Контрольная работа Особенности воспитательной работы с осужденными

Содержание

Введение 3
1 Теоретическая часть 4
1.1 Психолого-педагогическая характеристика групп и общностей осужденных, придерживающихся уголовных традиций 4
1.2 Организация и проведение воспитательно-профилактической работы с отрицательными группами осужденных и их отдельными представителями 11
2 Практическая часть 20
2.1 Основные направления воспитательной работы с отрицательными осужденными в ИК-3 20
2.2 Совершенствование педагогической деятельности по исправлению осужденных, придерживающихся уголовных традиций 22
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Введение
В настоящее время оперативная обстановка в исправительных учреждениях характеризуется как стабильно напряженная. Деятельность персонала ИУ, в том числе и воспитательная работа, часто сталкивается с организованным противодействием со стороны осужденных. Это противодействие может быть как скрытым, так и открытым. В основном оно исходит от групп отрицательной направленности, осужденных, придерживающихся уголовных, так называемых воровских традиций. Актуальность работы обусловлена тем, что сегодня проблема воздействия на этих осужденных является наболевшей. К сожалению, единых комплексных исследований этой категории осужденных, мер борьбы, с ними на сегодняшний день явно недостаточно.
Целью работы является исследование особенностей воспитательной работы с осужденными, придерживающимися уголовных традиций.
Задачи работы:

  • рассмотрение психолого-педагогической характеристики групп и общностей осужденных, придерживающихся уголовных традиций;
  • изучение организации и проведения воспитательно-профилактической работы с отрицательными группами осужденных и их отдельными представителями;
  • анализ основных направлений воспитательной работы с отрицательными осужденными в ИК-3;
  • выявление направлений совершенствования педагогической деятельности по исправлению осужденных, придерживающихся уголовных традиций.

1 Теоретическая часть
1.1 Психолого-педагогическая характеристика групп и общностей осужденных, придерживающихся уголовных традиций
Осужденные, придерживающиеся уголовных традиций, соизмеряют свои поступки и самооценку не столько с принятыми в обществе моральными нормами, сколько с неписаными правилами своего мира.
Коллективист в их понимании – это тот, кто ни при каких условиях не выдаст «друзей», кто живет по принципу «Сам погибай, а товарища выручай», где товарищ понимается как соучастник.
Лидер преступной группы – это идеолог, создающий платформу духовного единения соучастников. Одной из особенностей лидерства в преступных группах является то, что его психологическая природа в большинстве случаев дополняется системой материальной зависимости, а также психическим и физическим принуждением. Лидер – это член группы, за которым признается право принимать решения в значимых для группы ситуациях.
Антисоциальная среда, где правят лидеры и «авторитеты», имеет ряд специфических признаков: наличие жаргона, системы кличек, татуировок и т.д.
В зависимости от статуса осужденных их можно распределить на несколько неформальных категорий или каст :
– относящиеся к высшему слою («воры в законе», «козырные фраера», «свояки», «путевые», «блатные» и др.);
– средний слой («мужики», «пацаны»);
– промежуточный слой («быки», «громоотводы», «шестерки», «пристяжь» и др.);
– низший слой («обиженные» разных мастей).
Взаимоотношения между представителями данных каст строятся по принципу «господство – подчинение» – унижение сильным слабого, что заложено в неформальных нормах, существующих в криминальной среде и составляющих своеобразный кодекс поведения.
Представители высшего слоя в свою очередь подразделяются на две группы: «воры в законе» и «авторитеты» («козырные фраера», «фраера», «свояки», «путевые» и др.).
Для названных преступных групп характерны следующие цели деятельности:
– обеспечение лучших условий отбывания наказания за счет притеснений, поборов и присвоения результатов труда основной массы осужденных;
– создание для себя незаконных льгот и преимуществ;
– организация каналов получения из-за пределов исправительных учреждений различных запрещенных предметов, прежде всего денег, наркотических средств, орудий и предметов совершения преступлений;
– завоевание в острой конкурентной борьбе лидерства среди других
группировок отрицательной направленности как в данном исправитель-
ном учреждении, так и в масштабах определенного региона;
– подчинение своему влиянию основной массы осужденных;
– оказание противодействия администрации исправительного учреждения с перспективой дезорганизации ее деятельности или же установления двойного управления учреждением;
– организация и совершение конкретных преступлений, как-то: массовые беспорядки, действия, дезорганизующие работу ИУ, сопротивление или неподчинение представителям администрации, незаконные операции с наркотиками, умышленные убийства и тяжкие телесные повреждения, насильственное мужеложство и др.
Приступая к изложению первой части вопроса, мы должны отметить, что специальных исследований осужденных, придерживающихся уголовных традиций не проводилось. Поэтому мы будем основываться на общих данных Михлина А.С. и на работах Коломытцева Н.А. и других авторов.
Характеризоваться будут осужденные мужского пола содержащихся в исправительных колониях строго и особого видов режима, так как в этих колониях очень много лиц, уже не однократно судимых. Для этих осужденных характерно высокая степень предосторожности и конспирации поведения. Следует отметить, что в исправительных колониях особого вида режима 96% всех осужденных составляет лица при особо опасном рецидиве . Начнем с социально демографической характеристики.
Возраст.
Основываясь на данных Михлина А.С., Коломытцева Н.А., можно сделать вывод о том, что около 85% лидеров и участников групп отрицательной направленности имеют возраст 30-45 лет. При этом средний возраст около 36-38 лет. Они, как правило, житейски зрелые люди, имеющие достаточно преступный опыт.
Семейное положение.
Надо отметить, что в исправительных колониях строго и особого видов режима среди осужденных, придерживающихся уголовных традиций, не имеют семьи около 80 %. У лидеров преступных групп, так называемых «воров в законе» старой формации, этот показатель значительно выше, так как иметь семью им запрещали старые «воровские» законы.
Образование.
Образовательный уровень данной категории осужденных соответствует в основном среднестатистическим показателям и равен среднему общему и среднему специальному образованию. Но есть незначительное число осужденных, имеющих и высшее образование (в том числе и незаконченное) и неполное среднее.
Трудоспособность.
Более 80 % осужденных этой категории являются полностью трудоспособными, а 5-7%- ограниченно трудоспособными. Исходя из этих данных, мы можем сделать вывод, что значительное большинство осужденных администрация ИУ может использовать в трудовом процессе, который может оказать позитивное влияние на них ( к сожалению, очень редко в ИУ осужденные трудоустроены полностью).
Уголовно-правовая характеристика.
Осужденные, придерживающиеся уголовных традиций, чаще всего совершают корыстные преступления — примерно 45-50%, около 15-20% совершают корыстно-насильственные преступления, около 30-35% -насильственные преступления.
Судимости.
В среднем участники групп отрицательной направленности имеют 2-3 судимости, а лидеры таких групп, особенно старые «воры в законе», по 4-5 и более судимости. Исходя из этих данных можно сделать вывод о том, что указанная категория осужденных имеет преступный опыт, может конспирировать свою противоправную деятельность в учреждении, что затрудняет борьбу с подобными лицами.
Наличие поощрений и взысканий.
Значительное большинство рассматриваемых осужденных (85-90%) не имеет поощрений, зато они «преуспели» в получении взысканий, среднее число которых у них равно 3-5 (в том числе и злостные нарушения режима). Многие имеют и большее число взысканий. Автор данной работы, проходя весной 2001 года преддипломную практику в одном из учреждений УИН МЮ по Ульяновской области, изучил личное дело одного из таких осужденных, который имел более 15 взысканий (в том числе нарушение внутреннего распорядка, не выполнение законных требований администрации). Завершая рассмотрение этой части вопроса, про анализируем распределение осужденных по степени исправления.
Цифры в целом закономерны: встали на путь исправления – 5-10% осужденных, не встали на путь исправления – 60-65%, являются злостными нарушителями режима – около10-15 %.
Таким образом, данная категория осужденных с большим трудом поддается исправительному воздействию, а многие из этих лиц не меняют своей отрицательной направленности.
Прежде чем охарактеризовать личность лидера группы отрицательной направленности, считаем необходимым, осветить вопрос о структуре группы отрицательной направленности.
Ее возглавляет лидер (босс, «авторитет»). Он имеет помощника- «советника».
Следующим важным участником группы является «казначей», который отвечает за общую нелегальную кассу — «общак».
Далее идут непосредственные исполнители воли лидера группы-«быки», «громоотводы». В группе могут состоять и не которые осужденные молодежного возраста, увлеченные уголовной «романтикой», находящиеся на положении учеников. Они пользуются покровительством со стороны лидера. Кроме того, в сферу деятельности группы могут попадать осужденные, именуемые «шестерками», «обиженными», которых используют для выполнения не престижных либо явно противоправных поручений .
Более подробно остановимся на личности лидера отрицательной группы, так как он является ее координатором и цементирующим началом. Поскольку в местах лишения свободы существует обостренный спрос на справедливость, пусть и понимаемую по-своему, то существует потребность в защите нарушенной справедливости. Лидеры групп берут на себя эту важную роль.
Лидер-это член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной специфической ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной коллективной деятельности людей . Принято считать, что лидеры утверждают свою власть с помощью силы. Но это не так. На вопрос: «Что вас привлекает в ваших лидерах?» — почти все опрошенные отвечали примерно следующее: «Независимость; умение постоять за себя; смелость в отстаивании своих взглядов; отсутствие страха перед лишениями» .
Лидеры сразу же обращают на себя внимание: они лучше других одеты, подтянуты, высказывают своеобразный тюремный шик, поскольку внешний вид является показателем их статуса. Лидер- человек наблюдательный, умеющий собирать и анализировать нужную для него информацию, наличие которой позволяет ему правильно ориентироваться в сложных ситуациях и помогает принимать верное решение для достижения целей. Он имеет хорошие организаторские способности, владеет тайными способами общения, инициативен, предельно внимателен.
Сегодня в колониях отбывают наказание разные типы лидеров:

  1. «Старые» лидеры. Придерживаются обычаев и традиций 40х-50х годов. Как правило это осужденные старших возрастов, имеющие большой преступный опыт, много судимостей, «незапятнанную» репутацию, значительный авторитет, как в исправительных учреждениях, так и на свободе.
    Они являются противниками любого взаимодействия с правоохранительными органами.
  2. «Новые» лидеры. Отличаются более молодым возрастом, меньшим числом судимостей. В своих интересах могут заключить соглашение с правоохранительными органами, в том числе и с администрацией ИУ.
    Сегодня в ИК большинство составляют «новые» лидеры. Выделяют следующие типы лидеров:
  3. лидеры наиболее трудных в воспитательном отношении групп. Это группы со скрытой отрицательной направленностью. В них входят самые трудные и волевые осужденные, отрицательно настроенные, знающие тюремные традиции и обычаи;
  4. лидеры, возглавляющие группы с пассивной открытой отрицательной направленностью (всегда чем-то недовольных);
  5. лидеры, возглавляющие группы с открытой активной отрицательной направленностью (злостные нарушители режима, открыто выражающие недовольство администрацией) .
    Рассмотрим функции лидера отрицательной группы направленности:
  6. организация каналов проникновения в ИУ запрещенных предметов, налаживание незаконных связей с работниками ИУ;
  7. выявление осужденных, которых можно эксплуатировать для пользы группы;
  8. организация «общака» и контроль за ними;
  9. активная пропаганда «воровской идеологии» и контроль за ее исполнением;
  10. организация противоборства администрации, направленного на ослабление режима;
  11. контроль над конфликтными ситуациями и их разрешение;
  12. организация азартных игр;
  13. определение тактики и организация «контрразведывательной» деятельности, в первую очередь, в отношение персонала в ИУ;
  14. решение вопроса о необходимости массовых выступлений осужденных;
  15. организация жалоб осужденных на «тяжелые» условия отбывания наказания в ИУ;
  16. участие в сходках регионального характера;
  17. оказание влияния на трудовое и бытовое устройство конкретных осужденных.
    1.2 Организация и проведение воспитательно-профилактической работы с отрицательными группами осужденных и их отдельными представителями
    Об исправлении «воров в законе» можно говорить с большой долей условности, так как это зрелые люди с большим опытом преступной деятельности, имеют прежние преступные связи. У них преобладает вполне сформировавшаяся и ярко выраженная антисоциальная позиция, сложившееся мировоззрение, криминальные установки закрепились в привычках. Совершение каждого нового преступления требует все меньшего напряжения. Сложившийся стереотип препятствует изменению поведения личности в лучшую сторону. Эти лица не только равнодушны к воспитательным воздействиям, но и всячески оказывают сопротивление воспитателям. Процесс исправления личности, придерживающейся уголовных традиций, сложный и долгий.
    Основные направления воспитательной работы:
  18. Профилактическая работа. Предполагает предупреждение возникновения групп отрицательной направленности; выявление осужденных, которые могут стать лидерами группировок; устранение причин и условий, способствующих сближению отрицательно настроенных осужденных; работу с вновь прибывшими; правовое просвещение; меры дисциплинарного воздействия.
  19. Локализирующая работа. Заключается в своевременной локализации лиц отрицательной направленности.
  20. Переориентация. Предполагает переориентацию лидера, его развенчание, переориентацию направленности группы, внедрение в группу нового лидера.
  21. Ликвидирующая (пресекающая) работа. Включает в себя жесткие меры дисциплинарного воздействия, распределение членов групп по другим отрядам или учреждениям в целях разобщения.
  22. Развенчание. Предполагает подрыв авторитета, показ несостоятельности в решении вопросов, перевод в обычного осужденного.
    Развенчание «авторитета» может быть осуществлено следующими средствами:
    – доведением до сведения широкого круга лиц фактов необоснованного притеснения, поборов, вымогательств, паразитического существования за счет других осужденных;
    – демонстрацией фактической неспособности выполнять взятые на себя обязанности (например, устанавливать нелегальные каналы поступления запрещенных предметов в место лишения свободы, ограничивать вмешательство администрации во «внутренние» вопросы жизни осужденных) и др.
    Следует довести до сведения массы осужденных безнравственность, несостоятельность тех норм и правил, которые реализуют в своем поведении лидеры криминальной среды. Необходимо наглядно показать, что их противоправная деятельность не только вредит работе администрации, но и противоречит интересам подавляющего большинства осужденных и общечеловеческой морали. В противном случае возникает обратный эффект: не порвавший с сообществом «авторитет» в преступной среде приобретает ореол мученика, сильной личности.
    Задачи воспитателя :
  23. Не оставлять без педагогического воздействия те устремления лидера, которые направлены против соблюдения режимных требований, участия в общественной, трудовой деятельности.
  24. Позволить лидеру открыто выражать свои искаженные мысли, взгляды, убеждения и представления об окружающих людях и событиях.
  25. Учитывать конкретные формы сопротивления.
  26. Переключить их активность с выполнения негативных функций на позитивные (например, организаторские способности и др.).
  27. Привлекать лидера с учетом его интересов к различным видам и формам общественно полезной деятельности, укреплению дисциплины в быту, на производстве.
  28. В случае безрезультативности использования форм и средств индивидуального и коллективного воздействия необходимо обеспечить жесткую изоляцию неформального лидера от остальных осужденных и создать в коллективе атмосферу осуждения его действий и поступков путем проведения повседневной разъяснительной работы.
    Основные принципы индивидуального воздействия:
    – знание индивидуальных особенностей особо опасных осужденных;
    – индивидуальный подход к осужденному;
    – проектирование личности рецидивиста;
    – составление программы воспитательных воздействий;
    – учет и анализ достигнутых результатов воспитания.
    Особенностью воспитательной работы с данной категорией осужденных является сочетание педагогических воздействий с лечебно-медицинскими и режимно-профилактическими мерами.
    На организацию педагогического процесса в колониях особого режима влияют следующие факторы:
    – относительная однородность осужденных при высокой степени
    общественной опасности, криминальной зараженности и педагогической запущенности;
    – длительность сроков наказания, продолжительный разрыв социальных связей с лицами, находящимися на свободе;
    – наличие значительного количества лиц с психическими аномалиями, инвалидов;
    – низкий уровень культуры осужденных;
    – особенности камерного содержания и другие более строгие режимные ограничения.
    Открытый или скрытый протест против режимных мероприятий зачастую находит поддержку у других осужденных. Это может стать основой для образования «ложного коллектива», который любые групповые проблемы разрешает противозаконным способом, направленным на удовлетворение асоциальных наклонностей, привычек, потребностей, что существенно усложняет весь воспитательный процесс.
    Воздействия сотрудников встречаются с организованным противодействием «ложного коллектива», что может приводить к групповым конфликтам, нарушениям режимных требований и трудовой дисциплины.
    Чтобы нейтрализовать деятельность уже сформировавшейся группы криминогенной направленности А.И. Долгова предлагает применение следующих мер воспитательного воздействия :
    1) выявление наиболее авторитетных среди осужденных лиц;
    2) изучение их направленности, интересов и склонностей, ролей, в которых они выступают в различных видах деятельности (учебной, игровой, спортивной, трудовой и т.д.);
    3) осуществление за их поведением постоянного контроля и по возможности включение их в общественно значимые виды деятельности, убеждение в неправомерности занимаемой позиции, в некоторых случаях привлечение к руководящей работе с осужденными;
    4) проведение постоянной воспитательной работы с членами группы в целях отрыва их от лидера и нейтрализации его влияния;
    5) постепенное введение в группу положительно направленных осужденных в целях разрушения группы изнутри. Для этого можно перегруппировывать сформированные звенья, бригады, отделения и т.д.,
    изымая из них членов неформальных групп и прививая с помощью новых участников позитивное содержание деятельности группы;
    6) проведение постоянной воспитательной работы с лидерами групп, побуждение их к изменению своих взглядов, позиций, аморального поведения;
    7) поиск способов развенчания лидеров в глазах других осужденных, подрыв их авторитета.
    При этом необходимо учитывать комплексный подход как к изучению групп, так и к работе с ними, включая в нее как можно больше людей: учителей, воспитателей, мастеров, представителей общественности, руководителей предприятий, социальных работников и т.д.
    Прежде всего, надо отметить то, что об исправление подобных осужденных можно говорить с весьма большой долей условности. Как было сказано ранее, эти лица чаще всего зрелого возраста, имеют опыт преступной деятельности, неоднократно судимые. У них преобладает ярко выраженная антисоциальная установка, ясная жизненная позиция.
    Используется две формы воспитательной работы: индивидуальная и коллективная.
    Рассмотрим форму индивидуального воздействия. Часто именно она может стать наиболее эффективной (а порой и единственной) в воспитательной работе. В индивидуальных контактах с персоналом ИУ лидеры отрицательных групп весьма осторожны. Стараются держаться незаметно. Вместе с тем обычно не скрывают своих убеждений, пытаются их аргументировать и даже бравируют ими. Позиция таких осужденных следующая: «Ты, начальник, меня не трогай, тогда и тебе ничего не будет», поэтому администрация может использовать некоторые индивидуальные особенности личности лидеров, в частности способность оказывать влияние на других осужденных. При этом недопустимо, чтобы сотрудник подстраивался под данного осужденного, шел у него на поводу.
    Для выбора конкретных приемов воспитательной работы начальник отряда должен тщательно изучить личное дело этого лидера, выявить роли и функции, которые осуществляет этот осужденный. Сотрудник (воспитатель) не должен подвергать критике личность осужденного. Он обязан принять его таким, каков он есть со всеми недостатками. Попытки убедить его изменить свое поведение должны осуществляться не только с помощью предъявления ему строгих законных требований, но и с учетом эмоционально-психических особенностей его личности. Одним из непременных условий успеха в этом деле является соблюдение принципа уважения личности, умение внимательно отнестись к мировоззрению и частным проблемам осужденного (но отнюдь не заигрывание с ним). Воспитатель много выиграет, если станет серьезно обсуждать тему жизненных перспектив и, по возможности, окажет реальную помощь. Весь смысл индивидуальной воспитательной работы с лидерами состоит в том, чтобы попытаться направить оценку или своих действий за пределы той «внутренней» позиции, с которой они смотрят на свою жизнь вообще и поступки в частности. При этом воспитатель (начальник отряда) сталкивается с таким психологическим феноменом как сопротивление воспитательному воздействию (осужденных неосознанно оправдывает свое поведение). Сопротивление выражает стремление личности сохранить целостность, определенность своего «я», уровень самосознания, самоуважения и самооценки.
    Воспитатель должен при создании специальной воспитательной ситуации учитывать конкретные формы такого сопротивления. Это может быть: — прямой уход от вопросов и любых других способов общения. В данном случае начальник отряда должен изучить обстоятельства того, почему осужденный оказался в ситуации непонимания его другими людьми. Далее необходимо терпеливо объяснить ему собственное состояние, переживания. При этом воспитатель должен говорить как бы «за осужденного», от его имени и, по возможности, его словами. Если это удается сделать хотя бы отчасти, то сужденный будет стремиться к установлению эмоционального контакта с воспитателем.
    Другой формой сопротивления воспитательному воздействию является преувеличение ценности личных качеств, утверждение своей исключительности и неповторимости. Суть отношений с такими осужденными должна состоять в том, что воспитателю следует поначалу принять позицию осужденного и не подвергать резкой критике его отношение к себе и другим. Если воспитатель не сделает этого, то со стороны лидера весьма вероятной будет реакция явного раздражения, даже враждебного отношения. Воспитатель должен не наказывать осужденных, открыто выражающих свою враждебность. А подводить к осознанию происхождения враждебности, показывать другие пути выхода из конфликта. После того как сопротивление будет уменьшено (преодолено), осужденный оказывается способным к восприятию воспитателя и его высказываний, что позволяет проводить дальнейшую корректировку его личностной позиции.
    Кроме того, в работе с подобной категорией осужденных эффективными могут оказаться и другие, более радикальные методы. Один из них — создание воспитательной ситуации, которая работает по методу «взрыва», разбивает внутренние позиции «авторитета» и обуславливает его отход от группы отрицательной направленности. Например, у матери, приехавшей на свидание к осужденному, украли в дороге кое-какие вещие. Начальник отряда использовал этот случай в воспитательных целях, после чего лидер как-то начал пересматривать свое отношение ко многим вопросам. Начальник отряда разыскал родственников осужденного, потерявшихся во время Великой Отечественной войны. Известие об этом настолько ошеломило осужденного, что он резко изменил свое поведение к лучшему.
    Теперь рассмотрим форму коллективного воздействия на осужденных, придерживающихся уголовных позиций. К этой форме следует отнести использование коллективного мнения. Важное значение приобретает умелый выбор способов воздействия коллектива на личность. В одних случаях обсуждение нужно провести на собрании. В других — на заседании актива. В третьих — в присутствии 1-2 членов коллектива. В четвертых — беседа воспитателя наедине с осужденными.
    Групповые формы воздействия на лидеров основываются на том обстоятельстве, что авторитет лидера возникает только в группе, а поэтому главное-работа с малыми неофициальными объединениями осужденных. Всю воспитательную работу по руководству формированием малых групп можно разделить на несколько основных видов:
    Профилактическая работа предполагает :
  29. предупреждение возникновения групп отрицательной направленности;
  30. изучение вновь прибывших осужденных и выявление возможных лидеров;
  31. пресечение азартных игр;
  32. индивидуальная работа с вновь прибывшими осужденными.
    Локализующая работа предусматривает своевременную локализацию групп отрицательной направленности. С этой целью осужденным наглядно показывают методы и способы вовлечения в такие группы, махинации в азартных играх; разъясняется эгоистическая сущность взаимоотношений в этих группах.
    Ликвидационные мероприятия могут быть как организационно-педагогического, так и сугубо режимного характера. Сюда включаются и жесткие меры дисциплинарного воздействия и психолого-педагогическое воздействие.
    Переориентация направленности малой группы достается следующими способами:
  33. переориентация лидера;
  34. развенчание лидера;
  35. развенчание лидера и создание авторитета одному из членов группы, имеющему те или иные положительные качества;
  36. внедрение в группу нового лидера и члена (членов), цель которых переориентация группы или разложение .
    Большую помощь администрации ИУ в переориентации лидеров и членов группы отрицательной направленности оказывают письма родных и близких, коллектива, в котором осужденный работал до лишения свобод, встречи с родственниками. Не менее эффективным будет и воздействие лиц, мнением которых осужденные дорожат. Большую помощь могут оказать лица, порвавшие с преступным прошлым. Их выступление в коллективе осужденных по местному радио, многотиражке, стенной печати помогают администрации в переориентации подобных лиц.

2 Практическая часть
2.1 Основные направления воспитательной работы с отрицательными осужденными в ИК-3
Воспитательная работа с осужденными, придерживающимися уголовных традиций, в Федеральном бюджетном учреждении по Вологодской области ИК-3 (далее ИК-3) разделяется по трем формам:
I. Коллективные формы — использование всей системы социально-психологических явлений, возникающих в ИК-3, на основе межличностных отношений. В актив осужденных включают положительно настроенных осужденных, твердо вставших на путь исправления и в тоже время авторитетных, которые по своим личностным качествам могли бы одновременно стать и неофициальными лидерами в коллективе. В актив иногда привлекают и преступных лидеров.
II. Групповые формы. Основываются на том обстоятельстве, что «авторитет» преступного лидера возникает только в группе, а поэтому главное — работа с малыми неофициальными группами осужденных, неформальными нормами их среды, формирование благоприятного морально-психологического климата, использование механизмов неофициальных отношении в группе.
Таким образом, в ИК-3 используется весь механизм сложившихся неофициальных отношений в коллективе, различные социально-психологические факторы. Всю воспитательную работу по воздействию на «воров в законе» через малые специальные группы в ИК-3 можно подразделить на несколько основных видов:
1) Профилактическую работу, которая предполагает предупреждение возникновения группировок с отрицательной направленностью, изучение прибывших осужденных и выявление лиц, которые могут быть лидерами, устранение причин и условий, способствующих установлению контактов между осужденными на основе отрицательных мотивов, пресечение азартных игр, правовое просвещение и разъяснение повышенной ответственности организаторов преступных группировок, индивидуальная работа с вновь прибывшими в целях правильной их ориентации в ИУ;
2) Локализирующая работа предусматривает своевременное ограничение деятельности (локализацию) выявленных группировок отрицательной направленности.
3) Пресекающие мероприятия организационно-педагогического и режимного характера, включающие в себя жесткие меры дисциплинарного и психолого-педагогического воздействия, направленные на переориентацию или разложение группировок. Пресечению их деятельности служат убеждение, общественное принуждение через обсуждение лидеров на собраниях коллективов отряда. Другим способом пресечения деятельности отрицательных группировок в практике ИК-3 является разобщение их членов по другим отрядам или другим исправительным учреждениям.
Сотрудниками ИК-3 также используется такой метод воздействия как переориентация направленности группировки. Переориентация достигается различными способами:

  • переориентация лидера, основывающаяся на понимании и уважении воспитателем личности осужденного, знании его жизненного пути, серьезном отношении к его мировоззрению, частным проблемам и т.д.;
  • развенчание лидера, что также является эффективным средством переориентации возглавляемой им группировки в том случае, если в его основании будет развенчание конкретных действий, поступков, взглядов лидера путем обоснованной критики, анализа примеров аморальной антиобщественной направленности его действий;
  • развенчание лидера и создание авторитета одному из членов группировки, обладающего положительными качествами и необходимыми субъективными предпосылками;
  • внедрение в группировку нового лидера или члена из других группировок, которое должно способствовать перестройке направленности всей группировки. Это включает в себя два одновременных процесса: разложение группировки, ликвидация ее традиций, норм, ценностей, формирования недоверия осужденных к социально-негативному лидеру; направление деятельности группировки на достижение общественно значимых целей, ценностей, традиций и норм.
    Хороший воспитательный эффект в работе с осужденными, дают применяемые в ИК-3 тематические выпуски радиогазет, привлечение родственников и общественности.
    III. Индивидуальные формы воспитательной работы осуществляются в ИК-3 наряду с общими мероприятиями. Индивидуальная работа имеет важное значение. Ее исключительность определяется тем, что именно она дает возможность непосредственно влиять на таких лиц, изменять их установки и взгляды на основе знания их личности, условий ее формирования и развития, жизненного опыта и т.д. Успешным приемом воздействия на осужденного является умение сотрудника ИК-3 в индивидуальном контакте позволить ему открыто выражать свои искаженные в социально-нравственном плане представления, взгляды, оценки. Завоевание доверия особенно необходимо в деле исправления «воров в законе», поскольку именно они находятся в активной оппозиции к нормам и ценностям общества.
    Одним из исключительных воспитательных методов, применяемых в ИК-3, является компроментация лидера в глазах группировки, которая приводит к тому, что он теряет доверие и уважение. Однако использование данного метода требуется строгое соблюдение закона и применяется крайне редко.
    2.2 Совершенствование педагогической деятельности по исправлению осужденных, придерживающихся уголовных традиций
    С учетом специфики исследуемой категории лиц в ИК-3 следует строить и воспитательную работу с ними. В целом эта деятельность должна осуществляться комплексно в двух направлениях: организационном и воспитательном. Более подробно рассмотрим каждое из этих направлений. Организационные мероприятия:
    Администрация ИК-3 обязана своевременно выявлять и ставить на особый профилактический учет особо опасных лидеров, определять круг ближайшего окружения. Она в целях устранения или ослабления их действий обязана:
  • постоянно контролировать процессы образования неформальных малых групп различной направленности. Иметь сведения об их численном составе, характере складывающихся взаимоотношений, социально-демографических, уголовно-правовых и психологических особенностях осужденных;
  • выявлять распространенные не писанные нормы, принципы и правила поведения, действующие традиции и ритуалы;
  • своевременно фиксировать и целенаправленно разрешать конфликты между осужденными, пресекать попытки лидеров разрешать самим эти споры;
  • активно пресекать слухи и другую дезинформацию, направленную на компроментацию осужденных, дескридитирование администрации;
  • при проведении воспитательной работы разъяснять справедливость и правомерность действий администрации, своевременно информировать осужденных о мерах по разрешению обоснованных жалоб, устных и письменных предложений по совершенствованию процесса исправительного воздействия, устранение недостатков в бытовом, трудовом, санитарно-гигиеническом и ином обеспечении;
  • при проведении массовых и индивидуальных мероприятий показывать осужденным негативные последствия, вызываемые устойчивой ориентацией на уголовно-преступную систему ценностей, членством в отрицательных группировках;
  • опираться на положительные традиции, связанные с применением мер морального и материального стимулирования, включением в те или иные виды деятельности.
    В деле организации работы по борьбе с преступными авторитетами можно использовать положительный опыт Усольского УЛИТУ (г. Соликамск), где в ИК сосредоточены особо опасные лидеры, отбывающие меры дисциплинарного воздействия. Это позволяет целенаправленно и активно воздействовать на них, склонять к коренному изменению поведения и дает возможность сотрудникам приобретать необходимые навыки и умения для работы с данной категорией осужденных.
    Преступные группировки функционируют не только в пределах одного ИУ, но и в разных ИУ и на свободе, поэтому администрации ИК-3 важно перекрывать нелегальные связи между этими преступниками.
    Таким образом, подводя итог вопросу, касающемуся особенностей воспитательной работы с осужденными, придерживающимися уголовных традиций, можно отметить следующее. Безусловно, что воспитательный процесс с исследуемой категорией лиц имеет определенные особенности, которые во многом определяются самой спецификой такой категорией наиболее опасных осужденных. Тем не менее, учитывая характерные черты исследуемой категории лиц, сотрудники ИК-3 должны строить свои работу в комплексе с другими мероприятиями и в строгом соблюдении принципа законности.

Заключение
Итак, мы рассмотрели наиболее важные вопросы, связанные с особенностями организации воспитательного процесса с осужденными, придерживающимися уголовных традиций. Нами были рассмотрены такие вопросы как понятие уголовных традиций, исторический аспект социально-психологической характеристики личности осужденного, который придерживается уголовных традиций, а также особенности организации воспитательного процесса с исследуемой категорией лиц.
Несмотря на многообразие форм и методов воспитательной работы с указанной категорией лиц, все-таки нельзя констатировать тот факт, что уголовные традиции можно полностью искоренить. Тем не менее необходимо в исправительных учреждениях более тщательно заниматься этой актуально на настоящий момент проблемой. В связи с чем необходимо также и уделять внимание квалифицированности и подготовленности самих воспитателей, поскольку неграмотное разрешение конфликта между осужденными различной направленности может послужить поводом для серьезных столкновений как между осужденными, так и между осужденными с одной стороны, и администрацией — с другой.
Воспитательная работа с осужденными, придерживающимися уголовных традиций, в ИК-3 разделяется по трем формам:
I. Коллективные формы — использование всей системы социально-психологических явлений, возникающих на основе межличностных отношений.
II. Групповые формы. Основываются на том обстоятельстве, что «авторитет» преступного лидера возникает только в группе, а поэтому главное — работа с малыми неофициальными группами осужденных, неформальными нормами их среды, формирование благоприятного морально-психологического климата, использование механизмов неофициальных отношении в группе.
Всю воспитательную работу по воздействию на «воров в законе» через малые специальные группы в ИК-3 можно подразделить на несколько основных видов:
1) Профилактическую работу, которая предполагает предупреждение возникновения группировок с отрицательной направленностью, изучение прибывших осужденных и выявление лиц, которые могут быть лидерами, устранение причин и условий, способствующих установлению контактов между осужденными на основе отрицательных мотивов, пресечение азартных игр, правовое просвещение и разъяснение повышенной ответственности организаторов преступных группировок, индивидуальная работа с вновь прибывшими в целях правильной их ориентации в ИУ;
2) Локализирующая работа предусматривает своевременное ограничение деятельности (локализацию) выявленных группировок отрицательной направленности.
3) Пресекающие мероприятия организационно-педагогического и режимного характера, включающие в себя жесткие меры дисциплинарного и психолого-педагогического воздействия, направленные на переориентацию или разложение группировок.
III. Индивидуальные формы воспитательной работы осуществляются в ИК-3 наряду с общими мероприятиями.
Подводя итог вопросу, касающемуся особенностей воспитательной работы с осужденными, придерживающимися уголовных традиций, можно отметить следующее. Безусловно, что воспитательный процесс с исследуемой категорией лиц имеет определенные особенности, которые во многом определяются самой спецификой такой категорией наиболее опасных осужденных. Тем не менее, учитывая характерные черты исследуемой категории лиц, сотрудники ИК-3 должны строить свои работу в комплексе с другими мероприятиями и в строгом соблюдении принципа законности.

Список использованной литературы

  1. Алексахин А.Н. Анатомия криминала. Их дом — тюрьма// Милиция. 1998. — №1. — С. 24-27.
  2. Анисимков В.М. Антиобщественные традиции, обычаи и норма поведения осужденных в местах лишения свободы: исторический аспект. Лекция. Академия МВД СССР. М., 1990. — 52 с.
  3. Гуров А., Рябыкин В. Исповедь «вора в законе». Опыт литературного исследования// На боевом посту. 1990. № 9-10. – 90 с.
  4. Исправительная (пенитенциарная) педагогика/ под ред. А.И. Зубкова, М.П. Стуровой. Рязань, 1993. – 188 с.
  5. Коломытцев Н.А. Особо опасные рецидивисты в колониях и тюрьмах. — Рязань, 1994. – 139 с.
  6. Кудимов А.Ф. Методика индивидуальной работы с осужденными в воспитательных колониях ФСИН России // Вопросы ювенальной юстиции. 2007. — №2. – С. 12-29
  7. Методические рекомендации о формах и методах «развенчания» лиц, причисляющих себя к «ворам в законе» и иных лидеров уголовно- преступной среды в ИТК/Под ред. Ю.М. Антоняна. М., 1987. — 25 с.
  8. Методические рекомендации по организации воспитательной работы с осужденными в неформальных группах// Сб. нормативных актов и методических рекомендаций по организации воспитательной работы с осужденными в ИТУ. Ч. 2. М-, 1983. – 201 с.
  9. Михлин А.С. Осужденные. Кто они? — М.,1996. — 110 с.
  10. Наказание и исправление преступников/ Пособие под ред. Ю.М. Антоняна.М., 1992. — 80 с.
  11. Особо опасные лидеры в ИТУ и воспитательное воздействие на них. / Под общ. ред. Антоняна Ю.М. — М., 1989Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи. Криминальная субъкультура. Тверь, 1994. — 419 с.
  12. Преступность в России и проблемы борьбы с ней / Редкол.: А.И. Долгова (отв. ред.) [и др.]. Российская криминологическая ассоциация, 2011. — 243 с.
  13. Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Пенитенциарная психология. — Рязань, 1998. — 259 с.
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov