Контрольная Международные стандарты аудита

МСА. Контрольная работа.
Вариант 4

Содержание
Введение 3
1 Основные принципы аудита, определяющие МСА 4
2 Общая структура международного стандарта аудита 9
3 Характеристика стандартов 4-го раздела «Внутренний контроль» 11
4 Характеристика стандартов 7-го раздела «Аудиторские выводы и подготовка отчетов» 16
5 Учет экологических вопросов при аудите финансовой отчетности (ПСАД 1010) 21
Заключение 25
Список использованных источников 26

Введение
Важной вехой в управлении предприятиями стало внедрение в российскую экономику такого важного элемента рыночных отношений как аудит.
Несмотря на то, что, по мнению ряда авторов, аудит в России состоялся (этому свидетельствует и принятый Федеральный закон № 119-ФЗ от 07 августа 2001 г. «Об аудиторской деятельности»), однако все существующие теоретические разработки отечественной научной мысли направлены, главным образом, на организацию внешнего аудита.
Анализ положений, выдвинутых рядом авторов, стоящих у истоков становления российского аудита, позволяет признать, что еще существует разночтение в понимании самой его сущности, что приводит к различным трактовкам целей и задач аудиторской деятельности.
В этой связи представляется необходимым изучение международного опыта в области аудита и, как следствие, ее Международной нормативной базы.
В современных условиях знания международных стандартов (правил) аудита имеет практическое значение, оно предполагает приобретение определённых навыков в работе с нормативно-законодательной документацией и умение её использовать при проведении аудиторских проверок. Практическое знание в области международных стандартов аудита помогает специалистам в своей области лучше ориентироваться в своих действиях в случае проведении аудиторской проверки.
Общепризнанным механизмом регулирования профессиональной деятельности в области аудита в мировой практике являются стандарты аудиторской деятельности. Аудиторские правила (стандарты) являются одним из инструментов регулирования аудиторской деятельности.
Целью написания контрольной работы является рассмотрение основных международных стандартов аудита.

1 Основные принципы аудита, определяющие МСА
Правила (стандарты) аудита — это общие руководящие нормы для помощи аудиторам в выполнении их обязанностей по проведению проверок. Они регламентируют основные принципы и особенности аудиторской деятельности, обеспечивают определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении. С помощью аудиторских правил (стандартов) формируют программы подготовки и единые требования аттестации аудиторов, регулируют качество аудиторской деятельности[2].
Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов. Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также основные принципы, которым должны следовать аудиторы. В зависимости от изменения экономических условий, к общепринятым правилам (стандартам) выпускают дополнения, подлежащие выполнению аудиторами. Аудитор, допускающий в своей практике отступления от комментариев к стандартам, обязан обосновать причину этого отступления.
Международные стандарты аудита (в дальнейшем МСА) — это сборник документов, объединенных идеей, которая определяет направленность всей системы МСА. Такой идеей, или ключевым понятием, является необходимость в ходе проведения аудиторских проверок обеспечения или не обеспечения определенного уровня уверенности. Уверенность — это тот общий критерий, который в соответствии с МСА лежит в основе выбора того или иного типа проверки, а вслед за этим и уровня ответственности за ее результаты.
На основе действующих в настоящее время МСА разработан ряд российских аналогов, в целом их объединяют в несколько групп:
1) международные стандарты близкие к российским правилам,
2) международные стандарты отличающиеся от российских правил,
3) международные стандарты не имеющие аналогов среди российских правил,
4) российские правила не имеющие аналогов в системе МСА.
МСА 120 — относится к документам, не имеющим аналогов среди российских правил (стандартов), на сегодняшний день является отменённым с декабря 2004 года. Данный факт обусловлен несколькими причинами. Во-первых, уровни уверенности по-прежнему остались той основой, которая определяет тип проверки, и этот критерий пронизывает всю систему МСА. Во-вторых, Минфин России пока не признает данный вариант МСА в качестве официального, поскольку в России до сих пор отсутствует официальный перевод новой редакции сборника МСА[3].
При выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор, осуществляющий проверку, должен руководствоваться нормами, установленными профессиональными аудиторскими объединениями, членом которых он является (профессиональными стандартами), а также следующими этическими принципами:

  • независимость;
  • честность;
  • объективность;
  • профессиональная компетентность и добросовестность;
  • конфиденциальность;
  • профессиональное поведение.
    Аудитор в ходе аудита должен проявлять профессиональный скептицизм и понимать, что могут существовать обстоятельства, влекущие за собой существенное искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности.
    Проявление профессионального скептицизма означает, что аудитор критически оценивает весомость полученных аудиторских доказательств и внимательно изучает аудиторские доказательства, которые противоречат каким-либо документам или заявлениям руководства либо ставят под сомнение достоверность таких документов или заявлений.
    Профессиональный скептицизм следует проявлять в ходе аудита, чтобы, в частности, не упустить из виду подозрительные обстоятельства, не сделать неоправданных обобщений при подготовке выводов, не использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур, а также при оценке их результатов.
    Аудит призван обеспечить разумную уверенность в том, что рассматриваемая в целом финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений. Понятие разумной уверенности — это общий подход, относящийся к процессу накопления аудиторских доказательств, необходимых и достаточных для того, чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности, рассматриваемой как единое целое. Понятие разумной уверенности применяется ко всему процессу аудита.
    МСА 120 «Основные принципы МСА» является базовым международным стандартом, разработанным с целью концептуальной основы, в рамках которой выпускаются международные стандарты аудита по отношению к услугам, которые могут предоставляться аудиторами. В этом стандарте отражены предназначение, порядок составления и предоставления финансовой отчетности экономических субъектов, а так же проведено разграничение между аудитором и сопутствующими услугами. В МСА 120 отмечается, что к сопутствующим услугам относятся обзорные проверки, согласованные процедуры и компиляции (подготовка информации по которой не предполагает, что аудитор должен будет выразить уверенность).
    Под уверенностью рассматривается убежденность аудитора в отношении надёжности предпосылок, предоставленных одной стороной и предназначенных для использования другой стороной. В этом главным является, что:
    1) в случае аудиторского задания аудитор обеспечивает высокий, но не абсолютный уровень уверенности, в том что информация является предметом аудита свободна от существенных искажений. В аудиторском отчете (заключении) выражается позитивным образом в виде разумной уверенности;
    2) при обзорной проверке аудитор обеспечивает средний уровень уверенности о информации, подлежащие обзорной проверке, не содержит существенных искажений — выражается в виде негативной уверенности;
    3) в случае задания о согласованных процедурах аудитор предоставляет только отчет об отмеченных фактах без выражения уверенности. Пользователям отчета самим предоставляется возможность оценить проведенные процедуры и факты приведенные в отчете, а так же сделать собственные выводы по данным работы аудиторов;
    4) в случае задания о компиляции — пользователи скомпилированной информации получают отдельные преимущества от участия в работе бухгалтера, но при этом аудитор в заключении не выражает никакой уверенности.
    Согласно МСА 120 аудит финансовой отчетности призван давать аудиторской организации возможность выразить мнение о правильности составленной отчетности в соответствии законодательству. Мнение аудитора должно базироваться на собранных в ходе аудита достаточных и уместных доказательствах. Рассматривается вопрос о причастности аудитора к финансовой информации. если к ней прилагается его отчет (заключение), либо аудитор выражает согласие на использование его имени в связи с профессиональной деятельностью.
    В случае если аудитору становятся известны факты не надлежащего использования субъектом процедур имени аудитора в связи с финансовой информацией — то аудитор должен потребовать прекращения не правомерных действий со стороны руководства субъекта. А так же аудитор может проинформировать любые известные третьи стороны об использовании его имени ненадлежащим образом в связи с указанной информацией.
    В МСА 120 говориться, что в конце каждого международного стандарта должен приводится раздел «Перспективы государственного сектора», он раскрывает случаи требующие пояснения либо дополнения, если такой раздел отсутствует — то он применяется к аудиту финансовой отчетности в государственном секторе во всех существенных аспектах.
    Международные стандарты аудита представляют собой единые базовые принципы, которым должны следовать все аудиторы в процессе своей профессиональной деятельности. Они являются критерием качества аудиторских услуг позволяют пользователям получить определённую уверенность в том что аудитор не подтвердит не достоверную информацию, и аудиторская проверка будет проведена добросовестно.
    Знание и соблюдение основных принципов аудита способствует не только лучшему пониманию аудитором своей роли, но и повышению эффективности результатов аудиторской деятельности.

2 Общая структура международного стандарта аудита
МСА содержат основные принципы, необходимые процедуры, рекомендации по применению принципов и процедур.
Структура МСА включают в себя[3]:
− введение, где отражаются цель и задачи, стоящие перед аудитором, а также даются определения важнейших используемых терминов;
− разделы, излагающие суть стандарта;
− приложение (для некоторых стандартов).
В настоящее время разработано 39 Международных стандартов аудита. Все МСА классифицируются в 9 групп и 11 положений по международной аудиторской практике (ПМАП). Дадим их общую характеристику.
1 группа – «Введение» – включает 2 стандарта, разъясняющие основные принципы и необходимые процедуры работы аудитора и основные принципы формирования содержания МСА.
2 группа – «Обязанности» – включает 8 стандартов, в которых приведены общие положения аудиторской деятельности, включая цель и задачи аудита, контроль качества, документирование, ответственность аудиторов, учет законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности, сообщение информации аудита лицам, наделенным руководящими полномочиями.
3 группа – «Планирование» – посвящена организации планирования аудиторской проверки и содержит 3 стандарта.
4 группа – «Внутренний контроль» – включает 3 стандарта. В ней рассматриваются вопросы, относящиеся к оценке рисков и внутреннему контролю, проведению аудита в среде компьютерных информационных систем, ряд особенностей при проведении аудита субъектов, использующих обслуживающие организации.
5 группа – «Аудиторские доказательства» – состоит из 11 стандартов и содержит разъяснения, связанные с назначением аудиторских доказательств и методов их сбора. Эта группа стандартов используется при проведении аудиторских проверок.
6 группа – «Использование работы третьих лиц» – включает три стандарта и посвящена использованию при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг работы экспертов, других аудиторов, материалов внутренних аудиторов при проведении внешнего аудита.
7 группа – «Аудиторские выводы и заключения» – включает 4 стандарта. Она посвящена заключительному этапу аудиторской проверки – составлению аудиторского заключения.
8 группа – «Специальные области аудита» – включает 2 стандарта и посвящена составлению отчета (заключения) при проведении аудита по специальным аудиторским заданиям и исследованию ожидаемой финансовой информации.
9 группа – «Сопутствующие услуги» – включает 3 стандарта и посвящена сопутствующим услугам по аудиту финансовой отчетности.
Положения по международной аудиторской практике включают 11 пунктов, среди которых 5 посвящены компьютеризации аудиторской деятельности, 2 – особенностям аудита малых предприятий и международных коммерческих банков и другим вопросам. Главная цель этих положений – помочь разработчикам национальных стандартов, тематика которых соответствует ПМАП.

3 Характеристика стандартов 4-го раздела «Внутренний контроль»
МСА 400 устанавливает требования и рекомендации по вопросам связанным с получением аудитором знаний о системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также аудиторском риске состоящем из совокупности таких показателей, как[1]:

  • неотъемлемый риск;
  • риск системы контроля;
  • риск необнаружения.
    Еще на начальной стадии планирования аудита аудитор должен получить достаточные знания о системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта.
    Кроме того, на данном этапе аудита аудитор должен применить свой профессионализм для оценки аудиторского риска и разработки определенных аудиторских процедур, позволяющих понизить этот риск до наиболее приемлемого уровня.
    Под аудиторским риском понимается риск возможного выражения несоответствующего мнения аудитором при наличие в бухгалтерской (финансовой) отчетности существенных искажений.
    Как было указано выше аудиторский риск включает в себя три основных компонента: неотъемлемый риск, риск системы контроля и риск необнаружения.
    Под риском системы контроля понимается риск того, что искажения сальдо счета или класса операций могут быть достаточно существенными как по отдельности, так и в совокупности с другими сальдо счетов или классами операций, не будут своевременно предотвращены, выявлены или исправлены посредством систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта.
    Под риском необнаружения понимается риск того, что аудиторские процедуры применяемые при проверке по существу не способствуют в достаточной мере обнаружению существенных искажений как в сальдо счетов, так и классах операций.
    И наконец, под системой внутреннего контроля понимается политика или определенные процедуры (средства внутреннего контроля), которые применяет руководство экономического субъекта для целей наиболее эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, предотвращения и обнаружения фактов мошенничества и ошибок, соблюдения точности и полноты бухгалтерских записей и своевременное формирование относительно достоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности.
    Система внутреннего контроля распространяется далеко за рамки тех аспектов, которые охватывает система бухгалтерского учета, и включает:
  • «контрольную среду», состоящую из общего отношения, осведомленности и действий руководства экономического субъекта, по отношению ко всей системе внутреннего контроля и ее значимость для всего экономического субъекта. При этом контрольная среда призвана оказывать определенные воздействия на эффективность контрольных процедур;
  • «процедуры контроля», которые представляют собой политику и процедуры в совокупности с контрольной средой, разработанные руководством экономического субъекта для достижения конкретных целей данного субъекта.
    В то же время, в контрольной среде как правило, отражены следующие факторы:
  • деятельность совета директоров и его комитетов;
  • философия руководства и стиль его работы;
  • организационная структура экономического субъекта, в частности применяемые приемы наделения полномочиями и ответственностью;
  • система контроля со стороны руководства, в том числе и через систему внутреннего аудита, кадровую политику и разделение обязанностей.
    К процедурам контроля МСА 400 относит:
  • отчеты, проверка и утверждение проведенных сверок;
  • проверка арифметической точности записей;
  • контроль над прикладными программами и средой КИС;
  • ведение и проверка аналитических счетов и оборотных ведомостей;
  • контроль над документами и их утверждение;
  • сравнение внутренней информации с данными, полученными из внешних источников;
  • инвентаризация;
  • ограничение доступа лиц к активам и записям;
  • сравнение и анализ результативных показателей финансово-хозяйственной деятельности с расходами, предусмотренными сметами.
    Следует отметить, что аудитор, при аудировании бухгалтерской (финансовой) отчетности, должен уделять внимание лишь тем аспектам систем u1073 бухгалтерского учета и внутреннего контроля, которые непосредственно относятся к формированию данной отчетности.
    Решение проблемы понимания аудитором систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта во взаимосвязи с оценкой неотъемлемого риска и риска системы контроля, а также осуществление анализа ряда дополнительных факторов позволит ему:
  • определить виды возможных существенных искажений;
  • учесть факторы, влияющие на риск появления этих искажений;
  • разработать соответствующие аудиторские процедуры.
    На стадии разработки общего плана аудита аудитор должен оценить неотъемлемый риск опираясь лишь на данные бухгалтерской (финансовой) отчетности.
    При разработке программы аудита аудитор должен сопоставить вышеуказанную оценку с существенными сальдо счетов и классов операций или предположить высокий уровень неотъемлемого риска.
    На стадии разработки общего плана аудита аудитор должен сделать профессиональное суждение по следующим факторам:
  • честности руководства экономического субъекта;
  • опыта и компетентности руководства экономического субъекта;
  • необычному давлению на руководство;
  • характере бизнеса экономического субъекта;
  • факторах влияющих на отрасль.
    На стадии разработки программы аудита аудитор должен сделать профессиональное суждение по:
  • счетам бухгалтерской (финансовой) отчетности, у которых существует вероятность искажений (счета связанные со значительным объемом бухгалтерских расчетов);
  • сложным операциям или событиям, требующим привлечения экспертов;
  • субъективности суждений при определении сальдо счетов;
  • подверженности активов потерям или присвоению;
  • необычным или сложным операциям, особенно в конце отчетного периода;
  • операциям, которые невозможно обработать при помощи обычных процедур.
    Аудитору следует также помнить, что существуют определенного рода ограничения, связанные с системами бухгалтерского учета и внутреннего контроля, которые не позволяют предоставить руководству экономического субъекта исчерпывающие доказательства достижения целей.
    К ним, как правило, относятся ограничения связанные:
  • с общепринятыми требованиями руководства экономического субъекта о понижении уровня затрат, связанных с внутренним контролем, то есть чтобы затраты на внутренний контроль были ниже ожидаемых экономических выгод;
  • с акцентом средств внутреннего контроля на текущие, а не на редкие операции;
  • с человеческим фактором (субъективность суждений, ошибки, небрежность и прочее);
  • с вероятностью обхода процедур внутреннего контроля посредством сговора как с внутренними, так и внешними лицами;
  • с злоупотреблениями полномочиями при осуществлении внутреннего контроля;
  • с возможностью снижения эффективности процедур внутреннего контроля при изменении тех или иных обстоятельств.
    На характер, сроки и объем процедур, связанных с получением знаний о системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля, оказывают влияние значительное число факторов, в частности:
  • размеры и сложность как экономического субъекта, так и его компьютерной системы;
  • соображения, связанные с понятием существенности;
  • средства внутреннего контроля;
  • характер отражения информации экономическим субъектом конкретных средств внутреннего контроля;
  • оценка аудитором неотъемлемого риска.
    При разработке общего плана аудита аудитор должен получить и достаточное представление о процедурах контроля, применяемых экономическим субъектом.

4 Характеристика стандартов 7-го раздела «Аудиторские выводы и подготовка отчетов»
Рекомендации в отношении формы и содержания аудиторского заключения, которое выдается в результате аудиторской проверки финансовой отчетности субъекта, проведенной независимым аудитором, приведены в МСА 700 «Заключение независимого аудитора по полному комплекту финансовой отчетности общего назначения».
Аудиторское заключение должно содержать четко сформулированное мнение о финансовой отчетности в целом. При выражении своего мнения относительно полного комплекта финансовой отчетности общего назначения, аудитор может использовать фразы:
«дает достоверное и объективное представление» или «представляет справедливо во всех существенных объектах».
Приведенные фразы являются равнозначными.
При выражении безоговорочно положительного мнения в параграфе, содержащем мнение аудитора, должно быть указано, что, по мнению аудитора, финансовая отчетность представлена достоверно и объективно в соответствии с применимыми принципами финансовой отчетности.
В случае, если финансовая отчетность была подготовлена в соответствии с принципами финансовой отчетности, отличными от МСФО или Международных стандартов бухгалтерского учета гос.сектора, в аудиторском мнении должно содержаться указание на нормативные акты и страну происхождения применимых принципов подготовки финансовой отчетности. Аудитор должен датировать заключение по финансовой отчетности числом не ранее даты, на которую он получил достаточные надлежащие аудиторские доказательства, позволяющие выразить мнение о финансовой отчетности.
Аудиторское заключение считается модифицированным в следующих ситуациях:
1) Существуют факторы, не оказывающие влияние на мнение аудитора (о наличии таких факторов следует указать в поясняющем параграфе).
2) Существуют факторы, оказывающие влияние на мнение аудитора. Наличие таких факторов может привести:

  • К мнению с оговорками;
  • Отказу от выражения мнения;
  • Отрицательному мнению
    При определенных обстоятельствах аудиторское заключение может быть модифицировано за сет включения поясняющего параграфа с объяснением фактора, влияющего на финансовую отчетность, который более подробно рассмотрен в примечаниях к финансовой отчетности. Наличие такого поясняющего параграфа не влияет на мнение аудитора. В поясняющем параграфе делается ссылка на то, что этот фактор не является основанием для выражения мнения с оговоркой.
    Аудитор должен модифицировать аудиторское заключение за счет включения параграфа, указывающего на существенный фактор, относящийся к допущению о непрерывности деятельности организации.
    Аудитор должен рассмотреть возможность модификации аудиторского заключения посредством включения поясняющего параграфа в случае значительной неопределенности, устранение которой зависит от будущих событий и которая может повлиять на финансовую отчетность.
    На мнение аудитора могут повлиять:
    А) ограничение объема работы аудитора (например, если условия договоренности об аудите предусматривают, что аудитор не будет выполнять аудиторские процедуры, которые он считает необходимыми);
    Б) несогласие с руководством относительно допустимости выбранной учетной политики, метода ее применения или достаточности сведений, раскрываемых в финансовой отчетности.
    Обстоятельства описанные в пункте «А», могут привести к выражению мнения с оговоркой или к отказу от выражения мнения. Обстоятельства описанные в пункте «Б», могут привести к выражению мнения с оговоркой или отрицательного мнения.
    Рекомендации в отношении обязанностей аудитора, касающих¬ся сопоставимых значений, установлены МСА 710 «Сопоставления». Однако этот стандарт не применяется, когда обобщенная финансовая отчетность представляется вместе с проаудированной финансовой отчетностью. Аудитор должен определить, соответствуют ли сопоставимые значения во всех существенных отношениях основ¬ным принципам финансовой отчетности, применяемым к проверяемой финансовой отчетности.
    В данном стандарте раскрываются понятия основных принципов и методов представления сопоставлений:
    ■ соответствующие показатели — когда величины и прочие рас-крытия информации за предыдущий период включаются в качестве составной части в финансовую отчетность за текущий период и читают¬ся вместе с величинами и иными раскрытиями информации за текущий период. Эти соответствующие показатели не являются завершенной самостоятельной финансовой отчетностью, а составляют неотъемлемую часть финансовой отчетности за текущий период, которая читается только вместе с показателями за текущий период;
    ■ сопоставимая финансовая отчетность — финансовая отчетность за предыдущий период, которая приводится для сравнения с финансовой отчетностью за текущий период, но не являются частью финансовой отчетности за текущий период.
    В разделе «Соответствующие показатели» говорится, что ауди¬тор должен получить достаточные надлежащие аудиторские доказатель¬ства того, что соответствующие показатели отвечают уместным требова¬ниям основных принципов финансовой отчетности. Объем аудиторских процедур, осуществляемых в отношении соответствующих показате¬лей, значительно меньше объема аудита показателей за текущий пери¬од и обычно ограничивается тем, что аудитор убеждается в правильно¬сти представления и классификации соответствующих показателей.
    При этом аудитору нужно определять:
    ■ соответствует ли учетная политика в отношении соответству¬ющих показателей учетной политике текущего периода и были ли сде¬ланы надлежащие корректировки и раскрыты надлежащие сведения;
    ■ согласуются ли соответствующие показатели с суммами и про¬чими раскрываемыми сведениями, представленными за предыдущий период, и были ли сделаны надлежащие корректировки и раскрыты надлежащие сведения.
    Если аудитору становится известно о возможном существенном искажении соответствующих показателей при выполнении аудита за текущий период, он должен провести дополнительные процедуры, необходимые в данных обстоятельствах.
    Если сопоставимые значения представлены в виде соответству¬ющих показателей, аудитор должен составить аудиторский отчет (за¬ключение), в котором сопоставимые значения отдельно не указаны, поскольку аудитор выражает мнение по поводу финансовой отчетно¬сти за текущий период в целом, в том числе по поводу соответству¬ющих показателей.
    Если ранее выданный аудиторский отчет (заключение) за пре-дыдущий период содержал мнение с оговоркой, отказ от выражения мнения или отрицательное мнение, и вопрос, повлекший модифика¬цию, не разрешен:
    ■ что приводит к модификации аудиторского заключения по пока-зателям за текущий период, аудиторский отчет (заключение) также должен быть модифицирован в отношении соответствующих пока¬зателей;
    ■ но это не приводит к модификации аудиторского отчета (заключения) по показателям за текущий период, аудиторский отчет (заключение) должен быть модифицирован в отношений соответству¬ющих показателей.
    В подобных случаях аудитор должен учитывать рекомендации МСА 560 «Последующие события», и если финансовая отчетность за предыдущий период:
    ■ была пересмотрена и опубликована заново с новым аудитор¬ским отчетом (заключением), аудитор должен убедиться в том, что соот-ветствующие показатели согласуются с пересмотренной финансовой отчетностью;
    ■ не пересматривалась и не была заново опубликована, а соот-ветствующие показатели не были заново представлены надлежащим образом и (или) не были раскрыты надлежащие сведения, аудитор дол¬жен выдать модифицированный отчет (заключение) по финансовой отчетности за текущий период; причиной модификации будут соответ¬ствующие показатели, включенные в такую финансовую отчетность.
    Если аудитор решает сослаться на другого аудитора, отчет (за-ключение) нового аудитора должен содержать указание на то, что финансовая отчетность за предыдущий период была проверена другим аудитором, тип отчета (заключения) и дату его выдачи. Если отчет (за-ключение) был модифицирован, необходимо назвать причину моди-фикации. Если финансовая отчетность за предыдущий период не про-верялась, новый аудитор должен отметить в аудиторском заключении, что соответствующие показатели не проверены. Такое заявление, одна¬ко, не освобождает аудитора от соблюдения требования о выполнении соответствующих процедур в отношении сальдо на начало текущего периода. Желательно четко раскрыть в финансовой отчетности тот факт, что соответствующие показатели не проверены. Если новый аудитор обнаружит, что соответствующие показатели существенно искажены, он должен потребовать от руководства их пересмотра и, если руковод¬ство отказывается сделать это, надлежащим образом модифицировать аудиторский отчет (заключение).

5 Учет экологических вопросов при аудите финансовой отчетности (ПСАД 1010)
Целью ПМАП 1010 «Учет экологических вопросов при аудите финансовой отчетности» является оказание содействия аудиторам и распространение хорошей практики работы путем предоставления рекомендаций по применению МСА в случаях, когда экологические вопросы являются важными для финансовой отчетности субъекта.
Экологические вопросы становятся важными для все большего количества субъектов и при определенных обстоятельствах могут оказывать существенное влияние на финансовую отчетность. Такие вопросы все сильнее интересуют пользователей финансовой отчетности. Ответственность за признание, оценку и раскрытие информации по указанным вопросам лежит на руководстве.
В ПМАП 1010 приведены примеры экологических вопросов, влияющих на финансовую отчетность:• введение экологических законов и положений может повлечь за собой обесценивание активов и, как следствие, необходимость снижения их балансовой стоимости;
• несоблюдение норм экологического законодательства, касающихся, например, удаления выбросов и отходов, или изменения в законодательстве, имеющие ретроактивную силу, могут потребовать начисления сумм для осуществления исправительных мер, выплаты компенсаций и оплаты юридических расходов;
• некоторые субъекты, например в добывающей промышленности (горнодобывающая или нефте- и газодобывающая отрасли), производители химикатов или компании по утилизации отходов могут понести экологические обязательства в качестве непосредственного побочного продукта своей основной деятельности;
• конструктивные обязательства, вытекающие из добровольных действий (например, субъект может обнаружить загрязнение почвы и, не имея юридических обязанностей, решит устранить загрязнение, заботясь о свой репутации и улучшении отношении с обществом);
• субъект может быть обязан раскрыть в примечаниях наличие условных обязательств, если расходы, относящиеся к экологическим вопросам, не могут быть достоверно оценены;
• в крайних случаях несоблюдение определенных экологических законов и положений может повлиять на продолжительность деятельности предприятия с точки зрения допущения о непрерывности деятельности и, следовательно, на раскрываемые сведения и основу для подготовки финансовой отчетности.
При проведении аудита финансовой отчетности некоторых ведомств, в чьи обязанности входит мониторинг соблюдения законов и нормативных актов по вопросам охраны окружающей среды, аудитору также может быть необходимо проанализировать, к примеру, средства контроля, касающиеся наложения соответствующих сборов и штрафов и взимания таковых. В случае неразрешенных вопросов может также потребоваться проанализировать признание, измерение и раскрытие информации применительно к каким-либо обязательствам или условным обязательствам.
В приложении 1 к ПМАП 1010 рассматриваются примерные вопросы, способствующие получению знания о бизнесе клиента с экологической точки зрения:
• знание бизнеса клиента:
— работает ли субъект в отрасли, подверженной значительному экологическому риску, который может негативно повлиять на финансовую отчетностьсубъекта,
— какие экологические проблемы существуют в отрасли субъекта в целом,
— какие законы и нормативные акты по охране окружающей среды применимы к субъекту,
— использует ли субъект какие-либо вещества в продукции или процессе производства, от которых необходимо постепенно отказываться согласно требованиям законодательства либо добровольному решению, принятому в отрасли клиента,
— контролируют ли правоохранительные органы соблюдение субъектом требований экологических законов, нормативных актов и лицензий,
— осуществляли ли правоохранительные органы какие-либо действия или выпускали ли они какие-либо отчеты, которые могут иметь существенное влияние на субъекта и его финансовую отчетность,
— запланированы ли какие-либо меры по предотвращению, устранению или исправлению вреда, нанесенного окружающей среде, либо по консервации восполнимых и невосполнимых ресурсов,
— имели ли ранее место штрафы или судебные дела, возбужденные против субъекта либо его директоров в связи с экологическими вопросами,
— если да, то что являлось причиной таких действий,
— рассматриваются ли какие-либо судебные дела, касающиеся соблюдения экологических законов и нормативных актов,
— покрывает ли страховка экологические риски;
• контрольная среда и процедуры контроля:
— каковы идеология и оперативный стиль руководства по отношению к экологическому контролю в общем,
— предусмотрено ли структурой деятельности субъекта распределение обязанностей по экологическому контролю между отдельными лицами,
— есть ли у субъекта экологическая информационная система, основанная на требованиях органов регулирования или собственной оценке экологическихрисков, например, о фактическом количестве выбросов опасных отходов,
— есть ли у субъекта СУО,
— если да, то была ли СУО сертифицирована независимым сертифицирующим органом,
— опубликовал ли (добровольно) субъект отчет по экологической деятельности,
— если да, то был ли отчет проверен независимой третьей стороной,
— действуют ли процедуры контроля для выявления и оценки экологического риска, для мониторинга соблюдения законов и нормативных актов по охране окружающей среды и для мониторинга возможных изменений в экологическом законодательстве, которые могут повлиять на субъекта,
— есть ли у субъекта процедуры контроля для работы с жалобами сотрудников или третьих лиц по экологическим вопросам, включая проблемы со здоровьем,
— есть ли у субъекта процедуры контроля по работе с опасными отходами и их захоронению в соответствии с юридическими требованиями,
— есть ли процедуры контроля по выявлению и оценке экологических опасностей, связанных с продуктами и услугами субъекта, и соответствующая система передачи клиентам информации о требуемых профилактических мерах по мере необходимости,
— знает ли руководство о существовании и возможном влиянии на финансовую отчетность: а) какого-либо риска возникновения обязательства в результате загрязнения земли, грунтовых вод или водоемов;
б) какого-либо риска возникновения обязательства в результате загрязнения воздуха;
в) неразрешенных жалоб сотрудников или третьих лиц по экологическим вопросам.

Заключение
Таким образом, изучив литературу по теме, можно сделать следующие выводы.
Аудиторские стандарты это документы, формулирующие единые баз требования, общий подходы к проведению аудита. Стандарты определяют нормативные требования к качеству и надежности аудита, масштабы аудит проверки, недочеты аудита, вопросы методологии, баз принципы, которыми должны руководствоваться аудиторы.
Соблюдение аудиторских стандартов позволяет обеспечить определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки. Если аудитор допускает отступление от стандартов, то он должен быть готов объяснить причину этого.
В наст время насчитывается 47 стандартов, поделенных на 10 групп: «вводные замечания», «ответственность», «планирование», «внутренний контроль», «аудит доказательство», «использование работы других специалистов», «выводы и отчеты в аудите», «специализированные области», «сопутствующие услуги», «положения по международной практике аудита».

Список использованных источников

  1. Архарова З. П. Международные стандарты аудита. (МСА): Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. – 104 с.
  2. Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М., Ремизов Н.А., Старовойтова Е.В. Аудит: Учебное пособие. — М., 2005. – 365 с.
  3. Соколова Е.С., Ситнов А.А., Международные стандарты Аудита., М.: Московская финансово-промышленная академия, 2004. – 99 с.
  4. Подольский В.И., Савин А.А., Сотникова Л.В. и др. Аудит / под ред. проф. В.И. Подольского. 3-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 279 с.
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov