Контрольная международное право Вариант 3

Содержание

Задание № 1. Дайте подробный ответ на вопрос: Основные принципы международного права 3
Задание № 2 11
Задание № 3 13
Список использованных источников 23

Задание № 1. Дайте подробный ответ на вопрос: Основные принципы международного права
Принципы международного права в теории международного права определяются как руководящие правила поведения субъектов, возникающие как результат общественной практики, юридически закрепленные начала международного права. Они представляют собой наиболее общее выражение установившейся практики международных отношений. Таким образом, принцип международного права является нормой международного права, имеющей обязательный характер для всех субъектов международного права, прежде всего, для государств и международных организаций.
Необходимо подчеркнуть, что не следует путать принципы международного права и принципы правосознания. Последние представляют собой субъективные представления людей, общественных движений, политических партий о том, как в идеале должны регулироваться те или иные общественные отношения, в то время как принцип права представляет собой нормативное отражение объективного порядка вещей, общественной практики, закономерностей общественного развития, а не субъективные представления об этих процессах.
Принципы международного права формируются, как правило, обычным и договорным путем. Принципы призваны выполнять две функции:
1) стабилизационную — помогать приводить в определенный порядок международные отношения при помощи ограничения их определенными нормативными рамками;
2) фиксирующую — закреплять все новшества практики международных отношений.
Характерной чертой принципов международного права является их универсальность, которая понимается как распространение на всех субъектов международного права без исключения требования соблюдения принципов международного права, поскольку любое их нарушение будет с неизбежностью затрагивать законные интересы других участников международных отношений. Таким образом, принципы международного права являются своеобразным критерием законности всей системы международно-правовых норм, а действие принципов распространяется даже на те области отношений субъектов, которые по каким-либо причинам не урегулированы конкретными нормами.
Основные принципы международного права зафиксированы в Уставе ООН. Помимо Устава ООН наиболее авторитетными источниками, раскрывающими содержание принципов современного международного права, являются Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г., и Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях, содержащаяся в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г.
При толковании и применении принципов международного права принято применять системный подход, т.е. важно помнить, что все они взаимосвязаны и каждый из них должен рассматриваться в контексте всех других принципов.
Представляется целесообразным рассмотреть каждый из принципов международного права, входящих в систему принципов международного права.
Основные принципы международного права:

  1. Принцип суверенного равенства государств
    Сущность данного принципа составляет правило о том, что поддержание международного правопорядка возможно и может быть обеспечено лишь при полном уважении юридического равенства участников. Это означает, что каждое государство обязано уважать суверенитет других участников системы, т.е. их право в пределах собственной территории осуществлять законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику. Суверенное равенство государств составляет основу современных международных отношений, что закреплено в п. 1 ст. 2 Устава ООН, который гласит: «Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов».
    Данный принцип закреплен в качестве основополагающего также в уставах международных организаций системы ООН, в учредительных документах (уставах) подавляющего большинства региональных международных организаций, в многосторонних и двусторонних соглашениях государств и международных организаций, в правовых актах международных организаций.
  2. Принцип неприменения силы и угрозы силой
    Возрастающая в геометрической прогрессии демократизация международных отношений с неизбежностью приводит ко все более возрастающему использованию принципа ограничения применения силы и угрозы силой. Впервые эта объективная закономерность была закреплена в качестве принципа международного права в Уставе ООН, в соответствии с п. 4 ст. 2 которого «все члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций».
    Впоследствии приведенная формула Устава была конкретизирована в документах, принятых в форме резолюций ООН. В их числе упомянутая Декларация о принципах международного права 1970 г., Определение агрессии 1974 г., Заключительный акт СБСЕ 1975 г. и ряд других документов Хельсинкского процесса, а также Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1987 г. В последнем документе нормативное содержание принципа выражено наиболее полно.
  3. Принцип нерушимости государственных границ
    Принцип нерушимости государственных границ как один из важнейших принципов международного права составляет одну из важнейших основ безопасности европейских государств. Этот принцип был сформулирован в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. следующим образом: «Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, так и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы».
    Под посягательством на государственные границы принято понимать односторонние действия или требования, направленные на изменение положения линии границы, ее юридического оформления или фактического положения линии границы на местности. Государства — участники Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе тем самым выразили международно-правовое признание или подтверждение существующих границ европейских государств.
  4. Принцип территориальной целостности (неприкосновенности) государств
    Этот принцип появился в теории международного права с закреплением его в Уставе ООН в 1945 г. Значение этого принципа весьма велико с точки зрения стабильности в межгосударственных отношениях и заключается в защите территории государства от любых посягательств.
    Этот принцип отличается от рассмотренных выше принципов запрещения использования силы или угрозы силой, либо превращения территории в объект военной оккупации, либо приобретения с использованием силы или ее угрозы. Согласно Заключительному акту государства обязаны уважать территориальную целостность друг друга и, следовательно, должны «воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН».
  5. Принцип мирного разрешения международных споров
    Данный принцип международного права закреплен в п. 3 ст. 2 Устава ООН следующим образом: «Все члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость». Существовавшее до обеих мировых войн международное право рекомендовало государствам обращаться к мирным средствам разрешения международных споров, но не обязывало их следовать этой процедуре.
    Содержание принципа мирного разрешения международных споров в последние годы стало предметом тщательного анализа на совещаниях экспертов СБСЕ по мирному урегулированию споров. Итоговым документом Совещания в Валлетте 1991 г. предусмотрено создание в Европе специального органа – «Механизма СБСЕ по урегулированию споров», который может быть использован по требованию любой из спорящих сторон и действует в качестве примирительного органа. Кроме того, документ рекомендует широкий комплекс обязательных и факультативных процедур, из которых спорящие стороны свободно выбирают те, какие они считают наиболее подходящими для разрешения конкретного спора.
    Следовательно, можно отметить как качественное, так и количественное увеличение мирных средств разрешения международных споров, а также стремление государств приводить нормативное содержание принципа разрешения международных споров путем мирных средств в соответствие с потребностями общественной практики.
  6. Принцип невмешательства во внутренние дела
    Принцип невмешательства в качестве общего принципа межгосударственных отношений начал формироваться еще в эпоху буржуазно-демократических революций, хотя в то время применялся ограниченно, поскольку международное право во многих случаях допускало различные формы вмешательства во внутренние дела государств, включая вооруженное вмешательство.
    В настоящее время принцип невмешательства определен в п. 7 ст. 2 Устава ООН и в таких авторитетных международных документах, как Декларация о принципах международного права 1970 г., Заключительный акт СБСЕ, Декларация ООН о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета от 21 декабря 1965 г. и др.
    В соответствии с п. 7 ст. 2 Устава ООН Организация не имеет права «на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства», причем под вмешательством понимают любые меры государств или международных организаций, с помощью которых последние попытаются препятствовать субъекту международного права решать дела, по существу входящие в его внутреннюю компетенцию.
    Решение вопроса о делах, относящихся к внутренней компетенции государств, на практике часто вызывает споры. Следует помнить, что с развитием международного сотрудничества увеличивается число вопросов, которые государства на добровольной основе подвергают международному регулированию. Однако концепция невмешательства не означает автоматически то, что государства могут произвольно относить к своей внутренней компетенции любые вопросы. Международные обязательства государств, в том числе и их обязательства по Уставу ООН, являются критерием, который позволяет правильно подходить к решению этого вопроса.
  7. Принцип всеобщего уважения прав человека
    Появление принципа всеобщего уважения прав человека и основных свобод в качестве одного из основных международно-правовых принципов относится к возникновению ООН и связано непосредственно с принятием Устава ООН, хотя само понятие прав человека известно в теории с конца XVIII века.
    В преамбуле Устава члены ООН подтвердили «веру в основные права человека… в равноправие мужчин и женщин…». В статье 1 в качестве цели членов Организации говорится о сотрудничестве между ними «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Важнейшее значение имеет ст. 55 Устава, согласно которой «Организация Объединенных Наций содействует:
    a) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития…
    c) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех…».
  8. Принцип самоопределения народов и наций
    Уважение права каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития, самоопределяться является одной из принципиальных основ международных отношений. Появлению принципа самоопределения народов предшествовало провозглашение принципа национальности, который предполагал самоопределение только по признаку национальности. На современном этапе развития международного права принцип самоопределения народов и наций в качестве обязательной нормы получил свое развитие после принятия Устава ООН. Одна из важнейших целей ООН – «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов…» (п. 2 ст. 1 Устава).
    Принцип самоопределения народов и наций, как это подчеркивается в литературе, представляет собой именно право народов и наций, а не обязанность, и теснейшим образом связан со свободой политического выбора. Самоопределившиеся народы свободно выбирают не только свой статус как самостоятельного участника международных отношений, но и свою внутреннюю структуру, и курс внешней политики. Неотъемлемым образом с принципом осуществления народами права на самоопределение связан принцип сотрудничества государств, который выражается, независимо от различий в их политическом, экономическом и социальном строе, в различных сферах международных отношений в целях поддержания международного мира и безопасности и иных целях, закрепленных в Уставе ООН.
  9. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств
    Принцип добросовестного выполнения международных обязательств возник в форме международно-правового обычая pacta sunt servanda на ранних стадиях развития государственности, а в настоящее время находит отражение в многочисленных двусторонних и многосторонних международных соглашениях.
    Принцип добросовестного выполнения международных обязательств распространяется только на действительные соглашения. Это значит, что рассматриваемый принцип применяется только к международным договорам, заключенным добровольно и на основе равноправия.
  10. Принцип сотрудничества государств
    Принцип сотрудничества государств является принципом, связывающим воедино всю систему основных принципов международного права. Реализация и исполнение основных принципов международного права невозможны без сотрудничества государств. Сотрудничество государств должно происходить на благо всех народов, проживающих в мире.
    Государства должны развивать сотрудничества на равных основаниях в политической, социальной, культурной и гуманитарных областях. Это сотрудничество должно исключать дискриминацию государств по каким-либо признакам. Выгода, полученная государствами в результате сотрудничества, должна быть доступна для всех государств.

Задание № 2
Решите задачу. Начиная с середины 19 столетия, государствами все чаще заключаются международные договоры, регламентирующие способы и средства ведения войны, в которых получают отражение не только современные взгляды на эту проблему, но и идеи, высказывающие еще в глубокой древности относительно необходимости всемирной гуманизации либо ограничения войны. Вопрос к задаче: Как вы могли бы охарактеризовать важнейшие из ныне действующих международных договоров, направленных на регулирование применения средств и методов ведения войны?

Решение:
Наибольшее значение из ныне действующих международно-правовых актов имеют Гаагские конвенции 1907 г., Женевские конвенции 1949 г. Если Гаагские конвенции 1907 г. («право Гааги» или собственно «право войны») регулируют применение средств и методов ведения вооруженной борьбы, то Женевские конвенции 1949 г. («право Женевы» или «гуманитарное право») охраняют права комбатантов, вышедших из строя, и лиц, не принимающих участия в боевых действиях.
В 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. были приняты два Дополнительных протокола: Протокол I, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, и Протокол II, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера.
Важное место среди источников права вооруженных конфликтов занимают международно-правовые акты, в которых содержится запрещение применять на войне те или иные виды оружия. Женевский протокол 1925 г. запрещает применять на войне удушливые, ядовитые и другие подобные газы и бактериологические средства; в 1972 г. подписана Конвенция о бактериологическом оружии, которая запрещает разработку, производство и накопление запасов бактериологического и токсинного оружия и предусматривает их уничтожение. В 1977 г. государства подписали Конвенцию о запрещении прибегать к военному использованию средств воздействия на природную среду. Конвенция 1980 г. запрещает применять против гражданского населения осколочные бомбы, осколки которых не просматриваются в человеческом теле рентгеном, мины-ловушки, зажигательное оружие. Конвенция 1993г. запрещает производство, накопление химического оружия и его уничтожение. В 1997 г. была подписана Конвенция о запрещении противопехотных мин.
В отечественной доктрине преобладает мнение о существовании в международном праве общепризнанного принципа разоружения, из которого вытекают двоякого рода обязательства: строго и неуклонно соблюдать действующие договоры о разоружении, участвовать в мероприятиях, предусмотренных договорами, направленными на ограничение гонки вооружений и разоружение; добиваться создания новых норм, заключения договоров, направленных на разоружение, вплоть до договора о всеобщем и полном разоружении под строгим международным контролем.
Основным источником норм в рассматриваемой области являются международные договоры: универсальные (например, Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г.), региональные (например, Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967 г.), двусторонние (например, Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г.).

Задание № 3
Проанализируйте ситуацию с точки зрения норм международного права и обоснуйте свой ответ. 23 марта 1999 года Генеральный секретарь НАТО Хавьер Солана отдал приказ командующему силами НАТО в Европе американскому генералу Уэсли Кларку начать военную операцию против Югославии. С 24 марта по 10 июня 1999 года началась военная компания стран НАТО против Югославии. Задание: проанализируйте с точки зрения международного права, прежде всего, Устава ООН законность данных действий. При наличии каких условий региональные системы безопасности могут использовать вооруженную силу?

Решение: 24 марта 1999 года НАТО начала военную операцию на территории Союзной Республики Югославии. Впервые за 50 лет своего существования альянс применил военную силу за пределами своей территориальной ответственности без получения мандата ООН. Впоследствии новая модель деятельности НАТО получила закрепление в новой стратегии Североатлантического альянса, закрепившей изменение существа и границ его миссии.
Фактически сорвав продолжение переговоров, США и НАТО, нарушив суверенитет независимой Югославии, нарушив нормы международного права, обрушили на страну бомбовые удары. Во время агрессии Североатлантического альянса, которая длилась 78 дней, самолеты и крылатые ракеты стремились поразить военные объекты, вывести из строя югославскую армию. Атакам подвергалась вся территория Югославии. Авиация НАТО нанесла воздушные удары по 995 объектам. В налетах принимали участие 1200 самолетов, в том числе 850 боевых, совершивших в общей сложности более 25 тыс. авиавылетов. По территории Югославии было выпущено более 1 тыс. крылатых ракет, сброшено около 3 тыс. бомб. Бомбовые удары кроме военных объектов были нацелены на национальные парки и заповедники, а также средневековые монастыри и святыни: частично или полностью были разрушены 10 православных и католических церквей и монастырей. В ряде городов были поражены центры для беженцев, больницы, водопроводы, мосты, школы, частные дома, телефонные и другие коммуникации и т.д. Уже через несколько дней после начала акции, площадь нанесения бомбовых ударов была расширена на всю Югославию. Пострадали более 150 школьных зданий, ТЭЦ, больницы, телевизионные ретрансляторы, табачная фабрика, крупнейший автомобильный завод «Застава», разрушены и повреждены более 30 мостов, 10 раз ракеты попадали на железную дорогу. В результате агрессии за первые 2 месяца погибли 2 тыс. гражданских лиц, около 7 тыс. получили ранения, 30 % из них — дети. Материальный ущерб Югославии составил более 100 млрд. долларов. Бомбовые удары вызвали лавину беженцев из Косова. С началом агрессии в НАТО, т.е. после 24 марта, по данным Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев страну покинули 790 тыс. этнических албанцев, 100 тыс. сербов, а также цыгане, адыгейцы, мусульмане стали беженцами. 20 июня 1999 г. последние части югославской армии были выведены из Косово.
В ходе гражданской войны от Большой Югославии в конце XX века отделились четыре из шести союзных республик (Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония). Тогда же на территорию Боснии и Герцеговины, а затем автономного края Косово были введены миротворческие силы ООН под руководством США. Тем временем страна превратилась в Малую Югославию (Сербию и Черногорию). После проведения референдума о независимости в Черногории, последние остатки прежней федерации ушли в историю, Сербия и Черногория также стали независимыми государствами.
Причины, лежащие в основе Балканского кризиса, лежат не только в политике, это целый клубок факторов политических, экономических, национальных, подкрепляемых и усугубляемых мощным давлением извне, со стороны США и ряда заинтересованных в территориальном переделе стран Европы.
Лакомым куском для Запада была медная промышленность Югославии. Возможно, поэтому самолёты НАТО не бомбили предприятия этого комплекса. Кроме того, в Косове находятся крупнейшие в Европе неразрабатываемые запасы каменного угля. Ещё одной немаловажной причиной могло стать уничтожение югославского ВПК, продававшего дешёвое оружие в Африку, Северную Корею и страны Персидского залива. Ещё одна причина — устранение югославской табачной промышленности как серьёзного конкурента фабрик США в Восточной Европе.
Если взглянуть на последние четыре резолюции Совета Безопасности ООН в отношении косовской проблемы, то в них неизменным остаётся пункт, в котором постулируется приверженность всех государств-членов ООН суверенитету и территориальной целостности Союзной Республики Югославии.
В данном контексте даже неважно, что своими действиями НАТО нарушает собственные нормативные акты и договорные отношения с другими странами. Налицо факт нарушения основ международного права, то есть в мире уже не будет глобального органа, способного урегулировать международные конфликты. ООН перестанет выполнять свои функции. Что и было впоследствии доказано.
С таким же «успехом» сегодня насаждают «демократию» в Ираке, Афганистане. Сценарии развития событий на Украине и в Грузии чрезвычайно схожи с югославским вариантом.
Зато США и Евросоюз могут заявить, что их агрессия против сербов была оправдана и натовские бомбардировки получат шанс войти в историю.
Ключевым основанием, управляющим законностью любых военных действий, является международное право. В данном случае план действий также связан другими фондами, такими как НАТО и уставы ООН, оба из которых были спроектированы в соответствии с существующим ранее международным регулированием. Сторонники обеих точек зрения процитировали особое законодательство, которые доказывают их требования на том, была ли бомбежка законна или нет.
Аргумент НАТО в пользу законности бомбежки НАТО описало условия в Косово как представление угрозы для региональной стабильности. Также, и определенные правительства НАТО утверждали, что у них был законный интерес в событиях в Косово, из-за их воздействия на стабильность целой области, которая представляет интерес Союзу.
С принятием Устава ООН в 1945 году угроза силой или её применение были запрещены, за исключением двух случаев: индивидуальной или коллективной самообороны и применения по решению Совета Безопасности ООН.
Согласно ст. 41 и ст. 42 Устава Совет Безопасности уполномочивается решать, какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления его решений, и он может потребовать от Членов Организации применения этих мер. Эти меры могут включать полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений.
Если Совет Безопасности сочтет, что меры, предусмотренные в статье 41, могут оказаться недостаточными или уже оказались недостаточными, он уполномочивается предпринимать такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Такие действия могут включать демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил Членов Организации.
Второе определенное исключение соответствует статье 51 Устава ООН, относительно права на самозащиту, в которой определено, что Устав ни в коей мере не затрагивает неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на Члена Организации, до тех пор, пока Совет Безопасности не пример мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности. Меры, принятые Членами Организации при осуществлении этого права на самооборону, должны быть немедленно сообщены Совету Безопасности и никоим образом не должны затрагивать полномочий и ответственности Совета Безопасности, в соответствии с Уставом, в отношении предпринятия в любое время таких действий, какие он сочтет необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.
В то время как НАТО не имело поддержки Совета Безопасности ООН, чтобы применить силу в Югославии, ни утверждает, что вооруженное нападение произошло против другого государства, его защитники утверждают, что его действия были совместимы с Уставом ООН утверждая, что устав ООН запрещает неспровоцированные нападения только отдельными государствами, но потворствует неспровоцированным нападениям военными коалициями нескольких государств, такими как НАТО
Организация Объединенных Наций полагает, что НАТО «региональная система безопасности».
Создание и деятельность региональных систем коллективной безопасности определяется гл. VIII Устава ООН «Региональные соглашения», документами этих организаций и другими международно-правовыми документами.
В соответствии со ст. 52, 53, 54 Устава ООН члены региональной организации, заключившие такие соглашения или составляющие такие органы, должны приложить все свои усилия для достижения мирного разрешения местных споров при помощи таких региональных соглашений или таких региональных органов до передачи этих споров в Совет Безопасности. Совет Безопасности должен поощрять развитие применения мирного разрешения местных споров при помощи таких региональных соглашений или региональных органов либо по инициативе заинтересованных государств, либо по своей собственной инициативе.
Совет Безопасности должен быть всегда полностью информирован о действиях, предпринятых или намечаемых в силу региональных соглашений или региональными органами, для поддержания международного мира и безопасности.
Региональные системы коллективной безопасности характеризуются следующими чертами: закрепляется обязательство участников договора решать споры между собой исключительно мирными средствами; предусматривается обязанность участников оказывать индивидуальную или коллективную помощь государству, подвергшемуся вооруженному нападению извне; о принятых мерах коллективной обороны немедленно извещается Совет Безопасности ООН; в договоре участвуют, как правило, государства одного региона, а сам договор действует в пределах заранее определенного района, указанного в соглашении сторон; принятие новых государств в установленную договором систему безопасности возможно лишь с согласия всех ее участников.
Северо-Атлантический договор был подписан в 1949 г. Первоначальными участниками НАТО являлись США, Великобритания, Франция, Италия и др., всего — 12 государств. В настоящее время в НАТО 28 стран.
Согласно положениям Северо-Атлантического договора (ст. 5 и 7 Устава НАТО), вооруженное нападение против одного или нескольких государств-участников будет рассматриваться как нападение против всех них; если такое нападение произойдет, каждый участник будет помогать стороне, подвергшейся нападению, всеми средствами, включая применение вооруженной силы. Нападение включает в себя вооруженное нападение как на территории государств-членов, так и на их суда и самолеты в определенном районе.
Обо всяком таком нападении и всех принятых мерах немедленно сообщается Совету Безопасности ООН, который принимает меры для восстановления и поддержания международного мира и безопасности.
Таким образом региональные системы безопасности могут использовать вооруженную силу, только при условии нападения на одного из участников такой системы.
Свои действия в Косово НАТО оправдало в соответствии со Статьей 4 Устава НАТО, который позволяет участвующим сторонам консультироваться вместе каждый раз, когда политической независимости или безопасности любой из сторон угрожают. Поскольку меры НАТО в Косово были приняты после консультации со всеми участниками, были одобрены голосованием НАТО и были предприняты несколькими участниками, НАТО утверждает, что его действия были в соответствии с его Уставом. Однако ситуация в Сербии и Югославии не представила угрозы ни одному из участников НАТО.
Устав ООН — это международный договор, учреждающий международную Организацию Объединенных Наций, подписан 26 июня 1945 года в Сан-Франциско на заключительном заседании Конференции Объединённых Наций по созданию Международной Организации пятьюдесятью государствами. Документ вступил в силу 24 октября 1945 года, после того, как был ратифицирован постоянными членами Совета Безопасности ООН и большинством других государств, подписавших Устав. Все страны, подписавшие Устав, обязаны соблюдать его статьи; кроме того, их обязательства по Уставу ООН превалируют над всеми другими обязательствами, вытекающими из других международных договоров. Устав был ратифицирован большинством стран мира.
Анализируя законность действий НАТО с точки зрения международного права, можно сказать что, косовский кризис ознаменовал переход международной системы к глубоким переменам во взаимоотношениях между США, сверхдержавой, лидером НАТО, и остальным миром, причем – как дружественным Вашингтону, так и недружественным или нейтральным. Считаю, что в действиях НАТО нет законности, более того потворствуя интересам США, альянс поставил под сомнение свое благородное существование, нарушил международные нормы, принятые совместно другими странами. Напав на Югославию и проведя против нее воздушную войну, США сделали заявку:
во-первых, на уникальное положение в международных отношениях, когда применение ими силы против других стран регламентируется только их собственными интересами и расчетами и ничем больше – ни правом, ни сдерживающим воздействием другой сверхдержавы, ни, наконец, просто моральными соображениями;
во-вторых, с помощью этой агрессии был уничтожен и другой принцип международных отношений, помимо отказа от применения силы, – обязательство использовать только политические и дипломатические средства урегулирования конфликтов, выросшее из понимания опасности применения современных разрушительных вооружений;
в-третьих, был нарушен принцип национального суверенитета и невмешательства во внутренние дела государств.
Действия США и НАТО в Югославии представляют собой попытку рецидива «политики силы» и подрыва всей системы современного международного права, попытку перехватить полномочия ООН и самолично стать стержнем «глобальной ответственности» не только в Евроатлантическом регионе, но и во всем мире.
Произошел отход НАТО от оборонительной стратегии с присвоением себе права на осуществление военных операций за пределами своей территории. Тем самым нарушены основополагающие принципы Устава ООН, основанные на принципах уважения суверенитета и неприменения силы или угрозы силой.
Нанесен очень серьезный политический урон и ОБСЕ: под вопрос фактически поставлена ее будущая роль в системе европейской безопасности.
Как мы видим, трагедия сербского и албанского населения Югославии, беспримерная жестокость сытой и самодовольной Америки и столь же сытой и самодовольной Западной Европы при проведении «гуманитарной миссии» в Косово, их внезапное и демонстративное пренебрежение институтами ООН, выдвинули на первый план обсуждение одного из важных аспектов натовской агрессии: сверхприбыли. Впервые за послевоенный период поставлены под вопрос базовые принципы, на которых до сих пор держался мир. Присвоив себе право карать без решений Совета Безопасности, державы НАТО низвели ООН до положения «запасного игрока», вызываемого на поле лишь для спасения своего престижа. И после всего этого страна, и без того подвергшаяся военной агрессии, дискриминируется на политическом уровне абсолютно во всех сферах.

Список использованных источников
Учебная литература

  1. Ермолович Г.П. Международное право по специальности 030501 – «Юриспруденция»: учебное пособие / Г.П. Ермолович, В.Н. Плескач. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. – 219 с.
  2. Каламкарян Р.А., Мигачев Ю.И. Международное право: Учебник. — М.: Изд-во Эксмо, 2004. — 688 с.
  3. Колосов Ю. М., Кривчикова Э. С.. Международное право: учебник / отв. ред. А. Н. Вылегжанин. — М.: Высшее образование, Юрайт-Иэдат, 2009. — 1012 с.,
  4. Лукашук И.И.. Международное право: особенная часть: учебник для студентов юридических факультетов и вузов. — Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2005. — 517 с.
  5. Менжинский, В. И., Шаповалов, И. В.Разработка в ООН правовых принципов международного торгового сотрудничества. // Правоведение. -1969. — № 3. — С. 102 – 109
  6. Михалькевич Г.Н. Основы дипломатии. Учеб. метод. комплекс Минск: БГУ, 2012.-134 с.
  7. НАТО и Югославия: [Подборка статей] // Эксперт.-1999.-N 12.-С.35-39.
    Интернет-источники
  8. Венская конвенция о дипломатических сношениях. Принята 18 апреля 1961 года. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/
  9. Венская конвенция о праве международных договоров. Принята 23 мая 1969 года. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/
  10. Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера. Заключена в г. Вене 14.03.1975 // СПС КонсультантПлюс
  11. Конвенция о специальных миссиях. Принята резолюцией 2530 (XXIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 8 декабря 1969 года. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/
  12. Конференция ООН по торговле и развитию – ЮНКТАД: место и роль в регулировании МЭО. http://www.sakharov.ru/
  13. Хартия экономических прав и обязанностей государств. Принята резолюцией 3281 (XXIX) Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1974 года. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/
  14. Договор о нераспространении ядерного оружия. Одобрен резолюцией 2373 (XXII) Генеральной Ассамблеи от 12 июня 1968 года. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov