Контрольная Организация и роль психотерапевтической работы с различными категориями осужденных в ИУ

Основы психотерапии в УИС:

Тема: Опишите организацию и роль психотерапевтической работы с различными категориями осужденных в ИУ.


Содержание

Введение 3
1 Основы психотерапевтической работы с осужденными 5
2 Особенности психотерапевтической работы с различными категориями осужденных 9
2.1 Психотерапевтическая работа с лицами, имеющими алкогольную и наркотическую зависимость 9
2.2 Психотерапевтическая работа с осужденными, подвергающимися различным формам притеснения 13
2.3 Психотерапевтическая работа с осужденными пенсионного возраста, инвалидами и престарелыми 16
Заключение 21
Список использованных источников 23


Введение
Проводимая на современном этапе уголовно-исполнительная политика направлена на гуманизацию исполнения наказания. Ее задача — изменение концепции исправительного учреждения, его преобразование в эффективную реабилитационную систему, нацеленную на ресоциализацию личности осужденных, профилактику совершаемых ими правонарушений.
В связи с этим совершенствование психотерапевтической работы, проводимой в исправительных учреждениях, представляет собой задачу первостепенной важности.
Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. предусматривается ряд мер, направленных на повышение эффективности данного направления работы, в частности поиск и внедрение новых форм и механизмов работы с осужденными, совершенствование системы мотивации осужденных к законопослушному поведению, оптимизация психодиагностического инструментария психолога, применение базовых программ психологической коррекции личности осужденных, развитие психотерапевтического направления работы психолога, дальнейшее совершенствование условий для получения осужденными образования. Особое внимание уделяется повышению роли и активному использованию научного потенциала ведомственных научно-исследовательских и образовательных организаций в проведении научно-прикладных исследований по психолого-педагогической тематике.
Целью данной работы является исследование организации и роли психотерапевтической работы с различными категориями осужденных в исправительных учреждениях.
В соответствии с целью задачами работы являются:

  • исследование основ психотерапевтической работы с осужденными;
  • анализ особенностей психотерапевтической работы с различными категориями осужденных;
    Теоретическими и методологическими основами исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых в области психологии, психоанализа, пенитенциарной психологии.  
    1 Основы психотерапевтической работы с осужденными
    Психологическая работа с осужденными в исправительных учреждениях является центральным направлением деятельности психологической службы в данный момент. Деятельность сотрудников УИС по исправлению осужденных может быть эффективной только при условии обязательного научно обоснованного управления ею.
    Важнейшим элементом и этапом такого управления выступает оценка степени исправления осужденных, которая позволяет соотнести (сопоставить) личностные характеристики и поведение каждого из лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, с социальными, правовыми, нравственными и иными нормами, принятыми в обществе, и сделать выводы об их соответствии или несоответствии. При этом необходимо подчеркнуть: поскольку осужденные совершили уголовные преступления, они значительно отступили от этих норм, серьезно нарушили правила поведения в обществе, требования законов, что свидетельствует о глубоких личностных деформациях и высокой степени социальной дезадаптации.
    Для их исправления и ресоциализации, возвращения к нормативному поведению в специфических условиях исправительных учреждений применяется система разнообразных средств, методов, приемов, технологий, программ.
    Сила, глубина воздействия, динамика интрапсихических процессов у каждого из осужденных различны. Динамические изменения могут быть выражены и у конкретного осужденного на различных этапах отбывания наказания, что позволяет определять степени (уровни, ступени) исправления каждого их них. В них получают свое отражение результаты проделанной работы. Они служат основанием для определения ее дальнейших перспектив.
    В условиях тюрьмы психологическая работа с осужденными начинается в карантине. Цель данного обследования – выявление индивидуально-психологических свойств личности, их криминально-значимых качеств, причин формирования преступного поведения, наличия психических отклонений, разработка программы их исправления. Своевременная психологическая диагностика осужденных позволяет определить приоритетные направления психокоррекционной и психотерапевтической работы, направленные на формирование мотивации к исправлению и личностному развитию осужденных, создавая тем самым предпосылки для ресоциализации и более успешной интеграции в общество после освобождения.
    Основу работы пенитенциарных психологов на современном этапе составляет проведение психокоррекционных и психотерапевтических мероприятий с осужденными. Психологическая коррекция – целенаправленный процесс исправления личности осужденных с использованием современных психотехнологий, приводящий к изменению их убеждений, установок, личностных качеств, психических состояний и социального поведения в местах лишения свободы. Главная цель психокоррекционного воздействия на личность осужденного – оказание психологической помощи по различного рода психологическим затруднениям, снижение уровня агрессивности и формирование установок на правопослушный образ жизни.
    Имея богатый профессиональный практический опыт работы на местах, совершенствуя постоянно свои знания и навыки, психологи УИС осуществляют психологическое воздействие на осужденных посредством изменения их личностных качеств, развития умений контролировать свое психическое состояние и конструктивного взаимодействия с окружающими. В настоящее время психологи УИС используют современные направления психокоррекции, с целью оказания эффективной психологической помощи осужденным.
    Согласно приказу № 238 от 12 декабря 2005 года «Об утверждении Инструкции по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы» консультативная функция направлена на оказание психологической помощи индивиду в решении личных психологических проблем, актуализацию внутренних резервов личности для преодоления кризисных и проблемных ситуаций, помощь в профориентации, саморазвитии, а также на решение служебных задач с учетом психологических факторов.
    Согласно инструкции по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы исследовательская функция направлена на самостоятельное (или совместное с образовательными и научно-исследовательскими учреждениями) проведение исследований и экспериментов в области пенитенциарной психологии, изучение различных социально-психологических явлений и процессов в местах лишения свободы, разработку и апробацию научно-обоснованных методик изучения личности и социальных общностей, коррекцию индивидуального и группового поведения, выработку методических рекомендаций по различным направлениям деятельности психологической службы.
    Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года № 1772-р определено совершенствование и развитие основных направлений, форм и методов уголовно-исполнительной системы, ее взаимосвязь с государственными органами и институтами гражданского общества.
    В сфере социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными Концепцией предусматривается создание справедливой и эффективной системы стимулов к законопослушному поведению — «системы социальных лифтов».
    Следовательно, отдельным направлением работы с осужденными является психологическое обеспечение функционирования системы «социальных лифтов». Целью психологической оценки, при применении системы «социальных лифтов», личности осужденных является определение степени форсированности у их социальной направленности, мотивации на исправление, отказа от криминально значимых ценностей и аддиктивных зависимостей (алкогольной, токсической, наркотической и других), определение степени их ресоциализации и готовности к дальнейшей интеграции в гражданское общество.  
    2 Особенности психотерапевтической работы с различными категориями осужденных
    2.1 Психотерапевтическая работа с лицами, имеющими алкогольную и наркотическую зависимость
    Уголовно-исполнительный кодекс РФ предусматривает, что к осужденным к ограничению свободы, аресту, лишению свободы, больным алкоголизмом или наркоманией, а также страдающим психическими исключающими вменяемости, учреждениями данные виды наказаний, по решению суда применяются принудительные меры медицинского характера. Если во время отбывания наказания будет установлено, что осужденный болен алкоголизмом или наркоманией администрация учреждения, исполняющего указанные виды наказаний, направляет в суд представление к такому осужденному принудительных мер медицинского характера. Названные категории осужденных отбывают наказание в лечебных исправительных учреждениях (ч.1, 2 ст. 18 ст.74 УИК РФ).
    Осужденные, имеющие алкогольную и наркотическую зависимость, могут отбывать уголовное наказание, как в обычных исправительных с прохождением курса лечения, так и в специализированных исправительных учреждениях. Основанием для нахождения осужденного в специализированном учреждении являются: приговор суда, которым осужденному назначено принудительное лечение от наркомании; определение суда о принудительном лечении от наркомании осужденного, отбывающего лишение свободы (в случаях отсутствия возможности проведения такого лечения по месту отбывания наказания).
    Исправительные учреждения для наркоманов решают двуединую задачу, имеющую социальную значимость: являются органами, исполняющими наказание в виде лишения свободы; осуществляют принудительное лечение содержащихся в них осужденных-наркоманов.
    Специализированные, а также другие исправительные колонии, где содержатся и проходят лечение осужденные-наркоманы, организуют и проводят реабилитационные мероприятия с использованием комплекса медицинских средств, воспитательного и трудового воздействия, режимных и оперативно-профилактических мер, а также с помощью психотерапевтической работы.
    Одним из составных элементов режима в исправительных учреждениях является организация психотерапевтической работы с осужденными в специализированных исправительных учреждениях, которая имеет важное значение для осуществления целенаправленного воспитательного и лечебного процесса.
    Психотерапевтическая работа с осужденными, имеющими алкогольную или наркотическую зависимость, предполагает их всестороннее социально-психологическое изучение. Как правило, современные осужденные данной категории преимущественно молодого возраста (средний возраст – около 27 лет). Практически никто из них не состоит в браке, а если брак был, то подавляюще большинство из них распадается.
    В психотерапевтической работе с данной категорией осужденных не следует сбрасывать со счетов самовоспитание, представляющее собой целенаправленную планомерную деятельность самой личности правонарушителя, направленную с одной стороны, на формирование и развитие положительных качеств, свойств и черт характера, позволяющих вести честный нормальный образ жизни, и, с другой стороны — на искоренение отрицательных навыков и привычек поведения, низменных интересов и установок. Эта работа должна проводиться в комплексе проводимых воспитательных мероприятий.
    Самовоспитанию осужденных в профилактике наркомании, по мнению практических работников, должно быть отведено особое место. Для исправления наркоманов особое значение имеет сам анализ, самооценка, критика и самокритика как важнейшие средства дальнейшего самопознания и самовоспитания личности. У них не сформировано правильное и адекватное представление о смысле жизни и нравственных ценностях, отсутствуют цели в жизни и утрачены социальные связи. У лиц склонных к употреблению наркотиков чаще, чем у других, проявляется нигилизм, конфликтность, отсутствие психологической готовности к нравственному переустройству своей личности. Этим и осложнено внедрение самовоспитания в среде наркоманов.
    Выходом из этой ситуации многие видят обращение в религию. На территории многих ИУ в настоящее время действуют храмы, молельные комнаты, совершаются церковные службы и другие религиозные обряды. Религия способна дать наркоману веру в себя и в Бога. Она способна заменить низменные желания на высокие идеалы. Ведь практически любая вера не допускает употребление наркотиков.
    Социальные работники, психологи и работники медицинской службы исправительных колоний должны тесно сотрудничать и взаимодействовать с другими учреждениями по оказанию помощи лицам склонным к употреблению наркотиков, в частности, с наркологическим диспансером.
    Основной акцент в психотерапевтической работе с осужденными, имеющими алкогольную и наркотическую зависимость, должен ставиться на меры первичной, превентивной профилактики, направленной на поддержание и развитие условий, способствующих сохранению физического, личностного и социального здоровья, и предупреждение неблагоприятного воздействия на него факторов природной и социальной сферы.
    Первичная профилактика является массовой и наиболее эффективной. Она основывается на комплексном системном исследовании влияния условий и факторов социальной и природной среды на здоровье населения. К мероприятиям первичной профилактики относятся меры защиты, которые могут воздействовать либо на пути неблагоприятного влияния наркопровоцирующих факторов, либо на повышение устойчивости организма человека к неблагоприятным факторам.
    Вторичная профилактика- предотвращение рецидивов после лечения ранних форм наркомании. Третичная профилактика- реабилитация в тяжелых случаях неоднократных рецидивов и безуспешного лечения.
    Продуктивным оказывается антинаркотическое направление, ориентированное на выявление тех человеческих потребностей, которые могут быть удовлетворены приемом наркотиков. В числе актуальных проблем подросткового периода входят: осознанное или неосознанное стремление к риску, новому опыту самопознания, признанию другими, желанию устранить психический или физический дискомфорт. На основе этих потребностей могут быть выработаны действенные альтернативы потребления наркотических средств. Предоставление возможности лицам, подверженным риску вовлечения в употребление наркотиков, заняться другой деятельностью. Это может оказаться более эффективным, чем просто лечение уже употребляющих наркотики. Примеры альтернативной деятельности: религиозной, творческой, культурной, туризм, путешествия, участие в групповой деятельности.
    Помимо общей психотерапевтической работы, существует и индивидуальная профилактическая работа. Основная ее цель — принять исчерпывающие меры к тому, чтобы молодежь и несовершеннолетние не приобщались к наркотикам или же полностью отказались от их употребления. Успех в индивидуальной профилактике наркомании во многом зависит от всестороннего и глубокого анализа мотивов приобщения к наркотику, личности подростка, а также объективной оценки микросреды несовершеннолетнего, семейной обстановки, тщательно продуманного планирования мероприятии.
    В центре социально-психологической реабилитации бывших осужденных наркоманов нужно предоставлять следующие услуги: оказание экстренной психологической помощи (экспресс-диагностика, экспресс-терапия, комната снятия реактивных состояний). Также необходимо введение должности социального работника сопровождения жизнедеятельности бывших осужденных наркоманов (валеологических курс психокоррекции общения), оказывающим помощь в различных сферах наркомана, в том числе в семейных отношениях с родными и близкими.
    2.2 Психотерапевтическая работа с осужденными, подвергающимися различным формам притеснения
    Осужденный в процессе отбывания наказания подвергается многоуровневому, многовариантному по содержанию и формам проявления притеснению.
    Во-первых, это общесоциальный уровень. Предназначенный для достижения позитивных целей (защиты общества, торможения негативного развития, исправления и ресоциализации правонарушителя) на деле он формализуется в диапазоне от пренебрежительно-равнодушного отношения официальных органов и сограждан до социального отчуждения и стигматизации.
    Во-вторых, притеснения, объективно создаваемые в местах лишения свободы ограничениями, изоляцией и сопутствующими неудобствами, психическим дискомфортом и негативными последствиями для здоровья, ограниченными возможностями для удовлетворения базовых естественных потребностей, а также отрицательным влиянием микросреды и субкультуры осужденных в исправительном учреждении.
    В-третьих, притеснения, субъективно создаваемые неправомерными требованиями персонала вследствие его низкой квалификации, слабости гуманистических и преобладания в профессиональном сознании карательно-репрессивных установок.
    Наиболее жесткое, постоянное психическое и даже физическое притеснение испытывают осужденные со стороны себе подобных. Формы притеснения различны: побои, агрессия, поборы, присвоение результатов чужого труда, принуждение к выполнению работы за других, совершению нарушений, преступлений, либо принятию ответственности за них, насильственные сексуальные контакты, дискриминация по национальному или религиозному признаку, издевательства, угрозы, оскорбления особенно лиц, имеющих аномалии в развитии, слухи, оговоры, прессинг и т.д.
    Важное место в решении этой проблемы должно быть отведено психотерапевтической работе и социально-реабилитационным мерам, направленным на восстановление человеческого достоинства и социального статуса «обиженного», установление социального контроля, в том числе — административного со стороны сотрудников, общественных, правозащитных, религиозных, иных лиц и организаций, попечительских советов за соблюдением прав и законных интересов, в первую очередь — виктимных осужденных, их защиты от дискриминации, устранение причин и условий притеснения в исправительных учреждениях (скученность, теснота, латентность, высокая степень опасности и агрессивности, субкультура, другие деформации в системе ценностей правонарушителей и т.д.), приведение социально-бытовых, медико-санитарных норм, внешнего вида осужденных в соответствие с требованиями законодательства, разрешение иных индивидуальных проблем, составляющих пенитенциарную трудную жизненную ситуацию.
    При психотерапевтической работе с такой категорией, как «обиженные», средства, методы, формы, технология социальной работы, ее организация и осуществление с учетом типологических особенностей притесняемых, внешних причин и внутренних предпосылок, детерминирующих проявления феномена, требуют дополнительного детального исследования. Вместе с тем, примерная программа психотерапевтической работы с ними должна включать:
  • осознание значимости проблемы и целевую ориентацию профессиональной деятельности специалиста по социальной работе во взаимодействии с другими сотрудниками исправительного учреждения на минимизацию проявлений наиболее тяжких форм притеснения в отношении «обиженных»;
  • официальную легитимизацию (признание факта существования) категории «обиженных» как следствия их комплексного притеснения в соответствии с понятиями криминальной субкультуры, определение понятия, признаков феномена притеснения в исправительных учреждениях;
  • снижение уровня латентности проявления феномена «обиженных» путем определения показателей (режимно-правовых, психологических, медицинских и др.), критериев оценки, механизмов выявления и регистрации конкретных фактов;
  • исследование сущности, выявление закономерностей, личностных и социальных причин, детерминант, предпосылок и особенностей проявления;
  • выработку и опытно-экспериментальную проверку комплексной системы мер по профилактике и коррекции проявлений притеснения, включающей раннюю диагностику в карантине виктимных осужденных; максимальную дифференциацию условий содержания потенциальных притеснителей и их жертв, целенаправленную помощь, защиту, поддержку, соединенную с индивидуальной и групповой разъяснительной, психогигиенической, психопрофилактической и коррекционной работой (по изменению самооценки, «Я — концепции»), формированию гуманного отношения к другому, установок и опыта ненасильственного общения и поведения, нейтрализации влияния криминальной субкультуры, проведения социально-психологических тренингов с различными категориями осужденных, организации индивидуального шефства сотрудников над ними;
  • организацию условий для позитивной самокомпенсации и самореализации конкретных осужденных в общественно значимых видах совместной (групповой, коллективной) деятельности, нацеленных на достижение общего результата, формирование обстановки взаимозависимости, взаимоответственности, взаимопомощи, а также рационализацию дисциплинарного воздействия на субъекты притеснения;
  • максимально широкое привлечение к процессу исправления и ресоциализации осужденных, социальному контролю за соблюдением прав и законных интересов притесняемых, оказании помощи и поддержки извне от родственников, общественности, религиозных организаций, здоровых сил из числа лиц, содержащихся в местах лишения свободы;
  • обучение сотрудников исправительных учреждений опыту работы по профилактике и пресечению насильственных проявлений в среде осужденных.
    2.3 Психотерапевтическая работа с осужденными пенсионного возраста, инвалидами и престарелыми
    Среди лишенных свободы нечасто встречаются лица, у которых старение является естественным физиологическим процессом постепенного снижения психофизиологических функций, увядания организма и изменений личности, что называется нормальной старостью. Нормально стареющие осужденные характеризуются высокой физической и психической активностью, развитыми компенсаторными и адаптационными механизмами, высокой способностью к трудовой деятельности. Имеющиеся у них отдельные элементы старческой патологии успешно компенсируются за счет опыта, развитого логического мышления, запаса знаний и т. п. Работа с ними, при наличии у них положительных устремлений, ценностных ориентаций, широких интересов, не представляет большой трудности, хотя и требует учета их возрастных особенностей.
    Престарелые осужденные весьма неоднородны по уровню образования, трудовому стажу, состоянию здоровья, семейному положению, количеству судимостей и общего времени, проведенного в местах лишения свободы. У большинства из них сформировалась низкая культура здорового образа жизни и безответственное отношение к своему здоровью.
    Престарелые из числа неоднократно судимых, как правило, имеют невысокий общеобразовательный уровень. Чаще всего они получили образование в школах колоний под влиянием администрации и дальше самообразованием не занимались. Некоторые из них имеют значительный трудовой стаж и право на получение пенсии после освобождения из исправительных учреждений, что позволяет им быть уверенными в своем будущем. Большинство же не имеют достаточного трудового стажа, права на получение пенсии по старости ввиду того, что время пребывания их на свободе в промежутках между арестами было незначительным.
    Все это вызывает у них неуверенность в своем будущем, а также специфическую старческую болезнь — геронтофобию (боязнь старости и неприязненное к ней отношение), которая особенно усугубляется у одиноких, а также больных, физически немощных. У них наблюдается полнейшая потеря перспектив, переживание состояния старческой фрустрации, ненужности и растерянности перед будущим. Старение, при этом, характеризуется следующими закономерностями:
    1) гетерохронностью, т. е. неравномерностью и разновременностью изменений, происходящих в тех или иных процессах и психофизических функциях;
    2) разнообразием изменений, трудно поддающихся учету;
    3) специфичностью, т.е. индивидуальным своеобразием старения у каждого осужденного.
    Это обязывает психологов исправительных учреждений: во-первых, учитывать общие черты и особенности престарелых осужденных и, во-вторых, осуществлять к ним дифференцированный и индивидуальный подход при реализации различных технологий и мер психолого-педагогического воздействия с учетом общих закономерностей старения и индивидуального своеобразия личности старика.
    Основными психическими заболеваниями, которыми страдают престарелые, являются: старческие психозы, старческое слабоумие, требующие проведения определенной профилактики. Старческая деменция (слабоумие) – это необратимый процесс, так как причины этого расстройства носят органический характер, связанный с определенным синдромом поражения. Функциональные же старческие психозы – это явление личностного порядка, при котором основная причина заболевания лежит не в органических изменениях высшей нервной системы, а в изменениях социального статуса личности, связанных со старостью.
    Старость в своем развитии проходит ряд этапов: удаление от дел, старость, дряхлость, у каждого индивидуума имеющие свои возрастные границы и особенности протекания, которые необходимо знать для организации социальной работы с ними.
    Наряду с престарелыми осужденными, в исправительных учреждениях отбывают наказание осужденные, являющиеся инвалидами. Общая численность осужденных-инвалидов в исправительных учреждениях России в настоящее время не превышает 5% от общей численности осужденных. В большинстве случаев это лица, которые уже до осуждения и попадания в места лишения свободы получили со стороны государственных экспертных врачебных комиссий по месту проживания оценку своей трудоспособности и состояния здоровья, но есть и такая категория осужденных, что стали инвалидами в процессе отбывания уголовного наказания.
    Социальная среда жизнедеятельности осужденных-инвалидов в исправительных учреждениях ничем не отличается от среды, в которой находятся другие осужденные. В исправительных учреждениях можно встретить осужденных-инвалидов: по зрению, слуху, с ампутированными конечностями (без ног, без кистей рук), а также инвалидов по общим и профессиональным заболеваниям. Эту категорию осужденных в исправительных учреждениях могут объединять в отдельные отряды.
    Осужденные-инвалиды имеют возможность регулярно получать медицинскую помощь в исправительном учреждении, могут быть помещены в стационар медицинской части колонии, а также в специальную больницу или лечебное исправительное учреждение. Содержание этой категории осужденных в местах лишения свободы требует создания определенных условий, надлежащего ухода за ними, а также значительных материальных затрат.
    Организация психотерапевтической работы с осужденными престарелого возраста и инвалидами начинается с выявления и учета лиц данной категории. Изучая их, необходимо, прежде всего, установить: состояние их здоровья, наличие трудового стажа и права на получение пенсии после освобождения, родственные связи, специальности, мотивацию и цели жизни, наиболее характерные психические состояния, старческие аномалии. В работе с престарелыми осужденными и инвалидами следует опираться на присущие им положительные качества (их опыт, знания, общую эрудицию и т.п.), нейтрализовать отрицательные возрастные особенности, особенности заболеваний.
    Этого можно достичь, если исходить из основного принципа психотерапевтической работы с этой категорией осужденных — сделать жизнь этих лиц деятельной. Лицам престарелого возраста импонирует то, что сотрудники исправительных учреждениях с ними советуются, прислушиваются к их мнению, доверяют выполнение ответственных личных и коллективных поручений и т.п.
    Согласно ст. 103 УИК РФ осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет, а также осужденные, являющиеся инвалидами первой и второй группы, могут привлекаться к труду только по их желанию в соответствии с законодательством РФ о труде и законодательством РФ о социальной защите инвалидов. Поэтому, при вовлечении этой категории осужденных в производительный труд необходимо учитывать физиологические возможности стареющего организма и общее состояние психофизических функций (памяти, восприятия, мышления, воображения, внимания).
    Надо учитывать также мотивы их трудовой деятельности, опираясь на привычку к трудовой деятельности (скучно без работы); чувство общественного долга (коллектив, сотрудники просят помочь); стремление обеспечить себя материально; чувство заинтересованности в успехах коллектива. При подборе работы для осужденных престарелого возраста и инвалидов следует иметь в виду, что с годами при выборе профессии усиливается роль условий труда и несколько уменьшается значение его привлекательности. Эффективная трудовая реабилитация престарелых осужденных и инвалидов достигается поддержанием размеренного трудового ритма, не допускающего авралов, штурмов, аритмии в производственной деятельности.
    В заключении следует отметить, что психотерапевтическая работа с осужденными пожилого возраста и инвалидами в местах лишения свободы проводится с учетом правовых, индивидуально-психологических, социально-психологических, а также психолого-педагогических факторов, создающих необходимые условия реабилитации и социальной адаптации этой категории осужденных. При этом особое внимание уделяется их практической подготовке к освобождению из мест лишения свободы, а также социально-бытовой и трудовой реабилитации.  
    Заключение
    Одной из наиболее актуальных проблем на сегодняшний день является социальная реабилитация и адаптация осужденных и лиц, освобождающихся из мест лишения свободы. Процесс адаптации связан с адаптивной ситуацией, которая возникает в связи с произошедшими изменениями в социальной среде или переходом личности из одной социальной среды в другую. Быстрая коренная ломка жизненных планов, образа жизни путём социальной изоляции порождает у человека комплекс специфических проявлений, называемых «синдромом лишнего человека». Преодолеть эти тягостные состояния осужденного можно путем подготовки осужденных к освобождению.
    Требование системности и преемственности в организации психотерапевтической работы с осужденными обуславливает создание службы специализированной постпенитенциарной реабилитации граждан, освободившихся из исправительных учреждений. Необходимость реализации индивидуального и дифференцированного подхода предопределяет как перспективу определение, апробацию и распространено основных методик социальной работы с наиболее уязвимыми категориями осужденных, технологией оздоровления среды осужденных, реанимации семейных и иных социальных связей, а также актуализации личностного ресурса самих осужденных в преодолении сложившихся обстоятельств.
    Важнейшим направлением совершенствования психотерапевтической работы в исправительных учреждениях является ее комплектация квалифицированными кадрами, их специализации в различных видах деятельности, в том числе по оказанию необходимой помощи осужденным и персоналу исправительных учреждений. Дальнейшее развитие пенитенциарной психотерапевтической работы позволит закрепить и сделать необратимыми гуманистические тенденции в исправительных учреждениях, а в перспективе коренным образом изменить ее облик, трансформировав места лишения свободы в центры комплексной (психолого-педагогической, медицинской, трудовой, социальной) реабилитации.
    В работе с наркоманами и алкоголиками как в местах лишения свободы, так и по их освобождению, знание характерных особенностей наркомании как болезни, условий ее развития — второе условие эффективности психотерапевтической работы с лицами, потребляющими наркотики.
    В общем выводе отметим, что гражданин, преступивший грань закона, рано или поздно вернется в наше общество, но, не научившись жизни в этом обществе, не найдя в нем своего места он продолжит свой преступный путь. Основная цель психотерапевтической работы с осужденными (миссия) – гуманизация процесса отбывания наказания, снижение уровня рецидивной преступности.
    Психотерапевтическая работа с осужденными – это профессиональная комплексная деятельность по оказанию социальной помощи и поддержки, осуществлению социальной защиты осужденных, результатом которой является создание условий для социально положительного функционирования и совершенствования человека, преступившего порог закона.  
    Список использованных источников
  1. Ганишина И.С. Программа психологического просвещения как средство профилактики наркотической зависимости осужденных // Прикладная юридическая психология. 2018. — № 3. — С. 53-60.
  2. Датий А.В., Воронин Р.М. Проблемы организации медицинского обеспечения осужденных и сотрудников ФСИН России // Прикладная юридическая психология. 2019. — № 2. — С. 155-156.
  3. Ковачев О.В. Посттравматические стрессовые расстройства потерпевших от преступлений и других экстремальных ситуаций // Прикладная юридическая психология. 2019.- № 2. — С. 24-37.
  4. Пестриков Д.В., Сеник И.В. Возможность применения эмоционально-образной психотерапии в работе с осужденными в местах лишения свободы // Прикладная юридическая психология. 2018. — № 3. — С. 89-96.
  5. Сочивко Д.В., Бурцев А.О. Проблема психопатизации личности осужденных к лишению свободы // Прикладная юридическая психология. 2019. — № 1. — С. 30-41.
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov