Контрольная работа Налоговое право (госпошлины)

Содержание
Введение 3
1 Понятие государственной пошлины и её значение 4
2 Плательщики государственной пошлины и объекты обложения 9
Заключение 12
Список использованных источников 13
Приложение 1 14

Введение
В соответствии со ст. 333.16. НК РФ государственная пошлина — сбор, взимаемый с лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.
Государственная пошлина включена в российскую налоговую систему, поэтому ее можно считать разновидностью налоговых платежей. Сходство с налогами заключается в обязательности уплаты в бюджет, в распространении на нее общих условий установления, предполагающих определение плательщика и всех шести элементов налогообложения, перечисленных в ст. 17 Налогового кодекса. Отличие же госпошлины от налогов состоит в целевом ее характере и возмездное.
Основной целью работы является раскрытие понятия государственной пошлины и ее роли в налоговой системе Российской Федерации. Для этого необходимо решить следующие задачи:

  • определение сущности государственной пошлины;
  • рассмотрение объектов обложения государственной пошлиной;
  • определение круга плательщиков государственной пошлины.
    .

1 Понятие государственной пошлины и её значение
Фактически ни одно государство при формировании своего бюджета не может обойтись без использования в своей налоговой системе сборов и пошлин. И хотя размер собираемых пошлин в бюджете государств занимает, как правило, не значительное место, тем не менее, им придается важное самостоятельное финансовое значение.
Пошлины, в отличие от налогов имеют целью лишь покрытие издержек государственного учреждения, а не извлечение дохода. Пошлины и сборы не имеют финансового значения, присущего налогам. При уплате пошлины или сбора всегда присутствуют специальная цель (за что конкретно уплачивается пошлина) и специальные интересы (плательщик в той или иной мере непосредственно ощущает возмездность платежа). Налоги тоже могут иметь специальную цель (целевые налоги), однако они никогда не бывают индивидуально (непосредственно) возмездными. В этом смысле сборы и пошлины являются индивидуальными платежами. Но поскольку государство обязано предоставлять основной объем своих услуг независимо от способности получателя оплатить их, покрытие государственных расходов не может осуществляться за счет индивидуальных платежей, дающих какие-либо права.
Принцип правового государства отвергает коммерциализацию государственного управления и ограничивает расходы, связанные с оказанием услуг государством в ответ на платежеспособный спрос.
Цель взыскания пошлины или сбора (пошлинный принцип) состоит лишь в покрытии без убытка, но и без чистого дохода, издержек учреждения, в связи с деятельностью которого взимается пошлина. Но этот принцип далеко не всегда соблюдается на практике. Довольно часто плата за услуги превышает связанные с ней расходы. Мало того, в ряде случаев не платеж устанавливается ради покрытия расходов, а само действие признается обязательным ради взыскания платежа. Это утверждение справедливо, например, в отношении введения различных регистраций и т.п.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что пошлины и сборы, хотя и взимаются в связи с оказанием индивидуальных услуг, не могут рассматриваться как платежи по обязательствам, договорные платежи. Это — денежные повинности, взимаемые в индивидуальном порядке в связи с услугой публично-правового характера.
Следует особо подчеркнуть, что пошлина или сбор выплачиваются не за услугу, а в связи с услугой, причем с той, которую оказывает государственный орган, действуя в общих интересах, реализуя свои государственно-властные функции. Так, уплата пошлины при подаче искового заявления в суд сопряжена с правом конкретного лица на судебную защиту, однако определяется общественно полезной функцией суда — поддержанием режима законности.
Пошлина не обеспечивает существование государственного органа, так как он может финансироваться и из других источников. Наоборот, взимание пошлины обусловлено реализацией каким-либо государственным органом своих функций.
Характер пошлин и сборов предполагает использование иных принципов при определении размера платежа, нежели те, которые применяются при налогообложении. Учет платежеспособности лица в этом случае не может быть определяющим, ибо приведет не к установлению равенства, а к его нарушению. Действительно, лица, получающие одну и ту же услугу, платили бы разные суммы пошлины. Поэтому размер пошлины или сбора определяют исходя из характера и размера услуги (принцип эквивалентности) и устанавливают, как правило, в конкретной сумме. Денежная сумма может быть неэквивалентна расходу, понесенному в связи с оказанием услуги. Однако это не означает абсолютной свободы при определении размера платежа.
Размер пошлины или сбора, во-первых, должен быть обоснован. При определении их сумм нельзя исходить лишь из финансовых соображений — размеры сумм необходимо сопоставлять с целями, ради которых установлены платежи. В тех случаях, когда платеж с разумной точки зрения несопоставим с выгодой, полученной плательщиком, или с расходом, понесенным государственным органом, пошлинный принцип следует считать нарушенным. Размер пошлины или сбора, во-вторых, не должен ограничивать возможность граждан использовать основные конституционные права, возможность получать от государственных органов те или иные услуги, поскольку эти права предоставляются гражданам вне всякой зависимости от внесения каких-либо платежей.
Виды пошлин различны. Выделяют пошлины, взимаемые в связи с предоставлением административных услуг (например, за рассмотрение ходатайства о получении или прекращении гражданства); пошлины, взимаемые за предоставление какого-либо права (например, за выдачу разрешений на право охоты); пошлины, взимаемые как компенсация за определенные расходы общества в интересах конкретных лиц (например, пошлины с владельцев крупнотоннажных транспортных средств, оказывающих повышенное разрушающее действие на автодороги). Выделяют также пошлины, взимаемые в определенных сферах государственной деятельности: судебные, таможенные, нотариальные и др.
В российском законодательстве существуют три вида пошлин: государственная, регистрационная, таможенная.
Государственная пошлина взимается за ряд услуг в пользу плательщика — принятие исковых заявлений и других документов судом, совершение нотариальных действий, регистрация актов гражданского состояния, выдача документов и др., а также за предоставление особого права (например, право на охоту.
Регистрационные пошлины взимаются при обращении лица с заявкой о выдаче патентов на изобретение, промышленный образец, полезную модель и др.
Таможенные пошлины взимаются при совершении экспортно-импортных операций.
В СССР разграничение понятий пошлины и сбора проводилось в зависимости от того, куда поступали уплачиваемые средства. Если они поступали в бюджет независимо от того, кому они непосредственно уплачивались (так называемые фискальные таксы), то такие платежи называли пошлиной. Если платеж поступал в пользу организации, которой и уплачивался (так называемые чиновничьи таксы), такой платеж называли сбором. В российском законодательстве 1991-1998 годов сбором в основном, называют платежи за обладание специальным правом (сбор за право торговли, сбор за использование местной символики и т.п.). К пошлинам относятся средства, уплачиваемые за совершение в пользу налогоплательщиков юридически значимых действий (оказание административных услуг: выдача паспорта, регистрация актов гражданского состояния, принятие дела к судебному рассмотрению и т.п.). Кроме того, пошлины взимаются за пользование государственным имуществом либо за предоставление лицу каких-либо услуг, не относящихся к административным (например, за пользование улицей для проведения киносъемок, если это требует специальных мероприятий государственных органов — ограничение движения и т.п.).
Таким образом, сущность государственных пошлин заключается в том, что органы государственной власти Российской Федерации, их центральные и местные учреждения по роду своей деятельности обязаны оказывать ряд услуг юридическим и физическим лицам за плату в порядке взимания установленной законом государственной пошлины.
Государственная пошлина зачисляется в федеральный бюджет по делам, рассматриваемым арбитражными судами, Конституционным Судом РФ и Верховным Судом РФ. В остальных случаях государственная пошлина зачисляется в доход местных бюджетов. Денежные средства, вносимые в виде налогов, не имеют целевого назначения, они поступают в бюджет и направляются на нужды государства.
Государственная пошлина относится к налогам со стоимости исковых заявлений и сделок имущественного характера.
Сумма налогового дохода, получаемого государством от государственных пошлин очень незначительна, в силу чего необходимо решать вопрос о повышении эффективности системы государственных пошлин.

2 Плательщики государственной пошлины и объекты обложения
Плательщиками государственной пошлины являются организации и физические лица, при условии их обращения за совершением юридически значимых действий, а также организации и физические лица, выступающие ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судами, и если при этом решения приняты не в их пользу и истец освобожден от уплаты пошлины. В том случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько лиц, не имеющих права на льготы, государственная пошлина уплачивается каждым из них в равных долях. В случае же, если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия или за выдачей документа, одно лицо или несколько лиц освобождены от уплаты пошлины, ее размер, подлежащий уплате в соответствующий бюджет, уменьшается пропорционально количеству лиц, имеющих право на льготы. В этом случае остальная часть государственной пошлины уплачивается одним или несколькими лицами, не имеющими права на льготы.
В связи с широким толкованием действий, подлежащих обложению пошлиной, законодательством установлен достаточно большой (при этом закрытый) перечень объектов взимания пошлины. Всего Налоговым Кодексом предусмотрено более ста видов юридически значимых действий, облагаемых государственной пошлиной.
В частности, государственная пошлина взимается:

  • с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции, мировым судьям, в арбитражные суды, в Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ;
  • за выдачу документов вышеперечисленными судами, уч­реждениями и органами;
  • совершение нотариальных действий нотариусами государ­ственных нотариальных контор или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления;
  • государственную регистрацию актов гражданского состоя­ния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и другими государственными органами;
  • государственную регистрацию юридических лиц, в том числе государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц;
  • государственную регистрацию граждан в качестве индивидуальных предпринимателей, за государственную регистрацию средств массовой информации, за государственную регистрацию прав, ограничений прав на недвижимое имущество, государственную регистрацию договоров ипотеки и т. д. (Приложение 1);
  • совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации.
    Кодекс предусматривает случаи возврата уплаченной государственной пошлины. К ним относятся:
    а) внесение пошлины в большем размере, чем требуется по закону;
    б) возвращение или отказ судами в принятии заявления, жало­бы и иного обращения, отказ в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами;
    в) прекращение производства по делу или оставление иска без рассмотрения, если спор не подлежит рассмотрению в суде, а также когда истцом не соблюден досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора с ответчиком либо когда иск предъявлен недееспособным лицом;
    г) отказ лица, уплатившего государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия или от получения документа до обращения в орган, совершающий данное юридически значимое действие;
    д) отказ в выдаче заграничного (общегражданского) паспорта.
    Возврат государственной пошлины производится в течение года налоговыми органами: уплаченной в федеральный бюджет — со дня принятия решения судом, а в местный бюджет — со дня поступления в указанный бюджет.
    Государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами (общей юрисдикции, арбитражными судами и Конституционным Судом РФ) зачисляется в федеральный бюджет, в остальных случаях — в доход местного бюджета по месту нахождения банка, принявшего платеж.

Заключение
Таким образом, государственная пошлина — это денежный сбор, взимаемый уполномоченными официальными органами при выполнении ими определённых функций в размерах, предусмотренных законодательством государства. К пошлинам относятся, в частности, регистрационные и гербовые сборы, судебные пошлины. С провозимых через границу государства товаров взимаются таможенные пошлины.
Сущность государственных пошлин заключается в том, что органы государственной власти Российской Федерации, их центральные и местные учреждения по роду своей деятельности обязаны оказывать ряд услуг юридическим и физическим лицам за плату в порядке взимания установленной законом государственной пошлины.
В результате принятия Налогового кодекса РФ и включения в него наравне с понятием «налог» понятия «сбор», а в последующем и отдельной главы, посвященной государственной пошлине, изменилось место государственной пошлины в системе налогов и сборов России. Законодатель под государственной пошлиной понимает, прежде всего, сбор. Понятия же государственной пошлины и сбора, установленные в ст. 8 и 333.16 НК РФ, в целом идентичны и не позволяют провести различие между сбором и государственной пошлиной. Следуя законодательной конструкции системы налогов и сборов, различия между сбором и пошлиной зачастую не проводятся и, более того, говорят об отсутствии необходимости проведения такового(39). В результате при исследовании правовой природы сбора используются многие положения концепции пошлин, сформулированные выше, которые просто фактически перенесены на понятие «сбор».

Список использованных источников

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // Собрание законодательства РФ», 07.08.2000, N 32, ст. 3340
  2. Козырин А. Н. Государственная пошлина в налоговой системе Российской Федерации // Финансы. — 2013. — № 5. — С. 20-22.
  3. Миляков, Н. В. Налоги и налогообложение : курс лекций. — М. : ИНФРА-М, 2013. – 348 с.
  4. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации : Учебник для студ.вузов. — 2-е изд. ; перераб.и доп. — М. : Книжный мир, 2009. — 458с.
  5. Реут А. В. Государственная пошлина как категория налогового права // Финансовое право. — 2014. — № 3. — С. 20-24.

Приложение 1
Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий
N п/п Объекты взимания государственной пошлины Размер государственной пошлины
1 государственная регистрация юридического лица, за исключением государственной регистрации ликвидации юридических лиц, государственной регистрации политических партий и региональных отделений политических партий, государственной регистрации общероссийских общественных организаций инвалидов и отделений, являющихся их структурными подразделениями 4 000 рублей
2 государственная регистрация политической партии, а также каждого регионального отделения политической партии 2 000 рублей
2.1
государственная регистрация общероссийских общественных организаций инвалидов и отделений, являющихся их структурными подразделениями 1 000 рублей
3 государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также государственная регистрация ликвидации юридического лица, за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица производится в порядке применения процедуры банкротства 20% размера государственной пошлины, установленного пп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ
4 внесение сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций (за включение некоммерческой организации в Единый государственный реестр саморегулируемых организаций) 4 000 рублей
4.1
внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций 1 000 рублей
4.2
выдача дубликата свидетельства о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций взамен утраченного или пришедшего в негодность 200 рублей
5 аккредитация филиалов иностранных организаций, создаваемых на территории Российской Федерации 120 000 рублей за каждый филиал
6 государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя 800 рублей
7 государственная регистрация прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя 20% размера государственной пошлины, установленного пп. 6 п. 1 ст. 333.33 НК РФ
8
повторная выдача свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя или свидетельства о государственной регистрации юридического лица 20% размера государственной пошлины, уплаченной за государственную регистрацию
9
выдача свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином 2 000 рублей
10
выдача свидетельства о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом 2 000 рублей
11
государственная регистрация средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения преимущественно на всей территории Российской Федерации, за ее пределами, на территориях нескольких субъектов Российской Федерации:
периодического печатного издания 4 000 рублей
информационного агентства 4 800 рублей
радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальной программы, иного средства массовой информации 6 000 рублей
12
государственная регистрация средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения преимущественно на территории субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, района в го роде, микрорайона:
периодического печатного издания 2 000 рублей
информационного агентства 2 400 рублей
радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальной программы, иных средств массовой информации 3 000 рублей
13
выдача дубликата свидетельства о государственной регистрации средства массовой информации 200 рублей
14
внесение изменений в свидетельство о государственной регистрации средства массовой информации 200 рублей

16
регистрация иностранного гражданина и лица без гражданства, проживающего на территории Российской Федерации, по месту жительства 200 рублей
17
выдача паспорта гражданина Российской Федерации 200 рублей
18
выдача паспорта гражданина Российской Федерации взамен утраченного или пришедшего в негодность 500 рублей
19

государственная регистрация договора о залоге транспортных средств, включая выдачу свидетельств 1 000 рублей

20
выдача дубликата свидетельства о государственной регистрации договора о залоге транспортных средств взамен утраченного или пришедшего в негодность 500 рублей
21
государственная регистрация прав на предприятие как имущественный комплекс, договора об отчуждении предприятия как имущественного комплекса, а также ограничений (обременений) прав на предприятие как имущественный комплекс 0,1% стоимости имущества, имущественных и иных прав, входящих в состав предприятия как имущественного комплекса, но не более 60 000 рублей
22

государственная регистрация прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 21, 22.1, 23 26,28 - 31 и 61 и 80.1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ 
физическим лицам    1 000 рублей
организациям    15 000 рублей

22.1

государственная регистрация права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд (приобретаемое для включения в состав паевого инвестиционного фонда), ограничения (обременения) этого права или сделок с данным имуществом    15 000 рублей

23
государственная регистрация доли в праве общей собственности на общее недвижимое имущество в многоквартирном доме 100 рублей
24
государственная регистрация права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобно го, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного и индивидуального жилищного строительства, либо на создаваемый или созданный на таком земельном участке объект недвижимого имущества 200 рублей
25

государственная регистрация прав, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, сделок, на основании которых ограничиваются (обременяются) права на них, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных пп. 22.1 и пп. 24 п. 1 ст. 333.33 НК РФ   200 рублей

26
государственная регистрация доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения 50 рублей
27
внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных пп. 32 п. 1 ст. 333.33 НК РФ
физическим лицам 200 рублей
организациям 600 рублей
28

государственная регистрация, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных пп. 61 ст. 333.33 НК РФ договора об ипотеке, включая внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи об ипотеке как обременении прав на недвижимое имущество: 
физическим лицам    1 000 рублей
организациям    4 000 рублей
соглашения об изменении или о расторжении договора об ипотеке, включая внесение соответствующих изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним:    
физическим лицам    200 рублей
организациям    600 рублей
В случае, если договор об ипотеке или договор, включающий соглашение об ипотеке, обеспечивающее исполнение обязательства, за исключением договора, влекущего возникновение ипотеки на основании закона, заключен между физическим лицом и юридическим лицом в размере, установленном для физических лиц

29
государственная регистрация:
смены залогодержателя вследствие уступки прав по основному обязательству, обеспеченному ипотекой, либо по договору об ипотеке, в том числе сделки по уступке прав требования, включая внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи об ипотеке, осуществляемой при смене залогодержателя 1 000 рублей
смены владельца закладной, в том числе сделки по уступке прав требования, включая внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи об ипотеке, осуществляемой при смене владельца закладной 200 рублей
30
государственная регистрация:
договора участия в долевом строительстве:
для физических лиц 200 рублей
для организаций 4 000 рублей
соглашения об изменении или о расторжении договора участия в долевом строительстве, уступки прав требования по договору участия в долевом строительстве, включая внесение соответствующих изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 200 рублей
31
государственная регистрация сервитутов:
в интересах физических лиц 1 000 рублей
в интересах организаций 4 000 рублей
32
внесение изменений и дополнений в регистрационную запись об ипотеке 200 рублей
33
повторная выдача правообладателям свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество (взамен утерянного, пришедшего в негодность, в связи с внесением в содержащуюся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о праве изменений, в том числе исправлением в данной записи технической ошибки, за исключением ошибок, допущенных по вине органа, осуществляющего кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним):
для физических лиц 200 рублей
для организаций 600 рублей
34
право вывоза:
культурных ценностей, созданных более 50 лет назад 10% стоимости вывозимых культурных ценностей
культурных ценностей, созданных более 100 лет назад и ввезенных на территорию Российской Федерации после 1 августа 2009 г. 5% стоимости вывозимых культурных ценностей,но не более 1 000 000 рублей
культурных ценностей, созданных 50 лет назад и менее 5% стоимости вывозимых культурных ценностей
предметов коллекционирования по палеонтологии 10% стоимости вывозимых культурных ценностей
предметов коллекционирования по минералогии 5% стоимости вывозимых культурных ценностей

Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov
Добавить комментарий