Контрольная Районные суды порядок формирования, структура, полномочия

Содержание

1 Порядок формирования, состав и структура районного суда 3
2 Полномочия районного суда 8
Список использованных источников 10

1 Порядок формирования, состав и структура районного суда
Районный суд может быть создан и упразднен только федеральным законом (ч. 1 ст. 17 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ»).
Районный суд является основным звеном системы федеральных судов общей компетенции (юрисдикции). В соответствии со ст. Федерального конституционного закона от 07.02.2011 N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» районный суд создается федеральным законом в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации. Он может быть создан также в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта РФ. Районные суды образуются в каждом районе, в городах могут быть городские, межрайонные, межмуниципальные (все на правах районных) суды. В сельских районах создается, как правило, один суд на район и город (районный центр). В настоящее время количество районных судов в стране исчисляется тысячами, они рассматривают абсолютное большинство дел. Они не рассматривают лишь те уголовные и гражданские дела, дела об административных правонарушениях, которые в соответствии с федеральным законом относятся к ведению других судов общей юрисдикции— среднего звена, мировых судей и т.д. или арбитражных судов. В их ведении решения по многим вопросам как досудебного производства (избрание мер пресечения — залога, домашнего ареста, заключения под стражу или продление его срока, рассмотрение ходатайств о производстве отдельных следственных действий -обыска, выемки, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, контроль и запись переговоров), так и после судебного разбирательства дел (проверка законности, обоснованности и справедливости приговоров, выдача судебного приказа взыскателю и т.д.). Объем выполняемых ими судебных действий свидетельствует, что действительно, районные суды — суды основного звена. Статьей 21 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ» установлено, что полномочия, порядок образования и деятельности районного суда устанавливаются федеральным конституционным законом.
Районный суд состоит из профессионалов-судей, количество которых должно определяться нагрузкой на судей по разрешению дел. Оптимальные нормы загруженности судей еще не выработаны. Постоянно увеличивающуюся нагрузку на судей по разрешению дел при недостаточном кадровом пополнении
Правительство РФ поставило на первое место среди объективных факторов, существенно препятствующих осуществлению правосудия с соблюдением установленных законом сроков. Среди других факторов названы: ненадлежащее ресурсное обеспечение, проблемы привлечения к участию в судебном процессе адвокатов в соответствии со ст. 51 УПК (обязательное участие защитника в уголовном судопроизводстве), недостатки деятельности конвойной службы, низкий уровень исполнения поручений судов о принудительном приводе свидетелей и потерпевших, а также о розыске скрывшихся от суда подсудимых.
Внутреннее устройство — структура районного суда как государственного учреждения обусловлена целями и задачами, стоящими перед ним (рис. 1).

Рисунок 1 — Структура районного суда как государственного учреждения

  1. Председатель районного, городского, межмуниципального суда, руководит работой суда, распределяет обязанности, ведет личный прием граждан, составляет отчеты в государственные органы.
  2. Народные судьи- лица наделенные полномочиями осуществлять правосудие профессионально. Количество судей для каждого суда устанавливается правовыми актами органа исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации.
  3. Народные заседатели — коллегиально с участием народного судьи осуществляют правосудие, при осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи
  4. Консультант суда – ведет справочную работу суда, отслеживает изменения и дополнения в законодательстве и оповещает о них судей.
  5. Секретари судебных заседаний прикреплены к конкретным судьям и ведут и оформляют протокол судебного заседания, проверяют явку в суд.
  6. Канцелярия — в крупных судах предусмотрено две канцелярии, по гражданским и уголовным делам. Канцелярия ведет делопроизводство по учету и распределению корреспонденции, направляет копии документов, предоставляет для ознакомления уголовные дела участникам процесса, подготавливает дела для сдачи в архив.
  7. Архивариус – хранит судебные дела, по которым вступили в силу судебные решения, выдает необходимые справки и копии документов, уничтожает дела по истечению определенного срока.
    При небольшом объеме работы в районный суд назначается один судья. Но в большинстве районных (им равных) судов работают несколько судей (иногда до десяти и более), один из которых является председателем суда.
    Судьи районных (им равных) судов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ с учетом мнения законодательного (представительного) собрания соответствующего субъекта РФ. Судьи районных судов впервые назначаются сроком на три года, по истечении которого они могут быть назначены в том же порядке без ограничения срока их полномочий . Предельный возраст пребывания в должности судьи — 70 лет. Председатели, заместители председателей районных судов назначаются на должность Президентом РФ сроком на шесть лет по представлению Председателя Правительства РФ. Председатель Правительства РФ вносит указанное представление Президенту РФ не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя соответствующего суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц — не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии. Назначение кандидатов на должности судей, председателя, заместителя председателя районного суда производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей субъектов РФ.
    Удостоверение судьи районного суда подписывается Президентом РФ и выдается в порядке, им установленном — председателем вышестоящего суда, полномочным представителем Президента РФ в соответствующем федеральном округе. При осуществлении правосудия судьи облачаются в мантии.

2 Полномочия районного суда
В соответствии со ст. 34 Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» районный суд рассматривает все уголовные, гражданские и уголовные дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к подсудности других судов. Тем самым компетенция районного суда обозначена в Законе универсальным образом, а случаи, когда дела рассматривают другие судебные органы, должны быть прямо оговорены федеральным законодательством. Это обусловлено реальной обстановкой, поскольку именно районные суды рассматривают подавляющее большинство дел, подсудных судам общей юрисдикции.
В рамках гражданского судопроизводства районный суд в качестве суда первой инстанции рассматривает все дела, за исключением дел, подсудных мировому судье, военным судам, судам субъектов РФ, а также Верховному Суду РФ.
Подсудность районному суду уголовных дел определена в ст. 31 УПК РФ аналогичным образом, путем исключения из общей компетенции данных судов тех дел, которые подсудны мировому судье или вышестоящим судам.
В рамках административного производства районный суд рассматривает дела об административных правонарушениях, если досудебная подготовка осуществлялась в форме административного расследования, а также дела, влекущие выдворение за пределы Российской Федерации или административное приостановление деятельности. Кроме того, именно в районный суд обжалуется постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом или должностным лицом.
Районный суд выступает в качестве суда апелляционной инстанции по тем делам, решения по которым были приняты мировым судьей. К ним относятся как приговоры и иные решения по уголовным делам, так и постановления по делам об административных правонарушениях и решения по гражданским делам, которые были подсудны мировому судье, действовавшему в качестве суда первой инстанции.
В компетенцию районного суда также входит передача дел от одного мирового судьи другому, если первый мировой судья был отведен.
Районный суд рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Это происходит в тех случаях, когда первоначальное решение этого суда вступило в законную силу, а затем вышестоящим судом были обнаружены обстоятельства, которые не были и не могли быть известны районному суду на момент вынесения решения по делу.
В компетенцию районного суда входит рассмотрение и иных вопросов. Так, согласно ст. 1 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» каждое лицо вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединения или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.
Помимо указанных направлений деятельности районный суд осуществляет следующие виды производств: о наложении денежных взысканий и штрафов в уголовно-процессуальном порядке и об обращении в доход государства залога, ранее внесенного для обеспечения меры пресечения; о принудительной госпитализации или о продлении сроков принудительной госпитализации лица, страдающего психическим расстройством; по жалобам на действия судебного пристава-исполнителя по исполнению решения или на отказ в совершении таких действий; о направлении несовершеннолетних в специальные воспитательные учреждения или лечебно-воспитательные учреждения; по материалам, разрешаемым в порядке исполнения приговоров.

Список использованных источников

  1. Федеральный конституционным закон от 7 февраля 2011 года № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»
  2. Галахова А. В. Уголовный закон в практике районного суда. Научно-практическое пособие. — М.: Норма, 2012. – 671 с.
  3. Завидов Б. Д. Комментарий к Закону «О судоустройстве РСФСР». — М.: Юстицинформ, 2003. – 558 с.
  4. Радченко В. И. Комментарий к Федеральному конституционному закону «О судебной системе РФ». — 2-е изд. — М.: Норма, 2013. – 694 с.
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov
Добавить комментарий