Контрольная Принципы налогообложения

Содержание

Введение 3
1 История налогообложения 5
2 Принципы налогообложения 13
3 Основные формы налогообложения в России. Мировые тенденции 16
Заключение 21
Список использованных источников 23

Введение

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.
Взимание налогов регулируется налоговым законодательством. Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.
Под налогом понимается принудительное изымание государственными налоговыми структурами с физических и юридических лиц, необходимое для осуществления государством своих функций. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Актуальность работы обусловлена тем, что в условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Цель курсовой работы — раскрыть сущность налогов, их историю, принципы, формы налогообложения, а также мировые тенденции в изменении налогообложения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Изучить историю налогов;
  • Дать определение принципам налогообложения;
  • Исследовать мировые тенденции развития налогообложения.

1 История налогообложения

Ни одно государство не может нормально существовать без взимания налогов; с другой стороны, налоги — один из признаков государства. Тесная взаимосвязь и взаимообусловленность обязательных платежей и государства придают налогу комплексное содержание.
В концентрированном виде исключительную значимость налогов можно выразить словами К. Маркса: «Налог — это материнская грудь, кормящая правительство. Налог — это пятый бог рядом с собственностью, семьей, порядком и религией. …В налогах воплощено экономически выраженное существование государства».
В основе налогов лежат экономические и юридические понятия, соотношение которых зависит от политических процессов, происходящих в государстве. Относительно комплексной структуры термина «налог» русский экономист М. М. Алексеенко еще в XIX в. отмечал: «С одной стороны, налог — один из элементов распределения, одна из составных частей цены, с анализа которой (т. е. цены) собственно и началась экономическая наука. С другой — установление, распределение, взимание и употребление налогов составляет одну из функций государства».
И.Н. Кускин отмечает, что «налог является основной, системообразующей категорией налогового права. Именно от сущности налога, от внутреннего его содержания зависят определение предмета налогового права, конструирование его Общей и Особенной части, деление на институты. Не менее важную роль выполняет категория «налог» и для уяснения места налогового права в системе финансового права Российской Федерации».
Особую значимость юридическая характеристика налога имеет для урегулирования извечного конфликта между частной и публичной формами собственности. Точная формулировка дефиниции налога способствует определению круга прав и обязанностей субъектов налоговых правоотношений, правильному практическому применению всего налогового законодательства.
В настоящее время понимание налога основывается на ап-робированных экономических и правовых теориях. В развитых странах налог рассматривается как плата частного субъекта за услуги, оказываемые ему государством. Например, одним из принципов налоговой системы Германии является соответствие величины налогов размеру государственных услуг, получаемых частным субъектом, включая его защиту.

Налогообложение является главным условием существования всякой страны. Хотим ли мы купить шины или продать машину, приобретаем ли мы дом или продукты питания, мы (зачастую даже не подозревая об этом) вступаем с государством в налоговые отношения.
Зарождение данной системы произошло очень давно. Более того, по мнению многих экспертов, возраст ее значительно превышает возраст самого государства в классическом понимании последнего. Более того, именно сбор даней, податей и других платежей подготовил «почву» для его появления.
Вместе с тем, становление хозяйственных систем и Древнего мира, и Средних веков вряд ли можно назвать «ровным». Налоги в то время носили зачастую случайный характер, да и механизмы их взимания существовали в зачаточном состоянии.
И все же история этих сборов насчитывает не одно тысячелетие. Первое упоминание можно отнести ко временам Древнего Египта. Тогда одной из основных обязанностей главного сановника было внесение быков в податные списки. Необходимость во взимании налогов здесь была обусловлена активным строительством ирригационных сооружение в долине Нила. Что касается податей, то их сбором здесь занимались жрецы.
Вместе с тем, некоторые авторы полагают, что налоговые установления появились еще раньше – в 2280-2270 годах до нашей эры. Как бы то ни было, но уже ко второй половине первого тысячелетия до н.э. система налогообложения в той или иной форме существовала на многих континентах. В частности, в Древней Индии основы взимания взносов в пользу правителя были закреплены в законах Ману.
Налог на землю в письменном виде был издан впервые в IV в. до н.э. в централизованной Китайской империи. Тогда подати зачастую взимались натуральными продуктами – зерном, маслом, методом или скотом. Но не брезговали сильные мира сего также золотом и драгоценностями.
В древности, когда государственное устройство было рудиментарным, государственные потребности были слабо выражены, и при их удовлетворении личной службой и натуральными повинностями граждан, налоги либо совсем были нецелесообразны, либо играли незначительную роль в хозяйстве страны. В Древней Греции, где законодательство, суд, управление и военное дело были личными повинностями граждан, прямых налогов не существовало вовсе. Если государство нуждалось в денежных средствах, например, для постройки зданий и сооружений для нужд публики, кораблей и т. п., устанавливались чрезвычайные сборы с богатейших граждан, так называемые литургии. В переводе на русский литургия означает приношение, из чего заключаем, что это были добровольные дары богатых граждан государству. Однако, поскольку литургия была обязательной выплатой, что было доказано историками, ее и относят к чрезвычайным налогам. Существовали также сборы с лиц, принадлежащих к известным профессиям: с публичных женщин, с предсказателей и некоторых других. Но это были не столько настоящие налоги, сколько сборы, установленные с полицейскими целями. В греческих торговых государствах, каковыми были Афины и Коринеи, сложилась довольно целостная система таможенных пошлин и разных торговых сборов.
Необходимо понимать, что в древности подобные сборы, как правило, не имели никакой системы. Их взимали по мере необходимости.
Так, например, в Римской империи налоги взимали исключительно во время подготовки к войне. В мирное же время граждане были освобождены от данной повинности. Впервые сборы, похожие на те, что мы знаем сегодня, были введены в VII — VI вв. до н.э. в Древней Греции. Именно здесь существовала обязанность по отчислению одной десятой или одной двадцатой части всех доходов. Подобные сборы позволяли грекам содержать наемную армию, ремонтировать дороги, строить храмы, водопроводы, устраивать праздники и даже раздавать деньги и продукты беднякам (чем не социальная программа?). Однако в некоторых регионах свободные граждане были освобождены от обязанности в уплате налогов (практически оффшорные зоны). В частности, в Афинах обязательные сборы были заменены добровольными пожертвованиями состоятельных горожан и другими взносами. В то же время в случае необходимости Народное собрание могло издать указ о взимании чрезвычайных налоговых отчислений, предназначенных для крупных публичных нужд.
В исторической ретроспективе развитие налогообложения в России охватывает дореволюционный, советский и российский периоды.
Финансовая система Древней Руси начала складываться только с конца IX века, в период объединения древнерусских племен и земель в связи с принятием в 988 году христианства — крещением Руси.
Основной формой поборов в княжескую казну была Дань.
После свержения татаро-монгольского ига налоговая система кардинально реформирована Иваном III (конец XV — начало XVI вв.): введены Прямые (подушный налог) и Косвенные Налоги (акцизы и пошлины), в это же время вводится первая налоговая декларация — Сошное Письмо.
В царствование Алексея Михайловича (1629 — 1676 г.) система налогообложения России была упорядочена. Так, в 1655 г. был создан специальный орган — Счетная Палата.
Эпоха реформ Петра I (1672 — 1725) сыграла особую роль в становлении и развитии налогообложения. Именно в это время государство превращалось в светское общество, а поэтому церковное право отделилось от гражданского, которое ориентировалось на потребности международной торговли. Насаждались западные установки, которые заключались в непротиворичивости закону, в это время начинается бурное развитие промышленности. Развитию промышленности предшествовала реформа налоговой системы. Появились новые налоги, даже налог на бороды.
Подушной налог составлял половину всех бюджетных доходов империи. Были введены: гербовый сбор, подушной сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов, с церковных верований и другие.
В период правления Екатерины II (1729 — 1797 ) совершенствуется управление государственными государственными органами: вводятся экспедиции государственных доходов, ревизий, Взимание Недоимок. Для купечества была введена гильдейская подать — процентный сбор с объявленного капитала. Характерно, что размер капитала записывался «по совести каждого».
Налоговая система России XVIII в. отличалась взиманием Косвенных налогов, их доля составляла 42% доходов казны. Интересно это время тем, что в 1810 году Государственный совет России утверждает программу финансовых преобразований, разработанную М . М. Сперанским (1772 — 1839). Многие идеи организации государственных доходов и расходов актуальны и в наши дни.
Начало XIX в. — время развития финансовой науки. В 1818 году Н. И. Тургенев (1789 — 1871) издает труд «Опыт теории налогов» — основательное исследование государственного налогообложения. » Налоги, — писал Н. И. Тургенев, — суть средства к достижению цели общества или государства, т. е. той цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в общество или при составлении государства » (Тургенев Н. Опыт теории налогов. 3 — е изд. — М., 1937) . Требование «уничтожить налоги» он приравнивал к «уничтожению самого общества». В своем исследовании Н.И. Тургенев предлагал пять Правил установления и взимания налогов: «Равномерное распределение налогов» — налоги должны соответствовать доходам налогоплательщика. «Определенность налога» — неясность в отношении количества налогов и времени платежа обрекает налогоплательщика на зависимость от произвола сборщика. «Собирание налогов в удобнейшее время» — уменьшение налоговой нагрузки предполагает не только снижение ее количественной величины, но и ее перераспределение по времени. «Ориентация большей части налогового бремени на чистый доход» — следует взимать больше «с дохода, притом с чистого дохода, а не с самого капитала». «Дешевое собирание налогов» — стремление к наименьшим затратам на издержки собирания налогов.
Прошло почти два века, а эти правила являются основополагающими в деле налогообложения наших дней.
В царствование Николая II большое значение приобретают прямые налоги.
В конце XIX века подушная подать заменяется на налог с городских строений, большое значение придавалось оброку — плате крестьян за пользование Землей (нынешний земельный налог). Появились новые налоги, порожденные новыми экономическими видами деятельности: сбор с аукционных продаж, сбор с векселей и заемных писем, налоги на право торговой деятельности, налог с капитала для акционерных обществ, процентный сбор с прибыли, налог на автоматический экипаж, городской налог на прописку и т. д.
Приведенные примеры с времен Древней Руси показывают, что со временем количество налогов и широта охвата слоев населения в целях налогообложения постоянно увеличивалась вопреки обывательскому мнению, что раньше свобода предпринимательской деятельности была несоизмерима с настоящим, население не содержало чиновничий народ за счет своих средств.
С 1917 года открыта новая страница в экономических преобразованиях России. Существует утверждение, что после Октябрьской революции «закончилась эпоха совершенствования налогообложения». По меньшей мере такое утверждение некорректно по той простой причине, что 30.11.1920 года выходит проект постановления СНК о прямых налогах и записка В. И. Ленина председателю Комиссии об отмене денежных налогов С.Е. Чуцкаеву.
В этом же году издается работа В. И. Ленина «О замене продразверстки продналогом». Другой вопрос, что эти документы дали государству и какой ценой. Ошибочным этот тезис является еще и потому, что молодая Советская республика постоянно изменяла систему налогообложения. Так, в 1921 г. введен промысловый налог на обороты частных промышленных и торговых предприятий вводятся акцизы на спирт, вино, пиво, спички, табачные изделия, гильзы и др. товары; в 1922 г. вводится подоходно — поимущественный налог (на зажиточных людей), налог с грузов, перевозимых железнодорожным и водным транспортом, налог со строений, рента с городских земель и т. д.; в 1923 г. введен подоходный налог со ставкой 10%, а затем 20% от прибыли предприятий; в 1930 г. выходит в свет постановление ЦИК и СНК от 2.09.1930 г. «О налоговой реформе»; в 1931 г. принимается еще ряд постановлений, корректирующих ход налоговой реформы; в 1936 г. была преобразована система платежей госпредприятий и колхозно-кооперативного сектора, после чего начаты изменения налогов с населения.
Подоходный налог вобрал в себя ряд мелких налогов, а часть налогов была отменена. Во время Великой Отечественной войны 1941 года введен военный налог, отмененный в 1946 г. 21.11.1946 г. введен налог на холостяков для поддержки одиноких матерей — это эхо прошедшей войны. В 60 — е годы были призывы вообще отказаться от налогов и ввести систему платежей из прибыли, плату на фонд и нормируемые оборотные средства.
Реформа экономики, в том числе и налоговой системы в 1965 г., руководимая А. Н. Косыгиным, не пошла на отмену налогов. В 1970 — е годы налоговая система сформировалась такой, какой мы имели ее к 1991 году — к моменту развала СССР.
Начало налоговой системы Российской Федерации как самостоятельного суверенного государства относится к 1991 году. В это время проводится широкомасштабная налоговая реформа. Принимаются Законы 27 декабря 1991 года: «Об основах налоговой системы в РФ»; «О налоге на прибыль»; «О налоге на добавленную стоимость»; «О подоходном налоге на физических лиц». Эти законодательные акты — фундамент налоговой системы России.
Что касается мира современного, то сегодня мы платим налоги практически за любое действие. Приобретаем ли мы машину или буханку хлеба в магазине, определенный взнос в пользу государства мы, так или иначе, отчисляем.

2 Принципы налогообложения

Под принципами налогообложения следует понимать основные исходные положения системы налогообложения. Принципам налогообложения экономисты различных поколений придавали и придают большое теоретическое и практическое значение. Первостепенное значение в этом вопросе отводится Адаму Смиту, который в своей работе “Исследование о природе и причинах богатства народов” (1776) впервые обосновал четыре основных принципа налогообложения, являющихся актуальными и в настоящее время: справедливости, определенности, удобства уплаты для налогоплательщиков и экономии (дешевизны взимания):
• принцип справедливости подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, сообразно своей относительной платежеспособности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приведет к так называемому равенству или неравенству обложения;
• принцип определенности налог, который обязан уплачивать каждый должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому;
• принцип удобства каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика;
• принцип экономии каждый налог должен быть так разработан, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству.
Учение о принципах налогообложения не стояло на месте. Основные принципы, разработанные А.Смитом, были изучены и дополнены новыми, экономически обоснованными положениями. В частности, немецкий экономист Адольф Вагнер выделяет три группы принципов взимания налогов:

  1. этические принципы обложения:
    • всеобщность налогов;
    • соразмерность обложения с платежеспособностью;
  2. принципы управления налогами:
    • определенность обложения;
    • удобности обложения и взимания налогов для их плательщиков;
    • дешевизна взимания;
  3. народнохозяйственные принципы:
    • надлежащий выбор источников налогов;
    • правильная комбинация совокупности налогов в такую систему, которая обеспечивала бы, при возможности соблюдения этических принципов и принципов управления, а также достаточность поступления и эластичность на случай чрезвычайных государственных нужд.
    В НК РФ (ст. 3) отмечаются следующие принципы налогообложения:
    • принцип всеобщности и равенства налогообложения означает, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. При установлении налогов должна учитываться фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;
    • принцип отсутствия дискриминационного характера налогов налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и других подобных критериев. Кроме того, не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от форм собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (кроме ввозных таможенных пошлин);
    • принцип экономической определенности налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;
    • соблюдение единого экономического пространства не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;
    • принцип индивидуальной ответственности налогоплательщиков означает, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы;
    • принцип определенности элементов налогообложения при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения;
    • принцип точности и удобности уплаты налогов акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый налогоплательщик точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;
    • принцип приоритетности налогоплательщика все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
    В современных условиях в основу системы налогообложения должны быть положены следующие основные принципы:
  • принцип стабильности налогового законодательства;
  • принцип открытости и доступности информации по налогообложению.

3 Основные формы налогообложения в России. Мировые тенденции

Формой налогообложения является определенный законом порядок оплаты налогов, которые установлены законодательством. Главным руководством для всех граждан России для определения порядков оплаты налогов и их видов является налоговый кодекс РФ.
Налогообложение в России кроме фискальной функции по наполнению бюджета с успехом выполняет как функции регулирования социального и экономического развития, так и формирование внешнеэкономических связей. В общем, налоговая система представлена совокупностью сборов, налогов, пошлин и прочих платежей, которые взимаются в соответствии с установленным законом с плательщиков, осуществляющих свою деятельность на территории РФ.
Формы налогообложения в России зависят от видов деятельности предприятия, а также от размеров затрат предприятия на оборотные средства. Общая система налогообложения в России имеет достаточно сложную структуру и следующие формы:
ОСН – общая система налогообложения;
ЕНДВ – система единого налога на вмененный доход;
УСН – упрощенная система налогообложения;
На еще одну специальную форму в соответствии с существующим на территории РФ законом «О едином налоге на вмененный доход » переходят те предприятия, которые осуществляют определенный виде деятельности, к примеру, оказывают услуги в сфере грузоперевозок, реализации неподакцизных товаров, бытовых услуг.
УСН (упрощенная система налогообложения) является особым видом налогового режима, который сориентирован на снижение налоговых обязательств на малых предприятиях и облегчение осуществления процедур бухгалтерского учета. Упрощенная система налогообложения по сравнению с иными формами обладает отличительными положительными особенностями. То есть, не только способствует созданию новых рабочих мест на предприятии, но и стимулирует активизацию предпринимательской деятельности и ужесточенную конкуренцию между производителями услуг и товаров.
Система единого налога на вмененный доход действует почти во всех субъектах России и представляет собой систему налогообложения отдельных видов деятельности предпринимательства. Отличие ЕНВД в том, что налог при данной системе берется с вмененного дохода от предпринимательской деятельности, то есть, другими словами, такой налог представлен в виде государственного оброка. К налогам, которые необходимо уплачивать согласно системе ЕНВД, относятся все пенсионные взносы, единый налог на вмененный доход, а также обязательные страховые взносы в фонд социального страхования с выплат работникам на случай травматизма.
При условии, когда предприятие не занимается какими-то видами деятельности, которые облагаются ЕНВД, а также не имеет права применять упрощенную систему налогообложения, оно обязано применять ОСН. Такая система налогообложения предполагает проведение бухгалтерского учета в полном объеме, а также уплату стандартных общих налогов, включая НДС, а также налоги на имущество, прибыль и единый социальный налог.
Важнейшим, определяющим фактором в развитии налогообложения в экономически развитых странах является тенденция глобализации мировой экономики. Переход субъектов предпринимательства разных стран к сотрудничеству, размещению капиталов в разных странах и организации производств в различных экономических зонах позволил налогоплательщику самому выбрать страну, в которой будет уплачена часть налоговых платежей. При этом в стране, на территории которой реализуются отдельные этапы производственного процесса, налицо будет наблюдаться сокращение налоговой базы. А наличие низких налоговых ставок в одном из государств становится фактором, влияющим на размещение инвестиционных потоков денежных средств. Причем глобализация экономики окажет влияние на собираемость как прямых, так и косвенных налогов. В частности, повышение акцизов на какой-либо товар в одной стране в условиях ликвидации таможенных границ непременно породит бум «туристов» в страну с целью приобретения дешевого товара. В условиях глобализации экономики становится очевидным факт противоречия между глобальным характером налогообложения и доходами юридических и физических лиц. Данная ситуация обострит конкуренцию между государствами за право сбора налогов с субъектов предпринимательства. Особенно это становится заметным в условиях создания оффшорных зон и «налоговых гаваней» в странах, которые предоставляют предпринимателям возможности законной оптимизации налоговых платежей.
Несмотря на то, что промышленно развитые страны отказались от ликвидации оффшорных зон и «налоговых гаваней», но вместе с тем приняли пакет налоговых мер, ориентирующих национальные налоговые системы не на конфронтацию с «налоговыми гаванями», на снижение высоких налоговых ставок до пониженных их размеров. Это достигается за счет льгот или прямых субсидий и компенсаций для экспортной деятельности инвестирования, создания новых рабочих мест и т.д. Это положение весьма благоприятно может сказаться на тех компаниях, которые не ведут активной производственной деятельности в странах основного местонахождения. Кроме того, в развитых странах нередко предоставляются отсрочки от налогообложения доходов, полученных за рубежом. Все государства понимают, что даже выведенные в оффшорные зоны капиталы только базируются в них, а реально функционируют в промышленно развитых странах. В эти же страны переводятся и доходы с этих капиталов. Правительства развитых стран осознают, что жесткая позиция по отношению к налогообложению и взаимоотношениям крупных компаний с «налоговыми гаванями» может побудить инвесторов и компании покинуть данную страну. Правительства развитых стран понимают, что «налоговые гавани» или «убежища» играют важную роль в смягчении остроты конкурентной борьбы и противоречий между развитыми странами за привлечение капиталов и дают правительству важный аргумент для внутриполитической борьбы в них, позволяя властям защищать предоставление существенных налоговых льгот предпринимателям.
Однако в рамках данной конкуренции предприниматели промышленно развитых стран рассматривают реформу налогообложения как одну из основных и первоочередных задач в сторону упрощения налоговой системы, что позволит минимизировать нарушение принципа справедливости налогообложения.
Для решения этой задачи в области прямого налогообложения используется концепция совокупного дохода налогоплательщика, который включает все виды финансовых доходов, полученных за определенный период времени. Принятие данной концепции означает существенное расширение базы обложения подоходными налогами, поскольку в облагаемую базу включаются не только прямые доходы, но и доходы от недвижимости, ценных бумаг, прироста капиталов и других доходов. Одной из важнейших тенденций в реформировании налогообложения доходов граждан в промышленно развитых странах наметилась тенденция увеличения вычетов и налоговых льгот, учитываемых при налогообложении доходов населения.
В сфере корпоративного налогообложения наблюдаются тенденции снижения общей ставки налога с одновременным расширением налогооблагаемой базы. В этом государство преследует цели поддержания конкурентоспособности национальной налоговой системы, соблюдения принципа справедливости при налогообложении и поддержания достигнутого уровня государственных доходов.
В ряде промышленно развитых стран существуют различные подходы к проблеме налогообложения распределяемой и перераспределяемой прибыли. В частности, прибыль облагается как на уровне компании, так и на уровне акционера; наблюдается уменьшение налогооблагаемой прибыли на уровне компании и уровне акционера; установление специальных ставок на распределяемую прибыль и др.
Общей практикой косвенного налогообложения в развитых странах является использование налога на добавленную стоимость.
Анализ налоговой политики промышленно развитых стран свидетельствует, что одной из главных закономерностей этих стран является повышение роли налогов на потребление. В частности, удельный вес налогов на потребление этих стран вырос с 12 до 18% при практически неизменной доле налога на прибыль и подоходного налога. Промышленно развитые страны в качестве обязательного условия вступления в страны ЕС выдвинули условие введения в национальную налоговую систему НДС на уровне 15 — 20%, что, по их мнению, будет способствовать выравниванию условий конкуренции для субъектов экономики в различных странах.

Заключение

Налоги как очень мощное орудие могут сыграть свою роль в стабилизации экономики и финансов только в случае целенаправленного и дозированного использования.
Под налогом, пошлиной, сбором понимается обязательный взнос в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый в порядке, определенном законодательными актами. Налоги бывают прямыми и косвенными они различаются по объекту налогообложения и по механизму расчета и взимания, по их роли в формировании доходной части бюджета.
Существует ряд общепризнанных принципов налогообложения, важнейшие их них: реальная возможность выплаты налога, его прогрессивный, однократный обязательный характер, простота и гибкость.
Основные функции налогов — фискальная, социальная и регулирующая. Налоговая политика государства осуществляется при помощи предоставления физическим и юридическим лицам налоговых льгот в соответствии с целями государственного регулирования хозяйства и социальной сферы.
На Западе, в большинстве стран с развитым рынком основным источником формирования бюджета служит налогообложение физических лиц и налоговое бремя в большей степени лежит на гражданах, тем самым стимулируя производство. Это положение для нас сегодня предельно актуально.
В ситуации осуществления серьезных и решительных преобразований и отсутствия времени на движение «от теории к практике» построение налоговой системы методом «проб и ошибок» оказывается вынужденным. Но необходимо думать и о завтрашнем дне, когда в стране утвердятся рыночные отношения. Поэтому представляется весьма важным, чтобы научно-исследовательские и учебные институты, располагающие кадрами высококвалифицированных специалистов в области финансов и налогообложения, всерьез занялись разработкой теории налогообложения, используя опыт стран с развитой рыночной экономикой и увязывая его с российскими реалиями.

Список использованных источников

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации ( с изм. от 16.11.2011) // Собрание законодательства РФ, 1998, № 31, ст. 3824.
  2. Александров И. М. Налоги и налогообложение: Учебник. М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и Ко”, 2008. – 418 с.
  3. Алиев Б.Х., Абдулгалимов А.М. Теоретические основы налогообложения: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ, 2008. – 587 с.
  4. Кугаенко А.А., Белянин М.П. Теория налогообложения. М.: Вузовская книга, 2009. – 325 с.
  5. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 2008. – 394 с.
  6. Налоговая политика России: проблемы и перспективы / Под ред. И.В. Горского. М.: Финансы и статистика, 2007. – 477 с.
  7. Налоги: Учебник для вузов / Под ред. Д.Г. Черника. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 567 с.
  8. Налоги в условиях экономической интеграции / Под ред. В.С. Барда, Л.П. Павловой. М.: Кнорус, 2006. – 328 с.
  9. Налоговые системы зарубежных стран / Под ред. В.Г. Князева. М.: 2007. – 601 с.
  10. Пансков В.Г., Князев В.Г. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов. М.: МЦФЭР, 2009. – 433 с.
  11. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учебник для вузов. М.: Финансы и статистика, 2009. – 539 с.
  12. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮРАЙТ, 2007. – 208 с.
  13. Пинская М.Р. Основы теории налогов и налогообложения. М.: Палеотип, 2006. – 582 с.
  14. Починок А.П., Павлова Л.П. Налоги и налогообложение: учебно-методическое пособие для государственных служащих. М.: Мобил, 2008. – 339 с.
  15. Финансы: Учебник / Под ред. С.Ии. Лушина и В.А. Слепова. М.: Экономист, 2008. – 199 с.
  16. Черник Д.Г. и др. Налоги и налогообложение: Учебник. М.: М, 2010. – 304 с.
  17. Шаталов С.Д. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный). М.: МЦФЭР, 2008. – 466 с.
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov