Контрольная работа история

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО
ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Содержание
Задание 1. Охарактеризуйте развитие Советского государства и права в послевоенные годы восстановления народного хозяйства (1945-1953)………3
Задание 2. Проанализируйте Артикул воинский Петра I…………………12
Задание 3. Определите значение следующих историко-правовых понятий и терминов: Краткая Правда; земщина; Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ); Табель о рангах; Тайная канцелярия; черные люди; чернотяглые крестьяне; половники; полишное, Избранная Рада…………….17
Задание 4. Осенью 1502 года крестьянин Троице — Сергиева монастыря Архипка Жук решил переселиться в вотчину боярина Колычева. Монастырский приказчик отказался отпускать Архипку, мотивируя это тем, что тот не заплатил пожилого. Тогда Архипка поджег монастырский амбар, в котором сгорело зерна на 124 рубля, и пустился в бега. Пойманный он был доставлен в суд. Какое наказание ожидает крестьянина? (Судебник 1497 г.)23
Список литературных источников…………………………………………26

Задание 1. Охарактеризуйте развитие Советского государства и права в послевоенные годы восстановления народного хозяйства (1945-1953)
Развитие Советского государства и права.
После окончания Великой Отечественной войны Советский Союз приобрел статус ведущей мировой державы.
Мир разделился на два блока, один из которых возглавил СССР. В общественной жизни царил эмоциональный подъем, связанный с победой в войне. В то же время продолжала укрепляться тоталитарная система.
Главной задачей послевоенного периода стало восстановление разрушенной экономики. В марте 1946 г. Верховный Совет СССР принял план реконструкции и восстановления народного хозяйства.
Началась демилитаризация экономики и модернизация военно-промышленного комплекса. Приоритетной областью была объявлена тяжелая промышленность, главным образом машиностроение, металлургия, топливно-энергетический комплекс.
К 1948 г. производство достигло довоенного уровня благодаря героическому труду советского народа, бесплатному труду заключенных ГУЛАГа, перераспределения средств в пользу тяжелой промышленности, перекачки средств из аграрного сектора и легкой промышленности, привлечению средств от репарации Германии, жесткому планированию экономики.
В 1945 г. валовая продукция сельского хозяйства СССР составляла 60 % довоенного уровня. Правительство пыталось карательными мерами вывести отрасль из кризиса.
В 1947 г. установлен обязательный минимум трудодней, ужесточен закон «За посягательство на колхозную и государственную собственность», повышен налог на содержание скота, что привело к массовому его забою.
Сокращены площади индивидуальных наделов колхозников. Уменьшилась натуральная оплата труда. Колхозникам отказывали в выдаче паспортов, что ограничивало их свободу. Одновременно с этим проводилось укрупнение хозяйств и ужесточение контроля над ними.
Эти реформы не имели успеха, и лишь к 50-м годам удалось выйти на довоенный уровень производства сельскохозяйственной продукции.
Послевоенная обстановка потребовала от правительства проведения в жизнь демократических принципов устройства государства.
В 1945 г. упразднен Государственный Комитет Обороны. Прошли перевыборы Советов всех уровней и участились их созывы и сессии. Увеличено количество постоянных комиссий. Возобновлена работа общественных и политических организаций
В 1946 г. Совет Народных Комисаров преобразован в Совет Министров, а наркоматы — в министерства. В соответствии с Конституцией проведены прямые и тайные выборы народных судей. Состоялся 19-й съезд партии. С 1946 г. началась разработка проекта новой Конституции СССР. В 1947 г. на рассмотрение Политбюро ЦК ВКП(б) был вынесен вопрос «О проекте новой программы ВКП(б)».
Произошли изменения в науке и культуре. С 1952 г. вводится обязательное семилетнее образование, открываются вечерние школы. Образована Академия художеств и Академия наук с ее филиалами в республиках. Во многих вузах открыты аспирантуры. Началось регулярное вещание телевидения.
На фоне положительных сдвигов в области науки и культуры началось активное вмешательство в их развитие. Правительство и партия стали ориентировать научные исследования историков, философов, филологов.
Историческая наука основывалась исключительно на «Курсе истории ВКП (б)». Жестокому разгрому и репрессиям подверглись исследования и научные руководители таких областей науки, как кибернетика, генетика, психоанализ, волновая механика.
Объектами гонения и критики со стороны партии стали композиторы Прокофьев, Хачатурян, Мурадели и др. В 1948 г. за создание «одиозных» произведений они были исключены из Союза композиторов.
В 1948 г. начались преследования «космополитов». Были введены запреты на контакты и браки с иностранцами. По стране прокатилась волна антисемитизма [2].
Восстановления народного хозяйства (1945-1953)
За всю историю человечества ни одна страна не понесла такой урон в результате военных действий. Советский Союз потерял около 30% национального богатства и десятки миллионов человек.
С первых дней изгнания фашистских оккупантов с советской территории начались работы по восстановлению хозяйства освобожденных районов. Уже 29 декабря 1941г. выходит постановление СНК СССР о восстановлении шахт в Подмосковном угольном бассейне. В 1943 г. для организации восстановительных работ в Совете Народных Комиссаров СССР был образован специальный комитет, а в Госплане СССР — управление, обеспечивающее планирование деятельности всех ведомств, причастных к этой работе. Постановление ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 21 августа 1943 г. “О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации” наметило программу восстановительных работ, определило средства для их осуществления. В Госплане СССР и научных учреждениях были разработаны краткосрочные и долгосрочные планы восстановления народного хозяйства как в целом, так и по отдельным отраслям.
В результате усилий всех советских народов по возрождению промышленности освобожденных районов восстанавливался экономический потенциал страны. Все республики помогали восстанавливать сельское хозяйство в освобожденных районах. Например, для восстановления в них животноводства Казахская ССР выделила 550 тыс. голов скота, Киргизская ССР — свыше 130 тыс., Грузинская ССР — около 30 тыс. голов. Таким образом, возрождаемые колхозы получили 1,7 млн. голов скота и 516,8 тыс. голов домашней птицы. Государство наделяло колхозников семенным фондом. В 1944 г. для проведения посевной кампании из государственных резервов выделили 50 тыс. т зерна. Только в Литовскую ССР было завезено в 1945 г. 10 тыс. т семян зерновых и 4 тыс. т картофеля. Уже в 1944 г. в освобожденных районах было засеяно свыше 16 млн. га пашни. В начале 1945 г. на освобожденной земле было восстановлено 84700 колхозов, 1883 совхоза и 3093 машинно-тракторные станции. Ими было засеяно 72% довоенных площадей и получено 51% довоенной сельскохозяйственной продукции, в том числе половина товарного зерна, свыше 75% сахарной свеклы, 30% молока и молочной продукции, 25% скота и птицы.
После окончания войны, несмотря на усилия, довоенный уровень развития народного хозяйства по основным показателям не был достигнут. Объем промышленной продукции составил 91% к уровню 1940 г., добыча угля — 90%, нефти — 62%, выплавка чугуна — 59%, стали — 67%, выпуск ткани — 41%, грузооборот всех видов транспорта — 76%, розничный товарооборот — 43%, среднегодовая численность рабочих и служащих — 87%. Посевные площади сократились на 37 млн. га, а поголовье скота уменьшилось на 7 млн. голов. Доход страны в 1945 г. составил 83% к уровню 1940 г. Наиболее тяжело отразилась война на трудовых ресурсах: число рабочих и служащих снизилось на 5,3 млн. человек, в том числе в промышленности — на 2,4 млн., в сельской местности количество трудоспособного населения уменьшилось на 1/3, трудоспособных мужчин — на 60% [8].
К экономическим проблемам СССР добавились и внешнеполитические. Уже в начале 1946 г. бывшие союзники по антигитлеровской коалиции находились в состоянии “холодной войны”. Советский Союз был лишен внешнеэкономической помощи и в восстановлении разрушенного войной хозяйства должен был опираться на собственные силы.
Пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства.
В марте 1946 г. на сессии Верховного Совета СССР был утвержден пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства на 1946—1950 гг. Основная его задача — восстановить пострадавшие от войны районы страны, достичь довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства, а затем превзойти его. Пятилетний план был нацелен на быстрейшее восстановление районов, пострадавших от фашистской оккупации, включение имеющихся в них природных, производственных и людских ресурсов в экономический потенциал государства.
Для осуществления предусмотренных пятилетним планом работ по восстановлению и развитию народного хозяйства необходим был значительный объем капитальных вложений. За годы четвертой пятилетки размер капитальных вложений государственных и кооперативных предприятий и организаций составил 348,7 млрд. руб. Из этой суммы более четверти было предоставлено регионам, пострадавшим во время войны. Финансирование капитальных вложений требовало значительных финансовых ресурсов. Вводимые в эксплуатацию восстановленные предприятия нужно было наделить необходимыми оборотными средствами. Осуществление социально-культурных мероприятий также требовало увеличения бюджетных ассигнований.
В послевоенные годы на состоянии советских финансов благоприятно отразились изменения в структуре общественного продукта. Увеличилась доля промышленности в производстве совокупного общественного продукта. Значительно увеличились темпы роста национального дохода страны. В 1949 г. доход возрос на 17%, а в 1950 г. — уже на 21% к предыдущему году (за 1949—1950 гг. ежегодно увеличивался на 19%). Важнейшими факторами роста национального дохода были увеличение производительности труда, существенная экономия в расходовании всех ресурсов на единицу продукции.
Таким образом, совершенствование структуры общественного продукта, развитие производства содействовали росту национального дохода страны, укреплению финансовой системы и динамичному развитию государственного бюджета СССР, который за годы послевоенной пятилетки вырос с 325 до 422 млрд. руб.
Укреплению финансовой системы в послевоенные годы способствовала и денежная реформа 1947 г. В годы войны в результате огромных военных расходов и дефицита государственного бюджета государство вынуждено было прибегнуть к денежной эмиссии. Кроме того, на временно оккупированных территориях фашисты в целях подрыва экономики СССР пустили в оборот значительное количество фальшивых денег. Все это привело к тому, что после войны в обращении имелась денежная масса, в 3,8 раза превышающая довоенную и значительно превышающая потребности народного хозяйства, вследствие чего покупательная способность рубля снизилась.
Для развития хозрасчета, укрепления товарно-денежных отношений в народном хозяйстве, восстановления полноценности советского рубля, повышения роли денег необходимо было изъять из обращения излишек денежной массы. Одновременно с денежной реформой была отменена карточная система. Вьделенные в 1946—1950 гг. из государственного бюджета 708,4 млрд. руб. стали главным источником финансирования мероприятий по восстановлению отраслей народного хозяйства, их техническому перевооружению. Восстановление отраслей народного хозяйства сдерживалось трудностями, которые испытывало народное хозяйство в послевоенные годы. В их числе нехватка трудовых ресурсов, строительных материалов, оборудования, сырья.
Перевод экономики в годы войны на военные рельсы привел к диспропорциям в развитии отдельных отраслей промышленности, которые надо было преодолеть. Предстояло восстановить разрушенные производственные связи не только между отдельными предприятиями, но и промышленными центрами страны, перераспределить, сообразуясь с задачами мирного времени, материальные, финансовые и трудовые ресурсы между отраслями народного хозяйства, значительно повысить в общем объеме промышленного производства удельный вес гражданской промышленной продукции [4].
Отличительной чертой послевоенного периода было сочетание восстановительных работ с новым строительством промышленных предприятий. Только в освобожденных от фашистов республиках и областях было начато строительство 263 новых предприятий. В их числе такие крупные объекты, как Курский завод резинотехнических изделий, Минский автомобильный завод, рельсо-балочный стан и блюминг на металлургическом заводе “Азовсталь” и др. Масштабы и темпы восстановительных работ и нового строительства были таковы, что производственные показатели по важнейшим отраслям народного хозяйства к концу пятилетки были выше, чем до войны. Так, угля было добыто на 57% больше, чем в 1940 г., нефти — на 22%, производство черных металлов возросло на 45%, продукции машиностроительных заводов — в два раза.
Война нанесла тяжелейший урон сельскому хозяйству. Фашисты разрушили и разграбили более 40% всех колхозов и совхозов. Трудоспособное население в сельской местности сократилось с 35,4 млн. до 23,9 млн. человек. Численность тракторов в сельском хозяйстве составила 59% довоенного уровня, а количество лошадей снизилось с 14,5 до 6,5 млн. голов. Это привело к сокращению посевных площадей на 36 млн. га и снижению валового сбора зерна с 762 до 333 млн. ц. В целом объем валовой продукции сельского хозяйства уменьшился на 40%. После Великой Отечественной войны уровень сельскохозяйственного производства по сравнению с довоенным оказался ниже, чем уровень после Первой мировой войны и Гражданской войны.
В первый год послевоенной пятилетки к огромному ущербу, нанесенному сельскому хозяйству войной, прибавилось стихийное бедствие. В 1946 г. Украину, Молдавию, области Центрально-Черноземной зоны, Нижнее и часть Среднего Поволжья охватила засуха. Это была самая жестокая засуха, поразившая нашу страну за предшествующие пятьдесят лет.
Ежегодно увеличивались ассигнования на развитие сельского и лесного хозяйства из государственного бюджета. При этом возрастали не только абсолютный размер этих средств, но и их удельный вес в расходах на народное хозяйство. Если в 1946 г. они составляли 12,9 млрд. руб., или 11,9% расходов на народное хозяйство, то в 1950 г. их объем составил 34 млрд. руб., а удельный вес — 21,6%. Всего за годы послевоенной пятилетки из государственного бюджета было направлено в сельское и лесное хозяйство 115,5 млрд. руб.
Кроме централизованной помощи сельскому хозяйству со стороны государства, не менее важной была помощь промышленных предприятий и жителей городов. Городские предприятия построили и отремонтировали десятки тысяч жилых домов, машинно-тракторных станций, производственных зданий, детских садов, клубов, библиотек и т. п. Все это позволило укрепить материально-техническую базу сельского хозяйства. Однако, средств для сельского хозяйства не хватало. Недостаточное ресурсное обеспечение сельского хозяйства особенно проявилось в засуху 1946 г. Перед государством со всей остротой встала задача планомерного преобразования природы засушливых районов страны, с тем, чтобы снизить зависимость сельскохозяйственного производства от погодных условий.
Опыт многих поколений земледельцев, научные разработки доказывали, что одним из методов борьбы с засухой является лесоразведение в степных районах. Полезащитные лесные полосы охраняют поля от суховеев, улучшают водный режим почвы, увлажняют воздух, создают благоприятный микроклимат для посевов, предотвращают выдувание верхнего плодородного слоя и эрозию почвы. Для того чтобы придать лесоразведению в степных и лесостепных районах организованный характер и государственные масштабы, был принят “План полезащитных насаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах Европейской части СССР”. Особое внимание в нем уделялось лесоразведению. В течение 1950—1965 гг. предусматривалось создание в 16 областях в основном в РСФСР, УССР восьми крупных государственных лесных полос общей протяженностью 5320 км. Кроме того, намечалось насаждение защитных лесных полос на полях совхозов и колхозов общей площадью 5 млн. 709 тыс. га.
Весной 1949 г. широким фронтом начались лесопосадочные работы. Особенно активно они велись в Краснодарском крае, Сталинградской, Рязанской, Ростовской и Тульской областях.
Начатые в годы первой послевоенной пятилетки работы по преобразованию земли, улучшению условий для сельскохозяйственного производства дали положительные результаты. Колхозы, совхозы и лесхозы заложили до 1951 г. полезащитные лесные полосы на площади 1852 тыс. га: Камышин — Волгоград, Воронеж — Ростов-на-Дону, Пенза — Каменск, Белгород — Дон, Чапаевск — Владимировка и др. Их протяженность составляла более 6 тыс. км.
Созданные более 40 лет назад лесонасаждения и сегодня защищают около 25 млн. га сельскохозяйственных угодий и являются примером мирного приложения человеческих сил и мудрого отношения к земле и природе.
Таким образом, за годы первой послевоенной пятилетки в результате восстановления промышленного и сельскохозяйственного производства, быстро проведенной конверсии военного производства объем промышленной продукции по сравнению с 1940 г. возрос на 73%, капитальные вложения — в три раза, производительность труда — на 37%, а произведенный национальный доход — на 64% [13].

Задание 2. Проанализируйте Артикул воинский Петра I
Артикул воинский Петра I — этот нормативный документ подготовлен при непосредственном участии Петра I. Это первая попытка систематизации уголовно-правовых норм России.
Артикул предусматривал усиление суровости наказаний и их исполнения, развивая идеи «Соборного уложения» о мести преступнику и устрашения населения. Расширилось применение смертной казни, телесных наказаний, тюремного заключения, появились наказания в виде каторжных работ, ссылки на галеры, новые разновидности позорящих наказаний. Именно при Петре впервые появляется уже современный термин для обозначения уголовного правонарушения — «преступление».
Заметно развилось учение о составе преступления. Так, в Артикуле воинском говорится об ответственности малолетних, которые подлежат наказанию, но в меньшей мере. Освобождение их от ответственности допускается, но не является обязательным. То же относится и к невменяемым [7].
Артикул воинский расценивает состояние опьянения не как смягчающее, а как в принципе отягчающее обстоятельство совершения преступления. Закон рассматривает различные формы соучастия, однако ответственность соучастников обычно одинакова.
Четче становится система преступлений. По-прежнему на первом месте стоят преступления против церкви. Артикул воинский начинается именно с этого рода преступлений. При всем пренебрежении Петра к монастырям и церкви, он прекрасно понимал необходимость защиты идеологической опоры феодального государства.
Развивается и система государственных преступлений. Этот род преступлений был известен и до Петра I. К ним примыкают воинские преступления (дезертирство, неявка на службу, насилие в отношении мирного населения и др.). Естественно, что Артикул воинский более подробно трактует о таких преступлениях. Им посвящено более десятка глав закона (гл. 4—15). Среди них можно отметить кроме известных ранее, сопротивление офицеру, нарушение правил строевой и караульной службы, нарушение правил обращения с военнопленными и многие другие.
Развивается система должностных, имущественных и преступлений против личности.
Еще больше усложняется система наказаний. Появляется новая цель наказания — использование труда осужденных. Этой цели служит новый вид наказания — каторга, введенная в 1699 г. Потребность в рабочей силе побудила Петра I существенно расширить круг преступлений, за которые применялась каторга, поэтому смертная казнь заменялась каторжными работами. Первоначально под каторгой понималось использование заключенных как гребцов на галерах (по-русски — каторгах), но вскоре под каторжными работами стали пониматься всякие иные тяжкие работы. Каторжные работы назначались за тяжкие преступления.
Каторга могла быть пожизненной, срочной (10—20 лет) и бессрочной, которая применялась в двух случаях: помещик, сославший своего крестьянина, мог в любой момент .вернуть его обратно, а должник освобождался после отработки долга. Пожизненных каторжных клеймили. На каторгу (кроме пожизненной) ссылали вместе с семьей. Это решало в какой-то степени проблему освоения новых земель, к тому же каторжные работы были рентабельными. Каторжные работы применялись и к злостным должникам.
Телесные наказания, в том числе битье осужденных, не было новинкой для русского права. Однако Петр I позаимствовал в Европе новый вид такого наказания — шпицрутены. Удары шпицрутенами были менее мучительными, чем кнутом. Но зато они назначались тысячами, поэтому часто имели те же последствия, что и кнут, т. е. увечье или даже смерть преступника.
В конце XVIII в. расширяется применение такой формы лишения свободы, как тюремное заключение. Появляются новые виды мест лишения свободы — смирительные и работные дома для менее опасных преступников и административно арестованных [1].
Артикул делает различие между деяниями умышленными, неосторожными и случайными. Т.о., юридически необходимым условием ответственности являлась вина, хотя фактически применялось и объективное вменение.
Из содержания Артикула можно сделать вывод о необходимости установления причинной связи между действием и преступным результатом. (арт. 154). Впервые предусмотрена судебно-медицинская экспертиза.
Преступление делилось на стадии: умысел, покушение на преступление и законченное преступление. В ряде случаев законодатель предусматривал наказание за один только умысел (в государственных преступлениях).
Подробно регламентированы пределы необходимой обороны. Нападение должно быть наличным – или начавшимся или непосредственно предстоящим. Преступивший пределы необходимой обороны подвергался наказанию, не менее жестокому, чем за убийство [11].
Законодатель вводил понятия крайней необходимости (например, кража от голода) и необходимой обороны. Для последней требовалось наличие ряда обстоятельств: важнейшим была степень соответствия примененной защиты угрожающему нападению, факт наличия такого нападения и факт угрозы жизни защищающегося. Отсутствие одного из признаков могло повлечь для защищающегося наказание, пусть даже смягченное.
Формы соучастия: подстрекательство (арт. 2), недоносительство по политическим преступлениям (арт. 19), пособничество (арт. 95), укрывательство вора, вещи (арт. 190). Наказание для соучастников устанавливалось, как правило, одинаковое, независимо от степени их соучастия. (арт. 189 – одинаковое наказание за воровство).
В законе присутствует фактор повторности. Наиболее яркий пример — кража. Первый раз это преступление наказывается шпицрутенами (прогон через строй шесть раз). Вторичная кража наказывается удвоенной мерой. Третья кража наказывается урезанием носа, ушей и ссылкой в каторжные работы. Четверга кража наказывается смертной казнью [9].
Артикулы включали следующие виды преступлений:

  1. Против религии. В эту группу входили: чародейство, идолопоклонство, которые наказывались смертной казнью (сожжением) при условии, что будет доказано сношение обвиняемого с дьяволом. В противном случае назначалось тюремное заключение и телесное наказание.
  2. Государственные. Простой умысел убить или взять в плен царя наказывался четвертованием. Так же наказывалось вооруженное выступление против властей (в этом случае одинаковое наказание — четвертование — несли исполнители, пособники и подстрекатели).
    Оскорбление словом монарха наказывалось отсечением головы.
  3. К должностным преступлениям Артикулы относили взяточничество, наказываемое смертной казнью, конфискацией имущества и телесными наказаниями.
  4. Преступления против порядка управления и суда. К ним относились: срывание и истребление указов, что наказывалось смертной казнью (здесь проявилось особое отношение абсолютистской психологии к писаным нормативным текстам, символам царской воли).
  5. Преступление против «благочиния», близко стоящие к предыдущей группе, но не имеющие прямой антигосударственной направленности. К ним относились: укрывательство преступников, каравшееся смертной казнью, содержание притонов, присвоение ложных имен и прозвищ с целью причинения вреда, распевание непристойных песен и произнесение нецензурных речей.
  6. Преступления против личности включали преступления против жизни, телесной неприкосновенности, чести. В этой группе главное место занимало убийство.
  7. К имущественным преступлениям относились: кража, грабеж, поджог, истребление или повреждение чужого имущества.
    К краже примыкали другие виды хищений: утайка чужих вещей, растрата казенных денег, присвоение находки. Эти виды преступлений наказывались повешением.
    Особо тяжкими видами имущественных преступлений были поджог или уничтожение чужого имущества путем поджога. В обо¬их случаях виновный наказывался сожжением.
  8. К преступлениям против нравственности относили: изнаси¬лование (факт которого, согласно закону, должен, быть кроме заявления, подтвержден данными экспертизы); мужеложество (наказываемое смертной казнью или ссылкой на галеры); скотоложество (за которым следовало тяжелое телесное наказание); «блуд», кровосмешение или связь между близкими родственниками; двоеженство; прелюбодеяние (наказываемое тюремным заключением и каторгой) [6].
    Задание 3. Определите значение следующих историко-правовых понятий и терминов: Краткая Правда; земщина; Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ); Табель о рангах; Тайная канцелярия; черные люди; чернотяглые крестьяне; половники; полишное, Избранная Рада
    1) Краткая Правда — первый свод древнерусских законов, куда вошли нормы Закона Русского, Правда Ярослава Мудрого, Правда Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и др. Существует более 100 списков (экземпляров). Первые 17 статей от начала до слов: «Правда оуставлена Роуськой земли» составлены и обнародованы в 1016гг. С этих слов начинается другая часть Краткой Правды — Правда Ярославичей, сыновей Ярослава Мудрого. Она сохранилась в двух основных списках так называемой Новгородской Летописи Младшего извода, составленных около ХV в.
    2) Земщина — основная часть территории Русского государства с центром в Москве, не включённая в опричнину Иваном IV. Управлялась земской Боярской думой и приказами. Особенное значение земщина получила при Иоанне Грозном, когда в 1565 из всего государства была выделена часть с особым управлением для содержания царского двора и особого отряда телохранителей, опричников. Все, что не входило в состав опричнины, т.е. вся остальная страна, именовалось земщиной и управлялось земскими боярами. Во главе земщины на два года Иоанн Грозный поставил даже особого земского царя, бывшего татарского царевича Симеона Бекбулатовича.
    3) Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ)- наиболее полный сборник законодательных актов, расположенных в хронологическом порядке, по номерам утверждения каждого акта царём. Кодификация законов в России началась во 2-й четверти XIX в. и связана с попытками царизма в условиях кризиса феодально-крепостнического строя и усиления буржуазных отношений укрепить государственный и общественный строй России. Составлением и изданием ПСЗ занимались 2-е отделение собственной его императорского величества канцелярии (1826-1882), Кодификационный отдел Государственного совета (1882-1893) и Отделение свода законов Государственной канцелярии (1893-1917).
    ПСЗ включало все разновидности законодательных актов дореволюционной России: манифесты, «учреждения», положения, уложения, уставы, рескрипты, «высочайше утвержденные» мнения Государственного совета, журналы Комитета и Совета министров, именные указы и пр. Не включались акты церковного управления (предполагалось издание отдельного «Собрания узаконений» церковного ведомства), а также законодательные акты, касавшиеся императорского двора и придворного ведомства вообще (из-за нежелания огласки). В дореволюционной России было 3 издания ПСЗ.
    1-е издание составлено под руководством М. М. Сперанского и издано в 1830; включало более 30 тыс. законодательных актов России со времени Соборного уложения 1649 до 12 декабря 1825. Состояло из 45 тт. (40 тт. — законодательные акты, 41-й т. — хронологический указатель, 42-й т. — алфавитно-предметный указатель, 43, 44-й тт. — штаты военные, военно-морских и гражданских чинов, 45-й т. — книга тарифов и несколько томов «приложений» без номеров: книга чертежей и рисунков, гербы городов и пр.). В это издание не вошла значительная часть законодательных актов, особенно XVIII в. (до 1/3 актов правления Петра I, до 1/5 актов правления Анны Ивановны и т.д.), преимущественно по политическим соображениям (например, акты, констатировавшие и наивно объяснявшие дворцовые перевороты XVIII в. и т.д.).
    2-е издание ПСЗ выпускалось ежегодно с 1830 по 1884 и охватывало законодательные акты с 12 декабря 1825 по 28 февраля 1881. Состояло из 55 тт. (по несколько книг в каждом) и включало более 60 тыс. законодательных актов. В конце каждого тома давались штаты, рисунки, чертежи и др. приложения ко всем законодательным актам, а также хронологический и алфавитно-предметный указатели. В 1885 был издан алфавитно-предметный указатель 2-го ПСЗ в 4 книгах, в 1911 — алфавитно-именной указатель.
    3-е издание ПСЗ выпускалось ежегодно до 1916 и охватывало период с 1 марта 1881 до конца 1913. Состояло из 33 тт. (по 2 «отделения» в каждом томе) и включало более 40 тыс. законодательных актов. Не имело общих указателей (кроме хронологического и алфавитно-предметного указателей во 2-м «отделении» каждого тома).
    Издание ПСЗ прекратилось с падением самодержавия, однако большинство помещенных в них актов действовало вплоть до Октябрьской революции 1917 [3].
    4) Табель о рангах — закон, определявший прохождение службы гражданскими и военными чиновниками.
    В создании Табеля (Таблицы) о рангах принимал активное участие Петр I. Ее основу составили положения, взятые из французских, шведских, датских и др. законов. Император подписал закон 1 февраля 1721 г., но перед опубликованием он отправил его в Сенат и некоторые коллегии для рассмотрения. Закон был введен в действие в январе 1721 г. По Табели о рангах все чины делились на 3 разряда: военные, статские (гражданские) и придворные. Каждый из разрядов делился на 14 рангов (классов), высшим был первый, низшим — четырнадцатый. Военные чины дополнительно подразделялись на сухопутные, гвардейские, артиллерийские, морские классы. Кроме чинов, в Табели о рангах указывались и соответствующие им должности. Кавалеры ордена Св. Андрея Первозванного, единственного в 1721 г., приравнивались к 3 классу.
    Смысл закона заключался в том, что положение человека в обществе определялось не происхождением, а чином, т.е. его заслугами перед государством. Исключение было сделано только для членов императорской семьи. На всех публичных торжествах и официальных собраниях каждый должен был занимать место и требовать почестей по своему чину.
    Нарушения порядка карались штрафом. Жены занимали место в соответствии с чинами мужей. Важнейшее значение Табели о рангах состояло в том, что все дворяне теперь были обязаны служить и что она давала возможность получать дворянство людям из других сословий, поскольку получение 14-го класса по военной и 8-го класса по гражданской службе делало чиновника потомственным дворянином, если он им не был. В 18-19 вв. Табель о рангах претерпела большие изменения, некоторые чины были отменены, убраны должности и др. В 19 в. неоднократно ставился вопрос об отмене закона, но он действовал до 1917 г [12].
    5) Тайная канцелярия — орган политического сыска и суда в России в XVIII веке. В первые годы существовала параллельно с Преображенским приказом, выполнявшим сходные функции. Создана царём Петром I в феврале 1718 для следствия по делу царевича Алексея Петровича. Т. к. располагалась в Петропавловской крепости в Петербурге; в Москве имелись её отделения. Впоследствии к Т. к. перешли следствие и суд по делам чрезвычайной важности (покушение на царя, попытки политического переворота, государственная измена и т. д.). Находилась под личным контролем царя, который часто присутствовал при допросах.
    Следствие в Т. к. проходило обычно с применением пыток. Упразднена в 1726 году, восстановлена в 1731 году как Канцелярия тайных и розыскных дел; последняя ликвидирована в 1762 году Петром III, однако вместо неё в том же году Екатериной II учреждена Тайная экспедиция, выполнявшая ту же роль. Окончательно упразднена Александром I [10].
    6) Черные люди — тяглое, непривилегированное (т. е. полностью платившее все виды государственных налогов и повинностей) население деревни и города в России в 12-17 вв. Название «черные люди» в летописях появилось с конца 12 в., в документах и правовых материалах — с 14 в. к черным людям относились черносошные крестьяне. В соответствии с социально-экономическим статусом делились на «лучших», «средних» и «молодших». Социальная и имущественная дифференциация усилилась в 17 в. (особенно в городах). Формой организации в деревне были волостные, а в городах — посадские общины. Термин » черные люди» вышел из употребления в начале 18 в. в связи с реформами Петра I.
    7) Чернотяглые крестьяне — крестьяне, жившие в домениальных владения великих и удельных князей. Князь мог передать их своим феодалам за преданную службу. В XV в. происходит прикрепление чернотяглых крестьян к земле.
    8) Половники — зависимые крестьяне в 14 — начале 19 века. Половниками становились главным образом малоземельные крестьяне, а также отпущенные на волю холопы и обедневшие горожане. Они получали земельный участок и ссуду для ведения хозяйства, заключив договор с землевладельцем о «половье», который оговаривал сроки «половья», размер полученной ссуды, повинности (доля урожая от половины до двух третей, различные полевые и строительные работы, денежные платежи). За выполнение государственного тягла с занимаемых половниками земельных участков отвечал землевладелец. В 14—15 веках половничество (испольщина) существовало во всех русских землях, в 17 веке половники сохранялись на севере России, в 18 веке — в Великоустюжской и Вятской провинциях; в 19 веке — лишь в уездах Вологодской губернии. Указами 1720-х годов половники слились с общей массой черносошных крестьян. Но отношения половничества сохранились: у своих временных хозяев половники находились на положении крепостных, хотя и оставались юридически черносошными крестьянами.
    9) Полишное — по Псковской Судной грамоте, Судебникам 1497 и 1550 гг. краденая вещь, найденная у человека, заподозренного в краже. Рассматривалось как одно из главных доказательств вины.
    10) Избранная Рада — круг лиц, приближенных царя Ивана IV Грозного. Массовое антифеодальное движение в городе и деревне привело в конце 40-х гг. 16в. к временному сплочению всех групп господствующего класса — бояр, церковных феодалов, дворян, чтобы провести преобразования, способные ослабить народное недовольство. Руководящее положение в Избранной Раде занимали думный дворянин А. Ф. Адашев и придворный священник Сильвестр, а также митрополит Макарий, думный дьяк И. М. Висковатый, крупные феодалы князь А. М. Курбский и др. Избранная Рада обсуждала планы государственных реформ и внешней политики и руководила их осуществлением. От Избранной Рады зависело назначение военачальников и руководящих лиц центрального и местного аппарата управления, решения по многим судебным и местническим делам. Важное значение приобрел возглавляемый Адашевым Челобитный приказ, направлявший деятельность других учреждений. Избранная Рада проводила компромиссную политику распространения прав и привилегий бояр на дворян, что, несмотря на ее непоследовательность, было выгодно прежде всего дворянству. Компромиссный характер политики Избранной Рады особенно проявлялся на первом этапе (до 1553); позже началось наступление на боярскую аристократию. В правление Избранной Рады были проведены важнейшие реформы в области центрального и местного управления и суда (оформление приказов, отмена кормлений, издание Судебника 1550 и др.) и военные реформы (создание стрелецкого войска, ограничение местничества в армии, издание уложения о службе). Главным направлением внешней политики Избранной Рады первоначально было восточное (присоединение Казанского и Астраханского ханств), позже — борьба за Прибалтику. В выборе направления внешней политики сходились идеологи дворянства (И. С. Пересветов), боярства (Курбский) и иосифлянского духовенства (Макарий). Однако компромиссная политика Избранной Рады вскоре перестала удовлетворять дворян, заинтересованных в более решительной борьбе с экономическими и политическими привилегиями крупных феодалов. Некоторые участники Избранной Рады сблизились с боярами — оппозиционерами, выступавшими против продолжения Ливонской войны 1558-83. Это привело к падению Избранной Рады в 1560 [5].

Задание 4. Осенью 1502 года крестьянин Троице — Сергиева монастыря Архипка Жук решил переселиться в вотчину боярина Колычева. Монастырский приказчик отказался отпускать Архипку, мотивируя это тем, что тот не заплатил пожилого. Тогда Архипка поджег монастырский амбар, в котором сгорело зерна на 124 рубля, и пустился в бега. Пойманный он был доставлен в суд. Какое наказание ожидает крестьянина? (Судебник 1497 г.)
Возможно, следствие по делу о поджоге амбара Троице – Сергиева монастыря крестьянином Архипкой Жуком велось бы следующим образом.
Суд обратит внимание на то, что крестьянин, решив переселиться в вотчину крупного боярина, воспользовался своим правом, данным ему ст. 57 судебника, которая узаконила общий для всех срок перехода крестьян от одного владельца к другому — позднюю осень, 26 ноября, в Юрьев день. Речь идет об осени 1502 г. И монастырь, т.е. владелец крестьянина, должен был дать крестьянину разрешение на переселение. Взимание «пожилого» т.е. платы за пользование двором крестьян — это обязательное условие при их переселении, поэтому владелиц двора не нарушил права Архипки Жука, взяв с него «пожилое». Причем, Судебник не устанавливал размер этой платы — ее устанавливал владелец и это его право, сколько взято с Жука. А крестьянин, решив переселиться, знал, на что идет и должен был быть к этому готов.
А что же он? Он поджег амбар своего бывшего хозяина, т.е. совершил преступление. По судебнику 1497 г. О поджоге упоминается в ст. 9, как о политическом преступлении и в ст. 7, как об имущественном преступлении. Поскольку речь идет не о поджоге города, крепости с целью передачи их неприятелю, что являлось бы политическим преступлением, а о поджоге двора (хозпостроек), то в данном случае суд будет рассматривать поджог как имущественное преступление- уничтожение или повреждение имущества собственника (монастыря).
Виновность по Судебнику в простом поджоге должна доказываться полем, т.е. состязанием сторон. То есть истец должен доказать, что именно Архипка Жук совершил поджог, а суд после этого должен признать его виновным в уничтожении (повреждении) собственности, т.е. по ст. 9 он будет назван «подымщик», а не «зажигалник». Подымщик в данном случае, лицо, совершившее поджог дома, двора, жилого помещения.
Итак, суд докажет, что виновник- крестьянин, который совершил поджог двора монастыря. Согласно ст. 7 речь идет о простом поджоге, а по Судебнику за простой поджог смертная казнь не назначалась. Ответственность за это преступлении заключалась в необходимости возмещения убытков пострадавшему и выплаты «продажи», т.е. денежного штрафа в пользу князя или лица, осуществляющего правосудие, т.е. судьи. Таково будет обязательное решение суда на основании Судебника 1497 г. В некоторых случаях «продажа» могла означать и конфискацию всего имущества, которого у крестьянина, скорее всего, не было, т.к. он крепостной. Поэтому суду не выгодно назначать такие наказания, т.к. оно заведомо невыполнимо. Думается, что окончательным решением суда будет передача монастырю крестьянина Архипки Жука «головою на продажу», т.е. в холопство до отработки долга (ст. 10), т.к. выплатить он не сможет потому что ранее у него монастырь забрал деньги в качестве «пожилого».
Если порассуждать далее, то вполне вероятно, то вполне вероятно, что суд может назначить крестьянину- поджигателю торговую казнь. Здесь можно сослаться на ст. 8,10,13,39, где говориться, что «продажа» редко применялась отдельно, обычно она была в сочетании со смертной и торговой казнью. А то, что по ст. 7 «продажа» будет назначена — это мы уже определили. Кроме того, речь идет о поджоге имущества монастыря, т.е. о церкви, как оплоте феодального государства. И суд вполне мог счесть этот поджог как преступление против феодальной собственности и назначить в виде наказания торговую казнь, т.к. по Судебнику государство очень защищало собственность феодалов.
Но этот момент спорный, т.к. скорее всего суд расценит поджог как следствие злости конкретного крестьянина на монастырь — виновника его мытарств, связанных с переселением, а не каким — то проявлением классовой борьбы крестьян с феодалами и церковью.

Список используемой литературы
1) Вологдин А.А. История государства и права России.- М.: Высшая школа, 2007.
2) Исаев, И. А. История государства и права России : учебник / И. А. Исаев. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Проспект, 2011. — 800 с.
3) Исаев И.А. Толковый словарь древнерусских юридических терминов.- М.,2001.
4) История отечественного государства и права: курс лекций: учеб. Пособие; 2-е изд., доп. и перераб. / И.В. Архипов, Ю.М. Понихидин, О.Ю. Рыбаков и др; под ред. Ю.М. Понихидина.- М.: Проспект, 2009.- 304 с.
5) История государства и права России: словарь основных понятий / сост.: Е. П. Колодеев, А. Н. Лушин, Е. А. Мамай. — Н. Новгород: НА МВД России, 2013.
6) История отечественного государства и права (с древнейших времен и до начала XXI века): курс лекций. В 2 частях / Ю. В. Костин. — Орел: ОрЮИ МВД России, 2009.
7) Кириллова Т.К. История отечественного государства и права.- СПб.: Питер, 2008.
8) Матросов А.А. История отечественного государства и права/Хрестоматия. – Орел: ОрЮИ МВД России, 2008. — 153 с.
9) Мулукаев Р.С. История отечественного государства и права. Учебник.- 2-е изд., перераб. и доп.- М,: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
10) Смирнов С.Н. История отечественного государства и права: Учеб. Пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
11) Титов Ю.П. История государства и права России. Учебное пособие. М.: Изд-во Проспект, 2008.
12) Хрестоматия по истории государства и права России: Учебное пособие.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004 г.
13) Хрестоматия по истории государства и права СССР. — M., 1990.
14)Шатковская Т.В. История отечественного государства и права. Учебник.- М.: Наука-Пресс,2007.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov