Контрольная Особенности правового регулирования служебного расследования транспортных происшествий

Содержание
Введение 3
1 Особенности правового регулирования служебного расследования транспортных происшествий 5
2 Роль федеральной службы в сфере транспорта в расследовании транспортных происшествий 14
Заключение 18
Список литературы 19

Введение
Служебное расследование транспортных происшествий можно определить как процедуру, закрепленную в соответствующих нормативных правовых актах, в ходе которой органами и должностными лицами, указанными в этих актах, производятся действия по:
а) установлению обстоятельств происшествия, его причин, а также условий, способствовавших ему, размера причиненного ущерба и ответственных за происшествие лиц, сбору доказательств, подтверждающих эти факты;
б) разработке мероприятий, направленных на предотвращение подобных случаев.
В нормативных правовых актах, регулирующих порядок служебного расследования транспортных происшествий, обозначены органы и должностные лица, которые обязаны выполнять эту функцию, задачи расследования и порядок его производства.
Для всех нормативных правовых актов, регулирующих служебное расследование транспортных происшествий, характерна практически одинаковая схема построения норм, отражающих порядок этой процедуры: общие вопросы, классификация транспортных происшествий, оповещение о происшествии (первоначальное и последующее), первоначальные действия членов экипажа и должностных лиц соответствующего транспортного органа, расположенного в месте происшествия, до прибытия уполномоченных для расследования должностных лиц, организация и производство расследования, сбор материалов расследования, подготовка акта о расследовании, оформление материалов расследования, разработка мероприятий по результатам расследования, рассылка материалов расследования в соответствующие ведомственные структуры, разбор результатов расследования, учет транспортных происшествий.
Необходимо отметить, что в Российской Федерации нет единого учета транспортных происшествий. Госкомстат ведет учет только катастроф, крушений и аварий. По другим видам транспортных происшествий ведется так называемый оперативный учет. Такое положение не дает возможности иметь четкое представление о состоянии аварийности на транспорте. На каждом виде транспорта ведется своя классификация с присущими этому виду наименованиями происшествий, что также не способствует анализу состояния безопасности на транспорте.
Настоящая работа ставит своей целью: рассмотреть основные принципы служебного расследования транспортных происшествий, а так же выявить отличия служебного расследования от других форм расследования, проводимого в рамках гражданского, уголовного и иного производства.

1 Особенности правового регулирования служебного расследования транспортных происшествий
Правовое регулирование служебного расследования на воздушном транспорте. Вопросы о служебном расследовании авиационных происшествий и инцидентов на воздушном транспорте в основном решены Воздушным кодексом Российской Федерации, принятым Государственной Думой 19 февраля 1997 года . В Кодексе уделено особое внимание безопасности на воздушном транспорте. В него включены положения об обязательной сертификации и аттестации в гражданской авиации, лицензировании деятельности в области гражданской авиации, государственном контроле за ее деятельностью, дано определение авиационной безопасности: «Авиационная безопасность — состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации» (ст. 83)
Глава 14 Кодекса определяет цель служебного расследования — установление причины авиационного происшествия или инцидента и принятие мер по их предотвращению в будущем; устанавливает порядок расследования (ст. 95) и обязанность сохранения доказательственных материалов (ст. 97). Закон возлагает обязанность обеспечения работ на месте авиационного происшествия или инцидента на федеральные исполнительные органы, органы исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления, а также юридических лиц и командование воинских частей (ст. 98). Там же определяется порядок финансирования работ по расследованию авиационного происшествия или инцидента (ст. 99).
Воздушный кодекс — единственный законодательный акт, которым субъекту расследования транспортного происшествия (комиссии по расследованию) даны широкие права при расследовании:
1) беспрепятственно проходить на борт потерпевшего бедствие воздушного судна;
2) обследовать это воздушное судно и имущество, находящееся на нем;
3) поручать юридическим лицам проведение исследований и работ, связанных с расследованием;
4) привлекать к участию в расследовании работников науки и техники из любых организаций;
5) опрашивать свидетелей происшествия;
6) запрашивать и получать из соответствующих организаций, а также от юридических лиц и граждан документы и материалы по вопросам, связанным с происшествием;
7) проводить исследования психофизического состояния членов экипажа потерпевшего бедствие воздушного судна, а также соответствующих лиц из числа авиационного персонала.
Права, аналогичные тем, которые указаны в Воздушном кодексе, субъектам служебного расследования происшествий на морском, внутреннем водном и федеральном железнодорожном транспорте предоставлены нормативными правовыми актами, утвержденными соответствующими министрами, что нельзя считать достаточно легитимным.
Воздушным кодексом на Правительство Российской Федерации возложено утверждение правил проведения расследования, классификации и учета авиационных происшествий или инцидентов с гражданскими, государственными и экспериментальными воздушными судами. Правительством приняты три постановления об утверждении правил расследования авиационных происшествий и инцидентов:
1) Правила расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации (утверждены Постановлением от 18 июня 1998 года N 609);
2) Правила расследования авиационных происшествий и
авиационных инцидентов с государственными воздушными судами в Российской Федерации (утверждены Постановлением от 2 декабря 1999 года N 1329);
3) Правила расследования авиационных происшествий и инцидентов с экспериментальными воздушными судами в Российской Федерации (утверждены Постановлением от 4 апреля 2000 года N 303
Расследование авиационных происшествий с воздушными судами государственной авиации организуют Служба безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации и руководители федеральных органов исполнительной власти и организаций (по принадлежности воздушного судна), а с воздушными судами экспериментальной авиации — Российское авиационно — космическое агентство с участием заинтересованных лиц федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации.
Федеральным органом исполнительной власти в области расследования авиационных происшествий с гражданскими воздушными судами определен Межгосударственный авиационный комитет (МАК) . Организация и производство расследования авиационных инцидентов входит в компетенцию Государственной службы гражданской авиации Минтранса России.
Правовое регулирование служебного расследования на водном транспорте. В отличие от Воздушного кодекса в Кодексах торгового мореплавания (утвержден Федеральным законом от 30 апреля 1999 года N 81-ФЗ) и внутреннего водного транспорта (утвержден Федеральным законом от 7 марта 2001 года N 24-ФЗ) расследованию транспортных происшествий законодатель уделил значительно меньше внимания.
Кодекс торгового мореплавания определил, что расследование аварийных случаев с морскими судами возлагается на капитанов морского торгового и морского рыбного портов (ст. 76). Однако согласно ст. 9 Кодекса к морским портам, кроме торгового и рыбного, относятся также специализированные порты, в которых также имеются капитаны порта. Но капитаны специализированных портов правом расследования аварийных случаев с судами Кодексом не наделены.
Расследование аварийных случаев с судами (последний абзац ст. 76 Кодекса) осуществляется в соответствии с положением, утвержденным Минтрансом России по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Госкомрыболовством России и Минобороны России.
В настоящее время служебное расследование аварийных случаев с морскими судами регламентируется Положением о порядке классификации, расследования и учета аварийных случаев с судами (ПРАС-90), утвержденным Приказом министра морского флота СССР от 29 декабря 1989 года N 118 (с изменениями и дополнениями, внесенными Приказами директора Департамента морского транспорта Минтранса России от 30 марта 1992 года N 15 и от 19 мая 1994 года N 38), а также Положением о порядке классификации, расследования и информации о нарушениях в работе объектов атомного флота, утвержденным заместителем директора Департамента морского транспорта Минтранса России 4 июня 1993 года (N СМ-35/1130).
Действие ПРАС-90, текст которого был согласован с бывшим Минрыбхозом СССР, Приказом министра рыбного хозяйства СССР от 20 апреля 1990 года N 170 распространялось на рыбопромысловые суда.
ПРАС-90 к органам расследования аварийных случаев с морскими судами относит, кроме морского порта, капитана морского судна, а также министерства и ведомства, которым принадлежат морские суда. Ни министерства и ведомства, ни капитан морского судна не наделены Кодексом торгового мореплавания правом производить расследование аварийных случаев с морскими судами. В то же время капитан морского судна, находящегося в дальнем плавании, согласно ч. 7 ст. 117 Уголовно — процессуального кодекса РСФСР является органом дознания.
В Кодексе внутреннего водного транспорта Российской Федерации безопасности судоходства посвящена гл. 6, в ч. 3 ст. 36 которой указано, что Государственная речная судоходная инспекция с входящими в ее состав государственными речными судоходными инспекциями бассейнов осуществляет «расследование и классификацию транспортных происшествий с судами на внутренних судоходных путях». В Кодексе не определено, кем утверждается нормативный правовой акт, регулирующий порядок расследования и классификации транспортных происшествий с судами на судоходных внутренних путях.
На внутреннем водном транспорте нормативным правовым актом, регулирующим порядок расследования транспортных происшествий на внутренних водных путях, в настоящее время является Положение о классификации, расследовании и учете транспортных происшествий на внутренних судоходных путях Российской Федерации, утвержденное Приказом министра транспорта Российской Федерации от 16 августа 1994 года N 69 (зарегистрировано в Минюсте России 24 августа 1994 года под N 665).
К органам расследования транспортных происшествий Положение относит, кроме подразделений Госречсудинспекции РФ, владельцев судов и гидротехнических сооружений. Последние не наделены Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации правом производить расследование транспортных происшествий.
Согласно Положению при авариях с тяжелыми последствиями расследование производится специальными комиссиями, создаваемыми Правительством Российской Федерации или Министерством транспорта Российской Федерации, однако эта норма в Кодексе внутреннего водного транспорта не нашла отражения.
Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ также не содержит норм, регламентирующих расследование транспортных происшествий на гидротехнических сооружениях. Это следует отнести к серьезному упущению разработчиков законопроекта и законодателей.
Правовое регулирование служебного расследования на федеральном железнодорожном транспорте. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О федеральном железнодорожном транспорте» законодательство Российской Федерации о железнодорожном транспорте состоит из указанного Закона, Устава железных дорог, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность железнодорожного транспорта и обеспечивающих его нормальную работу.
Безопасность движения, охрану грузов и объектов железнодорожного транспорта, организацию работы в особых условиях регламентирует раздел V Закона.
Организация обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных и иных средств, связанных с перевозочным процессом на железнодорожном транспорте, включает:
правовое регулирование в области безопасности движения и эксплуатации транспортных средств;
разработку государственной технической, экономической и социальной политики и ее осуществление на основе практических мер по предупреждению нарушений безопасности движения и эксплуатации транспортных средств;
осуществление контроля за выполнением требований законодательства, регулирующего правовые отношения в области безопасности движения.
Организация безопасности движения возложена на МПС России.
Контроль за обеспечением безопасности движения поездов на железнодорожном транспорте осуществляет Департамент безопасности движения и экологии МПС России, а также его подразделения на железных дорогах и их отделениях.
Основными задачами главных ревизоров и ревизоров, входящих в аппарат ревизорской службы, являются:

  • контроль за обеспечением безопасности движения на железной дороге;
  • организация расследования крушений, аварий, случаев брака в поездной и маневровой работе, участие в таком расследовании, контроль своевременного и качественного расследования нарушений безопасности движения, предварительного их учета и классификации в отделениях железной дороги и линейных предприятиях;
  • ведение учета нарушений безопасности движения.
    Служебное расследование транспортных происшествий на федеральном железнодорожном транспорте регулируется несколькими нормативными правовыми актами МПС России. К ним относятся: Классификация нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе на железных дорогах и Инструкция о порядке служебного расследования нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе на железных дорогах, утвержденные Приказом министра путей сообщения Российской Федерации от 8 января 1994 года N 1Ц.
    Практика применения этих нормативных правовых актов показала, что они требуют разъяснения некоторых положений. Заместитель министра путей сообщения Российской Федерации 17 мая 1994 года подписал указание N Г-393у, которым были устранены имеющиеся неясности.
    Служебное расследование транспортных происшествий производится комиссиями, которые формируются приказами руководителей структурных подразделений органов железнодорожного транспорта и в зависимости от последствий транспортного происшествия возглавляются начальниками железной дороги, отделения железной дороги, их заместителями, а также начальниками отдельных служб отделений, их заместителями и руководителями линейных предприятий.
    Для расследования крушений с тяжелыми последствиями при необходимости образуется комиссия, состав и задачи которой определяет министр путей сообщения.
    1 июля 1996 года утверждена и введена в действие решением Совета по железнодорожному транспорту государств — участников СНГ Инструкция о порядке совместных действий железных дорог государств — участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики по служебному расследованию нарушений безопасности движения в поездной и маневровой работе. Установлен порядок совместных действий администраций железных дорог бывших союзных республик СССР по служебному расследованию транспортных происшествий на железных дорогах одного из государств СНГ и Балтии в случае причастности к происшествию работников железных дорог этих государств.
    Организация и порядок расследования некоторых видов транспортных происшествий, которые определены названием нормативного правового акта, регулируются:
    Инструкцией по служебному расследованию, учету пожаров и последствий от них на железнодорожном транспорте, утвержденной первым заместителем министра путей сообщения Российской Федерации 17 декабря 1992 года N ЦУО-130 (с изменениями, внесенными указанием заместителя министра путей сообщения Российской Федерации от 28 мая 1997 года N Г-632у).
    Инструкцией о порядке служебного расследования и учета на железнодорожном транспорте несчастных случаев с людьми, не связанных с производством, утвержденной первым заместителем министра путей сообщения Российской Федерации 8 августа 1994 года N ЦУО-286;
    Инструкцией о служебном расследовании столкновений транспортных средств с подвижным составом, совершаемых водителями на железнодорожных переездах МПС России, утвержденной указанием заместителя министра путей сообщения Российской Федерации от 10 декабря 1997 года N Г-1414у.
    Организация и порядок расследования по этим нормативным правовым актам производятся комиссиями, назначаемыми приказами руководителей соответствующих органов железнодорожного транспорта. Однако можно отметить некоторые специфические особенности, характерные для каждого из видов расследуемых транспортных происшествий. Имеется в виду состав комиссий, порядок донесения о происшествии, сбора доказательств, указания по реквизитам актов о расследовании, оформлению материалов служебного расследования, разработке мер по предупреждению аналогичных случаев, а также учету происшествий.
    Характерно, что функция служебного расследования транспортных происшествий в положениях о министерствах путей сообщения и транспорта закреплена только в отношении федерального железнодорожного транспорта (абзац 11 п. 6 Положения об МПС России, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 года N 848) и гражданской авиации (пп. 81 п. 8 Положения о Минтрансе России от 30 декабря 2000 года N 1038).
    2 Роль федеральной службы в сфере транспорта в расследовании транспортных происшествий
    Транспорт является обслуживающей отраслью экономики и играет огромную роль в хозяйственном и социально-культурном строительстве. Его основной задачей является своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках. От успешной работы транспортных предприятий зависит эффективность промышленного и сельскохозяйственного производства, развитие товарооборота и торговли, состояние обороноспособности страны. К транспорту тесно примыкают дорожное хозяйство и средства связи.
    В организации управления транспортно-дорожным комплексом России ведущую роль играют федеральные органы исполнительной власти. Они подразделяются по видам транспорта. Общее руководство транспортным комплексом страны возложено на Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России). В его состав входят: Федеральная аэронавигационная служба; Федеральная служба по надзору в сфере транспорта; Федеральное агентство воздушного транспорта; Федеральное дорожное агентство; Федеральное агентство железнодорожного транспорта; Федеральное агентство морского и речного транспорта
    Безусловно, роль федеральной службы в сфере транспорта в расследовании транспортных происшествий велика. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта действует на основании положения утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 398 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА».
    Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного, железнодорожного транспорта, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности.
    Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
    Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации:
  • о гражданской авиации;
  • о торговом мореплавании;
  • о внутреннем водном транспорте Российской Федерации;
  • о порядке осуществления международных автомобильных перевозок (транспортный контроль);
  • о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также промышленной безопасности на железнодорожном транспорте;
  • об организации, обеспечении и выполнении организациями морского, внутреннего водного и железнодорожного транспорта перевозок высших должностных лиц Российской Федерации и иностранных государств;
    (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.03.2006 N 173)
  • об обеспечении пожарной безопасности при эксплуатации воздушных, морских судов, судов внутреннего водного и смешанного (река-море) плавания, иных плавучих объектов, железнодорожного подвижного состава;
  • о транспортной безопасности;
  • осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы.
    Федеральная служба по надзору в сфере транспорта с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
  1. проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность;
  2. организовывать проведение необходимых расследований (за исключением авиационных и дорожно-транспортных происшествий), испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности, участвовать в установленном порядке в проведении расследований авиационных происшествий;
  3. запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
  4. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
  5. осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы;
  6. привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;
  7. применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;
  8. создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;
  9. разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды для работников Службы, осуществляющих функции по контролю и надзору, знаков различия и отличия, жетонов и удостоверений для них, а также порядок ношения форменной одежды.

Заключение
Служебное расследование (служебная проверка) — деятельность в рамках дисциплинарного производства соответствующих должностных лиц по своевременному, всестороннему, полному и объективному сбору и исследованию материалов по факту дисциплинарного проступка, сотрудников (работников), либо невыполнения ими функциональных обязанностей.
Служебное расследование (проверка) является одной из стадий дисциплинарного производства.
Решение о проведении служебного расследования произвольно принимает первый руководитель учреждения, ведомства, предприятия, коммерческой структуры, в случае, если для решения вопроса о виновности или невиновности сотрудника (работника), допустившего дисциплинарный проступок, нарушение трудового договора или недобросовестно исполняющего функциональные обязанности необходима дополнительная проверка.
Служебное расследование это сугубо внутренняя проверка, рамки служебного расследования ни по кругу лиц, ни по объему не должны выходить за рамки ведомства, учреждения, государственного органа, коммерческого предприятия. Лица, не входящие в штат структуры, внутри которой проводится служебное расследование могут давать письменные пояснения в качестве свидетелей и привлекаться в качестве специалистов только в добровольном порядке по личному желанию.
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, N 4, ст. 445.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.03.2012) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1
  3. Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (ред. от 07.11.2011) // Собрание законодательства РФ, 13.01.2003, N 2, ст. 169
  4. Постановление Правительства от 30 июля 2004 г. N 398 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА»
  5. Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации (второе издание)/под ред. Г.Г. Иванова. – М.: СПАРК – 2008 – 695 с.
  6. Российская юридическая энциклопедия. — М.: “Инфра-М” , 2002. – 841 с.
  7. Б.Н. Дудышкин, Правовое регулирование служебного расследования транспортных происшествий, МГАВТ, Москва, 2001.
  8. Бахрах Д.Н. Административное право. –М. 2008. – 453 с.
  9. Статья: Производство служебного расследования по установлению причин транспортных происшествий: правовая природа, понятие, проблемы (Дудышкин Б.Н.) («Журнал российского права», 2007, N 8) с. 25-36
  10. Статья: Правовые вопросы обеспечения безопасности на транспорте (Дудышкин Б.Н.) «Транспортное право», 2008, N 4 с. 12-19
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov