Контрольная Малый бизнес в системе муниципального социально-экономического развития

Контрольная работа

Малый бизнес в системе муниципального социально-экономического развития

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы управления развитием муниципального образования 5
1.1 Понятие социально-экономического развития муниципального образования 5
1.2 Элементы муниципального развития и формы его организации 10
2 Малый бизнес в системе муниципального социально-экономического развития 17
2.1 Роль органов местного самоуправления в развитии субъектов малого предпринимательства 17
2.2 Развитие малого предпринимательства на территории Великоустюгского муниципального района 20
Заключение 25
Список использованных источников 26

Введение
В настоящее время в условиях продолжающегося перехода России к рыночным отношениям происходит изменение сущности процессов управления социальным и экономическим развитием муниципальных образований. При выявлении стратегических направлений развития государства в целом и отдельных регионов в частности появляется необходимость ориентации на человеческие потребности, его мнения и интересы. Поэтому возрастает значение органов местного самоуправления в управлении процессами развития регионов. Все больше требуется активное участие населения в управлении всеми процессами развития в роли полноценных партнеров органов государственной власти.
В настоящее время возрастает актуальность изучения процессов развития малого бизнеса в муниципальном образовании. Актуальность обусловлена следующими причинами и процессами, протекающими в муниципальном образовании:

  • на территории любого региона осуществляют деятельность многие организации и предприятия, деятельность которых связана с развитием муниципального образования и удовлетворением потребностей местного сообщества;
  • на территории любого муниципального образования функционирует множество как крупных так и малых объектов собственности и финансовых средств, которые так или иначе способствуют решению вопросов местного значения.
    Это обусловливает изучение проблем, связанных не только с управлением муниципальной собственностью, но и рассмотрение вопросов воздействия малого бизнеса на хозяйственную деятельность предприятий, организаций и учреждений муниципальной формы собственности, изучение организационно-правовых форм вовлечения данных предприятий, организаций и учреждений, а также их имущества в решение вопросов местного значения.
    Цель работы – изучение влияния малого бизнеса на систему управления социально-экономическим развитием муниципального образования.
    Реализация поставленной цели определила решение следующих задач:
  • дать понятие социально-экономического развития муниципального образования;
  • рассмотреть элементы управления муниципальным образованием;
  • проанализировать роль органов местного самоуправления в развитии субъектов малого предпринимательства;
  • исследовать развитие малого предпринимательства на территории Великоустюгского муниципального района.

1 Теоретические основы управления развитием муниципального образования
1.1 Понятие социально-экономического развития муниципального образования
Под муниципальным образованием понимается некая территория, на которой проживает население (не обязательно компактно и оседло) или часть городской территории (район в городе), приобретшая определенный статус (статус муниципального образования), позволяющий, в частности, участвовать в гражданских правоотношениях и осуществлять местное самоуправление [3, с. 26].
Понятие «социально-экономическое развитие» не имеет возможности быть применено (в строгом смысле данных слов) к любому муниципальному образованию. Под строгим смыслом слов тут понимается то, что экономические законы и законы развития общества (общественные законы) не считаются проявлениями чьей-либо субъективной воли, а отображают беспристрастные финансовые и общественные взаимосвязи. В данном смысле рассказывается о том, что не любое муниципальное образование сможет реально воплощать в жизнь самостоятельное социально-экономическое развитие.
Естественно, не многие города и районы сегодня могут выполнить самостоятельное развитие собственных земель, поскольку ситуация их формирования и развития в условиях административной экономики не делала надлежащих предпосылок для формирования финансово-экономических основ воплощения собственных программ социально-экономического развития. В недавнем прошлом такое понятие как «комплексное социально-экономическое развитие» в отношении поселений вообще не применялось (генеральные проекты развития поселений не являлись социально-экономическими проектами).
Ярчайшим примером внеэкономического и внесоциального развития могут служить города с преимущественным развитием научно-технического комплекса, получивших закрепившееся за ними название — «наукограды». Вообще в настоящее время в России очень многие малые города формировались в связи со строительством крупных промышленных объектов, и в результате стали заложниками экономического состояния соответствующих отраслей промышленности [2, с. 20].
Следовательно, принимая во внимание вышеупомянутое, вопрос социально-экономического становления в большей мере надо отнести к городским образованиям, которые считаются самостоятельными поселениями. Для других городских образований вопрос их самодостаточности в плане воплощения собственных проектов социально-экономического становления обязан быть дополнительно обследован в любом отдельном случае.
Для поселений постановка задачи самостоятельного социально-экономического становления считается исторической неизбежностью. Иными словами, города и другие малогабаритные поселения, являющиеся государственными образованиями, «обречены» на становление, и потому органы районного самоуправления данных мегаполисов должны (в том числе и даже с формальной стороны — закон обязует) ставить задачу комплексного социально-экономического становления и на свой страх и риск исполнять ее решение.
«Обреченность» обусловлена больше такими беспристрастными факторами как: возведенные города, заселенные обитателями, у каких сложились коллективные интересы и необходимости, согласно с которыми люди желают жить в данных населенных пунктах и жить превосходно.
Закон дал общественности право лично решить судьбу города и облагородить собственную жизнь в городе по тем аспектам качества, которых им предоставляется возможность достичь сами.
Понятие «развитие» в отношении поселения вызывает немало дискуссий, особенно последний год. Обсуждения вопроса осложняются к тому же тем, собственно стороны, обговаривающие тему становления, заполняют данный термин различным содержанием.
Создание расхождений (в случае если очистить их от терминологической неурядицы) сводится к выражению собственного дела к 3 принципиальным вопросам.
Вопрос 1-ый связан с принципиальным отношением к пониманию данного термина.
Словарь С. И. Ожегова вместе с иными выделяет два относительно других объяснения термина «развитие». В первом случае развитие — это процесс доведения «до предопределенной ступени духовной, умственной зрелости, сознательности культурности до некой ступени силы, силы, совершенства». Во 2-м случае под термином «развитие» понимается «процесс закономерного конфигурации, перехода из 1-го состояния в иное, наиболее безупречное; переход от старого высококачественного состояния к новому, от незатейливого к трудному, от низшего к высочайшему» [4, с. 19]. И 1-ое, и 2-ое значения характеризуют какой-либо процесс перемен, впрочем в первом случае в большей ступени ожидается присутствие проявления чей-либо воли (воли субъекта), во 2-м случае процесс развивается закономерно (вне зависимости от чьей-либо воли).
По данным вопросам, как промышляющие мэры, но и теоретики высказывают нередко гладко противоположные взоры. Одни заявляют, собственно вопрос о развитии мегаполиса как целостного социально-экономического образования как говорится и ставить не стоит. Учитывая мнение союзников такового расклада, городское образование и так само отыщет собственный путь — ему не стоит препятствовать. Надобно исключительно развивать инфраструктуру, улаживать образующиеся трудности, а остальное само по себе разовьется и разовьется как раз то, что более органически для этого города и района.
Соперники такового взора на становление городского образования заявляют, что в отсутствии постановки целей (в том числе и в самом едином облике) развития не станет, а станет «топтание на месте», «залатывание дыр», «тушение пожаров» и т.п. Любители такового взора на развитие как на проявление некой воли субъекта, считают, что чтобы городское образование развивалось, нужно было непременно вычислить цели развития. Цели обязаны быть отобраны из тысячи разных разновидностей и экономически аргументированы. Аспектом выбора целей развития при иных одинаковых критериях делается максимум вполне вероятный общественный результат, то есть надобность лучше всего удовлетворить общественные необходимости народонаселения городка по вероятно наиболее высочайшим социальным нормативам и стереотипам. Приверженцы данного расклада (станем именовать его целевым) обоснуют таковым, что исключительно целенаправленное перемещение лучше всего позволяет воспользоваться ресурсами и достичь малых расходов при максимальном полезном результате.
Целевой расклад подразумевает присутствие нескольких настоящих «сценариев» становления, из которых выбирается лучший, коему в последующем и идут по стопам. В противоположность целевому раскладу к развитию (при отказе в постановке целей) на практике реализуется сразу немного настоящих «сценариев», хотя в связи невсеобъемлемости ресурсов ни какой-то из них не реализуется вполне [4, с. 54].
2-ой вопрос связан с осознанием самого понятия комплексного социально-экономического становления (его размах и направления). Тут принципиальные союзники целевого расклада к пониманию развития расползаются во воззрении что же касается того, собственно относить к объектам становления и каковы масштабы данного действа. Воззрения благодаря чему вопросу возможно свести к 3 главным позициям.
1-ая позиция содержится в том, что под комплексным социально-экономическим развитием адепты данной позиции разумеют развитие инфраструктуры городского образования. К адептам данного направления сознательно возможно отнести и тех, кто под комплексным социально-экономическим развитием знает не совсем только развитие городской инфраструктуры, но и становление домашней работы органов районного самоуправления при помощи управления городской собственностью и ведением домашней работы.
Данные позиции объединены на базе того, что развитие города как целостного социально-экономического образования адептами данного направления не рассматривается как основная цель развития. Словно обширно ни ставился вопрос о ведении домашней работы органами районного самоуправления, данная деятельность не может обеспечить всех направлений жизнедеятельности муниципального образования.
Позиция 2-ая сводится к тому, что под комплексным социально-экономическим развитием городского образования понимается «генеральный план застройки» либо «генеральное планирование капитального строительства».
Понятие «комплексного социально-экономического развития городского образования» введено в Федеральном законе для обозначения отменно свежего действа в жизни русских поселений — перехода от муниципального управления на местах к становлению свежего института власти в государстве — института районного самоуправления. Иными словами, определения «генеральные планы стройки», «генеральный проект капитального строительства» и им похожие не в состоянии претендовать на то, чтоб под ними понималось «комплексное социально-экономическое развитие» [3, с. 152].
Позиция 3-я содержится в том, что городское образование понимается как целостное социально-экономическое действо, которое имеет собственные внутренние законы развития, и ежели уроженцам (жильцам поселения) законом предоставлено право ставить и улаживать вопросы развития городского образования, то термин «комплексное социально-экономическое развитие городского образования» обязан относиться не к отдельным сферам жизнедеятельности городского образования, а ко всему городскому образованию, включая вместе с обычно государственными сферами жизнедеятельности (в том числе коммунальное хозяйство) и другие сферы, такого как, взаимодействие с органами казенной власти, с органами районного самоуправления иных городских образований, с финансовыми текстурами всевозможных форм принадлежности, составление и развитие системы подготовки жильцов к претворению в жизнь районного самоуправления, развитие духовной жизни городского образования и др.
3-ий вопрос связан с определением субъекта, который обязан выступить с инициативой комплексного социально-экономического развития городского образования.
Принципиальным тут, по-видимому, надлежит считать то, что во всяком из приведенных повыше разновидностей воззрение жильцов городского образования обязано предусматриваться. Федеральным законом «комплексное социально-экономическое развитие» отнесено к вопросам районного значения со всеми вытекающими из данного правовыми и имущественными результатами. Следовательно, законодатель дал вероятность общественности полностью отвечать за развитие поселения.
Эта постановка данного вопроса ставит городские образования в абсолютно другие (сравнивая с не так давно произошедшим минувшим) условия. Городские образования возымели право характеризовать свою стратегию развития и право разрабатывать и продавать личные планы и намерения становления. Данное предъявляет особенные притязании к органам районного самоуправления, потому что на их в такой ситуации ложится довольно высочайшая обязанность за судьбу поселения (городского образования).
1.2 Элементы муниципального развития и формы его организации
Городские фирмы, являясь по своей природе действом публичным, все свои последствия, будь то прибыль или конкретные продукты и предложения, пускают на общественные нужды. Иные фирмы и учреждения должны принять участие в реализации соц интересов в силу нормативного (в виде налагаемых на их в нормативном или законодательном порядке прямых обязанностей) либо публичного (добровольного по форме) принуждения.
3-я группа, обозначенная в нашей классификации, выполняет специальную функцию — функцию регулирования работы 2-ух предыдущих групп в интересах народонаселения городского образования.
Значение данной классификации в том, собственно она позволяет на базе выделения этих 3 групп определить не просто роль и место хоть какой из их в решении вопросов местного ценности, но и исходя из данного — цели работы этих сочиняющих в ходе управления городским хозяйством, предусматривать их особенности.
Так, из данной классификации очевидно заметно, что при построении взаимоотношений меж народонаселением городского образования и хозяйствующими субъектами связанных с районного значения более выигрышно иметь дела с государственными предприятиями, потому что они не столько продают общественности продукты и предложения, но и прибыль, приобретенная в результате от их работы, считается также собственностью этого районного общества. В следствии этого превосходно работающее городское предприятие постоянно дешевле для городского хозяйства.
Исходя из убеждений того, какую роль в решении вопросов районного значения играют какие-нибудь составляющие, можно выделить немного форм городского хозяйства, сначала по показателю возрастания роли личной хозяйственной работы.
Коммунальная модель городского хозяйства характеризуется тем, что ключевую тяжесть издержек на реализацию социальных интересов и необходимостей несут сами жильцы городского образования (коммуны, общины), и ключевым ресурсом считаются налоги народонаселение. Основным составляющей в данной системе выступает орган районного самоуправления, который воплотит в жизнь как скопление ресурсов, но и их расходование. Эта модель более применима и присутствует в более «благоприятных» государствах Европы, где права органов районного самоуправления на ведение хозяйственной работы урезаны. Недостаточность ресурсов для выполнения задач, возложенных на районное самоуправление, восполняется государством.
Коммунально-рентная модель городского хозяйства, в сравнении с предшествующей, выделяется тем, что учитывает судьбе органов районного самоуправления в области применения ресурсов земли и в ее развитии через предоставление урезанных прав в финансово-кредитной работы и права ресурсной ренты. Т.е. налоги с народонаселения дополняются вероятностью обложения производителя продукции и услуг на земли городского образования.
Муниципально-рентная модель городского хозяйства предполагает, что главное бремя по обслуживанию интересов народонаселения и по решению вопросов районного значения несут органы районного самоуправления, для чего же они могут быть полноценным хозяйствующим субъектом на собственной местности.
Непременно, какая-нибудь модель не присутствует в чистом облике, но роль и место какого-нибудь составляющей в разных государствах серьезно выделяются друг от друга.
От чего же находится в зависимости существование какой-нибудь модели?
От очень крупного числа причин, основными из которых, несомненно, считаются[3, с. 105]:

  • размер компетенции органов районного самоуправления, конкретный законодательством;
  • присутствие и нрав ключевых ресурсов земли;
  • присутствие грамотных кадров в органах районного самоуправления и городских предприятиях;
  • налогоспособность народонаселения.
    Исходя из данных причин складывается точная форма городского хозяйства.
    В структуру городского хозяйства (его составляющие) входят[3, с. 112]:
  • городские компании, работа которых ориентирована и подчинена интересам народонаселения МО;
  • последствия работы МП (прибыль или конкретные товары и услуги) направляются на удовлетворение общественных нужд;
  • другие фирмы и учреждения, чья работа отчасти связана с реализацией социальных интересов народонаселения. Данные компании должны принять участие в реализации публичных интересов в следствие нормативного (в виде налагаемых законодательством повинностей) или же публичного (добровольного) принуждения;
  • субъект, координирующий работа данных разнородных по природе субъектов, в интересах народонаселения городского управления.
    Инфраструктура включает (кроме вышеперечисленных): естественные ресурсы (территория, недра); инженерные сети; коммуникации (дороги, включая вокзалы ж/д); взаимосвязь; автотранспорт источники тепла, газо и водоснабжения; жилищный фонд; сферу услуг и отдыха; доступность офисных построек; обеспеченность грамотными кадрами; уровень правовой охраны народонаселения, собственности и предпринимательства; общественную сферу (средние учебные заведения, дошкольные учреждения, здравоохранение, спорт и т.п.).
    Чем разнообразнее и труднее хозяйство в городском образовании, тем наибольшее значение покупает групповая увязка всех секторов экономики производственного и непроизводственного нрава.
    Из определения городского хозяйства идет, что некое количество фирм и учреждений, исполняющих социально ценные функции, имеет необходимость в координации их работы. Конкретно данную функцию на практике и исполняют органы районного самоуправления.
    По своему содержанию работа органов районного самоуправления распадается на 2 направления, потому что способы работы органов районного самоуправления по реализации массовых интересов людей напрямую соединены с формами организации субъектов домашней работы, с коими принуждены контактировать в ходе своей работы органы районного самоуправления.
    Непосредственно сами субъекты хозяйственной работы возможно поделить на последующие ключевые категории:
  • городские фирмы и учреждения;
  • фирмы и учреждения других форм принадлежности. Естественно, что права органов районного самоуправления в отношении данных групп и политика руководства станут всевозможными.
    Так, права органов районного самоуправления в отношении городских компаний не могут различаться от прав хоть какого владельца в отношении принадлежащего ему компании, права ведь на регулировка домашней работы в отношении иных владельцев обязаны быть жестко регламентированы законодательством, так как тут идет речь о использовании властных возможностей, сами же органы районного самоуправления выступают не как хозяйствующий субъект, как власть.
    В отношении городских компаний органы районного самоуправления выступают как собственник, на взгляд организации их работы и использования плодами данной работы, и как власть, поскольку в отношении общеобязательных общепризнанных мерок и правил, принимаемых органами районного самоуправления около их компетенции, все компании, и в том числе городские, одинаковы.
    Органы районного самоуправления выступают и как субъект домашней работы, и как субъект, наделенный законом правом регулировать эту деятельность на собственной территории.
    В этой связи и появляются трудности в определении понятия «городское управление», так как оно, скажем понятие «городское хозяйство», имеет двойственную природу.
    Управленческая работа органов районного самоуправления содержит как вопросы совместного взаимодействия органов районного самоуправления с хозяйствующими субъектами без разницы от формы принадлежности, но и вопросы наиболее основательного регулировки домашних взаимоотношений для городских фирм и учреждений. В этой связи в базу определения этого понятия обязана быть положена задача управленческой работы органов районного самоуправления, а конкретно реализация социальных интересов, отнесенных к ведению районного самоуправления.
    И в этой связи главным видом работы органов районного самоуправления считается повиновение работы фирм и учреждений, находящихся на местности городского образования, целям удовлетворения публичных интересов людей.
    Понятие «муниципальное управление» должно в обязательном порядке включать в себя не только цель деятельности, но и ее формы, определяемые законом.
    Муниципальное управление есть деятельность органов местного самоуправления, направленная на удовлетворение общественных интересов, осуществляемая в определенных законом формах посредством муниципального хозяйства.
    Это несколько громоздкое определение, тем не менее, достаточно полно отражает содержание понятия «муниципальное управление», поскольку включает в себя и цель деятельности, и специфические средства ее осуществления.
    Не менее важно отметить тот факт, что на основе этого определения можно очень рельефно показать отличия муниципальной службы от службы в органах государственной власти. Они также проистекают из двойственной природы муниципального хозяйства, поскольку муниципальный служащий должен обладать знаниями, необходимыми для непосредственной хозяйственной деятельности, и в этом смысле его деятельность мало, чем отличается от предпринимательства. С другой стороны, общественный характер распределения приобретенной в результате деятельности прибыли и задача регулирования хозяйственных интересов иных собственников, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории муниципального образования, требуют знаний и навыков, больше присущих государственной службе.

2 Малый бизнес в системе муниципального социально-экономического развития
2.1 Роль органов местного самоуправления в развитии субъектов малого предпринимательства
Органы местного самоуправления, организуя реализацию мероприятий государственной поддержки субъектов малого предпринимательства на подведомственных территориях, в то же время формируют собственную программу поддержки малого бизнеса, исходя из приоритетов социально-экономического развития муниципального образования и финансовых возможностей. Основной задачей органов местного самоуправления является создание благоприятного климата и оказание всемерного содействия развитию предпринимательства. При этом существует обширный перечень механизмов, через которые муниципалитеты обеспечивают процесс содействия развитию предпринимательской деятельности.
В обязанности органов местного самоуправления входят разработка и участие в реализации муниципальных целевых программ развития и поддержки малого предпринимательства, привлекая муниципальные средства и ресурсы. Также органы государственной власти на местах вправе предоставлять субъектам малого предпринимательства дополнительные льготы и преференции за счет собственного имущества. Анализ взаимоотношений муниципальных служащих и представителей малого бизнеса в процессе осуществления ими предпринимательской деятельности выявили факторы, которые оказывают отрицательное влияние на развитие предпринимательской деятельности: противоречия в нормативно-правовых актах различных уровней рассматриваются муниципальными служащими как основание для отказа на обращение субъектами малого предпринимательства, связанное с разрешением такого противоречия; практически полная незаинтересованность в положительной динамике развития малого предпринимательства муниципальных служащих, принимающих участие в решении вопросов, связанных с данными обращениями.
Основными мерами поддержки малого бизнеса должны стать, в первую очередь, развитие инфраструктуры, финансовая и налоговая поддержка бизнеса, устранение административных барьеров в сфере малого предпринимательства. [1]
Непосредственно поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства — деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, важнейшим инструментом поддержки малых предприятий является разработка муниципальных программ поддержки малого предпринимательства. В муниципальной программе поддержки малого предпринимательства определяются: перспективные направления развития малого предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства; меры, принимаемые для реализации основных направлений и форм поддержки малого предпринимательства; объем и источники финансирования программных мероприятий; исполнители программы.
Делаем вывод, что в настоящее время одним из препятствий оказанию действенной поддержки малым предприятиям является отсутствие или недостаток эффективных объектов инфраструктуры, обеспечивающих деятельность малых предприятий. Крупные предприятия создают себе инфраструктуру сами: учебные центры, маркетинговые и юридические подразделения, коммуникационную инфраструктуру — подъездные пути, инженерные сети и прочее, открывают представительства и магазины, создают собственные банки и социальные объекты для своих служащих. Малое предприятие так действовать не может. Но правила на рынке одинаковы для всех. Следовательно, для успешной конкуренции продукции предприятия, руководитель малого предприятия должен иметь возможность проконсультироваться у опытного юриста, провести маркетинговые исследования, реализовать товар с помощью сети сбыта.
Предоставлять такую возможность, причем на доступных условиях, и должна инфраструктура поддержки малого предпринимательства. Несмотря на то, что в последние годы возникли и действуют десятки объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, очевидно, что без поддержки государства и местных органов власти комплексная и эффективная инфраструктура поддержки возникнуть и существовать не может.
Таким образом, главной задачей является создание комплексной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на региональном и муниципальном уровнях.
Предлагаем следующие направления совершенствования муниципальной инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства:

  1. Создание в каждом муниципальном образовании совета по поддержке малого бизнеса. Важной функцией муниципального совета является координация деятельности контролирующих органов в части осуществления контроля за работой предприятий потребительского рынка.
  2. Создание бизнес-инкубаторов в субъектах Российской Федерации.
  3. Создание и функционирование в муниципальных образованиях центров правового консультирования предпринимателей.
  4. Разработка в каждом муниципальном образовании перспективных программ и текущих планов развития малого бизнеса.
    В муниципальных программах поддержки малого предпринимательства необходимо также предусмотреть действенный механизм обратной связи по фактам нарушения порядка проведения государственного контроля (надзора). Таким образом, для повышения ответственности местных органов самоуправления за сокращение административных барьеров необходимо введение оценочного показателя их деятельности.
    2.2 Развитие малого предпринимательства на территории Великоустюгского муниципального района
    Одним из перспективных направлений развития экономики Великоустюгского муниципального района является развитие малого предпринимательства.
    Малое предпринимательство как субъект экономики существует в Великоустюгском районе более 20 лет и играет существенную роль в развитии всех отраслей экономики — в этой сфере занято порядка 1630 человек, что составляет 32,7 % от среднесписочного числа работающих в районе [6].
    На территории Великоустюгского муниципального района по состоянию на 01 октября 2015 г. осуществляют деятельность 91 малых и средних предприятий, в том числе: 72 микропредприятий, 17 малых, 2 средних предприятия и 225 индивидуальных предпринимателя. По сравнению с 2014 г. число субъектов малого предпринимательства снизилось на 24 единиц или на 7 %. В 2015 году образовалось 2 микропредприятия и 34 индивидуальных предпринимателей открыли свой бизнес, в тоже время 80 индивидуальных предпринимателя прекратили свою деятельность на основании собственного решения. Одной из причин прекращения деятельности является увеличение платежей в Пенсионный фонд. Субъектами малого предпринимательства в 2015 году открыто 8 магазинов и создано 17 новых рабочих мест.
    Из общего количества действующих субъектов малого предпринимательства 25,2 % занимаются торговлей; по 16,5 % — туризмом, транспортом и связью; и операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг; 12,1 % — рыболовством и рыбоводством; 11,0 %- гостиницы и рестораны; 4,4 % — сельским и лесным хозяйством; по 3,3 %- обрабатывающими производствами и прочими услугами; по 2,2 %- строительством и финансовой деятельностью; по 1,1 % добычей полезных ископаемых; образованием и производством и перераспределением пара и горячей воды.
    В Великоустюгском муниципальном районе нет специализированных транспортных предприятий. Грузовые и пассажирские перевозки осуществляют индивидуальные предприниматели. В районе обеспечено регулярное движение в пригородном сообщении. Кроме того, практически во всех населенных пунктах района существуют «такси», деятельность которых осуществляется также индивидуальными предпринимателями.
    Туризм на сегодняшний день является приоритетным направлением развития экономики, где работают малые предприятия. Туристическая отрасль в районе развивается динамично. В районе зарегистрировано 3 туроператора, которые включены в Единый Федеральный реестр.
    В районе зарегистрировано 8 индивидуальных предпринимателей и одно предприятие, вид деятельности которых — производство и реализация сельскохозяйственной продукции Из них наиболее крупное одно — крестьянско-фермерское хозяйство Шороховой Е.И.
    В последнее время государственной поддержке малого бизнеса большое внимание уделяется со стороны федеральных и региональных властей. Поэтому актуальным вопросам является осуществление поддержки предпринимательству и на уровне местных органов власти. Развитие малого предпринимательства постоянно находится в поле зрения администрации района. В целях взаимодействия между администрацией Великоустюгского муниципального района и представителями малого бизнеса, выработки предложений по развитию предпринимательства на территории района при Главе администрации создан Совет по вопросам поддержки и развития малого и среднего предпринимательства.
    Решением X сессии II созыва Совета Великоустюгского муниципального района от 23 сентября 2010 года № 80 утверждена муниципальная программа «Развитие малого предпринимательства в Великоустюгском муниципальном районе на 2011 – 2015 годы». Разработана и утверждена муниципальная подпрограмма «Развитие малого предпринимательства в Великоустюгском муниципальном районе на 2016 – 2020 годы»
    Осуществляя предпринимательскую деятельность, субъекты малого предпринимательства становятся арендаторами земельных участков. Ими заключено 37 договоров по аренде земли на сумму 1154 тыс. руб.
    Также субъекты малого предпринимательства имеют возможность взять в аренду муниципальное имущество. В 2015 году заключено 14 договоров на сумму 250,0 тыс. рублей.
    В целях поддержки малого предпринимательства утвержден перечень социально-значимых видов деятельности, для которых при аренде имущества предоставляется льгота. Предоставлено льгот по арендной плате за пользование муниципальным имуществом по социально- значимым видам деятельности на сумму 81,0 тыс. рублей. Для субъектов малого предпринимательства, в соответствии с Федеральным Законом № 44-ФЗ, за 2014 год проведено два аукциона в электронной форме и два запроса котировок, по результатам которых заключены контракты. Кроме этого представители малого и среднего бизнеса Великоустюгского района участвуют в закупках по муниципальным заказам. Доля участия субъектов малого предпринимательства в выполнении муниципальных заказов составляет 67 %. Они занимаются поставкой продуктов и ГСМ в образовательные учреждения, осуществляют капитальные и текущие ремонты зданий муниципальных учреждений.
    В целях стимулирования малых форм хозяйствования на территории муниципального образования функционируют два сельскохозяйственных кредитных потребительских кооператива.
    За 9 месяцев 2015 года администрацией Великоустюгского муниципального района проведены следующие мероприятия:
  • Утвержден план мероприятий на 2015 год муниципальной программы развития малого предпринимательства в Великоустюгском районе на 2011-2015 годы.
  • Ведется мониторинг законодательства, касающегося предпринимательской деятельности.
  • Проводилась консультационная работа с малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями по вопросам законодательства и налогообложения, касающегося предпринимательской деятельности.
  • Предприниматели и представители администрации в июле месяце приняли участие в Бизнес-форуме «Развитие предпринимательства и инвестиционной деятельности в Вологодской области, в том числе в моногородах», инициатором проведения которого выступили Совет безопасности Российской Федерации и Госкорпорация «Внешэкономбанк».
  • Субъекты малого предпринимательства приняли участие в двух видеоконференциях, проведенных Департаментом экономического развития Вологодской области по вопросам лицензирования алкогольной продукции (20 субъектов).
  • Совместно с администрацией Великоустюгского городского поселения в сентябре месяце проведена сельскохозяйственная ярмарка, в ней приняли участие сельскохозяйственные хозяйства Великоустюгского муниципального района.
  • Объявлен конкурс по отбору получателей грантов начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного дела. Итоги конкурса будут подведены в декабре 2015 г.
  • С целью освещения и популяризации предпринимательской деятельности, в настоящее время объявлен конкурс «Лучший предприниматель года» [6].
    В заключении хочется сказать, что развитие малого и среднего бизнеса возможно только при условии объединения усилий всех заинтересованных сторон: государственных структур, руководителей малых и средних предприятий, индивидуальных предпринимателей. Рост числа предприятий малого и среднего бизнеса и рост объема производимой продукции этими предприятиями обеспечат систематический стабильный рост экономики района и как следствие повышение уровня благосостояния населения. По утверждению Д.А.Медведева: «Без развития предпринимательства у нашей страны нет будущего».

Заключение
Таким образом, важнейшим инструментом поддержки малых предприятий является разработка муниципальных программ поддержки малого предпринимательства. В муниципальной программе поддержки малого предпринимательства определяются: перспективные направления развития малого предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства; меры, принимаемые для реализации основных направлений и форм поддержки малого предпринимательства; объем и источники финансирования программных мероприятий; исполнители программы. [3]
В настоящее время одним из препятствий оказанию действенной поддержки малым предприятиям является отсутствие или недостаток эффективных объектов инфраструктуры, обеспечивающих деятельность малых предприятий.
Главной задачей является создание комплексной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на региональном и муниципальном уровнях.
Предлагаем следующие направления совершенствования муниципальной инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства:

  1. Создание в каждом муниципальном образовании совета по поддержке малого бизнеса. Важной функцией муниципального совета является координация деятельности контролирующих органов в части осуществления контроля за работой предприятий потребительского рынка.
  2. Создание бизнес-инкубаторов в субъектах Российской Федерации.
  3. Создание и функционирование в муниципальных образованиях центров правового консультирования предпринимателей.
  4. Разработка в каждом муниципальном образовании перспективных программ и текущих планов развития малого бизнеса.

Список использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации (с изм. от 25.03.2004) (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, N 4, ст. 445
  2. Бялкина Т.М. О некоторых проблемах эффективности осуществления местного самоуправления [Текст] // Муниципальная служба: правовые вопросы, 2012, №2. – с. 20-29
  3. Местное самоуправление и муниципальное управление [Текст] / Под ред. А.С.Прудникова, Д.С.Белявского. М.: Юнити, 2009. – 399 с.
  4. Швецов Ю.Г., Миркина И.В. К вопросу об эффективности целевых программ в бюджетной сфере. [Текст] М., 2011. – 85 с.
  5. Бизнес Вологодской области — информационный справочник и интернет-сайт [Электронный ресурс] : [офиц. сайт] / URL : http://vol-info.ru (дата обращения : 25.10.2015.). — Загл. с экрана.
  6. Об итогах работы администрации Великоустюгского муниципального района в 2012 году и задачах на 2013 год. [Электронный ресурс] : [офиц. сайт] / Администрация Великоустюгского муниципального района. – Великий Устюг, 2015- URL http://www.vumr.ru (дата обращения : 25.10.2015). — Загл. с экрана.
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov