Контрольная История отечественного государства и права

Контрольная работа

Содержание
Введение 3
1 Советский государственный аппарат в годы Великой Отечественной войны 4
2 Советское право в период войны 12
Заключение 16
Список использованных источников 17

Введение
Период Великой Отечественной войны 1941 — 45 гг. — важнейшая страница в истории отечественного государства и права. В это время общественный строй и государственное устройство подверглись серьезной проверке. Страна вынуждена была срочно перестраиваться на военный лад.
Внешние функции Советского государства были направлены на непосредственное отражение агрессии, создание антигитлеровской коалиции, организацию помощи народам, борющимся за свое освобождение от фашистской кабалы. Внутренние функции были сосредоточены на экономическом и моральном обеспечении успешного ведения освободительной войны до победного конца.
Советский государственный аппарат проявил способность слаженно работать и в трудных условиях страшной войны. Вместе с тем не удалось уйти от создания и чрезвычайных органов власти и управления. Советское право не претерпело коренных изменений. Большая часть правовых новелл была вызвана военной обстановкой, и после войны они отмерли.
Великая Отечественная война стала событием, подвергшим жестокой проверке весь общественный и государственный строй нашей страны. Это испытание Советский Союз выдержал с честью. При этом знать аспекты государственного строя того времени должен каждый гражданин Российской Федерации. Этим обусловлена актуальность данной курсовой работы.
Цель данной работы — рассмотреть строение и функционирование государственного аппарата и дать оценку советскому праву в 1941-1945 гг.
Структура работы выстроена в соответствии с поставленными задачами, работа состоит из двух глав.

1 Советский государственный аппарат в годы Великой Отечественной войны
Система советских государственных органов, установленная Конституцией СССР 1936 г. и основанными на ней конституциями союзных и автономных республик, соответствовала задачам социалистического строительства в мирных условиях развития СССР. Вместе с тем она учитывала необходимость военной защиты единственной в мире в то время страны социализма от возможного нападения извне. Поэтому Конституция наделила высшие органы государственной власти и управ¬ления СССР (Верховный Совет, Президиум Верховного Совета, Совет Министров) рядом полномочий оборонного характера. В системе общесоюзных наркоматов были образованы Наркомат обороны и Наркомат оборонной промышленности.
Система советского государственного аппарата в центре и на ме¬стах, сложившаяся к 1941 г., в основном сохранялась и во время войны. Однако новые задачи и условия военного времени требовали перестрой¬ки государственного аппарата, создания новых чрезвычайных органов государственной власти с соответствующим распределением компетен¬ции между ними. Широкая коллегиальность во многом уступила место оперативному единоначалию. Ленинский принцип демократического централизма осуществлялся в новых формах, вызванных задачами раз¬грома врага.
Вероломное нападение гитлеровской Германии на СССР 22 июня 1941 г. потребовало принятия партией и правительством неотложных мер по мобилизации всех материальных и духовных сил советского на¬рода на отпор врагу. В тот же день Президиум Верховного Совета СССР издал несколько указов исключительной важности.
30 июня 1941 г. совместным постановлением Президиума Верхов¬ного Совета СССР, ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР «ввиду создавше¬гося чрезвычайного положения и в целях быстрой мобилизации всех Сил народов СССР для проведения отпора врагу, вероломно напавшему на нашу Родину», создан Государственный Комитет Обороны, в руках которого сосредоточивалась вся полнота власти в государстве. Все граждане и все партийные, советские, комсомольские и военные органы обязаны были беспрекословно выполнять решения и распоряжения Го¬сударственного Комитета Обороны. Его председателем был назначен И. В. Сталин,который являлся также председателем Совета Народных Комиссаров СССР и с 8 августа 1941 г. — Верховным Главнокоманду¬ющим Вооруженными Силами СССР.
Во многих местностях, объявленных на военном положении, создавались областные и городские комитеты обороны, являвшиеся чрезвычайными местными органами государственной власти. В ряде случаев образовывались так называемые суженные исполкомы городских Сове¬тов, в которые входили представители партийных и государственных органов.[4,с.60]
Совет Народных Комиссаров СССР своим постановлением от 1 ию¬ля 1941 г. значительно расширил права народных комиссаров СССР в условиях военного времени. С 18 июля 1941 г. это постановление рас¬пространяется на народных комиссаров РСФСР и УССР.
Народные комиссары СССР и двух названных союзных республик наделялись чрезвычайными правами по распределению и перераспреде¬лению материальных ресурсов; по разрешению директорам предприя¬тий и начальникам строек выдавать из своих ресурсов другим пред¬приятиям необходимые материалы; по перераспределению капиталовложений по сверхлимитным строительствам и по направлению полностью на другие стройки средств, предусмотренных планом для строек, пре¬кращенных строительством в связи с военными действиями; по частич¬ным отступлениям от утвержденных проектов и смет сверхлимитного строительства в пределах общей стоимости каждой стройки, утвержден¬ной по генеральной смете; по разрешению пуска в эксплуатацию строя¬щихся предприятий и их отдельных частей с последующим уведомлени¬ем СНК СССР; по резервированию в обеспечение выполнения дополни¬тельных производственных заданий до 5% от утвержденного фонда зарплаты по Наркомату в целом; по списанию числящихся на балансе убытков отдельных хозяйственных учреждений и предприятий за счет их собственных оборотных средств и сверхплановой прибыли по Наркома¬ту в целом (при отсутствии возражений Наркомфина СССР); по спи¬санию сумм с расчетных счетов подведомственных хозорганов и пред¬приятий на покрытие просроченной задолженности поставщикам.
В случае перевода предприятий в другие местности наркомы имели право разрешать наем жилых помещений у отдельных граждан для размещения рабочих и служащих перевозимых предприятий, а также новостроек. Им же предоставлялось право производить затраты на восстановление разрушенных военными действиями предприятий и жилищ за счет капиталовложений, внелимитных затрат, капитального ремонта, а при отсутствии их — за счет себестоимости продукции.
В июле 1941 г. совнаркомам союзных и автономных республик и исполкомам краевых и областных Советов депутатов трудящихся на время войны предоставлено право переводить в обязательном порядке рабочих и служащих, освобождающихся в связи с сокращением штатов, консервацией строительств и т. п., на работу в другие учреждения, предприятия, строительства, независимо от их ведомственной подчинен¬ности и территориального расположения.
Эти чрезвычайные полномочия наркомов, правительств союзных и автономных республик, край (обл.) исполкомов, расширившие их возможности оперативно действовать в военных условиях, сыграли огромную роль в обеспечении победы советского народа над фашистскими захват¬чиками.
Решением Государственного Комитета Обороны в начале июля 1941 г. комиссии Н. А. Вознесенского, с привлечением наркомов вооружения, боеприпасов, авиационной промышленности, цветной металлургии и других наркомов, поручается выработать военно-хозяйственный план обеспечения обороны страны. Такой план по районам Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана и Средней Азии был разработан на IV квартал 1941 г. и на 1942 г. 16 августа 1941 г. его одобрили Сов¬нарком СССР и ЦК ВКП(б) и утвердило Политбюро ЦК ВКП(б).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июля 1941 г. объединены Народный Комиссариат внутренних дел и Народный Комиссариат государственной безопасности в единый Народный Комисса¬риат Внутренних Дел. Соответственно объединяются органы НКВД и НКГБ в союзных и автономных республиках, краях и областях.
В ноябре 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР преобразо¬вал Наркомат общего машиностроения в Наркомат минометного воору¬жения. В начале 1942 г. образован Наркомат танковой промышленности.
В целях усиления централизации снабжения народного хозяйства при Совнаркоме СССР образуются главные управления по снабжению народного хозяйства нефтепродуктами, углем, лесоматериалами и дро¬вами.
Таким образом, уже в первые месяцы войны страна превращается в единый боевой лагерь со строго централизованным руководством все¬ми делами на фронте и в тылу.
Призыв партии «Все для фронта! Все для победы!» стал главным, ведущим для всех партийных, государственных, профсоюзных, комсомольских, кооперативных и других общественных организаций, подчинивших всю свою деятельность общенародному делу защиты социалистических завоеваний от фашистских захватчиков. Руководителем, организатором, вдохновителем советского народа в его справедливой священной борьбе за свою независимость и свободу была Коммунисти¬ческая партия.
В суровые годы Великой Отечественной войны продолжали действовать рожденные Октябрем Советы. Большую организаторскую работу выполняли президиумы верховных советов, советы народных комис¬саров, наркоматы, отраслевые управления при советах народных комис¬саров, исполкомы местных Советов, их отделы и управления. Все эти органы советского государственного аппарата, так же как партийные, профсоюзные, комсомольские и другие общественные органы, руковод¬ствовались решениями и распоряжениями Государственного Комитета Обороны и соответственно актами вышестоящих государственных и об¬щественных органов.
Первые месяцы войны для нашей страны были особенно тяжелыми. Внезапный удар, нанесенный фашистской армией, превосходившей в то время нашу армию численностью войск и военной техникой, и развитие наступления гитлеровских захватчиков, несмотря на героическое сопротивление Красной Армии, вынуждало ее к временному отступлению из пограничных областей, что не давало возможности организовать пла¬номерную мобилизацию людей и материальных средств для отпора вра¬гу. На захваченной врагом в первые же месяцы территории до войны добывалось 63% всего угля, выплавлялось 68%-всего чугуна, 58% ста¬ли, было расположено 47% посевных площадей и находилось 45% по¬головья скота (в переводе на крупный скот). [2, с. 42]
В этих неимоверно трудных условиях партия, руководимые ею государственные и общественные органы, опираясь на массовый героизм советских людей, успешно выполнили задачу перебазирования промышленности и людей на восток. Совет по эвакуации, бюро и коми¬теты по эвакуации при наркоматах, республиканские и местные партий¬ные, государственные органы выполнили огромную по своим масштабам и значению работу. «С июля по ноябрь 1941 г. было эвакуировано на восток свыше 10 миллионов человек, более 1360 крупных предприятий. Из прифронтовых районов был вывезен весь станочный парк, большая часть энергетического оборудования».
Не менее сложная задача — организация размещения эвакуирован¬ных предприятий и ввод их в действие по строгому графику, утвержден¬ному Государственным Комитетом Обороны. Вместе с тем в соответст¬вии с потребностями военного времени перестраивалась работа мест¬ных предприятий.
Мобилизация в ряды Красной Армии резко уменьшила число рабо¬чих и служащих. «Их численность сократилась с 31,5 миллиона к нача¬лу 1941 года до 18,5 миллиона к концу года. Недостаток рабочей силы восполнился установлением нового, трудового режима и массовым при¬влечением новых рабочих».
В частности, на производство возврати¬лись многие пенсионеры. Совет Народных Комиссаров 28 июля 1941 г. принял постановление «О сохранении на период военного времени пен¬сий за пенсионерами, вернувшимися на производство, независимо от размера их заработка». В связи с острым недостатком рабочей силы Президиум Верховного Совета СССР 13 февраля 1942 г. издал Указ «О мобилизации на период военного времени трудоспособного городского населения для работы на производстве и строительстве». Мобилизации подлежали мужчины в возрасте от 16 до 55 лет и женщины от 16 до 45 лет из числа не работающих в учреждениях и предприятиях. Они на¬правлялись на работу по месту жительства, в первую очередь на предприятия авиационной, танковой, вооружения, боеприпасов, металлурги ческой, химической и топливной промышленности.
В развитие этого Указа Совнарком СССР в тот же день издал постановление, согласно которому мобилизация населения производилась исполкомами областных и городских Советов каждый раз по решению Совнаркома.
При исполкомах многих областных и городских Советов были соз¬даны бюро по учету и распределению рабочей силы, занимавшиеся уче¬том трудоспособного населения, подготовкой списков лиц, подлежащих мобилизации, и распределением их между предприятиями. Списки утверждались исполкомами районных или городских Советов. При Сов¬наркоме СССР был образован Комитет по учету и распределению рабо¬чей силы. На него возлагались подготовка (по согласованию с облис¬полкомами) планов мобилизации трудоспособных граждан по каждой области и планов распределения их между предприятиями. Планы утверждались Совнаркомом СССР. Наркоматы организовывали на предприятиях производственное обучение мобилизованных. [5, с. 18]
В результате этих и других организационных мер партии и Совет¬ского правительства «к середине 1942 года была завершена перестрой¬ка народного хозяйства на военный лад. К концу года страна имела уже слаженное и быстро растущее военное хозяйство… продукция во¬енной промышленности и машиностроения в декабре 1942 года увели¬чилась вдвое по сравнению с декабрем 1941 года. Возросла мощность электростанций, увеличилось производство стали, особенно качествен¬ных ее сортов. В стране строилось более 10300 промышленных пред¬приятий. Быстро наращивался выпуск вооружения и боеприпасов».
В период войны создано несколько новых научно-исследователь¬ских учреждений, например Киргизский филиал АН СССР (январь 1943 г.), Узбекский филиал АН СССР реорганизован в АН Узбекской ССР (сентябрь 1943 г.), Армянский филиал АН СССР реорганизован в АН Армянской ССР (октябрь 1943 г.), в Москве организована Акаде¬мия педагогических наук РСФСР (октябрь 1943 г.) и др. Вся эта слож¬ная и разнообразная политико-воспитательная, экономическая, органи¬зационная деятельность партийных, государственных, профсоюзных, комсомольских, кооперативных и других общественных организаций обеспечила Красной Армии и Военно-Морскому флоту прочный тыл, его нарастающую помощь фронту. Опираясь на нее, наши Вооруженные Си¬лы отстояли Ленинград, разгромили гитлеровцев под Москвой, Сталин¬градом и на Кавказе, под Курском, на Украине, в Белоруссии и При¬балтике. Гитлеровский фашизм был окончательно сокрушен в резуль¬тате успешного проведения Берлинской операции. Знамя Победы было водружено над рейхстагом. В сентябре 1945 г. капитулировала милита¬ристская Япония.
В связи с окончанием войны и прекращением чрезвычайного положения в стране Президиум Верховного Совета СССР упразднил Государственный Комитет Обороны и передал его дела Совету Народных Комиссаров СССР.
Советский государственный аппарат постепенно был перестроен применительно к условиям мирного времени, к задачам восстановления и развития народного хозяйства.

2 Советское право в период войны
В области советского гражданского права в период 1941 – 45 гг. следует отметить следующее. На территории, временно оккупированной врагом, советские законы считались действующими. Поэтому все гражданско-правовые сделки, совершенные на временно оккупированной территории, не соответствовавшие советским законам или нарушавшие интересы Советского государства, признавались недействительными.
В связи с военной ситуацией расширялись права государства в отношении объектов права частной собственности. Так, граждане были обязаны сдать радиоприемники и некоторое другое имущество.
В обязательственном праве сужалась сфера применения договорных отношений и расширялось применение административно-правовых методов. Война не являлась основанием для неисполнения обязательств. Создавалась система целевых фондов. Расширялись распорядительные права наркоматов.
В сфере семейного права можно выделить меры, имеющие своей целью укрепление института брака, поощрение многодетных семей, расширение сети детских садов, повышение рождаемости и т. д.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 ноября 1941 г. вводился налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан. В 1943 г. были приняты нормативно-правовые акты о патронировании, опеке и усыновлении.
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усиление охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства» внес принципиальные изменения в институт брака и развода. В соответствии с Указом только зарегистрированный брак порождал права и обязанности супругов. Лица, фактически состоявшие в брачных отношениях, могли оформить свои отношения путем регистрации брака.
Отменялись судебный порядок установления отцовства и взыскание алиментов на ребенка, рожденного от лица, с которым мать не состояла в зарегистрированном браке.
Усложнялся процесс развода — развод производился только в судебном порядке, причем процесс состоял из двух стадий. На первой стадии народный суд был обязан принять меры по примирению супругов. Если супруги не примирились, дело поступало в вышестоящую инстанцию, которая и решала вопрос по существу.
Вводились чрезвычайные меры регулирования трудовых отношений.
22 июня 1941 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении», в соответствии с которым военные власти имели право привлекать граждан к трудовой повинности для выполнения ряда работ. Указ «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время», утвержденный 26 июня 1941 г., увеличивал меру труда. Директорам предприятий было предоставлено право устанавливать обязательные сверхурочные работы на срок до 3 часов в день.
На всех предприятиях и в учреждениях отменялись очередные и дополнительные отпуска. Они заменялись денежной компенсацией. Отпуска предоставлялись: в случае болезни, по беременности и родам, работникам до 16 лет.
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1942 г. вводил мобилизацию трудоспособного городского населения на период военного времени для работы на производстве и в строительстве. Трудовой мобилизации подлежали мужчины в возрасте от 16 до 55 лет и женщины от 16 до 45 лет, не работавшие в государственных учреждениях и предприятиях. Лица, уклонявшиеся от мобилизации, привлекались к уголовной ответственности.
Колхозное право решало следующие задачи: обеспечение продовольствием и сырьем, укрепление трудовой дисциплины, восстановление разрушенного сельского хозяйства и т. д. Принимаются меры, направленные на усиление плановых начал в сельском хозяйстве.
Ввиду военной ситуации в целях обеспечения страны продовольствием был повышен обязательный минимум трудодней в году: до 150 трудодней — в хлопковых районах, до 100 — в Московской, Ивановской и некоторых других областях, до 120 — во всех остальных районах страны. Члены семей колхозников в возрасте от 12 до 16 лет были обязаны отработать не менее 50 трудодней в году.
На селе не хватало рабочей силы. В связи с этим СНК СССР и ЦК ВКП(б) предоставило СНК союзных и автономных республик, краевым, и областным исполкомам право привлекать для сельскохозяйственных работ трудоспособное население городов и сельских местностей, не работающее на предприятиях промышленности и транспорта, часть служащих учреждений, учащихся 6— 10-х классов, студентов техникумов и вузов.
В условиях военного времени произошли существенные изменения в уголовном праве. Действовали как довоенные нормы уголовного права, так и новые нормы, вызванные военной обстановкой.
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1941 г. «Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждавших тревогу среди населения» за совершение таких действий устанавливал уголовную ответственность в виде тюремного заключения на срок от 2 до 5 лет.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 мая 1943 г. устанавливалась уголовная ответственность для воинских начальников за незаконное награждение. Утрата знамени воинских частей приводила к расформированию этой части, а виновные подлежали суду военного трибунала.
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 ноября 1943 г. «Об ответственности за разглашение государственной тайны или за утрату документов, содержавших государственную тайну» устанавливал уголовную ответственность в виде лишения свободы для должностных лиц на срок до 10 лет, для граждан — до 3 лет.
19 апреля 1943 г Указом Президиума Верховного Совета СССР для фашистских преступников и их пособников были введены новые виды наказаний — смертная казнь через повешение и ссылка на каторжные работы на срок от 15 до 20 лет. [1, с. 291]
Применялась отсрочка исполнения приговоров с отправкой осужденных на фронт. Отличившиеся в боях освобождались от наказания.

Заключение
Политическая система, в основе которой лежала строго централизованная структура партийно-государственных органов, еще в довоенное время накопила опыт функционирования в чрезвычайных уровнях. За много лет до войны были свернуты любые формы коллективного руководства, искоренены плюрализм мнений и инакомыслие. Усилия народа концентрировались на решении очередных народнохозяйственных задач, на преодолении реальных или искусственно создаваемых трудностей. В военной обстановке метод приказа и безусловного подчинения завершил процесс складывания тоталитарной, командно-административной системы.
Высшим чрезвычайным органом власти в стране стал образованный 30 июня 1941 г. и просуществовавший до 5 сентября 1945 г. Государственный Комитет Обороны во главе с И.В. Сталиным, Государственному Комитету Обороны подчинялись Ставка Верховного Главного командования, Генштаб и Центральный штаб партизанского движения (создан 30.05.1942 г.), более 60 городских Государственных Комитетов Обороны, уполномоченные Государственных Комитетов Обороны.
Государственный Комитет Обороны принял более 10 тысяч документов, которые регламентировали экономическую и политическую жизнь страны: определявшие перевод предприятий на выпуск военной продукции, организацию военного производства, подготовку кадров, разработку новых видов военной техники, производство металла, топлива, электроэнергии, работу транспорта.
Таким образом краткий обзор партийных и государственно-правовых мероприятий по мобилизации всех сил народа на отпор врагу и его разгром показывает, что советский государственный аппарат, выполнив огромную и разнообразную работу, с честью выдержал суровые испытания Великой Отечественной войны.

Список использованных источников

  1. Батычко В.Т. История отечественного государства и права в вопросах и ответах., 2005. – 490 с.
  2. Вознесенский Н. Военная экономика СССР в период Отечествен¬ной войны. М., 1948, с.42.
  3. Законодательство и административно-правовые акты военного времени. (С 22 марта 1942 г. по 1 мая 1943 г.), с.91—93.
  4. Лепешкин А.И. Советы — власть народа. 1936—1967. М., 1967, с.60—62.
  5. Петров, Г. И. Советский государственный аппарат в годы Великой Отечественной войны /Г. И. Петров. //Правоведение. -1975. — № 3. — С. 16 – 27
  6. Сборник указов, постановлений, решений, распоряжений и приказов военного времени (1944—1942). Л., 1942, с.163—164.
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov
Добавить комментарий