Контрольная Основные профилактические мероприятия, проводимые отделами и службами УИС

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОЛОГОДСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАВА И ЭКОНОМИКИ ФСИН РОССИИ»

КАФЕДРА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Основные профилактические мероприятия, проводимые отделами и службами УИС, направленные на профилактику правонарушений в пенитенциарных учреждениях.

Выполнил: слушатель _ учебной группы ОЗО юридического факультета ВИПЭ ФСИН России _________________________________________________________________________________________________ зачетная книжка №__.

Проверил: _______________________________________________________________________________________________________________________

Вологда – 20___г.

Содержание
Введение 3
1 Правовое регулирование профилактики правонарушений в пенитенциарных учреждениях 5
2 Профилактические мероприятия в пенитенциарных учреждениях 11
Заключение 24
Список используемой литературы 26

Введение
Первоочередной задачей любого государства, проводящего уголовно-исполнительную политику и стремящегося к обеспечению правопорядка в местах лишения свободы, является, прежде всего, выявление причин и условий способствующих совершению преступлений, а также проведение профилактики правонарушений.
Пенитенциарная преступность, по мнению авторов криминологической энциклопедии, — это преступность в местах лишения свободы, то есть выделенная по месту совершения. Ее особенности определяются спецификой условий в учреждениях пенитенциарной системы и особой социальной средой осужденных. Отсюда и специфика детерминации преступного поведения, и его характеристика.
Общественная опасность пенитенциарной преступности определяется характеристикой лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС). В последние годы в связи с гуманизацией карательной политики государства состав контингента в тюрьмах и колониях по своим уголовно-правовым и нравственно-психологическим характеристикам существенно изменился, так как лишение свободы назначалось судами лицам, наиболее запущенным в нравственно-правовом отношении, многократно судимым, представляющим повышенную общественную опасность и т.д., что отрицательно сказалось на криминологической ситуации в пенитенциарных учреждениях.
Поскольку основным средством обеспечения безопасности личности, общества и государства является криминологическая профилактика, постольку и первостепенной возможностью обеспечения безопасности уголовно-исполнительной системы от криминальных угроз является пенитенциарная профилактика. Именно поэтому пенитенциарную профилактику и ее особенности следует трактовать как вид практики, основанной на концептуальном научном положении и направленной на недопущение антиобщественных проявлений в пенитенциарных учреждениях. Эффективность процесса исполнения наказаний является залогом достижения наказаний своих целей, в этом заключается актуальность рассматриваемых вопросов.
Целью данной работы является исследование основных профилактических мероприятий проводимых службами и отделами уголовно-исполнительной системы направленные на профилактику правонарушений в пенитенциарных учреждениях. Достижение поставленной цели опосредовано достижением следующих задач: изучить правовое регулирование профилактических мероприятий по пресечению пенитенциарной преступности, дать характеристику общим и индивидуальным профилактическим мерам.

1 Правовое регулирование профилактики правонарушений в пенитенциарных учреждениях
В теории права, как известно, под правовым регулированием понимается специфическая деятельность государства, его органов и должностных лиц по упорядочению общественных отношений путем установления правовых норм и принятия в необходимых случаях индивидуально регламентирующих решений по юридически значимым вопросам. Такое важное направление деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, как предупреждение преступлений, требует также четкого нормативно-правового регулирования, поскольку от успешности решения связанных с ним задач зависит безопасность не только отдельных граждан, но и общества в целом.
Правовая основа предупреждения преступности имеет сложную структуру, включает в себя нормы различных отраслей права.
Важные положения, определяющие роль и значение предупредительной деятельности, ее содержание и направленность, обязательное соответствие принципам справедливости, гуманизма, законности, содержатся в ряде международных правовых актов, признанных Россией. Таких как, Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.), Руководящие принципы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка (приложение к Миланскому плану действий, принятому на седьмом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Милан (Италия), 26 августа — 6 сентября 1985 г.) и прочие.
Базисное значение для правового обеспечения мер предупреждения преступности имеет ряд положений Конституции РФ. Так, статья 2 Конституции РФ провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью и устанавливает обязанность государства по их соблюдению и защите. Исполнение этой фундаментальной обязанности осуществляется многообразными способами, в том числе путем предупреждения государственными органами уголовно наказуемых посягательств на права и свободы граждан. Конкретизация в гл. 2 Конституции РФ прав и свобод человека и гражданина, предусмотренные в ней гарантии их осуществления, средства защиты, допустимые ограничения устанавливают правовой статус личности, из которого должны исходить государственные и общественные органы, осуществляя тот или иной вид деятельности, включая предупреждение преступности.
В частности, при проведении предупредительных мероприятий недопустимо умаление достоинства личности (ст. 21); никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных законом или на основании судебного решения (ст. 25); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ст. 35) и т.д.
Значение уголовного права для правового регулирования предупреждения преступности определяется, прежде всего тем, что его нормами очерчен круг деяний, запрещенных под угрозой уголовной ответственности. Нормами Уголовного кодекса РФ, регулирующими систему наказаний, порядок и условия их назначения, освобождения от наказания, устанавливается определенный правовой режим для осужденных, а также освобожденных от уголовной ответственности и наказания. Важными элементами этого режима, создающими юридические основания предупредительной работы с лицами указанных категорий, являются определенные для них правоограничения, специальные правила и обязанности, наблюдение и контроль над ними со стороны правоохранительных органов и общественности. Большое значение для юридического обоснования мер индивидуального предупреждения рецидива преступлений имеет уголовно-правовой институт судимости. Предупредительный эффект уголовно-правовых норм достигается также посредством их действия на правосознание граждан.
Значение уголовно-процессуального законодательства в правовом регулировании предупреждения преступности определяется, прежде всего тем, что оно ставит соответствующую задачу перед всем уголовным судопроизводством. Наряду с этим Уголовно-процессуальный кодекс РФ устанавливает и конкретные процессуальные меры предупредительного характера в виде представлений органа дознания, следователя, прокурора, частных определений (постановлений) суда. Большое значение для правового регулирования предупреждения преступлений имеют нормы уголовно-процессуального закона, которые в совокупности с соответствующими нормами материального права регламентируют основания, порядок освобождения от уголовной ответственности и наказания вследствие изменения обстановки, в связи с деятельным раскаянием, примирением с потерпевшим, применением к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного характера.
Весь процесс исполнения наказаний, который регулируется исправительным правом, способствует предупреждению преступности. Для правового регулирования предупреждения рецидива преступлений особое значение имеют нормы уголовно-исполнительного законодательства, регламентирующие порядок освобождения из мест лишения свободы, трудовое и бытовое устройство освобожденных, основания и порядок наблюдения за условно-досрочно освобожденными, административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, и ряд других.
Особое место среди других законодательных актов занимает Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», поскольку он, во-первых, определяет юридический статус учреждений УИС, порядок их создания и ликвидации, контроля над их деятельностью; во-вторых, закрепляет полномочия учреждений, исполняющих наказания, права, обязанности, правовую и социальную защиту работников этих учреждений, тем самым обеспечивает и реализацию других норм права.
Согласно ст. 13 названного Закона на учреждения, исполняющие наказания, возлагаются обязанности по созданию условий для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях. Для успешного осуществления данной функции администрации учреждений предоставляются довольно широкие права.
Более детально вопросы обеспечения правопорядка в ИУ регламентируются Уголовно-исполнительным кодексом РФ. Именно уголовно-исполнительное законодательство определяет комплекс разнообразных мер контроля и надзора за осужденными наряду с системой обеспечения их прав и свобод, а также законных интересов. Названный выше Закон положил начало законодательному закреплению основ деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, в том числе и в сфере обеспечения ими правопорядка и законности в этих учреждениях, обеспечения безопасности содержащихся в них осужденных и работающего персонала.
В ст. 9 УИК РФ устанавливаются основные средства исправления осужденных, среди которых на первом месте стоит установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим). Именно режим ставит жизнедеятельность осужденных под жесткий контроль и надзор, тем самым дисциплинируя поведение этих лиц, что в конечном итоге способствует их исправлению, а также воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие.
Режим отбывания наказания согласно ст. 82 УИК РФ предполагает обязательное обеспечение надзора, изоляции и охраны осужденных, личную безопасность осужденных и персонала и т.д . В свою очередь, одним из важных средств обеспечения выполнения целей и задач наказания в соответствии со ст. 84 УИК РФ и ст. 2, 13 и 14 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» является оперативно-розыскная деятельность ИУ, которая осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, в частности, Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. Субъектами оперативно-розыскной деятельности в ИУ являются оперативные аппараты этих учреждений.
Организационная основа обеспечения правопорядка в ИУ регулярно получала до последнего времени конкретизацию и развитие в ежегодных директивах Минюста России, решения коллегий, приказах, инструкциях, указаниях, обзорах ГУИН Минюста России.
Например, Приказ Министерства юстиции РФ от 20 мая 2013 г. № 72 “Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы”. На сегодняшний день это основная Инструкция по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях УИС.
Предотвращение правонарушений связано с выявлением лиц, намеревающихся совершить правонарушение, и принятием к ним мер превентивного характера с целью не допустить реализацию таких планов (на стадии обнаружения умысла).
В Инструкцию включены понятия общей и индивидуальной профилактики. Первая обеспечивается путем охраны, изоляции указанных субъектов и надзора за ними, их размещения в соответствии с законом. Также выявляются причины и условия, способствующие совершению правонарушений, разрабатываются и осуществляются меры по их устранению. Вторая предполагает установление лиц, от которых можно ожидать совершения правонарушений, и принятие мер по оказанию на них необходимого воздействия. Лицо ставится на профилактический учет при наличии достоверных и проверенных сведений о его намерениях совершить правонарушение или о негативном влиянии на других лиц, а также по медицинским и психологическим показаниям.
На основе перечисленных законодательных и подзаконных актов создаются, конкретизируются и соответственно дополняют правовую основу ведомственные нормативные документы Минюста России, принимаемые в центральных, окружных и территориальных органах управления УИС, а также начальниками ИУ.

2 Профилактические мероприятия в пенитенциарных учреждениях
Существует немало суждений относительно понимания самого смысла слова «профилактика». Однако, не вдаваясь в научную полемику, мы поддерживаем позицию Г. А. Аванесова, утверждавшего, что профилактика — это недопущение конкретных преступлений, предохранение отдельных членов общества от совершения ими правонарушений, виновных противоправных деяний, представляющих собой преступления. Другими словами, профилактика представляет собой деятельность по недопущению нарушений норм права, в частности, уголовного права (уголовного законодательства). В этом смысле в содержание профилактики входит и правоохранительная деятельность, и деятельность по выявлению причин преступлений, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, лиц, могущих совершить преступление (в силу их антиобщественной направленности), и проведение с ними необходимых предупредительных мероприятий .
В соответствии с п. 5 главы 1 Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, профилактика правонарушений обеспечивается путем охраны, изоляции и надзора за лицами, содержащимися в учреждениях УИС, их размещения в соответствии с законом, выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушений, разработки и осуществления мер по их устранению (общая профилактика), установления лиц, от которых можно ожидать совершения правонарушений, и принятия мер по оказанию на них необходимого воздействия (индивидуальная профилактика).
Важная роль профилактического воздействия на пенитенциарную преступность — это, прежде всего, осознание того, что такая преступность имеет социальную природу. В этой связи признание ее социальной обусловленности означает понимание объективных и реальных возможностей ее предупреждения за счет трансформирования условий общественного существования и нравственного формирования личности осужденного, в том числе улучшения воспитательного воздействия на нее в непосредственном социальном окружении.
Особенность профилактического воздействия на пенитенциарную преступность состоит в том, чтобы устранить противообщественные поступки и тем самым создать условия правильной деятельности учреждений, исполняющих уголовные наказания. Исходя из этого можно определить профилактику пенитенциарной преступности как комплекс мероприятий по выявлению и ликвидации (блокированию, устранению) детерминант преступности в пенитенциарных учреждениях.
Кроме того, профилактика пенитенциарных преступлений представляет собой наиболее эффективный способ борьбы с преступностью в местах лишения свободы, поскольку такая деятельность направлена, прежде всего, на выявление и устранение ее истоков, предупреждение возможности совершения преступлений в условиях изоляции от общества. Важно то, что она оказывает воздействие на криминогенные факторы, когда они еще не набрали силы и легче поддаются устранению. Более того, пенитенциарная профилактика позволяет, используя разнообразные средства, предупреждать готовящиеся преступные действия, тем самым препятствуя наступлению негативных последствий.
Особая роль в данном спектре профилактических возможностей отводится решению задач борьбы с преступностью наиболее гуманными средствами (исключающими применение уголовного наказания). Целью профилактического воздействия на пенитенциарную преступность является противодействие криминальным процессам, происходящим в местах лишения свободы.
Ее достижению способствует решение соответствующих задач. Так, наиболее значимыми из них являются:
1) обеспечение соблюдения требований, предъявляемых к профилактическому воздействию;
2) выявление, устранение или нейтрализация причин преступлений и условий, способствующих их совершению;
3) индивидуальное профилактическое воздействие на лиц с делинквентным поведением;
4) предотвращение замышляемых и готовящихся преступлений.
Криминологическая наука дифференцирует профилактику любого преступления на общую, специальную и индивидуальную. Отметим, что и профилактика пенитенциарной преступности не является исключением.
Под общей профилактикой пенитенциарных преступлений следует понимать деятельность учреждений уголовно-исполнительной системы, обеспечивающих изоляцию от общества, направленную на обеспечение законопослушного поведения лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях (далее – ПУ), аттестованных сотрудников ПУ, вольнонаемных сотрудников ПУ, граждан, находящихся на свободе и совершивших преступления на территории ПУ. Общей профилактика считается потому, что включает в себя мероприятия, которые специально не ориентированы на предупреждение пенитенциарных преступлений.
К ним можно отнести улучшение жилищных условий осужденных, укрепление их связей с родственниками и близкими, лечение и питание. Следует отметить, что все субъекты исправительного воздействия в ПУ независимо от своего функционального предназначения решают вопросы общей профилактики, их деятельность направлена на создание условий нормального функционирования ПУ.
Общая пенитенциарная профилактика включает в себя ряд мер, имеющих большое значение для данной деятельности. Так, к их числу относятся:
1) корректирование моральных качеств лица, совершающего аморальные действия, указывающих на процесс его нравственного растления, что может привести к совершению преступления;
2) оздоровление неблагоприятной микросреды, под влиянием которой в сознании лиц, попавших в эту среду, могут сформироваться негативные взгляды, побуждающие их на противоправные действия.
Согласно п. 13 гл. 2 Инструкции при проведении общей профилактики особое внимание обращается на динамику правонарушений, изменения, происходящие в качественном и количественном составе подозреваемых, обвиняемых и осужденных, обеспечении изоляции и надзора за ними, трудовом использовании, размещении, материально-бытовом и медицинском обеспечении.
В учреждениях УИС подозреваемые, обвиняемые и осужденные, допускающие правонарушения либо намеревающиеся их совершить, выявляются путем изучения их личных дел, сбора информации, полученной сотрудниками подразделений воспитательной работы, режима, охраны, оперативного отдела, отдела специального учета, психологической лаборатории, профессионального училища, школы, предприятия, медицинской части, а также поступившей из других источников (в том числе по результатам цензуры корреспонденции), заявлений подозреваемых, обвиняемых и осужденных, изучения записей в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, Журнале учета предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных, Журнале учета информации о происшествиях, Журнале учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, Журнале учета нарушений режима отбывания наказания и Журнале рапортов приема-сдачи дежурств и другой документации, в которой могут содержаться сведения о противоправном поведении и намерениях подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
В Инструкции предусмотрены органы, осуществляющие профилактику пенитенциарных преступлений и их полномочия. Перечислим некоторые из них.
Так отделы безопасности (режима) учреждений УИС: обеспечивают систему изоляции и надзора, выполнение подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными распорядка дня и соблюдение правил поведения; разрабатывают и реализуют совместно с другими подразделениями учреждения УИС профилактические мероприятия с лицами, поставленными на профилактический учет; выявляют возникающие конфликтные ситуации между лицами, поставленными на профилактический учет, и другими подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными и принимают меры к их разрешению и урегулированию.
Оперативные отделы учреждений УИС: осуществляют сбор информации, необходимой для разработки основных мероприятий по предупреждению правонарушений, изучают негативные процессы среди лиц, поставленных на профилактический учет, обеспечивают за ними оперативный контроль; при поступлении в оперативный отдел рапортов сотрудников учреждения УИС о необходимости постановки конкретных лиц на профилактический учет проводят предварительную проверку обоснованности и достоверности изложенных в них сведений; выявляют организаторов и активных участников группировок отрицательной направленности, принимают меры к их разобщению, выявляют иных лиц, намеревающихся совершить правонарушения; выявляют и пресекают каналы поступления к подозреваемым, обвиняемым и осужденным предметов, запрещенных к использованию в учреждениях УИС и другие.
Отделы воспитательной работы учреждений УИС: совместно с заинтересованными службами учреждения УИС выявляют подозреваемых, обвиняемых и осужденных, склонных к противоправным действиям, проводят комплекс воспитательных мероприятий с этой категорией лиц; предоставляют характеристики и сведения о поощрениях и наказаниях по запросам руководителей служб учреждения; принимают участие в проведении служебных проверок по фактам нарушений установленного порядка отбывания наказания, содержания под стражей лицами, поставленными на профилактический учет.
Подразделения охраны учреждений УИС: обеспечивают надлежащий пропускной режим в учреждениях УИС; принимают меры, исключающие возможность совершения лицами, содержащимися в учреждениях УИС, правонарушений при конвоировании по маршрутам передвижения, а также на охраняемых объектах; через сотрудников оперативных и режимных подразделений ежедневно уточняют список лиц, склонных к побегу, обновляют соответствующие информационные стенды и планшеты на контрольно-пропускных пунктах и в классах по служебной подготовке, своевременно доводят изменения в оперативной обстановке до сотрудников, входящих в состав караулов, принимают меры по предотвращению побегов.
Медицинские подразделения учреждений УИС: осуществляют внешний осмотр подозреваемых, обвиняемых и осужденных с целью обнаружения телесных повреждений, вновь нанесенных татуировок и иных особых примет, информируют об этом заинтересованные службы учреждения УИС; вносят предложения по постановке их на профилактический учет; проводят с ними комплекс лечебно-профилактических мероприятий и принимают меры, направленные на излечение указанной категории лиц, вносят предложения о постановке их на профилактический учет; выявляют лиц с признаками психических заболеваний, осуществляют комплексное наблюдение и лечение таких лиц.
Психологические службы учреждений УИС: проводят психологическое обследование лиц, находящихся в карантинном помещении, выявляют лидеров групп осужденных, лиц, склонных к деструктивному поведению, обрабатывают полученные данные и дают рекомендации по организации и проведению индивидуально-воспитательной работы с этими лицами с учетом их личностных особенностей сотрудникам воспитательных служб и другим заинтересованным службам учреждений УИС; выявляют лиц с признаками психических заболеваний, информируют сотрудников медицинской службы о поведении данных осужденных, при необходимости совместно проводят мероприятия по психологической коррекции поведения данных подозреваемых, обвиняемых и осужденных; проводят изучение социально-психологической обстановки и настроений подозреваемых, обвиняемых и осужденных, их отношения к персоналу учреждения УИС, организуют работу групп психологической помощи, участвуют совместно с представителями других подразделений в разрешении конфликтов и предотвращении правонарушений.
Производственно-технические подразделения учреждений УИС: участвуют в разработке планов мероприятий по профилактике правонарушений на производственных объектах учреждения УИС; обеспечивают пропускной режим на производственных объектах, пресекают бесконтрольное передвижение лиц, содержащихся в учреждениях УИС, между цехами и участками, осуществляют надзор за лицами, поставленными на профилактический учет, на рабочих местах; обеспечивают соблюдение производственной дисциплины и принимают меры по поддержанию правопорядка на производственных объектах; пресекают самовольное возведение лицами, содержащимися в учреждении УИС, различных строений, хранилищ и иных укрытий.
Другие подразделения учреждений УИС участвуют в работе по профилактике правонарушений среди подозреваемых, обвиняемых и осужденных в соответствии с возложенными на них задачами и функциями.
Специальная профилактика пенитенциарной преступности представляет собой различные мероприятия, включая проводимые с участием оперативно-розыскных подразделений, специально направленные на недопущение совершения преступлений, в том числе в конкретных группах, где складываются конфликтные ситуации, отмечаются отрицательные явления, формируются антиобщественные установки.
Данный уровень включает в себя:
1) обеспечение безопасности осужденных и персонала;
2) максимальную гуманизацию процесса исполнения наказания — исключение неоправданной жесткости со стороны сотрудников пенитенциарных учреждений;
3) обеспечение благоприятного для исправления осужденных психологического климата;
4) дифференцированную работу с осужденными в зависимости от уровня криминальной зараженности личности (учитывая при этом их преступный опыт);
5) изучение конкретных лиц и групп осужденных, выявление среди них лиц, которые могут совершить преступление;
6) укрепление охранных сооружений.
Следует подчеркнуть, что непосредственная (индивидуальная) профилактика пенитенциарной преступности заключается в организации и осуществлении превентивной деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы, направленной на установление лиц, которые могут совершить преступление, и в проведении с ними работы по недопущению преступной деятельности.
Поскольку данный уровень профилактического воздействия является так называемым личностным уровнем, то соответственно для него характерны особые качества, обусловленные спецификой работы с каждым конкретным осужденным.
Основными элементами системы индивидуальной профилактики в ПУ выступают:
1) тщательное изучение осужденных для выявления среди них лиц, которые могут совершить преступление;
2) определение основных мер и мероприятий, с помощью которых можно было бы осуществлять такую работу;
3) выработка рациональных методов организации и определения эффекта индивидуального профилактического воздействия.
Однако не все осужденные, ведущие антиобщественный образ жизни в ПУ, совершают или могут совершить преступление. Следовательно, и индивидуальная профилактическая деятельность может проводиться в том случае, если есть данные о том, что конкретное лицо может совершить уголовно наказуемое деяние.
Индивидуальная профилактика, в свою очередь, делится на раннюю и непосредственную (совпадает с предотвращением преступлений).
Под ранней профилактикой пенитенциарных преступлений следует понимать целенаправленную воспитательную работу, осуществляемую специально уполномоченными субъектами, например, на первых этапах отбывания наказания, когда осужденный лишь адаптируется к условиям жизни в ПУ. Характер проводимых мероприятий определяется его реальным поведением, в силу чего воспитательные мероприятия носят исключительно профилактический характер.
Некоторые криминологи выделяют также региональный уровень предупреждения (профилактики) преступности, что имеет особое значение, так как ситуация с пенитенциарной преступностью в субъектах РФ неодинакова. Обусловлено это наличием специфических причин и условий, способствующих совершению преступлений в ПУ в различных регионах.
Согласно п. 23 гл. 4 Инструкции индивидуальная профилактика правонарушений включает в себя работу с лицами, поставленными на профилактический учет, путем проведения целенаправленной, планомерной и дифференцированной работы с учетом психологических особенностей их личности, характера и степени общественной опасности, совершенных ими правонарушений и других особенностей, имеющих значение для правильного выбора методов и средств воспитательного воздействия. За подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, состоящими на профилактическом учете, приказом учреждения УИС закрепляются сотрудники учреждения УИС.
На профилактический учет берутся подозреваемые, обвиняемые и осужденные склонные к совершению побега, лидеры и активные участники группировок отрицательной направленности, а также лица, оказывающие негативное влияние на других подозреваемых, обвиняемых и осужденных, организующие и провоцирующие групповое противодействие законным требованиям администрации, склонные к употреблению и приобретению наркотических веществ, психотропных средств, сильнодействующих медицинских препаратов и алкогольных напитков и прочие.
Согласно инструкции инициатором постановки на профилактический учет может быть любой сотрудник учреждения УИС, контактирующий с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными. При этом сотрудник учреждения УИС, владеющий информацией о замыслах подозреваемого, обвиняемого и осужденного на подготовку к совершению противоправных действий, готовит мотивированный рапорт на имя начальника учреждения УИС. Далее Инструкцией предусмотрен порядок постановки ненадежного гражданина на индивидуальный профилактический учет.
Начальник учреждения УИС после ознакомления со сведениями, изложенными в рапорте, дает поручение оперативным службам учреждения УИС на их полную и всестороннюю проверку, которая проходит в течение 10 дней.
Если по результатам проверки не выявлена целесообразность постановки (снятия) лица на профилактический учет, то к рапорту прилагается справка с мотивированным обоснованием и при необходимости рекомендациями о дальнейшей работе с этим подозреваемым, обвиняемым и осужденным.
Начальник отряда (воспитатель), за которым закреплен подозреваемый, обвиняемый и осужденный, готовит соответствующий материал для рассмотрения на очередном заседании комиссии учреждения УИС (справка по личному делу, объяснения подозреваемого, обвиняемого и осужденного и иных лиц по поводу ранее совершенных правонарушений, заключение служебной проверки по факту допущенного правонарушения и иные материалы, характеризующие подозреваемого, обвиняемого и осужденного), предварительно знакомит с ним начальника учреждения УИС.
По результатам рассмотрения комиссией учреждения может быть принято решение: о постановке на профилактический учет, снятии с профилактического учета, отказе в постановке на профилактический учет, отказе в снятии с профилактического учета. Решение комиссии принимается большинством голосов членов комиссии, оформляется протоколом, который утверждается начальником учреждения УИС и подписывается членами комиссии.
В случае постановки конкретного лица на профилактический учет за ним закрепляется наиболее профессионально подготовленный сотрудник учреждения УИС, в дальнейшем ответственный за проведение профилактической работы с этим подозреваемым, обвиняемым или осужденным.
Если в процессе проведения профилактических мероприятий будет установлено отсутствие положительных результатов воздействия на лицо, поставленное на профилактический учет, то по решению комиссии учреждения УИС за ним может быть закреплен другой сотрудник, что в обязательном порядке отражается в учетной карточке и журнале регистрации учетных карточек.
Профилактическая работа с лицами, поставленными на профилактический учет, может проводиться в течение всего срока пребывания их в учреждении УИС, если в отношении них регулярно продолжает поступать информация о намерении совершить противоправные действия.
О результатах профилактической работы закрепленный за лицом, поставленным на профилактический учет, сотрудник по истечении трех месяцев докладывает на заседании комиссии администрации учреждения УИС. Лицо, поставленное на профилактический учет, снимается с профилактического учета в случае: освобождения из учреждения УИС; решения административной комиссии, смерти лица, состоявшего на профилактическом учете.
При убытии лица, поставленного на профилактический учет, в другое учреждение УИС учетная карточка на него и справка-ориентировка с предварительными выводами о результатах и целесообразности проведения с ним в дальнейшем профилактической работы, подписанная начальником учреждения УИС, приобщаются к личному делу обвиняемого, подозреваемого или осужденного.
Правильное определение уровней профилактической деятельности имеет большое значение для создания целостной и стройной системы профилактики применительно к иерархии причин и условий, способствующих совершению преступлений, для разработки конкретных и специфических форм и средств предупредительной деятельности.
Эффективность профилактической деятельности на всех указанных уровнях тесно связана с тем, насколько каждый из них включен в общую систему профилактики антиобщественного поведения .
Итак, особенностями профилактического воздействия на пенитенциарную преступность являются: проведение основной части профилактических мероприятий в отношении осужденных, которые не впервые отбывают наказание в ПУ; тесная связь профилактических мероприятий, проводимых сотрудниками ПУ (в частности, оперативным аппаратом исправительных учреждений), с процессом воспитания осужденных; ограничение территории, на которой проводятся профилактические мероприятия, пределами ПУ; предоставление права проводить профилактические мероприятия уполномоченным и профессионально подготовленным должностным лицам.
Кроме этого хочется отметить такую меру профилактики как воспитательная работа. Согласно ст. 9 УИК РФ воспитательная работа признается одним основных средств исправления осужденных. Все средства исправительного воздействия на осужденных взаимосвязаны и, представляя единый комплекс, дополняют друг друга. Так, труд осужденных имеет ярко выраженное воспитательное значение. В то же время одним из общепризнанных направлений воспитательной работы является трудовое воздействие.

Заключение
В системе мер, проводимых государством по укреплению законности и правопорядка, усилению борьбы с преступностью, важное место занимает деятельность УИС, учреждения и органы которой исполняют различные виды наказаний в целях восстановления социальной справедливости, исправления осужденных, предупреждения совершения ими новых преступлений. Наиболее полная реализация указанных целей, закрепленных в уголовном и уголовно-исполнительном законах, происходит во время отбывания наказания осужденными в пенитенциарных учреждения Минюста России.
Анализ и изучение действующей нормативной базы, а также существующей системы органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, показал, что опасность пенитенциарной преступности определяется как реальная возможность нарушения нормального функционирования данных органов и оказания негативного влияния на авторитет правоохранительных структур государства и общества в целом.
В ходе рассмотрения исследованы основы профилактики, используемые в российской уголовно-исправительной системе; изучены мероприятия, проводимые в целях профилактики правонарушений.
Правовую основу деятельности по профилактике правонарушений составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Минюста России.
Профилактика правонарушений обеспечивается путем охраны, изоляции и надзора за лицами, содержащимися вучреждениях УИС, их размещения в соответствии с законом, выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушений, разработки и осуществления мер по их устранению (общая профилактика), установления лиц, от которых можно ожидать совершения правонарушений, и принятия мер по оказанию на них необходимого воздействия (индивидуальная профилактика).
Профилактика правонарушений проводится сотрудниками заинтересованных подразделений учреждения УИС во взаимодействии с соответствующими подразделениями территориальных органов ФСИН России, правоохранительными органами, государственными и общественными организациями.

Список используемой литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ
  4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 13.07.2015)
  5. Приказ Минюста России от 20.05.2013 N 72 «Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.05.2013 N 28535)
  6. Аванесов, Г. А. Криминология. М., 1984. — 412 с.
  7. Ваганов А. Б. «Особенности профилактического воздействия на пенитенциарную преступность», Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 35(250). Право. Вып. 30. С. 63–65.
  8. Малинин В.Б., Смирнов Л.Б. Уголовно-исполнительное право. Учебник для юридических вузов и факультетов. — М.: Межрегиональный институт экономики и права, Юридическая фирма «КОНТРАКТ», ООО «ВОЛТЕРС КЛУВЕР», 2014. – 590 с.
  9. Пенитенциарная криминология : учебник / под ред. Ю. М. Антоняна, А. Я. Гришко, А. П. Фильченко. Рязань, 2012. С. 180–185
  10. Уголовно-исполнительное право : учебник для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. / отв. ред. А. С. Михлин. — М.: Высшее образование, 2008. — 422 с.
  11. Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX — начала XXI века: Учебник для вузов / Под ред. д. ю. н., проф. А. И. Зубкова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2011. — 720 с.
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov