Контрольная Несостоятельность конкурентных рынков. ЦРБ

Содержание
Введение 3
1 Несостоятельность рынка как экономическое явление 5
1.2 Сущность несостоятельности рынка 5
1.2 Причины и формы проявления несостоятельности рынка 6
1.3 Способы устранения несостоятельности рынка 9
2 Анализ БУЗ ВО «Великоустюгская ЦРБ» 13
2.1 Краткая характеристика учреждения 13
2.2 Анализ экономической деятельности БУЗ ВО ВУ ЦРБ 25
3 Разработка мероприятий по укреплению позиций БУЗ ВО ВУ ЦРБ на рынке 32
Заключение 34
Список использованных источников 36

Введение
Центральное положение в современной рыночной экономике занимает рыночный механизм. Рынок – одно из величайших достижений человеческой цивилизации. К настоящему времени он прошёл испытание временем и сумел продемонстрировать свой потенциал. История не знает ни одного примера эффективно функционирующей национальной экономики без высокоразвитых, гибко перестраивающихся рыночных механизмов. Однако речь здесь идет о современном рынке, рынке как одним из условий любой эффективной модели социально-экономического развития общества, а не как об всеохватывающей характеристике. Не менее важным атрибутом всякой модели экономического строя современного общества является государство. Мировым опытом подтверждено, что не может быть динамично развивающейся, бази-рующейся на современных научно-технических достижениях социально ориентированной рыночной экономики без активной регулирующей роли государственных институтов. Государство выступает как один из активных участников экономической жизни, строящейся на основе рынка. В современной рыночной экономике государство находится в положении и партнера и фирм и несёт ответственность за производство специфических материальных благ и услуг. При обосновании необходимости вмешательства государства в экономику, мировая наука все чаще использует теорию несостоятельности рынка. Признавая неоспоримые преимущества свободной рыночной экономики перед экономикой командной, экономическая теория в то же время подчеркивает, что и рыночная система не справляется с решением целого ряда вопросов или решает их недостаточно эффективно. Способность нерегулируемого рынка обеспечивать общее равновесии и высокую эффективность производства все же весьма ограниченна. Даже развитой рыночной экономике присущи и общее неравновесие и неэффективность. Такие ситуации в теории и носят название «рыночных провалов». Они характерны и для условий со-вершенной конкуренции – «идеального рынка», и тем более для развитой рыночной экономики, в структуре которой представлены монополии, олигополии.
Несостоятельность рынка – ситуация, при которой рыночный меха-низм оказывается не в состоянии обеспечить оптимальное размещение, эффективное и справедливое использование ресурсов. Согласно теории рыночной несостоятельности экономическая роль правительства заключается в том, чтобы корректировать провалы рынка.
Несостоятельность рынка в современной рыночной ситуации является важнейшей проблемой, решение которого необходимо найти для обеспечения нормального функционирования рынка, что и обусловило актуальность данной работы.
Цель данной работы – выявление причин и форм проявления несостоятельности рынка на современном этапе
Предметом исследования является экономическая деятельность пред-приятия БУЗ ВО «Великоустюгская ЦРБ» (БУЗ ВО ВУ ЦРБ).

1 Несостоятельность рынка как экономическое явление
1.2 Сущность несостоятельности рынка
Несостоятельность рынка – это ситуация, когда рынок не в состоянии координировать свои процессы экономического выбора таким образом, чтобы обеспечить эффективное распределение и полное использование ресурсов[15, с. 124]. Рыночная несостоятельность бывает разных видов:
1) Рынок не способен отразить в цене полный эффект производства или потребления ряда товаров. Возникают положительные и отрицательные внешние эффекты (экстерналии) – это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах.
2) Рынок не обеспечивает производства общественных благ в доста-точном объеме[6, C.717].
3) Развитие рыночных отношений, основанных на конкуренции, на определенном этапе приводит к угасанию конкуренции, появляются монополии. Крупные корпорации и профсоюзы монополизируют рынки товаров и труда, делают цены и заработную плату жесткими, негибкими, малоподвижными, особенно в сторону снижения.
4) Рыночная экономика, особенно в условиях существования бумажно-денежного обращения не обладает иммунитетом против болезней инфляции, а также и безработицы[10,C.435].
5) Рынок признает только один вариант распределения доходов, единственный критерий справедливости такого распределения. Справедливым здесь признается любой доход, полученный в результате участия субъектов в свободной конкуренции на рынках товаров, услуг. В связи с этим в равной мере справедливым признаются высокие доходы победителей и низкие доходы неудачников конкурентной борьбы. Однако такое распределение является несправедливым в общечеловеческом смысле.
6) Рыночный механизм, стимулирующий эффективное использование уже имеющихся результатов научно-технического прогресса, побуждающий к стихийной миграции производственных ресурсов из менее прибыльных отраслей в более прибыльные, не в силах самостоятельно обеспечить стратегические прорывы в области фундаментальной науки и техники, а также глубокую структурную перестройку экономики.
7) Рынок не обеспечивает своевременного разрешения региональных проблем, периодически обостряющихся в тех или иных странах под влиянием комплекса исторических, национальных, демографических и иных нерыночных факторов[10,C.432].
1.2 Причины и формы проявления несостоятельности рынка
К основным причинам несостоятельности рынка можно отнести:

  • несовершенная конкуренция;
  • несовершенная информация;
  • неполный набор рынков;
  • дефекты в правах собственности;
  • противоречие между экономической эффективностью и социальной справедливостью[19].
    Остановимся на каждом понятии поподробнее.
    Несовершенная конкуренция – это конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринима-тельства. Для этого вида конкуренции характерно незначительное количество фирм в каждой сфере деятельности, возможность какой-либо группы предпринимателей влиять произвольно на конъюнктуру рынка[11,C.211].
    Следующая причина несостоятельности рынка – несовершенная ин-формация или по-другому ее называют ассимметричной. Ассимметрия ин-формации проявляется в сферах, где потребитель услуги не может контролировать производителя. Неполная и недостоверная информация не позволяет индивиду сделать оптимальный выбор и максимизировать свою полезность, поэтому состояние Парето-оптимальности в потреблении и производстве становится недостижимым[20]. В той или иной мере ассиметрия информации присутствует на всех рынках, только в одних случаях ее действие ничтожно, в других – весьма значительно. Разные рынки имеют разную степень информационной ассиметрии [6,C.720].
    Далее следует неполный набор рынков. Здесь имеет место быть такое понятие как феномен отсутствующих или неполных рынков, когда частные рынки не могут предоставить потребителям благо, даже если издержки на его производство ниже, чем цена. К отсутствующим частным рынкам можно отнести рынки страхования от безработицы, медицинского страхования при хронических заболеваниях. Во всех этих случаях «провалы» рынка связаны с нарушением условий совершенной конкуренции. Отсутствие рынков дополняющих товаров также создает феномен неполных рынков. Например, отсутствие рынка земли в России приводит к отсутствию рынка займов под залог земли[20].
    Собственность – принадлежность средств и продуктов производства определенным физическим или юридическим лицам в соответствующих ис-торических условиях[11,C.735]. Право собственности сводится к трем правомочиям: праву владения, праву пользования и праву распоряжения. Право владения означает фактическое обладание вещью. Право пользования означает возможность эксплуатации вещи (имущества), извлечения из нее полезных свойств и/или получения от нее доходов. Право распоряжения означает возможность по своему усмотрению совершать действия, определяющие юридическую судьбу имущества. Эти правомочия тесно связаны и лишь только в комплексе составляют юридическое содержание права собственности. Дефекты, возникающие в правах собственности, приводят к проблеме несостоятельности рынка[5,C.109].
    Последней причиной, вызывающей несостоятельность рынка является противоречие между экономической эффективностью и социальной справедливостью.
    Экономическая эффективность – это способ действий, обеспечиваю-щий получение в результате полученных усилий и затрат ресурсы макси-мального результата.
    Социальная справедливость в сфере экономики – это соответствие системы экономических отношений представления потребности интересам, которые господствуют в данном обществе[15,C.311].
    Противоречия между социальной справедливостью и экономической эффективностью отражают противоречия между производством и потреблением. Поэтому в современных условиях проявляется более широко понятие эффективности, которое включает критерии социальных издержек. Понятие экономической эффективности связано со стремлением удаления социальных противоречий и созданию социального партнерства в рыночной экономике[21].
    К основным формам проявления несостоятельности рынка можно от-нести следующее:
  • внешние эффекты;
  • общественные блага;
  • монополия;
  • социальная несправедливость и дифференциация доходов.
    Внешние эффекты – это прямые последствия экономической деятель-ности некоего хозяйствующего субъекта, которые не учитываются их виновником и не означают каких-либо прав третьих лиц на компенсацию[2,C.310].
    Следующая форма проявления несостоятельности рынка – это общественные блага.
    Общественные блага – это блага, которые не могут предоставлены отдельному потребителю таким образом, чтобы одновременно они не были бы предоставлены в распоряжение всех других потребителей[6,C.715].
    Монополия также рассматривают как проявление несостоятельности рынка.
    Монополия – это исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству[5,C.374].
    Последней формой проявления является дифференциация доходов и социальная несправедливость.
    Дифференциация доходов населения – реально существующие различия в уровне доходов населения, в значительной степени предопределяющие социальную дифференциацию в обществе, характер его социальной структуры[10,C.299].
    Социальная несправедливость предполагает относительно неравномерное распределение всех или некоторых благ в обществе[4,C.175].
    1.3 Способы устранения несостоятельности рынка
    Как преодолеть неэффективность, вызванную внешними эффектами? Если фирма, оказывающая внешний эффект, имеет производственную технологию с фиксированными пропорциями, ее внешний эффект может быть уменьшен только за счет уменьшения выпуска. Это может быть достигнуто с помощью налога на произведенную продукцию. Для большинства фирм возможно замещение факторов в производственном процессе за счет изменения технологий[13,C.98].
    Рассмотрим фирму, реализующую свою продукцию на конкурентном рынке. Фирма выбрасывает в атмосферу вещества, отравляющие окрестный воздух. Фирма может сократить количество вредных выбросов, но только при определенных затратах. Это можно проследить на рис.1.1[11,C.720].

Рис.1.1 — Эффективный уровень выбросов.

Ось абсцисс представляет уровень выброса вредных веществ. Уровень выброса в 26 единиц соответствует объему производства фирмы максимизирующему прибыль. Кривая MSC представляет предельные общественные издержки от загрязнения воздуха. Эта кривая возрастает, потому что предельные издержки внешнего эффекта растут по мере его увеличения. Кривая MCA представляет предельные издержки снижения уровня выбросов. Она показывает дополнительные издержки фирмы по установке оборудования для контроля за загрязняющими веществами. Эта кривая убывает, так как предельные издержки на сокращение уровня выбросов низки, когда это сокращение невелико, но высоки когда оно значительно. Эффективный объем выбросов в 12 единиц находится в точке Е, где предельные общественные издержки от загрязнения воздуха в 3 доллара равны предельным издержкам на сокращение объемов выбросов. В точке Е сумма издержек фирмы на снижение объемов выбросов и общественных издержек минимизируется. Отметим, что, если выбросы ниже Е, скажем Е0, предельные издержки на снижение объема выбросов (7 долларов) выше, чем общественные (2 доллара), и поэтому выбросы слишком малы. Однако если выбросы находятся на уровне Е1, предельные общественные издержки (4доллара) больше предельных издержек на сокращение выбросов (1 доллара) и объем выбросов слишком велик[11,C.720]. Мы можем стимулировать фирму к сокращению выбросов до уровня Е тремя способами: нормативами выбросов, налогами на выбросы и передаваемыми лицензиями на выбросы. Рассмотрим каждый способ.
Норматив выбросов – это установленный законом предел количества выбрасываемых фирмой вредных веществ. Если фирма допускает превышение этого предела, ее могут подвергнуть денежному штрафу, а ее управляющих – даже уголовному наказанию. В нашем случае эффективный норматив выброса равен 12 единицам (точка Е*). За его превышение фирму ожидает суровое наказание[11,C.723]. Действие налогов на выбросы и нормативов представлены на рис. 1.2 [11,C.724].

Рис. 1.2 — Налоги и нормативы.

Налог на выбросы – это отчисления фирмы за каждую единицу объема вредных выбросов. Плата в 3 доллара создает условия для эффективной работы нашего завода. При таком налоге фирма минимизирует свои издержки, сокращая объем выбросов с 26 до 12 единиц. Первая единица объема выброса может быть сокращена (с 26 до 25) при весьма незначительных издержках. Значит, при весьма незначительных издержках фирма может избежать выплаты в 3 доллара за единицу объема выбросов. Фактически для всех объемов выброса в 12 единиц предельные издержки на сокращение загрязнения меньше, чем налог на выбросы, и поэтому сокращение выбросов выгодно. Однако ниже 12 единиц предельные издержки на уменьшение выбросов превышают размер налога, и поэтому фирма предпочитает уплату налога на выбросы его дальнейшему сокращению. Фирма будет платить сумму налога, изображенную затененным прямоугольником, и нести общие издержки на уменьшение загрязнения, показанные треугольником под кривой МСА справа от точки Е. Данные издержки меньше суммы, которую выплачивала бы фирма, если бы не сократила объем выбросов[11,C.727].
Предположим, что мы хотим сократить выбросы, но в связи отсутствием достаточной информации не хотим прибегать к налогам. Мы не хотим также вызывать значительного роста издержек у тех фирм, которые больше других сокращают объемы выбросов. Мы можем добиться этих целей, вводя передаваемые лицензии на выбросы. При такой системе каждая фирма должна иметь лицензию, чтобы производить выбросы. В каждой лицензии указано, какой объем выбросов разрешен фирме. Любая фирма, производящая выбросы сверх разрешенного уровня, подвергается существенным денежным штрафам. Лицензии имеют рыночную стоимость, то есть они могут покупаться и продаваться. При системе передаваемых лицензий на выбросы покупать их будут те фирмы, которые труднее всего сокращать свои выбросы[13,C.101]. При достаточно большом числе фирм и лицензий возникает конкурентный рынок лицензий. В состоянии рыночного равновесия цена лицензии равна предельным издержкам фирмы, иначе отдельные фирмы получат преимущества для покупки большого количества лицензий. Уровень вы-бросов, выбранный правительством будет достигнут при минимальных из-держках[11,C.731].

2 Анализ БУЗ ВО «Великоустюгская ЦРБ»
2.1 Краткая характеристика учреждения
Согласно архивной справки № 148 от 04.11.2002 года, выданной фи-лиалом Государственного архива Вологодской области в г. Великий Устюг, в архивном фонде Великоустюгской уездной земской управы в сведениях о состоянии медицинского обслуживания населения указано: «Больница существует с 1829 года».
В 1994 году Постановлением администрации Великоустюгского района центральная районная больница преобразована в муниципальное учреждение здравоохранения.
Муниципальное учреждение здравоохранения Великоустюгская цен-тральная районная больница, именуемая в дальнейшем БУЗ ВО ВУ ЦРБ или Учреждение находится по адресу: Россия, Вологодская область, Великоустюгский район, г. Великий Устюг, Советский проспект, д.30.
Учредителем БУЗ ВО ВУ ЦРБ выступает администрация Великоус-тюгского муниципального района Вологодской области.
Организационно правовая форма – бюджетное учреждение.
Учреждение является некоммерческой организацией.
БУЗ ВО ВУ ЦРБ осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и другими федеральными законами, указами и распоряжениями Правительства РФ, решением соответствующих органов здравоохранения, нормативными актами субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, а так же уставом организации.
Учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное иму-щество на праве оперативного управления, самостоятельный баланс, расчетные и другие счета в банках, печать со своим наименованием, бланки, угловой штамп с полным наименованием, круглые печати для рецептов, справок и больничных листов, а так же другие необходимые реквизиты.
БУЗ ВО ВУ ЦРБ не преследует цели получения прибыли от основной деятельности, но вправе оказывать платные услуги и заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующим целям ее создания.
Бухгалтерское обеспечение Учреждения осуществляется отделом бухгалтерии учета и отчетности. Бухгалтерское обеспечение сельских фельдшерско-акушерских пунктов осуществляется в бухгалтерии БУЗ ВО ВУ ЦРБ.
БУЗ ВО ВУ ЦРБ вправе от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные права, быть истцом и ответчиком в суде. Учреждение отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в ее распоряжении денежных средств.
Структура организации БУЗ ВО ВУ ЦРБ имеет следующий вид:
− Поликлиника Взрослая;
− Поликлиника восстановительного лечения;
− Дневной стационар поликлиники;
− Детская поликлиника по ул. Виноградова;
− Детская поликлиника по ул. Водников;
− Женская консультация;
− Стоматологическая поликлиника;
− Иммунологическая лаборатория;
− Клинико-диагностическая лаборатория;
− Микробиологическая лаборатория;
− Полдарская УБ;
− Кузинская УБ;
− Сусоловская УБ;
− Ломоватская УБ;
− Амбулатория «Новатор»;
− Усть-Алексеевская РБ №2;
− Аптеки: №21, №22, №68, №103, №113, Аптечный пункт Полдар-ский, Аптечный пункт Сусоловский, Аптечный пункт при ЦРБ;
− Фельшерско-акушерские пункты.
Основной целью деятельности учреждения является оказание лечебной помощи жителям Великоустюгского района. Целями БУЗ ВО ВУ ЦРБ также являются: организация и оказание квалифицированной медицинской помощи жителям района в соответствии с утвержденным объёмом обязательной медицинской помощи в условиях бюджетно-страховой медицины и полученной лицензии.
-организация и проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, пропаганде здорового образа жизни;

  • разработка и внедрение новых организационных форм оказания медицинской помощи.
    Виды оказываемой медицинской помощи БУЗ ВО «Великоустюгская ЦРБ»
  1. Доврачебная помощь:
    1.1акушерское дело
    1.2диетология
    1.3лабораторная диагностика
    1.4лечебное дело
    1.5лечебная физкультура
    1.6медицинский массаж
    1.7медицинская статистика
    1.8операционное дело
    1.9рентгенология
    1.10сестринское дело
    1.11сестринское дело в педиатрии
    1.12стоматология
    1.13физиотерапия
    1.14функциональная диагностика
    1.15анестезиология и реаниматология
    1.16эпидемиология (паразитология)
    1.17гигиеническое воспитание
    1.18гистология
    1.19общая практика
  2. Скорая и неотложная медицинская помощь:
    2.1скорая медицинская помощь
    2.2терапия
  3. Амбулаторно-поликлиническая помощь, в том числе в условиях дневного стационара и стационара на дому:
    3.1рефлексотерапия
    3.2неврология
    3.3терапия
    3.4функциональная диагностика
    3.5физиотерапия
    3.6хирургия
    3.7эндокринология
    3.8педиатрия
    3.9клиническая лабораторная диагностика
    3.10аллергология и иммунология
    3.11детская эндокринология
    3.12детская хирургия
    3.13гематология
    3.14профпатология
    3.15дерматовенерология
    3.16инфекционные болезни
    3.17рентгенология
    3.18онкология
    3.19урология
    3.20патологическая анатомия
    3.21общая врачебная практика (семейная медицина)
    3.22восстановительная медицина
    3.23мануальная терапия
    3.24применение методов традиционной медицины
    3.25транспортировка донорской крови и ее компонентов
    3.26отоларингология
    3.27офтальмология
    3.28ультразвуковая диагностика
    3.29травматология и ортопедия
    3.30акушерство и гинекология
  4. Стационарная медицинская помощь, в том числе в условиях дневного стационара:
    4.1акушерство и гинекология
    4.2анестезиология и реаниматология
    4.3лабораторная диагностика
    4.4неврология
    4.5отоларингология
    4.6офтальмология
    4.7рентгенология
    4.8терапия
    4.9кардиология
    4.10трансфузиология
    4.11ультразвуковая диагностика
    4.12функциональная диагностика
    4.13травматология и ортопедия
    4.14физиотерапия
    4.15хирургия
    4.16нейрохирургия
    4.17эндоскопия
    4.18педиатрия
    4.19неонатология
    4.20стоматология хирургическая
    4.21инфекционные болезни
  5. Прочие работы и услуги:
    5.1организация сестринского дела
    5.2общественное здоровье и организация здравоохранения
    5.3экспертиза временной нетрудоспособности
    5.4предрейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств
    5.5бактериология
    5.6экспертиза на право владения оружием
    5.7профилактическая медицина
    5.8предварительные и периодические медицинские осмотры

Платные услуги БУЗ ВО «Великоустюгская ЦРБ»

  1. Консультирование пациентов врачами специалистами
  2. Услуги клинико-диагностической лаборатории
  3. Микробиологической лаборатории
  4. Иммунологической лаборатории
  5. Функциональные исследования
  6. Эндоскопические исследования
  7. Ультразвуковые исследования
  8. Рентгенологические исследования с расшифровкой рентгенограмм
  9. Стоматологическая помощь
  10. Медицинские профилактические осмотры при поступлении на ра-боту (предварительные) и периодические (в период трудовой деятельности) – за счёт средств работодателя, медицинские осмотры при поступлении на учёбу в высшие и средние специальные учебные заведения
  11. Медицинское освидетельствование при поступлении на работу и в период трудовой деятельности работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами проводимое для установления профессиональной пригодности
  12. Услуги поликлиники восстановительного лечения
  13. Процедурный кабинет, иммунопрофилактика (кроме прививок, включенных в Национальный календарь и календарь проф. прививок по эпидпоказаниям)
  14. Физитерапевтические процедуры
  15. Стационарная медицинская помощь гражданам без полиса ОМС, иностранным гражданам, без медицинских показаний по личной инициативе пациентов, по направлению врачей частной практики и в нерабочее время
  16. Услуги отделения медицинской помощи
  17. Услуги приёмно-диагностического отделения
  18. Платные немедицинские услуги
  19. Транспортные услуги
  20. Офтальмологическое отделение
  21. Услуги зубопротезного отделения
    БУЗ ВО ВУ ЦРБ, как организационно-методический центр, отвечает за состояние лечебно-профилактической помощи в районе, представляет статистическую и другие виды документации по вопросам, относящимся к его компетенции в выше стоящие органы, представляет медицинские интересы населения района в различных инстанциях.
    Муниципальное учреждение здравоохранения Великоустюгская цен-тральная районная больница имеет право в установленном порядке:
  • заключать договоры с учреждениями, предприятиями и физическими лицами на представление работ и услуг, в соответствии с разрешенными видами деятельности Учреждения;
  • привлекать для осуществления своей деятельности на экономически выгодной договорной основе другие учреждения, предприятия и физических лиц;
  • планировать свою деятельность и определять перспективы развития по согласованию с администрацией района;
  • формировать и утверждать штатное расписание;
  • осуществлять подбор, учет и расстановку кадров;
  • осуществлять решение социальных вопросов;
  • устанавливать в пределах фонда заработной платы должностные оклады, надбавки, доплаты и другие выплаты стимулирующего характера в пределах фонда оплаты труда и в соответствии с действующими законодательными актами.
    БУЗ ВО ВУ ЦРБ, как и любая другая организация имеет не только права, но и обязанности. Она обязана:
  • нести ответственность с законодательством за нарушение договор-ных, кредитных, расчетных обязательств, правил хозяйствования;
  • возмещать ущерб, причиненный не рациональным использованием имущества, закрепленного за ним на правах оперативного управления;
  • соблюдать правила техники безопасности, санитарно-гигиенические нормы в подразделениях;
  • обеспечивать своих работников безопасными условиями труда и не-сти ответственность в установленном порядке за вред, причиненный работ-нику увечьем, профзаболеванием либо иным повреждением здоровья, свя-занным с использованием трудовых обязанностей;
  • нести ответственность за сохранность документов (управленческих, финансово-хозяйственных, по личному составу и др.);
  • обеспечивать передачу на государственное хранение документов имеющих научно-историческое значение, а архивные фонды в соответствии с согласованным перечнем;
  • хранить и использовать в установленном порядке документы по личному составу;
  • осуществлять оперативный бухгалтерский учет результатов произ-водственной, хозяйственной и иной деятельности, вести статистическую и бухгалтерскую отчетность, отчитываться о результатах деятельности в по-рядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации.
    За искажение государственной отчетности должностные лица Учреж-дение несет установленную законодательством Российской Федерации дис-циплинарную, административную и уголовную ответственность.
    Ревизия финансовой деятельности БУЗ ВО ВУ ЦРБ осуществляется администрацией Великоустюгского муниципального района.
    Плановые и внеплановые проверки рационального использования финансовых средств, организации лечебно-профилактической работы проводятся, фондом обязательного медицинского страхования, а также налоговыми, пенсионными и другими внебюджетными фондами в пределах их компетенции в порядке, установленном действующим законодательством.
    БУЗ ВО ВУ ЦРБ проводит аттестацию средних медицинских работников аттестационной комиссией, созданной в соответствии с Положением о порядке получения квалификационных категорий специалистами, работающими в системе здравоохранения Российской Федерации, утвержденным приказом Минздрава Российской Федерации от 09.08.2001г. № 314 (в редакции от 19.03.2009г.) «О порядке получения квалификационных категорий».
    Руководство Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения осуществляет главный врач, который назначается и освобождается от занимаемой должности распоряжением главы администрации муниципального района, по согласованию с управлением здравоохранения Вологодской области.
    Заместители главного врача, главный бухгалтер – назначаются на должность главным врачом в соответствии с трудовым законодательством РФ и освобождаются на общих основаниях.
    Главный врач в пределах своей компетенции действует на принципах единоначалия, без доверенности действует от имени Учреждения, представляет его во всех предприятиях, учреждениях, организациях лично или через других лиц, уполномоченных на то специальными доверенностями. В пределах своей компетенции главный врач издает приказы, дает устные распоряжения, обязательные для всех сотрудников и контролирует их выполнение, утверждает штатное расписание, структуру и сметы, открывает расчетные и иные счета больницы.
    В БУЗ ВО ВУ ЦРБ существуют следующие общественные формы управления организацией:
  • собрание трудового коллектива
  • медицинский Совет
  • врачебная комиссия
  • клинико-анатомическая конференция
  • лечебно-контрольная комиссия
  • комиссия по профилактике внутри больничных инфекций
  • профсоюзная организация.
    В состав медицинского Совета – входят руководители всех структур-ных подразделений. Медицинский Совет учреждения – является совещательным органом, обсуждает вопросы, связанные с обеспечением лечебно-диагностического процесса в больнице. Осуществляет контроль за лечебно-диагностическим процессом, ведет организационно-методическую работу.
    На рисунке 2.1 представлена схема управления организацией БУЗ ВО «ВУ ЦРБ»

Рисунок 2.1 – Организационная схема управления

Работа планово-экономического отдела БУЗ ВО ВУ ЦРБ органи-зована в соответствии с Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 06.06.96 № 32 (в ред. Постановления Минтруда РФ от 20.02.2002 N 14) «Об утверждении разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по общеотраслевым должностям служащих» и устанавливает основные задачи и направления деятельности планово-экономического отдела.
Планово-экономический отдел является структурным подразделением учреждения и руководствуется законами РФ, приказами Минздрава РФ, другими нормативными актами, приказами и распоряжениями руководителя учреждения, заместителя по экономическим вопросам, который возглавляет отдел.
Основными задачами планово-экономического отдела являются:

  1. Организация работы по экономическому планированию в учреждении, направленному на рациональное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, выявление резервов и обеспечение эффективной деятельности по оказанию медицинской помощи.
  2. Организация комплексного экономического анализа деятельности учреждения и подготовка предложений по улучшению финансового положения.
  3. Организация и совершенствование внутриучрежденческого расчета, внедрение передовых форм организации и оплаты труда.
  4. Разработка цен (тарифов) на медицинские и другие услуги, оказы-ваемые медицинским учреждением, содействие увеличению доходов учреждения.
    Таким образом, мы можем наблюдать изначальное предприятие-монополиста в среде своей деятельности, которое было организовано с це-лью оказания медицинских услуг населению. В последние годы в городе появились альтернативные предприятия данной сферы деятельности, кото-рые являются первостепенными конкурентами ЦРБ. Среди них стоматологические клиники «Дантист», «Маэстро», медицинский центр «Медведь», «Конкор», услуги в которых являются платными, в связи с чем не каждому жителю доступными. Поэтому монополию ЦРБ в городе и районе на большую часть медицинских услуг оставляет в своих руках.
    2.2 Анализ экономической деятельности БУЗ ВО ВУ ЦРБ
    Учредитель закрепляет за БУЗ ВО ВУ ЦРБ на праве оперативного управления имущество по состоянию на 24.02.2012 года, на сумму – 477021,2 тыс. рублей.[22]
    Имущество Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения Великоустюгская центральная районная больница является муниципальной собственностью Администрации Великоустюгского района Вологодской области.
    Источником формирования имущества Учреждения, в том числе фи-нансовых средств, являются:
    имущество Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения Великоустюгская центральная районная больница, закрепленное комитетом по имуществу администрации Великоустюгского района на правах оперативного управления.
    имущество, приобретенное за счет финансовых средств Учреждения
    бюджетные ассигнования
    средства, направленные фондом обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими учреждениями
    средства, полученные от заключения договоров с предприятиями, организациями, учреждениями и физическими лицами на добровольное медицинское страхование
    доходы, получаемые от платных услуг, разрешенных Учреждению
    безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования организаций, учреждений с различными формами собственности и граждан
    средства из внебюджетных фондов
    иные источники, в соответствии с Законодательством Российской Фе-дерации
    Учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения.
    При осуществлении права оперативного управления имуществом уч-реждение обязано:
    эффективно использовать имущество
    обеспечить сохранность и использование имущества строго по целевому назначению
    не допускать ухудшения технического состояния имущества (за ис-ключением нормативного износа)
    осуществлять текущий и капитальный ремонт имущества

Рассмотрим показатели финансовой деятельности БУЗ ВО ВУ ЦРБ. По данным таблицы 2.1 процент исполнения за 1 квартал 2012 года по бюджету составляет 94,9%; по платным услугам 100 %; кассовое исполнение по бюджету – 7877,58 тыс. руб.[22]

Таблица 2.1 − Показатели финансовой деятельности БУЗ ВО ВУ ЦРБ [22]
Уточненный бюджет (тыс.руб) кассовое ис-полнение –всего (тыс.руб) в т числе % исполнения
ФАПы (тыс.руб) СВА (тыс.руб)
Бюджет 8300,19 7877,58 1908,91 1029,19 94,9
ОМС 12465,9 11946,59 — — 95,8
платные услуги 599,26 599,26 — — 100
Повышение квалификации 60 50 — — 83,3

Бесплатные и льготные лекарства по нозологиям предусмотрено – 160 тыс. руб.; исполнено − 160 тыс. руб.
Бесплатное питание детей до 3-х лет предусмотрено – 79,6 тыс. руб., исполнено – 79,6 тыс. руб.
Показатели средней стоимости медицинского обслуживания представлены в таблице 2.2.
Отклонение показателей: средняя стоимость 1 к/дня по ОМС – 85,9 %; средняя стоимость 1 к/дня по бюджету – 85,5%; Средняя стоимость 1 посещения по ОМС – 105%; Средняя стоимость 1 посещения по бюджету – 66,4%.
Таблица 2.2 – Показатели средней стоимости медицинского обслужи-вания
Показатели рублей
2010 г 2011 г. 2012 г % от плана
план факт
Средняя стоимость 1 к/дня по ОМС 575,69 615,74 712,78 612,66 85,9
в т по медикаментам 165,11 148 148,88 140,34 94,3
по питанию 60,55 63,26 65,95 52,30 79,3
Средняя стоимость 1 к/дня по бюджету 258,38 291,34 330,5 282,73 85,5
в т по медикаментам 53,75 52,70 63 32,76 52
по питанию 33,16 35,02 35 22,85 65,3
Средняя стоимость 1 посещения по ОМС 90,96 90,36 94,50 99,43 105
в т по медикаментам 8,72 10 10 8,75 87,5
Средняя стоимость 1 посещения по бюджету 85,80 127,21 138 91,61 66,4
в т.ч. по медикаментам 4,14 4,15 5,34 3,89 72,8

БУЗ ВО ВУ ЦРБ строит свои отношения с другими предприятиями, организациями и гражданами на основе договоров, учитывая интересы потребителей, и их требования к качеству услуг и другие условия выполнения обязательств.
Бухгалтерский учет осуществляется в соответствии с федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и в соответствии с требованиями «Инструкции по бюджетному учету» утвержденный приказом № 148н от 30.12.2008г. Министерством финансов Российской Федерации (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013г.)
БУЗ ВО ВУ ЦРБ финансируется за счет средств местного бюджета в соответствии с утвержденными лимитами, а также доходов от предпринимательской деятельности.
Учреждение выделено на самостоятельный баланс и ведет раздельный учет бюджетных и внебюджетных средств с дальнейшим предоставлением соответствующей отчетности в Инспекцию Федерального Министерства по налогам и сборам, Фонд социального страхования, а также в Управление здравоохранения г. Вологды для консолидации отчетности.
В БУЗ ВО ВУ ЦРБ регистры бухгалтерского учета ведутся в электронном виде с использованием программы «1-С Бухгалтерия» и на бумажных носителях в специальных книгах (журналах, журналах-ордерах) в виде машинограмм.
Основными задачами контроля за выполнением хозяйственных операций являются:

  • предотвращение непроизводительных расходов и потерь;
  • неэффективное расходование средств;
  • повышение эффективности работы структурных подразделений и работников.
    Воспользуемся методикой расчета показателей финансовой устойчивости и ликвидности и оценим по данным бухгалтерской отчетности и результатам проведенных расчетов вероятности восстановления или же напротив утраты платежеспособности в ближайшие 6 месяцев.
    Оценка показателей финансовой устойчивости БУЗ ВО ВУ ЦРБ за период 2009-2012гг.[22]
    Кк видим по данным таблицы 2.3, положительными факторами в на-шем случае оказались: увеличение удельного веса собственного капитала предприятия в 2012г. на 0,312 ед., на конец отчётного периода собственным капиталом предприятия покрывается 82,4% имущества предприятия; увеличение коэффициента покрытия долгов собственным капиталом на 3,634ед., его значение к концу 2012г. составило 4,685. Тенденция такого роста в данном случае была обусловлена увеличением на балансе предприятия нераспределённой прибыли и снижения краткосрочных обязательств.

Таблица 2.3

Плечо финансового рычага уменьшилось в отчётном периоде на 0,738 ед. Это в свою очередь свидетельствует о том, что финансовая зависимость Учреждения от внешних инвесторов значительно понизилась, что благоприятно влияет на финансовое состояние предприятия в целом.
Особое внимание обратим на показатели ликвидности, приведенные нами в таблице 2.4. [22]
Таблица 2.4. — Относительные показатели ликвидности за 2010-2012 гг.

Как показывают данные таблицы 2.4, значение коэффициента абсо-лютной ликвидности признается достаточным, если оно составляет от 0,2 до 0,5. Т.е., если предприятие в текущий момент может на 20% погасить все свои долги, то его платежеспособность считается нормальной. Но на анализируемом предприятии на конец 2012 года значение этого коэффициента превышает нормативное на 0,305 и составляет 0,307. При этом коэффициент быстрой ликвидности также возрос за отчётный период на 1,103 и составил 2,256 при нормативном значении 1,5, а коэффициент текущей ликвидности увеличился в 2012г. по отношению к 2011г. на 2,718 и составил на конец отчётного года 4,986 при нормативном значении больше 2. Такая тенденция изменения показателей ликвидности за анализируемый период даёт нам право считать рассматриваемое предприятие абсолютно ликвидным и конкурентноспособным.
На основании формулы

рассчитаем значение коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами (Косс):

= ;
= ;

Как видим данный показатель также имеет тенденцию к увеличению, за 2012г. его рост составил 0,24079 ед. по отношению к 2011г.
Поскольку основанием для признания структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия неплатежеспособным является наличие одного из условий:

  • коэффициент текущей ликвидности на конец отчётного периода имеет значение ниже нормативного (нормативное значение: 2);
  • коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами на конец отчётного периода имеет значение ниже нормативного (норматив: 0,1).
    То из полученных нами расчётам, мы видим, что на конец 2012г. по БУЗ ВО ВУ ЦРБ оба эти коэффициента выше нормативных значений, и при этом по сравнению с уровнем 2011г. заметна значительная тенденция их увеличения. Таким образом, на основании формулы

рассчитаем коэффициент возможности утраты платежеспособности:

Куп =

Вывод: как видно из полученных расчетов исследуемое нами предприятие имеет вполне реальную возможность сохранить свою ликвидность и конкурентноспособность.

3 Разработка мероприятий по укреплению позиций БУЗ ВО ВУ ЦРБ на рынке
Основной целью для исследуемого предприятия должно стать укреп-ление позиций на региональном рынке. В связи с этим необходимо реализовать ряд задач, сформулированных на основании выявленных проблем. Мероприятия необходимые для реализации этих задач представлены в таблице 3.1.

Таблица 3.1 — Комплекс мероприятий для реализации основной цели проекта.
Задачи Мероприятия
Создание коммерческого отдела для формирования эффективной системы взаимодействия с поставщиками Назначение руководителя коммерческого отдела (КО)
Найм сотрудников
Увеличение числа дополнительных ус-луг для увеличения объёма прибыли за счёт:
1) Сдачи в аренду площадей под част-ные офтальмологические кабинеты, ка-бинеты оздоровительного массажа и др.
2) Доставки медикаментов на дом за дополнительную плату по заказу (на сумму менее 1000 рублей) Сдача в аренду площадей, освободившихся в ре-зультате объединения рецептурных отделов всех аптек сети в единое производственное подразде-ление

Приобретение а/м ВАЗ
Найм в штат водителя — экспедитора
Расширение ассортимента услуг в ре-зультате более эффективной работы с поставщиками Заказ на поставку новых препаратов, препаратов — дженериков, аналогов дорогих запатентованных препаратов удовлетворяющих потребностям лю-дей с разным уровнем дохода

Предлагаемая последовательность задач — неслучайна, так как именно создание коммерческой службы должно способствовать эффективному взаимодействию с поставщиками
Возвращаясь к платным услугам, необходимо учесть требования такой группы населения района и города, которая может и желает обеспечить свое лечение у высокопрофессиональных специалистов предприятия за определенную плату, что накладывает определенные обязанности больницы по обечению такой категории улучшенными вип-палатами, с питанием и соответствующим обслуживанием.
А также необходимо увеличить число платных услуг БУЗ ВО для увеличения наличной собственности средств предприятия, что также может привести только к увеличению качества обслуживания и лечения населения.
Таким образом, основными мероприятиями, которые составят основ-ную часть плана увеличения конкурентноспособности услуг БУЗ ВО ВУ ЦРБ явились следующие:

  • создание коммерческого отдела для формирования эффективной системы взаимодействия с поставщиками;
  • увеличение числа дополнительных услуг для увеличения объёма прибыли;
  • внедрение новых платных услуг, расширение платных вип-палат для пациентов с повышенными требованиями и соответствующими возможностями.

Заключение
Проблема несостоятельности рынка имеет важное значение в экономике страны. Чтобы решить эту проблему, необходимо прежде всего выявить причины и формы проявления несостоятельности. Несостоятельность рынка находит проявление в неспособности конкурентного рынка произвести определенные блага вообще или в оптимальном объеме, что вызвано широкой распространенностью нерыночных взаимосвязей, порождающих внешние эффекты, особенностью экономического оборота отличных от частных об-щественных товаров, неполнотой рынков. Расширяя представления о провалах рынка, можно выделить следующие их виды:
рынок не принимает во внимание отрицательные внешние эффекты;

  • рынок не производит социально значимые товары, имеющие положительные внешние эффекты (неполнота рынков, общественные блага);
  • рынку свойственна асимметрия информации, что приводит к вымы-ванию качественных товаров.
    Во всех названных случаях предполагается, что конкурентный рынок является неэффективным в силу объективных причин, а не из-за проявления власти одного или нескольких индивидов над рынком. Рассмотренные проявления несостоятельности рынка, не позволяющие достигать общественного оптимума только при помощи рыночных механизмов, создают основания для корректировки рынка государством.
    В последнее время повышается требование к результатам деятельности лечебных учреждений. Но оно не может быть реализовано на старых организационных, правовых и экономических принципах. Кроме того, положение усугубляется действием ряда неблагоприятных факторов: ухудшение экологической и демографической обстановки, рост цен и тарифов на материалы и услуги, потребляемые медицинскими учреждениями, недостаток финансовых ресурсов, выделяемых на нужды здравоохранения.
    Имеющиеся средства часто не могут быть эффективно и по назначению использованы, поскольку принципы экономической деятельности учреждений здравоохранения уже не соответствуют рыночному процессу.
    Расширение рамок экономической свободы лечебных учреждений до уровня их экономической ответственности и совершенствование хозяйственного механизма в целом способствуют реализации основной стратегии отрасли – сохранению здоровья населения и повышению экономической эффективности функционирования лечебных учреждений.
    Основными мероприятиями, которые составят основную часть плана увеличения конкурентноспособности услуг БУЗ ВО ВУ ЦРБ явились сле-дующие:
  • создание коммерческого отдела для формирования эффективной системы взаимодействия с поставщиками;
  • увеличение числа дополнительных услуг для увеличения объёма прибыли;
  • внедрение новых платных услуг, расширение платных вип-палат для пациентов с повышенными требованиями и соответствующими возможностями.

Список использованных источников

  1. Булатова, А.С. Экономика: учебник / под ред. А. С. Булатова. – Изд. 4-е. – М.: Экономистъ, 2011.
  2. Вечканов, Г. С. Макроэкономика / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009.
  3. Видяпина, В.И. Экономическая теория : учебник / под общ. ред. В.И. Видяпина. – М.: ИНФРА-М, 2007.
  4. Гальперин, В.М. Микроэкономика. – 2-й том. / В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов. – СПб.2009.
  5. Грязнова, А.Ю. Микроэкономика. Теория и Российская практика / А.Г. Грязнова, А.Ю. Юданова. – М. 2011.
  6. Журавлева, Г.П. Экономическая теория. Микроэкономика – 1,2. – М. 2008.
  7. Карелина, С.А. Правовое регулирование несостоятельности: Учебно-практическое пособие. – М. – 2011.
  8. Каширина, Е.Н. Внешние эффекты и их интернализация / Е.Н. Ка-ширина // Вестник Оренбургского Государственного университета. – 2011. – № 2. – С. 54 – 57.
  9. Князев, Ю.А. Государственное регулирование экономики / Ю.А. Князев // Общество и экономика. – 2008. – № 7. – С. 19 – 33.
  10. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики. – М. 2007.
  11. Пиндайк, Робертс С. Микроэкономика / Пиндайк Роберт С., Рубинфельд Дэниел Л., перевод с англ. – 2-е издание, Дело 2011.
  12. Родионова, Н.В. Внешние эффекты, обусловленные деятельностью технопарка / Н.В. Родионова // Инновации. – 2008. – № 3. – С. 62 – 65.
  13. Смирнова, М.Б. Пути преодоления несостоятельности рынка / М.Б. Смирнова // Право и экономика. – 2009. – № 4. – С. 98 – 101.
  14. Фролова, Н.Л. Общественные блага: сущность и проблема эффек-тивного предоставления / Н.Л. Фролова // Вестник Московского университета. Серия 6 экономика. – 2010. — № 2. – С. 20 – 32.
  15. Чепурин, М.Н. Курс экономической теории / М.Н. Чепурин, Е.А. Киселева. – Киров.:АСА. – 2005.
  16. Внешние эффекты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/130370.html
  17. Концепция “Фиаско правительства“ [Электронный ресурс]. – Ре-жим доступа:http://mirslovarei.com/content_eco/FIASKO-PRAVITELSTVA-71617.html
  18. Общественные блага и современная рыночная экономика [Элек-тронный ресурс].– Режим доступа: http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?ROh$lxyiltt:l!hrgjg
  19. Причины несостоятельности рынка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://decifrare.org/nesostoyatelmznostmz-rynka.html
  20. Саморегулирование и регулирование экстерналий рынка {Элек-тронный ресурс. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/153152.html
  21. Социальная справедливость в экономических отношениях [Элек-тронный ресурс]. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=11668690
  22. http://vustug.volmed.org.ru/
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov