Контрольная Принцип нерушимости государственных границ.

Международное право
Принцип нерушимости государственных границ.

Содержание
Введение 3
1 Основные принципы нерушимости государственных границ 5
2 Функции и задачи принципов международного права 10
3 Правовая основа принципов территориальной целостности 17
Заключение 24
Список литературных источников 27

Введение
Основные принципы международного права, образуя его фундаментальную основу, обладают высшей юридической силой и представляют собой общественные нормы международного права. Остальные его нормы и международные действия субъектов международного права должны соответствовать их положениям.
Принципы международного права в качестве норм обязательны для всех субъектов.
Они носят универсальный императивный характер и служат критериями законности всех остальных международных норм. Действия и договоры, нарушающие положения основных принципов международного права, признаются недействительными, что влечет за собой международно-правовую ответственность. Принципы международного права находятся во взаимосвязи, и за нарушением одного из них неизбежно следует несоблюдение других. Формируются они обычным и договорным путем. Как самостоятельный этот принцип сформулирован в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. применительно к Европе, где побежденные государства далеко не полностью признавали послевоенные границы. Принцип нерушимости государственных границ в Европе предполагает обязательство государств воздерживаться от любых требований или действий, направленных на захват либо узурпацию части или всей территории какого-либо государства и признать существующие границы в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом.
В соответствии с этим принципом изменение границ возможно лишь согласно международному праву, мирным путем и по взаимной договоренности. Данный принцип действует только в пределах Европы. Заключительный Акт явился существенным шагом вперед, придав новый импульс и обогатив содержание Декларации о принципах МП 1970 г., в котором данная норма затрагивала только вопрос нарушения границ путем угрозы силой или ее применения. Отныне государства обязываются воздерживаться от угрозы силой или ее применения и не нарушать как существующие границы, так и демаркационные линии, а, кроме того, линии перемирия, установленные межгосударственными договорами. Данный принцип послужил дополнением к принципу территориальной целостности. Таким образом, принцип нерушимости государственных границ неразрывно связан с понятием государства как субъекта международного публичного права, его территориальной целостности и правой природой государственной границы в системе международного публичного права .
Объект исследования — принцип нерушимости государственных границ в системе международного публичного права, предмет исследования — государство, территория и государственная граница как важнейшие субъекты в реализации принципа нерушимости государственных границ международного публичного права
В связи с этим цель данной работы состоит в исследовании особенностей реализации принципа нерушимости границ в системе международного публичного права

1 Основные принципы нерушимости государственных границ
Основные принципы закреплены Уставом ООН. Их содержание раскрывается в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества в соответствии с Уставом ООН, принятой Генеральной Ассамблеей в 19770 г., а также в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. Кроме того, ряду принципов посвящены специальные резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. В результате принципы утвердились в общем международном праве как общепризнанные обычные нормы Международный Суд ООН указал, что некоторые из принципов, прежде всего» принцип неприменения силы, существовали в качестве нормы обычного международного права до принятия Устава ООН. С другой стороны, обычное право приживалось под влиянием Устава, в результате ряд его положений теперь существует независимо от него. Суд также подчеркнул значение других упомянутых актов в утверждении в общем, обычном праве основных принципов .
Декларация о принципах международного права 1970 г. к числу основных принципов отнесла: неприменение силы, мирное разрешение споров невмешательство сотрудничество, равноправие и самоопределение народов, суверенное равенство, добросовестное выполнение обязательств по международному праву. Заключительный акт СБСЕ добавил к ним еще три: нерушимость границ территориальная целостность, уважение прав человека. Из них лишь первый пока не стал частью общего международного права, основной сферой его действия является Европа. Остальные принципы опираются на содержание принципов, как оно изложено в Декларации 1970 г., и развивают его.
Как подчеркивается в документах о принципах, все они взаимосвязаны — содержание одного переплетается с содержанием другого. Поэтому содержание каждого принципа можно выяснить лишь в контексте других. Так, Международный Суд ООН подчеркивал тесную связь принципов неприменения силы невмешательства и уважения суверенитета. Между принципами нет какого-либо формального соподчинения. Но реальное значение принципов не одинаково. Очевидно, что на первое место должен быть поставлен принцип неприменения силы, играющий главную роль в обеспечении мира. А вот принцип мирной разрешения споров является дополнением к нему. Особое значение придается принципу уважения прав человека.
Внешняя политика — это общий курс государства в международных делах. Важнейшим способом осуществления внешней политики является дипломатия. Осуществление внешней политики и дипломатия должны следовать международному праву. Учредители ООН ставили перед собой задачу “создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права” (преамбула Устава ООН) .
Международное право испытывает влияние внешней политики, проводимой государствами. С другой стороны, международное право среди прочих факторов оказывает непосредственное влияние на внешнюю политику государств в том смысле, что они должны сообразовываться со своими обязательствами по международному праву.
Сегодняшний уровень цивилизации и правосознания позволяет говорить о первичности международного права среди других факторов, влияющих на международные отношения.
Международное право выполняет координирующую и регулирующую функцию. Также в нем сложились механизмы, защищающие законные права и интересы государств, так что можно говорить об охранительной функции международного права.
Особенность международного права состоит в том, что в международных отношениях не существует надгосударственных механизмов принуждения. В случае необходимости государства сами коллективно обеспечивают поддержание международного правопорядка .
Нормообразование в международном праве происходит через заключение международных договоров и через формирование обычаев. Большое значение приобрели резолюции и решения международных организаций, в первую очередь ООН.
Система международного права состоит из: общепризнанных принципов; норм международного права; решений международных организаций; рекомендательных резолюций международных организаций; решений международных судебных органов; института международного права.
Под нормой международного права понимается правило поведения, которое признается государствами и другими субъектами международного права в качестве юридически обязательного. Наиболее значимые нормы международного права называются принципами МП. Нарушение каким-либо государством принципа международного права рассматривается другими государствами как посягательство на международный правопорядок .
«Конституцию» международного права образуют его основные принципы. Они представляют собой основополагающие общепризнанные нормы, обладающие высшей юридической силой. Все остальные международно-правовые нормы и международно-значимые действия субъектов должны соответствовать положениям основных принципов.
Принципы международного права носят универсальный характер и являются критериями законности всех остальных международных норм. Действия или договоры, нарушающие положения основных принципов, признаются недействительными и влекут международно-правовую ответственность.
Все принципы международного права имеют первостепенную важность и должны неукоснительно применяться при интерпретации каждого из них с учетом других.
Принципы взаимосвязаны: нарушение одного положения влечет за собой несоблюдение других. Так, например, нарушение принципа территориальной целостности государства одновременно является нарушением принципов суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела, неприменения силы и угрозы силой и т.д.
Поскольку основные принципы международного права представляют собой международно-правовые нормы, они существуют в форме определенных источников международного права.
Первоначально эти принципы выступали в форме международно-правовых обычаев, однако с принятием Устава ООН основные принципы приобретают договорно-правовую форму. Так, семь принципов международного права (суверенное равенство государств, добросовестное выполнение взятых на себя международных обязательств, мирное разрешение международных споров, отказ от угрозы силой или ее применения и др.) содержатся в Уставе ООН. При этом ст. 103 Устава предусматривает, что в случае, если обязательства членов ООН по Уставу ООН окажутся в противоречии с обязательствами по какому-либо международному договору, преимущественную силу имеют обязательства по Уставу.
Содержание основных принципов было подробно раскрыто в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970 г.), других международных документах. Применительно к европейским условиям содержание основных принципов было конкретизировано актами Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), в частности, хельсинкским Заключительным актом 1975 г., Итоговым документом Венской встречи 1989 г. и др. .

2 Функции и задачи принципов международного права
Принципы международного права выполняют две функции: способствуют стабилизации международных отношений, ограничивая их определенными нормативными рамками, и закрепляют все новое, что появляется в практике международных отношений, и таким образом способствуют их развитию,
Основные принципы международного права зафиксированы в Уставе ООН. Широко признано, что принципы Устава ООН не могут быть отменены государствами в одностороннем порядке или по соглашению.
Принципы мирного сосуществования, в частности, территориальной целостности государств и нерушимости границ, являющиеся основой внешней политики СССР, получили широкое международное признание и включены в десятки международных документов, в том числе в Заключительный акт общеевропейского Совещания в Хельсинки. Принципы территориальной целостности и неприкосновенности государств и нерушимости границ закреплены в Конституции СССР 1977 г. (ст. 29) и в принятом Верховным Советом СССР 24 ноября 1982 г. законе «О государственной границе СССР», в преамбуле которого подчеркнуто их органическое единство: «Союз Советских Социалистических Республик неуклонно проводит ленинскую политику мира, выступает за упрочение безопасности народов, исходит из принципа нерушимости государственных границ, являющихся воплощением территориальной целостности, политической независимости, суверенитета и единства государства». Согласовав внутреннее законодательство с международно-правовыми актами, регламентирующими рассматриваемые принципы, СССР еще раз доказал верность своим международным обязательствам.
Социалистическая доктрина международного права уделяет значительное внимание изучению принципов территориальной целостности и неприкосновенности государств и нерушимости границ. Вместе с тем еще недостаточно исследована их взаимосвязь и нормативное содержание. Усилия западной доктрины чаще всего направлены на доказательство правомерности акций империалистических государств и реакционных режимов, которые приводят к ограничению территориальных прав других государств. Так, получила распространение интерпретация принципа нерушимости границ как международно-правовой нормы, запрещающей только насильственные посягательства на границы. С помощью концепций «естественных границ», «эффективного владения», «безопасных, гарантированных границ», «мирного преодоления границ» и других пытаются оправдать ограничения территориального верховенства государств, нарушения их территориальной целостности.
По мнению ряда советских и зарубежных авторов, существует два самостоятельных принципа международного права: территориальной целостности государств и территориальной неприкосновенности государств. Однако четких критериев указанного разделения нет. Так, в учебнике международного права, изданном Московским государственным институтом международных отношений в 1981г., говорится, что «принцип территориальной неприкосновенности означает запрещение наряду с аннексией любых других посягательств на чужую территорию». Этот же принцип «охраняет территориальное верховенство каждого народа и государства», Характеризуя принцип территориальной целостности, авторы также указывают, что он запрещает аннексию. Нормой о территориальной целостности обеспечивается и территориальное верховенство государств, поскольку оно нарушается при всяком нарушении целостности или неприкосновенности государственной территории .
Понятия «территориальная неприкосновенность» и «территориальная целостность» в официальных текстах Устава ООН уравниваются. Согласно п. 4 ст. 2 Устава ООН, «все члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций». Под территориальной неприкосновенностью в Уставе ООН понимается полный и исключительный суверенитет государства пал, своей территорией, исключающий какое бы то ни было иностранное вооруженное или невооруженное вмешательство и воздействие вне зависимости от того, имеет или нет такое посягательство целью отторжение части государственной территории — т. е. охраняется и территориальная целостность, и территориальная неприкосновенность государств.
Сторонники расчленения принципа целостности и неприкосновенности государственной территории ссылаются на Хельсинкский акт, в котором названа только территориальная целостность государств. Этот довод неубедителен.
В Заключительном акте 1975г. указано: стороны «будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой. Государства-участники будут равным образом воздерживаться от того, чтобы превращать территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной». В Заключительном акте, таким образом, содержатся новые по сравнению с Декларацией принципов 1970 г. положения, а именно: территория государств не должна быть объектом любых (а не только военной оккупации или насильственного приобретения) прямых или косвенных мер использования силы; впервые формулируется принцип территориальной целостности государств, чем подчеркивается его самостоятельный характер. Столь полного комплекса юридических предписаний в отношении территории других государств еще не было в международном праве.
Особого внимания заслуживает требование к государствам уважать территориальную целостность друг друга, что обеспечивается обязанностью воздерживаться от применения силы или угрозы ею, от любых действий, представляющих собой посягательство на государственную территорию и направленных против единства государств, которое самым тесным образом связано с территориальной целостностью государств.
Поскольку оккупация является одним из наиболее серьезных видов нарушения и территориальной целостности, и территориальной неприкосновенности государства, особое значение имеет положение Заключительного акта, гласящее: «…государства-участники будут равным образом воздерживаться от того, чтобы превращать территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права…» Следовательно, речь идет об обязанности воздерживаться от любых действий, не только несовместимых с целями и принципами Устава ООН, т. е. от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности и политической независимости государств, но и направленных против единства любого государства-участника.
Анализ Хельсинкского документа позволяет сделать вывод, что наименование «принцип территориальной целостности государств» не адекватно содержанию, отражает лишь одну из двух близких, но не тождественных сторон принципа целостности и неприкосновенности государственной территории. Во взаимоотношениях государств-участников запрещается «превращать территорию друг друга в объект» не только военной оккупации, но и «других прямых или косвенных мер применения силы», а также «в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы применения таких мер». Несомненно, что насильственные или косвенные посягательства на территорию государств включают в себя и действия, не имеющие целью отторжение части или всей территории государств-участников .
Два элемента, составляющие принцип территориальной целостности и неприкосновенности государств: целостность территории и неприкосновенность территории настолько глубоко проникают друг в друга, что их следует (рассматривать как части одного принципа. Положение о территориальной целостности включает требование не допускать посягательств на территорию, угрожающих ее целостности и единству государств, т. е. ведущих к отторжению части территории. Норма о территориальной неприкосновенности предписывает воздерживаться от всех, в том числе косвенных посягательств на территорию других государств, запрещает наряду с аннексией любые, посягательства на чужую территорию, прежде всего различные формы неоколониализма.
Для анализа соотношения принципа целостности и неприкосновенности государственной территории с принципом нерушимости границ необходимо исследовать три основные группы связей: генетическую, функциональную, структурную, сопоставляя, кроме того, их нормативные элементы. Совпадают объект регулятивного воздействия, функциональная направленность международно-правового регулирования, целенаправленность этих принципов. Оба выполняют важную охранительную функцию, объектами которой являются территория государств, их единство, государственные границы.
Суверенитет, независимость, территориальная целостность, невмешательство во внутренние дела декларировались буржуазией в период буржуазных революций на Западе и особенно в период французской революции конца XVIII в. в качестве основных начал отношений между государствами.12 Принцип территориальной целостности государств получил закрепление в конституциях, иных законодательных актах буржуазных государств, в международных договорах и соглашениях. Однако в процессе международного общения государств эксплуататорского типа данный принцип имел ограниченное применение. Эффективность его использования была низкой, в частности в силу признания государствами «права» на войну.
В современном международном праве принцип территориальной целостности и неприкосновенности государств, предусматривающий недопустимость всех насильственных прямых и косвенных посягательств на территорию других государств, имеет более широкое правовое содержание, чем принцип территориальной целостности государств и дооктябрьском международном праве. Последний охватывал обязательства государств воздерживаться от нарушений, угрожающих исключительно целостности территории (захват, отторжение части территории, присоединение территории других государств), и не содержал требования не допускать косвенных посягательств на территорию, не ведущих к изменению ее границ.
«Нарушение территориальной неприкосновенности возможно лишь при применении вооруженной силы». Действия, нарушающие неприкосновенность государственной территории, могут быть как военными, так и невоенными, с использованием силы и угрозы ее и ненасильственными (например, полеты иностранных военных судов в воздушном пространстве других стран без разрешения последних, морской промысел в территориальных водах иностранных государств и т. д.) .
Возникновение принципа нерушимости границ относится к другому историческому периоду. Практика развития международных отношений после второй мировой войны потребовала дальнейшего уточнения и развития принципа целостности и неприкосновенности государственной территории, прежде всего применительно к европейскому континенту. Норма о нерушимости границ, выдвинутая по инициативе социалистических стран — участниц Варшавского Договора, после признания ее рядом государств и закрепления в договорах и соглашениям дву — и многостороннего характера стала самостоятельным принципом, международного права. Выдвижение принципа нерушимости границ, диктовалось необходимостью исключить возможность превращения их в объект вооруженных конфликтов и территориальных споров, обеспечить безопасность, прочность, устойчивость и полную неприкосновенность границ в Европе и во всем мире.

3 Правовая основа принципов территориальной целостности
Одна из важных теоретических проблем, еще не решенных в советской науке международного права, — определение правовой основы принципов территориальной целостности и неприкосновенности государств, нерушимости границ. Юридической основой первого является принцип уважения государственного суверенитета, поскольку территориальное верховенство, составляющее часть понятия государственного суверенитета, закрепляет осуществление государством полной власти; на своей территории, что влечет обязанность других субъектов международного права уважать эту власть, не допускать посягательств на территориальную целостность и политическую независимость государства. Принцип целостности и неприкосновенности государственной территории вытекает из принципа уважения государственного суверенитета также и потому, что нарушение целостности территории приводит к изменению объема территориального суверенитета государства.
Правовая основа принципа нерушимости границ — принцип территориальной целостности и неприкосновенности государств, на базе которого он возник как выражение объективной потребности усилить неприкосновенность и стабильность границ и по отношению к которому выполняет обеспечительную функцию, имея тот же предмет регулятивного воздействия — территорию и границы, конкретизируя, углубляя, дополняя и актуализируя его правовое содержание.
Именно во взаимосвязанности и взаимодополняемости состоит взаимодействие рассматриваемых принципов. Их формулировки, данные Общеевропейским Совещанием в Хельсинки, содержат положение о запрещении прежде всего посягательств на территориальную целостность государств. Так, принцип нерушимости границ предписывает воздерживаться, в частности, «от любых требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника». Принцип территориальной целостности государств включает обязательство воздерживаться от любых действий, ведущих к нарушению территориальной целостности государства-участника. Территориальная целостность государств должна соблюдаться в пределах существующих границ.
Практическая необходимость точной квалификации нарушений целостности и неприкосновенности территории и нерушимости границ, требует более полного и глубокого раскрытия нормативного содержания данных принципов, выработки комплекса их юридических предписаний и перечня императивных требований, запрещающих определенные действия. Целесообразно сконструировать модель структуры исследуемых принципов. В содержании принципа целостности и неприкосновенности государственной территории можно выделить следующие нормативные элементы:
1) уважение целостности государственной территории;
2) обязательство государств воздерживаться от вторжения, нападения, захвата, аннексии и оккупации чужих территорий;
3) недопустимость любых, прямых или косвенных, посягательств на, государственную территорию;
4) обязательство государств воздерживаться от применения силы и угрозы ею против территориальной целостности и неприкосновенности государств;
5) недопустимость любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН, против территориальной целостности и единства государства;
6) неприкосновенность границ;
7) обязательство государств воздерживаться от разжигания пограничных конфликтов и совершения пограничных провокаций .
Принцип нерушимости границ включает:
1) признание существующих границ;
2) неприкосновенность границ;
3) обязательство государств воздерживаться от применения силы и угрозы ею с целью нарушения или изменения границ других государств;
4) недопустимость любых прямых и косвенных посягательств на границы;
5) стабильность границ и в основе своей их неизменяемость;
6) обязательства государств воздерживаться от выдвижения территориальных требований и претензий;
7) обязательство государств воздерживаться от разжигания пограничных конфликтов и совершения пограничных провокаций.
Следовательно, принципы территориальной целостности государств и нерушимости границ имеют одинаковую предметную направленность-обеспечение безопасности и целостности территории и неприкосновенности границ, а также ряд совпадающих нормативных элементов. Принцип нерушимости границ в большей степени, чем принцип территориальной целостности и неприкосновенности государств обеспечивает неприкосновенность и особенно стабильность границ, обязывая не оспаривать их и не требовать изменений, что отвечает интересам укрепления мира и развития добрососедских отношений между государствами.
«Нерушимый» означает устойчивый, непоколебимый, стойкий, надежный, неразрушаемый, ненарушаемый, крепкий. Согласно формулировке принципа нерушимости границ в Заключительном акте 1975г. «государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы. Они будут соответственно воздерживаться также от любых требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника».
Ключевым в формулировке принципа нерушимости границ является положение о том, что государства «рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе», т. е. как участников, так и не участвовавших в совещании государств. Ряд советских юристов-международников и ученых других социалистических стран считают, что Заключительный акт содержит признание нерушимости лишь европейских границ. Однако материалы совещания дают основание утверждать, что нерушимыми признаны как европейские, так и неевропейские границы США, Канады, Турции, Советского Союза.
В содержании принципа нерушимости границ следует выделить и такой нормативный элемент, как юридическое предписание для государств воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на границы. Выражение «любые посягательства» относится к воздействиям на границы в любой форме и под любым предлогом: военные, невоенные, прямые, косвенные, развязывание пограничных конфликтов, совершение пограничных провокаций, подстрекательство к пересмотру границ, поощрение к нарушению границ, подрывная деятельность с целью добиться изменения границ между государствами, реваншистская пропаганда, действия, направленные на подрыв международных договоров, закрепляющих границы.
Предписание воздерживаться от любых требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника, устанавливает прямую связь принципа нерушимости границ с принципом территориальной целостности и неприкосновенности государств. Термин «узурпация» означает овладение, противозаконный захват, присвоение себе чужих прав на что-либо, в данном случае на государственную территорию. В то же время предполагается запрещение применения силы с целью изменить границы, ибо это приводит к возникновению вооруженного конфликта, локальной войне, серьезно угрожающих сохранению всеобщего мира и безопасности. Сила и угроза ею — наиболее опасное средство, с помощью которого отдельные государства пытаются «регулировать» и «решать» свои территориальные проблемы.
Государства, принимая обязательство соблюдать принцип нерушимости границ, тем самым признают окончательный характер этих границ, установленных в соответствии с нормами международного права, а следовательно, и принадлежность территорий, находящихся под их суверенитетом. Предусмотрена недопустимость аннулирования признания в отношении указанных границ .
Новым и особенно ценным положением в содержании принципа нерушимости границ является запрещение выдвигать территориальные требования и претензии, поскольку они представляют собой опасный и наиболее распространенный вид посягательств на границы, идеологическую подготовку к прямой агрессии, вооруженному конфликту, разжиганию территориального спора, совершению пограничной провокации. Полный отказ от территориальных претензий содействует реальному укреплению целостности и неприкосновенности территории конкретных государств, обеспечению нерушимости их границ. Признание государствами нерушимости границ означает, что в настоящее время, с точки зрения этих государств, не существует каких-либо обстоятельств, оправдывающих территориальные требования и претензии на пересмотр границ. Государства обязаны аннулировать требования на территории других государств Европы, запретить всякую реваншистскую деятельность, не допускать создания организаций, стремящихся добиться пересмотра границ. Это особенно актуально в связи с активизацией деятельности реваншистских организаций в ФРГ.
Государство, ставшее объектом такого рода посягательств, вправе рассматривать их как враждебные действия, нарушающие его права и законные интересы. Следовательно, из содержания принципа нерушимости границ вытекает невозможность легализации территориальных требований и претензий .
Новым аспектом действия принципа территориальной целостности и неприкосновенности государств, имеющим практическую важность, является обязательство воздерживаться от инспирирования и поддержки сепаратистских движений, которые противоречат юридическому требованию этого принципа не осуществлять насильственного (навязываемого извне) расчленения территории какого-либо государства, ведущего к его ослаблению и в конечном итоге подчинению крупнейшим империалистическим державам или проявляющим гегемонистские устремления реакционным режимам .
Еще одна важная теоретическая проблема — определение пространственных пределов действия принципа нерушимости границ. Этот принцип «носит универсальный характер и подлежит применению на всех континентах», преждевремен. Вместе с тем анализ международных договоров, заключенных государствами, расположенными на разных континентах, обобщение практики межгосударственных отношений дают основания утверждать, что по своим юридическим свойствам и постоянному расширению сферы действия нормативной регламентации принцип нерушимости границ постепенно приближается к статусу универсального общепризнанного принципа международного права. Имеется достаточно правовых предпосылок для его универсализации. Так, Заключительный акт подписан и такими странами, часть или вся территория которых находится вне Европы; государства-участники признали нерушимыми все границы друг друга — как европейские, так и неевропейские; многие элементы принципа нерушимости границ уже получили закрепление в содержании общепризнанных и общеобязательных принципов международного права и отражены в ряде двусторонних правовых актов государств различных регионов и т. д.
Признание принципа нерушимости границ служит обеспечению падежной безопасности государственной территории и границ. Завершением процесса всеобщего признания этого принципа и придания ему четкой правовой формы должна стать всесторонняя и детальная разработка и подписание универсального Договора о нерушимости границ .
Принципы международного права формируются, как правило, обычным и договорным путем. Принципы призваны выполнять две функции:
1) стабилизационную — помогать приводить в определенный порядок международные отношения при помощи ограничения их определенными нормативными рамками;
2) фиксирующую — закреплять все новшества практики международных отношений .
Характерной чертой принципов международного права является их универсальность, которая понимается как распространение на всех субъектов международного права без исключения требования соблюдения принципов международного права, поскольку любое их нарушение будет с неизбежностью затрагивать законные интересы других участников международных отношений. Таким образом, принципы международного права являются своеобразным критерием законности всей системы международно-правовых норм, а действие принципов распространяется даже на те области отношений субъектов, которые по каким-либо причинам не урегулированы конкретными нормами .

Заключение
Принцип нерушимости государственных границ регламентирует отношения государств по поводу установления и охраны разделяющей их территории границы и решения спорных вопросов в связи с границей.
Идея нерушимости границ впервые получила свое правовое оформление в договоре СССР с ФРГ от 12 августа 1970 г., а затем в договорах ПНР, ГДР и ЧССР с ФРГ. С этого времени нерушимость границ стала нормой международного права. Содержание принципа и тенденции его развития можно отследить также по резолюциям, декларациям международных организаций. К ним относятся в первую очередь акты органов ООН, в частности Декларация принципов, касающихся дружественных отношений государств 1970г., а также Декларация и Документ о мерах доверия Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, которые посвящены новому для рассматриваемого принципа институту мер доверия. «Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы».
Права государств в соответствии с этим принципом заключается в требовании абсолютной нерушимости установленных границ, незаконности их изменения без согласования или под давлением, с применением силы и угрозы силой.
Государства сами определяют режим пересечения границы, порядок установления или снятия каких-либо ограничений по пересечению границы физическими лицами, товарами, услугами и так далее.
В свете этого определяются основные обязанности государств — неукоснительное соблюдение установленных границ, разделительных или демаркационных линий, включая линии перемирия, разрешение пограничных споров только мирными средствами, неоказание содействия государствам — нарушителям принципа
Основное содержание принципа нерушимости границ сводится к трем элементам:
1) признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом;
2) отказ от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем;
3) отказ от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение .
Принцип нерушимости государственных границ соотносится с принципом неприкосновенности (территориальной целостности) государственных границ.
Принцип неприкосновенности государственных границ означает: обязанность государств соблюдать существующую линии государственной границы на местности: не допускать произвольного перемещения линии границы на местности; право государств не допускать пересечения своей государственной границы без соответствующего разрешения или вне установленных правил.
В заключение необходимо подчеркнуть, что различия данных принципов заключаются в следующем: принцип нерушимости границ территориально распространяется на государства — участники Заключительного акта СБСЕ (страд Европы, США, Канада), принцип неприкосновенности государственных границ — традиционный принцип международного публичного права универсален и распространяется на все государства Что касается принципа территориальной целостности, то его наименование не устоялось в международной практике и его упоминают еще как принцип территориальной неприкосновенности.
Принцип территориальное целостности означает обязанности государств воздерживаться от любых действий, направленных на нарушение национального единства и территориальной целостности государства. Территориальная целостность единство территории, на которую распространяется суверенитет государства. Любые территориальные приобретения не должны считать законными, если они явились результатом угрозы силой или ее применения.

Список литературных источников

  1. Баскин Ю.Я., Фельдман Д.И. История международного права М., 2011. – 697 с.
  2. Бирюков П.Н. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью и правовая система Российской Федерации. Воронеж, 2012. – 548 с.
  3. Бабурин С.Н Территория государства Правовые и геополитические проблемы. М., 2012. – 480 с.
  4. Волова Л.И. Принцип территориальной целостности и неприкосновенности в современном международном праве. М., 2011. – 699 с.
  5. Вельяминов Г.М. Международная правосубьектность // Советский ежегодник международного права — М., 2011. – 203 с.
  6. Игнатенко Г.В. Международно-правовой статус субъектов Российской Федерации // Российский юридический журнал. 2011. — № 1. – С. 56-60
  7. Курис П. Международные правонарушения и ответственность государств. Вильнюс, 2010. – 552 с.
  8. Левин Д.Б. Ответственность государств в современном международном праве. М., 2011. – 501 с.
  9. Лукашук И..И. Механизм международно-правового регулирования. Киев, 2012. – 630 с.
  10. Малинин С.А., Ковалева Т.М. Правосубъектность международных организаций // Правоведение. 2011. — № 5. – С. 25-29
  11. Мингазов Л.Х. Эффективность норм международного права Теоретические проблемы. Казань, 2011. – 96 с.
  12. Мовчан А.Л. Международный правопорядок. М., 2012. – 410 с.
  13. Талалаев А.Л. Право международных договоров: Общие вопросы. М., 2010. – 331 с.
  14. Тюрина Н.Е. Международный правопорядок. Казань, 2011. – 250 с.
  15. Ушаков Н.А. Проблемы теории международного права М., 2012. – 517 с.
  16. Черниченко С.В. Теория международного права: в 2-х т. М., 2009. – 385 с.
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov