Контрольная Ревизия бюджета в финансовых организациях

Контроль и ревизия

Содержание
Введение 3
1 Обязательность контроля 4
2 Ревизия бюджета в финансовых организациях 10
Заключение 18
Список литературы 20

Введение
Функционирование предприятий в современных условиях требует новых подходов к управлению. Организациям предоставлены права самостоятельно действовать в соответствии с принятой учетной политикой, что влечет укрепление отношений собственности и рост ответственности собственников, менеджеров, акционеров, бухгалтеров организаций за результаты финансово-хозяйственной деятельности. В этой связи становится необходимой организация контроля, которая обеспечивала бы принятие оперативных, стратегических и перспективных управленческих решений. Контроль выявляет слабые стороны, позволяет оптимально использовать ресурсы, вводить в действие резервы, а также избегать кризисных ситуаций. Основным назначением контроля является обеспечение законодательства в процессе формирования и использования финансовых ресурсов, оценка экономической эффективности финансово-хозяйственных операций во всех звеньях экономики.
Наряду с контролем, созданием мер по ограничению риска и безопасности хозяйственной деятельности организации важное значение представляет ревизия как инструмент контроля. Совокупность организационных, методических и технических приемов, используемых при ревизии, образует контрольно-ревизионный процесс.

1 Обязательность контроля
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» включение в состав годовой бухгалтерской отчетности аудиторского заключения необходимо только для тех организаций, которые подле¬жат обязательному аудиту. В остальных случаях аудиторская проверка как форма внешнего контроля является добровольной. Такая проверка осуществляется по решению руководства предприятия.
Внутренний контроль обязателен для каждого предприятия, независимо от его организационно-правовой формы, формы собствен-ности, величины и отраслевой принадлежности. На крупных пред¬приятиях могут быть организованы специальные подразделения внутреннего контроля – отделы внутреннего аудита. Цель внешнего независимого контроля – подтверждение достоверности бухгалтер¬ской отчетности для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности организации. Как только аудиторская проверка закончена и аудитор выдал заключение, цель считается достигнутой.
Цель внутреннего контроля – обеспечение соблюдения всеми сотрудниками предприятия своих должностных обязанностей в соот-ветствии с целями организации; она непрерывна во времени, перма¬нентна и достигается только на короткое время.
Потребителями информации, являющейся результатом внешнего независимого контроля, являются внешние пользователи.
Информация, представляющая собой результат осуществления внутреннего контроля, готовится для внутренних пользователей, в частности для руководителей и менеджеров организации. Внешний независимый контроль основан на общепринятых нормах – стандартах (правилах) аудиторской деятельности, которые регулируют основные принципы, цели, правила поведения, порядок исследования и сбора аудиторских доказательств, оформления результатов, взаимодействия с третьими лицами и руководством проверяемой организации. Таким образом, внешний контроль до определенной степени централизован и регламентирован.
Внутренний контроль организуется исходя из целей и задач управления предприятием. Государством регламентируются только основные направления внутреннего контроля – порядок проведения инвентаризации, правила организации документооборота, рекомен¬дации по организации аналитического учета, определение должност¬ных обязанностей управленческого персонала и др. Кроме того, госу¬дарство регламентирует организацию внутреннего контроля в некоторых областях хозяйственной жизни, в частности в банков¬ской сфере.
Так как целью внешнего контроля является подтверждение достоверности бухгалтерского учета, который ведется в российской валюте – рублях, в рублевой оценке должна быть составлена бухгал-терская (финансовая) отчетность.
При организации и осуществлении внутреннего контроля исполь-зуются как денежные, так и неденежные измерители. Успешно приме-няются натуральные показатели (штуки, метры, тонны, литры) – в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия. Для изме¬рения рабочего времени применяются такие показатели, как часы и машино-часы.
Объектами внешнего контроля являются разделы и участки бухгалтерского учета – основные средства, нематериальные активы, производственные запасы, расчеты, уставный капитал, кредиты и займы и др. По каждому разделу и участку бухгалтерского учета применяются тесты средств контроля и тесты оборотов и сальдо по счетам бухгал-терского учета.
При осуществлении внутреннего контроля объектами организа¬ции контроля и соответственно объектами проверки являются цик¬лы деятельности предприятия:

  • снабжение – совокупность хозяйственных операций, предпо-лагающих осуществление закупок товарно-материальных цен¬ностей и платежей по ним, а также проведение соответству¬ющих мероприятий и процедур контроля, действие которых распространяется на такие хозяйственные операции, как
    направление заказа на закупку, получение товарно-материаль¬ных ценностей, оплата заказанных и полученных материаль¬ных ценностей;
  • производство – совокупность хозяйственных операций, пред¬
    полагающих производство продукции, выполнение работ,
    оказание услуг, а также наличие соответствующих мероприя¬тий на такие хозяйственные операции, как поддержание
    уровня запасов, передача товарно-материальных ценностей
    в производство, начисление и выплата заработной платы и др.;
  • реализация (сбыт) или получение дохода – совокупность
    хозяйственных операций, предполагающих мероприятия
    и процедуры контроля, результаты которых распространяются
    на такие хозяйственные операции, как получение заказов на
    продажу продукции предприятия, отгрузка продукции и получение выручки.
    При внешнем контроле хозяйственная деятельность предприя¬тия воспринимается как единое целое.
    При осуществлении внутреннего контроля основное внимание уделяется центрам ответственности – структурным подразделениям, возглавляемым руководителями, которые несут ответственность за результаты их работы. К центрам ответственности относятся:
  • на промышленном предприятии – цех, участок, бригада;
  • на предприятии торговли – секция, склад;
  • в научно-исследовательской организации – отдел, лаборатория;
  • в лечебном учреждении – отделение и т.д.
    В отличие от управленческого учета, согласно принципам кото¬рого в сферу ответственности руководителя подразделения входят лишь те показатели издержек и выручки, на которые он может оказывать реальное воздействие, внутренний контроль включает и соблюдение руководителями подразделений своих должностных обязанностей, нормативных документов, внутренних инструкций.
    В управленческом учете различают центры ответственности: за¬трат, выручки, прибыли.
    Для целей внутреннего контроля все центры ответственности являются прежде всего и центрами контроля.
    Обязательный внешний контроль, осуществляемый внешней (независимой) аудиторской организацией, проводится не чаще одного раза в год. Аудиторским заключением подтверждается годовая бух¬галтерская отчетность. Внутренний контроль осуществляется непре¬рывно. Отдельные контрольные мероприятия проводятся по мере надобности. Руководство предприятия самостоятельно устанавливает состав, сроки, периодичность контрольных процедур. Главный прин¬цип организации внутреннего контроля – целесообразность и эко¬номичность. Аудиторское заключение по результатам обязательной аудиторской проверки в составе своей первой и третьей частей (вводной и итоговой) является открытым документом. Каждый заинтересованный пользователь бухгалтерской отчетности экономи¬ческого субъекта может ознакомиться с аудиторским заключением по данной отчетности. Конфиденциальной информацией предприя¬тия являются только аналитическая часть аудиторского заключения и письменная информация аудитора руководству проверяемого эко¬номического субъекта по результатам проведения аудита. При пуб¬ликации бухгалтерской отчетности указываются и результаты ауди¬торской проверки. Все документы внутреннего контроля носят сугубо конфиденциальный характер.
    При внешнем аудите аудитор должен оценивать достоверность бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех сущест¬венных аспектах. Это значит, что оценки аудитора не могут быть абсо¬лютно точными.
    Внутренний контроль зачастую не связан с операциями на сче¬тах бухгалтерского учета. Руководство заинтересовано в предотвра¬щении случаев мошенничества на своем предприятии, однако атмо¬сфера всеобщей подозрительности, тотального надзора за каждым сотрудником не должна быть целью работы.
    Заметим, что при внутреннем контроле используются приблизи-тельные, но оперативные оценки. Вместе с тем для внутреннего конт¬роля важна каждая деталь. Не замеченный своевременно симптом может привести к существенным нарушениям, мошенничеству.
    Внешний аудит изучает финансово-хозяйственную деятельность организации. В соответствии с принципом документальной обосно-ванности бухгалтерские проводки выполняются после совершения хозяйственной операции. Поэтому основной целью внешнего конт¬роля является оценка достоверности отражения в учете того, что уже свершилось.
    Внутренняя структура контроля должна соответствовать целям предприятия. Если предприятие имеет лишь один вид деятельности и реализует свою продукцию только по договору поставки, ему соот-ветствует одна структура внутреннего контроля, если это же пред¬приятие организует реализацию своей продукции в розницу через торговый павильон, то структура внутреннего контроля должна быть изменена. Следовательно, основной целью внутреннего контроля является ведение деятельности в соответствии с установленными правилами.
    И внешний, и внутренний контроль тесно связаны с финансами предприятия, экономическим анализом, основами документационного обеспечения управления, правовым регулированием хозяйствен¬ной деятельности предприятия, социальной психологией, педагоги¬кой и этикой делового общения, бухгалтерским управленческим учетом, экономикой и организацией промышленного предприятия и др. Однако если внешний контроль связан с данными областями пас¬сивно, не имея возможности использовать их информацию, то внут¬ренний контроль связан с ними активно.
    Контроль, являясь функцией управления, подразделяется на предварительный, текущий и последующий. Внешний контроль пред-ставляет собой один из видов последующего контроля. А внутрен¬ний контроль – это совокупность методов предварительного, теку¬щего и последующего контроля.

2 Ревизия бюджета в финансовых организациях
Бюджетирование применяется для повышения эффективности координации хозяйственной деятельности, управляемости экономических процессов на предприятии, лучшей адаптации организации к изменяющимся внешним и внутренним условиям, снижает риск нарушений. Это определенная система планирования, учета, контроля потоков ресурсов по центрам затрат на предприятии и результатам деятельности по центрам ответственности. Суть формирования бюджетов (смет) состоит в заключении бюджетов низшего уровня в бюджет высших уровней с получением бюджета (сметы) затрат по элементам, по потребителям и предприятию вообще, в целях контроля средств и ресурсов, их поступления, расходования в соответствии с выработанной финансовой стратегией. Бюджет (смета) может охватывать 1 год, 5 лет, квартал, любой период времени, т. е. может быть как долговременной, так и разовой, смета составляется на вид затрат, комплекс идет в виде программы.
Центр возникновения затрат — это структурное обособленное подразделение, например участок, по которому организуется планирование, учет затрат на производство в целях управления и контролирования издержек.
Центр ответственности — это структурное обособленное подразделение предприятия, возглавляемое руководителем, который отвечает за результаты работы. Центры ответственности совмещают в учетном процессе и центр возникновения затрат и ответственность руководителей. Центры затрат и ответственности в системе бюджетирования составляют отчеты об исполнении бюджетов и полученных результатах.
Проверка смет, центров затрат и ответственности позволяя оценить синхронность поступления и расходования, выявить отклонения, проанализировать причины этих отклонений, тенденции показателей во временном отрезке, а также эффективность оперативного и стратегического управления сметами и центрами.
Проверка смет (бюджетов), центров затрат, ответственности и в целом процесса бюджетирования состоит из:

  • анализа потребности в товарно-материальных ценностях (ТМЦ), запасах готовой продукции, изменений уровня потребности и запасов в рамках бюджетного периода в бюджете производства и запасов;
  • анализа влияния на процессы реализации рекламной деятельности, условий политики, конъюнктуры рынка и т. д.;
  • анализа динамики цен и роста или снижения затрат, причины изменений (в бюджете продаж);
  • анализа норм расходов по видам прямых затрат в течение периода бюджета, оценки доли материальных затрат в стоимости производимой продукции;
  • анализа уровня рентабельности, объемов производства, изменений в уровне получаемой прибыли в зависимости от изменений факторов, анализа сбалансированности производства и реализации в бюджетном периоде;
  • анализа планируемых издержек в связи с изменениями объемов производства;
  • анализа планируемого уровня затрат на вспомогательные цехи и участки в бюджете вспомогательных цехов;
  • оценки изменения ставок переменных расходов;
  • анализа необходимого уровня затрат на продвижение товара на рынок, расходов по его транспортировке, упаковке, рекламе, маркетингу, расходов посредника в результате процесса реализации, заложенных в бюджете коммерческих издержек;
  • анализа постоянных затрат, заложенных в бюджете управленческих затрат, анализа их распределения по видам производственной деятельности;
  • анализа ожидаемой выручки, прибыли, рентабельности, изменений в соответствии с прошлыми периодами, резервов, фондов, оптимизации учетных процессов;
  • анализа источников поступлений и целей расходования денежных средств в разрезах деятельности предприятия;
  • анализа активов и пассивов организации.
    Ревизии и проверки поступления и расходования бюджетных средств в органах государственной власти и местного самоуправления, в организациях, использующих средства областного бюджета, проводятся не реже чем один раз в два года в соответствии с действующим законодательством.
    Органы исполнительной власти, осуществляющие финансовый контроль, представляют Контрольно-счетной палате области годовые планы проведения проверок для координации контрольной работы на соответствующий год.
    По результатам проведенных ревизий и проверок органы финансового контроля в пределах своей компетенции направляют руководителям проверенных органов государственной власти и местного самоуправления, организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного ущерба и привлечению к ответственности виновных должностных лиц в соответствии с действующим законодательством.
    При выявлении на проверяемых объектах нарушений, наносящих непосредственный ущерб областному бюджету и требующих в связи с этим принятия мер для безотлагательного пресечения нарушений, органы финансового контроля выдают руководителям проверяемых объектов предписания, подлежащие немедленному обязательному исполнению.
    Органы финансового контроля обеспечивают контроль за исполнением выданных представлений и предписаний.
    Бюджет муниципального образования исполняется на основе принципа единства кассы, предусматривающего зачисление всех поступающих доходов на единый бюджетный счет, а также направление предусмотренных расходов с единого бюджетного счета.
    Исполнительный орган организует исполнение бюджета в соответствии с бюджетной классификацией на основе росписи бюджетных расходов, составляемой согласно объему и срокам финансирования расходов, утвержденных нормативным правовым актом о бюджете на очередной финансовый год.
    Роспись бюджетных расходов составляется финансовым органом, входящим в систему исполнительного органа местного самоуправления, в течение 10 дней после утверждения бюджета и направляется в исполнительный орган местного самоуправления и его контрольно-счетную палату, если она имеется. Роспись бюджетных расходов утверждается руководителем финансового органа.
    Финансовый орган доводит уведомления о бюджетных назначениях до всех бюджетополучателей не позднее 17 дней со дня утверждения росписи. Кроме того, он составляет лимиты финансирования конкретных бюджетополучателей на месяц, основываясь на росписи бюджетных расходов, бюджетных назначений для каждого бюджетополучателя, а также
    в соответствии с решениями о секвестре (индексации) бюджетных расходов. Свод лимитов направляется в контрольно-счетную палату муниципального образования, если она сформирована.
    Уведомления о лимитах финансирования на очередной месяц финансового года должны быть доведены до бюджетополучателя финансовым органом в первый день месяца. Предварительные моменты финансирования по месяцам квартала должны быть доведены до бюджетополучателя за две недели до начала квартала.
    Контрольно-счетная палата в течение 10 дней после получения росписи бюджетных расходов проводит проверку соответствия росписи бюджетных расходов, утвержденному бюджету на очередной год и направляет свое заключение представительному органу местного самоуправления.
    В процессе исполнения бюджета исполнительный орган местного самоуправления, если он наделен такими полномочиями по уставу, вправе вносить изменения по доходам и расходам бюджета в пределах, утвержденных ассигнований по статьям функциональной бюджетной классификации. Финансирование бюджетных организаций производится по трем статьям: заработная плата; текущие расходы; капитальные вложения, на основании смет доходов и расходов с расчетными показателями к ним.
    Решения исполнительного органа местного самоуправления, принятые в пределах своей компетенции, в том числе по изменениям цен и тарифов, влияющие на уменьшение доходов или увеличение расходов бюджета, если изменения приводят к увеличению установленного предельного дефицита бюджета, подлежат утверждению представительным органом местного самоуправления.
    Представительный орган местного самоуправления по представлению исполнительного органа утверждает в составе местного бюджета оборотную кассовую наличность за счет остатков средств на начало нового финансового года. Оборотная кассовая наличность может быть использована, как уже ранее отмечалось, на покрытие временных кассовых разрывов.
    В ходе исполнения бюджета по предложению исполнительного органа может быть введен секвестр бюджета. В этом случае исполнительный орган местного самоуправления выносит проект решения о секвестре на рассмотрение представительного органа. Последний принимает соответствующее решение. На стадии исполнения бюджета, естественно, действует механизм контроля за правильностью его исполнения.
    В соответствии с действующими уставами и положениями о бюджетном процессе контроль за исполнением бюджета осуществляет представительный орган местного самоуправления. В этих целях он образует контрольно-счетную палату. Конечно же, это в большей мере характерно для представительных органов городов, районов, где имеются материальные возможности на содержание контрольно-счетной палаты.
    Исполнительный орган местного самоуправления осуществляет контроль за исполнением бюджета через свой финансовый орган. В этот процесс могут включаться муниципальные налоговые службы, создание которых предусмотрено Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».
    В целях контроля за исполнением бюджета организуются отчеты об исполнении бюджета по итогам квартала, полугодия, 9 месяцев и истекшего года.
    Отчет об исполнении бюджета составляется на основании данных, представляемых бюджетными учреждениями, предприятиями и организациями в сроки, установленные исполнительным органом местного самоуправления по единой форме.
    Вначале отчет об исполнении бюджета обсуждается на заседании исполнительного органа в присутствии всех заинтересованных подразделений исполнительного органа. Затем проект отчета направляется представительному органу местного самоуправления в сроки, предусмотренные уставом или положением о бюджетном процессе.
    Отчет об исполнении бюджета должен представляться в той же структуре и бюджетной классификации, которая применялась при утверждении бюджета.
    Отчет обсуждается на заседании представительного органа. По итогам рассмотрения отчета принимается нормативный правовой акт, утверждающий отчет. Данные об отчете подлежат опубликованию в средствах массовой информации.
    Важнейшим принципом, обеспечивающим оптимальную устойчивость местных бюджетов на современном этапе, является принцип взаимосвязи их с государственным бюджетом. Эту взаимосвязь принято называть межбюджетными отношениями. Межбюджетные отношения, согласно федеральному законодательству, законодательству субъектов Российской Федерации, уставам муниципальных образований, положениям о бюджетном устройстве и бюджетном процессе ряда муниципальных образований, строятся на принципах:
  • бюджетного федерализма;
  • взаимной ответственности;
  • применения единой методологии, учитывающей особенности территории;
  • выравнивания доходов местных бюджетов;
  • максимально возможного сокращения встречных финансовых потоков;
  • компенсации местным бюджетам в случае уменьшения доходов или увеличения расходов, возникающих вследствие решений, принимаемых органами государственной власти;
  • повышения заинтересованности органа местного самоуправления в увеличении собственных доходов бюджета;
  • законности;
  • гласности межбюджетных отношений.
    Принцип бюджетного федерализма означает распределение и закрепление источников доходов, а также расходов за местным бюджетом, бюджетом субъекта Российской Федерации и федеральным бюджетом в соответствующих пропорциях; равноправие местного бюджета; перераспределение средств между бюджетами в целях сочетания общегосударственных интересов с интересами муниципального образования.
    Взаимоотношения по поводу бюджетов осуществляется при их составлении, утверждении и исполнении.
    Взаимоотношение с бюджетом субъекта Российской Федерации осуществляется следующим образом. Исполнительный орган местного самоуправления представляет в установленные сроки необходимые данные для составления консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, совместно с органами государственной власти осуществляет контроль за правильностью расходования средств, предназначенных для реализации межтерриториальных программ, других проектов, выполняемых на основе договоров.
    В бюджетах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации предусматриваются дотации и субвенции местным бюджетам.
    Исполнительный орган местного самоуправления в целях получения средств в бюджет от государственного бюджета разрабатывает необходимые расчеты для обоснования размеров норматива отчислений от регулируемых источников доходов в бюджет муниципального образования, дотаций, субвенций, а также перечень доходов и расходов, подлежащих передаче из бюджета субъекта Российской Федерации или Федерального бюджета.
    Кроме того, связь бюджетов обеспечивается тем, что исполнительный орган местного самоуправления после утверждения местного бюджета направляет данные бюджета по доходам и расходам в исполнительный орган субъекта Российской Федерации. В свою очередь, исполнительный орган субъекта Российской Федерации обобщает данные по бюджетам муниципальных образований, составляет на их основе консолидированный бюджет. Аналогичные действия производятся по отчету об исполнении местного бюджета.
    Таким образом финансовые ресурсы, организация финансовой деятельности является важнейшим элементом экономической основы местного самоуправления, средством осуществления задач местного значения.

Заключение
Контроль — важнейшее звено системы управления про¬изводством, испытанное средство достижения целей уп¬равления. В условиях реформы экономики и системы управления требуется совершенствование системы конт¬рольной работы, усиления контроля во всех звеньях и процессах управления производством.
Контроль является широко распространенным объек¬тивным явлением в экономической жизни общества. Он тесно слит с другими явлениями, поэтому не всегда обна¬руживается его важная роль во всех без исключения про¬цессах управления производством. Контроль в системе уп-равления не осуществляется автоматически. Эта сфера субъективного творчества миллионов руководителей и специалистов, органов руководства, трудовых коллекти¬вов, общественных и государственных организаций, тру¬дящихся. Для понимания действительной роли контроля необходимо его качественное обособление и самостоятель¬ный анализ этой сферы теории и практики управления. Задача комплексной документальной ревизии производ¬ственной и финансово-хозяйственной деятельности зак¬лючается не только в том, чтобы вскрыть имеющиеся недостатки и нарушения, но и в том, чтобы оказать орга¬низации помощь в разработке конкретных мероприятий по их устранению. Следовательно, реализация материа¬лов ревизии является одним из ее этапов. Основная зада¬ча на этом этапе состоит в оказании реальной помощи в устранении вскрытых ревизией недостатков и наруше¬ний и в улучшении работы данной организации.
Комплексные ревизии должны возглавляться руково¬дителями структурных подразделений органа, назначив¬шего ревизию, их заместителями или наиболее квалифицированными работниками контрольно-ревизионного ап¬парата.
Предельный срок ревизии — 30 дней.
При выявлении злоупотреблений и в других необхо¬димых случаях ревизующие получают от должностных и других лиц ревизуемого предприятия копии или выписки из документов, относящихся к выявленным фактам (счетов, ведомостей, ордеров, поручений банку, чеков, приказов, писем и других документов), или справки, со¬ставленные на основании имеющихся документов, а так¬же письменные объяснения виновных должностных или материально ответственных лиц.
Результаты ревизии предаются гласности, о них информируются общественные организации ревизуемого предприятия. Руководитель ревизионной группы в ходе ревизии принимает меры к устранению выявленных недостатков и возмещению причиненного ущерба.

Список литературы

  1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.11 № 402-ФЗ // Консультант Плюс. Версия Проф. [Электронный ресурс]. – Электронные данные. – М., 2012.
  2. Богомолов А.М. Голощапов Н.А. Внутренний аудит: Организация и методика проведения: Методическое пособие. – М.: Экзамен, 2008. –192 с.
  3. Маренков Н.Л. Контроль и ревизия. – М.: Изд-во «Феникс», 2009. – 416 с.
  4. Мельник М. В., Пантелеев А. С., Звездин А. Л. Ревизия и контроль. – М.: КноРус, 2009. – 640 с.
  5. Поляк Г.Б. Финансовый контроль. М.: ЮНИТИ, 2009. – 483 с.
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov