Контрольная Проблемы соблюдения конституционной законности в ходе деятельности Правительства РФ

Содержание
Введение 3
1 Проблемы соблюдения конституционной законности в ходе деятельности Правительства РФ 5
2 Ответственность Правительства РФ перед Президентом РФ. 8
3 Ответственность правительства РФ перед Парламентом РФ 12
Заключение 20
Список использованной литературы 22

Введение
Ответственность Правительства РФ названа в качестве одного из принципов его деятельности (ст. 3 указанного Закона), однако норм, непосредственно направленных на реализацию данного принципа, немного. К их числу можно отнести отставку Правительства РФ (ст. 117 Конституции РФ), отмену актов Правительства РФ Президентом РФ (ч. 3 ст. 115 Конституции РФ, ст. 33 Федерального конституционного закона о Правительстве РФ), признание нормативных актов Правительства РФ не соответствующими Конституции РФ (ч. 2 ст. 125 Конституции РФ).
Конституция РФ 1993 г. определяет ответственность Правительства РФ в целом, выражающуюся в наличии в отношении Правительства РФ такой санкции, как отставка. Принимает решение об отставке Президент РФ (ч. 2, 3, 4 ст. 117 Конституции РФ) . Сам по себе факт, что такое решение принимает глава государства, не вызывает возражений. Однако спорным является вопрос об основаниях привлечения Правительства РФ к ответственности. В частности, безусловное право Президента РФ по собственной инициативе без каких-либо обвинений (в том числе и по поводу нарушения конституционных норм — что должно быть непременным признаком ответственности) отправить Правительство РФ в отставку подвержено справедливой критике. Подобное установление безосновательного привлечения к ответственности Правительства РФ является несомненным пробелом законодательства РФ; отсутствие четких оснований и порядка привлечения к конституционно-правовой ответственности оставляет слишком большое поле для собственного усмотрения лица, применяющего меры ответственности, создает почву для злоупотреблений, нивелирует важнейший принцип неотвратимости наступления ответственности.
За свою деятельность Правительство РФ несет ответственность, ко¬торая носит прежде всего политический характер и выражается в увольнении Правительства в отставку. Оно может нести также гражданско-правовую ответственность, если его незаконными актами причинен материальный ущерб юридическим или физическим лицам. Возможна уголовная ответственность министров за соверше¬ние ими преступлений при исполнении служебных обязанностей (за общеуголовные преступления министры отвечают как обычные граждане). Политическую ответственность Правительство несет перед Прези¬дентом РФ и перед парламентом.
Цель контрольной работы: рассмотреть конституционную ответственность Правительства РФ перед высшими органами госвласти, в частности Парламентом и Президентом РФ.
Данная контрольная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

1 Проблемы соблюдения конституционной законности в ходе деятельности Правительства РФ
Конституционная ответственность это неблагоприятные последствия, которые наступают в случае отступления от конституционно-правовых требований полномочных органов государства, его должностных лиц, а также иных субъектов политической деятельности. В отличие от иных видов юридической ответственности конституционную ответственность характеризуют следующие особенности: субъектами конституционной ответственности выступают государства, органы государственной власти, общественные объединения граждан, должностные лица, полномочные принимать решения, затрагивающие основные права и свободы граждан, интересы государства или какой — либо его территории. На рядового гражданина такая ответственность не распространяется.
Конституционная ответственность применяется не только за совершение правонарушения, но за неправильный политический курс, неэффективную государственную деятельность, слабость руководства и др.; ее характеризуют специфический набор санкций, не присущий какому — либо иному виду юридической ответственности.
Обеспечение конституционной законности является важнейшим условием существования и развития Российской Федерации как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления, в котором признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Конституционная законность состоит в том, что должностные лица не только полно выполняют требования Конституции, но и выявляют нарушения Конституции, пресекают их, восстанавливают нарушенные права и привлекают виновных к юридической ответственности. Конституционная законность поэтому обязательно должна характеризоваться наличием эффективного механизма защиты действия Конституции государства, в том числе защиты основных прав и законных интересов граждан, других
Система охраны (защиты) конституционной законности включает выявление нарушений Конституции в правотворчестве и в правоприменение, их немедленное пресечение, приведение в действие средств защиты Конституции, привлечение к ответственности должностных лиц, виновных в нарушениях Конституции.
В действующей Конституции Российской Федерации вопросам конституционной ответственности уделено не много внимания, что, как свидетельствует практика, ослабляет действие Конституции, эффективное функционирование конституционных институтов, конституционных принципов и норм. Поэтому актуальной является проблема разработки механизмов действия института конституционной (уставной) ответственности на уровне как Федерации, включая высшие госорганы власти.
Специфическим институтом обеспечения и охраны действия Конституции и конституционной законности, принципа верховенства Конституции служит контроль. Контроль за состоянием конституционной законности включает: контроль в системе органов государственной власти, в том числе внутриведомственный контроль; конституционный и другие виды судебного контроля; прокурорский надзор; общественный контроль.
Конституционный контроль означает специализированный механизм охраны конституции государства как нормативного правового акта высшей юридической силы. Конституционный контроль есть специфическая функция компетентных государственных органов по обеспечению конституционной законности, верховенства Конституции в системе нормативных актов, ее прямого, непосредственного действия в деятельности субъектов общественных отношений на всей территории государства.
Государственными органами, осуществляющими конституционный контроль, являются: глава государства, парламент, правительство, которые осуществляют конституционный контроль в процессе осуществления своих основных функций либо наряду с другими своими функциями;
специализированные органы конституционного контроля в виде органов конституционного надзора, судебные органы.
Конституционный контроль, осуществляемый главой государства, парламентом, правительством, другими государственными органами (исключая судебные), в значительной степени испытывает влияние проводимой ими политики. Его можно квалифицировать как общий (общеполитический) конституционный контроль.
Судебный конституционный контроль есть проверка на соответствие конституции объектов такого контроля судебными органами.
Укреплению конституционной законности могут служить послания и доклады конституционных судов о состоянии конституционной законности в стране, о результатах осуществления конституционного правосудия и перспективах его развития и повышения эффективности осуществления.

2 Ответственность Правительства РФ перед Президентом РФ.
Правительство РФ ответственно перед Президентом. Оно действует в течение срока полномочий Президента и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. При этом Председатель Правительства сообщает вновь избранному Президенту о сложении полномочий. Президент принимает заявление и рассматривает вопрос о выполнении Правительством своих обязанностей до сформирования нового Правительства. При этом в соответствии с Конституцией РФ (ч. 5 ст. 117) Правительство в случае сложения полномочий продолжает по поручению Президента действовать до сформирования нового Правительства. Решение о сложении Правительством РФ своих полномочий оформляется распоряжением Правительства РФ в день вступления в должность Президента РФ .
Хотелось отметить, что ответственность, возложенная Президентом РФ на Правительство, является факти¬чески неограниченной. Достаточно отметить абсолютное отсутствие минимальных, даже просто формальных ограничений в вопросе отставки Правительства ст. 83 Конституции РФ: «Президент принимает решение об отставке Правительства» (ст. 83). Президенту РФ Конституция дает еще право обратиться в Конституционный Суд РФ с за¬просом о разрешении дел о соответствии нормативных актов Правительства РФ Конституции РФ (п. «а» ст. 125 Конституции).
Отмена постановлений и распоряжений Правительства Президентом РФ — это только одна из многочисленных типологий мер ответственности, предусмотренных авторами Конституции в пользу Президента РФ по отношению к Правительству РФ. В данном случае Конституция дает следующую позицию: «Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации» (ст. 115). Здесь Правительство может выступить как нарушитель конституционной нормы, нарушитель конститу¬ционной обязанности соблюдать иерархию нормативных правовых актов.
Данное конституционное положение несколько противоречит положению, предусмотренному первым абзацем той же самой ст. 115 Конституции и устанавливающему, что постановления и распоряжения Правительства издаются на основании и во исполнение нормативных указов Президента. Конституция устанавливает, что те же самые акты Правительства могут быть отменены Президентом РФ в случаях если они противоречат указам.
Как известно, кроме этого, реальный расклад конституционных полномочий позволяет Прези¬денту в реальной политической практике использовать и другие многочисленные рычаги власти по отношению к Правительству и это служит для того чтобы создать хорошо работающие дополнительные механизмы по¬дотчетности, подчиненности Правительства по отношению к Президенту.
Для изменения ныне существующего положения Н.М. Колосова предлагает для отставки Правительства РФ Президентом РФ в качестве основания признать неисполнение или ненадлежащее исполнение своих конституционных обязанностей или злоупотребление ими. А.В. Зиновьев предлагает в том случае, если инициатива об отставке Правительства РФ исходит от самого Правительства РФ или Президента РФ, включить в обсуждение данного вопроса Государственную Думу, мнение которой о причинах отставки должно быть достоянием гласности .
Если исключить расширительное толкование права Президента РФ отправлять в отставку Правительство РФ и основываться на положении ст. 7 Федерального конституционного закона о Правительстве РФ, определяющем основания освобождения Председателя Правительства РФ от должности, влекущем отставку Правительства РФ, то можно сделать вывод, что у Президента РФ есть право отправить Правительство РФ в отставку, кроме как на основании данной статьи, еще и в результате выраженного недоверия со стороны Государственной Думы .
Переформулировав ст. 35 Закона, можно установить ограничения в праве на отставку Правительства РФ. На сегодняшний день данная статья сформулирована следующим образом: «Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации. Решение о сложении Правительством Российской Федерации своих полномочий оформляется распоряжением Правительства Российской Федерации в день вступления в должность Президента Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.
Президент Российской Федерации вправе принять решение об отставке Правительства Российской Федерации, в том числе и в предусмотренных Конституцией Российской Федерации случаях выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации либо отказа Государственной Думы в доверии Правительству Российской Федерации.
В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации».
В качестве одного из оснований конституционно-правовой ответственности Правительства РФ должно быть неисполнение конституционной обязанности. Конституция РФ называет ряд обязанностей Правительства РФ, причем некоторые из них могут осуществляться совместно с Президентом РФ.
К числу совместных полномочий относится обеспечение в соответствии с Конституцией РФ осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ (ч. 4 ст. 78).
Думается, что действия Правительства РФ в рамках совместного полномочия должны учитываться, если Правительство РФ принимало решения, не соответствующие актам Президента РФ, в ином случае (т.е. если Правительство РФ строго следовало решениям Президента РФ) оно не должно нести ответственность за последствия принятых решений.
В качестве самостоятельного субъекта Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ осуществляет действия, предписанные ст. 114 Конституции РФ, а также на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения; обеспечивает их исполнение (ч. 1 ст. 115); в случае принятия решения об отставке или сложения полномочий продолжает действовать по поручению Президента РФ вплоть до формирования нового Правительства РФ (ч. 5 ст. 117); дает заключения на законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета (исходя из толкования ч. 3 ст. 104); обязано соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15) и др. Это далеко не полный перечень полномочий Правительства РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ может осуществлять и те полномочия, которые будут возложены на него как Конституцией РФ, так и федеральными законами, указами Президента РФ .
Надо также отметить, что министры также несут ответственность перед Президентом РФ, в частности министры силовых структур, министр иностранных дел, некоторые другие руководители служб и ведомств подчинены непосредственно президенту и несут ответственность только перед ним.

3 Ответственность правительства РФ перед Парламентом РФ
К основаниям для выражения недоверия Государственной Думой следует отнести невыполнение требований закона, предписывающих осуществление тех или иных действий Правительством РФ, а также иные нарушения федерального конституционного закона, федерального закона и Конституции РФ.
Государственная Дума должна, принимая постановление о выражении недоверия Правительству РФ, указать на конкретные правонарушения, совершенные данным органом власти. Выражение недоверия может быть вынесено как за те правонарушения, что указаны в качестве оснований для отставки Правительства РФ Президентом п. 1 — 3, так и за иные деликты, предусмотренные законом о конституционной ответственности.
Н.М. Колосова предлагает рассматривать выражение недоверия Правительству РФ со стороны Государственной Думы как предупредительную меру ответственности. Однако представляется возможным рассматривать выражение недоверия Правительству РФ в качестве предупредительной меры только в том случае, если Президент РФ не поддержал инициативу Государственной Думы об отставке Правительства РФ.
В качестве предупредительной меры ответственности можно использовать такую санкцию, как признание работы Правительства РФ неудовлетворительной, например, в результате нарушения закона о бюджете. Таким образом, за небольшие правонарушения Правительству РФ может быть вынесено предупреждение об имеющихся недостатках в работе. При достаточно серьезных или систематических правонарушениях Правительство РФ должно быть отправлено в отставку.
Немаловажно установить взаимосвязь между проведением парламентского расследования и принятием решения о выражении недоверия Правительству РФ. Однако ныне действующая редакция Федерального закона от 27 декабря 2005 г. N 196-ФЗ «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации» (далее — Федеральный закон о парламентском расследовании) сводится лишь к праву федерального парламента в своем итоговом докладе по результатам расследования включать предложения об освобождении от должности лиц, действия (бездействие) которых повлекли (повлекло) за собой возникновение фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, и передать этот доклад Президенту РФ и Правительству РФ (по усмотрению Федерального Собрания РФ — в иные федеральные органы власти, органы государственной власти субъектов РФ, Генеральному прокурору РФ и в соответствующие органы местного самоуправления); и к обязанности Правительства РФ рассмотреть этот доклад, а о принятом решении уведомить палаты парламента (ч. 4, 12 ст. 25) . Представляется, что выявленные в ходе парламентского расследования правонарушения, допущенные в работе Правительства РФ, должны стать основанием для применения к высшему органу исполнительной власти соответствующих санкций.
Законом о поправке к Конституции РФ установлено одно из важнейших контрольных полномочий Государственной Думы РФ — заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой (п. «в» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ, ч. 4 ст. 13 Федерального конституционного закона о Правительстве РФ). Видится, что по результатам заслушивания отчета Правительства РФ должны быть приняты и решения Государственной Думой РФ об оценке деятельности исполнительного органа власти, в том числе о необходимости проведения парламентского расследования и применении мер конституционной ответственности. Непредставление ежегодного отчета Правительства РФ должно рассматриваться как конституционное правонарушение и влечь признание работы Правительства РФ неудовлетворительной и (или) выражение недоверия Правительству РФ Государственной Думой и (или) отставку Правительства РФ Президентом РФ.
Таким образом, необходимо признать широкий круг актов, определяющих полномочия Правительства РФ. Поэтому представляется целесообразным выделить ряд деликтов, основанных главным образом на нормативных предписаниях Конституции РФ, а сферой нарушения норм иных актов должны стать деликты общего характера, предписывающие привлечение к ответственности за нарушение закона или указа Президента РФ. Вместе с тем ничто не мешает по мере необходимости выделять те или иные правонарушения в качестве самостоятельных деликтов и, таким образом, акцентировать внимание на выполнении особо значимых действий Правительства РФ.
При формулировании деликтов конституционно-правовой ответственности Правительства РФ необходимо иметь в виду, что Правительство РФ как орган исполнительной власти несет конституционно-правовую ответственность лишь в тех случаях, когда речь идет о нарушении им конституционно-правовых норм; возникновение правоотношений ответственности в сфере управления, не регулируемой нормами конституционного права, является реализацией административно-правовой ответственности. Нарушения Правительством РФ норм Конституции РФ и других источников конституционного права можно представить рядом деликтов:

  1. Принятие Правительством РФ акта, противоречащего Конституции РФ, влечет признание Конституционным Судом РФ данного акта не соответствующим Конституции РФ и утратившим силу и (или) отмену данного акта Президентом РФ.
  2. Принятие Правительством РФ акта, противоречащего законам и (или) указам Президента РФ, влечет отмену данного акта Президентом РФ и (или) признание судом данного акта не соответствующим вышестоящему по юридической силе акту и недействующим.
  3. Неоднократное (три и более раза в течение шести месяцев) принятие Правительством РФ акта, не соответствующего закону, влечет признание Государственной Думой работы Правительства РФ неудовлетворительной.
  4. Неисполнение обязанности по принятию постановлений и распоряжений на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ, обеспечивающих их исполнение, влечет признание Государственной Думой работы Правительства РФ неудовлетворительной.
  5. Неоднократное (три и более раза в течение шести месяцев) неисполнение обязанности по принятию постановлений и распоряжений на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ, обеспечивающих их исполнение, является основанием для выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ.
  6. Неисполнение бюджета РФ в точном соответствии с законом о бюджете на очередной финансовый год, подтвержденное отклонением Государственной Думой отчета Правительства РФ об исполнении бюджета, влечет признание Государственной Думой работы Правительства РФ неудовлетворительной.
    Ряд деликтов можно обозначить на основе норм Федерального конституционного закона о Правительстве РФ.
  7. Неисполнение обязанности по утверждению положений о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, территориальных органах федеральных органов государственной власти, установлении предельной численности работников их аппаратов и размера ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете, влечет признание Государственной Думой работы Правительства РФ неудовлетворительной.
  8. Незаконный отказ от осуществления полномочий, переданных органами государственной власти субъектов РФ на основе соответствующих соглашений, влечет признание Государственной Думой работы Правительства РФ неудовлетворительной.
  9. Неисполнение обязанности по назначению (освобождению от должности) должностных лиц, обязанность по назначению (освобождению от должности) которых возложена законом на Правительство РФ, влечет признание Государственной Думой работы Правительства РФ неудовлетворительной.
  10. Непринятие в соответствии с законом мер по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг влечет признание Государственной Думой работы Правительства РФ неудовлетворительной.
  11. Неисполнение обязанности по обеспечению функционирования оборонного производства влечет признание Государственной Думой работы Правительства РФ неудовлетворительной.
  12. Неисполнение обязанности по разработке и осуществлению меры по проведению единой политики цен влечет признание Государственной Думой работы Правительства РФ неудовлетворительной.
  13. Неисполнение обязанности по принятию мер по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия влечет признание Государственной Думой работы Правительства РФ неудовлетворительной.
  14. Неисполнение обязанности по разработке и осуществлению мер по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы влечет признание Государственной Думой работы Правительства РФ неудовлетворительной.
    Кроме обязанностей, установленных Федеральным конституционным законом о Правительстве РФ в большинстве законов можно увидеть предписания к Правительству РФ об утверждении или принятии ряда правил (инструкций). Таким образом, неисполнение этой общей обязанности можно определить в форме следующего деликта.
    Неисполнение в установленный федеральным конституционным законом, федеральным законом срок обязанности по принятию указанных законом правил, положений, форм отчетности и других документов влечет признание Государственной Думой работы Правительства РФ неудовлетворительной.
    Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» предусмотрена обязанность Правительства РФ внести в Государственную Думу проект нового закона вместо признанного Конституционным Судом РФ неконституционным не позднее чем через три месяца после опубликования решения Конституционного Суда РФ, однако ответственность за неисполнение данной обязанности не предусмотрена. Поэтому неисполнение этой обязанности также должно стать основанием конституционно-правовой ответственности .
    В качестве меры ответственности можно опять же использовать признание работы Правительства РФ неудовлетворительной. Также обязанностями, вытекающими из Федерального конституционного закона о Конституционном Суде РФ, следует признать обязанность по исполнению решения Конституционного Суда РФ и обязанность по приведению актов Правительства РФ в соответствие с решениями Конституционного Суда РФ (ст. 80), неисполнение которых должно влечь признание работы Правительства РФ неудовлетворительной.
    Необходимо четко определить еще ряд обязанностей Правительства РФ, за неисполнение которых должны последовать санкции. В качестве таковых можно назвать необеспечение финансирования в указанные федеральным конституционным законом, федеральным законом сроки предприятий, организаций и учреждений, финансируемых за счет федерального бюджета; нарушение сроков поступления финансовых средств в субъекты РФ в связи с исполнением федерального закона о бюджете или иных финансовых обязательств Правительства РФ, предусмотренных федеральным конституционным законом, федеральным законом, а также предоставления финансовых средств в связи с чрезвычайными обстоятельствами. Санкцией должно стать признание работы Правительства РФ неудовлетворительной.
    Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 27 января 2004 г. N 1-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 части первой статьи 27, частей первой, второй и четвертой статьи 251, частей второй и третьей статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ в связи с запросом Правительства РФ» признает обязанностью Правительства РФ отмену актов, признанных судом общей юрисдикции не соответствующими вышестоящему акту и недействующими. Таким образом, можно констатировать обязанность Правительства РФ устранять такие акты из правовой системы посредством их отмены. Санкцией за неисполнение данной обязанности должно стать признание работы Правительства РФ неудовлетворительной.
    Кроме неисполнения обязанностей основанием ответственности может стать и злоупотребление тем или иным правом. Конституция РФ определяет ряд действий (прав) Правительства РФ. В частности, высший исполнительный орган власти: обладает правом законодательной инициативы (ч. 1 ст. 104); может подать в отставку (ч. 1 ст. 117); имеет право вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ (ст. 134); федеральные органы исполнительной власти (в том числе и Правительство РФ) могут создавать свои территориальные органы (ч. 1 ст. 78); федеральные органы исполнительной власти (в том числе и Правительство РФ) могут передавать по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам (ч. 2 ст. 78); федеральные органы исполнительной власти (в том числе Правительство РФ) могут принимать осуществление части полномочий органов государственной власти субъектов РФ (на основе толкования ч. 3 ст. 78).
    Таким образом, необходимо признать, что зафиксированные в законе о конституционной ответственности конкретные нарушения обязанностей или злоупотребление правами являются безусловными основаниями ответственности. В качестве общего основания для выражения недоверия Правительству РФ должно стать неоднократное применение предупредительной меры к данному органу власти, т.е. неоднократное (три и более раза в течение шести месяцев) признание Государственной Думой работы Правительства РФ неудовлетворительной. Причем необходимо предусмотреть и возможность обжалования предупредительной меры ответственности — признание работы Правительства РФ неудовлетворительной. Правительство РФ должно иметь возможность оспорить соответствующее постановление Государственной Думы РФ в Верховный Суд РФ, предоставив доказательства того, что действовало в строгом соответствии с федеральным законом и (или) указом Президента РФ.
    Деликт о присвоении властных полномочий Правительством РФ должен основываться на факте принятия Правительством РФ постановления, провозглашающего право Председателя Правительства РФ исполнять полномочия Президента РФ в ином порядке и (или) на ином основании, чем предусмотрено Конституцией РФ. При совершении указанного правонарушения Правительство РФ должно быть отправлено в отставку.

Заключение
Конституция установила принципы взаимоотношений органов законодательной и исполнительной властей, а также характер ответственности Правительства перед парламентом. В соответствии с Конституцией, как уже отмечалось, на назначение Председателя Правительства должно быть получено согласие Государственной Думы; эта палата вправе отказать в доверии Правительству, а Председатель Правительства — поставить перед ней вопрос о доверии. Порядок рассмотрения данных вопросов конкретизирован в гл. 17 и 18 Регламента Государственной Думы.
Выражение недоверия (либо в других странах — резолюция порицания) Правительству России (в соответствии со ст. 117 ч. 3 Конституции) — один из наиболее сильных способов воздействия парламента на Правительство. Данная процедура происходит в следующем порядке. Группа депутатов численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов Государственной Думы выносит мотивированное предложение о выражении недоверия Правительству, которое подается в Совет Государственной Думы в письменной форме с приложением проекта постановления палаты и списка депутатов — инициаторов выражения недоверия. Палата обязана рассмотреть данный вопрос в недельный срок после его внесения. В ходе обсуждения задаются вопросы Председателю Правительства и другим его членам, депутаты высказываются за выражение недоверия или против него. Преимущественное право выступления в этом случае принадлежит представителям депутатских объединений; последнее слово предоставляется Председателю Правительства РФ.
Если в ходе обсуждения депутаты, инициировавшие выражение недоверия, отзовут свои подписи и при этом численность депутатов, внесших указанное предложение, станет менее одной пятой от общего числа, то данный вопрос снимается с обсуждения без дополнительного голосования.
Постановление о недоверии Правительству РФ может быть принято как открытым, так и тайным (по решению палаты) голосованием. Предложение о выражении недоверия Правительству РФ считается отклоненным, если оно не набрало большинства голосов депутатов.
После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. Если Государственная Дума повторно выразит недоверие Правительству в течение трех месяцев, Президент либо объявит об отставке Правительства, либо распустит Государственную Думу.
В соответствии со ст. 117 ч. 4 Конституции России Председатель Правительства может и сам поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. В таком случае Государственная Дума рассматривает вопрос о доверии Правительству во внеочередном порядке по описанной выше процедуре.
В соответствии с принципом народовластия, высшая власть в государстве принадлежит народу и лишь народ посредством выборов и референдума (непосредственные формы выражения власти народа), а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (опосредованная форма выражения власти народа) может осуществлять свою власть. То есть, Правительство, как и иные государственные органы, органы местного самоуправления, должно реализовывать волю народа.
С этим принципом тесно связан принцип ответственности: Правительство за надлежащее осуществление своей деятельности несет ответственность не только перед Президентом, но и перед народом страны.

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, N 4, ст. 445
  2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 07.05.2013) «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 22.12.1997, N 51, ст. 5712
  3. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2013) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Российская газета, N 138 — 139, 23.07.1994
  4. Федеральный закон от 27.12.2005 N 196-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации» // Российская газета, N 294, 29.12.2005
  5. Демичев Д. М. Конституционное право: учебное пособие / Д. М. Демичев. — Мн.: Вышэйшая школа, 2009. — 351 с.
  6. Зиновьев А.В. Конституционное право России: Учебник. М.: Юридический центр Пресс, 2010. — 526 с.
  7. Колосова Н.М. Конституционная ответственность: природа, особенности, структура. Монография. М.: МАЭП, 2010. — 194 с.
  8. Чиркин В.Е. Юридическая энциклопедия / Отв. ред. Б. Н. Топорнин. — М.: Юристъ, 2011. – 709 с.
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov