет местным элитам толковать эти документы в свою пользу. Неясно, по какому принципу разграничиваются предметы ведения и полномочия между центральной властью и субъектами федерации. Не определено, чем край отличается от административной области. Неясны полномочия автономных округов: с одной стороны, они получили по конституции равные права с другими субъектами федерации, но с другой — сделана оговорка о том, что они входят в состав краев или областей. Это создает правовой парадокс: равноправие субъекта в составе другого субъекта.

Охарактеризуйте международное положение Российской Федерации после распада СССР

Значение распада Советского Союза и системы социализма с позиций нынешнего дня оценить чрезвычайно трудно. Время, прошедшее с момента фактического развала СССР, по меркам истории слишком мало. Поэтому даже границы России нельзя пока считать окончательно определившимися. Геополитическое положение РФ еще неопределеннее: политическая система, характер международных отношений, положение в геополитическом пространстве бывшего СССР ее очень зыбки.
Распад Советского Союза, появление 15 суверенных государств можно считать состоявшимися в политическом и правовом смыслах. И далеко не все независимые государства горят желанием найти какие-либо формы объединения с Россией. Связующим звеном в первую очередь остаются ранее сложившиеся экономические связи. Все республики бывшего СССР страдают от нарушения этих связей.
Рынки республик десятилетиями были приспособлены к товарам друг друга, спрос на которые на Западе, в Японии, многих странах АТР, за исключением сырья и некоторых товаров, тонких технологий, практически отсутствует или ограничен. При попытках выйти со своими товарами на рынки конвертируемых валют республики СНГ конкурируют друг с другом и терпят взаимный ущерб.
К числу факторов, которые еще как-то связывают бывшие советские республики, относятся: демографические, социальные, культурные, психологические.
Очень важный момент в политических, экономических и иных отношениях государств на постсоветском пространстве — сохранение единого социального пространства. Вариантов решения этой проблемы пока нет, но для начала можно взять схему, по которой формируется Европейское сообщество, где национальная безопасность каждого государства определяется готовностью действовать согласованно во многих сферах общественной жизни и, прежде всего, в социально-экономической сфере.
В разрушении СССР имеется больше потерь, чем приобретений:

  • утрачено более 5 млн. км2 территории (СССР);
  • потеряны выходы к Балтике (кроме Санкт-Петербурга и «анклавного» Калининграда) и к Черному морю;
  • в ресурсном отношении потеряны шельфы морей: Черного, Каспийского, Балтийского;
  • «сдвиг» всей нашей территории на север и восток;
  • потеряны прямые сухопутные выходы к Центральной и Западной Европе;
  • появление на новых рубежах России нескольких маложизнеспособных стран, экономически слабых соседей (Армения, Азербайджан и др.). В итоге, Россия к концу XX в. вынуждена в тяжелых условиях оставаться для них донором;
  • русская нация вошла в число «рассеченных народов в главной полосе расселения, на главной магистрали Запад-Восток»;
  • на юге Россия практически выполняет роль защитника Европы от исламского фундаментализма.
  • на востоке России — «вакуум» по населению (всего 8 млн. человек живет на Дальнем Востоке) при экономической насыщенности региона. В Сибири и на Дальнем Востоке, в Забайкалье и Приморье противостоит России третье по силе государство мира — КНР. По обеим сторонам Амура районы различаются по плотности населения на два порядка. Китайскую и вьетнамскую эмиграцию специалисты оценивают цифрами от 150-200 тыс. человек до 500 тыс., а иногда и до 2 млн. (например, так считают эксперты Института Европы РАН);
  • Россия получила необустроенные границы;
  • последствия развала СССР — попытки конфедерализации России.
    Ослабление научно-технического потенциала страны связано с «утечкой умов», обусловленной бедственным положением науки и образования, разрушением передовых технологий. Число научных работников России сократилось более чем на 1/3 и сейчас составляет около 350 тыс. человек против 1,2 млн.
    К последствиям развала СССР надо отнести и усиливающиеся региональные контрасты: разница в доходах населения страны составляет приблизительно 1:20. В перспективе можно ожидать еще большего разрыва в доходах. Тому есть несколько причин:
  • усиление вывоза сырья (нефть, газ, руды, алмазы, драгметаллы и др.) из ресурсных районов страны (это стимулируется Западом, Китаем и Японией, другими странами АТР);
  • влияние мощного лобби, представляющего топливно-энергетический комплекс, финансовые структуры в Москве;
  • в Москве, Санкт-Петербурге, в Екатеринбурге оборачивается более 95% финансов России.
    Результатом развала СССР явилась и сложная демографическая ситуация в РФ. За годы реформ она стала катастрофической. По данным Госкомстата, население России (несмотря на довольно активную иммиграцию русских, украинцев, белорусов из стран «ближнего зарубежья» — Прибалтики, Казахстана, Таджикистана и других регионов) убывает.
    Экономическое, демографическое, научное, техническое ослабление России означает уменьшение ее международной роли, катастрофическое падение имиджа страны.
    Внешние проблемы России теснейшим образом переплетены с внутренними, которые ползучим образом перерастают во внешние (Чечня, Абхазия, Грузия, в перспективе дестабилизация Дагестана, Ингушетии и всего Кавказского региона). В этой связи возникает проблема границ страны: с Прибалтикой, Китаем, Японией и другими государствами. С проблемой границ связаны еще и такие геополитические аспекты: выход к морям, включенность в мировые коммуникации и пространственное положение по отношению к центрам сегодняшней и будущей мировой активности.
    Проблема доступа к морям может рассматриваться в военном, внешнеэкономическом и ресурсном планах. Реальное военное значение Черного и Балтийского морей имеет для страны региональный характер.
    Вывод: геополитическая уязвимость России очевидна, более того, она возрастает, и это особенно опасно в условиях «третьего передела мира», продвижения НАТО к границам России, войн НАТО в Европе.

Создание ООН: цели, высшие органы власти. Охарактеризуйте роль ООН в урегулировании международных конфликтов?

Организация Объединённых Наций, сокращённо ООН — международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.
Система Организации Объединенных Наций в ее современном виде складывалась на протяжении длительного времени, и правильное понимание причины появления всех ее элементов.
Система ООН зародилась более 100 лет назад как механизм управления мировым сообществом. В середине девятнадцатого столетия появились первые международные межправительственные организации. Появление этих организаций было вызвано двумя взаимоисключающими причинами. Во-первых, образованием в результате буржуазно-демократических революций, стремящихся суверенных государств, стремящихся к национальное независимости, и, во-вторых, успехами научно-технической революции, породившими тенденцию к взаимозависимости и взаимосвязанности государств.
Основы её деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции. Название «Объединённые Нации» было впервые использовано в Декларации Объединённых Наций, подписанной 1 января 1942 года.
Устав ООН был утверждён на Сан-Францисской конференции, проходившей с апреля по июнь 1945 года, и подписан 26 июня 1945 года представителями 51 государства. Дата вступления Устава в силу (24 октября) отмечается как День Организации Объединённых Наций.
Направления деятельности ООН определяются в большей мере профилем тех или иных органов и учреждений системы. Поэтому следует рассмотреть направления деятельности не ООН в целом, а рассмотреть полномочия и деятельность каждого из них, а также те вопросы которые не относятся к их компетенции, или в вопросах в которых существует ограничения полномочий.
Генеральная ассамблея ООН — обладает широкими полномочиями. В соответствии с Уставом она может обсуждать любые вопросы или дела, в том числе относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов ООН, и, за исключением ст.12, давать рекомендации членам ООН и (или), Совету Безопасности ООН по любым таким вопросам и делам . Генеральная Ассамблея ООН уполномочена рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений, и предлагать в отношении этих принципов рекомендации. Она также уполномочена обсуждать любые вопросы, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности, поставленные перед нею любыми государствами, в том числе государствами членами и не членами ООН, или Советом Безопасности ООН, и делать в отношении любых таких вопросов рекомендации заинтересованному государству или государствам либо Совету Безопасности до и после обсуждения. Однако любой такой вопрос, по которому необходимо предпринять действие, передается Генеральной Ассамблеей ООН Совету Безопасности до и после обсуждения. Генеральная Ассамблея ООН не может выдвигать рекомендации, касающиеся какого-либо спора или ситуации, когда Совет Безопасности выполняет по отношению к ним возложенные на него Уставом ООН функции, если сам Совет Безопасности не попросит об этом . Генеральная Ассамблея ООН организует исследования и составляет рекомендации в целях содействия сотрудничеству в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения, содействует осуществлению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии .Генеральная Ассамблея получает и рассматривает ежегодные и специальные доклады Совета Безопасности, а также доклады других органов ООН, рассматривает и утверждает бюджет ООН. Она имеет право выносить только рекомендации, которые, за исключением решений по вопросам бюджета и процедуры, не имеют обязательной силы для членов ООН. По рекомендации Совета Безопасности она назначает Генерального секретаря ООН, производит прием в ООН новых членов, решает вопросы приостановления осуществления прав и привилегий государств-членов, их исключения из ООН . Генеральная Ассамблея ООН избирает непостоянных членов Совета Безопасности, членов ЭКОСОС, Совета по Опеке, Международного Суда ООН.
Совет Безопасности ООН — главный постоянно действующий политический орган ООН, на который, согласно Уставу ООН, возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Совет наделен широкими полномочиями в деле мирного урегулирования международных споров, недопущения военных столкновений между государствами, пресечения актов агрессии и других нарушений мира и восстановления международного мира. Согласно Устава ООН, только Совет Безопасности и никакой другой орган или должностное лицо ООН имеет право принимать решения о проведении операций с использованием Вооруженных сил ООН, а равно решать вопросы, связанные с созданием и использованием Вооруженных сил ООН, в частности, такие, как определение задач и функций вооруженных сил, их состава и численности, структуры командования, сроков пребывания в районах операций, а также вопросы руководства операциями и определение порядка их финансирования. Для оказания давления на государство, действия которого, создают угрозу международному миру или представляют собой нарушение мира, Совет может решить и потребовать от членов ООН применения мер, не связанных с использованием вооруженных сил, например, таких как полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио- и других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений. Если такие меры будут сочтены Советом недостаточными, он уполномочен предпринимать действия, связанные с использованием воздушных, морских и сухопутных вооруженных сил. Эти действия могут включать в себя демонстрацию, блокаду, операции вооруженных сил членов ООН. Совет вносит рекомендации о приеме государств в члены ООН, об исключении членов ООН, систематически нарушающих принципы Устава ООН, о приостановлении осуществления прав и привилегий, принадлежащих члену ООН, если против этого члена он предпринимает действия превентивного или принудительного характера. Совет делает рекомендации Генеральной Ассамблеи ООН относительно назначения Генерального секретаря ООН, выбирает вместе с ней членов Международного Суда ООН и может принять меры для исполнения решения этого Суда, которое то или иное государство отказалось выполнить. Согласно уставу, Совет может принимать помимо рекомендаций юридически обязательные решения, выполнение которых обеспечивается принудительной силой всех государств — членов ООН. За все время существования ООН не было практически ни одного важного международного события, ставившего под угрозу мир и безопасность народов или вызывающего споры и разногласия между государствами, на которые бы не обращалось внимание Совета, причем значительное число их стало предметом рассмотрения на заседаниях Совета Безопасности.
Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС) также является одним из главных органов ООН, который под руководством Генеральной Ассамблеи ООН координирует экономическую и социальную деятельность ООН, специализированных учреждений ООН, а также многочисленных органов ООН. На ЭКОСОС возложены широкие многообразные функции координации и развития сотрудничества государств с различным социальным строем с таких важных экономических и социальных областях их взаимоотношений, как экономическое развитие, мировая торговля, индустриализация. Освоение природных ресурсов, международная защита прав и свобод человека, положение женщин, народонаселение, социальное обеспечение, наука и техника, предупреждение преступности и многое другое. ЭКОСОС призван, согласно Уставу ООН, предпринимать исследования, составлять доклады, выносить рекомендации по вопросам международного, экономического, социального, культурного сотрудничества государств, содействовать соблюдению и уважению прав человека, созывать международные конференции и симпозиумы, подготавливать проекты конвенций по вопросам своей компетенции для представления их Генеральной Ассамблее, заключать соглашения со специализированными учреждениями ООН, определяющими их отношения с ООН, принимать меры для получения докладов от них и информации от членов ООН по вопросам, входящих в его компетенцию. Он должен служить центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем глобального и межотраслевого характера и выработке рекомендаций в отношении политики по этм проблемам, контролировать и оценивать осуществление общей стратегии и выполнение первоочередных задач. Установленных Генеральной Ассамблеей в указанных областях, обеспечивать общую координацию деятельности организаций и системы ООН в таких областях и проводить всесторонние обзоры политики в области оперативной деятельности во всей системе ООН, учитывая при этом необходимость обеспечения равновесия, совместимости и соответствия первоочередным задачам, установленным Генеральной Ассамблеей для системы ООН в целом.
Совет по Опеке ООН действует под руководством Генеральной Ассамблеи ООН и уполномочен рассматривать отчеты, предоставляемые властью, управляющей соответствующей территорией, принимать петиции и рассматривать их, консультируясь с управляющей властью, устраивать периодические посещения соответствующих территорий под опекой в согласованные с управляющей властью сроки и предпринимать упомянутые действия в соответствии с условиями соглашений об опеке. Он разрабатывает анкету относительно политического, экономического и социального прогресса, а также прогресса в области образования, а управляющая власть каждой территории под опекой, входящей в компетенцию Генеральной Ассамблеи, представляет последней ежегодные доклады на основе этой анкеты. В результате освободительной борьбы большинство подопечных территорий обрело независимость. Соответственно из 11 подопечных территорий, находившихся в ведении Совета с самого начала его деятельности, в настоящее время осталась одна — Тихоокеанские острова (под опекой США). В состав Совета входят Россия, США, Великобритания, Франция и Китай, который в его работе фактически не участвует.
Международный Суд ООН это главный судебный орган ООН. Этим в основном и определяется сфера деятельности Международного Суда. Этот орган имеет множество специфических особенностей т.к. в отличии от других международных судов, сторонами рассматриваемых Судом делах могут быть только государства. Обращение к Суду является факультативным, то есть государства передают спор на его разрешение на основании заключенного ими соглашения-компромисса. Однако ряд государств, в том числе Россия по некоторым международным договорам, признают юрисдикцию Суда в качестве обязательной. Суд обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяя при этом международные конвенции, международный обычай, общие принципы права, признанные цивилизованными нациями, а также в качестве вспомогательного средства — судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций.
Секретариат ООН это орган ООН, призванный обслуживать работу других органов ООН и осуществлять их решения и рекомендации. Секретариат ООН выполняет административно-технические функции ООН, в частности, готовит некоторые материалы, переводит, печатает и распространяет доклады, резюме и другие документы и т.д.

Мирное урегулирование споров между государствами – общепризнанный принцип международного права, закреплённый в п. 3 ст.2 Устава ООН: «Все члены ООН разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость»1. Устав ООН в п.1 ст. 1 закрепил обязанность всех государств «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира».
Впервые на Гаагских конференциях 1899 и 1907 гг. были приняты конвенции о мирном урегулировании международных конфликтов, сформулировавшие обязательства государств разрешать споры предусмотренными мирными средствами. Обращение к мирным средствам было предусмотрено в т.н. договорах Брайана, заключенных США в 1913-1914 гг. В дальнейшем Статут Лиги Наций в ст. 12 подтвердил это обязательство. В Парижском договоре 1928 года об отказе от войны был также закреплён принцип мирного разрешения споров. Однако лишь с созданием ООН и принятием Устава ООН, запретивших применение и угрозу силой, принцип мирного урегулирования споров был реализован в полной мере. После принятия Устава ООН этот принцип получил подтверждение в многочисленных международно-правовых документах, в том числе в Декларации о принципах международного права 1970 г., Заключительном акте СБСЕ 1975 г. и Манильской декларации о мирном разрешении международных споров 1982 г. Определение спора, которое разделяют многие учёные, было дано Постоянной палатой международного правосудия в деле Мавроматиса 1924: «спор является разногласием по вопросу факта или нормы права, конфликтом юридических взглядов или интересов между двумя лицами»2.
Роль ООН, как гаранта мира и безопасности, в деле разрешения международных споров мирными средствами невозможно переоценить. Ключевую роль в разрешении споров Устав ООН отводит Совету Безопасности, установив его обширные полномочия в этой сфере в главе VI Устава «Мирное разрешение споров». Хотя Совет Безопасности вправе давать рекомендации по разрешению любого спора по запросу спорящих сторон и в соответствии со ст. 34 Устава ООН может расследовать любой спор или угрожающую ситуацию, его компетенция ограничена лишь теми спорами, «продолжение которых может угрожать поддержанию международного мира и безопасности». То есть в поле зрения Совета Безопасности попадают лишь наиболее опасные, угрожающие миру, споры.
Роль ООН в разрешении международных споров велика и реализуется в разных формах: добрые услуги, посредничество, примирение, обследование, а также судебное разбирательство в Международном суде.
В целом, роль международных организаций возрастает, также перспективный процесс – партнёрство международных организаций в деле урегулирования конфликтов: во время кризиса в Либерии в 1990 миротворческие силы были организованы субрегиональной международной организацией Экономическое сообщество государств Западной Африки и поддержаны ООН.

К какому времени относится период истории, получивший название «застой»? Почему его так характеризвали?

Эпоха застоя — используемое в публицистике обозначение эпохи «развитого социализма», периода в истории СССР, охватывавшего два с небольшим десятилетия — с момента прихода к власти Л. И. Брежнева (1964) до XXVII съезда КПСС (февраль 1986), а ещё точнее — до январского Пленума 1987 года, после которого в СССР были развернуты полномасштабные реформы во всех сферах жизни общества.
Термин «застой» ведёт своё происхождение от политического доклада ЦК XXVII съезду КПСС, прочитанного М. С. Горбачёвым, в котором констатировалось, что «в жизни общества начали проступать застойные явления» как в экономической, так и в социальной сферах.
Сторонники обозначения указанного периода как «застойного» связывают стабильность советской экономики того времени с нефтяным бумом 1970-х. По их мнению, эта ситуация лишала руководство страны каких-либо стимулов к модернизации хозяйственной и общественной жизни, что усугублялось преклонным возрастом и слабым здоровьем высших руководителей. Фактически же в экономике нарастали негативные тенденции, увеличивалось техническое и технологическое отставание от капиталистических стран. С падением цен на нефть к середине 1980-х у части партийного и хозяйственного руководства появилось сознание необходимости реформирования экономики. Это совпало с приходом к власти самого молодого на тот момент члена Политбюро ЦК КПСС — Михаила Горбачёва. Вместе с тем, первые два года с момента занятия М. С. Горбачёвым поста генсека (с марта 1985 по январь 1987), несмотря на официальное признание существующих трудностей, существенных перемен в жизни страны не наблюдалось. Этот период стал своего рода «затишьем перед бурей», которая «разразилась» после январского Пленума 1987 года, объявившего Перестройку официальной государственной идеологией и ставшего отправным моментом радикальных преобразований во всех сферах жизни общества.
По данным ООН за 1990 год, СССР достиг 26-го места по индексу развития человеческого потенциала (HDI=0.920). При этом среди стран Европы более низкие показатели имели лишь союзники СССР — Болгария, Польша, Венгрия и Румыния, Югославия и Албания, а также Португалия.

Что такое бит, битники? Какие еще молодежные движения протеста вы знаете?

Битники — стереотип масс-медиа, использовавшийся в 1950-х — 1960-х годах для обозначения представителей битничества. Употреблялся как производное от названия бит-поколения, охарактеризованного в статьях конца 40-х годов Джеком Керуаком.
Термин «битники» был предложен в 1958 году журналистом «Сан-Франциско кроникл» Гербом Каэном и базировался на сложившихся в американском обществе представлениях о типичном для середины XX века социальном пласте молодежи, характеризовавшимся асоциальным поведением и неприятием традиционных культурных ценностей нации.
Родиной «поколения разбитых» стала Калифорния, самая благодатная часть Америки, давшая миру спустя два десятилетия Джими Хендрикса и Дженис Джоплин, «Greatful Dad», «Джефферсон Эйрплэйн» и психоделический рок.
К сожалению, в своем протесте, в своей агрессивности, в своих фантазиях битники зашли слишком далеко. Они начинали с того, что рассматривали себя как отверженных общества, поклоняющегося враждебной культуре, как провозвестников нового отношения к тому, что считать благоразумным и этичным, как художников, которые творят лишь для самих себя и не ищут признания и славы. Битники взяли слишком высокий «аккорд», их протестующие голоса были так громки, так надрывны, что, в конце концов, сорвались на фальцет. Они смогли предложить своему поколению только один способ борьбы с обществом, из которого они выкинули себя за шиворот, — уход от него, уход в себя, в «другие сферы», в дзен-буддизм, в «радостную преступность» и наркотики.

В 40-е годы также царствовала советская молодежная субкультура под названием Стиляги, имевшая в качестве эталона западный образ жизни. По сути эта субкультура стала для многих молодых людей психологической защитой от нищеты и разрухи послевоенных лет.
Стиляг отличала нарочитая аполитичность, определённый цинизм в суждениях, отрицательное отношение к некоторым нормам советской морали.
Одежда и сам образ жизни стиляг не был слепо скопирован с американского образца. В первые годы существования данного феномена, облик стиляги был, скорее, смешон: широкие яркие штаны, мешковатый пиджак, шляпа с широкими полями, немыслимых расцветок носки, пресловутый галстук «пожар в джунглях. Впоследствии, внешний вид стиляги претерпел значительные изменения: появились знаменитые брюки-дудочки, взбитый «кок» на голове, элегантный пиджак с широкими плечами, узкий галстук — «селёдочка», завязывающийся на микроскопический узел, зонтик-тросточка. Актуальными у стиляг считались свитера «с оленями».

Когда популярность этих движений пошла на спад, многие, стали уходить в другое зарождавшееся движение, а именно движение Панк.
Наиглавнейший атрибут панка, по которому его сразу можно узнать, – прическа «ирокез». Ирокез, который обычно выкрашен в радикальный цвет, панки ставят вертикально при помощи расчески и хозяйственного мыла. На улице в будний день, конечно, такое не встретить. Но зато на рок-концертах и фестивалях, особенно летних, которые часто проходят под открытым небом, это «чудо» узреть вполне можно. Панки носят в ушах булавки, ходят в рваных джинсах, футболках с названием любимой группы и кедах. Хотя чаще им все равно, что на них надето.
Десятилетие иллюзий 60-х сменилось холодным душем 70-х. Панки протестовали против всего. В кожаных куртках и разорванных джинсах, со шпильками в ушах и кольцами в носу, бритоголовые или ощетинившимися разноцветными хайерами, с лицами, размалеванными краской, с цепочками от унитаза на плечах, толпы подростков оккупировали улицы, подворотни, бары и кафе. Они хулиганили в кинотеатрах, вызывающе вели себя по отношению полицейским, задирали прохожих. Так они выражали свой протест миру. Черный цвет анархии — их цвет. Если хиппи были «за»- за мир, за свободу, за любовь, то панки были тотально против.
Наш панк — это человек, не верящий в политику и политиков, в светлое будущее, старающийся быть непохожим на окружающих и живущий сегодняшним днем. Знающие люди говорят, что облик панка, ну хотя бы ирокез на голове, дает несравненное ощущение свободы.

Скинхеды (или скины) собирательное название представителей молодежного движения. Считается, что 1969 год был пиком популярности этой субкультуры.
Возникновение этого движения (в первоначальном виде) произошло в Англии, в конце 1960-ых, и тесно связано с другой Английской субкультурой этого периода- модами, а так же с ямайской эмигрантской молодежью и популярной в их среде музыкой того времени –реггей. Новый бум скинхед движения, можно отметить и в новом веке. Начиная с конца 1990 начала 2000 года произошел мини-взрыв на европейской ска-сцене — появилось множество релизов, большинство которых, хотя и разительно отличалось по качеству от продукции конца 1960-ых, но были ориентированы на скинхедов, как целевую аудиторию. Германия была центром бума.
В основном, внешний вид скинхедов можно охарактеризовать, как «ботинки и подтяжки» — одни из основных элементов повседневного стиля скинхедов. Все они были одеты одеты в отбеленные Левайс, Dr. Martens, короткий шарф, завязанный на манер галстука.
Короткая стрижка — ещё одна часть внешнего вида.

Список использованных источников

  1. Википедия – свободная энциклопедия. Режим доступа – www.ru.wikipedia.org
  2. Чекалин В. Терроризм в России: новый этап и новые угрозы // Власть. — 1996.-№6.-С.59-60
  3. О национальной безопасности. Послание Президента РФ Федеральному Собранию // Независимая газета. — 1996. — 14.06 — С.7
  4. Устав Организации Объединенных Наций, ст.2 // Действующее международное право, М. 2002, т.1 с 12
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov