Контрольная Понятие, формы и государственная политика в сфере труда

Содержание

Введение 3
1 Понятие, формы и государственная политика в сфере труда 5
1.1 Понятие рынка труда, занятости 5
1.2 Формы занятости 9
1.3 Права граждан в области занятости 12
2 Правовой статус безработного 14
2.1 Понятие «безработный» 14
2.2 Регистрация безработных 18
2.3 Ответственность безработного 21
2.4 Гарантии материальной и социальной поддержки 23
3 Правовые основы трудоустройства 31
Заключение 33
Список использованных источников 34
Приложение 1 36
Приложение 2 37

Введение
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму.
Полная занятость — цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которое постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства.
Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов. Поэтому процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться.
Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений.
Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость.
Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные. Еще целый ряд государственных программ влияет на уровень безработицы косвенно. Например, большинство экономистов считает, что законы, предусматривающие высокую минимальную заработную плату, ведут к росту безработицы. Выявляя нежелательные побочные последствия той или иной государственной политики, экономисты могут помочь политикам оценить альтернативные варианты решения различных проблем.
Поэтому неудивительно, что проблема безработицы и занятости часто является предметом политических дискуссий и является довольно актуальной для исследования.
Целью курсовой работы является исследование проблем занятости, трудоустройства, государственного регулирования сферы труда в Российской Федерации.
В соответствии с целью ставятся задачи исследования:
1) Изучить понятие, формы и современное законодательство в сфере труда;
2) Проанализировать определение безработного, условия регистрации и правовой статус;
3) Рассмотреть правовые основы трудоустройства.
Объектом исследования является трудовое законодательство.

1 Понятие, формы и государственная политика в сфере труда
1.1 Понятие рынка труда, занятости

Рынок труда представляет собой особую совокупность экономических и правовых отношений, связанных с обеспечением эффективной трудовой занятости граждан, удовлетворением спроса и предложения на рабочую силу.
Субъектами отношений являются безработные граждане, работодатели и государство.
Эти правоотношения действуют в правовом пространстве РФ и ее субъектов, но может быть и конкретная территория предприятия, где осуществляется прием граждан на работу.
Из-за миграции населения правовое пространство может изменяться. Главная функция государства на рынке труда — обеспечение его законной и цивилизованной формы.
Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в редакции от 20 апреля 1996 г. в первой главе «Общие положения» дает легальные определения важнейших понятий в сфере занятости.
Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход. Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме (физической, психологической, нравственной) не допускается, если иное не предусмотрено законом. Например, УК РФ (ст.43) предусматривает в качестве меры уголовного наказания обязательные работы и исправительные работы. Само же наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда.
Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности. К числу занятых относятся следующие граждане:

  • работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу, включая сезонную, временную работу;
  • занимающиеся предпринимательской деятельностью;
  • самостоятельно обеспечивающие себя работой;
  • занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
  • выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда), а также члены производственных кооперативов (артелей);
  • избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
  • проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел;
  • проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости;
  • временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами.
    Функционирование рынка труда основано на взаимодействии следующих элементов:
  • субъекты рынка труда;
  • правовые акты и документы, регламентирующие отношения субъектов рынка труда;
  • конъюнктура рынка труда;
  • инфраструктура рынка труда.
    Основными субъектами рынка труда являются наемные работники и их объединения — профсоюзы, работодатели (предприниматели) и их союзы, а также государство, являющееся, с одной стороны, работодателем, а с другой — субъектом регулирования отношений, складывающихся на рынке труда и в социально-трудовой сфере.
    Для нормального функционирования рынка труда необходимы законодательные акты, нормы, правила, регулирующие взаимоотношения между субъектами рынка, четко определяющие их права, создающие равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, предусматривающие социальное страхование на случай потери работы и т.д. Такие нормы определены в Конституции Российской Федерации, в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации», Трудовом кодексе РФ, других законах. Они конкретизируются в указах Президента РФ, решениях Правительства, региональных и отраслевых соглашениях, коллективных договорах предприятий.
    Конъюнктура рынка труда — это соотношение спроса и предложения рабочей силы. Она может быть трех типов:
  • трудодефицитной, когда рынок труда испытывает недостаток предложения рабочей силы;
  • трудоизбыточной, когда на рынке труда имеется большое число безработных и, соответственно, избыток предложения рабочей силы;
  • равновесной, когда спрос на рабочую силу соответствует ее предложению.
    Инфраструктура рынка труда — это система институтов, учреждений и организаций, занимающихся проблемами движения рабочей силы и обеспечивающих функционирование рынка труда: государственные учреждения, биржи труда, негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий, общественные организации, фонды. Наличие и взаимодействие всех элементов рынка труда необходимы для его нормального функционирования, под которым понимается положение, когда созданы все условия для выполнения функций рынка труда. К таким функциям относятся:
  • организация встречи продавцов и покупателей рабочей силы;
  • обеспечение конкурентной среды внутри каждой из сторон рыночного взаимодействия;
  • установление равновесных ставок заработной платы;
  • содействие решению вопросов занятости населения;
  • осуществление социальной поддержки безработных.
    Функционирование рынка труда имеет ряд следующих особенностей, связанных с характером и спецификой воспроизводства рабочей силы.
    Неотделимость прав собственности на товар — рабочую силу от владельца. На рынке труда покупатель (работодатель) приобретает только право использования и частичного распоряжения способностью к труду (рабочей силой), функционирующей в течение определенного времени.
    Значительная продолжительность по времени контакта продавца и покупателя рабочей силы накладывает свой отпечаток на их взаимоотношения и играет немаловажную роль в обеспечении жизнеспособности организации.
    Наличие большого числа институциональных структур особого рода (разветвленной системы законодательства, социально-экономических программ, служб занятости и т.д.).
    Высокая степень индивидуализации сделок, связанная с различным профессионально-квалификационным уровнем рабочей силы, разнообразием технологий и организации труда и т.д.
    Своеобразие в обмене рабочей силы по сравнению с обменом любого другого, вещного, товара. Первый обмен начинается в сфере обращения товара — рабочей силы, т.е. на рынке труда, продолжается в сфере производства и заканчивается в сфере обращения жизненных благ, т.е. на рынке товаров и услуг. Второй — начинается и заканчивается в сфере обращения вещного товара.
    1.2 Формы занятости

Занятость проявляется в большом разнообразии форм и видов, При этом виды (структура) занятости отражают распределение активной части трудовых ресурсов по сферам и отраслям народного хозяйства, а формы занятости — организационно-правовые способы, условия трудоиспользования (табл. 1). При этом по методологии МОТ к занятым относятся не только люди, создающие материальные и нематериальные блага в структуре экономики страны, но также лица, осуществляющие деятельность нерыночного характера.

Таблица 1 -Классификация форм занятости
Классификационный признак Формы занятости Содержание
Характер производительной деятельности Занятость рыночного характера Все виды занятости, реализуемые с целью обмена результатов труда на материальные блага

Занятость нерыночного характера Виды занятости, реализуемые с целью самообеспечения продуктами и услугами (в домашнем и подсобном хозяйстве)

Сфера общественного производства Занятость в материальном производстве Виды занятости, обеспечивающие создание материальных благ

Занятость в нематериальной сфере    Занятость в сфере образования, здравоохранения, науки, культуры, политики и др.

Способ участия в общественном труде Самостоятельная занятость Виды занятости, в рамках которых реализуется предпринимательская инициатива субъекта занятости с целью получения прибыли или семейного дохода (денежного или неденежного)
Продолжение табл. 1

Занятость по найму  Виды занятости, обусловленные куплей-продажей рабочей силы субъектами занятости с целью обмена результатов трудовой деятельности на стоимостные эквиваленты (денежные или неденежные)

Степень кооперации Индивидуальная Виды занятости, осуществляемые на основе личного труда

Коллективная    Виды занятости, реализуемые через участие в совместном труде

Степень легитимности трудоустройства Формальная Включает все виды занятости, реализуемые в пределах формально зарегистрированных и формально не зарегистрированных трудовых отношений, т.е. не регулируемых законодательством
Неформальная
Условия организации трудовых процессов Стандартная (типичная) занятость Занятость у одного работодателя, в производственном помещении работодателя при неизменной стандартной рабочей нагрузке в течение дня, недели, года
Нестандартная (гибкая) занятость Занятость, характеризующаяся изменением любого из стандартных условий
Режим рабочего времени Занятость с режимом полного рабочего времени Занятость с режимом полного рабочего времени

Неполная (частичная) занятость  Занятость с режимом неполного рабочего времени или сокращенного рабочего времени: полный рабочий день при неполной рабочей неделе; неполный рабочий день при полной рабочей неделе; альтернативный режим рабочего времени. Занятость на условиях деления рабочих мест

Регулярность участия в трудовом процессе Постоянная Занятость, при которой работник должен работать определенное число часов каждую неделю, реже — каждый месяц (может быть как стандартной, так и не стандартной)
Временная Занятость, ограниченная фиксированным сроком трудового договора, сезонная и командировочная занятость, случайная работа
Вторичная Занятость, дополнительная по отношению к основной (совместительство)

Практическая потребность учета населения вызывает необходимость выделения видов (структуры) занятости распределения активной части трудовых ресурсов по сферам и отраслям экономики.
Выделяют также различные формы занятости — организационно-правовые способы, условия трудоиспользования. Охарактеризуем отдельные формы занятости.
По способу участия в общественном труде занятость населения можно подразделить на занятость по найму и самостоятельную занятость.
Занятость по найму представляет собой отношения, возникающие между собственниками средств производства и работниками, не имеющими средств производства и продающими свою рабочую силу в обмен на определенную стоимость в форме заработной платы.
По режиму рабочего времени принято выделять занятость с режимом полного рабочего времени и неполную (частичную) занятость. Занятость с режимом полного рабочего времени основывается на регламентированной продолжительности полного рабочего дня, которая в настоящее время составляет 40 часов в неделю .
По регулярности трудовой деятельности занятость подразделяется на постоянную, временную, сезонную и случайную. Постоянная (регулярная) занятость предполагает, что работник должен работать определенное число часов каждую неделю, реже — каждый месяц; временная занятость имеет две разновидности: занятость на определенный срок (фиксированный срок трудового договора) и командировочная занятость (через посредничество определенных фирм); сезонная занятость предполагает работу в течение определенного сезона, и, наконец, случайная занятость означает выполнение различных по характеру непродолжительных работ с целью получения материального вознаграждения без заключения трудового договора.
По легитимности трудоустройства занятость подразделяется на формальную и неформальную. Формальная занятость — это занятость, зарегистрированная в официальной экономике. Неформальная занятость — занятость, не зарегистрированная в официальной экономике, имеющая источником рабочих мест неформальный сектор экономики и отдельные его виды.
По условиям организации трудовых процессов занятость подразделяется на стандартную и нестандартную. В основе такого деления лежит специфика организации трудового процесса, которая принимает различные формы. Стандартная (типичная) занятость — это занятость, предполагающая постоянную работу наемного работника у одного работодателя в его производственном помещении при стандартной нагрузке в течение дня, недели, года. Нестандартная (гибкая) занятость выходит за эти рамки и включает следующие формы:
• занятость, связанная с нестандартными режимами рабочего времени, такими, как гибкий рабочий год, сжатая рабочая неделя, гибкие графики рабочего времени и др.;
• занятость, связанная с социальным статусом работников: самостоятельные работники, помогающие им члены семьи;
• занятость на работах с нестандартными рабочими местами и организацией труда: надомный труд, «работники по вызовам», вахтово-экспедиционная занятость;
• занятость по нестандартным организационным формам: временные работники, совместительство.
1.3 Права граждан в области занятости

Какие же права имеют граждане в сфере занятости? Прежде всего, это право на выбор места работы. Это право граждане реализуют путем прямого обращения к работодателю — организации, обладающей правами юридического лица, либо физическому лицу, занимающемуся предпринимательством или нуждающемуся в обслуживании личного потребительского хозяйства. По обоюдному согласию сторон заключается трудовой договор. Наряду с этим право на выбор места работы может быть реализовано путем бесплатного посредничества органов службы занятости или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения. Во-вторых, это право свободы договора. Содержание принципа свободы трудового договора характеризуется сотрудничеством сторон в процессе применения труда. Работник и работодатель свободны в изыскании эффективных средств повышения производительности труда, улучшения качества продукции, экономного использования сырья, энергии и т.п.
Далее граждане имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, возможности профессионального обучения.
Граждане имеют также право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости.
И, наконец, граждане имеют право на профессиональную деятельность за пределами РФ.
Правовое положение граждан на рынке труда и в сфере занятости гарантируется установленным ст.11 закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» правом граждан на обжалование решений, действий или бездействия органов службы занятости и их должностных лиц. Это право реализуется посредством обращения в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством РФ.

2 Правовой статус безработного
2.1 Понятие «безработный»

Определим, что подразумевается под понятием «безработный». Дело в том, что для получения безработным гражданином социальной поддержки государства, необходимо наличие у него определенного статуса. Если гражданин не занят какой-либо деятельностью, то это еще не дает основания называть его безработным. Опять же, всегда существует категория граждан, которые способны, могут, но не желают трудиться. Это их право, принудительный труд в РФ запрещен. По сути, в общеупотребительном смысле они также являются безработными, но социальная поддержка государства направлена на определенную группу незанятых граждан, отвечающим определенным критериям. В соответствии со ст. 3 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 18.10.2010), безработными могут быть признаны только трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Исходя из этого определения можно выделить следующие необходимые условия для признания граждан безработными: трудоспособность, отсутствие работы и заработка, регистрация в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы и готовность приступить к работе.
Трудоспособность граждан оценивается по двум критериям: состояние здоровья и возраст. Так, например, инвалид не может считаться трудоспособным, если у него нет заключения медико-социальной экспертной комиссии, где конкретно указывается, какую работу данный гражданин может выполнять, рекомендуемый для него режим труда и отдыха. Граждане, не достигшие трудоспособного возраста (16 лет) или достигшие пенсионного возраста, также не принадлежат к категории трудоспособных граждан.
Под гражданами, не имеющими работы и заработка, подразумеваются граждане, не работающие и не имеющие каких-либо форм доходов. Доходы могут быть самыми разнообразными. Это не только заработная плата, но и получение процентов по ценным бумагам, получение дохода от участия в хозяйственных товариществах и обществах и т.д.
Готовность приступить к работе — такое условие, которое носит чисто субъективный характер и определяет отношение гражданина к труду, его желание трудиться. Если гражданин обращается в службу занятости не с целью поиска работы, а с одним лишь намерением получать пособие по безработице, то это четко проявляется в многократных отказах от подходящей работы, что дает право службе занятости отказать в регистрации данному гражданину или применить соответствующие санкции.
Одним из основных условий получения статуса безработного является регистрация гражданина в службе занятости населения.
Регистрация трудоспособных граждан, не имеющих работы и заработка (дохода), ищущих работу и готовых приступить к ней, обратившихся в органы по вопросам занятости осуществляется в 3 этапа: первичная регистрация безработных граждан, регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы и, наконец, регистрация граждан в качестве безработных;
Первичная регистрация осуществляется в целях учета общей численности безработных граждан, обратившихся в органы по вопросам занятости по месту жительства для получения необходимой информации по вопросам содействия занятости, без предъявления ими каких-либо документов. Регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы осуществляется органами по вопросам занятости населения по месту жительства граждан со дня их личного обращения. Место жительства определяется наличием паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства или соответствующей справкой из органов внутренних дел.
Для осуществления регистрации безработным гражданам надлежит представить следующие документы:

  • паспорт или иной документ, заменяющими паспорт, которым является удостоверение личности и свидетельство о регистрации по месту жительства;
  • трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж, Документом, заменяющим трудовую книжку, является дубликат трудовой книжки. Документами, подтверждающими трудовой стаж, являются справки о времени, засчитываемом в общий трудовой стаж, выписки из приказов, письменные трудовые договоры (контракты), договоры гражданско-правового характера с отметкой об их исполнении и иные документы, содержащие сведения о периодах работы.
  • документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию;
  • справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы (службы), оформленную в установленном порядке (выдается работодателем).
    Впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и документ об образовании.
    Инвалиды, в дополнение к указанным документам предъявляют трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда или индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданные в установленном порядке.
    Органы по вопросам занятости в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая работу временного характера или план самостоятельного поиска работы, а впервые ищущему работу (ранее не работавшему), не имеющему профессии (специальности), — два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы, включая работу временного характера.
    Согласно ст. 4 Закона о занятости подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы, состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.
    Для некоторых категорий граждан предусматривается, что подходящей работой может быть любая оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных или иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям законодательства Российской Федерации о труде. Это правило применяется в отношении граждан:
  • впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности); уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы; уволенных за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ; ранее занимавшихся предпринимательской деятельностью, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;
  • отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы;
  • состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работающих;
  • обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.
    На каждого безработного гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, оформляется личное дело. В нем производятся соответствующие записи о всех предложениях органа по вопросам занятости, в том числе по предоставлению подходящей работы, о направлении к работодателям для трудоустройства, о направлении на профессиональное обучение, о приглашении его в орган по вопросам занятости и других действиях, связанных с поиском подходящей работы, а также о согласии (отказе) с предложениями органа по вопросам занятости Граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы, в установленный день для регистрации их в качестве безработных, предъявляют в органы по вопросам занятости следующие документы:
  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж;
  • документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию.
    При необходимости граждане представляют дополнительную или уточненную справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы (службы), выданную в установленном порядке. Впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и документ об образовании.
    Таким образом, гражданин, имеющий все основания для регистрации в качестве безработного, после регистрации в целях поиска подходящей работы в течение 10 дней не имеет статуса безработного и подлежит трудоустройству. При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы данные граждане признаются безработными с первого дня предъявления необходимых документов.
    2.2 Регистрация безработных

Регистрация безработных граждан осуществляется учреждениями службы занятости по месту жительства в следующей последовательности:
– первичная регистрация безработных граждан;
– регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы;
– регистрация граждан в качестве безработных;
– перерегистрация безработных граждан.
Первичная регистрация осуществляется в целях учета общей численности безработных граждан, обратившихся в учреждения службы занятости по месту жительства для получения необходимой информации по вопросам содействия занятости, без предъявления ими каких-либо документов. При первичной регистрации учреждениями службы занятости в регистрационных документах указываются: фамилия, имя и отчество обратившегося гражданина, адрес места жительства, возраст, пол, образование, специальность (профессия), отношение к занятости, причина обращения и краткое содержание предоставленной информации (оказанной услуги) по интересующему его вопросу.
При первичной регистрации безработным гражданам предоставляется информация о: состоянии рынка труда на соответствующей территории; наличии вакантных рабочих мест (должностей), об оплате и других условиях труда с целью выбора работы; возможностях профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации; порядке и условиях регистрации в целях поиска подходящей работы, регистрации и перерегистрации в качестве безработных; правах и ответственности в области занятости населения и защиты от безработицы.
Регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы осуществляется учреждениями службы занятости по месту жительства граждан со дня их личного обращения со всеми необходимыми документами.
Для регистрации в целях поиска подходящей работы безработные граждане представляют в учреждения службы занятости по месту жительства справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы (службы), выданную в установленном порядке, и предъявляют: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж; документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию.
Впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и документ об образовании.
Учреждения службы занятости в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущему работу (ранее не работавшему), не имеющему профессии (специальности), – два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы, включая работу временного характера. В целях содействия в трудоустройстве гражданину должен быть предложен план самостоятельного поиска работы.
Безработным гражданам, зарегистрированным в целях поиска подходящей работы, при ее отсутствии может быть предложено при их желании участие в оплачиваемых общественных работах.
В случае невозможности предоставления безработному гражданину подходящей работы, отвечающей имеющимся у него профессиональным навыкам, гражданину может быть предложено пройти профессиональную подготовку (переподготовку) или повысить квалификацию по направлению учреждений службы занятости.
Регистрация гражданина в качестве безработного осуществляется на основании решения учреждений службы занятости о признании гражданина безработным, принимаемого не позднее 11 календарных дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы. При предъявлении органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) – паспорта и документа об образовании.
Безработными признаются граждане, которые: трудоспособны; не имеют работы и заработка (дохода); зарегистрированы в целях поиска подходящей работы; ищут работу и готовы приступить к ней; не трудоустроены в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы.
Датой регистрации гражданина в качестве безработного является дата принятия учреждениями службы занятости решения о признании его безработным.
Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными. Граждане, признанные безработными, обязаны проходить перерегистрацию в сроки, установленные учреждениями службы занятости, но не реже двух раз в месяц, а на территориях, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, – не реже одного раза в месяц.
2.3 Ответственность безработного

Ответственность безработного проявляется в приостановлении выплаты пособия по безработице (до трех месяцев) и сокращения размера пособия на четверть (до одного месяца).
Первый вид ответственности применяется в случаях отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы; увольнения с последнего места работы за нарушения трудовой дисциплины или отчисления с места учебы, организованной служебной занятости, за виновные действия; нарушения сроков перерегистрации в качестве безработного в органах занятости; самовольное прекращение обучения по направлению органа занятости.
Второй вид ответственности применим за неявку без уважительных причин на переговоры с работодателем о трудоустройстве в течение трех дней со дня направления безработного службой занятости; отказа от явки без уважительных причин в службу занятости для получения направления на работу или профессиональное обучение.
Специалисты различных областей знаний пытаются найти причины существующих сложностей. При этом все они сходятся в одном: причина имеющих место проблем – отсутствие ответственности за свою деятельность у членов общества на всех уровнях социальной организации.
Расслоение общества в 90-е годы двадцатого столетия выделило прежде неизвестную в России (а точнее, хорошо забытую) категорию людей – безработных граждан.
Принято считать, что в условиях рыночной экономики любой человек может потерять работу, то есть стать безработным гражданином. Однако Закон О занятости населения в Российской Федерации закрепляет понятие безработные граждане лишь за теми гражданами, которые зарегистрировались в органах службы занятости и признаны безработными в соответствии с законодательными нормами. Все прочие граждане, не имеющие работы, именуются, в соответствии с данным законом, незанятыми.
Ситуация свободного выбора и ответственности выступает как проблема, имеющая огромное практическое значение.
Ответственность – это системное свойство личности, возникающее как функция свободного выбора. Для возникновения ответственности необходимо соблюдение как минимум двух условий: ситуации свободного выбора и наличия необходимых внутренних (психических) и внешних ресурсов.
В качестве внутренних (психических) ресурсов выступает, прежде всего, личностная зрелость. Ответственность предстает важнейшим компонентом и, одновременно, критерием личностной зрелости.
Личностная зрелость невозможна без сформированных духовных потребностей. Обращение к пирамиде потребностей А. Маслоу показывает, что потребность в самоактуализации (самореализации) находится в вершине пирамиды и представляет собой высшую степень сформированности духовных потребностей.
Ответственность, в свою очередь, через творческое отношение к труду – фундаментальный компонент трудовой мотивации – обеспечивает главное направление самореализации личности.
Таким образом, ответственный человек предстает как личностно зрелый человек со сформированными духовными потребностями, способный самостоятельно решать возникающие перед ним проблемы, в том числе и трудовые. Напротив, личностно незрелый человек передает ответственность за собственную жизнь, в том числе и право на решение проблем в сфере трудоустройства, внешним инстанциям, в нашем случае – органам службы занятости.
2.4 Гарантии материальной и социальной поддержки

Материальная помощь безработным – одна из форм социальной защиты безработных граждан и членов семей безработных, находящихся на их содержании, которая включает в себя дотации за пользование детскими учреждениями, жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания, а также выплаты в денежной форме.
Порядок и условия оказания материальной и иной помощи безработным гражданам и членам их семей определяются Приказом Федеральной службы занятости Российской Федерации от 18.06.1993г. № 78 «Об оказании материальной помощи безработным и членам семей безработных, находящимся на их иждивении»[].
Материальная помощь в пределах до двенадцатикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда налогообложению не подлежит. Никакие виды удержания с материальной помощи не производятся.
Материальная помощь может оказываться органами службы занятости в виде периодических (ежемесячных) либо единовременных (разовых) денежных выплат.
Основными формами оказания материальной помощи являются выплаты в денежной форме и перечисление средств, а также оплата счетов и иных платежных документов предприятий, учреждений, организаций, оказывающих соответствующие услуги.
Материальная помощь оказывается безработным гражданам, утратившим право на получение пособия по безработице в связи с истечением установленного законодательством срока его выплаты или членам семьи безработного, находящимся на его иждивении. К лицам, находящимся на содержании безработного, в соответствии со ст. 36 Закона о занятости относятся лица, не достигшие 18 лет (учащиеся — 24 лет), проживающие на средства безработного гражданина, не имеющие самостоятельных источников дохода и состоящие с ним в родстве.
К лицам, находящимся на содержании безработного, не относятся лица, получающие стипендии, пенсии и пособия по безработице; лица, находящиеся на государственном содержании (учащиеся профессионально — технических училищ, воспитанники детских домов и домов ребенка); учащиеся специальных школ и дети, находящиеся в домах — интернатах, за содержание которых с опекунов не взимается плата, а также в интернатах при школах с полным государственным обеспечением.
Существует такое понятие, как преимущественное право на получение материальной помощи, которое предоставляется членам семьи, находящимся на иждивении следующих категорий безработных:

  • инвалидов;
  • одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей;
  • женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста, детей — инвалидов;
  • вынужденных переселенцев;
  • женщин, уволенных в течение 12 месяцев, предшествующих дню официального признания их безработными (за исключением уволенных за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные трудовым законодательством), с предприятий по причине сокращения численности или штата работников, по собственному желанию, женщин, впервые ищущих работу, а также стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва — в период отпуска по беременности и родам;
  • граждан, впервые ищущих работу, а также стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва — в период временной нетрудоспособности, длящейся более 30 дней.
    В исключительных случаях материальная помощь в виде единовременных (разовых) денежных выплат может оказываться безработному в случае смерти члена семьи, совместно проживавшего с ним, а также одному из членов семьи безработного в случае смерти самого безработного.
    Для оказания материальной помощи безработному, необходимо обязательное и одновременное соблюдение определенных условий.
    Первое условие: средний совокупный доход (с учетом получаемого пособия по безработице и доплат на иждивенцев) на каждого члена семьи, совместно проживающего с безработным, не должен превышать двукратной величины минимального размера оплаты труда, установленного законодательством;
    Второе условие: обязательная перерегистрация в качестве безработного (в сроки, установленные органами службы занятости) безработных граждан, утративших право на получение пособия по безработице в связи с истечением установленного законодательством срока его выплаты;
    Третье условие: обязательная перерегистрация безработных в течение первоначального (12-месячного) периода безработицы (за исключением лиц в период временной нетрудоспособности, в том числе находящихся на излечении в стационарных лечебных учреждениях), если членам семьи в этот период оказывается материальная помощь;
    Четвертое условие: готовность приступить по истечению первоначального (12-месячного) периода безработицы к оплачиваемой работе, включая работу временного характера.
    Материальная помощь безработным гражданам и членам семей безработных, находящимся на их иждивении, в виде дотаций может оказываться при соблюдении следующих условий:
  • за пользование жильем и коммунальными услугами — если размеры занимаемой безработным и членами его семьи жилой площади не превышают (в расчете на одного человека) норм жилой площади;
  • за проезд на общественном транспорте — если время нахождения в пути от места жительства безработного гражданина до центра занятости или места предполагаемой подходящей работы превышает величину норматива транспортной доступности, установленного органами местного самоуправления, на данной территории;
  • за пользование услугами здравоохранения — если эти услуги не включены в территориальные программы обязательного медицинского страхования;
  • за пользование услугами общественного питания — если они не пользуются льготами, предоставляемыми органами социальной защиты.
    Органами службы занятости могут устанавливаться следующие сроки и периодичность выплаты материальной помощи:
  • не более 6 месяцев с ежемесячной периодичностью выплаты средств безработным гражданам, потерявшим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного законодательством срока его выплаты;
  • не более 12 месяцев с ежемесячной периодичностью выплаты средств членам семьи безработного, находящимся на его иждивении;
  • разовые денежные выплаты членам семьи безработной женщины, находящимся на ее иждивении, в период ее отпуска по беременности и родам;
  • разовые денежные выплаты членам семьи безработного, находящимся на его иждивении, в случае смерти самого безработного или безработному гражданину в случае смерти члена семьи, находившегося на его иждивении.
    Во всех приведенных случаях, когда выплата материальной помощи производится в виде денежных выплат периодически (ежемесячно), ее размер не должен превышать минимального месячного размера оплаты труда в месяц, установленного законодательством, а в случаях, когда материальная помощи, оказывается путем единовременных (разовых) денежных выплат, размеры этих выплат не должны превышать двукратной величины минимального размера оплаты труда, установленного законодательством.
    Для выделения финансовых средств на материальную помощь безработный обращается в органы службы занятости по месту жительства с заявлением, в котором указываются паспортные данные заявителя, лицо, которому кому предназначается материальная помощь (непосредственно безработному или члену семьи, находящемуся на его иждивении) и номер счета в учреждении банка, полные реквизиты учреждения банка (в случае получения пособия по безработице в учреждении банка).
    К заявлению об оказании материальной помощи прилагаются следующие документы:
  • справка с места жительства о членах семьи, совместно проживающих с безработным;
  • справка о среднемесячном заработке работающих членов семьи безработного, совместно проживающих с ним, исчисленном за последние три месяца по последнему месту работы;
  • листок временной нетрудоспособности (при необходимости);
  • копия свидетельства о смерти (при необходимости);
  • счета, иные платежные документы в случае оказания материальной помощи безработному соответствующими предприятиями;
  • другие документы, подтверждающие (по мнению безработного) обоснованность его обращения за материальной помощью.
    Решение об оказании (отказе) материальной помощи, ее видах и форме, размерах и периоде выплаты принимается органами службы занятости по каждому безработному отдельно, в течение 7 дней со дня получения от безработного заявления на оказание материальной помощи и оформляется соответствующим приказом. О принятом решении безработный извещается письменно.
    В период получения материальной помощи безработный обязан извещать центр занятости о всех происходящих изменениях в его положении.
    Все виды материальной помощи в форме денежных выплат производятся органами службы занятости в порядке, предусмотренном для выплаты пособий по безработице.
    Отдельные виды материальной помощи (дотации за пользование жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания) могут оказываться путем перечисления средств, а также оплаты счетов и иных платежных документов предприятий, оказывающих соответствующие услуги согласно заключенным с ними договорам. Дотации за пользование общественным транспортом могут предоставляться путем приобретения и выдачи этим категориям граждан проездных документов (билетов, талонов и т.п.) либо путем перечисления средств, а также оплаты счетов и иных платежных документов предприятий, оказывающих транспортные услуги согласно заключенным договорам.
    Все затраты центра занятости на транспортные расходы регистрируются в специальном журнале с обязательной подписью безработного о получении (сдаче) проездных документов.
    Расходы соответствующих предприятий, учреждений и организаций, организующих бесплатное питание для безработных, утративших право на пособие по безработице в связи с истечением установленного законодательством срока его выплаты, а также членов семьи безработного, находящихся на его иждивении (за исключением несовершеннолетних, находящихся на государственном обеспечении или получающих стипендию), компенсируются органами службы занятости в порядке и на условиях, предусмотренных соответствующими договорами.
    В договоре должны быть оговорены обязательства сторон, категории граждан, условия организации питания, порядок учета и отчетности фактически израсходованных средств (выданных талонов и т.п.).
    Расходы, связанные с перечислением средств на материальную помощь, финансируются за счет средств федерального бюджета.
    Выплата материальной помощи безработным, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного законодательством срока его выплаты, а также членам семьи безработного, находящимся на его иждивении, может быть прекращается в следующих случаях:
  • трудоустройства безработного, в том числе на условиях срочного трудового договора;
  • попытки получения либо получение материальной помощи обманным путем;
  • в случае отказа безработного от одного предложения подходящей работы;
  • назначения в соответствии с пенсионным законодательством пенсии;
  • превышения размера среднего совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи;
  • осуждения лица, признанного в установленном порядке безработным, к наказанию в виде лишения свободы или принудительного лечения по решению суда;
  • нарушения сроков перерегистрации в качестве безработного, установленных органами службы занятости;
  • переезда в другую местность на постоянное жительство.
    Решение о лишении безработного материальной помощи принимается администрацией центра занятости и оформляется приказом. О принятом решении безработный гражданин должен быть проинформирован письменно.

3 Правовые основы трудоустройства
Под трудоустройством следует понимать систему организационно-правовых и экономических мер, осуществляемых государством в целях обеспечения трудовой занятости населения.
Основная обязанность по организации трудоустройства граждан РФ возложена на Федеральную государственную службу занятости населения.
Органы трудоустройства, находящиеся в ведении Федеральной государственной службы занятости, призваны выполнять посреднические функции, и они, как правило, не обладают административно-правовыми полномочиями по отношению к работодателю. Однако закон предусмотрел право местных органов государственной власти устанавливать для работодателей определенное количество рабочих мест (квоту) для приема на работу инвалидов, предоставлять дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения (выпускников общеобразовательных учреждений, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и т.п.).
Деятельность органа занятости финансируется из фонда занятости в соответствии с положением о нем. Фонд занятости образуется за счет обязательных страховых взносов работодателей и страховых взносов из заработка работающих, а также ассигнований из бюджета, добровольных взносов и других поступлений.
Права службы занятости, ее центров на местах согласно Положению о ней следующие:

  • запрашивать у работодателей соответствующую информацию о потребности в рабочей силе, предполагаемом высвобождении работников и о количестве принятых и уволенных, следить за динамикой рынка труда;
  • направлять работодателям при наличии у них потребности в рабочей силе граждан для трудоустройства;
  • заключать по договоренности от имени работодателей с гражданами договоры о работе в другой местности, выплачивать им компенсации по переезду за счет работодателя;
  • направлять безработных по их желанию на оплачиваемые общественные работы;
  • разрабатывать и вносить на утверждение местных органов самоуправления квоты приема лиц, нуждающихся в особой социальной защите;
  • оказывать материальную помощь семьям безработных;
  • взыскивать в бесспорном порядке страховые взносы в фонд занятости, штрафы и недоимки по ним;
  • распоряжаться в соответствии с утвержденной сметой фондом занятости.
    Обязанности органов занятости:
  • анализировать, прогнозировать спрос и предложение рабочей силы и информировать о состоянии рынка труда;
  • вести учет свободных мест и трудоустраиваемых граждан;
  • информировать граждан и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой;
  • помогать гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям — в подборе необходимых им работников;
  • организовывать профподготовку, переобучение и повышение квалификации граждан в учебных центрах ГСЗ и других учебных заведениях, устанавливать им стипендии на этот период;
  • оказывать гражданам услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве;
  • регистрировать безработных и оказывать им помощь, выдавать пособия по безработице и приостанавливать их выплату;
  • подготавливать предложения и заключения об использовании рабочей силы в России.
    Заключение
    В заключении данной курсовой работы можно подвести следующие выводы:
    Государственное регулирование обеспечения занятости и трудоустройства является не только защитой и помощью ищущим работу, но и одним из способов их трудоустройства.
    Государство признает право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включая достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Поэтому при безработице (потере работы) государство берет на себя обязанность осуществлять соответствующую социальную помощь.
    Пособие по безработице — денежная сумма, периодически выплачиваемая в порядке социальной защиты из соответствующего государственного фонда физическому лицу, признанному безработным по закону.
    Несмотря на имеющиеся недостатки система основных гарантий социальной поддержки безработных, обеспечиваемая государством в нашей стране отлажена и довольно неплохо работает. Хочется посетовать на низкую инерционность законодательной системы, не успевающую за изменением положения в сфере трудоустройства и занятости.
    Что касается общественных работ, то считаю, что в целях урегулирования финансирования общественных работ на уровне субъектов федерации и местного самоуправления целесообразно было бы разработать нормативную базу по организации общественных работ и их финансирования на соответствующих уровнях.
    В отношении оказания материальной и иной помощи безработным пока изменений не предвидится, хотя не мешало бы на местном уровне обеспечить дополнительные гарантии в этой форме поддержки в целях усиления социальной защищенности безработных граждан.

Список использованных источников

Нормативные акты
1 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г) // СПС «Консультант Плюс»
2 Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.11.2009) // СПС «Консультант Плюс»
3 Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1″О занятости населения в Российской Федерации» (ред. от 22.07.2010) // СПС «Консультант Плюс»

Специальная литература

4 Адамчук В.В., Томашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда. М.: Бином- Пресс, 2005. – с 12-68.
5 Куликова В.П. Методы и модели прогнозирования: учебно-методическое пособие. Петропавловск: СКГУ им. М. Козыбаева, 2005. – 313 с., 32 рис., 52 табл., 60 библ. ссылок.
6 Рынок труда: учебник, под ред. проф. В.С. Буланова и проф. Н.А. Волгина. — М.: «Экзамен», 2000г. – 562с.
7 Рынок труда: учебник для вузов, под. ред. В.С. Буланова. – М.: Бином- Пресс, 2006, с. 185-210.
8 Смоленский М.Б., Мажинская Н.Г. Трудовое право в Российской Федерации: Учебник. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2007. — 384 с.
9 Социально-экономическая статистика: учебник для вузов, под. ред. Б.И. Башкатова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002, с. 221-261.
10 Социально-экономическая статистика: практикум, под ред. д-ра экон. наук, проф. С.А. Орехова. – М.: Эксмо, 2007. – 384 с.

Интернет-ресурсы

11 Российский статистический ежегодник. 2010 / Государственный комитет Российской Федерации по статистике. — Электронный журнал. 2010. — Режим доступа: http://www.gks.ru

Приложение 1
Структура занятости в РФ по формам собственности
Показатели

Тыс. человек    В процентах к итогу
2008 г. 2009 г. 2010 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Всего в экономике 66 407 66 792 67 701 100 100 100
В том числе по формам собственности:
государственная,
муниципальная
частная
собственность общественных и религиозных организаций (объединений)
смешанная российская
иностранная, совместная российская и иностранная

23 582
34 414
441

5632

2338

22 499
36178
382

5202

2531

21656 38 221
373

4705

2746

35,5 51,8
0,7

8,5

3,5

33,7 54,1
0,6

7,8

3,8

32,0 56,4
0,6

6,9

4,1

Источник: Россия в цифрах: Краткий стат. справочник. М.: Госкомстат России, 2010.

Приложение 2
Структура занятости в РФ по видам экономической деятельности
Показатели Тыс. человек В процентах к итогу
2008 г. 2009 г. 2010 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Всего в экономике 66 407 66 792 67 701 100 100 100
В том числе по видам экономической деятельности:

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 7430 7381 6756 11,2 11,1 10,0
обрабатывающие производства 11787 11506 11 381 17,7 17,2 16,8
производство и распределение электроэнергии, газа и воды 1900 1912 1901 2,9 2,9 2,8
строительство 4743 4916 5268 7,1 7,4 7,8
оптовая и розничная торговля,
ремонт автотранспортных
средств, мотоциклов, бытовых
изделий и предметов личного пользования
10 843
11 088

        11777   16,3    16,6    17,4

транспорт и связь 5293 5369 5439 8,0 8,0 8,0
операции с недвижимым
имуществом, аренда и предоставление услуг
4825 4879 5034 7,3 7,3 7,4
государственное управление
и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение

3447    3458    3551    5,2 5,2 5,2

образование 6125 6039 5988 9,2 9,0 8,9
здравоохранение и предоставление социальных услуг 4488 4548 4588 6,8 6,8 6,8
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
2330 2460 2555 3,5 3,7 3,8

Источник: Россия в цифрах: Краткий стат. справочник. М.: Госкомстат России, 2010.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov