Контрольная работа Информационные технологии правоохранительных органов

Содержание

Введение 3
1 Цели и задачи информатизации правоохранительных органов 5
2 Автоматизированные информационные системы правоохранительных органов 8
3 Экспертные системы для правоохранительных органов 13
Заключение 17
Список использованной литературы 19

Введение
Современный этап развития общества характеризуется возрастанием темпов и масштабов информационного обмена, увеличивая социальную роль информации в системе регулирования общественных отношений и предъявляя новые требования к организации управления. Сам процесс управления, независимо от уровня его реализации, является процессом обработки информации и ее преобразования в управленческие решения, обусловливая роль информационного обеспечения в повышении его эффективности, объективности и оперативности.
Проводимая в России административная реформа направлена не только на оптимизацию системы государственного управления, но и на приведение его в соответствие с потребностями времени, внедрение современных методов и форм организации, использование передовых технологий обеспечения принятия управленческих решений.
Особое место в системе органов государственной власти занимают правоохранительные органы, целью реализации полномочий которых является обеспечение в обществе режима законности и правопорядка. Данная функция государства, учитывая сложность и многогранность стоящих перед ней задач, обеспечивается созданием целой системы государственных органов, для которых осуществление правоохранительной деятельности является основой либо вспомогательной задачей. Сложившаяся на современном этапе развития России система правоохранительных органов, несмотря на различную ведомственную подчиненность, имеющуюся специфику внутренней организации, а также отсутствие четко обозначенного в законодательстве их перечня, характеризуется наличием общих черт организационного характера, среди которых наиболее ярко в последнее время выделяется информационно-аналитическое обеспечение их деятельности.

Отмеченные обстоятельства свидетельствуют об актуальности проведения комплексного исследования информационно-аналитического обеспечения правоохранительных органов в России на современном этапе.
Целью работы является исследование информационных технологий, применяемых в правоохранительных органах России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • выявить цели и задачи информатизации правоохранительных органов;
  • изучить автоматизированные информационные системы правоохранительных органов;
  • проанализировать экспертные системы для правоохранительных органов.

1 Цели и задачи информатизации правоохранительных органов
Прежде всего, следует сказать, что технология — это комплекс научных и инженерных знаний, реализованных в приемах труда, наборах материальных, технических, энергетических, трудовых факторов производства, способах их соединения для создания продукта или услуги, отвечающих определенным требованиям [5]. Поэтому технология неразрывно связана с машинизацией производственного или непроизводственного, прежде всего управленческого процесса. Управленческие технологии основываются на применении компьютеров и телекоммуникационной техники.
Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационная технология — это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы [5].
Сами информационные технологии требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.
Успешность любого вида правоохранительной деятельности зависит от степени обеспечения ее соответствующей длительно накопленной и систематизированной информацией о преступлениях, совершенных в прошлом, причастных к ним лицах, средствах и способах их совершения, различных следах преступлений и объектах, связанных с криминальными событиями. А также от возможности и умения следователя пользоваться подобной информацией в своей деятельности, для выявления, розыска и отождествления интересующих их явлений и объектов.
Указанная информация обычно содержится в специфических картотеках, списках, коллекциях, в памяти ЭВМ и иных собирательных системах. Такого рода специфические системы справочных, розыскных и иных криминалистически значимых данных для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, являющихся своеобразными «хранилищами» подобной информации, получили в криминалистике название криминалистически значимых учетов. Научно разработанная система учетов сформировала целую регистрационную систему, называемую криминалистической регистрацией [1]. Она представляет собой научно разработанную систему справочных, розыскных и иных криминалистических учетов объектов-носителей криминалистически значимой информации, используемой для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.
Криминалистическая регистрация имеет давнюю историю формирования и развития системы своих учетов. Длительное время она именовалась уголовной регистрацией, ибо ее основу составлял учет лиц, привлеченных к уголовной ответственности, и совершенных ими преступлений. Последовательное расширение круга учитываемых объектов (а сейчас регистрируются и лица, без вести пропавшие; трупы; предметы преступного посягательства; предметы со следами преступления; средства и способы совершения преступлений; следы преступлений), да и разработанные криминалистами средства и методы получения указанной информации стали более совершенными. И совершенствуются они, главным образом, за счет внедрения информационных технологий.
Информационное обеспечение деятельности правоохранительных органов в общих чертах ничем не отличается от информатизации вообще.
Основные цели, задачи и функции автоматизированных систем правоохранительных органов типичны.
Целью является эффективное применение норм права и использование большого массива правовой информации.
Общие задачи информатизации, в основном, сводятся к следующему:
-формирование информационных правовых ресурсов;
-максимально возможное компьютерное оснащение рабочих мест;
-использование современных информационных технологий [3].
Функции информатизации зависят от специфики задач и полномочий конкретных видов правоохранительных органов: Прокуратуры РФ, Минюста РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, Федеральной таможенной службы РФ и др.
Общим для всех них является то, что они наряду с формированием, обработкой и использованием большего объема правовой информации, сами создают новую информацию, имеющую правовое значение. В ходе правоприменительной деятельности (расследование юридических дел и принятие правовых актов), правоохранительные органы создают большие массивы ненормативной информации, которую могут использовать другие органы и организации в своей деятельности.
Например, обобщение правоприменительной практики в ходе расследования уголовных дел может быть использовано для анализа конкретных групп общественных отношений, которые нуждаются в правовом регулировании. По результатам такого обобщения могут быть приняты решения о разработке нормативных правовых актов.

2 Автоматизированные информационные системы правоохранительных органов
Автоматизированные аналитико-статистические информационные системы предназначены для сбора и обработки большого объема первичной информации; результаты обработки представляются в виде таблиц и графиков. Накопленная информация может выдаваться по запросам, т.е. система может выполнять справочные функции. В настоящее время существует несколько аналитико-статистических информационных систем, из которых можно отметить следующие: справочная информационно-аналитическая система Государственной инспекции по безопасности дорожного движения (ГИБДД), автоматизированная информационная система «Кадры», автоматизированная информационная система «ГРОВД», АИС сбора и обработки данных «Охрана», справочная информационно-аналитическая система ГУ Охраны РФ, автоматизированная система управления «РОВД», автоматизированная система паспортного отделения («АСПО») [6].
Далее будут рассмотрены назначение и функции каждой из этих аналитико-статистических систем.

  1. Справочная информационно-аналитическая система Государственной инспекции по безопасности дорожного движения (ГИБДД). Система предназначена для сбора, накопления, анализа информации и подготовки отчетов по авариям на транспорте. Основными задачами системы являются ведение и корректировка статистики дорожно-транспортных происшествий (ДТП) по регионам и годам, оценка показателей аварийности, прогнозирование статистики ДТП, сравнительный анализ ДТП по разным регионам, ранжирование регионов по уровню ДТП. Система предназначена для пользователей, плохо владеющих табличными процессорами (например, Excel). С помощью системы можно вводить и корректировать новые статистические показатели; получать информацию из баз данных; представлять выборки по годам и регионам в виде таблиц; формировать отчеты; прогнозировать аварийность с помощью экстраполяционных моделей; выявлять регионы с меньшей аварийностью [6].
  2. Автоматизированная информационная система «Кадры» — эта система предназначена для управления кадрами и может в интерактивном режиме:
  • накапливать информацию о кадрах;
  • анализировать кадровый состав;
  • рассчитывать выслугу лет (для присвоения очередных званий работникам органов, вычисления пенсий);
  • автоматически готовить кадровые документы и справки по кадрам;
  • осуществлять контроль за кадрами;
  • управлять доступом к данным по кадрам;
  • выдавать кадровые документы в различной форме;
  • производить поиск документов по заданным критериям;
  • выводить на печать кадровые документы в требуемой форме;
  • готовить статистические данные по кадрам [6].
  1. Автоматизированная информационная система «ГРОВД» — разработана Академией МВД, функционирует на базе сети персональных компьютеров и предназначена для информационного обеспечения оперативно-розыскной и управленческой деятельности городских и районных органов внутренних дел. Работа системы строится на основе первичных документов (карточек). Функциями системы являются:
  • защита информации от несанкционированного доступа с помощью паролей и других средств;
  • накопление, коррекция и поиск сведений по указанным выше классам задач;
  • вывод сведений в требуемой форме;
  • сортировка записей по заданным критериям (по алфавиту, по датам и т.п.);
  • уточнение запросов на выдачу данных в ходе поиска;
  • проверка других массивов данных на наличие записей, релевантных запросу (например, связь лица с преступлением, оружием, транспортными средствами);
  • изменение первичных документов без потери информации.
    АИС «ГРОВД» — открытая система и поэтому допускает пополнение средствами решения новых задач. Имеется несколько версий этой довольно широко используемой АИС [6].
  1. АИС сбора и обработки данных «Охрана» — предназначена для службы охраны МВД и позволяет вводить, хранить, корректировать сведения об объектах охраны; о средствах охраны; о численности охраны; о лицах, причастных к хищениям; о работе и дисциплине персонала охраны.
    Можно также вводить и корректировать сведения из подразделений службы охраны МВД о кражах, хищениях, объектах охраны, ложных тревогах. По всем имеющимся в системе данным можно готовить и выдавать статистические отчеты за год, квартал, месяц; отчеты по отдельным подразделениям МВД и др [6].
  2. Справочная информационно-аналитическая система ГУ Охраны РФ — предназначена для руководящего персонала, мало знакомого с табличными процессорами, и служит для сбора, накопления, анализа, подготовки отчетов по основным показателям службы охраны. Основные задачи системы — накопление, статистическая оценка, корректировка важнейших показателей службы охраны в регионах по годам; получение и прогнозирование абсолютных и относительных статистических оценок деятельности службы. Система позволяет в диалоговом режиме вводить новые и корректировать старые статистические показатели; определять состояние базы данных по регионам и годам по разным показателям; получать выборки абсолютных и относительных показателей по годам и регионам в виде готовых для отчетов таблиц, а так же улучшать таблицы (например, сортировать строки-регионы); осуществлять прогнозирование путем экстраполирования; выводить найденный прогноз в виде таблиц или диаграмм [6].
  3. Автоматизированная система управления (АСУ) «РОВД» — предназначена для информационно-аналитических подразделений районных отделений органов внутренних дел. Информационно-поисковая система «Слежение», представляющая собой подсистему АСУ «РОВД», служит для ввода, хранения, корректировки, выдачи данных для информационно-аналитических отделов РОВД. В ИПС «Слежение» имеются следующие виды учета:
  • «КУП» — заявления и сообщения о преступлениях и происшествиях, сведения об их расследовании, об уголовных делах для поиска похищенного, об оперативной работе (задержанные лица), об угнанном транспорте;
  • «Форма 1» — статистическая карточка на преступление, составленная на основе «КУП»;
  • «Форма 1.1» — статистическая карточка о результатах расследования, раскрытии преступления, деятельности следователей;
  • «Форма 2» — статистическая карточка на преступника;
  • «Форма 3» — статистическая карточка о прохождении дела и решении;
  • «Форма 6» — статистическая карточка о результатах суда.
    В АСУ «РОВД» имеется ряд программ для ввода информации о событиях, лицах, объектах, представляющих оперативный интерес. А так же для хранения и корректировки данных и управления ими; для выявления связей между различными видами информации по конкретному событию, лицу, объекту; для ввода, хранения, корректировки кодов предметов, преступников, происшествия, места происшествия, способа совершения преступления; для интерактивных запросов, для подготовки необходимой отчетности [6].
  1. Автоматизированная система паспортного отделения («АСПО») — предназначена для автоматизации работы паспортных столов в районных отделениях внутренних дел. АСПО содержит информацию о данных на конкретное лицо и на его родственников; о паспортах, прописке и выписке; об утраченных и похищенных паспортах, о судимости некоторых категорий лиц (должники, неплательщики алиментов), о паспортных правонарушениях, об административном надзоре за лицами, о выездах за рубеж. По запросам на экран дисплея может выдаваться полное досье на лицо; досье может пополняться. Система обеспечивает достаточно гибкую работу, даже с переводом на другие языки. Возможно ограничение доступа с использованием паролей, кодов и других средств. Для сохранения информации можно автоматически создавать ее дубли. Обычно «АСПО» входит в локальную вычислительную сеть районного ОВД [6].

3 Экспертные системы для правоохранительных органов
Для автоматизации работы эксперта-криминалиста создаются и используются экспертные правовые системы. Экспертные правовые системы, как и экспертные системы любого назначения — это системы искусственного интеллекта, включающие базу знаний, правила вывода и механизм вывода («машина вывода») [4]. Экспертные правовые системы позволяют распознавать криминальную ситуацию, находить возможные направления ее расследования, давать практические рекомендации.
Используемые в экспертной правовой системе знания складываются из фактов, убеждений и правил, а базу знаний составляет информация о предмете расследования в данный момент, которая создается на основе исследований в данной конкретной области и опыта специалистов. База содержит набор правил и факты в виде объектов, атрибутов и условий. Учитываются также ограничения на достоверность фактов. База знаний формируется специалистами в соответствующей области и при функционировании может активно использовать базы данных. Чтобы ускорить и упростить создание баз знаний, существуют экспертные оболочки.
В правоохранительной деятельности экспертные системы используются, в основном, в следственной практике, хотя имеются примеры и других применений. Так экспертная система «Блок», предназначенная для борьбы с экономическими преступлениями, позволяет расследовать хищения в строительстве с использованием экономических, технологических, товароведческих, бухгалтерских, оперативных материалов и признаков, а также данных о лицах и документах в этой области. Экспертная система «Блок» может адаптироваться в процессе эксплуатации. Экспертная система «Автоэкс» предназначена для экспертизы дорожно-транспортных происшествий и позволяет, например, установить, мог ли водитель транспортного средства предотвратить происшествие.
Новым классом автоматизированных информационных систем являются системы поддержки принятия решений, которые представляют собой объединение АИС и экспертной системы.
К экспертным системам можно также отнести автоматизированные информационно-распознающие системы — сложные системы со специальными техническими и программными средствами.
Для автоматизации судебно-экспертных исследований требуется использование экспертных систем и систем искусственного интеллекта. В этой области можно выделить следующие разделы:.

  • автоматизация сбора и обработки экспериментальных данных, полученных при расследовании, с использованием современных научно-технических способов. Для этого могут использоваться измерительно-вычислительные комплексы на базе измерительных приборов и компьютеров. Для анализа данных используются технологические банки данных.
  • создание банков данных и АИПС по конкретным объектам экспертизы, например, «Металлы», «Автоэмали», «Волокно» (текстиль), «Красители» (волокна), «Помада» (губная), «Бумага», «Оружие», «Наркотические средства». Эти АИПС могут работать самостоятельно или совместно с другими информационно-вычислительными комплексами. Так, например, имеются АИПС по взрывчатым веществам гражданского и военного применения, а также боеприпасам (можно определять состав, марку взрывчатых веществ по экспериментальным данным); банки данных «Модель оружия-гильзы» (можно найти тип оружия по пуле или гильзе).
  • системы анализа изображений, к которым относятся почерки, подписи, отпечатки пальцев, следы обуви, следы от пуль, портреты. Самые трудные проблемы здесь — это фотороботы для реконструкции лица, реконструкция лица по черепу. Некоторые успехи достигнуты с помощью графического процессора Adobe Photoshop.
  • вспомогательные расчеты и модели — моделирование криминальных ситуаций (пожаров, взрывов, аварий, дорожно-транспортных происшествий) в зависимости от условий (где возникают, как развиваются). Для различных версий иногда полезно использовать мультипликацию, это помогает составить план расследования. С помощью расчетов можно отличать самодельное оружие от боевого и т.д.
  • автоматизированное решение экспертных задач вплоть до подготовки экспертного заключения. Этой цели служат системы поддержки судебной экспертизы (СПСЭ). С их помощью можно провести исследование и оценку вещественных доказательств, подготовить и сформулировать экспертное заключение. Примерами могут служить СПСЭ: «ЭВРИКА» (экспертиза и выдача результатов исследования кабелей), работающая в диалоговом режиме; «Кортик» — экспертиза холодного оружия; «Балэкс» — баллистическая экспертиза и «Наркоэкс» — экспертиза наркотических веществ и многие другие. Принцип работы всех СПСЭ — эксперт отвечает на вопросы компьютера. В случае неоднозначности рекомендаций СПСЭ решение принимает эксперт по своим убеждениям. Поскольку СПСЭ может быть очень много, имеются программные средства их автоматизированной разработки для конкретных приложений. Для работы с СПСЭ желательно использовать «компьютеризованное рабочее место эксперта» с необходимым программным обеспечением. Но эксперт должен понимать математический аппарат принятия решений или работать совместно с математиком.
  • создание обучающих систем (тренажеров) с соответствующим техническим и программным обеспечением. Имеются, например, тренажеры «Убийство», «Следователь» и др. Многие СПСЭ имеют тренажеры для овладения методами экспертизы [2].
    В сфере ответственности за свои действия следует отметить Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», целью которого является обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. Действие данного Федерального закона распространяется на отношения, возникающие при совершении гражданско-правовых сделок и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях [3].
    Применение электронной цифровой подписи предусматривает Федеральный закон «О Государственной автоматизированной системе «Выборы». В соответствии со ст. 160 ГК РФ при совершении сделок может быть использована наряду с другими средствами электронная цифровая подпись в случае и в порядке, предусмотренном законом.

Заключение
Перспективные информационные технологии обеспечивают принципиально новый уровень обобщения, передачи, трансформации, аккумулируемой или извлекаемой из различных форм информационных ресурсов, создаваемых и используемых в процессе жизнедеятельности общества. Цель государственной политики в сфере информации – построение информационного пространства, в рамках которого будут реализованы права граждан на информацию. Нормативно-правовое регулирование в сфере использования информационных технологий является эффективной правовой основой для реализации прав граждан, защиты общественных и государственных интересов в сфере использования информационных технологий.
Информационно-аналитическое обеспечение деятельности правоохранительных органов представляет собой систему, включающую в себя два взаимосвязанных компонента, требующие постоянного внимания. Первый – это информационное обеспечение, которое состоит в изучении информационного спроса потребителей, поддержании устойчивого состояния информационных связей, сборе, накоплении, обработке, хранении и выдаче информации потребителям в максимально короткие сроки. Второй – аналитическое обеспечение, заключающееся в исследовании криминальных угроз, выявлении причин и условий, влияющих на формирование обстановки, прогнозировании ее развития, изучении проблемных ситуаций в сфере противодействия организованной преступности. Сейчас в органах внутренних дел России накоплен значительный массив оперативно-розыскной и справочной информации, необходимой работникам правоохранительных органов для проведения оперативно-следственных и розыскных мероприятий, а также для решения других служебных задач. Оперативно-аналитический поиск информации правоохранительными органами сегодня могут обеспечить лишь современные информационные технологии. Повышение эффективности работы правоохранительных органов по раскрытию и расследованию преступлений в сфере высоких технологий в настоящее время невозможно без интеграции в их деятельность новых информационных технологий.

Список использованной литературы

  1. Бачило И. Л. Информационное право. Роль и место в системе права Российской Федерации. // Государство и право. 2011. — № 2. — с. 14.
  2. Гаврилов О.А. Курс правовой информатики. Учебник для вузов. – М.:Норма, 2010. – 340 с.
  3. Стрельцов А. А. Обеспечение информационной безопасности России. Теоретические и методологические основы / Под. Ред. В. А. Садовничего и В. П. Шерстюка. М.: МЦНМО, 2012. – 259 с.
  4. Чубукова С.Г., Элькин В.Д. Основы правовой информатики: учебное пособие под редакцией М.М. Рассолова. – М.: Юридическая фирма «Контракт», 2009. – 445 с.
  5. Википедия. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/
  6. Всё о праве. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://alleng.ru/
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov
Добавить комментарий