Контрольная Правовой режим международных рек

Содержание

Введение 3
1 Понятие международных рек 5
2 Судоходство по международным рекам 10
3 Несудоходное использование международных рек 13
Заключение 15
Список используемой литературы 19

Введение
Значительное число рек пересекает территорию нескольких государств. Каждое из прибрежных государств осуществляет суверенитет в отношении той части реки, которая находится на его территории. Вместе с тем, поскольку река составляет единое целое, возникает необходимость в согласованном регулировании ее правового режима между заинтересованными государствами. Такого рода реки называются многонациональными.
Однако особую роль в мировой экономике играют крупные, судоходные на значительном своем протяжении реки, пересекающие территории нескольких стран и имеющие судоходный выход в море. Такие реки служат важной транспортной артерией. В их использовании заинтересованы не только прибрежные государства, и это, в свою очередь, требует отражения в международном договоре. Если подобные реки открыты для плавания судов всех стран, их принято называть международными.
В мире насчитывается более 260 международных речных и более 270 международных подземных водных бассейнов.
Объединенная Совместная Комиссия – США-Канада – имеет 100-летний опыт справедливого использования трансграничных водных ресурсов (ТВР); Рейнская Комиссия, которая определила порядок и добилась восстановления качества воды и экологического благополучия в реке Рейн; в некоторой части – опыт использования вод Инда Индией и Пакистаном; Южно-Африканский договор об использовании вод рек Инкомати и Мобуту между Мозамбиком, Южной Африкой и Свазилендом. Некоторые называют как положительный пример многолетнюю деятельность ООН по Комиссии Меконга, но она практически является Комиссией 4 стран нижнего течения реки, ибо страны зоны формирования стока – Китай и Мьянма – в Комиссии не только не участвуют, но своими действиями вносят неопределенность в ее работу.
На современном этапе международное сотрудничество и соответствующее международно-правовое регулирование взаимоотношений государств в данной области являются единственно возможным средством сохранения и рационального использования водных ресурсов.
Цель работы – раскрыть понятие международных рек и обозначить некоторые проблемы, связанные с их использованием.
Актуальность данной работы обуславливается тем, что несмотря на довольно долгую историю развития и законодательное закрепление данного института международного права – проблемы, связанные с осуществлением судоходства и несудоходного использования международных рек возникают и на сегодняшний день.

1 Понятие международных рек
По территории многих государств протекает немало рек, которые не выходят за границы конкретного государства. Такие реки являются частью внутренних вод государства и называются национальными. Однако большое число рек протекает по территории нескольких государств или разделяет территории двух и более государств. Реки, которые пересекают или разделяют территории двух или нескольких государств, называются международными.
При этом каждое прибрежное государство осуществляет суверенитет над тем участком международной реки, который протекает по его территории, включая издание нормативных актов по регулированию использования реки в различных целях. В силу же географических особенностей такой реки, т.е. протекания по территории двух или нескольких государств, возникает необходимость международно-правового регулирования ряда вопросов, связанных с ее использованием. Объясняется это тем, что права и законные интересы прибрежных государств международной реки находятся во взаимосвязи и взаимозависимости, а поэтому требуют международно-правового регулирования.
Международные реки имеют свои географические особенности: одни из них лишь разделяют территорию сопредельных государств – пограничные реки; другие, протекая по территории двух и более государств, не имеют выхода к морю и называются многонациональными (или региональными); третьи же имеют выход к морю и представляют повышенный интерес для судоходства, поэтому именно они до недавнего времени именовались собственно международными.
До недавнего времени именно последние реки именовались собственно международными. Такие реки должны были отвечать трем критериям, необходимым для их признания в качестве международных: 1) политическому – пересечение территории двух и более государств; 2) географическому – наличие выхода в море; 3) функциональному – возможность осуществления регулярного судоходства. Причем третий критерий был решающим, так как международно-правовые проблемы таких рек в основном сводились к обеспечению свободы судоходства по ним. Например, в Заключительном акте Венского конгресса 1815 г. признавалось неприемлемым монопольное владение каким-либо участком международной реки и провозглашалось право всех прибрежных государств осуществлять свободу судоходства на всем ее протяжении. Эта норма международного права нашла последующее подтверждение в договорной и арбитражной практике.
Подход к международным рекам только под углом зрения использования их в судоходных целях в настоящее время утратил свою актуальность. Ныне международные реки могут использоваться не только для судоходства, но и для получения электроэнергии, промышленного и сельскохозяйственного производства, сброса отходов и т.д. С точки зрения естественных условий природный комплекс международной реки един, а с политико-правовой – он разделен на соответствующие участки, находящиеся под суверенитетом определенных государств.
Именно поэтому и существует необходимость разностороннего сотрудничества заинтересованных государств по использованию международных рек с целью гармонизации индивидуальных и общих интересов. Международная практика признает целесообразным выработку соглашений, регулирующих порядок использования конкретной международной реки, озера или их бассейнов.
К таким соглашениям относятся: Конвенция о режиме судоходства на Дунае 1948 г.; Акт, касающийся судоходства и экономического сотрудничества между государствами бассейна реки Нигер, 1963 г.; Соглашение о Международной комиссии по охране реки Рейн от загрязнения 1963 г.; Договор о бассейне реки Ла-Плата 1969 г.; Договор о сотрудничестве в Амазонии 1978 г. и др.
Универсальным международным соглашением в данной области, которое может служить образцом международного сотрудничества, является Конвенция о режиме судоходства на Дунае 1948 г. Ее участниками являются Россия, Украина, Болгария, Венгрия, Румыния, Чехия, Словакия и Югославия. В 1960 г. к ней присоединилась Австрия.
В соответствии со ст. 1 Конвенции навигация на Дунае должна быть свободной и открытой для граждан, торговых судов и товаров всех государств на основе равенства в отношении портовых и навигационных сборов и условий торгового судоходства.
Придунайские государства обязались содержать свои участки Дуная в судоходном состоянии для речных и на соответствующих участках морских судов и производить необходимые работы для обеспечения и улучшения условий судоходства, а также не ставить препятствий или помех для судоходства на фарватерах Дуная.
Конвенцией предусмотрено учреждение Дунайской комиссии в компетенцию которой, в частности, входят наблюдение за исполнением положений Конвенции, составление общего плана основных работ в интересах судоходства, консультация и дача рекомендаций специальным речным администрациям и обмен с ними информацией, установление единой системы навигационной путевой обстановки и т. д.
Помимо Дуная важнейшими реками Европы являются Рейн, Эльба и Шельда, впадающие в Северное море. Парижский мирный договор 1814 г. установил свободу судоходства по Рейну. В заключительном акте Венского конгресса был провозглашен принцип свободы судоходства по международным рекам Европы. Статья 109 акта предусматривала, что судоходство на международных реках будет совершенно свободно для торговли и не может быть никому воспрещено. В то же время ст. 108 заключительного акта гласила, что державы, через владения коих протекает или коим служит границею судоходная река, обязываются постановить с общего согласия подробные правила для судоходства по той реке.
Аналогично и в отношении Эльбы и Шельды применяется принцип свободы судоходства. На Берлинской конференции 1884—885 гг. по Конго был принят Генеральный акт о свободе судоходства для торговых судов всех наций по рекам Конго и Нигер и их притокам и о создании специальной Международной комиссии для регулирования судоходства по реке Конго.
В 1963 г. девять африканских стран, расположенных по реке Нигер, подписали Соглашение о сотрудничестве в совместном использовании реки. Самой длинной рекой в мире является Нил, протяженность которого составляет 6,7 тыс. км. Нил проходит через территории Руанды, Кении, Танзании, Уганды, Эфиопии, Судана, Египта и впадает в Средиземное море. Издавна водные ресурсы Нила используются совместно всеми прибрежными государствами для целей сельского хозяйства, водоснабжения, рыболовства и судоходства.
Другой рекой, имеющей важное международное значение, является Амазонка (6,4 тыс. км), ширина которой местами достигает 150 миль. Многостороннего договора, регулирующего режим Амазонки, нет, однако в соответствии с законодательством прибрежных государств (Боливия, Бразилия, Колумбия, Перу, Эквадор) судам всех стран предоставлена свобода судоходства по этой реке.
Река Меконг протекает по территории шести государств — Китая, Мьянмы, Лаоса, Таиланда, Камбоджи и Вьетнама. Международно-правовое регулирование ее режима осуществляется преимущественно в рамках регионального сотрудничества.
После распада СССР река Днепр также стала международной, а поэтому есть необходимость разработки соответствующего соглашения по использованию этой реки прибрежными государствами – Беларусью, Россией и Украиной. Следует отметить, что соглашения, регламентирующие порядок использования международных рек, относятся к конкретным рекам и не имеют универсального значения. Какого-либо кодифицирующего акта «международного речного права» пока не существует.
В 1966 г. Были приняты Хельсинкские правила использования вод международных рек – акт общего, но рекомендательного характера. Правда, некоторые его положения рассматриваются как отражение международного обычая, сложившегося в результате длительной практики по использованию международных рек.
В 1992 г. под эгидой Европейской экономической комиссии была заключена Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер. Комиссия международного права ООН провела большую работу по обобщению обширной договорной и арбитражной практики и приступила к завершению подготовки проекта статей, касающихся несудоходных видов использования международных водотоков.

2 Судоходство по международным рекам
Режим судоходства по международной реке должен устанавливаться самими прибрежными государствами. Только прибрежное государство имеет право на проход своих судов через речные воды, входящие в состав территории другого государства, и то на основании соглашения, заключенного между прибрежными странами, и в соответствии с его условиями. В то же время в интересах своей торговли прибрежные государства часто предоставляют свободу судоходства для торговых судов всех стран. Однако это их право, но не обязанность. Поэтому суда неприбрежных стран не имеют права прохода по международным рекам, если иное не установлено в международном договоре. Ряд положений относительно судоходства по международным рекам содержат Барселонская конвенция и Статут о режиме навигационных водных путей международного значения 1921 года, которые, однако, не получили большого распространения. Вопрос об их пересмотре возник в Ассоциации международного права, которая разработала и приняла на своей Хельсинкской конференции в 1966 году проект статей относительно различных видов использования вод международных рек. Согласно этому документу, каждому прибрежному государству принадлежит право свободного судоходства на всем протяжении международной реки. Прибрежные государства могут предоставлять такое право и неприбрежным государствам. Хельсинкские правила не являются официальной конвенцией, обязательной для государств, но многие их положения отражают тенденции развития международного права.
Международным рекам присуща свобода судоходства, что отличает из от национальных и транснациональных рек.
Принцип свободы судоходства известен международному праву давно Гуго Гроций еще в 17 веке обосновал принцип свободы судоходства по международным рекам. По его мнению «если земля , реки или какая-нибудь часть моря поступят в собственность какого либо народа, они должны быть доступны для тех , кто имеет надобности пройти по ним с благими намерениями».
Принцип свободы судоходства трактуется в широком и узком смыслах. В широком смысле свобода судоходства по международным рекам означает, что суда всех государств могут плавать по ним без всяких ограничений. В узком смысле этот принцип означает, что данная река открыта для плавания судов только прибрежных государств. Рассматриваемый принцип включает в себя обязанности государств – пользователей соблюдать установленный режим судоходства и требования относящиеся к суднам и грузам. В содержании данного принципа входят также обязанности прибрежных государств обеспечить всем участникам судоходства равные права и свободный проход по своему участку прибрежной реки. Причем прибрежные страны должны предоставить свободу судоходства другие государствам на основании договора или другими способами, в частности путем признания ими международно-правого обычая.
Как уже упоминалось ранее принцип судоходства по международным рекам закреплен в многочисленных международных и двухсторонних договорах и решениях авторитетных международных конгрессах.
Например, согласно Главному акту Венского конгресса от 28.0.1815 года судоходство по всему течению рек, протекающих по территории или служащих границей для подписавших этот Акт государств, будет совершенно свободно для торговли и не может быть никому воспрещено.
Согласно Хельсинским правилам, принятым на 52-ой конференции Ассоциации международного права в 1966 году свобода судоходства включает:

  1. Свободу передвижения по всех судоходной части реки.
  2. Свободу захода в порт для пользования портовым оборудованием
  3. Свободу перевозить пассажиров и грузы из одной прибрежной страны в другую и между портами прибрежных государств.
    Обладателями права на свободное судоходство в полном объеме являются лишь прибрежные государства.
    Интеграционные процессы в Европе и создание общеевропейской системы внутренних водных путей, требуют утверждения на общеевропейском уровне принципа свободы судоходства и обеспечения свободного и равного доступа к рынкам внутреннего судоходства. Одним из решающих условий достижения этой цели, как представляется, является сближение правил судоходства по Рейну и по Дунаю и устранение односторонних ограничений свободы судоходства, установленных 2-м Дополнительным протоколом к Мангеймской Конвенции 1968 г. Для этого Дунайской Комиссии и Центральной Комиссии судоходства по Рейну необходимо выработать единые стандарты в области технических требований к судам, квалификационным требованиям к экипажам, требованиям навигационных правил, правил перевозки грузов и др., а также взаимно признать судовые удостоверения и удостоверения судоводителей. Представляется также целесообразным создание общих органов управления судоходством по внутренним европейским водным путям.
    В настоящее время условия и правила прохода иностранных судов по международным рекам определяются в каждом конкретном случае соответствующими соглашениями прибрежных государств. Подобные соглашения, как правило, предусматривают свободу судоходства для прибрежных государств, а иногда и для всех стран. В целях содействия выполнению этих соглашений создаются речные комиссии из представителей прибрежных государств.

3 Несудоходное использование международных рек
К несудоходному использованию международных рек относятся строительство плотин для гидроэлектростанций и ирригации, сброс промышленных вод, рыболовство, лесосплав и т. п. В последнее время подобные виды использования международных рек в целом имеют большее распространение, чем традиционное судоходство. Все вопросы несудоходного использования решаются или должны решаться на основе соглашения между прибрежными государствами. Единственным общим документом в этом отношении являются Хельсинкские правила 1966 года, которые содержат детально разработанные статьи по таким видам использования, как распределение вод, предотвращение загрязнения, лесосплав и др. В основе всех этих видов использования лежит следующий принцип: использование вод международной реки одним государством не должно наносить ущерб водам той же реки, протекающим в пределах другого государства. В ином случае необходимо заключение соответствующего соглашения.
Общие правила относительно урегулирования вопросов, возникающих при строительстве гидроэлектростанций на международных реках, содержатся в Женевской конвенции о гидроэнергии водных потоков, имеющих значение для нескольких государств, 1923 года. В частности, все работы по использованию гидроэнергии, которые могут привести к физическому изменению местности на территории другого государства или могут причинить ему существенный ущерб, должны проводиться на основании соглашения заинтересованных государств. По этому пути и идет международная практика.
Во многих международных договорах, регулирующих проблемы ирригации, подразумевается, что при использовании речных вод в этих целях одно прибрежное государство не должно наносить ущерб другому государству. При этом на первое место выходит более конкретный вопрос — количественное распределение вод между прибрежными государствами. Согласно Хельсинкским правилам, каждое государство бассейна имеет право на разумную и справедливую долю вод. В соответствии с принципом справедливого использования вод прибрежное государство должно предотвращать любые формы загрязнения или увеличение степени существующего загрязнения, которое причинило бы существенный ущерб другому государству. Существует большое количество соглашений, которые основаны на этом принципе.
Все виды несудоходного использования речных вод могут оказывать вредное влияние на рыбные ресурсы в пределах границ другого государства. Поэтому в случае возможности возникновения противоречий между прибрежными государствами в этой области они также должны заключать соответствующие соглашения, что часто и делается.
Аналогичным образом решались подобные вопросы в соглашениях СССР с сопредельными странами, например в соглашении СССР с Польшей о водном хозяйстве на пограничных водах 1964 года и в соглашении СССР с Финляндией о пограничных водных системах 1964 года. В первом, в частности, указывалось, что на пограничных водах не будут проводиться без взаимного согласования какие-либо работы одной из сторон, которые могут оказывать влияние на водное хозяйство другой стороны (ст. 9).
Комиссия международного права разрабатывает по поручению Генеральной Ассамблеи ООН проект статей о несудоходном использовании международных рек.

Заключение
Международные реки — реки, протекающие по территории нескольких государств или разделяющие их территории.
Соответствующие участки рек входят в состав территории прибрежных государств, но вместе с тем являются частями единой водной системы, чем и определяется специфика их правового статуса. Принято различать собственно международные реки — судоходные реки, имеющие выход в море. Река, протекающая по территории нескольких государств и не имеющая выхода в море, может быть определена как трансграничная. В литературе она иногда именуется многонациональной. Такие реки либо несудоходны, либо судоходство носит местный характер.
Реки, разделяющие территории государств, называются пограничными. Существует общее понятие пограничных вод. Под ними понимаются участки рек и других водоемов, по которым проходит граница, а также воды в местах, где их пересекает граница.
Наиболее значительна роль международного права в определении статуса собственно международных рек. Первым прецедентом в этом плане явился Заключительный акт Венского конгресса 1815 г., содержавший принцип свободы судоходства по международным рекам Европы. Одновременно была признана юрисдикция прибрежных государств над соответствующими участками рек. Решающая роль в определении режима международных рек принадлежала крупным державам, в том числе и неприбрежным.
Крупные державы в 1885 г. установили свободу торгового судоходства по рекам Конго и Нигер. После Первой мировой войны мирные договоры установили свободу судоходства по таким европейским рекам, как Одер (Одра), Неман, Висла и др. В 1921 г. Конвенцию о режиме Дуная разработали и подписали помимо придунайских государств Франция, Великобритания, Италия, Бельгия, Греция. Непридунайские державы вошли и в состав международных дунайских комиссий.
Основы современного режима международных рек были заложены на Белградской конференции по Дунаю 1948 г. Решающую роль в этом сыграл СССР. Кроме придунайских государств в конференции приняли участие Великобритания, Франция и США, которые, однако, отказались подписать разработанную Конвенцию. Конвенция установила свободу невоенного судоходства для всех стран, включая свободу захода в порты. В органы управления Дунаем вошли представители лишь придунайских государств.
Подписанный в штаб-квартире Дунайской комиссии (Будапешт) в 1998 г. Протокол подтвердил полноправное участие в Конвенции 1948 г. всех ее сторон, включая Россию (несмотря на произошедшие территориальные перемены).
Режим трансграничных и пограничных рек определяется по взаимному соглашению прибрежных государств.
Если в прошлом режим международных рек касался только судоходства, то сегодня растущее значение приобретает регулирование использования рек в хозяйственных целях: для получения электроэнергии, для обеспечения нужд промышленности и сельского хозяйства. Здесь действует общий принцип: любые способы использования не должны наносить ущерба законным интересам других прибрежных государств. Более того, прибрежные государства совместно и каждое в отдельности должны принимать меры, необходимые для сохранения реки.
Конкретно эти вопросы решаются в двусторонних соглашениях граничащих государств. Такого рода соглашения были заключены СССР и в порядке правопреемств перешли к образовавшимся на его территории государствам.
В качестве примера можно привести Соглашение с Румынией о сотрудничестве в области водного хозяйства на пограничных реках 1986 г. Соглашение подтверждает право каждой из сторон самостоятельно осуществлять хозяйственные мероприятия на пограничных водах на территории своего государства. Вместе с тем стороны обязались не предпринимать односторонних действий на пограничных водах и их притоках по возведению гидротехнических сооружений или иных действий, способных причинить ущерб другой стороне. Каждая сторона будет использовать не более половины согласованной величины водных ресурсов. Стороны обязаны предпринимать меры по предотвращению загрязнения пограничных вод, а также по предотвращению изменения русла пограничных вод .
В наше время серьезное значение приобрела проблема несудоходных видов использования международных водотоков. Ей посвящена Конвенция о праве несудоходных видов использования международных водотоков, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1997 г.
Водоток понимается как система не только поверхностных, но и грунтовых вод, составляющих единое целое и обычно имеющих общее окончание. Международным водоток является в том случае, если его части находятся в различных государствах.
Конвенция обязывает государства использовать международный водоток «справедливым и разумным образом». Формулировка весьма широкая и неопределенная, но установить более конкретные правила оказалось невозможным. Это означает, что водоток используется и осваивается государствами с целью достижения его оптимального и устойчивого использования при надлежащей защите. При этом должны приниматься во внимание интересы других государств водотока. Государства обязаны сотрудничать в целях защиты и освоения водотока. Каждое из них принимает меры для предотвращения нанесения ущерба другим государствам.
Поскольку в мире постоянно меняется политическая и экономическая обстановка, а также другие факторы, влияющие на мировое сообщество, соответственно появляются новые проблемы, требующие нового урегулирования на мировом уровне. Поэтому необходимо уделять большое внимание соблюдению существующих принципов и норм в области международного речного права, а также адаптировать их к современным условиям, с помощью принятия соответствующих изменений или разработки новых правил добросовестного и справедливого использования международных рек.

Список используемой литературы

  1. Барселонская конвенция 1921 г.
  2. Женевская конвенция о гидроэнергии водных потоков 1923 г.
  3. Конвенция о режиме судоходства на Дунае 1948 года с Дополнительными протоколами 1948 года и Дополнительным протоколом 1998 года.
  4. Хельсинские правила 1966 г.
  5. Международное публичное право : учеб. / Л. П. Ануфриева, Д. К. Бекяшев, К. А. Бекяшев, В. В. Устинов [и др.]; отв. ред. К. А. Бекяшев. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
  6. Международное право. Общая часть Лукашук И.И Учебник 2005 3-е изд -415 с.
  7. Международное речное право — С.А. Гуреев, И.Н. Тарасова, «Юридическая литература», Москва, 2010 г.
  8. Раковский С.Н. «Международные реки» //газета «География» N40/2011
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov