Контрольная Налоги и их сущность

Налоги и их сущность

Оглавление
Введение 4
1 История налогообложения 5
2 Налоги и их классификация 11
3 Основные формы налогообложения в России 16
Заключение 19
Список использованных источников 20

Введение
Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства. Налоги прочно вплетены в ткань общественно-хозяйственной жизни и от них зависит как благополучие отдельных предприятий, граждан, так и страны в целом. Отход от административно – командной системы развития экономики и переход к рыночным отношениям в России закономерно обусловили реформирование системы налогов и создание новой налоговой службы.
В современных экономических условиях, когда растет число новых предприятий всех организационно — правовых форм, когда же решены проблемы собственности в России, как никогда остро стоит вопрос эффективности работы налоговых органов по контролю за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов и других платежей в бюджет.
Цель работы — раскрыть сущность налогов, их историю, принципы, формы налогообложения.
Методологической основой для написания работы являлись Налоговый кодекс РФ, законодательные акты по налогообложению, статьи, интервью, выступления в периодической печати экономистов, руководителей и работников налоговых органов.

1 История налогообложения
Ни одно государство не может нормально существовать без взимания налогов; с другой стороны, налоги — один из признаков государства. Тесная взаимосвязь и взаимообусловленность обязательных платежей и государства придают налогу комплексное содержание.
В концентрированном виде исключительную значимость налогов можно выразить словами К. Маркса: «Налог — это материнская грудь, кормящая правительство. Налог — это пятый бог рядом с собственностью, семьей, порядком и религией….В налогах воплощено экономически выраженное существование государства». [10, с. 83]
В основе налогов лежат экономические и юридические понятия, соотношение которых зависит от политических процессов, происходящих в государстве. Относительно комплексной структуры термина «налог» русский экономист М. М. Алексеенко еще в XIX в. отмечал: «С одной стороны, налог — один из элементов распределения, одна из составных частей цены, с анализа которой (т. е. цены) собственно и началась экономическая наука. С другой — установление, распределение, взимание и употребление налогов составляет одну из функций государства». [6, с. 152]
И.Н. Кускин отмечает, что «налог является основной, системообразующей категорией налогового права. Именно от сущности налога, от внутреннего его содержания зависят определение предмета налогового права, конструирование его Общей и Особенной части, деление на институты. Не менее важную роль выполняет категория «налог» и для уяснения места налогового права в системе финансового права Российской Федерации» [4, с. 65].
Особое значение имеет правовая характеристика налога для урегулирования вечного конфликта между частными и государственными формами собственности. Точная формулировка определения налога способствует определению прав и обязанностей субъектов налоговых правоотношений, правильного практического применения всех налогового законодательства.
Современное понимание налога основано на проверенных экономических и правовых теориях. В развитых странах, налог считается платой за услуги, предоставляемые государством. Например, один из принципов налоговой системы в Германии заключается в зависимости суммы налогообложения от государственных услуг, полученных со стороны частного лица, в том числе его охраны.
Налогообложение является главным условием для существования любой страны. Хотим ли мы купить или продать автомобильную шину, мы приобретаем дом или еду, мы (часто не осознавая этого), вступаем с государством в налоговые отношения.
Основание системы было очень давно. Кроме того, по мнению многих экспертов, она зародилась намного раньше, чем возраст государства в классическом смысле этого понимания. Кроме того, была дань и другие платежи, подготовившие «почву» для их появления.
Тем не менее, формирование экономических систем и древнего мира и средних веков вряд ли можно назвать » плоским «. Налоги в то время были часто случайными, и их зарядки механизмы существовали в зачаточном состоянии.
Тем не менее, история этих сборов насчитывает не одно тысячелетие. Первое упоминание можно отнести ко времени Древнего Египта. Тогда один из основных обязанностей главного сановника входил быков в налогооблагаемых списков. Необходимость сбора налогов здесь было связано с активным строительством ирригационных сооружений в долине Нила. Что касается налогов, они собирают священники занимались здесь.
Вместе с тем, некоторые авторы полагают, что налоговые установления появились еще раньше – в 2280-2270 годах до нашей эры. Как бы то ни было, но уже ко второй половине первого тысячелетия до н.э. система налогообложения в той или иной форме существовала на многих континентах. В частности, в Древней Индии основы взимания взносов в пользу правителя были закреплены в законах Ману. [9, с. 170]
Налог на землю в письменном виде был издан впервые в IV в. до н.э. в централизованной Китайской империи. Тогда подати зачастую взимались натуральными продуктами – зерном, маслом, методом или скотом. Но не брезговали сильные мира сего также золотом и драгоценностями.
В Римской империи налоги взимали исключительно во время подготовки к войне. В мирное же время граждане были освобождены от данной повинности. Впервые сборы, похожие на те, что мы знаем сегодня, были введены в VII — VI вв. до н.э. в Древней Греции. Именно здесь существовала обязанность по отчислению одной десятой или одной двадцатой части всех доходов. Подобные сборы позволяли грекам содержать наемную армию, ремонтировать дороги, строить храмы, водопроводы, устраивать праздники и даже раздавать деньги и продукты беднякам (чем не социальная программа?). Однако в некоторых регионах свободные граждане были освобождены от обязанности в уплате налогов (практически оффшорные зоны). В частности, в Афинах обязательные сборы были заменены добровольными пожертвованиями состоятельных горожан и другими взносами. В то же время в случае необходимости Народное собрание могло издать указ о взимании чрезвычайных налоговых отчислений, предназначенных для крупных публичных нужд.
В исторической ретроспективе развитие налогообложения в России охватывает дореволюционный, советский и российский периоды. [11, с. 50]
Финансовая система Древней Руси начала складываться только с конца IX века, в период объединения древнерусских племен и земель в связи с принятием в 988 году христианства — крещением Руси.
Основной формой поборов в княжескую казну была Дань.
После свержения татаро-монгольского ига налоговая система кардинально реформирована Иваном III (конец XV — начало XVI вв.): введены Прямые (подушный налог) и Косвенные Налоги (акцизы и пошлины), в это же время вводится первая налоговая декларация — Сошное Письмо.
В царствование Алексея Михайловича (1629 — 1676 г.) система налогообложения России была упорядочена. Так, в 1655 г. был создан специальный орган — Счетная Палата.
Эпоха реформ Петра I (1672 — 1725) сыграла особую роль в становлении и развитии налогообложения. Именно в это время государство превращалось в светское общество, а поэтому церковное право отделилось от гражданского, которое ориентировалось на потребности международной торговли. Насажденные западные параметры, которые должны были не противоречить правам в это время начинается бурное развитие промышленности. Промышленность предшествует реформу налоговой системы. Есть новые налоги, даже налог на бороды. Подушной налог составлял половину всех бюджетных доходов империи. Были введены: гербовый сбор, подушной сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов, с церковных верований и другие.
В период правления Екатерины II (1729 — 1797 ) совершенствуется управление государственными органами: вводятся экспедиции государственных доходов, ревизий, Взимание Недоимок. Для купечества была введена гильдейская подать — процентный сбор с объявленного капитала. Характерно, что размер капитала записывался «по совести каждого».
Налоговая система России XVIII в. отличалась взиманием Косвенных налогов, их доля составляла 42% доходов казны. Интересно это время тем, что в 1810 году Государственный совет России утверждает программу финансовых преобразований, разработанную М. М. Сперанским (1772 — 1839). Многие идеи организации государственных доходов и расходов актуальны и в наши дни.
Начало XIX в. — время развития финансовой науки. В 1818 году Н. И. Тургенев (1789 — 1871) издает труд «Опыт теории налогов» — основательное исследование государственного налогообложения. «Налоги, — писал Н. И. Тургенев, — суть средства к достижению цели общества или государства, т. е. той цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в общество или при составлении государства». Требование «уничтожить налоги» он приравнивал к «уничтожению самого общества». В своем исследовании Н.И. Тургенев предлагал пять Правил установления и взимания налогов: «Равномерное распределение налогов» — налоги должны соответствовать доходам налогоплательщика. «Определенность налога» — неясность в отношении количества налогов и времени платежа обрекает налогоплательщика на зависимость от произвола сборщика. «Собирание налогов в удобнейшее время» — уменьшение налоговой нагрузки предполагает не только снижение ее количественной величины, но и ее перераспределение по времени. «Ориентация большей части налогового бремени на чистый доход» — следует взимать больше «с дохода, притом с чистого дохода, а не с самого капитала». «Дешевое собирание налогов» — стремление к наименьшим затратам на издержки собирания налогов.
Прошло почти два века, а эти правила являются основополагающими в деле налогообложения наших дней.
В царствование Николая II большое значение приобретают прямые налоги.
В конце XIX века подушная подать заменяется на налог с городских строений, большое значение придавалось оброку — плате крестьян за пользование Землей (нынешний земельный налог). Появились новые налоги, порожденные новыми экономическими видами деятельности: сбор с аукционных продаж, сбор с векселей и заемных писем, налоги на право торговой деятельности, налог с капитала для акционерных обществ, процентный сбор с прибыли, налог на автоматический экипаж, городской налог на прописку и т. д.
Приведенные примеры со времен Древней Руси показывают, что со временем количество налогов и широта охвата слоев населения в целях налогообложения постоянно увеличивалась вопреки обывательскому мнению, что раньше свобода предпринимательской деятельности была несоизмерима с настоящим, население не содержало чиновничий народ за счет своих средств.
С 1917 года открыта новая страница в экономических преобразованиях России. Существует утверждение, что после Октябрьской революции «закончилась эпоха совершенствования налогообложения». По меньшей мере такое утверждение некорректно по той простой причине, что 30.11.1920 года выходит проект постановления СНК о прямых налогах и записка В. И. Ленина председателю Комиссии об отмене денежных налогов С.Е. Чуцкаеву.
Начало налоговой системы Российской Федерации как самостоятельного суверенного государства относится к 1991 году. В это время проводится широкомасштабная налоговая реформа. Принимаются Законы 27 декабря 1991 года: «Об основах налоговой системы в РФ»; «О налоге на прибыль»; «О налоге на добавленную стоимость»; «О подоходном налоге на физических лиц». Эти законодательные акты — фундамент налоговой системы России.
Что касается мира современного, то сегодня мы платим налоги практически за любое действие. Приобретаем ли мы машину или буханку хлеба в магазине, определенный взнос в пользу государства мы, так или иначе, отчисляем.

2 Налоги и их классификация
Налог – это обязательный платеж (взнос) определенной части стоимости ВВП, установленный законодательством и осуществляемый плательщиком (юридическим и физическим лицом) в определенном размере и в определенный срок в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований, без предоставления субъекту налога какого либо эквивалента [13, с. 85].
Налоги и сборы, носящие налоговый характер в отличие от заемных средств изымаются государством у налогоплательщиков без каких либо обязательств перед ними. Поэтому налоги носят принудительный и обязательный характер.
Вся совокупность законодательно установленных налогов, сборов, пошлин и других платежей подразделяется (классифицируется) на группы по определённым критериям, признакам, особым свойствам.
Первая классификация налогов была построена на основе критерия перелагаемости налогов, который первоначально привязан к доходам землевладельца (поземельный налог – это прямой налог, остальные — косвенные). В последствии А. Смит, исходя из факторов производства (земля, труд капитал), дополнил доход землевладельца доходами с капитала и труда и соответственно двумя прямыми налогами – на предпринимательскую прибыль владельца капитала и на заработную плату наёмного работника. Косвенные же налоги, считал А. Смит, — это те налоги, которые связаны с расходами и перелагаются, таким образом, на потребителя.
Классификация налогов на прямые и косвенные, исходя из подходно-расходного критерия, не утратила своего значения и используется для оценки степени переложения налогового бремени на потребителя товаров и услуг.
К числу прямых налогов относятся: налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций, земельный налог, подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество юридических и физических лиц, владение и пользование которым служат основанием для обложения. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций, целевых сборов: налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные товары, таможенная пошлина, транспортный налог и др.
Бюджетное устройство государства определяет организацию бюджетной системы, включающую целостную совокупность бюджетов всех уровней. В федеративном государстве (США, ФРГ, России и др.) бюджетная система представлена федеральным, региональным и местным уровнями. Исходя из критерия многоуровневости бюджетной системы, в которой аккумулируются налоговые доходы государства, в налоговом законодательстве широко распространение получила статусная классификация налогов.
В Российской Федерации налоговая система трехуровневая (табл. 1.1) [12, с. 77].

Таблица 1.1
Уровни налоговой системы РФ
Виды налогов Куда они поступают Как перераспределяются
Федеральные налоги и сборы Федеральный бюджет Фонд пополнения региональных и местных бюджетов
Региональные налоги и сборы Бюджет субъекта Федерации (республика, край, область, автономный округ, гг. Москва и Санк-Петербург) Фонд пополнения местных бюджетов
Местные налоги и сборы Бюджеты городов и районов

Соответственно, федеральный бюджет, региональные бюджеты и местные бюджеты составляют консолидированный или объединенный бюджет государства.
Основная доля налоговых поступ¬лений приходится на федеральный бюджет. Именно за счет это¬го государство имеет большую возможность оказывать помощь нуждающимся в ней регионам и отдельным городам, финансируя развитие отдельных отраслей промышленности, социальные программы, объекты государс¬твенного значения.
Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК и обязательны к уплате на все территории РФ. К федеральным относятся следующие налоги и сборы[10, с. 35]:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы ;
3) налог на доходы физических лиц
4) налог на прибыль организаций;
5) налог на добычу полезных ископаемых;
6) водный налог;
7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
8) государственная пошлина;
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. К региональным налогам относятся:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на игорный бизнес;
3) транспортный налог;
Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. [10, с. 39] К местным относятся следующие налоги:
1) налог на имущество физических лиц;
2) земельный налог;
Оценивая классификацию налогов по уровневому критерию, следует отметить, что такое деление не имеет логического смысла и носит статусный характер. Одни федеральные налоги в качестве доходных источников полностью закреплены за бюджетами нижестоящих уровней, другие – лишь частично (по нормативам либо путём расщепления ставки). Учётно-экономическая целесообразность диктует другую группировку налогов, взимаемых с предприятий и организаций:

  • налоги, относимые на издержки производства и обращения;
  • налоги, включаемые в продажную цену продукции;
  • налоги, относимые на финансовые результаты;
  • налоги на прибыль и за счёт прибыли, остающейся в распоряжении плательщика.
    В наши дни рассматривают и классифицируют целый ряд современных принципов эффективной работы налоговой системы страны. Главные среди них:
    • прочная законодательная база;
    • обеспечение функционирования системы как целостной;
    • гарантия реального дохода.
    Основные принципы построения налоговой системы в России предполагают прежде всего то, что налог (его необходимость, исчисление, способы уплаты и т.д.) должен быть понятными и удобными налогоплательщику для того, чтобы он легко ориентироваться в системе налогообложения и не имел возможностей уклониться от уплаты. Для этого налоги должны:
    • быть удобными для сбора;
    • налоговое бремя должно быть равномерно распределено между всеми налогоплательщиками и выступать одним из эффективных способов стабилизации экономики;
    • поддаваться разумной корректировке, чтобы соответствовать целям экономической политики страны на данном этапе;
    • учитывать интересы территорий большой страны;
    • способствовать усилиям и инициативе граждан и предприятий;
    • соответствовать принципам налоговой системы современного демократического общества.
    Нынешним условиям построения налоговой системы РФ соответствуют такие организационные принципы:
    • единства;
    • подвижности (возможности адаптации);
    • стабильности (устойчивости);
    • множественности налогов;
    • исчерпывающего, закрепленного законодательно, перечня ряда региональных и местных налогов.

3 Основные формы налогообложения в России
Формой налогообложения является определенный законом порядок оплаты налогов, которые установлены законодательством. Главным руководством для всех граждан России для определения порядков оплаты налогов и их видов является налоговый кодекс РФ.
Налогообложение в России кроме фискальной функции по наполнению бюджета с успехом выполняет как функции регулирования социального и экономического развития, так и формирование внешнеэкономических связей. В общем, налоговая система представлена совокупностью сборов, налогов, пошлин и прочих платежей, которые взимаются в соответствии с установленным законом с плательщиков, осуществляющих свою деятельность на территории РФ.
Форма налогообложения зависит от видов деятельности предприятия, от размера затрат на оборотные средства. Другими словами от масштабов предприятия.
Общая система налогообложения в России имеет достаточно сложную структуру и следующие формы:

  1. ОСН – общая система налогообложения;
  2. ЕНДВ – система единого налога на вмененный доход;
  3. УСН – упрощенная система налогообложения;
  4. ЕСХН – единый сельскохозяйственный налог, согласно которому оплата с юридических лиц взимается только за взносы в социальные фонды страхования.
    УСН (упрощенная система налогообложения) является особым видом налогового режима, который сориентирован на снижение налоговых обязательств на малых предприятиях и облегчение осуществления процедур бухгалтерского учета. Упрощенная система налогообложения по сравнению с иными формами обладает отличительными положительными особенностями. То есть, не только способствует созданию новых рабочих мест на предприятии, но и стимулирует активизацию предпринимательской деятельности и ужесточенную конкуренцию между производителями услуг и товаров.
    Система единого налога на вмененный доход действует почти во всех субъектах России и представляет собой систему налогообложения отдельных видов деятельности предпринимательства. Отличие ЕНВД в том, что налог при данной системе берется с вмененного дохода от предпринимательской деятельности, то есть, другими словами, такой налог представлен в виде государственного оброка. К налогам, которые необходимо уплачивать согласно системе ЕНВД, относятся все пенсионные взносы, единый налог на вмененный доход, а также обязательные страховые взносы в фонд социального страхования с выплат работникам на случай травматизма.
    При условии, когда предприятие не занимается какими-то видами деятельности, которые облагаются ЕНВД, а также не имеет права применять упрощенную систему налогообложения, оно обязано применять ОСН.
    Общая система налогообложения означает уплату основных налогов: налог на добавленную стоимость (НДС), т.е. процент от заявленного дохода; выплаты в фонды социального страхования за сотрудников (с 2010 года вместо единого социального налога, ЕСН); налог на имущество, на прибыль. Индивидуальные предприниматели также платят налог на доходы физических лиц (НДФЛ), и, как известно, он составляет 13% от «чистой прибыли» — прибыли, оставшейся после оплаты очередных расходов (оплата коммунальных платежей, арендная плата, закуп сырья и другие). Общество с ограниченной ответственностью платит НДФЛ в размере 9% и только после принятия решения о выплате дивидендов учредителям (раз в квартал).
    Общая система налогообложения довольно сложна, и без специальных знаний легко допустить серьёзные нарушения. А при грамотном подходе (достаточном уровне знаний) даже при ОСН можно найти способ сэкономить. В соответствии со статьей 145 налогового кодекса РФ, если за прошедшие три месяца организации не получила выручки более двух миллионов рублей, она освобождается от уплаты НДС. Но теряет право выставлять счета-фактуры с учётом НДС для покупателей. [1]
    Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН) устанавливается главой 26.1 НК РФ и применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ. [1]
    Организации и ИП, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями вправе добровольно перейти на уплату ЕСХН.
    Организации, являющиеся налогоплательщиками ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате: налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и НДС, а индивидуальные предприниматели — освобождаются от обязанности по уплате НДФЛ, налога на имущество физических лиц и НДС. Исключения такие же, как для организаций и ИП, применяющих упрощенную систему налогообложения.
    Иные налоги и сборы уплачиваются организациями и ИП, перешедшими на уплату ЕСХН, в общем порядке.
    Организации и ИП, являющиеся налогоплательщиками ЕСХН, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов.

Заключение
Налоги как очень мощное орудие могут сыграть свою роль в стабилизации экономики и финансов только в случае целенаправленного и дозированного использования.
Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день — главная проблема реформы налогообложения.
В качестве Российских и мировых тенденций развития налогообложения можно выделить усиление налогового администрирования и снижение ставки подоходного налога.

Список использованных источников

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ, 1998, № 31, ст. 3824.
  2. Александров И. М. Налоги и налогообложение: Учебник. М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и Ко”, 2008. – 418 с.
  3. Алиев Б.Х., Абдулгалимов А.М. Теоретические основы налогообложения: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ, 2008. – 587 с.
  4. Кугаенко А.А., Белянин М.П. Теория налогообложения. М.: Вузовская книга, 2009. – 325 с.
  5. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 2008. – 394 с.
  6. Налоговая политика России: проблемы и перспективы / Под ред. И.В. Горского. М.: Финансы и статистика, 2012. – 477 с.
  7. Налоги: Учебник для вузов / Под ред. Д.Г. Черника. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 567 с.
  8. Налоги в условиях экономической интеграции / Под ред. В.С. Барда, Л.П. Павловой. М.: Кнорус, 2011. – 328 с.
  9. Налоговые системы зарубежных стран / Под ред. В.Г. Князева. М.: 2012. – 601 с.
  10. Пансков В.Г., Князев В.Г. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов. М.: МЦФЭР, 2009. – 433 с.
  11. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учебник для вузов. М.: Финансы и статистика, 2009. – 539 с.
  12. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮРАЙТ, 2012. – 208 с.
  13. Пинская М.Р. Основы теории налогов и налогообложения. М.: Палеотип, 2011. – 582 с.
  14. Силуанов А. Текущее состояние налоговой системы России и тенденции развития / А. Силуанов // Ведомости. 2013. — №13. – С. 16-22
  15. Финансы: Учебник / Под ред. С.Ии. Лушина и В.А. Слепова. М.: Экономист, 2008. – 199 с.
  16. Черник Д.Г. и др. Налоги и налогообложение: Учебник. М.: М, 2010. – 304 с.
  17. Шаталов С.Д. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный). М.: МЦФЭР, 2008. – 466 с.
  18. http://www1.minfin.ru/ru/press/speech/index.php?id4=19188
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov