Контрольная Организация прогулок в детском саду

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

  1. Значение прогулки для физического воспитания детей 4
  2. Содержание и виды прогулок 6
  3. Условия и время проведения прогулок в разных возрастных группах 8
  4. Двигательная активность детей на прогулке 11
    Приложение: конспект тематической прогулки «День здоровья» в одной возрастной группе 14
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 17

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современные программы дошкольного образования обязательно основываются на комплексно-тематическом принципе построения и предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
Опыт работы дошкольных учреждений показывает, что прогулки дают возможность, как для физического, так и для умственного, нравственного, и эстетического развития дошкольников.
Целью работы является изучение процесса организации прогулок в детском саду.
Основными задачами работы являются:

  • исследовать значение прогулки для физического воспитания детей;
  • изучить содержание и виды прогулок;
  • рассмотреть условия и время проведения прогулок в разных возрастных группах;
  • проанализировать двигательную активность детей на прогулке.
  1. Значение прогулки для физического воспитания детей

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.
Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т.д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.
Прогулки дают возможность решать задачи нравственного воспитания. Воспитатель знакомит детей с родным городом, его достопримечательностями, с трудом взрослых, которые озеленяют его улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги. При этом подчеркивается коллективный характер труда и его значение: все делается для того, чтобы нашим людям жилось удобно, красиво и радостно. Ознакомление с окружающим способствует воспитанию у детей любви к родному городу. Малыши трудятся в цветнике — сажают цветы, поливают их, рыхлят землю. У них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Они учатся замечать ее красоту. Обилие в природе красок, форм, звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость, ритм и динамика — все это вызывает даже у самых маленьких радостные переживания.
Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах поведения в общественных местах. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость.
Наблюдения вызывают у детей интерес, они задают множество вопросов,на которые непременно хотят получить исчерпывающий ответ.
Все это развивает наблюдательность ребенка, расширяет его кругозор,а обилие природных красок, форм и звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость, ритм и динамика – будит мысль, воображение и фантазию детей и вызывает даже у самых маленьких радостные переживания.
Выполнение детьми трудовых поручений во время прогулки воспитывает у них трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе.
Прогулка организуется два раза в день: в первую и во вторую половину дня.
Ежедневная продолжительность прогулки детей должна составлять не менее 4–4,5 часов.
Время же, отведенное на прогулку должно строго соблюдаться.
Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до четырех часов в день. Летом это время значительно увеличивается. Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней .

  1. Содержание и виды прогулок

Современные требования к обновлению образовательного процесса предполагают проведение в дошкольной образовательной организации прогулок максимально разнообразных по содержанию и организации. Помимо традиционной, сложившейся годами структуры прогулки с детьми, могут проводиться тематические прогулки, выстроенные по принципу доминирования вида детской деятельности или являющиеся продолжением темы дня в образовательном процессе: прогулки-походы, развлекательные прогулки с персонажем, прогулки-события, спортивные прогулки, прогулки – трудовые акции.
Виды организации тематических прогулок могут быть самые разнообразные, но их обязательными составляющими являются совместная деятельность взрослого с детьми, совместная деятельность со сверстниками и самостоятельная деятельность ребенка. Совместная деятельность взрослого с детьми в ходе проведения прогулки проявляется особенно ярко, т.к. именно здесь осуществляется тесное общение между ними во всех видах деятельности. При этом ведущей игровой деятельности ребенка на прогулке любого вида должна отводиться особая роль.
Данные компоненты выступают не как отдельные педагогические мероприятия, а как логически обоснованные части основного, что запланировано воспитателем в конкретной возрастной группе на прогулке, и позволяют сделать ее более эффективной и интересной. Последовательность структурных компонентов может варьироваться в зависимости от вида предыдущей образовательной деятельности.
В ходе прогулке используются разные формы работы с детьми. Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если выходу воспитанников на улицу предшествовали занятия физической культурой или музыкальное, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания.
Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью (в т. ч. трудом взрослых, которые работают на территории ДОУ или за ее пределами). Наблюдения можно проводить с группой, подгруппой воспитанников, а также индивидуально.
Кроме того, на прогулках осуществляется работа по развитию речи детей. Вместе с педагогом воспитанники разучивают небольшие стихотворения, пословицы, поговорки, потешки, тексты песен, а также закрепляют произношение «трудных» звуков. Основное место во время прогулки отводится самостоятельным играм воспитанников. Во время прогулки важно, чтобы все дети были заняты. Педагогу необходимо следить за тем, чтобы воспитанники не перегрелись. Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование.
Рассмотрим основные виды прогулок в ДОУ:

  1. Познавательного характера
  • экскурсии
    -наблюдения
    -опыты
    -исследовательская деятельность
  1. Общего типа (традиционная)
  • наблюдение
    -труд
    -подвижная игра
    -сюжетно-ролевая игра
    -совместная деятельность воспитателя и детей
    -свободные игры
  1. Праздники
  • спортивный досуг
    -спортивный праздник
    -игр и забав
  • веселый театр
    -цирк
  1. Спортивного типа
  • спортивные игры, эстафеты
  • пешеходные прогулки
    -турпоход пеший
    -спортивные забавы
  1. Коммуникативного типа
    -совместные экскурсии, игры
  • посещение других групп
    -создание и разрешение ситуаций

6.Игровая

  • игры-забавы
    -подвижная игра
  • хороводная игра
    -игровая деятельность на одну тему
  1. Условия и время проведения прогулок в разных возрастных группах

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), обучение детей в ДОУ ведётся по пяти направлениям: познавательное, физическое, художественное, речевое и коммуникативное развитие. Эти категории взаимосвязаны в образовательном процессе и реализуются в течение всего дня в детском саду. Правильная организация прогулок позволяет достичь цели по воспитанию всесторонне развитой личности ребёнка, совершенствовать лучшие качества в нём.
Прогулка складывается из пяти структурных элементов, каждый из которых длится 7–15 минут:

  • самостоятельная игровая деятельность,
  • индивидуальная работа по различным направлениям развития дошкольников,
  • труд,
  • наблюдение,
  • двигательная активность.
    После игр и занятий, связанных с умственной работой, сидением в малоподвижной позе, ребенок нуждается в движении. Самым благоприятным режимным отрезком времени в детском саду для реализации потребности детей в движении является прогулка. Ребенок дошкольного возраста должен гулять (даже в холодное время года) ежедневно до 4 – 5 часов в день. Прогулка проводится в любую погоду, за исключением неблагоприятных условий. При небольшом дожде ее можно организовать на веранде, под навесом. В этом случае с детьми проводят беседы, читают сказки, организуют игры малой подвижности.
    Режим прогулок в разное время года, при различной погоде, в разных возрастных группах носит свой характер:
  1. Ранний возраст – 1 час
  2. Младший возраст – 1час 20 мин.
  3. Средний возраст – 1 час 30 мин.
  4. Старший возраст – 1 час 40 мин.
    На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус. К сожалению, нередко педагоги дошкольных учреждений не уделяют должного внимания организации прогулки.
    Зачастую сокращается длительность прогулки, особенно в холодное время года (до 30-40 мин.). Так же в этот период большинство педагогов затрудняются в организации игровой деятельности детей, ссылаясь на то, что дети слишком укутаны, это стесняет их подвижность и снижает двигательную активность. В ходе прогулки должны решаться следующие задачи:
  5. Создание благоприятных условий для раскрытия творческих замыслов детей, проявления их двигательной активности и положительного эмоционального состояния;
  6. Знакомство детей с разнообразными видами движений и создания вариативных условий для систематического выполнения;
  7. Развитие пространственной ориентировки у детей и умение действовать совместно;
  8. Формирование двигательных умений и навыков у детей в процессе коллективных игр и игровых упражнений.

Структурные компоненты прогулки:

  1. Разнообразные наблюдения (с использованием художественного слова, дидактических заданий, экспериментов);
  2. Труд на участке;
  3. Самостоятельная игровая деятельность детей;
  4. Подвижные игры;
  5. Индивидуальная работа по развитию физических качеств.

Предполагается, что эти компоненты могут варьироваться в чередовании между собой. Так, если перед прогулкой дети находились на занятии, требующих больших умственных усилий, усидчивости, то на прогулке необходимо вначале провести подвижные игры, пробежки, а затем перейти к наблюдению. Если же до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, то начинать нужно с наблюдений, спокойных игр. Любая прогулка должна быть наполнена разнообразной, содержательной деятельностью. Не следует сдерживать ребенка. Чередуйте движения и разнообразьте их.

Наблюдения.
Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице, дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах дорожного движения и т. п. из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у ребят интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.

Труд на участке.
Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе трудового воспитания решаются следующие задачи:

  1. Прививается любовь к природе, бережное к ней отношение;
  2. Прививается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней;
  3. Укрепляются социальные взаимоотношения со сверстниками, взрослыми;
  4. Расширяется кругозор детей (свойства и качества объектов, взаимосвязи в природе, знания о растениях и животных);
  5. Развитие интеллектуальных умений (подбор инструментов, намечать последовательность действий, распределять их по времени, оценивать результаты труда);
  6. Развитие сенсорного восприятия;
  7. Наблюдательность;
  8. Уважение к людям труда;
  9. Удовлетворение эстетических потребностей.

Труд в природе лишь в том случае имеет воспитательно-образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям:

  • Организация разнообразного по содержанию труда (уход за растениями, животными, труд на участке, в цветнике, на огороде). Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать.
  • Формирование практических навыков и умений в единстве со знаниями (при работе на цветнике воспитатель закрепляет умение узнавать, называть растения, их части; вспоминается процесс посадки растений).
  • Осознанность труда (раскрытие перед ребенком цели, результата, способов его достижения).
  • Усложнение трудовой деятельности. Усложнение навыки ухода за растениями и животными, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, планирующие умения детей.
  • Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.
  • Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления, иначе у него возникнет отрицательное отношение к трудовым заданиям.
  1. Двигательная активность детей на прогулке

Полноценное и всестороннее развитие и воспитание детей дошкольного возраста невозможно без правильно организованной и достаточной двигательной активности, которая оказывает огромное влияние на состояние здоровья и физическое развитие ребёнка. Растущий организм ребёнка нуждается в движении, и удовлетворении этой потребности является важнейшим условием его жизнедеятельности и развития.
Двигательная активность дошкольника часто обусловлена предложенным ему двигательным режимом, который состоит из организованной и самостоятельной деятельности. При разработке рационального двигательного режима в детском саду важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности ребёнка в физической активности, но и предусмотреть, чтобы она соответствовала его двигательному опыту, интересам, желаниям и функциональным возможностям организма. Поэтому педагог должен позаботиться о её организации, разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к её содержанию.
Как в организованных, так и в самостоятельных играх необходимо своевременно переключать дошкольников с одного вида занятий на другой, поэтому очень важно, чтобы вся деятельность детей на прогулке направлялась и регулировалась воспитателем, а каждый ребенок находился в поле его зрения.
Утренняя прогулка — наиболее благоприятное время для проведения подвижных игр и физических упражнений. Они подбираются в зависимости от предшествующей работы в группе, их количество и продолжительность различны в течение недели.
Так, в дни проведения организованной двигательной деятельности в зале на прогулке организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение. При распределении игр и физических упражнений в течение дня следует учитывать соотношение нового программного материала, предлагаемого на организованной двигательной деятельности (как в зале, так и на улице), с ежедневными играми и упражнениями, проводимыми воспитателем на утренней и вечерней прогулках. Это способствует закреплению и совершенствованию движений.
Содержание игр и физических упражнений на прогулке должно предусматривать:
1) использование упражнений преимущественно динамического характера, направленных на развитие различных групп мышц, а также упражнений, требующих высокой координации движений.
2) соответствие игр и упражнений сезону года, погодным условиям;
3) применение разных способов организации дошкольников;
4) рациональное использование оборудования и инвентаря, предметов окружающей среды;
5) создание благоприятных условий для положительных эмоциональных и морально-волевых проявлений детей;
6) активизацию детской самостоятельности;
7) стимулирование индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Значительное место отводится играм спортивного и соревновательного характера, играм-эстафетам. В них рекомендуется вводить хорошо знакомые детям движения, а для поддержания интереса усложнять содержание, правила, двигательные задания (перелезание через препятствия, подлезание под дугой, прыжки с разбега, ходьба по дорожкам и т. д.). Кроме подвижных игр, на прогулке необходимо широко использовать разнообразные упражнения в основных видах движений.
Как эффективное средство повышения двигательной активности и воспитания выносливости предлагается бег с различной скоростью. При распределении упражнений в основных видах движений значительное место надо отводить прыжкам и подскокам. Это действенное средство для повышения двигательной активности детей и воспитания у них скоростно-силовых качеств, выносливости. На прогулке на участках можно создать условия для использования разных видов прыжков.
Старшим дошкольникам можно предлагать прыжки на двух ногах на месте (с постепенным увеличением их количества от 25 до 40) и с изменением положений ног (ноги скрестить — ноги врозь, одна нога вперед — другая назад; попеременно на правой и левой ноге; с поворотом и т. д.); многообразные прыжковые упражнения: спрыгивание с высоты в обруч, впрыгивание на невысокие препятствия (на скамейку, санки, снежный холм), перепрыгивание через предметы; прыжки в длину с места и с разбега, в высоту с разбега; прыжки с короткой скакалкой разными способами. Наряду с упражнениями в беге и прыжках широко используются упражнения в метании, бросании и ловле мяча с целью подготовки детей к спортивным играм (баскетбол, бадминтон, теннис).
В содержание прогулки могут быть включены различные движения с мячом (резиновым и теннисным): прокатывание по земле, узкой дорожке; подбрасывание и ловля; ведение мяча; удары о стену; закатывание мяча в обруч с помощью дощечки; метание в цель и на дальность.
С целью закрепления навыков в основных видах движений, развития ловкости и поддержания интереса детям предлагается ряд упражнений в определенной последовательности и с постепенным усложнением на полосе препятствий, где располагаются разнообразные физкультурные пособия — гимнастические скамейки, дуги, щиты для метания, стойки с веревочкой. Такие упражнения рекомендуется выполнять с детьми в старшей и подготовительной группе.
Выполнение упражнений на полосе препятствий не должно вызывать особых затруднений у детей — ведь они предварительно осваиваются на занятиях. На прогулке значительное место следует отводить спортивным упражнениям, которые способствуют формированию разнообразных двигательных навыков и качеств.
Спортивные упражнения планируются в зависимости от времени года (зимой — катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах; весной и летом — катание на велосипеде и самокате).
Значительное внимание следует уделять вопросам организации игр и физических упражнений. Выбор времени их проведения зависит от предшествующей работы в группе. Если двигательная и музыкальная деятельность состоялось в первой половине дня, то игры и упражнения желательно организовывать в середине или в конце прогулки, а в самом начале предоставить детям возможность самостоятельно поиграть, поупражняться с разнообразными пособиями.
В остальные дни целесообразно организовать двигательную деятельность детей в начале прогулки, что позволит обогатить содержание их последующих самостоятельных игр. При проведении игр и упражнений следует использовать разные способы организации детей. Так, подвижную игру воспитатель проводит со всей группой. Игра повторяется три — шесть раз (в зависимости от желания детей).
Спортивное упражнение и упражнение в основных видах движений желательно организовывать по подгруппам. Каждая выполняет свое задание, например, дети первой подгруппы, ездят на велосипеде, дети «второй упражняются в разных видах прыжков через скакалку. Такая организация требует от воспитателя тщательного подбора упражнений, инвентаря, контроля за движениями детей.
При делении на подгруппы важно учитывать особенности двигательной активности каждого ребенка.
Как показывает практика, целесообразно объединять детей, слабо владеющих каким-либо движением с более подготовленными. При организации знакомых игр воспитатель может предоставить дошкольникам возможность самим вспомнить и рассказать содержание правил. Педагог обращает внимание лишь на важные моменты в игре, от которых зависит ее ход и выполнение правил.

Приложение: конспект тематической прогулки «День здоровья» в одной возрастной группе

Цель: формирование культуры здорового образа жизни.

ПРОГУЛКА:

  1. Наблюдение за погодой и одеждой.

Цель: учить детей умению определять состояние погоды и видеть зависимость между нею и одеждой людей.
Какая сегодня погода?
Как вы одеты?
Зачем в ветреную погоду нужно надевать шапку, закрывающую уши?
Чем опасен ветер для здоровья наших ушек?
А почему в дождливую погоду надевают резиновые сапоги, капюшон и пользуются зонтом?
Что может случиться, если сильно промокнешь?
Зачем зимой прячут руки в перчатки или варежки?

  1. Подвижная игра «Кот и мыши».

Цель: закрепить правила игры, упражнять детей в беге, развивать умение бегать и действовать по сигналу воспитателя, воспитывать интерес к игровой деятельности.

Правила игры:

Выбор ведущего и водящего: в роли ведущего целесообразнее выступать педагогу – он объясняет правила и следит за ходом игры. Для выбора кота и мышки возможно использовать речевку-песенку, проговариваемую затем в ходе игры: это поможет детям одновременно выучить текст:

Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот,
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите:
Как проснется Васька-кот,
Разобьет весь хоровод!
Описание хода игры: играющие водят хоровод, в центре которого – мышка – это ее «домик», проговаривая или напевая слова. Как только песенка кончилась, играющие понимают руки, не размыкая их – «дверки открываются», мышка выбегает наружу и бежит от кота, поджидавшего ее за пределами хоровода.

Правила и условия игры:
Если кот успел поймать мышку, игра заканчивается. Можно сделать кота мышкой или выбрать новую пару.
Кот не имеет права забегать в круг.
Мышка не имеет права слишком долго находиться в домике во время погони – только забегать и сразу выбегать.
Игроки в хороводе должны быть внимательны и аккуратны – нельзя резко опускать руки, чтобы не ударить водящих.
Возможности усложнения игры: можно выбрать двух мышек, двух котов.

  1. Индивидуальная работа.

Цель: продолжать учить ловить двумя руками мяч, развивать ловкость, физические способности, внимательность, воспитывать интерес и любовь к спорту, упражнять детей в ловле мяча двумя руками.

  1. Самостоятельные игры детей на участке.

Цель: продолжать учить детей играть самостоятельно, взаимодействовать в коллективе, уступать друг другу, делиться игрушками, воспитывать интерес к игровой деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно сделать вывод, что организация прогулки в детском саду требует от педагога знания образовательных программных задач, особенностей психического и физического развития детей в каждой возрастной группе, наличие способности быстро реагировать на изменяющиеся условия воспитательно-образовательного процесса, умения применять индивидуальный подход к детям.
Образовательная работа на прогулке должна быть направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Воспитание ценностей здорового образа жизни у детей 3-7 лет: планирование, знания, игры/авт.-сост. М.Р. Югова. -Волгоград: Учитель, 2016.-137с.
  2. Мосалова Л.Л. Я и мир: Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.-80с.
  3. Шукшина С.Е. Я и мое тело: Пособие для занятий с детьми с практическими заданиями и играми.- М.: Школьная Пресса, 2014.-48 с.-(Программа «Я-человек.)-(«Дошкольное воспитание и обучение-приложение к журналу «Воспитание школьников»;Вып.49.)
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov