Контрольная Основы аудита

Контрольная работа по дисциплине «Основы аудита»
Вариант 3

Содержание

1 Организация системы нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ. Организационно-правовая структура аудиторской деятельности в РФ, основные функции ее участников 3
2 Договор на проведение аудиторской проверки (его особенности, условия расторжения договора). Критерии независимости аудитора и аудиторской организации 7
3 Практическая ситуация 14
4 Тесты 18
Список используемых источников 19

1 Организация системы нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ. Организационно-правовая структура аудиторской деятельности в РФ, основные функции ее участников

К основным документам, обеспечивающим норматив¬ное регулирование и функционирование системы аудиторской деятельности в Российской Федерации, относятся [12, с. 69]:
• Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая от 30.11.94 №51-ФЗ, часть вторая от 26.01.96 № 14-ФЗ);
• Налоговый кодекс Российской Федерации (ПК РФ) (части первая и вторая);
• Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01 № 119-ФЗ;
• Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов дея-тельности» от 25.09.98 № 158-ФЗ;
• Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ;
• Постановление Правительства Российской Федерации «О воп-росах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации» от 06.02.02 № 80;
• Постановление Правительства Российской Федерации «О ме¬рах по обеспечению проведения обязательного аудита» от 12.06.02 № 409;
• Положение о лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности в Российской Федерации (утверждено Постановле¬нием Правительства Российской Федерации «О лицензировании аудиторской деятельности» от 29.03.02 № 190);
• Временное положение о системе обучения и повышения ква-лификации аудиторов в Российской Федерации (Приказ Мин¬фина России от 12.09.02 № 93н;
• Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;
• Российские правила (стандарты) аудиторской деятельности;
• Порядок представления отчета аудиторскими организация¬ми и аудиторами, имеющими лицензии на осуществление ауди¬торской деятельности в области общего аудита, аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, а также аудита страховщиков (утверждены Приказом Минфина России от 27.10.99 № 69н).
Основным документом правового регулирования аудиторской деятельности является Федеральный закон «Об аудиторской дея¬тельности» от 07.08.01 № 119-ФЗ. Он включает в себя 22 статьи, в которых отражены основные понятия и аспекты аудиторской де¬ятельности, сопутствующих аудиту услуг; приведено определение аудитора и аудиторской организации; рассмотрены права и обя¬занности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор по оказанию аудиторских услуг.
В этом законе даны определение обязательного аудита и крите¬рии его проведения, рассмотрены понятия аудиторской тайны, правил (стандартов) аудиторской деятельности, аудиторского за¬ключения, включая заведомо ложное. Приведено понятие незави¬симости аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Определены принципы контроля работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, вопросы аттестации и лицензирования на право осуществления аудиторской деятельности.
В Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01 № 119-ФЗ три статьи посвящены управлению аудитор¬ской деятельностью, включая описание уполномоченного феде¬рального органа государственного регулирования аудиторской де¬ятельности, Совета по аудиторской деятельности при уполномо¬ченном федеральном органе и аккредитованных профессиональ¬ных аудиторских объединений. Отражена также ответственность за нарушение законодательства об аудите и порядок вступления в силу данного закона. Законом приводятся в соответствие все нор¬мативные акты по аудиторской деятельности (аттестации, лицен-зированию и др.).
Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опы¬та, сложившегося в мировой практике, в которой можно выде¬лить две различные концепции регулирования аудиторской дея¬тельности [4, с.57].
Первая получила распространение в таких европейских стра¬нах, как Австрия, Испания, Франция, Германия. Здесь аудитор¬ская деятельность строго регламентируется административными органами. На них фактически возлагаются функции государственного контроля за аудиторской деятельностью.
Вторая концепция характерна для англоязычных стран (США, Великобритания), где аудиторская деятельность в определенном смысле саморегулируется. Аудит в этих странах ориентирован в основном на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и других хозяйствующих субъектов. Аудиторская деятельность в этих странах регулируется преимущественно общественными аудитор¬скими объединениями.
В России система нормативного регулирования аудиторской деятельности находится в стадии становления[3, с. 77]. Среди представлен-ных концепций и систем регулирования наиболее целесообраз¬ной представляется многоуровневая система нормативного регу¬лирования аудиторской деятельности. Эта система включает в себя пять основных уровней (рис. 1). На схеме эти уровни расположе¬ны сверху вниз и показывают виды документов, область регули¬рования и степень их разработанности.

Рисунок 1 – Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ

Уровень I включает в себя закон об аудиторской деятельно¬сти, который является одним из основных законодательных актов. Закон определяет место аудита в финансово-хозяйственной дея¬тельности в качестве ее необходимого равноправного элемента. Для России это особенно важно, поскольку исторически государ¬ственный финансовый контроль превалировал над другими вида¬ми контроля. Принятие закона позволяет считать, что становле¬ние аудита в России состоялось.
К документам уровня II, регулирующим аудиторскую дея¬тельность в Российской Федерации, относятся те, которые опре¬деляют общие вопросы регулирования аудиторской деятельнос¬ти, обязательные для исполнения субъектами рынка. Сюда вклю¬чаются и федеральные правила (стандарты). В настоящее время разработано и утверждено 11 федеральных стандартов, поэтому до окончания разработки таких стандартов будут использоваться российские правила (стандарты), разработанные в 1996 — 2000 гг.
Уровень III системы нормативного регулирования аудитор¬ской деятельности представлен внутренними стандартами (пра¬вилами) аудиторских профессиональных объединений. Основное назначение стандартов — установление норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной де¬ятельности и, прежде всего, арбитражным судом. Часть этих стан¬дартов разработано отдельными аудиторскими объединениями.
К уровню IV относятся нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила аудиторской деятельности и проведение аудита применительно к конкретным отраслям, орга¬низациям и по отдельным вопросам налогообложения, финан¬сов, бухгалтерского учета, хозяйственного права и др.
Уровень V включает в себя внутренние (внутрифирменные) стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают ауди-торские организации и индивидуальные аудиторы на базе правил (стандартов) и практики аудита. Содержание и форма таких доку¬ментов являются прерогативой аудиторских фирм, их ноу-хау. Они определяют качество и престиж аудиторских фирм.

2 Договор на проведение аудиторской проверки (его особенности, условия расторжения договора). Критерии независимости аудитора и аудиторской организации

Аудитор и проверяемая организация наделены конкретными правами и имеют определенные обязанности друг перед другом и перед обществом. На этом основан всякий договор о проведении аудиторской проверки.
Действие норм Гражданского кодекса Российской Федерации играет решающую роль при разработке формы и содержания до¬говора на проведение аудиторской проверки и об ответственнос¬ти аудиторов и аудиторских фирм перед клиентом. Правоотноше¬ния, возникающие между сторонами при оказании аудиторских услуг, существенно отличаются от правоотношений по поводу иных гражданско-правовых договоров, например, договоров подряда и др. В системе договорных обязательств предусмотрен договор на возмездное оказание услуг (гл. 39 ГК РФ). В ней устанавливаются правила оказания таких услуг, причем регламентируются именно те услуги, которые не охватываются другими главами Граждан-ского кодекса Российской Федерации. Это означает, что сделан лишь первый шаг к урегулированию договора возмездного оказания услуг. В гл. 39 содержится всего пять статей (779 — 783). Поэто¬му у заинтересованных сторон, участвующих в договоре, появля¬ется возможность включить в него более подробные положения, касающиеся их взаимоотношений. [3, с. 85]
В Гражданском кодексе Российской Федерации рассматрива¬ются: понятие возмездного оказания услуг, порядок исполнения договора, оплата услуг, понятие невозможности достижения ре¬зультата работ, обязательства сторон при одностороннем отказе от исполнения договора.
По всем остальным вопросам, возникающим при заключении и исполнении договоров на возмездное оказание услуг, могут быть применены общие положения о подряде, если они не противоре¬чат общей части обязательственного права (разд. III ГК РФ).
Одна из особенностей договора на оказание аудиторских услуг состоит в творческом характере работ. Отсюда и необходимость для сторон принимать на себя обязанности и исполнять их с учетом действия законодательства об интеллектуальной собственности.
В соответствии со ст. 780 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором, исполнитель обязан оказать услуги лично. Исключа¬ются договоры с аудиторскими фирмами, которые бы предусмат¬ривали, что проверку будет полностью осуществлять другая ауди¬торская фирма. Фирма, заключающая подобные договоры, явля¬ется посредником. Но таким видом деятельности не может зани¬маться аудиторская фирма по определению. Однако в договоре может быть обоснована возможность привлечения к аудиторской проверке дополнительных аудиторов-предпринимателей и других аудиторских фирм. При этом для привлечения третьего лица не¬обходимо получить согласие заказчика и закрепить это в договоре.
Такого согласия не требуется ни при исполнении договора под¬ряда (где, как известно, чрезвычайно распространен субподряд), ни в другой разновидности договоров, регулируемых гл. 38 ГК РФ, если иного указания нет в самом договоре.
Другая особенность правового режима договоров на возмезд¬ное оказание услуг — отличное от подряда распределение риска. Если иное не предусмотрено законом или договором, то риск случайной невозможности исполнения договора, возникшей по вине заказчика, несет заказчик (п. 2 ст. 781). Услуги же исполните¬ля подлежат оплате в полном объеме. Это значит, что при оказа¬нии аудиторских услуг действует принцип, прямо противополож¬ный тому, который предусмотрен для подряда, где риск случайной гибели или случайного повреждения результата выполнен¬ной работы до ее приемки заказчиком несет подрядчик. Именно в этом заключается один из основных принципов аудиторской дея¬тельности — принцип разделения ответственности, В соответствии с ним заказчик аудиторской проверки несет ответственность за ту документацию и содержание бухгалтерской (финансовой) ответ¬ственности, которую он предоставил для проверки, а аудитор — за свое мнение о ней.
Таким образом, при отсутствии документации (или большой ее части) для проверки, вследствие ее случайной гибели, утери, пожара или в связи с какими-то иными обстоятельствами, про¬исшедшими не по вине аудитора, он имеет право дать клиенту отрицательное аудиторское заключение либо отказаться от выра¬жения своего мнения. При этом в соответствии с договором его услуги должны быть оплачены.
Еще одна особенность заключается в определении взаимоот¬ношений сторон договора при невозможности достижения резуль¬тата работ. Включение данной нормы составляет важнейшее от¬личие договора на возмездное оказание услуг от всех прочих дого¬воров. Так, в соответствии с п. 3 ст. 781 ГК РФ в случае, когда невозможность возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, заказчик возмещает исполнителю факти¬чески понесенные им расходы. Такие последствия наступают при отсутствии иных условий, содержащихся в законе или договоре. [3, с. 89]
В данном случае возникает диспозитивная норма, которую сле¬дует предусмотреть и согласовать с заказчиком в договоре. Если в разделе договора «Порядок исполнения договора» в случае невоз¬можности его исполнения по обстоятельствам, не зависящим от сторон, будет установлено, что «ответственность наступает в со¬ответствии с действующим законодательством», то заказчик дол¬жен возместить исполнителю фактически понесенные им расхо¬ды. Но в договоре можно либо вообще снять этот вид ответствен¬ности, либо конкретизировать понятие фактически понесенных расходов. Целесообразно включать в договор на проведение ауди¬торской проверки пункт, определяющий критерий стоимости ра¬бот, выполненных аудиторской фирмой до момента, когда ее ру¬ководством представлен заказчику документ, обосновывающий не¬возможность продолжения работ для достижения необходимого заказчику результата. Как правило, для этих целей устанавливает¬ся почасовая оплата на каждого сотрудника аудиторской фирмы.
Во избежание недоразумений лучше всего уже на этапе состав¬ления программы аудиторской проверки согласовывать с заказчи¬ком состав группы проверяющих. На многих предприятиях нетруд¬но установить, кто из членов группы проверяющих, когда и сколь¬ко времени провел у клиента. Ведь, как правило, на крупных про¬мышленных и коммерческих предприятиях налажена пропускная система. А как быть в случаях, когда документация для проверки изымается у клиента и аудитор проводит проверку в своем офисе? Как учесть рабочее время тех сотрудников, которые занимаются обработкой собранного материала непосредственно в аудиторской фирме, а клиент, которому предстоит оплатить их работу, их даже не видел? Все это предусматривается в специальном протоколе, прилагаемом к пункту договора, посвященному определению по¬следствий невозможности достижения результата работ.
И последняя особенность аудиторского договора состоит в опре-делении обязательств сторон при одностороннем отказе от ис¬полнения договора. Эта норма установлена Гражданским кодек¬сом Российской Федерации и носит императивный характер. При этом в отличие от общего правила о недопустимости односторон¬него отказа от исполнения обязательства (ст. 310) в договоре воз¬мездного оказания услуг заказчик и исполнитель могут в односто¬роннем порядке отказаться от исполнения договора (ст. 782). Усло¬вием отказа со стороны заказчика является оплата исполнителю фактически понесенных им расходов. При отказе исполнителя обя¬зательным является полное возмещение убытков заказчику.
Условия, как видно, неравноценны. Они более выгодны для заказчика. Ведь в случае отказа исполнителя речь идет о полном возмещении убытков, которые охватывают весь реальный ущерб, включая произведенные заказчиком расходы и упущенную им выгоду. В случае отказа заказчика исполнитель может требовать возмещения лишь понесенных им расходов.
Согласно ст. 783 ГК РФ к договору возмездного оказания ауди-торских услуг могут применяться и общие положения о подряде (ст. 702 — 729), если они не противоречат нормам гл. 39 ГК РФ, т.е. особенностям договора возмездного оказания услуг. Важнейшими среди них являются нормы, регулирующие своевременность вы¬полнения работ по договору, сохранность документации, опреде¬ляющие права заказчика во время выполнения работ, а также обя¬занности заказчика по содействию аудитору.
Большую роль играют следующие нормы: о конфиденциально¬сти полученной сторонами информации; об ответственности ауди¬тора за ненадлежащее качество произведенных услуг; о приемке заказчиком работы, выполненной аудиторской фирмой; сроках обнаружения ненадлежащего качества результатов работы; пределах и условиях использования результатов работ и правах на ре¬зультаты интеллектуального творчества.
Независимость аудитора — один из принципов аудита, заключающийся в обязательности отсутствия у аудитора при формировании его мнения финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности на проверяемом экономическом субъекте, превышающей отношения по договору на осуществление аудиторских услуг, а также какой-либо зависимости от третьей стороны, собственников или руководителей аудиторской организации, в которой аудитор работает. [8, с. 36]
Требования к аудитору в части обеспечения независимости и критерии определения того, что аудитор не является зависимым, регламентируются нормативной базой аудиторской деятельности.
В частности, согласно статьей 8 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 31 декабря 2008 года № 307-ФЗ регламентированы следующие критерии независимости аудиторских организаций, аудиторов:

  1. Аудит не может осуществляться:
    1) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
    2) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
    3) аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями (участниками), в отношении аудируемых лиц, для которых эти аудиторские организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних обществ, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей (участников);
    4) аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудита, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности физическим и юридическим лицам, в отношении этих лиц;
    5) аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
    6) аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов).
  2. Порядок выплаты и размер денежного вознаграждения аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам за проведение аудита (в том числе обязательного) и оказание сопутствующих ему услуг определяется договорами оказания аудиторских услуг и не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований аудируемых лиц о содержании выводов, которые могут быть сделаны в результате аудита.
  3. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы не вправе осуществлять действия, влекущие возникновение конфликта интересов или создающие угрозу возникновения такого конфликта. Для целей настоящего Федерального закона под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой заинтересованность аудиторской организации, индивидуального аудитора может повлиять на мнение такой аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица. Случаи возникновения у аудиторской организации, индивидуального аудитора заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов устанавливаются кодексом профессиональной этики аудиторов.
    Кроме того, пункт 8.2 раздела 8 Кодекса этики аудиторов России, одобренного Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ (протокол № 56 от 31 мая 2007 года) предусмотрено, что Аудитор, предоставляющий услуги по проверке, обязан быть независимым от Клиента по проверке. [9, с. 71] При оказании услуг требуется независимость мышления и независимость поведения, которые позволяют аудитору выражать беспристрастное мнение без конфликта интереса или негативного влияния других лиц; и, причем, выражать его так, чтобы со стороны не возникало сомнения в его объективности.
    В разделе 9 Кодекса этики аудиторов России приводятся конкретные правила соблюдения независимости аудиторов при выполнении задания по проверке.
    Понятие независимости подразумевает независимость мышления и независимость поведения.
    Независимость мышления — это образ мышления, который позволяет выразить мнение, не зависящее от влияния факторов, способных скомпрометировать его, и позволяет аудитору действовать честно, проявлять объективность и профессиональный скептицизм.
    Независимость поведения — это линия поведения, которая позволяет избежать фактов и обстоятельств, которые настолько значимы, что разумное и хорошо информированное третье лицо, обладающее всей необходимой информацией, в том числе и о применяемых мерах предосторожности, может обоснованно посчитать, что честность, порядочность или профессиональный скептицизм аудиторской организации или члена проверяющей группы были скомпрометированы.
    Употребление понятия «независимость» без наполнения его конкретным содержанием может привести к неправильному пониманию его. Если данное понятие употребляется вне контекста, посторонний наблюдатель может решить, что лицо, выносящее профессиональное суждение, должно быть полностью свободно от всех экономических, финансовых и прочих связей. Это невозможно, поскольку каждый член общества связан взаимоотношениями с другими. Следовательно, существенность экономических, финансовых и прочих отношений следует оценивать в свете того, что именно разумное и информированное третье лицо, обладающее всей необходимой информацией, обоснованно сочло бы неприемлемым.
    На практике может встречаться множество ситуаций и сочетаний обстоятельств. Соответственно невозможно описать все возможные ситуации, создающие угрозы независимости, и определить необходимые меры противодействия. Кроме того, характер задания по проверке может меняться, из-за чего возникают разные угрозы, требующие применения разных мер предосторожности. Такая концептуальная модель, которая требует от аудиторских организаций и членов проверяющих групп выявлять, оценивать и реагировать на угрозы независимости, а не просто следовать установленному набору правил, которые могут носить условный характер, отвечает интересам общества.
    Члены проверяющих групп, работники аудиторских организаций должны применять модель поведения аудитора и аудиторской организации к конкретным рассматриваемым обстоятельствам. Кроме этого, помимо определения характера отношений между работниками аудиторской организации, членами проверяющей группы и клиентом по проверке, необходимо учитывать, не могут ли создать угрозу независимости также отношения между лицами, не входящими в состав проверяющих групп, и клиентом.
    Соответственно, члену проверяющей группы, работнику аудиторской организации недостаточно просто следовать представленным примерам, а необходимо применять данную модель непосредственно к обстоятельствам текущей работы.
    Характер угроз независимости и соответственно применяемых мер предосторожности с целью устранить угрозу или свести ее до приемлемого уровня различается вследствие особенностей конкретного задания по проверке достоверности в зависимости от того, является ли это задание аудиторским заданием по проверке финансовой (бухгалтерской) отчетности, либо другим видом задания по проверке достоверности финансовой информации; и, кроме того, в последнем случае зависит также от цели проверки, информации о предмете проверки и предполагаемых пользователей итогового отчета.
    Следовательно, рассматривая вопрос о принятии либо продолжении выполнения задания, а также о требуемых мерах предосторожности или о пребывании конкретного работника членом проверяющей группы, аудиторская организация обязана оценить все сопутствующие обстоятельства, характер задания и угрозы независимости.

3 Практическая ситуация

Негосударственный пенсионный фонд НПФ «Содействие» в течение 2009г. получал взносы от различных физических лиц. Аудиторская организация «Яр-аудит» предложила данному фонду свои услуги, однако попечительский совет фонда отказался от ее услуг, посчитав, что в аудиторской проверке нет необходимости. Прокомментируйте действия руководства НПФ.

На основании ст. 2 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». негосударственный пенсионный фонд представляет собой некоммерческую организацию, целью которой является осуществление им негосударственного социального обеспечения.
В соответствии со статьей 22 указанного закона фонд обязан ежегодно по итогам финансового года проводить независимую аудиторскую проверку. Для этого фонд заключает договор оказания аудиторских услуг.
Этот договор относится к договорам возмездного оказания услуг и заключается в соответствии с требованиями главы 39 ГК РФ. Предметом этого договора является оказание аудиторских услуг в соответствии с федеральными законами, федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности, действующими в профессиональных аудиторских объединениях, членом которых является аудитор, либо в соответствии с иными документами.
Аудиторской деятельностью (аудитом) называется предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (далее — аудируемые лица). Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти.
Договор является двусторонним, возмездным, консенсуальным, каузальным.
Договор заключается в простой письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Существенными условиями договора оказания аудиторских услуг являются объект или объекты аудиторской проверки и размер денежного вознаграждения аудитора. Согласно договору ответственность за ведение бухгалтерского учета, подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности возлагается на аудируемое лицо. Ответственность аудитора заключается только в выражении на основании проведенного аудита мнения о достоверности этой финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Ежегодному аудиту подлежат:
• ведение бухгалтерского учета;
• пенсионных счетов негосударственного пенсионного обеспечения и пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии;
• ведение бухгалтерской отчетности фондов;
• осуществление выплат негосударственных пенсий, выкупных сумм, накопительной части трудовых пенсий, выплат правопреемникам, выплат профессиональных пенсий;
• ведение бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности управляющих компаний и специализированных депозитариев по формированию и размещению средств пенсионных резервов и формированию, передаче и инвестированию средств пенсионных накоплений.
Обязательное проведение аудиторской проверки предполагается при реорганизации и ликвидации фонда.
Аудитор, осуществляющий проверку деятельности фонда, не может являться аффилированным лицом фонда, его управляющей компании (управляющих компаний) и специализированного депозитария, т.е. недопустимо проведение проверки аудитором, который способен оказывать влияние на деятельность фонда, управляющих компаний, специализированного депозитария.
Аудиторская проверка не может осуществляться следующими аудиторами:
• являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
• состоящими с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов);
• аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
• аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
• аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями (участниками), в отношении аудируемых лиц, для которых эти аудиторские организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних организаций, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей (участников);
• аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности физическим и юридическим лицам, — в отношении этих лиц.
По окончании аудиторской проверки составляется аудиторское заключение — официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Под достоверностью во всех существенных отношениях понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователям этой отчетности делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении фонда и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
Аудиторское заключение составляется в письменной форме, подписывается руководителем аудитора или уполномоченным руководителем лицом и лицом, проводившим аудит (лицом, возглавлявшим проверку), с указанием номера и срока действия его квалификационного аттестата. Эти подписи должны быть скреплены печатью. В случае если аудит осуществлялся индивидуальным аудитором, который самостоятельно проводил аудиторскую проверку, аудиторское заключение может быть подписано только этим аудитором. К аудиторскому заключению прилагается финансовая (бухгалтерская) отчетность, в отношении которой выражается мнение и которая датирована, подписана и скреплена печатью аудируемого лица.
Аудиторское заключение и указанная отчетность должны быть сброшюрованы в единый пакет, листы пронумерованы, прошнурованы, опечатаны печатью аудитора с указанием общего количества листов в пакете.
Аудиторское заключение на деятельность фонда составляется в трех экземплярах. Первый экземпляр представляется в ФСФР России не позднее 30 июня года, следующего за отчетным годом, второй — в негосударственный пенсионный фонд, третий остается у аудитора. По согласованию с фондом аудитор может изготовить дополнительное количество аудиторских заключений.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод. Обязательный аудит негосударственных пенсионных фондов проводиться ежегодно и исключительно аудиторскими организациями. Действия руководства НПФ «Содействие» можно прокомментировать как не квалифицированные и не правомерные. Однако руководство компании вправе отказать одной аудиторской компании, как не соответствующей правилами (стандартами) аудиторской деятельности и заключить договор с другим аудитором.

4 Тесты

1) Аудитор подготавливает письмо-обязательство и передает его руководству проверяемой организации:
а. в начале проверки.
б. в середине проверки.
в. по окончании проверки.

Ответ: а. в начале проверки.

2) Аудиторское заключение должно иметь наименование
а. отчет аудитора по результатам аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности;
б. аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности;
в. заключение независимых аудиторов о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Ответ: б. аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности;

3) Руководитель аудируемой организации по окончании аудита попросил сделать для него копии рабочих бумаг аудитора, чтобы заранее подготовиться к проверке следующего отчетного периода. Аудитор отказал в данной просьбе. Верны ли его действия?
а. да, аудиторские организации вправе распоряжаться по своему усмотрению своей рабочей документацией;
б. нет, экономический субъект вправе требовать рабочую документацию у аудиторов.

Ответ: а. да, аудиторские организации вправе распоряжаться по своему усмотрению своей рабочей документацией;

Список используемых источников

  1. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон № 119-ФЗ от 07 августа 2001 г. (с изм. от 21.11.2011) // СПС «Консультант плюс»
  2. Андреев В.Д. Практикум по аудиту: Учеб. пособие./ В.Д. Андреев, Т.И. Киселевич, И.В. Атаманюк – М.: Финансы и статистика, 2003.
  3. Аудит: Учебник для вузов./ В.И. Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотников и др.; под ред. проф. В.И. Подольского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, Аудит, 2009. – 256 с.
  4. Аудит: Учебное пособие / Ю.А.Данилевский, С.М. Шапигузов, Н. А. Ремизов и др. — М.: ИПК ФБК-Пресс, 2007. – 395 с.
  5. Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита./ Н.П. Барышников — 4 изд., перераб. и доп. — М.: ФИЛИНЪ, 2008. — 528 с.
  6. Дробышевский Н.П. Ревизия и аудит: Учеб. пособие./ Н.П. Дробышевский. – Мн.: ООО «Мисанта», 2009. – 265 с.
  7. Камышанов П.И. Практическое пособие по аудиту./ П.И. Камышанов. — 2-е изд. М.: ИНФРА, 2009.
  8. Коваль И.Г. Аудит: Учебно-методическое пособие./ И.Г. Коваль – М., — Издательство МФЮА, 2009. — 110 с.
  9. Лабынцев Н.Т. Аудит: теория и практика: Учеб. пособие./ Н.Т.Лабынцев, О.В. Ковалева – М.: «Издательство ПРИОР», 2010.
  10. Учет, Анализ, Аудит: Учеб. пособие./ М.В. Богданов, Е.А. Еленевская, Е.А. Иванов (и др.), под ред. Е.А. Еленевской. – Чебоксары: Салика, 2009.
  11. Харченко О.Н. Аудит: Практикум: Учебное пособие./ О.Н.Харченко, С.А. Катуша, И. Федорова. – М.: Кнорус, 2010.
  12. Шеремет А.Д. Аудит: Учеб.для студентов вузов./ А.Д. Шеремет – М: «Финансы и статистика», 2008.
  13. Шеремет А.Д. Аудит: Учебник./ А.Д. Шеремет, В.Л. Суйц – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 360 с
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov