Контрольная работа Международный договор как источник международного частного права

Содержание
Введение 3
1 Международный договор как один из источников международного права 5
2 Понятие и виды международных договоров 8
3 Форма и структура международного договора 11
4 Порядок заключения и расторжения международных договоров 13
5 Взаимодействие международных договоров и национального законодательства 18
6 Международный договор в системе права России 20
Заключение 23
Список использованной литературы 24

Введение
Система международных отношений на современном историческом этапе является очень сложной, динамично меняется и развивается. За сравнительно небольшой срок возникло огромное количество новых элементов и действующих лиц – образовались новые государства на постсоветском пространстве, функционирует огромное количество международных межправительственных (межгосударственных) и неправительственных организаций. Кроме того, качественно и количественно изменились связи между элементами системы международных отношений. Старые, тормозящие развитие формы связи (например, юридическая форма связи колония-метрополия, протекторат, неравноправные договоры) постепенно вытесняются, отмирают, либо претерпевают существенные изменения. Вместе с тем, на современном этапе научно-технического прогресса появились и новые формы международных отношений. Сравнительно недавно по целому ряду вопросов и проблем субъекты международного права практически не вступали в сношения друг с другом, это такие, как вопросы ядерной физики, квантовой механики, онкологии, кибернетики.
Даже вопросы охраны окружающей среды для многих государств были, в правовом смысле, преимущественно внутренними, национальными, не имеющими отношения к другим государствам и народам. Но процессы интеграции и глобализации меняют мир, делают его всё более и более взаимозависимым. Сегодня существует ряд важных проблем, которые не могут быть решёны усилиями лишь одного государства. Требуются совместные усилия всего мирового сообщества. Круг вопросов для сотрудничества расширяется, а значит, развивается и сфера международно-правового регулирования.
На практике доказано, что правовая форма регулирования является наиболее эффективной формой упорядочивания общественных отношений. Международные отношения регулируются международным правом, а оно в настоящее время является преимущественно правом договорным.
Таким образом, проблемы теории международного договора, внутригосударственного правового регулирования заключения международных договоров приобретают не только теоретическое, но и большее практическое значение.
В целях изучения темы работы, в данном реферате исследуется научная литература по международному праву, а также рассматриваются различные подходы к данной проблеме. Предпринимается попытка путем анализа литературы исследовать основные теоретические и практические проблемы международного договора как правового института.

1 Международный договор как один из источников международного права
Для начала необходимо точно определить, что считается и что может рассматриваться как источник международного права. Общее определение даётся так: источники международного права – это установленные государствами в процессе правотворчества формы воплощения согласованных решений, формы существования международно-правовых норм. Они имеют основные характеристики источников в общей теории права. Однако, в отличие от внутригосударственного, в международном праве нет конституционных норм или специальных актов, в которых давался бы перечень нормативных актов в зависимости от компетенции принимающих их органов государства. Сами субъекты международного права определяют и содержание международно-правовых норм, и внешнюю форму их существования. Таким образом, источники могут быть самыми разнообразными.
Первыми в истории международных отношений сложились и применялись два вида источников – международный договор и международный обычай. Но с течением времени в результате дипломатической практики, деятельности государственных международных конференций, функционирования международных межправительственных организаций в современном праве возникли новые формы воплощения международно-правовых норм – акты международных конференций и совещаний, акты международных организаций и международных органов .
Кодификация и прогрессивное развитие международного права привело к тому, что все области международных отношений охвачены договорным регулированием, международный обычай вытесняется из большинства сфер и заменяется договором. В чистом виде обычаи существуют только в виде общих принципов, которые признаются и соблюдаются цивилизованными нациями. Именно международный договор в настоящее время является основным источником международного права. Это объясняется тем, что договорная форма позволяет наиболее чётко и конкретно сформулировать права и обязанности сторон, тем самым обеспечивая правильное толкование и применение норм.
Также, договоры наилучшим образом способствуют согласованию и взаимодействию международных норм и норм внутригосударственного права. Особое значение приобретают общие многосторонние договоры, призванные регулировать отношения, представляющие интерес для международного сообщества в целом. Договорная форма является наиболее эффективной, удобной формой закрепления международных отношений, способствует стабильности, прочности миропорядка, становлению и развитию юридических связей международно-правовой системы.
Международным договорам посвящена особая отрасль международного права – право международных договоров. Оно представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения субъектов международного права по поводу заключения, действия и прекращения международных договоров. Первым кодификационным актом в области права международных договоров стала Гаванская конвенция о договорах, которая была принята в 1928 году на конференции американских государств. Но она носила региональный характер и действовала лишь в Латинской Америке. После появления Организации Объединенных Наций в её рамках была создана Комиссия международного права. Кодификация права международных договоров сразу же стала одной из её главных задач. Комиссия разработала проект статей о праве международных договоров, и на созванной под эгидой ООН конференции 1968-1969 годов была принята Венская конвенция о праве международных договоров.
Появление межправительственных международных организаций и возрастание их роли в международных отношениях привели к договорному оформлению их отношений, как с государствами, так и между собой. В результате появилось большое число таких договоров, и была выработана определенная международная практика, касающаяся заключения, действия и прекращения договоров данной категории. Конвенции кодифицировали не все действующие обычные нормы в области права международных договоров. Не подверглись кодификации обычные нормы, касающиеся влияния войны на международные договоры. Поэтому, наравне с договорными нормами продолжают действовать и обычные нормы.
В настоящее время основными источниками права международных договоров являются: Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года, Конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 года и Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 года. Венская конвенция ООН о праве международных договоров 1986г. в отличие от Венской конвенции 1969г., применяется также и к договорам, являющимся учредительными актами международных организаций, и к любому договору, принятому в рамках международных организаций. Конвенция регламентирует вопросы, касающиеся заключения, вступления в силу, порядка принятия оговорок, применения и толкования указанных договоров. Обе Венские конвенции констатируют сохранение обычая как источника права международных договоров, подтверждая, что вопросы, не нашедшие решения в положениях этих конвенций, будут по-прежнему регулироваться нормами международного обычного права. Следует также иметь в виду значение международных обычаев для тех государств, которые не являются участниками данных конвенций, ведь никакая новая ещё не вступила в силу.
Необходимо добавить, что в ряде государств, включая Россию, международные договоры, в которых участвуют эти государства, являются составной частью национальной правовой системы.

2 Понятие и виды международных договоров
Международный договор – это добровольно принятое и определённо выраженное правомерное соглашение между государствами и/или другими субъектами международного права, заключенное по вопросам, имеющим для них общий интерес, и призванное регулировать их взаимоотношения путем установления, изменения или прекращения взаимных прав и обязанностей. В Венской конвенции 1969 года о праве международных договоров содержится нормативное определение международного договора: «международный договор – это международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования». С точки зрения права не важно, как именуется договор – протокол, устав, конвенция, или соглашение. Бывают случаи, когда договоры именуются декларациями или меморандумами, хотя традиционно документы с такими названиями договорами не являются. Важно то, имели ли стороны намерение взять на себя международно-правовые обязательства. Учитывается значение термина «договор» как родового понятия для всех нормативных актов в договорной форме. Конвенция также не исключает возможности заключения устных, «джентльменских» соглашений, но в настоящее время это редкость.
Сторонами международных договоров выступают только субъекты международного права. Все субъекты международного права обладают правоспособностью заключать международные договоры. Однако такая правоспособность ограничена основными принципами международного права и другими императивными нормами. Кроме того, следует учитывать, что основные (суверенные) субъекты – государства – вправе заключать договоры практически по любому вопросу и предмету международно-правового регулирования, они обладают полной, универсальной правоспособностью. Правоспособность других, производных субъектов международного права ограничена их учредительными документами, в частности, уставами и правилами международных организаций. Международные договоры не могут создавать права и обязательства для третьих государств без их согласия, но государства, не участвующие в договоре, могут применять его положения в качестве обычных норм международного права. В некоторых случаях заключаются договоры с участием лиц, не являющихся субъектами международного права (например, межправительственное соглашение, в котором, помимо государств, участвует крупное предприятие). Такие договоры являются международно-правовыми в части отношений между субъектами международного права, в части, касающейся отношений между государством и предприятием, правила, зафиксированные в договоре, носят частноправовой характер.
Объектом международного договора являются отношения субъектов международного права по поводу материальных и нематериальных благ, действий и воздержаний от действий. Любой объект международного права может быть объектом международного договора. Как правило, объект договора отражается в его наименовании. Под целью международного договора понимается то, что стремятся осуществить или достигнуть субъекты международного права, заключая договор. Цель обычно определяется в преамбуле либо в первых статьях договора.
Существуют различные виды классификации международных договоров:
1).Классификация по числу участников:
• двусторонние (т.е. договоры, в которых участвуют два государства, либо договоры, когда с одной стороны выступает одно государство, а с другой — несколько);
• многосторонние — с неограниченным числом участников (универсальные, общие) либо с ограниченным числом участников (региональные, партикулярные).
2).Классификация по возможности и условиям присоединения других участников:
• закрытые (т.е. договоры, участие в которых зависит от согласия их участников);
• открытые (т.е. договоры, участниками которых могут быть любые государства, независимо от того, имеется ли согласие или нет других участвующих в них государств).
3).Классификация по содержанию и объекту договора:
• договоры по политическим вопросам;
• договоры по правовым вопросам;
• договоры по экономическим вопросам;
• договоры по специальным вопросам.
4) Классификация по уровням в зависимости от субъекта, заключающего договор:
• межгосударственные (заключаемые от имени государства);
• межправительственные (от имени правительства);
• межведомственные договоры (от имени ведомств — органов исполнительной власти).
5).Классификация по срокам действия:
• срочные – указан конкретный срок либо условия действия договора;
• с неопределённым сроком действия;
• бессрочные (если этот термин прямо определён в тексте договора).
6).Классификация по степени гласности:
• явные;
• тайные, конфиденциальные .

3 Форма и структура международного договора
Как уже отмечалось, международные договоры могут заключаться как в письменной, так и в устной форме. Венские конвенции регламентируют порядок заключения, исполнения и прекращения только письменных договоров. В отношении устных договоров нормы международного права не кодифицированы и представлены международными обычаями.
К структуре договора относятся его составные части, такие, как название договора, преамбула, основная и заключительная части, подписи сторон. Преамбула является важной частью договора, поскольку в ней часто формулируется цель и указываются стороны договора. Кроме того, преамбула используется при толковании договора. Основная часть договора делится на статьи, которые могут быть сгруппированы в разделы, главы или части. В некоторых договорах статьям, а также разделам (главам, частям) могут даваться наименования. Основная часть определяет предмет договора, права и обязанности сторон. В заключительной части излагаются такие положения, как условия вступления в силу, срок действия и порядок прекращения договора, язык, на котором составлен текст договора, и т.д. Международные договоры часто имеют приложения в виде протоколов, дополнительных протоколов, правил, обменных писем и т.д., в которых содержатся нормы, поясняющие основной текст, правила процедуры, разрешение споров. Все части договора имеют одинаковую юридическую силу и применяются с учетом каждой из них.
Договор составляется либо на языках всех договаривающихся сторон, либо на одном или нескольких согласованных между ними языках. Договоры, заключаемые в рамках международных организаций, составляются на официальных языках этих организаций. Двусторонние договоры составляются на языках обеих договаривающихся сторон, тексты на обоих языках имеют одинаковую юридическую силу . Иногда двусторонние договоры могут заключаться на трех языках, например, когда в одном из языков недостаточно развита соответствующая терминологическая база. В случае разногласия при толковании такого договора используется текст на языке, которому придана большая сила. Многосторонние международные договоры составляются, как правило, на одном или нескольких языках. На остальные языки делаются официальные переводы, которые заверяются депозитарием договора и затем передаются участникам договора. Например, Устав ООН составлен на пяти языках: русском, английском, французском, испанском, китайском. Только тексты на этих языках являются официальными текстами Устава, остальные тексты представляют собой заверенные переводы.

4 Порядок заключения и расторжения международных договоров
Процесс заключения международного договора – это последовательность определённых действий, стадий от проявления инициативы заключения договора до его вступления в силу. Сложность и длительность этого процесса зависит о степени стремления участников идти на уступки и компромиссы. Государства заключают международные договоры в лице высших государственных органов, установленных Конституцией и другими нормативными актами. Международные организации – через свои компетентные органы, указанные в Уставах.
Можно сказать, что главная стадия процесса заключения международного договора – это согласование текста договора и различные способы выражения согласия сторон, признания юридических обязательств. Она в свою очередь состоит из ряда подстадий:

  1. Выдвижение договорной инициативы. Она может исходить от одного или нескольких государств, либо международных организаций. Они же, как правило, берут на себя обязанности по организации процесса заключения;
  2. Подготовка текста договора. Согласованный текст договора вырабатывается путём переговоров. Это может происходить непосредственно на встречах или через дипломатические каналы, на международных конференциях, с помощью международных и региональных организаций, либо через специально назначенных уполномоченных представителей. Представители должны иметь соответствующие полномочия от государственного органа, от имени которого заключается данный договор. Они имеют право действовать только на основании и в пределах данных полномочий, иначе их действия не будут иметь международно-правового значения. В силу занимаемой должности не нуждаются в полномочиях главы государств, правительств и министры иностранных дел. При заключении договора стороны обмениваются полномочиями, если договор многосторонний, то создаётся специальный комитет по проверке полномочий.
  3. Принятие текста договора и установление его аутентичности – подлинности, верности. Это необходимо для подтверждения того, что текст договора является окончательно согласованным (изменению не подлежит) и подлинным документом. Предварительное принятие текста договора осуществляется путём особой процедуры голосования, парафирования и подписания.
    Голосование для договоров с небольшим числом сторон, как правило, не проводится, а вместо этого применяется метод консенсуса – общего согласия (нет возражений со стороны какого-либо государства). Многосторонние договоры принимаются большинством в 2/3 голосов, либо другим квалифицированным большинством.
    Парафирование – это скрепление инициалами уполномоченных лиц каждой страницы договора в знак согласия с текстом. После этого уполномоченные сами уже не могут вносить изменения и дополнения в договор, только правительство соответствующего государства может поставить вопрос об этом. Парафирование обычно применяется в отношении двусторонних договоров и договоров с небольшим числом участников.
    Если договор не требует дальнейшей ратификации, то его подписание – это одновременно и форма принятия текста, и согласие на его обязательность. В противном случае – это лишь форма установления аутентичности текста, требует подтверждения компетентного органа государства.
  4. Согласие договаривающихся сторон на обязательность договора. Способы выражения такого согласия: подписание, обмен документами, образующими договор (нотами, либо письмами), ратификация, утверждение (принятие), присоединение к договору. При подписании государства соблюдают правила альтерната – чередования подписей. В подлинном экземпляре двустороннего договора, предназначенном для данной стороны, наименование государства и подписи уполномоченных помещаются на почётном месте – под текстом договора с левой стороны, а наименование государства-контрагента, его подписи – справа. На экземпляре договора, предназначенном для другой стороны, применяется обратный порядок. В многосторонних договорах наименования сторон и подписи перечисляются обычно сверху вниз в алфавитном порядке в соответствии с выбранным языком. Возможны также более сложные процедуры при принятии некоторых договоров. Они могут быть предварительно приняты на одном уровне, а окончательно на другом.
    Обмен документами, образующими договор – это упрощённая процедура его заключения. Должностные или уполномоченные лица направляют друг другу письма (ноты), в которых излагаются предварительно согласованные положения по существу вопроса. Обмен письмами означает согласие на обязательность этих положений.
    Ратификация – это согласие государства на обязательность договора, выраженное высшим органом государственной власти в соответствии с процедурой, установленной национальным законодательством. Договоры вступают в силу в том порядке и сроке, который оговорён в договоре. Договор может вступать в силу с даты подписания, по истечении определённого срока после подписания, либо с указанной в договоре даты, не нуждаясь в ратификации. Либо он нуждается в дополнительных процедурах и вступает в силу только после обмена документами о выполнении таких процедур. Многосторонний договор, как правило, вступает в силу после сдачи на хранение депозитарию (министерству иностранных дел определенного в договоре государства либо секретариату соответствующей международной организации) документов о выполнении внутригосударственных процедур определенным числом государств. Впоследствии он вступает в силу для каждого следующего государства после сдачи им таких документов. Различают «договоры-контракты» и «договоры-законы». Первые устанавливают взаимные обязательства сторон. Вторые устанавливают общие правила поведения, которые не основаны на взаимности. Типичный пример таких «договоров-законов» — договоры о правах человека.
    Утверждение – эта процедура входит в компетенцию определённых национальным законодательством государственных органов, либо в компетенцию главных органов международной организации согласно её уставу. Если государство по каким-либо причинам не участвовало в договоре, оно может к нему присоединиться. Порядок и условия присоединения оговариваются в договоре. Как правило, это осуществляется после вступления договора в силу путём депонирования ратификационной грамоты или иного документа о присоединении.
    Действительность договора – это правомерность договора с точки зрения содержания и соблюдения правил заключения. Договор считается действительным, пока не доказано иное. В Венской конвенции предусмотрены основания, по которым договор может быть признан недействительным. Недействительность может быть абсолютной и договор признан ничтожным, если согласие государства на его обязательность было выражено в результате применения силы или угрозы силой в отношении государства или его представителя, либо если договор противоречит императивной норме jus cogens («неоспоримое право»), которая принимается и признаётся международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо. Относительная недействительность делает договор оспоримым. Её основанием может быть явное нарушение особо важной нормы внутреннего права государства, касающейся компетенции заключать договоры, ошибка при заключении договора, обман со стороны одного из участников договора, прямой или косвенный подкуп представителей в переговорах, и так далее. Положения договора, признанного недействительным, не имеют юридической силы.
    Процедуры признания договора недействительным, прекращения или приостановления его действия определяются в ст.65-68 Венской конвенции о праве международных договоров. В целом вопрос о времени, условиях и порядке прекращения действия договора решается сторонами и фиксируется в договоре. Срочные договоры прекращают своё действие по истечении указанного в них срока. Договор также может быть прекращён в связи с исполнением обязательств, с согласия всех договаривающихся сторон, либо в связи с его заменой – заключением нового договора по тем же вопросам и между теми же участниками. Прекращение договора возможно путём денонсации и аннулирования.
    Денонсация – это односторонний отказ государства от договора с предварительным предупреждением других участников, когда такой отказ, его порядок и условия прямо предусмотрены договором. Государство, за редким исключением, не обязано объяснять причины выхода из договора.
    Аннулирование – это отказ государства от договора, когда к тому есть достаточные, веские, определённые нормами международного права основания. Как и денонсация, это односторонний отказ от договора, но государство должно указать причины. Венская конвенция предусматривает следующие обстоятельства-основания для аннулирования договора: существенное нарушение договора другими участниками, невозможность исполнения договора из-за утраты или уничтожения его объекта, либо коренное изменение обстоятельств. В случае возражения со стороны других государств все участники договора должны добиваться урегулирования с помощью средств мирного разрешения споров – переговоров, посредничества, и т.д. Либо спор передаётся в Международный суд или арбитраж.

5 Взаимодействие международных договоров и национального законодательства
В самом общем виде формы внутригосударственной реализации норм международного права можно классифицировать по трём вариантам непосредственного применения: самостоятельное применение – без прямого участия норм национального законодательства, но не вне сферы их воздействия; совместное применение норм международных договоров и родственных норм национального законодательства; приоритетное применение норм международных договоров вместо норм национального законодательства при их несоответствии.
В различных правовых системах существуют различные подходы к данной проблеме. Ценностная ориентация говорит о том, что международное право содержит в себе наиболее общие цивилизационные ценности, которые оказывают влияние на формирование национальных правовых систем. Формула «общепризнанные принципы и нормы международного права» означает, что подобные принципы и стандарты должны быть признаны самим государством, иначе они не могут считаться частью правовой системы и, следовательно, не могут порождать каких-либо обязательств для государства, его органов и граждан. Многие страны признают приоритет норм международного права над национальным правом (например, Франция) при толковании норм национальных правовых систем. Другие выработали ряд общих процедур имплементации норм международного права в национальные правовые системы. В США практикуется прямое включение ратифицированных международно-правовых актов в национальные правовые системы .
Конституционное право закрепляет механизмы распространения действия международно-правовых актов, международного права на национальные правовые системы. Институт имплементации международно-правовых норм в национальные правовые системы служит созданию государством необходимых правовых условий для реализации взятых на себя международных обязательств. Суверенным является решение государства о том, каким образом будет выполнено взятое обязательство, какая процедура будет избрана для реализации международно-правовых норм в национальном законодательстве. Хотя процедуры имплементации международно-правовых актов определяются национальным законодательством, это не противоречит возможности непосредственного действия международно-правовых актов в правовой системе страны при выполнении принятых в государстве процедур.
Правоведение Российской Федерации сформулировало критерии имплементации международно-правовых норм в российское законодательство при признании приоритета международного права и обеспечении суверенитета государства. В международной правотворческой практике множество примеров, когда межгосударственные договоры предусматривают принятие новых законов, внесение изменений и дополнений в действующие, отмену прежних законов или иных нормативных актов и т.д. В заключении хотелось бы все-таки сказать, что в практике большинства государств в случае коренного противоречия договора и закона «последнее слово» всегда остается за законом. Ведь в случае расхождения с нормой закона договорная норма не отменяет ее, а делает из нее исключение для отдельного случая. Но для всех остальных случаев законодательная норма сохраняет свою силу. Конечно, возможны ситуации, когда договорная норма делает законодательную норму неприменимой во всех случаях, но тогда речь будет идти о неприменимости нормы, но не об её недействительности или отмене. С прекращением действия договора и договорной нормы законодательная норма применяется вновь.

6 Международный договор в системе права России
Для Российской Федерации вопрос о договорах как источниках международного права имеет специфический характер, так как после распада СССР три категории договоров считаются международными договорами РФ:

  1. договоры, заключенные непосредственно РФ;
  2. договоры, заключённые СССР, вступившие в силу в период существования СССР и воспринятые РФ в порядке правопреемства – это большинство из ныне действующих договоров;
  3. договоры, подписанные от имени СССР, но не вступившие в своё время в силу и ратифицируемые уже от имени РФ .
    Впервые положение о приоритете правил международного договора было включено в Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик. Ст.7 Гражданского кодекса РФ восприняла положение основ, установив, что международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, которые регулируются гражданским законодательством, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта. Если международным договором РФ установлены правила, отличные от предусмотренных гражданским законодательством, то применяются положения международного договора.
    Конституция Российской Федерации 1993 г. ст.15 утверждает общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в качестве составной части правовой системы РФ. Однако речь идет не о любой норме международного права, а лишь об императивных нормах, обладающих общеобязательным характером. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора, нельзя утверждать, что приоритет над национальным законодательством имеют любые договорные нормы международного права. Подобным договором является только международный договор Российской Федерации межгосударственного, межправительственного или межведомственного характера, ратифицированный и официально опубликованный. Хотя Конституция РФ не конкретизирует, что речь идет лишь о ратифицированном международном договоре, именно такой договор выступает в качестве источника российского права. Именно в момент ратификации международного договора Россия принимает на себя все обязательства по нему. Это нашло отражение в формулировке Верховного Суда РФ, отметившего, что речь идет о международном договоре, решение о согласии на обязательность которого для РФ было принято в форме федерального закона.
    Соотношение норм международного права и международных договоров России также закрепляется в ст.15, ст.106 и ст.125 Конституции Российской Федерации и Федеральном законе «О международных договорах Российской Федерации». Этот закон применяется в отношении международных договоров независимо от их вида и наименования. Закрепляются следующие процедуры включения положений международно-правовых актов, международных соглашений России в российскую правовую систему:
    а)согласие Российской Федерации на обязательность для нее международного договора;
    б)подписание международного договора;
    в)обмен документами, образующими договор;
    г)ратификация;
    д)утверждение;
    е)принятие;
    ж)присоединение;
    з)иные способы выражения согласия по договоренности сторон .
    Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» устанавливаются процедуры ратификации и требования, предъявляемые к данной процедуре. Правом внесения в Государственную Думу ФС РФ на ратификацию международных договоров обладают только Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. Выдвигаются следующие требования к содержанию предложения о ратификации: оно должно содержать копию официального текста международного договора, обоснование целесообразности его ратификации, определение соответствия международного договора законодательству Российской Федерации и в первую очередь Конституции РФ, а также оценку возможных финансово-экономических и иных последствий ратификации международного договора. Вместе с осуществлением процедуры ратификации должны быть определены меры по обеспечению выполнения Россией ратифицируемого договора и выработаны механизмы защиты интересов России в связи с участием в ратифицируемом договоре. На международные договоры в полной мере распространяется положение Конституции Российской Федерации об обязательном опубликовании нормативных правовых актов и о неприменении любых нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы (ч.3 ст.15 Конституции РФ). Не соответствующие Конституции РФ международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Таким образом, приоритет международных договоров не распространяется на Конституцию РФ.

Заключение
Как уже неоднократно отмечалось в данной работе, на основе анализа литературы и источников был сделан вывод, что именно международный договор в настоящее время является основным источником международного права. На современном этапе экономического и политического развития государства и общества, при современном уровне развития связи и сотрудничества между государствами, в условиях сегодняшней системы международных отношений и международного права договорная форма закрепления правоотношений наиболее эффективна, так как она чётко и конкретно формулирует правомочия и обязательства сторон, обеспечивает правильное толкование и применение норм. Также, договоры наилучшим образом способствуют согласованию и взаимодействию международных норм и норм внутригосударственного права.
Таким образом, становится очевидно, что международные договоры выступают не просто в качестве основного источника международного права, но одновременно образуют правовую основу межгосударственных отношений, являясь средством поддержания всеобщего мира, стабильности и безопасности, развития международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава ООН. Договорная форма способствует прочности миропорядка, становлению и развитию юридических связей международно-правовой системы. Все это говорит об огромной важности исследования международной договорной практики, а также в частности договорной практики РФ. Важно, чтобы правила заключения, действия, толкования и прекращения действия договоров соответствовали системе международных отношений и нормам действующего международного права, и были универсальными, общепризнанными и общеобязательными для всех участников международных правоотношений.

Список использованной литературы

  1. Бирюков П.М. Международное право: Учебное пособие. М: изд. Юристъ, 2013. – 554 с.
  2. Додонов В.Н., Панов В.П., Румянцев О.Г. Международное право. Словарь-справочник. – М., 2013. – 499 с.
  3. Игнатенко Г.В., Тиунов О.И. Международное право. Учебник для ВУЗов. – М., изд-во Норма, 2012. – 631 с.
  4. Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С. Международное право. – Москва: изд. Международные отношения, 2010 – 579 с.
  5. Кузнецов В.И. Международное право. – М., изд-во Юристъ, 2012. – 485 с.
  6. Лукашук И.И. Международное право. – М.: Издательство БЕК, 2014 – 639 с.
  7. Марченко М.Н. Теория Государства и Права. – М., изд. Проспект, 2012 – 422 с.
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov
Добавить комментарий