Контрольная ОДУИИ

Содержание

1 Правовые основы деятельности уголовно-исполнительных инспекций, перспективы развития в условиях реформирования пенитенциарной системы России 3
2 Деятельность уголовно-исполнительных инспекций по исполнению наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью 13
3 Порядок действий сотрудников уголовно-исполнительных инспекций в случае совершения гражданами, должностными лицами, юридическими лицами административных правонарушений 20
Список использованных источников 23

1 Правовые основы деятельности уголовно-исполнительных инспекций, перспективы развития в условиях реформирования пенитенциарной системы России
Концепция развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 г., утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. N 1772-р в качестве одной из основных целей выделяет повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития. В связи с этим возрастает значимость научных разработок, направленных на оптимизацию процессов исполнения уголовных наказаний и организацию взаимодействия различных структурных подразделений УИС.
Современная уголовная политика России направлена на усиление противодействия тяжким и особо тяжким преступлениям при одновременном смягчении уголовной ответственности за преступления небольшой и средней тяжести. Проявляется это в увеличении видов наказаний, не связанных с изоляцией от общества, расширении круга оснований их применения и регламентации их исполнения, что обусловливает значимость уголовно-исполнительных инспекций (далее УИИ). Сказанное актуализирует необходимость исследования вопросов правового регулирования задач и функций УИИ, поскольку, на наш взгляд, именно от эффективности права, подлежащего применению в сфере деятельности УИИ, зависит достижение целей современной уголовно-правовой политики, в том числе политики государства в области исполнения уголовных наказаний.
Исполнение наиболее часто назначаемых судами наказаний без изоляции от общества исправительные работы и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями. На указанные учреждения возложены также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных женщин, которым судом отсрочено отбывание наказания в связи с беременностью либо наличием малолетних детей.
Следует напомнить, что уголовно-исполнительные инспекции обрели самостоятельный законодательный статус в 1997 г. в новом Уголовно-исполнительном кодексе (ст. ст. 16, 25, 33 и др.), который возложил на инспекции задачи по профилактике преступлений и иных правонарушений со стороны лиц, состоящих на учете в инспекциях.
Осуществление профилактической работы уголовно-исполнительными инспекциями имеет свои особенности, отличные от профилактической деятельности органов внутренних дел и исправительных учреждений. Это обусловлено, прежде всего, контингентом профилактируемых, отсутствием в инспекциях должностных лиц, которые занимались бы только профилактикой, необходимостью организации взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций и городских районных органов внутренних дел и многими другими факторами.
В 1999 году уголовно-исполнительные инспекции переданы из МВД России в состав уголовно-исполнительной системы (УИС) Министерства юстиции Российской Федерации. В соответствии с частью 14 статьи 16 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации уголовно-исполнительные инспекции являются учреждениями, входящими в состав уголовно-исполнительной системы (далее – УИС) Министерства юстиции Российской Федерации.
Уголовно-исполнительные инспекции (далее именуются УИИ) являются учреждениями, исполняющими в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством уголовные наказания в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества, а также меру пресечения в виде домашнего ареста.
Нормативно-правовым актом, регулирующим основные и наиболее общие вопросы организации и деятельности уголовно-исполнительных инспекций, является Положение об уголовно-исполнительных инспекциях, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г. № 729, которое было в свою очередь подготовлено и утверждено Правительством Российской Федерации на основании ст. 6 Федерального закона от 8 января 1997 г. № 2-ФЗ «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации».
Согласно п.1 гл. 1 Постановления Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 729 «Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности» (с изменениями и дополнениями) уголовно-исполнительные являются учреждениями, исполняющими в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством уголовные наказания в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества, а также меру пресечения в виде домашнего ареста.
В п. 4 Положения об уголовно-исполнительных инспекциях указаны основные задачи.
Такими задачами, с учетом изменений внесенных постановлениями Правительства Российской Федерации от 28 марта 2010 г. и от 23 апреля 2012 г., являются:

  • исполнение наказаний в виде обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничения свободы и исправительных работ;
  • контроль за поведением условно осужденных и осужденных, в отношении которых отбывание наказания отсрочено;
  • контроль за нахождением подозреваемых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений;
  • предупреждение преступлений и иных правонарушений лицами, состоящими на учете в инспекциях;
  • иные задачи, возложенные на инспекции в соответствии с законодательством Российской Федерации
    Для решения обозначенных задач законодатель наделил УИИ специальными функциями. Обобщенно данные функции определены Положением об УИИ, в котором содержатся перечни их основных прав и обязанностей.
    В частности, п. 7 положения на УИИ возлагаются следующие основные обязанности: ведение учета осужденных; разъяснение осужденным порядка и условий отбывания наказаний; организация и проведение воспитательной работы с осужденными; согласование с органами местного самоуправления объектов для отбывания обязательных работ осужденными; направление при необходимости осужденных к исправительным работам в органы по вопросам занятости населения для трудоустройства; контроль за поведением осужденных по месту работы, учебы и жительства, а также исполнением ими обязанностей и соблюдением запретов, возложенных судом и инспекцией; выдача разрешений осужденным к исправительным работам на увольнение в период отбывания наказания и согласование вопроса с администрацией организаций о предоставлении им отпуска; проведение первоначальных мероприятий по розыску осужденных, местонахождение которых неизвестно; внесение в суды представлений по вопросам дальнейшего отбывания осужденными наказания и освобождения от наказаний; выявление причин и условий, способствующих совершению осужденными повторных преступлений, нарушений общественного порядка, трудовой дисциплины, и принятие мер по их устранению.
    Пунктом 8 Положения об УИИ установлен перечень основных прав, которые корреспондируют их обязанностям и направлены на реализацию последних. В своей работе инспекции взаимодействуют с подразделениями органов внутренних дел, администрацией предприятий, учреждений и организаций (далее именуются — организации), в которых работают осужденные, органами местного самоуправления, прокуратуры, судами и общественными объединениями.
    Деятельность уголовно-исполнительных инспекций по исполнению отдельных видов наказаний регулируется Уголовно-исполнительным кодексом (УИК) Российской Федерации (глава 4 «Исполнение наказания в виде обязательных работ», глава 6 «Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью», глава 7 «Исполнение наказания в виде исправительных работ», глава 8 «Исполнение наказания в виде ограничения свободы»).
    В статьях 177, 178 УИК Российской Федерации регулируется деятельность уголовно-исполнительных инспекций по контролю за поведением осужденных, в отношении которых отбывание наказания отсрочено в порядке ст. 82 Уголовного кодекса (УК) Российской Федерации (в отношении осужденной беременной женщины, женщины, имеющей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, мужчины, имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет и являющемуся единственным родителем), а в ст. 178.1 — в отношении осужденных, признанных в установленном порядке больным наркоманией.
    Осуществляя контроль за поведением указанных выше лиц, уголовно-исполнительные инспекции руководствуются также положениями соответствующих статей УК Российской Федерации — 82 «Отсрочка отбывания наказания» и 82.1 «Отсрочка отбывания наказания больным наркоманией». Положениями УК Российской Федерации уголовно-исполнительные инспекции руководствуются при осуществлении контроля за поведением условно осужденных (статьи 73 и 74) и условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания (ст. 79).
    Осуществляя контроль за нахождением подозреваемых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений уголовно-исполнительные инспекции руководствуются положениями ст. 107 Уголовно-процессуального кодекса (УПК) Российской Федерации.
    Учитывая более высокую юридическую силу кодексов Российской Федерации, которые принимаются в том же порядке, что и федеральные законы и по юридической силе равнозначны им, по сравнению с актами Правительства Российской Федерации, относящимся к подзаконным актам, можно сформулировать вывод о том, что важнейшими нормативно-правовыми актами, регулирующими организацию и деятельность уголовно-исполнительных инспекций, являются УИК Российской Федерации, УК Российской Федерации, УПК Российской Федерации (в части исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста) и Положение об уголовно-исполнительных инспекциях, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г. № 729 с дальнейшими изменениями.
    Некоторые вопросы деятельности уголовно-исполнительных инспекций регулируются другими федеральными законами и актами Правительства Российской Федерации.
    Так, в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» регулируются вопросы взаимодействия подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел с уголовно-исполнительными инспекциями.
    Среди других актов Правительства Российской Федерации, затрагивающих деятельность уголовно-исполнительных инспекций, следует назвать постановление Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2000 г. № 134 «О финансировании уголовно-исполнительных инспекций», которым установлено, что финансирование уголовно-исполнительных инспекций осуществляется за счет средств федерального бюджета.
    Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2010 г. № 198 утвержден Перечень аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых уголовно-исполнительными инспекциями для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы.
    В целях оптимизации структуры управления уголовно-исполнительными инспекциями ФСИН России принято распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 мая 2011 г. № 894-р, которым произведена реорганизация уголовно-исполнительных инспекций путем их слияния. Были упразднены межрайонные уголовно-исполнительные инспекции. Уголовно-исполнительные инспекции создаются в системе Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России), которая в свою очередь подведомственна Министерству юстиции Российской Федерации (Минюсту России).
    Нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности, в том числе и в сфере исполнения наказаний, осуществляет Минюст России (п. п. 2 п. 3 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313), поэтому в систему нормативно-правовых актов, регулирующих организацию и деятельность уголовно-исполнительных инспекций, входят нормативные приказы Минюста России. Так, например, приказом Минюста России от 20 мая 2009 г. № 142 утверждена Инструкция по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, а приказом от 11 октября 2010 г. № 258 — Инструкция об организации исполнения наказаний в виде ограничения свободы.
    Таким образом, правовую базу организации и деятельности уголовно-исполнительных инспекций составляют УИК Российской Федерации, УК Российской Федерации, УПК Российской Федерации (в части исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста), другие федеральные законы (например, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»), акты Правительства Российской Федерации, основным из которых является Положение об уголовно-исполнительных инспекциях, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г. № 729 с дальнейшими изменениями, нормативно-правовые акты Министерства юстиции Российской Федерации и правовые акты ФСИН России. Особенностью правового регулирования организации и деятельности уголовно-исполнительных инспекций по сравнению с другими подразделениями, входящими в систему ФСИН России, является то, что значительная часть этих вопросов регулируется актами Правительства Российской Федерации, что обусловлено в свою очередь особым статусом уголовно-исполнительных инспекций в системе ФСИН России как исполняющих наказания и меры уголовно-правового характера, не связанные с изоляцией от общества, значение которых в условиях продолжающейся гуманизации уголовной политики постоянно увеличивается.
    За последние десять лет уголовно-исполнительная система России подверглась значительным изменениям, направленным на реформирование принципов, методов, нормативно-правовой базы, концепции осуществления исполнения наказаний, внедрение новых информационных и коммуникационных технологий в пенитенциарную практику.
    Правовую базу организации и деятельности уголовно-исполнительных инспекций составляют УИК Российской Федерации, УК Российской Федерации, УПК Российской Федерации (в части исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста), другие федеральные законы (например, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»), акты Правительства Российской Федерации, основным из которых является Положение об уголовно-исполнительных инспекциях, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г. № 729 с дальнейшими изменениями, нормативно-правовые акты Министерства юстиции Российской Федерации и правовые акты ФСИН России. Особенностью правового регулирования организации и деятельности уголовно-исполнительных инспекций по сравнению с другими подразделениями, входящими в систему ФСИН России, является то, что значительная часть этих вопросов регулируется актами Правительства Российской Федерации, что обусловлено в свою очередь особым статусом уголовно-исполнительных инспекций в системе ФСИН России как исполняющих наказания и меры уголовно-правового характера, не связанные с изоляцией от общества, значение которых в условиях продолжающейся гуманизации уголовной политики постоянно увеличивается.
    С целью обеспечения эффективного контроля за поведением условно осужденных налицо необходимость не только диагностики личностных свойств каждого из указанных лиц, но и привлечение психолога к ее проведению. При тесном взаимодействии с психологом сотрудники уголовно-исполнительных инспекций будут располагать весьма значимой по объему и характеру информацией, касающейся особенностей личности осужденного.
    В настоящее время, на наш взгляд, можно выделить два основных направления развития информационного обеспечения деятельности УИИ. Первое — информационно-техническое обеспечение — заключается в оснащении УИИ ФСИН России компьютерной техникой, позволяющей не только осуществлять обработку информации, но и обмен такой информацией. В данном направлении, безусловно, значимую роль будет играть развитие информационно-телекоммуникационной ведомственной сети.
    Необходимо расширять возможности внедрения в деятельность УИИ системы геномной регистрации, в свою очередь, делает обязательным решение целого ряда серьезных проблем. Это необходимо не только для реализации огромного потенциала системы ДНК-регистрации, но и для достижения при ее использовании целого ряда целей, стоящими перед УИИ по предупреждению преступлений.
    Еще одним немаловажным аспектом совершенствования эффективности борьбы с пенитенциарной преступностью выступает повышение результативности розыска осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания или совершивших побег из мест лишения свободы.
    Существуют, достаточно результативные и работоспособные поисковые системы (например, поисковая система подозреваемых, обвиняемых осужденных «Паноптикум» и др.) на настоящий момент обладают широкими функциональными возможностями. Однако наличие неподключенных к системе УИИ (учреждений) и отсутствие надлежащего контроля за актуальностью баз данных не позволяет эксплуатировать систему в полном объеме.

2 Деятельность уголовно-исполнительных инспекций по исполнению наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
Наказания, не связанные с изоляцией осужденного от общества, несут в себе меньший заряд кары по сравнению с наказаниями, которые соединены с изоляцией осужденного от общества. Поэтому они применяются, как правило, в качестве альтернативы наказанию в виде лишения свободы за преступления небольшой и средней тяжести. Вместе с тем наказания различаются между собой по степени их строгости, значимости и связанных с ними ограничений прав и свобод осужденных.
Одни из них применяются только в качестве основных видов наказаний (обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы), другие в качестве как основных, так и дополнительных видов наказаний (штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью), а третьи — только в качестве дополнительного вида наказания (лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград).
На правовую регламентацию порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, в полной мере распространяют свое действие общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, закрепленные в нормах Общей части УИК РФ. Так, в соответствии со ст. 7 УИК основаниями исполнения этих видов наказания являются приговор либо изменяющие его определение или постановление суда, вступившие в законную силу, а также акт помилования или акт об амнистии. Учреждения и органы, исполняющие эти виды наказания, определены в ст. 16 Общей части УИК РФ.
Согласно ст. 47 УК РФ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.
Лишение права занимать определенные должности означает, во-первых, необходимость увольнения осужденного с той должности, занимать которую ему запрещено судом, и, во-вторых, запрещение занимать такую же или аналогичную должность на государственной службе, а также в органах местного самоуправления. Лишение права заниматься определенной деятельностью выражается в запрещении заниматься ею как в качестве профессиональной (врачебной, педагогической, управлением транспорта по договору и др.), так и вне рамок профессии (любительская охота, управление личным транспортом и т. п.).
Данное наказание может быть назначено как в качестве основного, так и в качестве дополнительного вида наказания. При этом закон специально оговаривает (ч. 3 ст. 47 УК), что это наказание может назначаться в качестве дополнительного вида и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Уголовно-исполнительный кодекс РФ подробно регламентирует порядок исполнения этого вида наказания (гл. 6, ст. 33-38). К числу субъектов, участвующих в исполнении наказания, закон относит суд, уголовно-исполнительные инспекции, администрацию организаций, в которых работают осужденные; органы, правомочные аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, а также учреждения и органы, исполняющие ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной части, лишение свободы, когда рассматриваемое наказание назначено в качестве дополнительного к этим видам наказания.
Суд как правоохранительный орган особого рода по закону наделен не только правом определить вид и размер наказания, но и обязан обратить приговор к исполнению, т.е. направить копию приговора, вступившего в законную силу, администрации государственной службы или местного самоуправления по месту работы осужденного, а также уголовно-исполнительной инспекции по месту жительства осужденного.
Важная роль в исполнении данного вида наказания принадлежит уголовно-исполнительным инспекциям по месту жительства осужденного. Закон (ч. 3 ст. 33 УИК) возлагает на них обязанность вести учет осужденных к этому виду наказания. Получив копию судебного приговора, уголовно-исполнительная инспекция вызывает осужденного для постановки на учет и разъясняет ему условия отбывания наказания, его права и обязанности, а также правовые последствия неисполнения приговора суда; о постановке на учет этих осужденных немедленно извещает суд, постановивший приговор.
Уголовно-исполнительные инспекции контролируют соблюдение осужденными предусмотренного приговором суда запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; проверяют исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные, а также органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, запрещенной осужденным. Соответствующие должностные лица уголовно-исполнительной инспекции периодически проверяют, где и в качестве кого трудятся осужденные (т. е. как они трудоустроены). Контроль может осуществляться в форме ознакомления с необходимыми документами, истребования копий (выписок) из приказов администрации, характеристик на осужденных и иных документов, посещения осужденных по месту их работы и беседы с ними и др.
Кроме того, паспортные аппараты органов внутренних дел контролируют регистрацию таких лиц по месту жительства и при убытии осужденного в другой населенный пункт направляют сообщение об этом в горрайорган внутренних дел по его новому месту жительства.
Основным субъектом исполнения рассматриваемого наказания является администрация организаций, в которых работают осужденные. В законе специально оговорено, что требование приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью обязательны для администрации организации, в которой работает осужденный (ч. 1 ст. 34 УИК). Это требование закона распространяется на организации любой организационно-правовой формы независимо от того, является ли эта организация основным местом работы осужденного или в ней осужденный занят по совместительству.
Согласно ч. 2 ст. 34 УИК администрация организации, в которой работает осужденный, обязана не позднее трех дней после получения копии приговора суда и извещения уголовно-исполнительной инспекции освободить осужденного от должности, которую он лишен права занимать, или запретить заниматься определенной деятельностью и направить в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства осужденного сообщение об исполнении требований приговора. Администрация в этом случае прекращает трудовой договор с осужденным путем издания приказа со ссылкой на п. 4, ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ без выплаты выходного пособия, извещения свободы занятости.
В случае назначения рассматриваемого вида наказания в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы его исполнение возлагается на учреждения и органы, исполняющие основные виды наказания (исправительные центры, арестные дома, дисциплинарные воинские части, исправительные учреждения — ч. 2 ст. 33 УИК).
Администрация учреждения, в котором отбывает основной вид наказания лицо, осужденное также к дополнительному наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, не может привлекать осужденного к работам, выполнение которых ему запрещено по приговору суда (ч. 4 ст. 33 УИК). После отбытия основного вида наказания (или досрочного освобождения от него) рассматриваемое дополнительное наказание исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного.
Одним из субъектов, участвующих в исполнении рассматриваемого вида наказания, являются органы, правомочные аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью и наделенные правом выдавать такие разрешения (например, службы Государственной инспекции безопасности движения (ГИБДД), органы, осуществляющие лицензирование определенных видов деятельности). Согласно ч. I ст. 35 УИК требования приговора суда о лишении права заниматься определенной деятельностью обязательны для этих органов. Указанные органы не позднее трех дней после получения копии приговора суда и извещения уголовно-исполнительной инспекции обязаны аннулировать разрешение на занятие той деятельностью, которая запрещена осужденному, например, охота, детективная или охранная деятельность, управление транспортным средством. Они обязаны также изъять соответствующий документ, представляющий данному лицу право заниматься указанной деятельностью (например, охотничий билет, права на управление транспортным средством, лицензию на право заниматься детективной и охранной деятельностью), и направить сообщение об этом в уголовно-исполнительную инспекцию.
Закон очерчивает и круг обязанностей лиц, осужденных к данному виду наказания (ст. 37 УИК РФ). Основная их обязанность — исполнять требования приговора, т.е. не занимать указанные в приговоре суда должности и не заниматься запрещенной им деятельностью. Закон обязывает их представлять по требованию уголовно-исполнительной инспекции документы, связанные с отбыванием уголовного наказания (копии приказов, характеристики, объяснения и др.). В их обязанности входит также сообщать в уголовно-исполнительную инспекцию о месте работы, его изменении или об увольнении с работы.
Важным элементом порядка и условий исполнения рассматриваемою вида наказания является исчисление сроков ею исполнения. Согласно ч. 2 ст. 47 УК РФ лишение права занимать определенные должности иди заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания.
Если рассматриваемое наказание назначено в качестве основного, то его срок начинает исчисляться с момента вступления приговора суда в законную силу. Таков же порядок исчисления срока лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенного в качестве дополнительного наказания к штрафу, обязательным работам или исправительным работам, а также при условном осуждении, если при этом исполнение дополнительного вида наказания не отсрочено.
Исчисление срока исполнения рассматриваемого наказания ведут уголовно-исполнительные инспекции. В соответствующих документах отражаются как начало, так и окончание срока исполнения данного вида наказания. При этом на основании закона (ч. 1 ст. 36 УИК) в срок указанного наказания не засчитывается время, в течение которого осужденный фактически занимал запрещенные для него должности или занимался запрещенной для него деятельностью.
За неисполнение приказа суда о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью несут ответственность как осужденные к этому виду наказания, так и должностные липа и служащие организаций, в которых осужденные работают. В соответствии со ст. 38 УИК РФ представители власти, государственные служащие, служащие органов местного самоуправления, служащие государственных или муниципальных учреждений, коммерческих или иных организаций, злостно не исполняющие вступившие в законную силу приговор суда, решение суда или иной судебный акт о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации (далее – УИК РФ) и Положением об уголовно-исполнительных инспекциях, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 г. № 729 на уголовно-исполнительные инспекции (далее – УИИ) возложены обязанности по организации и проведению воспитательной работы с осужденными к исправительным работам и лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (далее – осужденные).

3 Порядок действий сотрудников уголовно-исполнительных инспекций в случае совершения гражданами, должностными лицами, юридическими лицами административных правонарушений
Согласно статье 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Административные правонарушения посягают на широкий круг разнообразных общественных отношений — государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, здоровье населения, торговлю, финансы, транспорт, дорожное хозяйство и связь, установленный порядок управления и т. д.
Анализ правовых нормативных актов, регламентирующих деятельность УИИ, показал, что в сфере предупреждения преступлений УИИ обязаны осуществлять профилактическую работу среди лиц, состоящих на учете. Однако в пункте «в» ст. 4 Положения об УИИ к одной из основных задач инспекций является предупреждение преступлений и правонарушений лицами, состоящими на учете в инспекциях. Следовательно, в их обязанности входит и предотвращение, и пресечение преступлений и иных правонарушений.
Согласно Приказа Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) от 19 декабря 2013 г. N 780 г. Москва «Об утверждении перечня должностных лиц учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, и перечня должностных лиц учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уполномоченных осуществлять административное задержание» и в соответствии со статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП Российской Федерации) протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.3 КоАП Российской Федерации, полномочны, составлять начальники уголовно-исполнительных инспекций, филиалов, входящих в состав уголовно-исполнительных инспекций, их заместители (п. 1.18).
Что касается административных правонарушений, то сотрудник УИИ на основании ст. 19.3 КоАП РФ, например, имеет право составить протокол об административном правонарушении на любого гражданина при условии его неповиновения законному требованию по охране общественного порядка, а также при воспрепятствовании исполнению служебных обязанностей. Таким образом, сотрудник пресекает противоправные действия любых лиц, не влекущие за собой уголовной ответственности.
Так, согласно ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
А часть 2 ст. 19.3 КоАП РФ, предусматривает наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток за неповиновение гражданина (за исключением осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в уголовно-исполнительном учреждении, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и содержащихся под стражей в иных учреждениях) законному распоряжению или требованию сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы, военнослужащего либо другого лица при исполнении ими обязанностей по обеспечению безопасности и охране этих учреждений, поддержанию в них установленного режима, охране и конвоированию осужденных (подозреваемых, обвиняемых).
При выявлении признаков административного правонарушения сотрудники УИИ руководствуются законодательством Российской Федерации, а также законодательными и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Список использованных источников

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 05.10.2015)
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 (в ред. Федерального закона от 30.04.2010) Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 52 (ч. I). — Ст.4921.
  3. Постановление Правительства РФ от 16.06.1997 № 729 (ред. от 23.04.2012) «Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 25. Ст. 2947
  4. Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 19 декабря 2013 г. N 780 «Об утверждении перечня должностных лиц учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, и перечня должностных лиц учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уполномоченных осуществлять административное задержание».
  5. Елизаров А.Б., Князев А.В., Смирнов С.Н. Организационно-правовые основы деятельности уголовно-исполнительных инспекций и пути оптимизации их функционирования в условиях реформирования УИС: Учебное пособие. Иваново, 2010.
  6. Малинин В.Б., Смирнов Л.Б. Уголовно-исполнительное право. Учебник для юридических вузов и факультетов. — М.: Межрегиональный институт экономики и права, Юридическая фирма «КОНТРАКТ», ООО «ВОЛТЕРС КЛУВЕР», 2009
  7. Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX-начала ХХI века. Под ред. Зубкова А.И. — Учебник — 2006.
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov