Контрольная Налоговый контроль в России

Налоговый контроль в России

Содержание
Введение 3

  1. Теоретические и законодательные основы функционирования налоговой системы РФ 5
    1.1. Налоговая система РФ 5
    1.2. Налоговый контроль в РФ. Нормативно-правовое регулирование налогового контроля 10
  2. Анализ налогового контроля на примере Межрайонной инспекции ФНС №10 по Вологодской области 18
    2.1. Характеристика Межрайонной ИФНС №10 по Вологодской области 18
    2.2. Организация контрольной работы инспекции 22
    2.3. Формы и методы налогового контроля в инспекции 30
    2.3.1. Учет налогоплательщиков в налоговых органах 30
    2.3.2. Камеральные и выездные налоговые проверки 34
  3. Совершенствование налогового контроля в Российской Федерации и экономическое обоснование результатов исследований 38
    Заключение 46
    Список использованных источников 50

Введение
Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства. Налоги прочно вплетены в ткань общественно-хозяйственной жизни и от них зависит как благополучие отдельных предприятий, граждан, так и страны в целом. Отход от административно – командной системы развития экономики и переход к рыночным отношениям в России закономерно обусловили реформирование системы налогов и создание новой налоговой службы. Государственная налоговая служба Российской Федерации была создана в 1991 году. Совершенствуясь, налоговая система России приобретает черты, свойственные системам большинства стран мира. В то же время российскому налогообложению присущи качества, обусловленные сугубо российской спецификой хозяйствования. Спад производства, инфляция, дефицит федерального бюджета, рост цен, снижение уровня жизни народа, состояние социальной напряженности — все это влияет на решения, применяемые по тем или иным вопросам налоговой политики и налогового законодательства. Ключевое место в системе налогового законодательства занимает Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». В нем определены принципы построения, структура и общий механизм функционирования налоговой системы, установлен перечень федеральных, республиканских в составе Российской Федерации, краевых, областных, автономных образований и местных налогов, сборов и платежей, порядок их исчисления и взимания, обязанность и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. [1]
В современных экономических условиях, когда растет число новых предприятий всех организационно — правовых форм, когда же решены проблемы собственности в России, как никогда остро стоит вопрос эффективности работы налоговых органов по контролю за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов и других платежей в бюджет. Поэтому анализ контрольной работы налоговых органов является одним из актуальных вопросов сегодняшнего дня и составляет основную часть дипломной работы.
Цель работы – проследить и изучить наиболее приоритетные направления контрольной работы налоговых органов с целью выявления наиболее перспективных форм и методов контроля.
В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи:

  • осветить изученность темы исследования по литературным источникам зарубежных и отечественных авторов;
  • дать организационную и экономическую оценку деятельности Межрайонной ИФНС №10 по Вологодской области;
  • изучить деятельность МРИ ИФНС №10 по Вологодской области по взысканию налогов;
  • разработать пути совершенствования организации контрольной работы МРИ ИФНС №10 по Вологодской области.
    Основное внимание уделено законодательной основе организации системы налогового контроля. В качестве базы для анализа контрольной работы налоговых органов использованы материалы контрольной работы на примере Межрайонной ИФНС №10 по Вологодской области.
    Методологической основой для написания дипломной работы являлись Налоговый кодекс РФ, законодательные акты по налогообложению, статьи, интервью, выступления в периодической печати экономистов, руководителей и работников налоговых органов, отчетность Межрайонной ИФНС №10 по Вологодской области.
    Методы исследования: монографический, экономико-статистический, графический, математического анализа.
  1. Теоретические и законодательные основы функционирования налоговой системы РФ
    1.1. Налоговая система РФ
    Повышение уровня налогового администрирования названо Президентом Российской Федерации в Бюджетном послании Федеральному Собранию в качестве важного направления налоговой политики, которое в последние годы постоянно находилось в центре внимания государства. Одним из следствий реализованных мер по проведению налоговой реформы стало общее улучшение уровня контрольной работы налоговых органов, повышение собираемости налогов и обеспечение доходов бюджетов.
    Основная функция Федеральной налоговой службы России — обеспечение контроля и надзора за соблюдением законодательства о налогах и сборах.[2]
    В налоговом администрировании ФНС придерживается следующих принципов:
  • равенство перед законом всех участников налоговых правоотношений;
  • адекватная и своевременная реакция на различные модели поведения налогоплательщиков;
  • достижение максимальных результатов при минимальных затратах.
    Обеспечение роста доходов государства должно происходить за счет:
  • увеличения количества налогоплательщиков, добровольно исполняющих налоговые обязательства;
  • сокращения количества налогоплательщиков, функционирующих в ненаблюдаемом секторе экономики.
    Данные принципы являются основой работы налоговых администраций и других стран.
    Однако в отличие от зарубежных налоговых администраций, которые сосредоточены только на налоговом администрировании, ФНС России дополнительно осуществляет функции:
  • регистрирующего органа;
  • лицензирования и контроля за производством и оборотом спирта и алкогольной продукции;
  • уполномоченного органа государства в делах о банкротстве;
  • контроля и лицензирования игорного бизнеса и лотереи.[3]
    Такой широкий перечень функций потребовал перехода на более эффективный функциональный принцип организации работы (узкая специализация сотрудников) и изменения структуры персонала: сокращение управленческого и увеличение инспекторского. Реализация указанного принципа возможна только при условии определения оптимальной численности инспекции. На практике это означало укрупнение малочисленных инспекций, что соответствовало и мировому опыту развития налоговых администраций.
    Процесс укрупнения в Службе начался в 2001 году и продолжился в рамках утвержденной Правительством Российской Федерации федеральной целевой программы «Развитие налоговых органов на 2002—2004 годы».
    В среднем по России 59% инспекций имели численность до 40 человек. Их рентабельность была в 2 — 3 раза ниже по сравнению с инспекциями численностью от 41 до 50 человек. Сумма доначислений по результатам выездных проверок на одного работника была в 20 раз меньше, чем средних и крупных инспекциях (численностью более 100 человек). Наличие большого количества малочисленных инспекций затрудняло решение вопросов управления, применения современных технологий, приводило к значительным финансовым расходам на их содержание.[4]
    В связи с этим, одним из важнейших направлений развития налоговых органов, предусмотренного Программой, стало совершенствование организационных структур и системы управления налоговыми органами.
    В настоящее время завершен переход инспекций ФНС России на типовые структуры и организацию их работы по функциональному принципу. Проведено сокращение более 1 тыс. инспекций, имевших численность менее 40 чел. Это позволило:
  • увеличить численность специалистов, осуществляющих контрольные и аналитические функции, за счет сокращения численности управленческого и обслуживающего персонала;
  • унифицировать процессы управления;
  • внедрить типовые технологические процессы и рабочие места;
  • повысить производительность труда за счет специализации персонала.
    Сегодня наряду с инспекциями действуют 1230 территориальных налоговых офисов — территориальные обособленные рабочие места (ТОРМы).
    Созданные на месте инспекций налоговые офисы в основном осуществляют работу с налогоплательщиками.
    Федеральная налоговая служба сегодня — это
  • 1186 территориальных инспекций;
  • 9 межрегиональных инспекций федерального уровня;
  • 82 региональных управления;
  • 180 тысяч государственных служащих. Структура и правовое положение звеньев налоговой службы утверждены приказом ФНС России от 30.11.04 № САЭ-3-15/142. В соответствии с этим приказом появилось новое крупное звено в виде инспекции Федеральной налоговой службы по федеральному округу. Эти структуры заняли промежуточное место между самой ФНС России и ее управлениями по субъектам РФ. Они подчиняются непосредственно Федеральной налоговой службе и проверяют эффективность работы Управлений ФНС России. При этом Инспекции по федеральному округу призваны взаимодействовать с уполномоченными представителями Президента РФ и принимать участие в организуемых ими проверках.[5] По решению Федеральной налоговой службы эти Инспекции проводят плановые проверки работы подчиненных налоговых служб в федеральном округе. Помимо этого на новое звено возложена функция «мозгового центра» — инспекции призваны проводить анализ схем уклонения от налогообложения, готовить предложения по их выявлению, пресечению и предупреждению. Кроме того, представители «федеральных» инспекций должны оказывать территориальным налоговым органам помощь при представлении интересов государства в арбитражных судах. Следующим звеном налоговой службы по нисходящей линии являются управления, которые получили официальное наименование: Управления ФНС России по субъекту Российской Федерации. Управления Федеральной службы контролируют соблюдение законодательства о налогах и сборах, полноту уплаты налогов, производство и оборот этилового спирта, алкогольной и табачной продукции, а также валютного законодательства. К их компетенции отнесена выдача лицензий на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртсодержащей продукции. Кроме того, управления должны регистрировать юридических лиц и предпринимателей, контролировать правильность применения контрольно-кассовой техники, представлять государство в делах о банкротстве. В их задачи входит также и бесплатное информирование налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, принятых нормативных актах в этой области, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, заполнения форм налоговой отчетности. Возврат и зачет излишне уплаченных сумм налога также отнесен к компетенции УФНС России по субъектам. В структуру налоговой службы входят две специальные межрегиональные инспекции: по крупнейшим налогоплательщикам и по централизованной обработке данных. Обе службы находятся в непосредственном подчинении ФНС России и подконтрольны ей. Первая межрегиональная инспекция призвана вести учет крупнейших налогоплательщиков, оперативно-бухгалтерский учет сумм налогов, подлежащих уплате ими и фактически поступивших в бюджет. В ее функции, входит полный налоговый контроль за крупнейшими налогоплательщиками, их налоговое администрирование, возврат и зачет налогов, предоставление отсрочки и т. д. Межрегиональная инспекция по централизованной обработке данных осуществляет автоматизированный контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, ведение федеральных информационных ресурсов и информационное обслуживание ФНС России. Эта структура отвечает за прием и входной контроль данных налоговой, бухгалтерской отчетности, получаемой от налоговых органов и налогоплательщиков, проводить их автоматизированную обработку. Соответственно к ее компетенции отнесено ведение ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРН, реестров лицензий, разрешений, свидетельств, архивное хранение ресурсов на основе электронных хранилищ данных и бумажных носителей. Всю собираемую информацию Межрегиональная инспекция по централизованной обработке данных предоставляет по запросам органов государственной власти и местного самоуправления, а также доводит до сведения территориальных органов ФНС России в касающейся их части. Помимо этого инспекция на основании имеющихся информационных ресурсов осуществляет автоматизированный отбор налогоплательщиков для проведения проверок. Наконец, самое низовое звено структуры налоговых органов представлено инспекциями ФНС России по району, району в городе, городу без районного деления, а также инспекциями межрайонного уровня. Эти органы напрямую подконтрольны управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Федерации и осуществляют их функции на местах. Так, к компетенции рядовых инспекций относятся контроль за соблюдением налогового законодательства и уплатой налогов, объемами производства и реализации этилового спирта, валютными операциями, полнотой учета выручки денег, учет налогоплательщиков на подведомственной территории, регистрация юридических лиц и предпринимателей. Помимо этого инспекции на местах регистрируют договоры коммерческой концессии, ведут оперативно-бухгалтерский учет по каждому налогоплательщику и виду платежа, проводят камеральные и выездные налоговые проверки и занимаются взысканием недоимки, пеней, а также налоговых санкций.[6] 1.2. Налоговый контроль в РФ. Нормативно-правовое регулирование налогового контроля Система налогообложения – важнейший элемент экономики, является одним из главных инструментов перераспределения финансовых средств. Налоги – главный источник формирования средств государства, которые составляют в среднем 60-70 процентов. Как показывает мировой опыт, пока существуют налоги, существует и стремление налогоплательщиков снизить размер уплачиваемых ими сумм. Если существует стремление уйти от налогов, в противовес ему должен хорошо работать механизм контроля.[7] Налоговый контроль — это органическая часть финансового контроля за счетным исполнением доходов бюджета в разрезе отдельных налоговых и неналоговых поступлений, а также в разрезе налогоплательщиков и объектов налогообложения. Целью налогового контроля является обеспечение правильности соблюдения законодательных основ налогообложения, правил ведения учета и предоставления отчетности. Налоговый контроль призван обеспечить интересы государства и общества, проверку выполнения обязательств юридических и физических лиц перед государством при образовании фондов денежных средств. Отсюда следует, что для осуществления контроля за мобилизацией денежных средств в государственную казну необходимо иметь систему надзора за источниками доходов с целью установить законность и достоверность финансовых и бухгалтерских операций, отчетности, деклараций. Для этого в 1991 г. в связи с экономическими преобразованиями в России Указом Президента Российской Федерации «О Государственной налоговой службе Российской Федерации», органы налоговой службы были выведены из Министерства финансов Российской Федерации и преобразованы в систему центральных органов государственного управления с подчинением Президенту РФ и Правительству РФ. Этим же Указом утверждены Положения о Государственной налоговой службе, гарантии правовой и социальной защиты ее работников.[8] Главной задачей Федеральной налоговой службы является контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей. Законом РСФСР от 21.03.1991 г. «О Государственной налоговой службе РСФСР» для решения поставленных задач государственным налоговым инспекциям предоставлены соответствующие права, а также четко определена их ответственность за невыполнение ими или ненадлежащее выполнение возложенных на них задач. В частности, предоставлено право производить проверки денежных документов, бухгалтерских актов, других документов, связанных с исчислением и учетом налога в Министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, включая совместные предприятия с иностранным капиталом, а также требовать от них и получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, применять финансовые санкции за нарушение налогового законодательства, а также административные штрафы за эти нарушения.[9] Система нормативных правовых актов по вопросам налогообложения призвана регулировать систему общественных отношений, возникающих по поводу установления и взыскания налогов. Эти отношения, определенные ст. 2 НК РФ, являются предметом правового регулирования налогового законодательства. Следует сказать, что предмет налогового законодательства представляет собой достаточно сложный комплекс отношений и имеет свои специфические черты. Налоговый кодекс выделяет следующие группы отношений, регулируемых налоговым законодательством:
    • по установлению налогов;
    • по введению налогов;
    • по взиманию налогов;
    • по осуществлению налогового контроля;
    • по обжалованию актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;
    • по привлечению к ответственности за совершения налогового правонарушения.[10]
      Следуя принципу, провозглашенному в ст. 15 Конституции РФ, Налоговый кодекс РФ в ст. 1 устанавливает следующую систему налогового законодательства:
    • Налоговый кодекс;
    • федеральные законы о налогах и сборах;
    • законы и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах субъектов Российской Федерации;
    • нормативные правовые акты о налогах и сборах представительных органов местного самоуправления.
      Центральное место в системе законодательства о налогах и сборах занимает Налоговый кодекс Российской Федерации.
      Объектом налогового контроля является финансово-хозяйственная деятельность предприятий и предпринимателей. В основе налогового контроля лежат принципы его организации:
    • нейтральность к объекту и субъекту налогообложения;
    • достоверность результатов и их гласность;
    • одно нарушение – одно взыскание;
    • поглощение, а не сложение взысканий;
    • ясность состава налоговых правонарушений для всех сторона налоговых отношений;
    • превентивность;
    • обоснованность налоговых санкций;
    • действенность.[10]
      Контроль за правильностью исчисления и уплатой налогов необходим по следующим причинам:
  1. Прослеживается элементарное незнание налогового законодательства;
  2. Проблемы и нечеткость отдельных формулировок закона порождает споры, в немалой степени способствуя уменьшению платежей в бюджет;
  3. Отсутствие какой-либо государственной системы информирования об издаваемых нормативных актах, их изменениях;
  4. Низкая квалификация экономических кадров;
  5. Частое изменение ставок, льгот, налогооблагаемой базы;
  6. Стремление плательщиков снизить размер налогов из-за непомерно большого налогового бремени.[11]
    Федеральным законом от 09.07.99 г. №154-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», вступившим в силу с 17.08.99 г., в часть первую НК РФ были внесены существенные изменения и дополнения. Наиболее значительные из них касаются форм, порядка и сроков проведения налогового контроля. Так, изменения, внесенные ст. 31, и введение в Налоговый кодекс дополнительно трех статей 86.1, 86.2, 86.3 дали право налоговым органам осуществлять контроль за расходами физических лиц. Изменились сроки постановки на учет налогоплательщиков. Полностью претерпела изменения ст. 89, регулирующая порядок проведения выездных налоговых проверок. Отрегулирован порядок применения ответственности за налоговые правонарушения.
    В настоящее время Налоговый кодекс РФ предусматривает три самостоятельные формы налогового контроля:
    • учет налогоплательщиков;
    • выездные налоговые проверки;
    • камеральные налоговые проверки.
      Практическое осуществление налогового контроля затруднено из-за невозможности гибко перестраивать организационную структуру налоговых органов при возникновении реальных налоговых проблем, непостоянства законодательных актов, нормативных документов, противоречивости их отдельных положений, а также из-за нестыковки с нормативными документами, регламентирующими хозяйственной право, ведение бухгалтерского учета, отчетности и неотработанности законодательных основ института коммерческой тайны.
      Поэтому мы считаем, что эффективность деятельности налоговых органов по контролю за соблюдением налогового законодательства во многом зависит от следующих факторов:
      1) Правильного и единообразного толкования основных понятий налогового законодательства;
      2) Повышение правовой квалификации сотрудников налоговых органов.
      Прежде чем мотивировать налогоплательщика на правомерное поведение в отношении соблюдения налогового законодательства, государство должно завоевать авторитет у тех, кто обязан уплачивать налоги. Государство обязано продемонстрировать максимум уважения к правам налогоплательщика, а значит – к закону, что будет являться условием установления и поддержания принципа взаимной ответственности гражданина и государства. Залогом соблюдения законности в осуществлении мер налогового контроля является процессуальное обеспечение порядка его проведения.
      Варианты возможного поведения субъектов налогового контроля содержатся в процессуальных нормах налогового законодательства. Процессуальное обеспечение налогового контроля не допускает возникновения разрыва между Конституцией РФ и практикой в связи с осуществлением налогового контроля, а значит – отстаивать конституционно-правовые основы налоговой системы России.[12]
      Как показывает анализ развития налоговых отношений в рамках существующей налоговой системы, говорить о цивилизованных формах расчетов налогоплательщиков с бюджетом преждевременно. Не только объективное падение объемов производства и реализуемой продукции оказывает прямое влияние на снижение платежей в бюджет и рост недоимки, но и попытки использования отдельными налогоплательщиками в своих интересах, забывая про интересы государства, прав, предоставляемых им Указом Президента РФ и постановлениями Правительства. Обилие у предприятий спецсчетов позволяет в обход первоочередности платежей в бюджет, установленной ст. 15 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» проводить операции по погашению кредитов банком, по выплатам заработной платы, минуя расчетный счет и, следовательно, расчеты с бюджетом.
      Значительно снижает эффективность работы налоговых органов неурегулированность законом налично-денежного обращения. Практически невозможно проконтролировать выручку предприятий и предпринимателей, реализующих продукцию через достаточно разветвленную сеть побочной, выездной торговли, изъятие из выручки значительных сумм в подотчет работникам на производственные нужды, расчеты наличными денежными средствами без надлежащего документального оформления и другие операции налично-денежного обращения, позволяющие налогоплательщику укрывать значительные суммы выручки или производить расчеты с поставщиками наличными денежными средствами, минуя расчеты с бюджетом. Поэтому выполнение бюджетных показателей требует от налоговых органов новых, более эффективных способов контроля за правильным исчислением и своевременным зачислением налогов и других обязательных платежей в бюджет, перехода от периодического контроля (раз в два года) на систематический контроль и на выработку и проведение новых форм и методов работы налоговых и хозяйствующих субъектов.[13]
      Переход от периодического контроля к систематическом является, по моему мнению, значительным шагом по совершенствованию форм и методов контрольной работы, оказанию эффективной методической и практической помощи предприятиям и предпринимателям по применению и качественному исполнению ими действующего налогового законодательства в процессе их деятельности и взаимоотношениях с бюджетом.
      Я думаю, одним из самых болевых вопросов на сегодняшний день является разрешение споров между налогоплательщиками и налоговыми органами. Эта проблема связана с теми брешами и нестыковками, которые имеются в налоговом законодательстве. Во многом ее решение зависит от повышения профессионального уровня налоговых органов. Необходимо решить задачу создания налоговых составов арбитражного суда и в дальнейшем создание системы налоговых судов. Эти меры необходимы, так как решение налоговых споров требует весьма специфических знаний. Еще одна большая проблема, решение которой поможет решить задачу устранения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с налогоплательщиками заключается в необходимости постановки бухгалтерского учета в целях налогообложения.[14]
      Эффективность функционирования налоговой системы напрямую зависит от внедрения новых информационных технологий, оснащения налоговых органов современными системами ведения технологических процессов. ФНС России осуществляет переход на единый унифицированный программный комплекс (“Система ЭОД — местный уровень”), позволяющий обеспечить единообразную программно-техническую поддержку всех процессов налогового администрирования.
      В информационной работе используются современные информационные технологии. Организованы Интернет — сайты ФНС России и Управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации с целью размещения материалов по актуальным вопросам налогового законодательства.
      Функционирование налоговых органов в современных условиях предполагает комплексное развитие системы телекоммуникаций ФНС России, обеспечивающей потребности налоговых органов в обмене информацией, в том числе конфиденциальной.
      В настоящее время большая часть Инспекций ФНС России имеет средства телекоммуникаций и защиты информации. Это позволило обеспечить переход на использование современной, эффективной системы электронной обработки данных; внедрение новых процессов и процедур администрирования; повысить уровень технической оснащенности рабочих мест.
      Эффективность функционирования системы налогового администрирования существенно сдерживается большим объемом трудоемких, ручных и рутинных операций, выполняемых работниками налоговых органов всех уровней. В значительной мере это вызвано тем, что основной поток информации поступает в налоговые органы на бумажных носителях. По-прежнему высока доля ручного труда при формировании и рассылке налогоплательщикам требований и уведомлений на уплату налогов и сборов, планировании и подготовки выездных налоговых проверок, учете платежей и составлении налоговой отчетности. В рамках Программы эти проблемы решены за счет формирования и сдачи в налоговые органы в электронном виде деклараций, счетов-фактур и других документов.
      Вопросом организации контроля уделяется пристальное внимание в Налоговом кодексе РФ, в законодательных актах, указах Президента РФ.
      Учитывая напряженное положение с поступлением средств в бюджет, Федеральная налоговая служба и ее налоговые органы на местах принимают конкретные меры по усилению контрольной работы, обеспечению наиболее полного поступления налогов в бюджет.[15]
  7. Анализ налогового контроля на примере Межрайонной инспекции ФНС №10 по Вологодской области
    2.1. Характеристика Межрайонной ИФНС №10 по Вологодской области
    Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации №10 по Вологодской области действует на территории Великоустюгского, Нюксенского, Никольского, Кичменгско-Городецкого районов. На 1 января 2008 года на налоговом учете в инспекции состоит 1904 юридических лиц, в том числе по Великому Устюгу – 1104, по Нюксенскому району – 197, по Никольскому району – 336, по Кичменгско–Городецкому 267. В районах обслуживаемых инспекцией проживает 132 тыс.человек, на налоговом учете состоит 101514 физических лиц, что составляет 76,8 процента от общей численности населения. На 01.01.13 на налоговом учете состоит индивидуальных предпринимателей 2520 человек, из них в г.Великий Устюг – 1490, в с. Нюксеница – 235, в г. Никольск – 457, в с.К.-Городок – 338. В 2007 году инспекцией обеспечено поступлений налоговых платежей во все уровни бюджетов в размере 802,2 млн.руб. В общей сумме поступлений доля федерального бюджета – 21,2%, областного 23,4%. По единому социальному налогу собрано за год 25,4 млн.руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование 329,1 млн.руб.
    Ежегодно инспекция проводит учет и начисление местных налогов и сборов по данным регистрирующих органов. Начислено налога на имущество 7,3 млн.руб., собрано в течении года 4,9 млн.руб. Начислено налога на землю 4,8 млн.руб., собрано 3,9 млн.руб. Начислено транспортного налога физическим лицам 30,0 млн. руб., собрано авансовыми платежами 19,8 млн.руб.
    Численность инспекции равна 153 человекам, из них 128 – это государственные служащие. Головной офис находится в городе Великий Устюг.[16]
    Межрайонные инспекции ФНС выполняют основную нагрузку по непосредственному контролю за исполнением налогового законодательства всеми юридическими и физическими лицами на обслуживаемой территории.
    Основным структурным элементом Межрайонной инспекции ФНС №10 по Вологодской области являются отделы. В зависимости от направления деятельности и видов налогов, по которым они осуществляют контроль, имеются отделы:
  • общего обеспечения;
  • информационных технологий;
  • по работе с налогоплательщиками;
  • камеральных проверок;
  • выездных проверок;
  • юридический;
  • урегулирования задолженности;
  • ввода и обработки данных;
  • регистрации и учета налогоплательщиков;
  • учета, отчетности и анализа;
  • налогового аудита;
  • оперативного контроля;
  • финансового обеспечения.

Рис. 2.1 – Схема структуры Межрайонной инспекции ФНС №10 по Вологодской области

Общность задач, стоящих перед структурными подразделениями по контролю за уплатой конкретных видов налогов и сборов, находит совё отражение в положениях о соответствующих отделах. В положении об отделе содержится общее требование, определяющее место отдела в структуре Межрайонной инспекции ФНС, его полномочия, принципы организации работы и другие вопросы, входящие в компетенцию данного отдела. В положении указывается также перечень видов налогов, которые контролирует тот или иной отдел.
Так, например, в положении об отделе камеральных проверок называются: налог на доходы с физических лиц (включая налогообложение доходов от предпринимательской деятельности); налог на имущество физических лиц; земельный налог с граждан; налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения; налог с владельцев транспортных средств; налог на добавленную стоимость с предпринимателей, единый налог на вмененный доход, упрощенная система налогообложения.
На основании положений об отделах разрабатываются и утверждаются руководителем инспекции должностные обязанности работников.
Согласно штатной численности и структуре Межрайонной инспекции ФНС №10 по Вологодской области, в ее состав входят руководитель, заместители руководителя, начальники отделов, главные государственные налоговые инспекторы, старшие государственные налоговые инспекторы, государственные налоговые инспекторы, специалисты 1-го разряда, работники вспомогательного аппарата.
Количество налогоплательщиков, состоящих на учете в МРИ ФНС №10 по Вологодской области из года в год увеличивается, особенно быстро растет число лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Состав налогоплательщиков также меняется, что видно из приведенных ниже таблиц.

Таблица 2.1
Изменения в составе плательщиков налогов – юридических лиц на территории МРИ ФНС №10 по Вологодской области в 2010-2012 гг.
Организационно-правовая форма плательщиков налогов По состоянию на Изменения
01.01.2011 01.01.2012 01.01.2013 2011 и 2010 2012 и 2011
Хозяйственные товарищества 442 459 490 +17 +31
Кооперативы 40 42 49 +2 +7
Государственный муниципальные унитарные предприятия 27 27 27 — —
Частные предприятия 827 914 993 +87 +79
Некоммерческие предприятия 315 321 345 +6 +24
Итого 1651 1763 1904 +112 +141

Количество налогоплательщиков – юридических лиц, состоящих на учете в МРИ ФНС №10 по Вологодской области за 2011 год увеличилось на 112 предприятия, а за 2012 год – увеличилось на 141 предприятия. Основной причиной увеличения числа налогоплательщиков- юридических лиц является создание новых предприятий.
Количество налогоплательщиков – физических лиц за 2012 год увеличилось по сравнению с 2011 годом и, соответственно, с 2010 годом (Табл. 2.2).
Таблица 2.2
Изменения в составе плательщиков налогов – физических лиц на территории МРИ ФНС №10 по Вологодской области в 2010-2012 гг.
Наименование платежей По состоянию на Изменения
01.01.2011 01.01.2012 01.01.2013 2011 и 2010 2012 и 2011
Налог на доходы физических лиц от предпринимательской деятельности 2315 2406 2520 +91 +114
Налог на доходы физических лиц с прочих доходов 1084 1292 1482 +208 +190
Налог на имущество физических лиц 49215 49524 49911 +309 +387
Налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения 657 666 684 +9 +18
Земельный налог с граждан 35644 35784 36185 +140 +401
Транспортный налог с граждан 45954 47286 48697 +1332 +1411
2.2. Организация контрольной работы инспекции
В 2012 году проверено документально 440 юридических лиц по различным вопросам налогового законодательства, нарушения выявлены у 227 налогоплательщиков, дополнительно по результатам проверок в бюджет начислено 42944 тыс. руб, в том числе штрафных и финансовых санкций 37499 тыс. руб. Кроме того, от физических лиц принято 4817 деклараций о доходах, в т.ч. 2164 декларации от лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью

Таблица 2.3
Анализ контрольной работы МРИ ФНС №10 по Вологодской области за 2011-2012 гг. по основным видам налогов с юридических лиц.
Наимено-вание налогов 2011 год 2012 год Изменение (+ ; -)
Количество налогоплательщиков Дополни-тельно начислено платежей, тыс.руб. Количество налогоплательщиков Дополни-тельно начислено платежей тыс.руб. Всего Проверено докумен-тально Из них выявлено нарушений Дополни-тельно начислено платежей, тыс.руб.
Всего Проверено докумен-тально Из них выявлено нарушений Всего Проверено докумен-тально Из них выявлено нарушений
НДС 477 186 59 25545 405 210 92 28273 -72 +24 +33 +2728
Акцизы 4 3 3 9697 4 2 2 512 — -1 -1 -9185
Налог на прибыль 351 214 54 9368 376 229 65 5273 +25 +15 +11 -4095
Налог на имущество предприятий 276 81 23 1796 273 171 18 1710 -3 +90 -5 -86
Земельный налог 212 45 3 550 446 169 9 906 +234 +124 +6 +356
Платежи за пользование природными ресурсами 229 66 28 2192 715 246 28 1628 +486 +180 — -564
Налог на доходы физических лиц 880 413 217 1564 933 440 155 2555 +53 +27 -62 +991
Прочие платежи 1501 405 78 4165 1794 632 102 2087 +293 +227 +24 -2078
Итого 3930 1413 465 54877 4946 2099 471 42944 +1016 +686 -6 -11933

Таблица 2.4
Анализ контрольной работы МРИ ФНС №10 по Вологодской области за 2011-2012 гг. по налогам с физических лиц.
Наимено-вание налогов 2011 год 2012 год Изменение (+ ; -)
Количество налогоплательщиков Дополни-тельно начислено платежей, тыс.руб. Количество налогоплательщиков Дополни-тельно начислено платежей тыс.руб. Всего Проверено докумен-тально Из них выявлено нарушений Дополни-тельно начислено платежей, тыс.руб.
Всего Проверено докумен-тально Из них выявлено нарушений Всего Проверено докумен-тально Из них выявлено нарушений
Налог на доходы физических лиц всего 4356 1042 168 1213 4982 1265 329 2146 +626 +223 +161 +933
в том числе от предпринима-тельской деятельности 3064 903 107 1187 3500 1145 237 2142 +436 +242 +130 +937
Прочие налоги с физических лиц 1203 1156 20 13 1237 1192 22 15 +34 +36 +2 +2
Итого 5559 2198 188 1226 6219 2457 351 2161 +660 +259 +163 +935

Документально проверено 1265 деклараций, нарушения выявлены у 329 физических лиц в т.ч. у 237 предпринимателей, в результате дополнительно начислено в бюджет 2161 тыс. руб.
Результаты контрольной работы за 2011 г. МРИ ФНС №10 по Вологодской области по проверке юридических и физических лиц приведены в таблице 2.3 и таблице 2.4.
Количество налогоплательщиков, проверенных в 2012 году увеличилось, но сумма доначисленных платежей по юридическим лицам по сравнению с 2011 годом уменьшилась в связи с тем, что в 2012 году проверялись небольшие предприятия. А вот с увеличением количества проверенных деклараций о доходах физических лиц увеличиваются и суммы доначислений в бюджет, особенно большие доначисления дают проверки деклараций лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
Налоговый контроль осуществляется различными методами, под которыми понимаются приемы, способы и средства его осуществления. К ним относятся: ревизии, проверки, обследования и анализ.
Поиск признаков нарушения налогового законодательства ведется с помощью определенных методов проверки – формальной, нормативной, арифметической и встречной проверки. При формальной проверке производится внешний осмотр документа, проверяется наличие в нем всех необходимых реквизитов, их логическая связь.
Нормативная проверка – это проверка содержания документа с точки зрения соответствия его действующим нормативным актам, правилам. Именно этот метод позволяет выявить незаконные по содержанию документы, установить факты необоснованного списания затрат на себестоимость продукции сверх установленных норм, неправильного применения ставки налога и т.д.
При арифметической проверке контролируется правильность расчета показателей и подсчета налоговых сумм в документе.
Встречная проверка – это сопоставление разных экземпляров одного и того же документа, находящихся в разных местах, с целью выявления их соответствия.
В деятельности МРИ ФНС №10 по Вологодской области применяются два вида проверок: камеральные и выездные. Камеральная налоговая проверка – это проверка налоговых расчетов в момент их принятия должностным лицом инспекции. Её результат либо отражается в специально выделенной графе налогового расчета – «По данным налогового органа», где вписывается величина показателя, определенная работником налоговой службы, либо делается запись об исправлениях, внесенных в результате предварительной проверки.
Выездная налоговая проверка – это более глубокая проверка полноты и правильности расчетов по налогам, в ходе которой проверяется достоверность расчетов, отчетов, деклараций путем сопоставления их данных с данными первичных документов и бухгалтерских записей. Такая проверка является действенным методом по выявлению налогоплательщиков, уклоняющихся от уплаты налогов и укрывающих доходы от налогообложения.
За 2012 год работниками инспекции проведено 5550 камеральных проверок отчетов и расчетов юридических лиц, кроме того камерально проверены 4817 поступивших деклараций о доходах физических лиц. Камеральными проверками доначислено 581 тыс. руб. За несвоевременное предоставление отчетов, расчетов, деклараций предъявлено штрафных санкций на сумму 21,5 тыс. руб.
Общее количество выездных проверок составило 185 в результате чего доначислено в бюджет 42,3 тыс. рублей. Итоги контрольной работы приведены в таблице 2.5.

Таблица 2.5
Итоги контрольной работы МРИ ФНС №10 по Вологодской области за 2012 год.
Проверки Юридические лица Физические лица Доначислено, тыс. руб.
Камеральные 933 4817 581
Выездные 134 51 42305
Итого 1067 4868 45886,3

Налоговый контроль классифицируется по видам:
а) в зависимости от субъекта Законом РСФСР от 21.12.1991 г. «О государственной налоговой службе РСФСР» установлено, что это – единая система контроля за соблюдением требований налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью поступления налогов в бюджетную систему Российской Федерации и платежей в государственные внебюджетные фонды. Субъектами могут выступать аудиторские службы, контрольно-ревизионные управления;
б) по содержанию информации:

  • документальный.
  • фактический.
    Документальный контроль включает в себя проверку различных финансовых документов: счетов, платежных ведомостей, ордеров, чеков, отчетов и т.д. Он осуществляется после отражения операций в реестрах учета и документах. При фактическом контроле проверяются не только документы, но и наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей;
    в) по периодичности делится на:
  • постоянный,
  • периодический.[17]
    Для осуществления постоянного контроля в МРИ ФНС №10 по Вологодской области создан отдел учета, отчетности и анализа, осуществляющий первичный учет поступлений налоговых и других обязательных платежей, составляющий на его основе статистические формы налоговой отчетности и проводящий по данным этой отчетности анализ хода мобилизации средств в бюджетную систему РФ.
    Учет поступлений средств, возврат и зачет переплат в счет уплаты отведенных платежей регламентирован статьями 78 и 79 главы 12 НК РФ, инструкцией №26 «О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей», утвержденной приказом Госналогслужбы РФ от 15.04.94 г. №ВГ-3-13/23. Инспекция ежедневно обрабатывает большой объем информации, поэтому оперативно-бухгалтерский учет осуществляется по специально разработанной программе с помощью компьютеров, которые подключены к информационной системе инспекции. Работниками отдела учета, отчетности и анализа открываются лицевые счета на каждого плательщика и по каждому виду налога и платежа в бюджет.
    Записи о начислении платежей в лицевых счетах плательщиков производятся на основании:
  • справок об авансовых платежах в бюджет;
  • налоговых отчетов, расчетов, деклараций, платежных извещений и других документов плательщиков;
  • актов проверок, произведенных работниками налоговой инспекции и других контролирующих органов.
    Записи в лицевые счета о поступлении налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды производятся на основании выписок из банковских счетов, копий платежных поручений, квитанций об уплате платежей, уведомлений финансового органа, извещений об уплате, актов передачи векселей.
    Учет начисленных и фактически поступивших сумм налогов и штрафных санкций берется в соответствии с классификацией доходов и расходов бюджетов, утвержденной Министерством финансов РФ. Для такого разграничения поступлений доходов в классификации определены конкретные разделы, на которые зачисляются отдельные виды налогов и платежей, объединенные в одну группу.
    Излишне поступившие суммы платежей в бюджет засчитываются в счет других причитающихся с плательщика сумм. По письменному заявлению плательщика производится возврат переплаты, засчитываются в платежи, срок которых еще не наступил. Инспекция на основании данных лицевых счетов плательщика дает заключение по форме №21 о наличии переплаты по указанному платежу и выносит решение о зачете переплаты иди возврате суммы из бюджета. Для сводного учета поступающих в бюджет платежей ведется реестр поступлений, возвратов и выплат по форме №25, записи в который производятся ежедневно общими итогами за день.
    Движение документов на зачет и возврат излишне уплаченных или взысканных сумм показано на рисунке 2.2.

Рис. 2.2 – Движение документов на зачет и возврат излишне уплаченных/взысканных сумм.
Таким образом, в МРИ ФНС №10 по Вологодской области налажен четкий налоговый контроль по всем направления финансово-хозяйственных операций. Для этого существуют специальные отделы с четко регламентированными задачами и функциями.
2.3. Формы и методы налогового контроля в инспекции
2.3.1. Учет налогоплательщиков в налоговых органах
Мерой, призванной обеспечить контроль за соблюдением налогоплательщиками своих обязательств является постановка их на учет в налоговых органах. В МРИ ФНС №10 по Вологодской области учетом налогоплательщиков и формированием государственного реестра предприятий занимается отдел регистрации и учета налогоплательщиков.
В соответствии со статьями 83 и 84 НК РФ все физические и юридические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги, подлежат постановке на налоговый учет. Основные юридически нормы, которыми руководствуются налоговые органы осуществляя функции по постановке на налоговый учет плательщиков, изложены в:

  • статьях 11, 19, 23, 83 НК РФ;
  • статьях 130 и 131 Гражданского кодекса РФ;
  • федеральном законе «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними» №122 – ФЗ от 21.07.97, вступившим в силу с 31 января 1998г.
  • приказе ФНС РФ от 27.11.98 «Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц», зарегистрированным в Минюсте РФ 22.12.98 №1664.
    При постановке на налоговый учет или переучете, любому налогоплательщику, организации, предприятию, предпринимателю, осуществляющему свою деятельность без образования юридического лица, физическим лицам присваивается идентификационный номер (ИНН), являющийся единым учетным номером в налоговой системе на всей территории России, который указывается во всех отчетных документах представляемых в налоговые органы. Так, например, при предоставлении декларации предприниматель либо другое физическое лицо обязан указать на бланке декларации свой ИНН. При предоставлении сведений в инспекцию о выплаченных суммах гражданам бухгалтерия предприятия обязана на справке о доходах указать ИНН предприятия. ИНН указывается на отчетах расчетах платежных документах и т. д.
    Инспекция ФНС РФ выдает каждому налогоплательщику справки для открытия счетов в банках и иных кредитных учреждениях, а так же информационные письма, подтверждающие факт его постановки на учет в этом налоговом органе, где указывается соответствующий ему идентификационный номер. По состоянию на 01.01.2013 года МРИ ФНС №10 по Вологодской области идентификационные номера присвоены 1904 налогоплательщикам юридическим лицам и 101514 физическим лицам.
    На основании сведений об ИНН налогоплательщиков инспекция ФНС РФ формирует государственный реестр, представляющий собой банк данных автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы РФ, распределенный по всем административно-территориальным уровням Российской Федерации.
    Используя данные Госреестра, налоговый орган осуществляет комплексный анализ и контроль за полнотой поступления налогов и других платежей в бюджет от налогоплательщиков независимо от их месторасположения и места осуществления деятельности и от того в какой бюджет перечислены ими налоги.
    Основной метод обеспечения полноты и достоверности учета налогоплательщиков это инвентаризация. Для полноты учета налогоплательщиков инспекция ФНС РФ использует данные госреестра банков и других кредитных учреждений об открытых счетах, администрации, отделов архитектуры, финансовых органов, отделов бюро технической инвентаризации, отделов землеустройства, милиции, коммунального хозяйства, отделов капитального строительства, Госавтоинспекции, страховых организаций, таможенных органов, госкомитета по имуществу, предприятий и налоговых органов, расположенных на другой территории. Инспекция ФНС РФ по мере поступления данных о налогоплательщиках систематизирует их по видам налогов объектам налогообложения, анализирует эти данные и сопоставляет со своими. По результатам проводится отбор данных, требующих проверки и уточнения с целью выявления предприятий и граждан, имеющих объекты обложения налогом и не уточненных налоговой инспекцией. Основными элементами учета налогоплательщиков являются:
  • Постановка налогоплательщика на налоговый учет и включение его в государственный реестр. (рис. 2.3);
  • Автоматизированное ведение картотеки и государственного реестра налогоплательщиков;
  • Проведение инвентаризации налогоплательщиков и объектов налогообложения по каждому из них;
  • Доведение информации о плательщиках в курирующие соответствующие налоги отделы и отдел, осуществляющий оперативно-бухгалтерский учет поступления платежей;
  • Участие в проверках нарушителей порядка поступления на налоговый учет.
    Постановка налогоплательщика на учет в налоговом органе производится по схеме, показанной на рисунке 2.3.

Рис. 2.3 — Постановка налогоплательщиков на учет

Так, постановка на налоговый учет физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, осуществляется налоговым органом по мету жительства на основе информации, предоставляемой организациями, осуществляющими регистрацию актов гражданского состояния. Такие организации обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации, рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации указанных лиц или фактов.
Несоблюдение данного срока влечет применение ответственности по ст. 129.1 НА РФ, в соответствии с которой неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые оно должно было сообщить налоговому органу, влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб. То же деяние, совершенное повторно в течение календарного года, влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.
Нарушение налогоплательщиками вышеуказанных сроков влечет применение ответственности, предусмотренной ст. 116 и 117 НК РФ.
Обобщая сведение о налогоплательщиках, поступивших из разных источников, инспекция ФНС РФ принимает решение о передаче необходимых сведений в оперативно-розыскные отделы (бывшие органы налоговой полиции) для осуществления розыска налогоплательщиков, осуществляющих деятельность без постановки на налоговый учет, особенно это относится к лицам, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. За 2012 год по четырем таким налогоплательщикам, находящимся в розыске, материалы направлены МРИ ФНС №10 по Вологодской области в оперативно-розыскной отдел. [19]
2.3.2. Камеральные и выездные налоговые проверки
В соответствии со ст.88 НК камеральная налоговая проверка – это проверка, которая проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Камеральными проверками в налоговых инспекциях занимаются соответствующие отделы. В МРИ ФНС №10 по Вологодской области это отдел камеральных проверок №1 и отдел камеральных проверок №2.
Принятие налоговой отчетности производится сотрудниками, специально назначаемыми на конкретный отчетный период приказом руководителя инспекции. Эти сотрудники должны принимать весь комплект представляемых в налоговый орган форм налоговой отчетности. Закрепление за инспекторами обязанностей по принятию деклараций по отдельным видам налогов (кроме деклараций о доходах физических лиц), а также по принятию налоговой отчетности от заведомо определенных налогоплательщиков не допускается. При наличии возможности, функции проведения камеральных проверок возлагаются на лиц, которые не осуществляли принятие налоговой отчетности в данном периоде.
Основным предметом камеральной проверки является налоговая декларация. В соответствии со ст. 80 НК налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
В МРИ ФНС №10 по Вологодской области за 2012 год на дискетах сдали налоговую отчетность 1176 налогоплательщиков.
В настоящее время на территории МРИ ФНС №10 по Вологодской области имеются представительства 6-ти операторов связи, по которым передают налоговую отчетность 212 предприятий. С каждым днем число обслуживаемых предприятий растет. Использование операторов связи является одним из перспективных направлений, т.к. обеспечивает высокую скорость обработки информации, сводит к минимуму ошибки обработки и освобождает время тех инспекторов, которые принимают налоговые декларации у налогоплательщиков.
Конкретные формы и методы камеральной проверки определяются налоговыми органами самостоятельно. При этом исходят из характера наиболее часто встречающихся нарушений на обслуживаемой территории; возможностей обеспечения автоматизированной обработки информации, содержащейся в отчетности; знаний и опыта работы сотрудников, осуществляющих камеральные проверки; методических рекомендаций ФНС РФ.
В настоящее время обработка деклараций в МРИ ФНС №10 по Вологодской области автоматизирована не в полном объёме, что связано с ограниченным количеством деклараций, представляемых в электронном виде, а также отсутствием чётко налаженного информационного взаимодействия по получению в электронном виде данных от внешних организаций. В результате этого трудовой потенциал инспекции используется не вполне рационально.
Если в результате камеральной проверки выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом не позднее трёх рабочих дней сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный налоговым органом срок. Если налогоплательщик не внес соответствующие исправления в оговоренный срок, то, при наличии оснований полагать, что им допущены налоговые правонарушения, он должен быть рекомендован для включения в план проведения выездных налоговых проверок.
В том случае, если материалы камеральной проверки позволяют квалифицировать совершение налогоплательщиком налогового правонарушения, то по результатам камеральной проверки возможно возбуждение производства по делу о налоговом правонарушении, так как ст.101 НК предусмотрено привлечение к ответственности на основании материалов налоговой проверки (любой, а не только выездной). При этом особое значение приобретает документальное оформление результатов камеральной проверки.
В НК отсутствует определение выездной налоговой проверки (ВНП). Из содержания ст. 89 НК следует, что под ВНП можно понимать комплекс процессуальных действий, имеющий своей целью проведение государством, в лице должностных лиц налоговых органов, налогового контроля за деятельностью обязанных лиц по выполнению ими требований законодательства о налогах и сборах.
Так, в МРИ ФНС №10 по Вологодской области существует отдел выездных проверок, который осуществляет всю деятельность по проведению выездных налоговых проверок.
ВНП проводится обычно группой проверяющих, состоящей из двух и более налоговых инспекторов. Это вызывается необходимостью выполнения многих процедур и изучения большого объема первичных документов. Состав группы определяется при подготовке решения о проведении ВНП. Один из инспекторов является ответственным за проведение проверки. Он координирует работу других проверяющих, сам проверяет некоторые вопросы, оформляет результаты ВНП, готовит решение по итогам проверки.[19]

  1. Совершенствование налогового контроля в Российской Федерации и экономическое обоснование результатов исследований
    Практика работы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Вологодской области показала, что эффективность деятельности налоговых органов по контролю за соблюдением налогового законодательства зависит от многих факторов.
    Сложное финансовое состояние предприятий, нестабильность и противоречивость отдельных положений налоговой системы, использование традиционных форм и методов контрольной работы создают трудности по обеспечению полноты и своевременности зачисления в бюджеты налогов и других обязательных платежей на уровне бюджетных показателей, поэтому наряду с использованием традиционных методов контроля за соблюдением налогового законодательства, нужно использовать нетрадиционные методы контрольной работы.
    Как показал анализ проведения контрольной работы МРИ ФНС №10 по Вологодской области, наибольший эффект в обеспечении поступления налоговых платежей в бюджет дает работа с крупными налогоплательщиками.
    Хотя в 2012 году по сравнению с 2011 годом, количество документальных проверок по юридическим лицам инспекцией было увеличено, но доначисления и поступившая сумма налогов по этим проверкам уменьшилась, т.к. больше проверялись небольшие по объему предприятия, а процент налоговых поступлений от крупных предприятий значительно больше.
    Результативность выездных налоговых проверок во многом зависит от обеспечения правильного выбора объектов для проверки, поэтому при составлении квартальных, годовых планов работ нужно шире использовать имеющиеся в инспекции сведения, поступившие на налогоплательщиков от других предприятий и организаций, с постов ГИБДД, таможни, банков, финансовых органов, бюро технической инвентаризации, отдела землеустройства, страховых организаций и др.
    Как видно из анализа контрольной работы с увеличением количества проверок физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, растет и сумма доначислений в бюджет. А процент охвата проверками деклараций о доходах данных граждан составляет всего 40%, что позволяет многим предпринимателям скрывать свои доходы от налогообложения, поэтому так важно на данном участке работы увеличить количество документальных проверок.
    Но так как количество лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью из года в год увеличивается и причем значительно, а численность работников отделов выездных и камеральных проверок не увеличивается, поэтому из-за перегрузок в работе инспектора сталкиваются с определенными проблемами по обеспечению полноты учета доходов и расходов, своевременности уплаты налогов в бюджет. Кроме того, постоянно увеличивается объем информации, поступающей в основном на бумажных носителях, что требует значительного времени для ее обработки. Для решения этой задачи нужно как можно больше автоматизировать обработку поступающей информации и обработку деклараций и расчетов по единому налогу на вмененный доход, что высвободит дополнительное время для проведения выездных налоговых проверок.
    Большинство индивидуальных предпринимателей осуществляет наем работников по гражданско-правовым договорам, что затрудняет учет доходов. Некоторые предприниматели являются владельцами нескольких крупных торговых точек с оборотом, составляющим десятки миллионов рублей, а также крупных пилорам. Это усложняет работу инспекторов при проверке деклараций, которая занимает больше времени, чем положено.
    В настоящее время действует Федеральный закон от 29.12.95 г. «222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», который предусматривает замену уплаты предпринимателем установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход (налога на доходы физических лиц), полученный от осуществления предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента. По состоянию на 01.01.2013 года по патентам работает только 1,6 % зарегистрированных в налоговой инспекции индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Так как стоимость патента для лиц, занимающихся розничной торговлей одинакова для всех, кто имеет несколько крупных торговых точек и для тех, кто стоит на рынке, то в результате оказывается, что предприниматели, у которых большой объем товарооборота, выбирают патент и платят за него значительно меньше, чем им бы пришлось уплатить налога на доходы физических лиц, а для предпринимателей, стоящих на рынке стоимость патента велика.
    Как результат, в настоящее время действует Федеральный закон от 31.07.98 г. №148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» и Закон Вологодской области от 10.05.99 г. №359-ОЗ «О едином налоге на вмененный доход с определенных видов деятельности», в котором установлены для плательщиков единого налога на вмененный доход базовая доходность, корректирующие коэффициенты, учитывающие особенности данной сферы деятельности. [26] Это позволяет многим предпринимателям перейти на уплату единого налога на вмененный доход. По состоянию на 01.01.2013 г. перешли на уплату единого налога на вмененный доход 3051 предпринимателей. Большинство индивидуальных предпринимателей уплачивают этот налог ежемесячно, а оформление документов занимает много времени у инспекторов. Поэтому инспекциям ФНС РФ следует предложить законодательным и исполнительным органам власти увеличить сроки уплаты единого налога на вмененный доход, хотя бы раз в квартал. Это позволит высвободить время работникам инспекции для проведения выездных налоговых проверок.
    Одной из форм налогового контроля является контроль за расходами физического лица, являющегося налоговым резидентом, приобретающего в собственность имущество. На сегодняшний день такой контроль представляется затруднительным. Например, удостоверение сделок с культурными ценностями не является обязательным, что значительно уменьшает потенциальные возможности налоговых органов по контролю над связанными с ними расходами. Для того, чтобы мотивировать налогоплательщика к добросовестному исполнению своих обязанностей, необходимо предусмотреть возможность налогового органа производить на основании полученной им косвенным путем информации перерасчет годовых доходов, а также потребовать уплатить дополнительные налоги. Также стоит пересмотреть размеры санкций за неисполнение обязанности оп предоставлению документов и иных сведений, предусмотренных законодательством о налогах и сборах в сторону их увеличения.
    При контрольной работе с юридическими и физическими лицами наибольший результат дают совместные проверки с органами милиции и другими правоохранительными органами.
    Хотя в 2012 году совместно с милицией проведено 244 проверки, в т.ч. рейды на рынках, доначисленная сумма составила 3943 тыс. рублей, поэтому следует осуществлять такие проверки на постоянной основе.
    Эффективен также метод встречных проверок. Кроме того, нужно больше осуществлять обмен информацией между налоговыми инспекциями об услугах оказываемых на их территории юридическими и физическими лицами, которые зарегистрированы в других районах.
    Можно применять перекрестные проверки, состоящие в том, что работники какого-то отдела, отвечающего, например, за проверку контрольно-кассовых машин, приезжают на территорию другой налоговой инспекции и проверяют торговые точки.
    Для привлечения к налогообложению иностранных граждан, осуществляющих торговлю овощами и фруктами, промышленными товарами на рынках нужно выйти в местную администрацию с предложением о принятии решения, в соответствии с которым юридические лица, организующие работу рынков, должны предоставить места для торговли иностранным гражданам только при наличии справки из инспекции ФНС РФ об уплате налога на доходы физических лиц.
    Для сокращения недоимки и своевременной уплаты налогов в бюджет нужно принять решение, запрещающее выдачу справок физическим лицам для предоставления в другие организации налоговой инспекцией, если имеется задолженность по платежам в бюджет.
    Такой подход к организации проверок может повысить результативность контроля на 10-20 %.
    В настоящее время крупные предприниматели, занимающиеся торгово-закупочной деятельностью и перешедшие на упрощенную систему налогообложения имеют до 15 человек работающих, их валовой доход по несколько миллионов рублей, а плата за патент составляет всего 63 минимальных размера оплаты труда в год.
    Так, у ИП К. валовой доход за 2012 год составил 6,5 млн. руб., число работающих – 10 человек, налогооблагаемый доход – 1,1 млн. руб. Им внесена годовая плата за патент в сумме 28560 рублей. За счет применения упрощенной системы налогообложения бюджет недополучил 67,4 тыс. рублей.
    У ИП Л. чистый доход за 2012 год составил 2,3 млн. рублей. Было бы начислено налога на доходы физических лиц — 299 тыс. рублей, а стоимость годового патента, оплаченного им составила 28560 рублей. Потери бюджета – 223,4 тыс. рублей. Если проанализировать таким образом всех крупных предпринимателей, то потери бюджета по территории МРИ ФНС №10 по Вологодской области составят около 1 млн. рублей.
    В то же время предприниматели, не перешедшие на упрощенную систему налогообложения и осуществляющие свою деятельность в сферах, определенных региональным законодательством в пределах перечня, установленного Федеральным законом от 31.07.98 г. №148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» уплачивают единый налог на вмененный доход. С плательщиков единого налога на вмененный доход не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, налог с продаж и НДС. По состоянию на 01.01.2013 г. плательщиками единого налога на вмененный доход являются 3051 индивидуальных предпринимателя.
    Так, розничной торговлей в нестационарной точке занимаются 1259 предпринимателей, в среднем налога на доходы физических лиц они бы уплатили 2,2 млн. рублей, налога с продаж – 1,3 млн. рублей, единого социального налога – 9,1 млн. рублей, а годовая сумма уплаты единого налога на вмененный доход составила 3,8 млн. рублей.
    Розничной торговлей в стационарной точке занимаются 1000 предпринимателей. Они уплачивают в среднем за год единого налога на вмененный доход – 3,3 млн. рублей, а налога на доходы физических лиц уплатили бы 2,4 млн. рублей, налога с продаж – 2,1 млн. рублей, НДС – 2,5 млн. рублей, единого социального налога – 11,1 млн. рублей.
    За счет перевода предпринимателей, занимающихся розничной торговлей, на уплату единого налога на вмененный доход бюджет недополучил 7 млн. рублей, а потеря внебюджетных фондов – 16,7 млн. рублей.
    Ремонтно-строительными услугами занимаются 65 человек, оказанием автотранспортных услуг – 309, оказанием на коммерческой основе услуг по перевозке пассажиров маршрутными такси – 91 оказанием бытовых услуг физическим лицам – 264 человека, потери по данным категориям лиц в бюджет – 4 млн. рублей, по внебюджетным фондам – 11,1 млн. рублей.

Таблица 3.1
Расчет дополнительно изысканных сумм для бюджета и внебюджетных фондов (млн. руб.)
Категория налогоплательщиков Сумма уплаченного единого налога на вмененный доход Сумма налогов Дополнительные суммы
В бюджет Во внебюджетные фонды В бюджет Во внебюджетные фонды
Розничная торговля 7,1 10,5 20,2 +7,0 +16,7
Ремонтно-строительные услуги 0,6 0,5 0,9 +0,2 +0,6
Оказание автотранспортных услуг 0,3 1,7 4,1 +1,6 +4,0
Оказание на коммерческой основе услуг по перевозке пассажиров маршрутными такси 0,1 0,5 1,2 +0,4 +1,1
Оказание бытовых услуг физическим лицам 0,7 0,9 2,3 +0,6 +1,9
Итого 8,8 14,1 28,7 +9,8 +24,3

За счет перевода данной категории индивидуальных предпринимателей на уплату единого налога на вмененный доход с определенных видов деятельности бюджет недополучил 9,8 млн. рублей, а внебюджетные фонды – 24,3 млн. рублей.
Если пересмотреть базовую доходность, корректирующие коэффициенты, учитывающие особенности данной сферы деятельности, по этим категориям плательщиков единого налога на вмененный доход в сторону увеличения, то бюджет получил бы дополнительно около 25 млн. рублей.
Если автоматизировать обработку поступающей информации полностью, то на документальные проверки можно дополнительно выделить 3 человека, а сумма дополнительно начисленных платежей на одного госналогинспектора в среднем по инспекции составляет 340 тыс. рублей в год, то дополнительно можно будет доначислить в бюджет около 1 млн. рублей в год.
Если все иностранные граждане, осуществляющие торговлю на местных рынках будут уплачивать налог на доходы физических лиц, то дополнительно должно поступать в бюджет 11 тыс. рублей, т.к. в среднем на одного иностранного гражданина уплачено налога на доходы физических лиц – 413 рублей, а заплатило налога в 2012 году 13 иностранцев, торговавших по несколько дней. Скрылись от налогообложения согласно имеющихся сведений в МРИ ФНС №10 по Вологодской области 22 человека, торговавших на рынках от 3 до 5 дней.
Если справки физическим лицам для предоставления в другие организации будут выдаваться налоговой инспекцией только после уплаты всех налогов в бюджет, то значительно снизится недоимка по платежам в бюджет, особенно по налогу на доходы физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Если на 01.01.2002 г. недоимка по налогу на доходы физических лиц составляла 734 тыс. рублей, то она сократилась бы в среднем на 15% и поступления в 2012 году увеличились бы на 110 тыс. рублей.
Таким образом, при внедрении указанных мероприятий бюджет и внебюджетные фонды дополнительно могут получить доначисления в размере около 2,5 млн. рублей, что несомненно положительно скажется на экономике района.

Заключение
Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день — главная проблема реформы налогообложения.
Обобщая итоги работы Межрайонной ИФНС №10 по Вологодской области по выполнению главной задачи налоговых органов – постоянному контролю за соблюдением налогового законодательства всеми налогоплательщиками можно сделать вывод, что достигнуты положительные результаты в исполнении доходной части бюджета.
Общность задач, стоящих перед структурными подразделениями инспекции за уплатой конкретных видов налогов и сборов, находит свое отражение в положениях о соответствующих отделах. Количество налогоплательщиков из гола в год увеличивается, особенно быстро растет число лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, соответственно увеличивается нагрузка на работников инспекции и уменьшается процент охвата налоговыми проверками отчетов, расчетов предприятии, организаций и деклараций о доходах физических лиц. Поэтому выполнение бюджетных показателей требует от налоговой инспекции новых, нетрадиционных, более эффективных способов контроля за правильным исчислением и своевременным зачислением налогов и других обязательных платежей в бюджет.
За 2012 год работниками инспекции проведено 5550 камеральных налоговых проверок отчетов и расчетов юридических лиц, кроме того камерально проверены 4817 поступивших деклараций о доходах физических лиц. В результате в бюджет доначислено 581,3 тыс. рублей. Выездные налоговые проверки проведены у 134 юридических лиц, а общее число выездных налоговых проверок составило 165, в результате доначислено в бюджет 42305 тыс. рублей. Как показал анализ проведения контрольной работы МРИ ФНС №10 по Вологодской области наибольший эффект в обеспечении поступления налоговых платежей в бюджет дает работа с крупными налогоплательщиками.
Результативность контрольной работы во многом зависит от своевременной постановки на учет в налоговом органе всех налогоплательщиков, а также от обеспечения правильного выбора объектов для проверки, поэтому в инспекции широко используют информацию, поступающую на налогоплательщиков вот других предприятий и организаций, из ГИБДД, таможни, банков, БТИ, отдела землеустройства и других органов, что позволяет выявить сокрытые доходы и объекты налогообложения.
При контрольной работе с юридическими и физическими лицами наибольший эффект дают совместные проверки с правоохранительными органами. Все эти мероприятия позволяют инспекции изыскивать дополнительные поступления денежных сумм в бюджет.
Значительная работа проводится МРИ ФНС №10 по Вологодской области по сокращению недоимки по платежам в бюджет. Обеспечение поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет в значительной мере зависит от состояния контроля за их полным исчислением и своевременной уплатой.
В настоящее время крупные предприниматели, занимающиеся торгово-закупочной деятельностью и перешедшие на упрощенную систему налогообложения имеют до 15-ти человек работающих, их валовой доход достигает несколько миллионов рублей, а плата за патент составляет всего 63 минимальных размера оплаты труда. В связи с низкой платой за патент и ограничением по числу работающих до 15-ти человек, некоторые предприятия перешли в разряд предпринимателей, работающих по упрощенной системе, отчего бюджет теряет значительные суммы налогов.
В целях совершенствования контрольной работы МРИ ФНС №10 по Вологодской области мной предлагаются следующие мероприятия:

  • увеличить количество и повысить качество выездных налоговых проверок отчетов, налоговых расчетов и деклараций налогоплательщиков, проведение их комплексно, т.е. одновременно по всем видам налогов и обязательных платежей;
  • усилить работу по выявлению юридических и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, уклоняющихся от государственной регистрации, постановки на учет в инспекции и уплаты налогов;
  • увеличить правильность выбора объектов для выездных налоговых проверок с учетом имеющихся в инспекции сведений;
  • продолжать осуществлять на постоянной основе мероприятия по дальнейшему усилению взаимодействия с правоохранительными органами и службой судебных приставов по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений;
  • расширять взаимодействие в работе по осуществлению контроля за полнотой и своевременной уплатой налогов с местной администрацией, органами местного самоуправления, ОВД, ГИБДД, таможней, другими контролирующими и правоохранительными органами;
  • активизировать проведение проверок по соблюдению действующего законодательства по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением ,а также проведение рейдов по полноте уплаты налогов и сборов гражданами, торгующими на рынках и в других местах массовой торговли и оказания услуг;
  • своевременно и в полном объеме реализовывать результаты камеральных и выездных налоговых проверок налогоплательщиков;
  • шире внедрять автоматизированные методы обработки информации.
  • не допускать роста задолженности и недоимки, с этой целью усиливать меры принудительного взыскания. Значительно повысить интенсивность взыскания долгов с физических лиц через суд.
  • продолжить работу комиссий по ликвидации недоимки в районах, с выездом в поселения, по месту работы должников. Вместе с тем, с целью повышения эффективности контрольной деятельности налоговых органов за соблюдением налогового законодательства целесообразно внести ряд изменений и дополнений, в частности:
    • запретить юридическим и физическим лицам создавать новые предприятия до погашения ими сумм недоимок по налогам и другим обязательным платежам в бюджет;
    • урегулировать порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течении определенного периода времени в зависимости от величины совокупной валовой выручки для отдельных категорий плательщиков.

Список использованных источников

  1. Государственная налоговая служба / Сост. Н.Б. Бобрынин, А.П. Буренков, С.П.Гришин и др.; под ред. В.К. Бабоева – Н. Новгород: Нижполиграф, 2008. – 448.
  2. Налоги в России: Сб. нормат. Документов. / Под ред. М.И.Ходорович – М.: «Юридическая литература», 2008. – 184 с.
  3. Юткина Т.Ф. Основы налогообложения: Сыктывкарский ун-т. Сыктывкар, 2009. – 172 с.
  4. Дубов В. В. Действующая налоговая система и пути её совершенствования. // Финансы. — 2003. — № 4. С. 22-24.
  5. Правовые акты в сфере налогообложения. Общее положение и специфика / Сост. Э.М. Цыганков, Б.Е.Тохтомуров, А.В.Силкина, Т.А. Ашомко – М.: правонарушения и ответственность . – М.: ООО НПО «Вычислительная математика и информатика», 2010. 64 с.
  6. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. Изд. 2-е, перераб. И доп. – М: ИНФРА , 2001. – 576 с.
  7. Ашомко Т.А., Проваленко О.М. Налоговый кодекс: правонарушения и ответственность . – М.: ООО НПО «Вычислительная математика и информатика», 2001. – 80с.
  8. Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение. Серия «Учебники и учебные пособия» Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 416 с.
  9. Об основах налоговой системы в Российской Федерации: Федеральный закон от 27.12.91 №2118-1 // Налоги в России . с.21-37.
  10. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая.– М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. – 656 с.
  11. Евмененко Т.О. Налоговый контроль и ответственность налогоплательщиков // Бухгалтерский учет. 2000 №3 с. 40-48
  12. Битоков А., Кишенин В., Науменко С. Методология и порядок проведения налогового контроля // Налоги. 2000. №2. с.37-46
  13. Медведев А.Н. Проблемы соотношения норм отраслевого и налогового права // Консультант. 2010. №9. с. 65-38.
  14. Горшков Д.А. О налоговых режимах для субъектов малого предпринимательства // Налоговый вестник. 2001. №6. С.26-27.
  15. Шторев С.С. О мерах по повышению эффективности работы налоговой службы // Финансы. 2000. «5. с.20
  16. Становление налоговых органов на востоке Вологодской области; Котлас, 2010 , 92 c.
  17. Налоги. / Под общей ред. Черник Д.Г. Учебное пособие. — М.: Финансы и статистика, 2008.
  18. Акуленок Д. Н. Налоговый портфель. — М.: Сомитек, 2003.
  19. Железняков А.Ю. Налоговое администрирование. Пособие. / ВоГТУ, Вологда, 2010. – 159 с.
  20. Павлова Л.П. Налоговая реформа и создание модели эффективной налоговой системы в России. Налоговый вестник. Ж. -М.: 2009, № 11, сс. 6 — 13.
  21. Минаев Б.А. О контроле за правильностью исчисления и уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость. Налоговый вестник. Ж. -М.: 2009, № 5, сс. 28 — 31.
  22. Булатова А. С. Экономика. Учебник. — М.: Бек, 2009.
  23. Винк А. Московский международный налоговый центр. // Налоги. — 2011. — № 2. С. 67.
  24. Еременко И. П. Декларирование доходов. // Финансы. — 2000. — № 4. С. 30-31.
  25. Князев В. Совершенствование налоговой системы и подготовка кадров для налоговой службы. // Налоги. — 2000. — № 2. С. 28-33.
  26. Пепеляев С. Г. Подоходный налог с физических лиц. // Налоги. — 2010. — № 1. С. 43-52.
  27. Слом В. И. Что есть налоговое законодательство? // Налоги. — 2010. — № 1. С. 3-6.
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov