Контрольная Конституционное право

Содержание

1 Порядок принятия конституционных поправок и пересмотра конституции Российской Федерации 3
2 Прекращение и изменение гражданства РФ 13
3 Статус депутата Государственной Думы 18
Список использованных источников 23

1 Порядок принятия конституционных поправок и пересмотра конституции Российской Федерации
Под поправкой к Конституции Российской Федерации понимается исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений глав 3 — 8 Конституции Российской Федерации.
Порядок принятия и вступления в силу поправок к главам 3-8 Конституции Российской Федерации определяется статьями 108, 134, 136 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Субъекты инициативы предложения о принятии поправки к Конституции РФ установлены статьей 134 Конституции РФ. Согласно данной статье Конституции Российской Федерации, субъектами права на внесение предложений о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут быть [1]:

  • Президент Российской Федерации;
  • Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
  • Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации;
  • Правительство Российской Федерации;
  • законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;
  • группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
    Конституционные поправки, не требующие пересмотра Конституции, относятся к гл. 3-8. Поскольку в общей форме многие предписания этих глав основаны на статьях гл. 1 или вытекают из содержания статей гл. 2 и 9, изменение таких положений гл. 3-8 может потребовать соответствующих поправок в гл. 1, 2 и 9. Это требует, в соответствии со ст. 135, разработки и принятия в установленном ею порядке новой Конституции. Поэтому установленный в ст. 136 порядок внесения поправок в гл. 3-8 Конституции относится только к таким поправкам, которые не затрагивают текст гл. 1, 2 и 9.
    Государственная Дума, обнаружив неопределенность в понимании ст. 136, обратилась в Конституционный Суд с запросом о ее толковании относительно наименования и правовой формы закона о поправках к гл. 3-8 Конституции.
    Конституционный Суд в Постановлении от 31 октября 1995 г. N 12-П установил, что в соответствии с рядом статей Конституции поправки к гл. 3-8 принимаются законом РФ о поправках к Конституции РФ, принимаемым в особом порядке, который отчасти совпадает с процедурой принятия ФКЗ [5]. Право законодательной инициативы принадлежит в этом случае ограниченному кругу субъектов согласно ст. 134
    Порядок принятия этого закона в Федеральном Собрании тот же, что и порядок принятия ФКЗ, установленный в ч. 2 ст. 108 Конституции, то есть большинством не менее чем в три четверти голосов общего числа членов Совета Федерации и 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы. Особым условием для вступления в силу этого закона и предусмотренных им поправок является их одобрение органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ. После этого закон о поправках к Конституции вступает в силу и подлежит обнародованию, ибо он, как и ФКЗ, не может быть отклонен Президентом. Конституционный Суд также постановил, что законодатель вправе урегулировать: порядок направления принятых Федеральным Собранием поправок к гл. 3-8 Конституции для их рассмотрения органами законодательной власти субъектов РФ; порядок проверки соблюдения необходимых процедур одобрения этих поправок; вопрос о том, каким способом одобренная поправка учитывается в конституционном тексте.
    ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» был принят 4 марта 1998 г. В нем соблюдены относящиеся к его предмету предписания Конституции (напр., ст. 108, 134 и 136) и Постановления Конституционного Суда от 31 октября 1995 г. N 12-П. Закон определил, что такие предложения должны содержать предлагаемый новый или измененный текст статьи, ее части или пункта либо положение об их исключении из Конституции. Процесс принятия поправки выглядит следующим образом [4]:
    • Поступление в Государственную Думу предложение о внесении поправок
    • Направление предложения в комитет, ведающий вопросами конституционного законодательства, для проверки соответствия этого предложения Конституции и федеральному закону «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ».
    • Рассматривается Государственной Думой в трех чтениях проекта закона РФ о поправке к Конституции. Закон считается одобренным, если «за» проголосовало не менее двух третей общего состава Думы.
    • Направление на обязательное рассмотрение в Совет Федерации, где он может быть одобрен голосами не менее трех четвертей общего состава членов Совета.
    • В случае отклонения проекта Советом Федерации создание согласительной комиссии палат Федерального Собрания.
    Урегулирована и процедура опубликования принятого проекта Председателем Совета Федерации и рассмотрения проекта в законодательных органах субъектов РФ. Одобренный такими органами не менее чем двух третей субъектов РФ закон о поправке направляется Президенту и не позднее чем через 14 дней подписывается им, официально публикуется и вносится в текст Конституции.
    Итак, можно сделать вывод, что поправки к главам 3 — 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.
    По мнению ряда правоведов, что установленное в ст. 76 деление законов РФ на две группы — ФКЗ и ФЗ — могло бы быть дополнено третьей, промежуточной группой — законами о поправках к гл. 3-8 Конституции. Впрочем, она могла бы быть включена в качестве особой подгруппы в группу конституционных законов. В этом случае, не меняя указанное деление законов России на две группы, эти особые законы назывались бы ФКЗ, а не ФЗ о поправках к гл. 3-8 Конституции. Это согласовалось бы с содержанием ст. 1 упомянутого ФЗ о порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции. Ограничив в ч. 1 предмет его регулирования поправками к гл. 3-8, этот ФЗ в ч. 2 и 3 установил ряд требований к ФКЗ о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 и к ФКЗ о внесении изменений в ст. 65; но, согласно ст. 76 (ч. 3) Конституции (см. комм. к ней), ФЗ не может противоречить ФКЗ. А не наоборот.
    Свои особенности имеет порядок внесения изменений в ст.65 Конституции Российской Федерации. Основанием для внесения изменений в ч. 1 ст. 65, определяющую состав РФ и конституционно-правовой статус каждого субъекта РФ, является, согласно ст. 137 (ч. 1) Конституции, ФКЗ о принятии в состав РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, а также об изменении конституционно-правового статуса субъекта Федерации. Принятие ФКЗ по такому вопросу происходит не в общем законодательном процессе, а в специальном порядке. Круг субъектов законодательной инициативы для данного случая общий. Согласно ч. 1 ст. 104 право законодательной инициативы предоставлено Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации.
    Часть 2 ст. 137 устанавливает еще более упрощенный порядок внесения поправок в ч. 1 ст. 65 в случае изменения официального наименования субъекта РФ [4]. Согласно ст. 71-73 Конституции, изменение наименования субъекта РФ относится к исключительной компетенции законодательной власти данного субъекта РФ. Включение нового наименования субъекта РФ рассматривалось как техническая операция, в связи с чем ее порядок не был никем точно определен.
    В связи с этим, по мнению Государственной Думы, обнаружилась неопределенность в том, какой орган и каким правовым актом уполномочен решить вопрос о включении в ч. 1 ст. 65 нового наименования субъекта РФ. Дума обратилась по этому поводу в Конституционный Суд с запросом о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции.
    Конституционный Суд Постановлением от 28 ноября 1995 г. N 15-П определил, что изменения наименования субъектов РФ включаются в текст ст. 65 Конституции указом Президента на основании решения субъекта Федерации, принятого в установленном им порядке [5]. В спорных случаях Президент использует полномочия, предоставленные ему частью 1 ст. 85 Конституции (согласительные процедуры и т.п.). Не является изменением наименования субъекта РФ в указанном смысле и, следовательно, не может быть произведено в указанном порядке такое переименование, которое затрагивает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов РФ, Российской Федерации в целом, либо интересы других государств, а также предполагает изменение состава Российской Федерации или конституционно-правового статуса ее субъекта.
    Таким образом, под поправкой к Конституции Российской Федерации понимается исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений глав 3 — 8 Конституции Российской Федерации. Предложения о поправках вносят установленные Конституцией субъекты права на внесение предложений о поправках. Поправки к Конституции принимаются в форме закона РФ о поправках к Конституции РФ, однако процедура принятия данного закона имеет особый порядок, который отчасти совпадает с процедурой принятия федерального конституционного закона.

Под пересмотром Конституции понимается внесение изменений, дополнений, новой редакции в главы 1,2 и 9 Конституции Российской Федерации. Фундаментальное значение положений гл. 1, 2 и 9 для всего содержания Конституции предопределило особый порядок изменения положений этих ее глав. Статья 135 (ч. 1) запрещает Федеральному Собранию пересматривать их положения. Роль Федерального Собрания и его палат ограничена некоторыми важными действиями по подготовке к пересмотру положений гл. 1, 2 и 9.
Субъекты права на внесение таких предложений, перечисленные в ст. 134 (см предыдущий параграф), могут их выдвигать, но обе палаты Федерального Собрания могут только официально поддержать такие предложения, обеспечивая продолжение их рассмотрения на следующем этапе конституционного (учредительного) процесса.
Согласно Регламенту Государственной Думы, предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции, внесенные в эту палату, должны содержать новую редакцию этих глав или их частей с обоснованием. Совет Думы направляет эти предложения в Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству для подготовки заключения, после чего включает их в календарь рассмотрения вопросов Думой. Предложения и заключение рассматриваются на ее заседании, по итогам которого палата принимает постановление об одобрении или отклонении этих предложений. Если они одобрены, то постановление об этом с законопроектом направляются Совету Федерации для рассмотрения.
Регламент Совета Федерации от 30 января 2002 г. относит такие предложения к ведению его Комитета по конституционному законодательству. Они подлежат первоочередному рассмотрению на заседании Совета Федерации в определенном порядке [6].
Предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции может быть поддержано, согласно ч. 2 ст. 135, квалифицированным большинством, как минимум, в три пятых голосов общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Конституционный Суд в своем Постановлении от 12 апреля 1995 г. N 2-П дал толкование понятиям общего числа депутатов Государственной Думы и общего числа членов Совета Федерации согласно численности каждой палаты, установленной в ст. 95 (ч. 2 и 3) Конституции. Общее число депутатов Государственной Думы составляет 450 депутатов. Общее число членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы предусмотрено для раздельного по палатам голосования и определения его результатов. Это значит, что необходимо 60 процентов голосов полного состава каждой из этих палат, то есть от 172 членов Совета Федерации и от 450 депутатов Государственной Думы, соответственно, 104 и 270 голосов.
Если такое решение будет принято требуемым большинством голосов, то в соответствии с ФКЗ созывается Конституционное Собрание. ФКЗ о Конституционном Собрании пока нет.
В ряде проектов ФКЗ о Конституционном Собрании предлагалось вопреки Конституции сформировать Конституционное Собрание, так чтобы большинство его членов составляли члены палат Федерального Собрания, чтобы работой Конституционного Собрания руководили председатели и иные должностные лица палат Федерального Собрания и т.п. [11]
Ряд органов государственной власти РФ, которые, согласно Конституции, не имеют права на пересмотр Конституции и образованы для иных целей, предлагалось в полном составе включить в состав Конституционного Собрания (Совет Федерации, Государственную Думу, Конституционный Суд, не имеющий права даже вносить предложения о поправках к Конституции, и др.). Были предложения, предусматривавшие ускоренный темп работы Собрания, сокращение прений и т.п., как и предложения о всенародных выборах Конституционного Собрания, что, по-видимому, в большей степени соответствует действующей Конституции, в частности ее ст. 3.
Конституционное Собрание, на первом этапе своей работы рассмотрев вопрос о пересмотре положений глав 1, 2 и 9, должно принять одно из двух решений. Оно или не соглашается с рассмотренными предложениями и, отклоняя их, подтверждает неизменность Конституции РФ, на чем и прекращается его деятельность, или, согласившись с определенными предложениями, разрабатывает проект новой Конституции. Таким образом, любое изменение в тексте глав 1, 2 и 9, если этот проект будет принят, может означать замену прежней Конституции новой, даже если новая Конституция будет во многом совпадать с прежней.
Проект новой Конституции России должен быть рассмотрен Конституционным Собранием. В соответствии со ст. 135 дальнейшая процедура может иметь три варианта.
В первом варианте Конституционное Собрание отклоняет проект и решает, продолжать ли работу над ним или подтвердить неизменность действующей Конституции.
Во втором варианте Конституционное Собрание принимает новую Конституцию большинством в две трети голосов общего числа его членов, вводит ее в действие, и этим прекращается его деятельность.
В третьем варианте, если за принятие этого проекта будет большинство Конституционного Собрания, но менее двух третей голосов, Конституционное Собрание выносит проект новой Конституции на всенародное голосование. Согласно ст. 6 (ч. 1) ФКЗ от 11 июня 2004 г. о референдуме РФ, Конституционное Собрание вправе вынести на всенародное голосование проект новой Конституции РФ.
По-видимому, деятельность и полномочия Конституционного Собрания при этом также прекращаются, по крайней мере, до принятия новой Конституции всенародным голосованием. Проведение всенародного голосования о принятии или отклонении проекта может быть возложено на органы, проводящие референдумы, выборы и т.п. (избирательные комиссии всех уровней). Для принятия новой Конституции нужно участие в нем более половины общего числа избирателей, при условии что если более половины из них проголосуют за нее. [12]
Конституция ныне не содержит статей, вовсе не подлежащих изменению. Это отличает ее от конституций ряда других демократических правовых государств, устанавливающих недопустимость пересмотра республиканской формы правления (Франция, Италия), парламентарной формы государства, принципов уважения и защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, разделения властей (Греция). Не подлежат пересмотру многие положения Основного закона ФРГ (о защите достоинства и прав человека, о демократическом, социальном и федеративном государстве и др.). Следует ли такой подход применить и в России, может быть решено при возможном пересмотре Конституции.
5 ноября 2008 года, выступая в Кремле с ежегодным посланием к Федеральному собранию, Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев предложил внести изменения в Конституцию России 1993 года по увеличению сроков полномочий Президента Российской Федерации с 4 до 6 лет (ср. Продление президентских полномочий в странах СНГ), а Госдумы с 4 до 5 лет, а также предложил конституционно обязать Правительство Российской Федерации выступать с ежегодным отчётом перед Государственной думой о результатах своей деятельности, а также по другим вопросам, поставленным Государственной думой.
Против поправок резко выступили партии «Яблоко» и КПРФ. В качестве аргументов против поправок выдвигаются следующие [13]:
Увеличение срока полномочий Президента РФ и Государственной думы может привести к монополизации власти;
Четырёхлетний срок полномочий является достаточным для реализации задач данных государственных институтов;
Поправки приведут к снижению уровня активного избирательного права граждан России за счёт более редкого голосования за кандидатов на пост Президента РФ и за кандидатов в депутаты Государственной думы.
Также указывается на то, что поправки были приняты без широкого всенародного обсуждения и в ускоренном порядке.
Таким образом, под пересмотром Конституции Российской Федерации, понимается такое внесение изменений в главы 1,2,9 в силу их значимости и фундаментальности. Субъекты права на внесение таких предложений те же самые что и при внесении поправок. Федеральное Собрание принимает решение по внесенному предложению квалифицированным большинством, как минимум, в три пятых голосов общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, далее должно созывается Конституционное Собрание для принятия решения о дальнейшей судьбе внесенного проекта. Окончательное решение принимает многонациональный народ Российской Федерации путем всеобщего голосования. Однако, федеральный конституционный закон, устанавливающие правовые основы и регулирующий деятельность Конституционного Собрания еще не принят.

2 Прекращение и изменение гражданства РФ
Гражданство — это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности и основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека и гражданина. С гражданством связаны самые существенные последствия для человека: объем его прав, свобод, обязанностей .
До 1917 года в России понятия гражданства не существовало. Все жители Российской империи считались подданными. Декрет ВЦИК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 23 (10) ноября 1917 года отменил подданство и установил общее для всего населения России наименование «граждане Российской Республики».
Действующая Конституция закрепляет порядок, согласно которому гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом.
В части первой статьи 6 Конституции закреплен принцип единого гражданства [1]. Это связано прежде всего с тем, что законодательство республик, входящих в состав Российской Федерации, устанавливает гражданство данных субъектов Федерации. Единство гражданства означает следующие: граждане России, постоянно проживающие на территории республики, являются одновременно и гражданами этой республики. В соответствии с Законом о гражданстве Российской Федерации прекращение гражданства Российской Федерации влечет за собой и прекращение гражданства республики в ее составе.
Конституцией провозглашается принцип равного гражданства независимо от оснований его приобретения. В законодательстве ряда зарубежных стран наблюдается иная картина: там введены определенные ограничения в приобретении гражданства в зависимости от оснований приобретения. Россия идет по более демократическому пути. Она не ставит различий в правах граждан в зависимости от того как и когда оно было приобретено .
Проживание гражданина России за ее пределами не изменяет его гражданства. Заключение или расторжение брака гражданина России с лицом, не принадлежащим к гражданству РФ, тоже не влечет за собой изменения гражданства. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга. Расторжение брака не влечет изменения гражданства родившихся в этом браке или усыновленных детей.
Принадлежность лица к гражданству того или иного государства имеет существенное значение, поскольку гражданин обладает в отношении государства всеми правами и свободами, а государство защищает своего гражданина, где бы он не находился. Гражданство — это наделение гражданина не только соответствующими правами и свободами, но и обязанностями.
Законодательство большинства стран предусматривает возможность прекращения гражданства:

  • отказ от гражданства — прекращение гражданства по инициативе гражданина. (С введением в действие Федерального закона от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» введена новелла, согласно которой выход гражданина Российской Федерации из гражданства запрещён, если ходатайствующий о выходе из гражданства не представит доказательства подтверждающие приобретение им другого гражданства. [3])
  • лишение гражданства — прекращение гражданства по инициативе государства. (В соответствии с новой Конституцией Российской Федерации от 12.12.1993 г. гражданин Российской Федерации не может быть лишён своего гражданства. [10])
  • смена гражданства — переход из одного гражданства в другое гражданство. (По современному российскому законодательству такой возможностью фактически обладают только бипатриды.)
  • экспатриация (от лат. ex — из и patria — родина, отечество) — временное или постоянное выдворение человека за пределы страны (своей географической или культурной родины), обычно сопряжённое с лишением гражданства.
    Гражданство Российской Федерации может прекращаться по различным основаниям. В главе 3 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» перечислены: выход из гражданства; отмена решения о приеме в гражданство; выбор гражданства (оптация) при изменении государственной принадлежности территории и другим основаниям, предусмотренным международными договорами России; по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом. [3]
    Выход из гражданства Российской Федерации — главное основание его прекращения.
    Право на изменение гражданства закреплено в ст. 6 Конституции РФ.
    Закон о гражданстве предусматривает две формы выхода из него: по ходатайству гражданина Российской Федерации и в порядке регистрации.
    В первом случае решение о выходе принимается Президентом РФ. Во втором — прекращение гражданства регистрируется соответствующими органами внутренних дел. В таком упрощенном порядке заявить о намерении выйти из гражданства Российской Федерации может лицо, у которого хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеют иное гражданство либо если лицо выехало на постоянное жительство в другое государство в установленном законом порядке и отсутствуют препятствия, определенные Законом.
    Действующий Закон Российской Федерации определил две группы оснований, которые препятствуют выходу из гражданства: при наличии одних в выходе из гражданства может быть отказано; другие вообще исключают возможность выхода.
    К первой группе оснований относится наличие у гражданина России имущественных обязательств перед физическими или юридическими лицами Российской Федерации либо неисполненных обязательств перед государством, вытекающих из оснований, определяемых законом Российской Федерации.
    Нормы Закона о гражданстве значительно сузили рамки свободного усмотрения государственных органов при решении вопроса о выходе из гражданства по сравнению с бывшим союзным законодательством. Условия отклонения ходатайства о выходе касаются только тех случаев, когда ходатайствующий о выходе гражданин Российской Федерации проживает или намеревается поселиться в стране, не связанной с Россией договорными обязательствами о правовой помощи.
    Кроме того, новым является установление о том, что препятствующие выходу причины должны вытекать из оснований, определяемых законом.
    Вторая группа оснований исключает возможность выхода из гражданства. Выход не допускается: а) после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания; б) если гражданин, ходатайствующий о выходе из гражданства, привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.
    Закон предусматривает, что отклонение ходатайства о выходе из гражданства РФ или отказ в регистрации выхода должны быть мотивированы полномочными органами.
    Основанием прекращения гражданства является также отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации.
    Причиной для этого является приобретение гражданства на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. Чтобы должным образом гарантировать права гражданина Российской Федерации, Закон закрепляет судебный порядок установления такого рода фактов, не связывает отмену решений о приеме в гражданство конкретного лица с прекращением гражданства супруга и детей (если не будет доказана их осведомленность в приобретении гражданства незаконным путем). Кроме того, оговаривается, что отмена решения о приеме в гражданство возможна только в течение пяти лет после приема [8].
    Таким образом, значение гражданства состоит в том, что страна предоставляет обычно только своим гражданам такие дополнительные права, как: избирать и быть избранным (активное и пассивное избирательное право), участвовать в референдуме, занимать государственные должности, проходить службу в рядах вооружённых сил.
    Помимо перечисленных прав, предоставляемых только гражданам, граждане несут и определённый, присущий только им, круг обязанностей. Обычно к обязанностям граждан относится прохождение военной службы.
    Права лиц, имеющих гражданство более чем одного государства, обычно несколько отличны от прав других граждан. Этот вопрос регулируется международными договорами и соглашениями.

3 Статус депутата Государственной Думы
Депутат — лицо, выбранное группой граждан в органы власти (обычно имеют в виду законодательную/представительную власть). Депутатом можно стать при выборах по партийным спискам или выборах из списка кандидатов в округах по территориям. Задачей депутата, в общем случае, является представление интересов граждан-избирателей во властных структурах, защита их прав, закрепленных в Конституции и законах [7].
Почти во всех странах, получая статус депутата, выбранное лицо приобретает неприкосновенность (т.е. право на защиту от уголовного или административного преследования в виде усложнённого порядка привлечения к ответственности) с тем, чтобы снизить депутатские риски.
В части стран этим понятием обозначают лишь законодателей, работающих в (центральном) парламенте.
Статус депутата определяется Конституцией Российской Федерации, а именно ст. 97, ст. 98, Федеральными Конституционными законами, а также ФЗ от 8 мая 1994 г «О статусе члена Совета федерации и статусе депутата Государственной Думы»
В соответствии со статьей 97 Конституции РФ [1]:

  1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.
  2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
  3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
    Статья 98 гласит [1]:
  4. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
  5. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.
    Статус парламентариев характеризуется их неприкосновенностью в течение всего срока исполнения полномочий, т. е. недопустимостью совершения определенных действий со стороны властных структур в отношении этих лиц.
    К парламентариям не могут быть применены [9]:
    1) личный досмотр;
    2) задержание;
    3) арест (заключение под стражу);
    4) обыск как уголовно – и административно-процессуальная мера.
    Привлечение парламентариев к уголовной или административной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания и другие подобные действия, связанные с осуществлением их полномочий, не допускается, если эти действия не носили характера оскорбления либо не содержали в себе иной состав правонарушения.
    К парламентариям могут быть применены меры принуждения:
    1) в случае задержания депутата Государственной Думы на месте преступления;
    2) в случаях, когда этого требует безопасность РФ либо других граждан.
    Члены Государственной Думы могут быть лишены депутатской неприкосновенности. Это возможно при наличии решения соответствующей палаты Федерального Собрания, вынесенного по представлению Генерального прокурора РФ за виновное поведение парламентария и принятого большинством голосов от общего числа парламентариев палаты Федерального Собрания.
    Депутаты Государственной Думы обладают парламентским иммунитетом в течение всего срока полномочий.
    Срок полномочий депутатов Государственной Думы РФ начинается со дня их избрания и прекращается днем начала работы Думы нового созыва, если срок полномочий Государственной Думы не прекращен досрочно в установленном законодательством порядке.
    Досрочное прекращение полномочий парламентариев возможно в случаях [2]:
    1) подачи письменного заявления членом Совета Федерации о сложении своих полномочий;
    2) избрания члена палаты Федерального Собрания должностным лицом, полномочия которого несовместимы с полномочиями парламентария;
    3) назначение члена палаты Федерального Собрания (или занятие его коммерческой деятельностью) на государственную или муниципальную службу, не совместимую с членством в Федеральном Собрании РФ;
    4) утраты гражданства РФ либо приобретении гражданства иностранного государства;
    5) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена палаты Федерального Собрания;
    6) вступления в законную силу судебного решения об ограничения дееспособности члена палаты Федерального Собрания либо о признании его недееспособным;
    7) смерти, признания члена палаты Федерального Собрания безвестно отсутствующим либо объявление его умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу;
    8) призыва члена палаты Федерального Собрания на военную службу с его согласия;
    9) досрочного прекращения полномочий Государственной Думы РФ в порядке роспуска.
    Для наиболее эффективного осуществления парламентариями своих полномочий ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе Члена Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» определяет гарантии их деятельности [2].
    Довольно большой список гарантий обуславливается тем, что необходимо полностью оградить парламентариев, как представителей законодательной ветви власти, от каких либо посягательств на их независимость. Кроме того подчеркивается высокий статус депутатов Государственной Думы.
    Законом предусмотрена также ответственность должностных лицами и других работников органов государственной власти за нарушение его положений. Предоставление заведомо ложной информации, нарушение положений о неприкосновенности либо давление, связанное непосредственно с деятельностью в парламенте, влекут за собой ответственность, предусмотренную административным и уголовным законодательством.
    Таким образом, анализ закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и других законов, затрагивающих статус депутатов, выявляет в них множество недостатков. На мой взгляд слишком размытыми выглядят именно обязанности парламентариев, законом не определяется ответственность за их невыполнение самим парламентарием, таким образом создаются условия для вседозволенности депутатов Государственной Думы. Имеет место несоответствие существующего института неприкосновенности парламентариев, закрепленному в Конституции РФ принципу равенства всех перед законом и судом. Гарантии неприкосновенности депутатов Государственной Думы рассматриваются как оставшиеся в наследство от тоталитарного прошлого преимущества и привилегии.
    Данные коллизии требуют разрешения, поэтому можно сказать, что статус парламентариев динамичен и останется таким до разрешения всех проблем не только в вышеупомянутых законах, но и в законодательстве в целом.

Список использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 26.01.2009, N 4, ст. 445
  2. Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 09.05.1994, N 2, ст. 74
  3. Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 28.06.2009) «О гражданстве Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 03.06.2002, N 22, ст. 2031
  4. Федеральный закон от 04.03.1998 N 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», N 10, 09.03.1998, ст. 1146
  5. Постановление Конституционного Суда РФ от 31.10.1995 N 12-П «По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.11.1995, N 45, ст. 4408
  6. Постановление СФ ФС РФ от 30.01.2002 N 33-СФ (ред. от 22.02.2012) «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» //
  7. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации / М.В. Баглай. — М.: НОРМА, 2005. — 802 с.
  8. Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. «Конституционное право», М: ЮРИСТЪ 2010, — 434 с.
  9. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. «Конституционное право России» Москва. Юристъ. 2008. – 633 с.
  10. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. Л.А. Окунькова) — «БЕК», 1994. – 532 с.
  11. Сальников И.В. «Комментарий к Федеральному закону от 4 марта 1998 г. N 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» — М., 2008. – 447 с.
  12. Хабриева Т.Я. Реформирование Конституции Российской Федерации: возможность и необходимость // Журнал российского права. — 2009. — № 11.
  13. http://popravkam.net/ — Сбор подписей против изменения Конституции РФ
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov