Контрольная Коллективный договор

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА
1.1 Понятие и значение коллективного договора
1.2 Функции коллективного договора
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
2.1 Стороны коллективного договора
2.2 Механизм заключения коллективного договора
2.3 Структура и содержание коллективного трудового договора
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ДЕЙСТВИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ДОГОВОРОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

С развитием и изменением экономической и социальной жизни общества роль и значение коллективного договора в регулировании труда неоднократно менялись. В условиях становления и развития рынка труда в современных условиях и новых по своему характеру общественных связях в современной России происходит очередное изменение содержания и сущности коллективного договора. Он становится основной разновидностью социально-партнёрского регулирования трудовых отношений непосредственно в организациях.
Установив в числе основных принципов регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений сочетание государственного и договорного регулирования, Трудовой кодекс не только сохранил правовой статус коллективного договора, но и усилил его по сравнению с прежним законодательством. Упоминания и ссылки на коллективный договор, нормы, относящиеся к коллективно-договорному регулированию, содержатся более чем в сотне статей Трудового кодекса. Целый ряд его нормативных положений не может быть реализован иначе, как через механизм коллективного договора.
В настоящее время коллективный договор носит характер локально-правового нормативного акта, призванного служить своеобразным «внутренним трудовым кодексом» для наёмных работников и работодателя в конкретной организации. Он является актом непосредственного участия трудовых коллективов в правовом регулировании труда работников данного производства, в создании локальных норм трудового права и в управлении предприятием.
Трудовой кодекс изменил условия представительства сторон, порядок разработки и заключения коллективного договора. Специальный раздел Кодекса посвящен социальному партнерству в сфере труда, одной из форм которого названы коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению.
Другая тенденция развития трудовых правоотношений состоит в сужении сферы государственного регулирования и в расширении дозволений, рекомендаций относительно того, как лучше решать в организациях вопросы труда и заработной платы в коллективно-договорном порядке при установлении условий труда работников, их социальной защите, согласовании социально-трудовых интересов работников и работодателей. Это означает, что более высокий уровень трудовых прав и гарантий для работников по сравнению с тем, что установлено законодательством, может быть предусмотрен именно в коллективных договорах.
В связи с этим объектом данного исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере заключения коллективных трудовых договоров, а также общественные отношения, вытекающие из исполнения данных договоров.
Предметом данной курсовой работы является совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу общественных отношений.
Целью данного исследования является изучение понятия и порядка заключения коллективных договоров. В свете данной цели можно сформулировать следующие задачи:

  • изучить понятие, признаки и значение коллективного договора;
  • определить понятие, виды и основание вступления сторон в данные правоотношения;
  • определить понятие и виды коллективного договора;
  • определить некоторые особенности заключения, исполнения и контроля за исполнением коллективных договоров.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА

1.1 Понятие и значение коллективного договора
Трудовой кодекс РФ рассматривает коллективный договор как правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателями в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ). В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями. В коллективный договор включаются нормативные положения, если в законах и иных нормативных актах содержится прямое предписание об обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре (ст. 41 ТК РФ). В целом ряде случаев коллективный договор необходим для нормативного обоснования действий руководителя организации (например, по оплате труда персонала).
Коллективный договор — это соглашение, которое устанавливает дополнительные гарантии для работников и ответные обязательства с их стороны по отношению к администрации. Такой договор призван повышать правовые и социальные гарантии для персонала по сравнению с теми, что установлены трудовым законодательством.
Юридическое значение коллективного договора состоит в том, что он представляет собой важный источник права, устанавливаемый не законом или подзаконным нормативным правовым актом, а заинтересованными сторонами трудовых отношений путем достижений договоренности в решении различных профессиональных, социальных и производственных вопросов. Это обстоятельство придает коллективному договору определенную гибкость, позволяет учитывать различные обстоятельства в отношениях между работниками и работодателями и вносить в коллективный договор соответствующие коррективы.
Не менее важно и другое: действие Трудового кодекса РФ распространяется на предприятии (организации, учреждения) и индивидуальных предпринимателей независимо от форм собственности, организационно-правовой структуры, ведомственной принадлежности и численности работников. Иначе говоря, коллективный договор является именно тем нормативным правовым актом локального характера, который может регулировать трудовые, социальные, экономические и прочие жизненно необходимые отношения между работниками и работодателем. Между работником и работодателем нередко возникают конфликты интересов.
Наиболее эффективным способом разрешения споров и конфликтов интересов, вытекающих из объективных противоречий между работниками и работодателями, является социальное партнерство – путь конструктивного сотрудничества на основе на основе достигнутых договоров и соглашений между работодателями и профсоюзами. Этот принцип положен в основу деятельности организации труда, которая на равноправной основе объединяет представителей государства, работодателей и профсоюзы стран мира. Повышение эффективности системы социального партнерства в защите социально- экономических и трудовых прав и интересов работников во многом зависит от консолидации усилий, солидарности и единства действий всех профсоюзов, профсоюзных органов, членов профсоюзов, расширения поля действия коллективных договоров и соглашения различных форм и уровней, повышения ответственности всех участников соглашения за выполнение принятых обязательств, совершенствование законодательной базы социального партнерства.
С каждым годом появляется все больше коллективных и индивидуальных собственников. В таких условиях трудовые отношения постепенно освобождаются от прежнего жесткого государственного регулирования, хотя свобода трудовых отношений не может быть ограниченной. Это касается и свободы труда (право работать или не работать), свободы выбора занятий и места работы, свободы устанавливать в договоре условия и режимы труда и отдыха, возможностей распоряжаться своими доходами, свободы конкуренции на рынке труда. И государство как участник трехсторонних отношений в сфере труда должно выполнять функцию регулирования основных его условий. Коллективные договоры призваны отражать особенности того или иного производства. Коллективный договор необходим, чтобы защитить трудовые права человека.
1.2 Функции коллективного договора
Коллективный договор выполняет сразу несколько функций.
Защитная функция коллективного договора заключается в том, чтобы защитить интересы работников, ведь в трудовых отношениях работодатель является экономически более сильной стороной. Например, в коллективном договоре можно предусмотреть меры по сохранению рабочих мест на случай механизации или автоматизации производства или, скажем, запрет на увольнение за прогул женщин с маленькими детьми.
Оптимизирующая функция: коллективные договоры способствуют упрощению трудовых договоров, оптимизации расчетов затрат на оплату труда.
Регулирующая функция: коллективный договор позволяет избежать открытых конфликтов между работниками и работодателем. Пока договор остается в силе, он регулирует трудовые отношения и помогает разрешить все вопросы, возникающие у сторон в связи с его положениями.
В соответствии со статьей 36 Трудового кодекса представители работников и работодателей могут проявить инициативу по проведению переговоров и заключению коллективного договора. Традиционно инициируют заключение договора сотрудники, однако с таким предложением вполне может выступить и работодатель.
В процессе работы над проектом коллективного договора у руководителя появляется уникальная возможность составить максимально точное представление о реальных интересах и потребностях работников. Заключение коллективного договора помогает наладить партнерские отношения работодателя с профсоюзом.
С точки зрения эффективного управления, коллективный договор выполняет в организации ещё целый ряд важных функций, в числе которых следует выделить нормативно-регулирующую (создание свода правил и норм организации), интегративную (снижение уровня конфликтности, объединение коллектива) и коммуникативную (расширение информационного обмена в организации и взаимопонимания между менеджерами и работниками).
Коллективный договор устанавливает права и гарантии, улучшающие их положение по сравнению с законодательством. Работникам следует понимать, что в ситуации, существующей на рынке труда, большинство из них не смогут в одиночку получить те условия труда, которые может добиться профсоюз в процессе коллективных переговоров. Коллективный договор — главный инструмент реализации защитной функции профсоюза в организации, показатель эффективности работы профкома. В нем содержится механизм реализации законных прав профсоюза, что способствует его деятельности в организации.
Необходимость заключения коллективных договоров признана в большинстве стран с рыночной экономикой. Сразу отметим, что коллективный договор:

  • не является обязательным документом организации, его заключение является добровольным волеизъявлением одной из сторон (работников или работодателя). Инициатором этого может быть как работодатель, так и работники в лице их представителей. Причем если с инициативой проведения коллективных переговоров выступили работники, то отказаться от заключения коллективного договора работодатель не сможет;
  • не относится к локальным документам организации. Зачастую коллективный договор считают локальным нормативным актом, однако это не так, поскольку порядок принятия локального акта отличается от процедуры заключения коллективного договора. Локальный нормативный акт принимает работодатель с учетом мнения профсоюзного органа в случаях, установленных Трудовым кодексом, например, утверждая правила внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК РФ). Принимая данный документ, работодатель имеет право принять его в одностороннем порядке, даже если профсоюзный орган не согласен. В свою очередь, профсоюз может обжаловать данный локальный нормативный акт. В принятии же и согласовании коллективного договора принимают участие две стороны, и, если они не пришли к соглашению, договор не может быть принят работодателем в одностороннем порядке на его условиях, а в любом случае должен подписываться обеими сторонами и только на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.

ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

2.1 Стороны коллективного договора

Как следует из ст. 40 ТК РФ, сторонами договора являются работники и работодатель, интересы которых представляют их представители.
В силу ст. 29 ТК РФ интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением представляет первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.
При этом первичные профсоюзные организации и их органы могут представлять интересы всех работников организации, только если более половины работников являются членами профсоюза (ч. 3 ст. 37 ТК РФ). В организации может существовать два и более профсоюзов, и если они в совокупности объединяют более половины работников, то по решению их выборных органов они могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки и заключения коллективного договора. В состав такого органа должны быть включены представители каждой профсоюзной организации пропорционально количеству ее членов.
Но это не означает, что если в профсоюзе (профсоюзах) состоит менее половины работников, то представлять интересы работников некому. В таком случае работники, не состоящие в профсоюзе, на общем собрании могут уполномочить один из профсоюзов на проведение коллективных переговоров (ч. 4 ст. 37 ТК РФ). Если же такая первичная профсоюзная организация не определена или в организации вообще отсутствуют какие-либо первичные профсоюзные организации, то общее собрание работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.
Не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями (ч. 3 ст. 36 ТК РФ).
Представителем организации при проведении коллективных переговоров является руководитель организации или уполномоченное им лицо в соответствии с ТК РФ и другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ или субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами (ч. 1 ст. 33 ТК РФ).
Так, в силу ст. 34 ТК РФ представителями работодателей — федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, при проведении коллективных переговоров также являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления.
Кроме этого, при проведении коллективных переговоров и разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения интересы работодателей могут представлять соответствующие объединения работодателей — некоммерческие организации, объединяющие на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления (ст. 33 ТК РФ).
Поскольку коллективный договор может заключаться не только в организации в целом, но и в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях, для проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора в таком обособленном подразделении работодатель наделяет необходимыми полномочиями руководителя этого подразделения или иное лицо. Интересы работодателя в данном случае представляются на основании доверенности.
Если право проводить коллективные переговоры от лица работодателя дано, например, заместителю руководителя, начальнику правового отдела или другим сотрудникам, руководитель издает приказ о назначении этих лиц представителями работодателя в коллективных переговорах.
Работники выступают не как отдельные обособленные личности, а в качестве самостоятельного субъекта — трудового коллектива организации. При этом сами работники и трудовые коллективы не участвуют в непосредственно в заключении коллективного договора, а действуют в лице представителей — органов профсоюзов или иных уполномоченных представительных органов. Таким образом, различаются сторона коллективного договора — ею являются работники (трудовой коллектив) и участники коллективного договорного процесса — ими на стороне работников могут быть профсоюзные органы и органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании работников организации и уполномоченные им.
Поскольку в современных условиях в организации возможны случаи, когда одновременно несколько представительных органов будут претендовать на заключение договора, разрешение проблемы полномочного органа должно быть отдано самим работникам. Если такой орган отсутствует, представители работников вправе самостоятельно вести переговоры и заключать коллективный договор.
Представители работников — это органы профсоюзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, а также органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные ими.
При этом органам общественной самодеятельности для представления работников при коллективных переговорах и в коллективных договорах требуется предоставить специальные полномочия. Профсоюзные же органы, полномочны представлять работников на коллективных переговорах и на заключении коллективных договоров в силу своего устава, которое должно содержать право на такое представительство.
Первичный профсоюзный орган, действующий в организации, полномочен представлять ее работников в соответствии в уставом его профессионального союза, содержащего указание на такое представительство, либо на основании положения о первичной профсоюзной организации, принятого ею в соответствии с уставом профсоюза.
В соответствии с Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюзам, их объединениям, первичным организациям также предоставлено право на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров от имени работников. В нем предусмотрено общее право профсоюзов на представительство и защиту прав и интересов работников.
Отношения профсоюзов, первичных профсоюзных организаций и их органов с другими представителями работников (органами общественной самодеятельности) строятся на основе сотрудничества. При этом Законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» прямо установлено, что наличие иных представительных органов в организации не может использоваться для воспрепятствования деятельности профсоюзов.
Коллективные договоры, подписанные объединенным представителем работников, а тем более несколько коллективных договоров, заключенных работниками одной организации, на практике встречаются крайне редко, однако споры о праве на ведение переговоров возникают все чаще. При этом далеко не всегда подобные споры завершаются принятием конструктивных решений, процесс заключения коллективного договора неоправданно затягивается, может возникнуть необоснованная дифференциация условий труда.
2.2 Механизм заключения коллективного договора
Итак, как уже было сказано ранее, проявить инициативу и начать коллективные переговоры с целью заключения коллективного договора могут как работники, так и работодатель. Инициатива выражается в направлении письменного предложения о начале коллективных переговоров другой стороне.
Представители стороны, которые получили предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня его получения (ч. 2 ст. 36 ТК РФ).
Если инициатором переговоров выступили представители работников, одновременно с направлением работодателю предложения необходимо известить об этом также все иные первичные профсоюзные организации и в течение последующих пяти рабочих дней создать с согласия остальных профсоюзов единый представительный орган либо включить их представителей в состав уже имеющегося органа. Если в указанный срок данные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия, однако в течение одного месяца со дня начала переговоров право направить своих представителей за ними сохраняется.
Сторона, получившая предложение, должна дать ответ в письменной форме, в котором указываются представители стороны и их полномочия.
Лица, участвующие в коллективных переговорах, приказом работодателя освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев. При этом они не могут быть подвергнуты дисциплинарным взысканиям, переводам на другую работу или увольнению по инициативе работодателя без предварительного согласия представительного органа (за исключением случаев расторжения трудового договора за совершение проступка, за который предусмотрено увольнение с работы) (ст. 39 ТК РФ).
В случае использования стороной переговоров услуг экспертов, специалистов и посредников эти услуги оплачиваются приглашающей стороной, если коллективным договором, соглашением не предусмотрено иное (ч. 2 ст. 39 ТК РФ).
Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа (ст. 36 ТК РФ). Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, участвующими в переговорах (ч. 9 ст. 37 ТК РФ).
Для проведения переговоров стороны формируют комиссию, которая разрабатывает проект коллективного договора. Для составления проекта могут понадобиться различные сведения, которые должны предоставляться сторонами не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса (ч. 7 ст. 37). При этом, если данные сведения содержат государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, участники переговоров не должны их разглашать. В этом случае участников необходимо уведомить об этом, а они, в свою очередь, должны дать обязательство о неразглашении таких сведений. Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности.
Согласно ч. 2 ст. 40 ТК РФ стороны должны подписать коллективный договор в течение трех месяцев со дня начала переговоров. При этом если в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий. Урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора, производится в порядке, установленном гл. 61 «Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров» ТК РФ. Поскольку порядок разрешения трудовых споров довольно сложный, сторонам лучше постараться разрешить все возникшие разногласия путем переговоров.
Итак, после согласования проекта коллективного договора сторонами он подписывается представителями работодателя и работников. Со стороны работодателя его подписывает руководитель организации или уполномоченное лицо, а со стороны работников — председатель профсоюзной организации или иной представитель, избранный на общем собрании тайным голосованием.
2.3 Структура и содержание коллективного трудового договора
Под содержанием коллективного договора понимаются согласованные сторонами условия (положения), призванные регулировать социально-трудовые отношения в данной организации и у индивидуального предпринимателя.
Трудовым кодексом не установлена обязанность включать в коллективный договор конкретные положения, содержание и структура коллективного договора определяются сторонами. Основное требование согласно ст. 9 ТК РФ — недопустимо при разработке коллективного договора включать в него условия, которые снижают уровень прав и гарантий, установленных для работника трудовым законодательством. Если такие условия будут в него включены, они не подлежат применению.
Тем не менее в ст. 41 ТК РФ установлен примерный перечень вопросов, по которым в коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работников и работодателя. В соответствии с данной нормой Минтруд разработал макет коллективного договора, который носит рекомендательный характер и может быть использован сторонами при разработке проекта такого договора.
При этом в коллективный договор должны включаться нормативные положения, если в законах и иных нормативных правовых актах содержится прямое указание об обязательном закреплении этих положений. Например, в ст. 45 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» указано, что продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска гражданских служащих, имеющих ненормированный служебный день, определяется коллективным договором или служебным распорядком госоргана.
Рассмотрим, какие же условия рекомендуется включать в коллективный договор в соответствии со ст. 41 ТК РФ.
Формы, системы и размеры оплаты труда. Согласно ч. 2 ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Таким образом, коллективным договором могут устанавливаться все элементы, из которых складывается заработная плата, начиная с минимального оклада и заканчивая различными премиями.
Если в организации предусмотрены премии к праздничным датам, которые выделяются работникам из прибыли организации, а не из фонда оплаты труда, включать их в данный раздел не следует, а лучше включить в раздел «Социальные гарантии, непосредственно связанные с трудовыми отношениями» (данный раздел предусмотрен макетом коллективного договора).
Выплата пособий, компенсаций. В коллективном договоре стороны могут предусмотреть выплаты пособий помимо установленных Трудовым кодексом. Например, выплату выходного пособия при увольнении, если основание для такой выплаты не установлено Трудовым кодексом, например при прекращении трудового договора по соглашению сторон.
Механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором. Согласно ст. 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели — в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Занятость, переобучение, условия высвобождения работников. В данном разделе могут быть определены категории сотрудников, пользующихся преимущественным правом на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации (ч. 3 ст. 179 ТК РФ), меры, принимаемые работодателем при угрозе массовых увольнений (ч. 4 ст. 180 ТК РФ), а также порядок и условия повышения работником уровня квалификации.
Рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков. В этом разделе коллективного договора могут быть предусмотрены дополнительные условия, касающиеся рабочего времени и времени отдыха. Так, работодатель может установить продолжительность ежедневной рабочей смены (для творческих работников), сократить продолжительность рабочего времени для работников определенных категорий без уменьшения размера заработной платы, предусмотреть дополнительные выходные дни, дополнительные отпуска для работников.
Улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи. Коллективный договор может содержать повышенные гарантии по сравнению с установленными по обеспечению безопасных условий труда, пониженные нормы выработки или сокращенный рабочий день, например, для женщин или несовершеннолетних.
Соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества. В разделе могут быть предусмотрены порядок и условия участия сотрудников в приватизации государственного или муниципального имущества в случае владения работодателем таким имуществом, в частности расширение прав профсоюзов в данном вопросе (участие представителей работников при приватизации государственного и муниципального имущества предусмотрено ст. 21 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).
Экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве. Данным разделом могут устанавливаться мероприятия по внедрению новых технологий и методов охраны труда, профилактических мер, направленных на снижение негативного воздействия производственных факторов на здоровье работников.
Гарантии и льготы лицам, совмещающим работу с обучением. Главой 26 ТК РФ установлены гарантии и компенсации таким работникам. Одним из оснований для предоставления гарантий является обучение в образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию. Что касается гарантий, предоставляемых работникам в связи с обучением в заведениях без государственной аккредитации, они могут устанавливаться коллективным договором. Кроме этого, договором могут быть предусмотрены оплата стоимости обучения за счет средств работодателя и другие гарантии или компенсации.
Оздоровление и отдых работников и членов их семей. Здесь могут предусматриваться возможность и порядок обеспечения работников и членов их семей путевками в санатории и оздоровительные лагеря, профилактические медицинские осмотры, занятия в спортивных клубах, выездные спортивные мероприятия и т.д. Данные льготы могут предоставляться работникам как полностью за счет работодателя, так и с частичной оплатой.
Частичная или полная оплата питания работников. Стороны вправе прописать в коллективном договоре условия полной или частичной оплаты питания работников, которая может осуществляться в виде денежной компенсации в установленном размере или выдачи талонов на питание.
Контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора. Данный раздел можно разбить на отдельные блоки.
Раздел «Контроль за выполнением коллективного договора» можно объединить с «Порядком информирования работников о выполнении коллективного договора». В этом разделе определяются условия, в соответствии с которыми осуществляется контроль за исполнением коллективного договора. Согласно ст. 51 ТК РФ такой контроль осуществляют стороны социального партнерства, их представители, соответствующие органы по труду. При проведении указанного контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую информацию не позднее одного месяца со дня получения запроса.
Кроме этого, можно установить в данном разделе обязанность работодателя сообщать представительному органу работников информацию об исполнении им условий договора, а также сроки и порядок ее предоставления.
В ст. 44 ТК РФ говорится, что внесение изменений и дополнений в коллективный договор осуществляется в порядке, установленном ТК РФ для его заключения, либо в порядке, установленном коллективным договором. Возможность установления порядка внесения изменений в договоре позволит несколько упростить эту процедуру, например, не проводить коллективные переговоры, а только обеспечить подписание изменений сторонами.
В разделе «Ответственность сторон» можно предусмотреть санкции для работодателя за невыполнение взятых на себя обязанностей и санкции для сотрудников за злоупотребление предоставленными им правами. При этом работодателю следует помнить, что перечень дисциплинарных взысканий установлен ст. 192 ТК РФ, а для отдельных категорий работников федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине могут быть предусмотрены и другие виды взыскания. Поэтому дополнительным наказанием работнику в данном случае может стать только лишение его дополнительных льгот и компенсаций, предусмотренных коллективным договором.
Также можно прописать обеспечение представителей работников «нормальными условиями» — например, предусмотреть предоставление работникам профсоюзной организации отдельного помещения для проведения заседаний, хранения документации, а также оргтехники, средств связи и необходимых нормативных правовых документов.
Отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора. В этом разделе коллективного договора может быть предусмотрено, что при выполнении работодателем условий договора работники не вправе объявлять забастовку. В противном случае работодатель имеет право обратиться в суд о признании забастовки незаконной.
Другие вопросы, определенные сторонами. Работодатель и работники вправе включить в трудовой договор любые другие условия, регулирующие социально-трудовые отношения в организации. Это могут быть добровольное медицинское страхование работников, негосударственное пенсионное страхование, материальная помощь, оплата мобильной связи, содействие работодателя в улучшении жилищных условий работников и др.
Исходя из других статей Трудового кодекса в коллективном договоре также могут устанавливаться:

  • размер и порядок выплаты заработка (ст. 22 ТК РФ);
  • возможность перевода работников на другие вакансии, имеющиеся у работодателя в других местностях, в некоторых случаях увольнения по инициативе работодателя (сокращения численности или штата работников, несоответствия работника занимаемой должности), по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (дисквалификация или иное административное наказание, истечение срока действия, приостановление действия на срок более двух месяцев или лишение работника специального права и др.) (ст. ст. 81, 83, 84 ТК РФ), отказа работника от работы в новых условиях (ст. 74 ТК РФ), отстранения от работы (ст. 76);
  • перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101 ТК РФ);
  • формы оплаты труда в неденежной форме (ст. 131 ТК РФ);
  • конкретные размеры платы за сверхурочную работу, за работу в выходной или нерабочий праздничный день (ст. ст. 152, 153 ТК РФ);
  • порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками (ст. 168 ТК РФ);
  • другое.
    Кроме этого, в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные, чем установлено законами, иными нормативными актами, соглашениями, например выплата работнику среднего заработка в период отстранения от работы по медицинским показаниям (ст. 73 ТК РФ).

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ДЕЙСТВИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ДОГОВОРОВ
Рассмотрим особенности действия коллективных договоров:

  1. В коллективный договор могут вноситься изменения и дополнения в порядке, установленном Трудовым кодексом для его заключения, либо в порядке, предусмотренном коллективным договором (ст. 44 ТК РФ). Если иной порядок коллективным договором не предусмотрен, придется вносить их путем коллективных переговоров.
  2. Коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного этим договором. Срок действия договора может продлеваться сторонами не более чем на три года (ч. 1, 2 ст. 43 ТК РФ).
  3. В течение семи дней со дня подписания коллективного договора работодатель должен направить его на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. При этом документ вступает в силу независимо от факта уведомительной регистрации (ст. 50 ТК РФ).
  4. Коллективный договор сохраняет свое действие в случаях изменения наименования организации, реорганизации организации в форме преобразования, а также расторжения трудового договора с руководителем организации. При реорганизации организации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или при ликвидации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации или ликвидации (ч. 4, 6 ст. 43 ТК РФ).
  5. При реорганизации или смене формы собственности организации любая из сторон имеет право направить другой стороне предложения о заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего на срок до трех лет (ч. 7 ст. 43).
  6. При смене формы собственности организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности (ч. 5 ст. 43).
  7. Действие коллективного договора распространяется на всех работников организации, а действие договора, заключенного в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, — на всех работников соответствующего подразделения.
  8. При приеме на работу работник должен быть ознакомлен с коллективным договором до подписания трудового договора и под роспись (ст. 68 ТК РФ).
  9. Коллективный договор не может содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, то они не подлежат применению (ст. 9 ТК РФ). Например, если в силу ст. 154 ТК РФ каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере (плюс 20% часовой тарифной ставки оклада), то коллективным договором не может быть установлена доплата менее 20% от часовой тарифной ставки оклада.
  10. Работодатель несет административную ответственность за:
  • уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора в определенные сторонами сроки (ст. 5.28 КоАП РФ);
  • непредставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора (ст. 5.29 КоАП РФ);
  • необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора (ст. 5.30 КоАП РФ);
  • нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору (ст. 5.31 КоАП РФ).
    За данные нарушения предусмотрено наказание от предупреждения до штрафа в размере от 1000 до 5000 руб.

Заключение

Коллективный договор имеет важное юридическое и социально-экономическое значение, поскольку, с одной стороны, является правовым документом организации, выполняющим особую роль в регулировании трудовых отношений, а с другой — еще и способом взаимодействия работников и работодателей, позволяющим согласовать их интересы. Коллективный договор также повышает гарантии трудовых прав работников, тем самым поднимая мотивацию к трудовой деятельности и повышению эффективности труда. Кроме этого, он играет значительную роль при решении вопросов оплаты труда работников, обосновывает определенные расходы организации (оплату проезда сотрудников, доплату за питание и т.д.), а также может иметь большое значение как подтверждающий документ в случае возникновения трудовых споров или проверок контролирующими органами.
Современный коллективный договор является, с одной стороны, актом непосредственного участия трудовых коллективов в правовом регулировании труда работников данного производства, в создании локальных норм трудового права, а с другой стороны – актом участия работников, их трудового коллектива в управлении предприятием, поскольку может развивать производственную демократию, участие работников в местном правотворчестве. В нём соединяются и отражаются интересы работников и работодателей, поскольку коллективный договор представляет собой консенсус интересов социальных партнёров на производстве. В этом заключается правовая, экономическо-социальная и политическая роль коллективного договора. Его значение в современный период возрастает. Коллективный договор может восполнять своими локальными нормами пробелы в трудовом законодательстве, повышать гарантии трудовых прав работников, улучшать охрану труда и социально-бытовые условия, нацеливать на уважение и развитие трудовых традиций данной организации, поощрять неработающих уже ветеранов труда, улучшать медицинское и культурно-спортивное обслуживание работников и неработающих ветеранов труда и их семей.
Коллективный договор выступает как средство воспитания дисциплины труда, добросовестного отношения к труду, предусматривая меры материального и морального поощрения высококачественного труда и меры воздействия на недисциплинированных работников и нарушителей коллективного договора. Производственное, народно-хозяйственное значение коллективного договора в том, что он направлен на совершенствование производства, организации труда, на улучшение качества продукции, повышение производительности труда. Таким образом, коллективный договор имеет правовое, социально-экономическое, политическое, производственное и воспитательное значение.

Список используемой литературы

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция РФ от 12.12.1993 г. — Российская газета. — N 237. – 25 декабря 1993 г.
  2. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ — Парламентская газета. — № 2-5. – 5 января 2002 г.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ //СЗ РФ от 7 января 2002 г.
  4. Федеральный закон от 27.11.2002 г. №156-ФЗ «Об объединениях работодателей» // Правовая система «Гарант». – 2008.
  5. Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ (в ред. 09. 05. 2005 г. № 45-ФЗ). — Российская газета. — № 12. – 20 января 1996 г.
  6. Трудовое право России: учебник / Д.Л. Кузнецов, А.Ф. Нуртдинова, Ю.П. Орловский и др.; отв. ред. Ю.П. Орловский, А.Ф. Нуртдинова. – 3-е изд. – М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2010. – VIII, 648 с.
  7. Анисимов Л.Н., Анисимов А.Л. Комментарий к законодательству о труде современной России. М., 2006. – 125 с.
  8. Трудовое право Российской Федерации: учебник / М.Б. Смоленский [и др.]. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 491 с.
  9. Трудовое право России. Практикум: Учеб. пособ. / Отв. ред. И.К. Дмит-
    риева, А. М. Куренной. — 2-е изд., перераб. и дополн. — М. : Юстицинформ;
    Издательский дом «Правоведение», 2011. — 792 с.
  10. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Отв. ред. д.ю.н., проф. Ю.П. Орловский. М.: Юрид. фирма «КОНТРАКТ». — 2006. – 654 с.
  11. Трудовое право. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. /Под ред. О.В. Смирнова. — М.: «ПРОСПЕКТ», 2008. – 452 с.
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov