Контрольная Конституция США

Содержание

Введение 3
1 История развития Конституции США 1787 года 4
2 Общая характеристика Конституции США 1787 года 7
3 Особенности Конституции США 16
Список использованных источников 21

Введение
Конституция — основной закон государства, документ высшей юридической силы, принимаемый в особом порядке специально уполномоченным государственным органом (парламентом, учредительным собранием) или народом на референдуме и регулирующий самые стабильные и важные общественные отношения:

  • права и свободы человека;
  • устройство государства;
  • организацию власти в государстве (структуру, порядок формирования госорганов и распределение компетенции между ними);
  • иные важнейшие общественные отношения, необходимость конституционного регулирования которых вызвана национальной спецификой и традициями конкретного государства.
    В данной работе я попытался дать не только общее представление Конституции США, но и осветил её достоинства.
    Целью данной контрольной работы является:
  • выявить основные особенности и черты Конституции США;
  • раскрыть достоинства Конституции США;
    В соответствии с указанной целью, основными задачами исследования являются:
  • дать четкий анализ Конституции США;
  • раскрыть содержание в Конституции США деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти, полномочий президента США.
    Объект исследования – это Конституция США 1787 г.
    Предмет исследования — труды ведущих ученых-юристов российского и зарубежного законодательства.
    Тема данной контрольной работы носит исследовательский характер и предусматривает всестороннюю характеристику объекта исследования.

1 История развития Конституции США 1787 года
Весь период государственного и конституционного развития Соединенных Штатов Америки можно условно разделить на два этапа. Первый начинается с провозглашения независимости, достигнутой в результате победы над английскими колонизаторами, и образования конфедеративного союза штатов, то есть с создания союза государств. Основными конституционными документами этого периода были Декларация независимости от 4 июля 1776 года и так называемые «Статьи конфедерации» 1781 года. Второй этап государственного и конституционного развития США начинается после замены конфедерации штатов союзным государством, то есть федерацией штатов, и продолжается до настоящего времени. Главным государственно-правовым актом второго периода стала конституция Соединенных Штатов Америки 1787 года.
В апреле 1775 года произошло сражение при Лексингтоне, положившее начало освободительной войне. Война за независимость принесла много горя и разрушений американскому народу и закончилась лишь в 1783 году, когда проигравшая войну Британская империя вынуждена де-факто признать независимость своих бывших колоний. Огромное значение для всего мира имела провозглашенная 4 июля 1776 года Декларация независимости. Автором Декларации являлся выдающийся человек того времени — Томас Джефферсон. Этот исторический документ впервые провозглашал «неотчуждаемые» права человека.
Другим важнейшим документом, предшествующим американской Конституции, являются Статьи конфедерации. Принятые еще в 1777 году Статьи вступили в силу лишь с 1 марта 1781 года, так как процесс ратификации всеми штатами растянулся более, чем на три с половиной года. Данный акт подчеркивал, что каждый штат сохраняет свое верховенство, свою свободу и независимость, равно, как всю власть, всю юрисдикцию и все права, которые не предоставлены этой конфедерацией Соединенным Штатам, собравшимся на Конгресс.
Первой конституцией, в значительной мере, претворявшей в жизнь систему сдержек и противовесов в современном понимании как средства реализации принципа разделения властей, была Конституция Нью-Йорка 1777 года. Она предусматривала сильный сенат и независимого губернатора, избираемого непосредственно самим народом на три года, а также создания органа контрольного надзора над законодательной властью ревизионного совета, состоящего из губернатора, канцлера и членов Верховного суда и наделенного полномочием отменять принятые обеими палатами легислатуры законопроекты до их вступления в силу. Тем самым разработчики нью-йоркской конституции стремились удовлетворить одновременно требования и сторонников порядка, выступавших за предоставление законодательного вето губернатору, и тех социальных групп, которые по традиции усматривали угрозу деспотизма в исполнительной власти.
Но наиболее полно идея разделения властей и система сдержек и противовесов получила свое выражение в Конституции Массачусетса 1780 года, проект которой был составлен Джоном Адамсом. Конституция предусматривала двухпалатную легислатуру, члены которой ежегодно избирались по округам в соответствии с суммой налогов, уплачиваемыми их жителями. Устанавливался определенный имущественный ценз оседлости для избрания губернатора, сенаторов и членов палаты представителей. Хотя губернатор был ограничен советом, избираемым обеими палатами из состава сенаторов, он был все же самым полномочным магистратом по сравнению с магистратами всех других штатов. Как и губернатор Нью-Йорка, он ежегодно избирался населением штата. Однако в отличие от первого главный магистрат Массачусетса мог единолично налагать вето на все законопроекты, за исключением тех, которые принимались 2/3 голосов обеих палат. У него были большие полномочия также по назначению судей и других должностных лиц, которые он осуществлял совместно с советом. Судьи назначались на неопределенный срок, однако по требованию обеих палат легислатуры они могли быть отстранены от должности за совершение неблаговидных поступков (процедура импичмента). Офицеры милиции избирались непосредственно самим населением.
Конституция Массачусетса привлекла внимание сторонников конституционных реформ в других штатов, где с самого начала действия «провирджинских» конституций отчетливо обнаружились дефекты, о которых говорилось выше. Первыми на массачучетчкую конституцию положительно откликнулись конституционные реформаторы Нью-Гэмпшира в 1781 году. На мой взгляд, Конституция Массачусетса 1780 года являлась самой демократической и продвинутой из конституций американских штатов.
После принятия Статей конфедерации и образования конфедеративного государства уже через малое время высветились недостатки существующей системы управления. Статьи конфедерации страдали многими недостатками и нуждались в пересмотре. С этим соглашались многие политические лидеры, включая представителей демократического крыла.
Действующее центральное правительство — Континентальный Конгресс на собственном опыте могло убедиться в бессилии существовавшей верховной власти.

2 Общая характеристика Конституции США 1787 года
Принятая Конституция закрепляла буржуазно-демократический республиканский строй на всей территории Соединенных Штатов Америки. Именем народа были официально отменены дворянские титулы и звания, ликвидированы сословные привилегии, последовательно проводился принцип представительства народа в высших органах государственной власти, равновесия и разделения властей, обеспечивалось создание более прочного политического союза штатов с эффективной законодательной, исполнительной и судебной властями. В этом смысле Конституция 1787 года стала высшей точкой, кульминацией американской буржуазной революции. Был подготовлен в высшей степени оригинальный и сбалансированный проект новой федеральной Конституции. Он был весьма совершенен и с точки зрения своей формы, но при этом, однако, не был лишен и некоторых недостатков, важнейшим из которых оказалось отсутствие самостоятельного раздела о гражданских правах и свободах, хотя в тексте принятого проекта и был закреплен ряд основных конституционных гарантий прав граждан («Хабеас корпус», запрещение обратной силы законов и наказаний без суда, гарантия суда присяжных в уголовных делах, строго ограниченное понятие государственной измены, запрещение каких-либо привилегий при назначении на государственные должности в связи с религиозными убеждениями). Кроме этого, к недостаткам Конституции, на мой взгляд, нужно отнести отложение решения по вопросу рабства, которое сказалось в середине 19 века и стоило США многих тысяч человеческих жизней.
Для своего времени Конституция носила прогрессивный характер: в ней закреплялись буржуазно-демократические принципы и завоевания американского народа, она расчистила дорогу для развития буржуазных производственных отношений и способствовала развитию капитализма в стране. Важно отметить, что американская Конституция – первая писаная Конституция, оставшаяся действующей с 18 века – одна из самых «неподатливых», «неподвижных» среди основных законов других развитых стран. Ее особенностью является незначительная формальная изменяемость. Юридический текст Конституции лишь дополняется путем внесения поправок к ней.
Весь процесс изменения проходит 3 этапа:
1) внесение поправок;
2) принятие поправок;
3) ратификация поправок.
Поправка вносится либо Конгрессом по решению 2/3 членов каждой из палат, либо специальным конвентом, созываемым Конгрессом по требованию 2/3 законодательных собраний штатов, либо конвентами 3 / 4 штатов. Способ ратификации предлагает Конгресс США. Имеется 4 пути утверждения поправок. При их принятии может устанавливаться срок ратификации. Более чем за двухсотлетнюю историю США в Конгресс было внесено более 5000 проектов, предложений об изменении Конституции. Однако сложность процедуры их принятия и ратификации привела к тому, что была одобрена лишь 31 поправка, из которых ратифицированы только 26.
Если учесть, что предложение о первых десяти из них пришлось на 1789 год, а введение и отмена «сухого закона» (18-ая и 21-ая поправки) представляют в настоящее время лишь исторический интерес, то по сравнению с многочисленными конституционными переменами в других странах этот документ должен, казалось бы, говорить о незыблемости и неизменности учрежденного в конце 18 века социально-политического и государственного строя. Однако Конституция постоянно приспосабливается к потребностям американской нации. Приспособление положений Конституции к текущим потребностям, помимо внесения поправок, обеспечивается в значительной мере решениями судов, особенно Верховного суда США. Сначала американская Конституция состояла из преамбулы, которая при толковании ее судами не признавалась за ее составную часть, а рассматривалась только сточки зрения источника, от которого она исходит, и 7 статей. Позднее ряд исследователей стали относить к Конституции и поправки, которых насчитывается 26. Первоначальный текст Конституции в основном регламентировал структуру центральных органов власти, взаимоотношения федерации с ее субъектами и содержал необходимые сведения о порядке изменения Основного закона. Только с постепенным прибавлением поправок Основной закон Соединенных Штатов Америки стал регулировать тот комплекс вопросов, которые мы привыкли относить к конституционному регулированию.
По американской Конституции 1787 года государственная власть осуществляется путем разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Хотя фактическое отношение между тремя основными органами государственной власти постоянно изменяются, Конституция устанавливает их следующее юридическое положение и взаимоотношения. Согласно первой статье Конституции США, законодательная власть принадлежит двухпалатному Конгрессу, палаты которого избираются путем прямых выборов по мажоритарной системе относительного большинства. Нижняя палата – палата представителей, члены которой представляют интересы всего населения страны, избирается на 2 года в количестве 435 человек пропорционально численности населения. В Конституции Палате представителей посвящен второй раздел первой статьи. По Основному закону США 1 представитель избирался от 30000 человек, но каждый штат должен иметь хотя бы одного представителя. Однако по мере возрастания населения возникла необходимость в пересчете, который осуществляется через каждые 10 лет после переписи населения. Сначала избирательное право предоставлялось только белым свободным мужчинам. Развитие демократии привело к постепенному расширению круга избирателей, и теперь, согласно двадцать шестой поправке, активное избирательное право предоставляется всем гражданам США по достижению 18 лет. Представителем может стать любой, достигший 25-летнего возраста и являющийся гражданином США, по крайней мере, 7 лет к моменту выборов. Верхняя палата – сенат, представляющая интересы субъектов федерации – состоит из сенаторов, которые избираются по 2 человека от каждого штата на 6 лет. При этом каждые 2 года 1/3 сената обновляется. Верхней палате посвящен третий раздел первой статьи Конституции. Сенаторы избираются легислатурами штатов. Сенатором может стать любой 30-летний человек, состоявший в гражданстве США к моменту выборов не менее 9 лет. Каждая из палат может устанавливать правила своих заседаний, наказывать своих членов за нарушающее порядок поведение и согласия 2/3 голосов исключать члена. Также каждая палата сама будет являться судьею выборов, полномочий и квалификации ее членов. По Конституции обе палаты должны вести журнал своих заседаний и публиковать его за исключением тех частей, которые, по мнению палат, являются секретными. За свою службу сенаторы и представители должны получать вознаграждение, установленное законом и выплачиваемое казначейством США. Они пользуются привилегией свободы от ареста во время их присутствия на сессии соответствующей палаты, во время следования в палату и возвращения из нее.
Полномочия Конгресса перечислены в восьмом разделе первой статьи Конституции США. Причем надо отметить, что в тексте Основного закона перечислены только те полномочия, которые штаты отдают федеральному центру, и этот перечень исчерпывающий. То есть все вопросы, не входящие в компетенцию Конгресса, штаты решают самостоятельно. Из полномочий Конгресса, на мой взгляд, нужно отметить издание законов и законодательных актов, установление и взимание федеральных налогов, учреждение федеральных судов, содержание армии, флота и милиции и ряд других. Но наиболее важным полномочием Конгресса является выдвижение обвинения против всех должностных лиц, включая президента, и производство суда над ними. Но об этом будет сказано ниже. Основные полномочия Конгресса – законодательные, финансовые, контрольные, судебные и внешнеполитические, имея свои специфические особенности, в общем, существенно не отличаются от аналогичных полномочий других парламентов, поскольку парламент США служил прототипом для многих из них.
Вторая статья Конституции США посвящена исполнительной власти. Согласно Основному закону, исполнительная власть принадлежит Президенту США. Он занимает свою должность вместе с Вице-президентом, избирается на 4 года следующим образом. Каждый штат назначает установленным его Законодательным собранием, выборщиков в числе, равном общему числу сенаторов и представителей, которых штат имеет право посылать в Конгресс, при этом выборщики не являются лицами, состоящими на государственной службе США. Коллегия выборщиков и осуществляет выборы Президента в день, определенный Конгрессом США. Одно лицо не может избираться на должность Президента более двух сроков подряд. Президентом может стать любой тридцатипятилетний гражданин США, состоящий в американском гражданстве и проживающий в этой стране не менее 14 лет на момент выборов. Президент – центральная фигура на политической арене. Он является единоличной главой исполнительной власти и не несет прямой ответственности перед другими органами. Назначаемые им министры ответственны перед ним, и решающее слово всегда остается за Президентом.
Президент наделен обширными полномочиями, которые при их фактическом осуществлении с момента принятия Конституции постоянно увеличиваются. Он – руководитель аппарата исполнительной власти, Президент создает и упраздняет различные агентства и ведомства, входящие в состав этого аппарата. Являясь главой государства и правительства одновременно, Президент наделен количественно небольшими, но чрезвычайно важными полномочиями по отношению к Конгрессу, позволяющими ему активно вторгаться в сферу законодательной власти: право обращения с посланиями и право относительного вето. Но о характере взаимоотношений между исполнительной и законодательной властями речь пойдет позже. Полномочия Президента как руководителя внешней и внутренней политикой государства весьма значительны: он командует вооруженными силами США, назначает и отзывает послов, предлагает на утверждение сената судей Верховного суда, заключает международные договоры, требующие согласия сената. Однако конституционное положение об обязательном утверждении договоров сенатом часто игнорируется главой государства. Общее число международных соглашений превышает число договоров, представленных на ратификацию сената. Судебная власть в США принадлежит Верховному суду и нижестоящим судам (в наше время это 11 апелляционных и 89 окружных – в штатах, по одному – в округе Колумбия и Пуэрто-Рико). Одновременно с этими судами существуют судебные системы штатов и специальные суды. По Конституции «судебная власть распространяется на все дела, разрешаемые по закону и по справедливости, возникающие на основе данной Конституции, законов Соединенных Штатов Америки и международных договоров, заключенных США». Судьи за свою деятельность получают вознаграждение.
Верховный суд включает 9 судей, находящихся в должности «до тех пор, пока их поведение является безупречным». Судьи назначаются Президентом с согласия сената. Важно отметить, что в США помимо указанных в Конституции функций Верховный суд стал исполнять функции органа конституционного контроля. Верховный суд в обязательном порядке рассматривает вопрос о конституционности актов Конгресса в следующих случаях: 1) когда апелляционный суд считает, что законодательный акт Конгресса США нарушает Конституцию, законы или международные договоры; 2) когда федеральный окружной суд или апелляционный суд считает, что акт Конгресса является неконституционным; 3) когда Верховный суд штата заявляет, что федеральный закон или договор является неконституционным; 4) когда апелляционный суд ставит вопрос о деле, решенному различно в двух окружных судах и по которому отсутствует окончательное решение Верховного суда.
Деятельность Верховного суда в области конституционного надзора весьма значительна. С 1803 по 1972 года им были признаны неконституционными полностью или частично 92 акта Конгресса, 796 положений конституций и законов штатов и 93 постановления муниципальных органов. За этот же период было отменено или изменено 143 своих собственных решений, что говорит о стремлении Верховного суда приспосабливать эти решения к меняющимся условиям жизни. Таким образом, Верховный суд играет серьезную роль в жизни американского государства и системе высших органов государственной власти, реально участвуя в системе сдержек и противовесов.
Конституция США 1787 г. (первоначальный текст) регулировала преимущественно вопросы организации государственной власти США:

  • устройство, полномочия, порядок выборов Конгресса США;
  • статус, полномочия президента республики и порядок его избрания;
  • структура, порядок формирования и полномочия Верховного суда;
  • вопросы организации федерации.
    Конституция США — лаконичный документ (насчитывает 7 статей). Но ее статьи объемнее статей современных конституций и в действительности являются разделами (с точки зрения сегодняшнего понимания структуры конституции).
    Конституция США относится к числу «сверхжестких». Поправка будет принята, если за нее проголосует не менее 2/3 членов обеих палат Конгресса, а затем ратифицируют законодательные собрания 3/4 штатов. Принятые поправки не изменяют текста конституции, а присоединяются к нему и размещаются после основного текста под соответствующим номером.
    В течение более чем 200-летней конституционной истории США было принято и ратифицировано лишь 27 поправок. Таким образом, официальная конституция США состоит из основного текста, принятого в 1787 г. (7 статей), и 27 принятых позднее поправок.
    Лаконичная писаная конституция США — это не вся американская конституция. Более 200 лет конституционные пробелы заполнялись огромным количеством нормативно-правовых актов:
    • законами Конгресса;
    • решениями Верховного суда;
    • актами президента;
    • решениями законодательных собраний штатов;
    • судебными прецедентами.
    Совокупность нормативно-правовых актов, развивающих, дополняющих, конкретизирующих положения писаной Конституции 1787 г., получила название «живой» конституции, реально регулирующей разнообразные сферы жизни американского общества и государства.
    Первые 10 поправок, именуемые «Билль о правах», были приняты Конгрессом и ратифицированы штатами в 1789 — 1791 гг. Они касались регулирования основ правового статуса личности.
    Конституция США 1787 г. (а точнее ряд поправок к ней) регулирует лишь основные, с точки зрения американского законодателя, права и свободы человека:
    • свободу слова;
    • печати;
    • петиций;
    • собраний;
    • личную свободу (с запретом рабства);
    • свободу совести;
    • право на неприкосновенность жилища;
    • скорый и публичный суд присяжных;
    • право не свидетельствовать против себя;
    • запрет жестоких и необычных наказаний;
    • право носить оружие;
    • право собственности.
    Социально-экономические и культурные права, согласно американской правовой доктрине, не относятся к числу основных и не нашли своего отражения в конституции, да и вряд ли они могли быть предусмотрены: конституционное закрепление данных прав повсеместно вошло в мировую практику лишь после второй мировой войны (в новых и новейших конституциях).
    Декларация независимости 1776 г. провозглашала право народа на восстание против угнетения, независимость от британской короны, исходя из концепции естественных прав. Декларация, а затем и конституции закрепляли некоторые неотъемлемые права человека — на жизнь, свободу и стремление к счастью. Многие конституционные вопросы были урегулированы поправками к конституции. Поправки в основном носят характер дополнений.

3 Особенности Конституции США
Конституция США была принята специальным учредительным собранием, на конгресс было избранно 56-ть делегатов с правом решающего голоса и 26-ть с правом совещательного голоса. Они могли привлекать к работе лучших юристов и экспертов. В соответствии с положением о конгрессе, делегаты должны разработать проект и принять его, а затем самораспуститься и поставить крест на своей политической карьере (им нельзя было, после этого занимать должности в органах государственной власти). Т.к. конституцию делали не для себя, то она получилась самой лучшей в мире. В конституцию внесло отпечаток время: первоначально по конституции рабство сохранялось, во-вторых, конституция не содержала норм, закрепляющих права и свободы гражданина и человека (т.к. тогда господствовала доктрина естественного права, согласно которой каждый человек рождается с естественными и неотъемлемыми правами (право на жизнь, достойную жизнь, на собственность, на оружие и другие), поэтому их незачем было закреплять. До принятия конституции, действовали конституции отдельных штатов, в которых содержались отдельные права и свободы, и многие делегаты считали, что нет необходимости дублировать права и свободы федеральной конституцией, и уже через 10-ть лет было принято 10-ть поправок, нормы которых закрепляют перечень буржуазно-демократических прав и свобод.
Достоинства конституции США:

  1. самая лаконичная конституция в мире и каждому гражданину США прочесть ее нетрудно;
  2. это была первая конституция, которая закрепила важнейшие принципы государственного устройства и на нее равнялись по существу все другие конституции;
  3. принцип разделения властей, которым дополнена система сдержек и противовесов. Именно американские конгрессмены придумали систему сдержек и противовесов:
  • Президент имеет право наложения вето на законопроект, а если закон прошел, то есть Верховный Суд, который уполномочен осуществлять конституционный надзор.
  • Президент не обладает правом законодательной инициативы, не имеет права распускать конгресс, а если был нечист на руку, то его привлекут к уголовной ответственности в порядке импичмента, если президент сумасшедший, в этом случае председатели палат парламента и Верховного Суда отстраняют его от власти.
  • Члены Верховного Суда назначаются Президентом, но с согласия Сената, требования к ним очень жесткие: не менее 10-летнего преподавательского стажа, практическая деятельности и безупречная репутация. Если член Верховного Суда совершит преступление, его обязательно привлекут к уголовной ответственности в порядке импичмента.
  • Палаты наряду с общей компетенцией обладают и еще особенной.
    Это самая совершенная система, которая работает без малейших сбоев, и привела к тому, что гражданское общество и экономика функционируют без вмешательства государства, государство обеспечивает лишь внешнюю оборону, правоохранительную деятельность и практически на этом функции государства заканчиваются.
  1. Принцип верховенства конституции и закона.
  2. Принцип демократизма — он предполагает, что в США все органы выборные, очень мало назначаемых органов. Напр., начальник почты выбирается на всеобщих выборах. Полицейские тоже выборные лица. Это и есть настоящая демократия, но она предполагает исключительно высокую культуру, высокую демократию. В США человек некомпетентный никогда не выдвинет свою кандидатуру, но и избиратели никогда не проголосуют за неуча.
  3. Принцип федерализма — это первая федерация в своем классическом виде, одновременно она закрепила принцип централизма.
  4. Закрепляет систему органов государства и систему органов местного самоуправления.
  5. Конституция по способу изменения жесткая. Есть несколько способов изменения:
  • Вносится поправка в конгресс США, за нее должны проголосовать 2/3 депутатов конгресса от списочного состава, затем должны ратифицировать 3/4 законодательных собраний штатов — тогда поправка становится законом и дается приложением к конституции.
  • Второй способ, какой-то штат выступает с инициативой поправки к конституции и легистратура штата 2/3 принимает эту поправку, и отправляет письмом во все штаты Америки, как только 3/4 легистратур ратифицировали поправку, конгресс США обязан ее рассмотреть, как только он ее рассмотрел и принял большинством 2/3 поправка становится законом.
  • Собирается специальное учредительное собрание и точно также как филадельфийский конгресс, принимает поправку.
  • Когда созываются конгрессы штатов и принимают поправки независимо друг от друга, тогда США обязаны созвать конгресс типа филадельфийского и принять поправки. Этот способ открыл наш российский правовед, в последствии США согласились с существованием этого способа.
    За всю историю существования Конституции США, фактически было принято 29-ть поправок.

Заключение
Американская Конституция, на мой взгляд, является одним из наиболее революционных документов в мировой истории. В 18 веке, когда демократические силы в Европе только зарождались, американский народ проявил огромную волю к свободе и настоящей, подлинной демократии, сумев одержать победу в войне за независимость и принять революционную Конституцию, которая отразила важнейшие демократические завоевания и нововведения американской нации.
Содержащиеся в Конституции пробелы с годами восполняются очень незначительно. Одна из причин — повышенная «жесткость» Основного закона, сложная процедура его изменения. В результате в США наравне с писаным законом действует так называемая «живая» конституция, регулирующая отношения конституционного уровня и формируемая Конгрессом, Президентом страны, Верховным судом и включающая, в частности, и конвенционные нормы. Порядок, при котором поправки «дописываются» к основному тексту, не облегчает ее понимания, поскольку отмененный текст не устраняется. К настоящему времени некоторые поправки изменили положения предыдущих поправок, которые в свою очередь модифицировали первоначальный текст. Первоначальный текст Конституции главным образом определил структуру органов государственной власти, их взаимоотношения, построенные на основе принципа «сдержек и противовесов».
Очевидно, что в условиях, когда Основной закон дополняется внеконституционным путем, новые аспекты действительности получают соответствующее отражение в текущем законодательстве и судебных решениях, что совсем не свидетельствует в пользу действующего акта, формально стоящего на вершине американской правовой системы.
Принцип разделения властей проведен через все важные положения Конституции. Он выражается, в частности, в раздельном и последовательном изложении правового статуса трех ветвей власти. Созданная система органов первоначально слабо опиралась на основу государственной власти — избирательный корпус. Большинство учрежденных федеральных институтов не избиралось всеобщим и прямым голосованием. Президент получал и получает власть в результате косвенных выборов; в начальный период выборщики президента редко определялись прямыми выборами; гораздо чаще их избирали законодательные собрания штатов. Сенат — верхняя палата Конгресса — до 1913г. состоял из членов, также избиравшихся законодательными собраниями штатов, а Верховный суд и поныне остается назначаемым органом. Только Палата представителей с 1789г. формируется путем прямого голосования.
Значение Конституции США неоднозначно для различных периодов в истории этой страны. В начальный период она носила исторически прогрессивный характер, поскольку способствовала развитию новых производственных отношений. Ее влияние на конституционный опыт других стран, особенно на основные законы латиноамериканских государств (структура органов государственной власти, распределение между ними компетенции, элементы федерализма, схожая компетенция верховного суда), несомненно. Что касается самой Конституции США, то она в настоящее время выглядит как умеренно-демократический документ, по многим параметрам демократии уступающий основным законам стран Западной Европы и других регионов современного мира.
Американская Конституция 1787 года является в каком-то смысле первопроходцем для всех остальных демократических конституций. Она заложила основные демократические принципы, на которых держится вся современная демократия, и в этом ее главная заслуга.

Список использованных источников

  1. Автономов А.С., Сивицкий В.А., Черкасов А.И. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник / Под ред. А.С. Автономова. М., 2001, С.29;
  2. Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. пособие. М., 2000, С.46;
  3. Батыра К.И. История государства и права зарубежных стран. – М.: изд-во «Проспект», 2003 год, С.114;
  4. Графский В.Г. Всеобщая история государства и права. – М., 2000, С.178;
  5. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Тома 1-2. Общая часть: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. 2-е изд., испр. и доп. / Рук. авт. коллектива и отв. ред. проф. Б.А. Страшун. М., 2004, С.241;
  6. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Том 3. Особенная часть. Страны Европы: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов / Рук. авт. коллектива и отв. ред. проф. Б.А. Страшун. М., 2005, С.156;
  7. Прудников М.Н. История государства и права зарубежных стран. – Ростов-на-Дону.: изд-во «Феникс», 2003, С.26;
  8. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. — М., 2004, С.11;
  9. Конституционное право: Словарь / Отв. ред. В.В. Маклаков. М., 2006, С.341.
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov
Добавить комментарий