Контрольная Логика

Упражнение 1. Укажите единичные и общие понятия.

  1. Право. 2. Российская Федерация. 3. Преступное деяние. 4. Бригада морской пехоты. 6. Источник нрава. 7. ЮНЕСКО. 8. Консилиум врачей. 9. Верховный суд. 10. Верховный суд РФ. 11. Предприятие. 12. Философ Аристотель.

Решение:
Общие понятия: Право, Преступное деяние, Бригада морской пехоты, Источник нрава, Консилиум врачей, Верховный суд, Предприятие.
Единичные понятия: Российская Федерация, ЮНЕСКО, Верховный суд РФ, Философ Аристотель

Упражнение 2. Какие из перечисленных признаков необходимо включить в содержание соответствующих понятий и будет ли этих признаков достаточно для адекватного определения понятия?
I Автобус: автомобиль для перевозки пассажиров, имеющий не менее 30 мест, общественный или государственный, с местами для сидения.

  1. Плакат: цветной настенный рисунок на бумаге, большого формата, отпечатанный в типографии, снабженный агитационными или рекламными текстами.
  2. Рассказ: художественное произведение небольшого размера, в эпическом жанре, прозаическое, с одним главным героем, описывающее один эпизод из его жизни.
  3. Карандаш: синий, длиной 10 см, оставляющий след на бумаге, имею¬щий грифельный стержень, затачивающийся перочинным ножом.

Решение:

  1. Автобус: автомобиль для перевозки пассажиров, с местами для сидения. – достаточно.
  2. Плакат: большого формата, отпечатанный в типографии, снабженный агитационными или рекламными текстами — недостаточно
  3. Рассказ: художественное произведение небольшого размера, в эпическом жанре, прозаическое. — достаточно
  4. Карандаш: оставляющий след на бумаге, имеющий грифельный стержень — недостаточно

Упражнение 3. Укажите, в каком смысле — собирательном или разделительном — употреблены выделенные понятия.

  1. Граждане Российской Федерации имеют право на образование.
    1а. Граждане Российской Федерации проживают на территории, равной 17 млн. кв.км.
  2. Человек осваивает космос.
    2а. Человек имеет право на гражданство.
  3. Развивающиеся страны, где проживает более двух миллиардов человек является регионом бедности.
    3а. Развивающиеся страны — это те страны, которые отстают в цивилизационном развитии от передовых стран.
  4. Книга — лучший подарок.
    4а. Книга — богатство библиотеки.
  5. Закон пришел на смену обычаю.
    5а. Закон ограничивает сферу допустимого.

Решение:

  1. Собирательное.
    1а. Разделительное.
  2. Собирательное.
    2а. Разделительное.
  3. Разделительное.
    3а. Собирательное.
  4. Собирательное.
    4а. Разделительное.
  5. Собирательное.
    5а. Разделительное.

Упражнение 4. Укажите абстрактные и конкретные понятия.

  1. Юридический закон. 2. Невменяемость. 3. Презрение. 4. Жадность. 5. Депутат Государственной думы. 6. Бухгалтер. 7. Бездушие. 8.Честность. 9. Родство. 10. Книга. 11. Ученик. 12. Директор завода. 13. Компьютер. 14. Автомобиль.

Решение:
Абстрактные: Невменяемость, Презрение, Жадность, Бездушие, Честность, Родство.
Конкретные: Юридический закон, Депутат Государственной думы, Бухгалтер, Книга, Ученик, Директор завода, Компьютер, Автомобиль.

Упражнение 5. Укажите положительные и отрицательные понятия.

  1. Законность. 2. Дезинформация. 3. Верность. 4. Антипод. 5. Глупость. 6. Аноним. 7. Сердечность. 8. Бедность. 9. Равновесие. 10. Антиквар. 11. Антифашист. 12. Независимость. 13. Зло. 14. Каприз.

Решение:
Отрицательные: Дезинформация, Глупость, Аноним, Бедность, Антифашист, Независимость.
Положительные: Законность, Верность, Антипод, Сердечность, Равновесие, Антиквар Зло, Каприз.

Упражнение 6. Выделите безотносительные и соотносительные понятия.

  1. Начало. 2. Причина. 3. Народный суд. 4. Рабовладелец. 5. Север. 6. Истец. 7. Маляр. 8. Взяткодатель. 9. Автобус. 10. Племянник. 11. Копия. 12. Ведущий. 13. Труд. 14. Сын.

Решение:

Соотносительные: Начало, Причина, Рабовладелец, Север, Истец, Взяткодатель, Племянник, Сын.
Безотносительные: Народный суд, Маляр, Автобус, Копия, Ведущий Труд.

Упражнение 7. Дайте полную логическую характеристику понятиям.

  1. Западная граница государства – общее, конкретное, положительное, соотносительное.
  2. Невинность – общее, абстрактное, отрицательное, соотносительное.
  3. Учитель – общее, конкретное, положительное, соотносительное.
  4. Приговор – общее, конкретное, положительное, безотносительное.
  5. Сын – общее, конкретное, положительное, соотносительное.
  6. Бескорыстие – общее, абстрактное, отрицательное, безотносительное.
  7. Отечество – общее, конкретное, положительное, безотносительное.
  8. Экономика — общее, абстрактное, положительное, безотносительное.
  9. Созвездие гончих псов — единичное, конкретное, положительное, безотносительное.
  10. Атеист — общее, конкретное, отрицательное, безотносительное.

Упражнение 8. Определите вид отношения между совместимыми понятиями и изобразите его с помощью кругов Эйлера.

  1. Наказание — ограничение свободы.
  2. Высшее учебное заведение — академия.
  3. Юрист — депутат парламента.
  4. Учебное заведение — школа — институт — лицей.
  5. Человек, знающий иностранный язык — переводчик — человек, знающий французский язык.
  6. Орган государственного управления — министерство — министерство финансов.
  7. Художественная литература — трагедия Шекспира.
  8. Офицер, спортсмен, орденоносец.
  9. Полиглот — человек, знающий много языков.
  10. Преступник — рецидивист.

Упражнение 9. Определите вид отношения между несовместимыми понятиями, изобразите его с помощью круговых схем.

  1. Печать (А), телевидение (В), средства массовой информации (С).
  2. Честь (А), бесчестие (В).
  3. Преступление (А), экономическое преступление (В), преступление против личности (С).
  4. Сильный (А), слабый (В).
  5. Наводнение (А), стихийное бедствие (В), землетрясение (С).
  6. Истина (А), заблуждение (В).
  7. Взрослый (А), невзрослый (В).
  8. Взрослый (А), ребенок (В).
  9. Обвинительный приговор (А) — оправдательный приговор (В).
  10. Юрист (А), прокурор (В), адвокат (С), судья (Д).
  11. Зависимость (А), независимость (В).

Упражнение 10. Укажите, какое понятие в следующих парах богаче по содержанию.
I. Кодекс — уголовный кодекс.

  1. Автор — автор учебника по логике.
  2. Год — високосный год.
  3. Экономика — экономика отрасли.
  4. Адвокат — юрист.
  5. Химический элемент — инертный газ.
  6. Уголовное дело — дело о взятке.
  7. Собственность — частная собственность.
  8. Книга — учебник по химии.

Упражнение 11. Какое из понятий в следующих парах имеет больший объем.
I. Преступление — взятка.

  1. Предложение — текст.
  2. Воздушный транспорт — транспорт.
  3. Право — административное право.
  4. Суд — конституционный суд.
  5. Книга — учебник — учебник по логике.
  6. Наказание — штраф.
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov