Русский язык
Контрольная работа
Содержание
1 Что изучает фонетика? 3
2 Что такое звук и каковы его акустические характеристики? 5
3 Какие признаки учитываются при классификации гласных и согласных? 8
4 Какую роль в слове играет ударение? 11
Упражнение 52 12
Упражнение 54 13
1 Что изучает фонетика?
Фонетика (от греч. Phone — звук, голос) – наука о звуковом строе языка.
Основной частью фонетики является учение о звуках. Звуки речи – это минимальные, далее не разложимые фонетические единицы.
Фонетику иногда так и определяют: «Фонетика- это наука о звуках речи».
Такое определение надо признать неполным и недостаточным, т.к. фонетика изучает не только звуки речи, а также и все звуковые средства языка, например, слоги, фонетические слова, такты, фразы, паузы, интонации. Поэтому общее определение должно быть широким.
Фонетика – это наука о звуковой стороне языка, изучающая способы образования звуков речи, их отличительные признаки, их изменение в речевом потоке, их роль в функционировании языка как средства общения людей.
Фонетика — раздел языкознания, изучающий звуки в потоке речи, их сочетаемость и их позиционные изменения
руг вопросов общей фонетики достаточно широк. Фонетика изучает:
1) общие условия звукообразования, исходя из возможностей произносительного аппарата человека;
2) акустические особенности звуковых единиц;
3) функциональный аспект звуков речи (учение о фонеме);
4) закономерности сочетания звуков и влияние их друг на друга в потоке речи;
5) природу слога и законы слогоделения;
6) ударение и сингармонизм как средства организации фонетической структуры слова;
7) интонацию как средство организации фразовых единиц;
8) связь звуковой стороны языка с письмом (графикой и орфографией).
В зависимости от задач исследования различают фонетику:
- частную и общую;
- описательную и историческую;
- сопоставительная;
- экспериментальная;
- социофонетика.
Частная фонетика занимается изучением звуковой системы конкретного языка, общая фонетика изучает общие закономерности.
Описательная фонетика изучает фонетическую систему языка в определённый период её развития.
Историческая фонетика изучает изменения, происходившие в звуковой системе языка на протяжении всей её истории.
Сопоставительная фонетика изучает фонетический строй нескольких языков. Социофонетика изучает особенности произношения отдельных групп населения.
Экспериментальная фонетика изучает язык с помощью экспериментов. Она строится на широком использовании специальной звукозаписывающей аппаратуры. Но здесь правильнее было бы говорить не о фонетике, а лишь об экспериментальном методе в фонетике (методы палатограмм, кимографической, магнитофонной записи, рентгеноскопии, спектроскопии, осциллографии и т.п.). В последние годы удалось разработать специальную методику синтеза речи, с помощью которой создаются речеподобные звуки искусственным путем, без участия человека.
Таким образом, предметом фонетики следует признать звуковые средства языка во всех их проявлениях и функциях, а также связь между звуковой стороной языка и письмом.
2 Что такое звук и каковы его акустические характеристики?
3вyк peчи – этo элeмeнт пpoизнocимoй peчи, oбpaзyeмый peчeвыми opгaнaми. Пpи фoнeтичecкoм члeнeнии peчи звyк — этo чacть cлoгa, кpaтчaйшaя, дaлee нeдeлимaя звyкoвaя eдиницa, пpoизнeceннaя зa oднy apтикyляцию.
Звуки речи, так же как и все другие звуки, характеризуются такими акустическими признаками, как:
1) наличие (преобладание) тона (музыкального тона, голоса) или шума;
2) сила, громкость, или интенсивность;
3) высота тона;
4) долгота, длительность, или количество;
5) тембр.
Наличие (преобладание) тона или шума зависит от характера колебания упругого тела, образующего звук, например, металлической пластинки, корпуса колокола, струны музыкального инструмента, голосовых связок. По этому признаку среди звуков, в том числе и звуков речи, различаются тоны и шумы.
Тоны образуются тогда, когда колебание носит упорядоченный, ритмический, периодический характер, т.е. является равномерно периодическим.
Шумы возникают при условии, если ритмичность, периодичность в колебаниях отсутствует. К тонам относятся, например, звуки, образуемые музыкальными инструментами; шумами являются, в частности, звуки, возникающие при стуке колес автомобиля.
Среди звуков речи тоны образуются при сближенных, напряженных и вибрирующих голосовых связках, шумы – при голосовых связках ослабленных, ненапряженных.
К чистым шумам относятся глухие согласные (например, русские п, т, к, с, ш, ф, х). .Звонкие же согласные сочетают в себе (в разной степени) шумы и тоны. У шумных звонких (таких, как, например, б, д, г, з, ж, в) преобладает шум, у звонких сонорных (л, м, и, р) – тон.
Сила звука различается в зависимости от размаха, амплитуды колебаний упругого тела, в том числе голосовых связок человека.
Амплитуда колебания тела, в свою очередь, зависит от размеров, величины колеблющегося тела и силы воздействия на него. Чем больше по размеру колеблющееся тело, тем значительнее амплитуда его колебания (при соответствующем воздействии) и, следовательно, сильнее звук. И наоборот, чем меньше тело, тем ниже амплитуда его колебаний и слабее звук. Можно сравнить, например, звуки соборного колокола и колокольчика на шее пасущегося животного, рев быка и комариный писк, звуки, издаваемые взрослыми и детьми, у которых голосовые связки значительно короче, чем у взрослых.
Сила звука речи зависит от разных условий, в частности, от места ударения в слове, особенно в языках с так называемым силовым (динамическим, экспираторным) ударением. В таких языках с наибольшей силой произносятся ударные звуки, несколько слабее первые предударные, еще слабее – другие безударные. Сравним, например, силу звучания одного и того же гласного в русских словах: карандаш, дорого́й, веселей и т.д.
Высота звука (тона звука) определяется частотой колебания физического тела, которая зависит от размеров и упругости, эластичности колеблющегося тела. Чем меньше и эластичнее тело, тем значительнее частота его колебания и выше тон издаваемого им звука. Сравним, например, звуки колоколов разных размеров, струн рояля разной длины, струн скрипки разной напряженности. Высота тона звуков речи зависит от длины и напряженности голосовых связок: чем короче связки, тем они напряженнее, чаще колеблются, и тем выше тон издаваемого ими звука. В этом смысле можно сравнить звуки взрослых и детей, мужчин и женщин. В языках с тоническим, или музыкальным, ударением заметно различается высота тона ударных и безударных гласных: ударные звуки произносятся на более высокой ноте, чем безударные.
Длительность звука определяется продолжительностью колебания физического тела, количеством времени, которое затрачивается на образование данного звука. Сравним, например, звук, образующийся при выстреле, и гудок паровоза, звуки гласные и согласные, которые обычно бывают короче гласных.
Длительность звуков речи во многом зависит от темпа речи. Чем быстрее темп, тем меньше длительность звука, и наоборот, чем медленнее темп, тем больше длительность звука. В лингвистической литературе обращается внимание также иа зависимость длительности звуков речи от количества звуков в слове. Отмечается такая общая закономерность: чем больше число звуков в слове, тем меньше длительность каждого из звуков.
Длительность звуков в речевом потоке, их долгота или краткость, нередко зависит от тех или иных фонетических условий их употребления. В частности, длительность гласных может зависеть от места словесного ударения (особенно при количественном, квантитативном ударении), от положения звука по отношению к началу или концу слова, от структуры слога, от количества звуков в нем, от типа слога (закрытый или открытый), от качества соседнего согласного (глухой или звонкий) и др. Так, например, в некоторых языках, в том числе и в русском, ударные гласные более длительны, чем безударные; в закрытом слоге гласные обычно звучат короче, чем в открытом; в положении перед звонкими согласными гласные обычно произносятся более длительно, чем перед глухими; во французском языке в абсолютном конце слова, как правило, употребляются только краткие гласные.
Во многих языках долгое и краткое произношение отдельных гласных не зависит от фонетических условий их употребления, долгие и краткие звуки выступают как самостоятельные фонемы, т.е. служат средством различения звуковой оболочки слов.
Тембр звука, т.е. особая, специфическая окраска, различающая звуки одинаковой силы, высоты и длительности, создается в результате сочетания основного тона с добавочными (дополнительными, побочными, парциальными) тонами, или обертонами. Тембр звука различается в зависимости от объема и формы резонирующего пространства, или резонатора, например комнаты, концертного зала, камеры музыкального инструмента. Сравним, например, звук выстрела из одного и того же пистолета в закрытом помещении и в открытом пространстве, одно и то же музыкальное исполнение на одном и том же инструменте в жилой комнате, в концертном зале и на открытой эстраде.
Тембр звуков речи различается в зависимости от объема и формы полостей рта, носа и гортани, которые в речевом процессе видоизменяются с помощью активных органов речи (о них см. ниже). По тембру различаются также одни и те же звуки, произносимые разными людьми (поскольку объем и форма резонирующих полостей у многих людей не совпадают). Именно благодаря тембру произносимых звуков мы часто различаем знакомых нам людей по голосу, не видя их (например, в разговоре по телефону).
3 Какие признаки учитываются при классификации гласных и согласных?
Артикуляционно все звуки речи делятся на два класса — гласные и согласные, основные различия между которыми связаны со способом образования этих звуков и их ролью при формировании слога: при образовании гласных обязательно участие голосовых связок и отсутствие преграды в полости рта, типичным артикуляционным движением является размыкательное, тогда как при образовании согласных — необязательно участие голосовых связок, но обязательно наличие преграды и смыкательной артикуляции; слогообразующими являются, как правило, гласные, которые образуют вершину слога, поэтому практически во всех языках мира число согласных превышает число гласных.
Гласные — это звуки, которые состоят только из голоса. Выдыхаемый воздух проходит через рот, не встречая никаких преград. Фонетическая функция гласных — в организации звуковой целостности слога, слова и синтагмы.
В артикуляционных классификациях гласных учитываются следующие критерии:
1) степень подъема языка (т.е. степень его вертикального смещения);
2) степень движения языка вперед или назад;
3) положение губ;
4) положение мягкого неба.
В большинстве языков мира по степени подъема языка гласные делятся натри группы:
1) гласные нижнего подъема, при артикуляции которых язык занимает максимально низкое положение в полости рта, а благодаря опущенной нижней челюсти достигается широкий раствор рта, поэтому эти гласные называют также широкими: рус. а;
2) гласные верхнего подъема, при образовании которых язык занимает самое высокое положение в полости рта, причем раствор рта узкий, поэтому эти гласные называют узкими: рус. и, у, ы;
3) гласные среднего подъема, т.е. не относящиеся ни к гласным верхнего подъема, ни к гласным нижнего подъема, рус. е, о.
Горизонтальное смещение языка в переднюю или заднюю часть полости рта является основанием для классификации гласных по ряду. С точки зрения этого признака гласные во многих языках мира делятся также на три группы:
1) гласные переднего ряда, при артикуляции которых язык продвигается вперед, рус. и, е;
2) гласные заднего ряда, при образовании которых язык перемещается назад, рус. у, о;
3) гласные среднего ряда, при образовании которых язык вытянут вдоль полости рта, рус. ы, а.
По положению мягкого неба гласные делятся на две группы:
1) ртовые, при артикуляции которых мягкое небо поднято и закрывает проход воздуха в полость носа: все русские гласные;
2) носовые, при образовании которых мягкое небо опущено, воздух проходит в полость носа: носовые гласные в польском, португальском, французском языках.
Согласные — это звуки, которые состоят из шума или голоса и шума: при артикуляции согласных выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграды в полости рта (поэтому согласные нередко называют «ртосмыкателями»). Согласные как класс звуков противостоят гласным еще и потому, что они, как правило, не являются слогообразующими: само название «согласный», т.е. встречающийся вместе с гласным, указывает на подчиненную роль согласного в слоге. Артикуляционная классификация согласных строится на основе следующих признаков:
1) поведение голосовых связок;
2) положение активного действующего органа, образующего преграду;
3) способ образования преграды и ее место;
4) положение мягкого неба.
В зависимости от степени участия голосовых связок при образовании согласных они делятся на звонкие и глухие. При артикуляции звонких согласных голосовые связки напряжены и находятся в состоянии колебания, в артикуляции глухих согласных они не участвуют. В большинстве артикуляционных классификаций приводится акустический признак — степень участия шума при образовании согласного. В соответствии с этим признаком все согласные делятся на шумные (образуемые либо при помощи шума, либо — голоса и шума) и сонорные, образуемые при помощи голоса и незначительного шума: р, л, м, н, что с акустической точки зрения приближает их к гласным.
В зависимости от места образования согласного, т.е. от того, какой активный орган образует преграду, а также от того, где возникает эта щумообразующая преграда, все согласные делятся на губные, язычные, увулярные, фарингальные и ларингальные.
Губные согласные — это звуки, в которых шумообразующая преграда обеспечивается либо губами (губно-губные согласные, рус. п, б, м), либо губами и зубами (губно-зубные согласные, рус. в, ф).
В язычных согласных активным действующим органом, создающим шумообразующую преграду, является язык, артикулирующий к верхним зубам, альвеолам (бугоркам у корней верхних зубов), разным частям неба. В зависимости от того, какая часть спинки языка создает преграду, различают переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные согласные.
В переднеязычных согласных работает передняя часть и кончик языка. Они подразделяются на апикальные согласные, в которых активным органом является кончик языка, приподнимающийся к верхним зубам и альвеолам; дорсальные, в которых передняя часть спинки языка приближается к верхним зубам (рус. т, д); какуминальные, в которых происходит подъем всего края передней части спинки языка; ретрофлексные, в которых активным органом является кончик языка, загнутый вверх и назад (рус. р).
В среднеязычных согласных шумообразующая преграда создается сближением средней части спинки языка с твердым небом.
При артикуляции заднеязычных согласных преграда образуется за счет сближения задней части спинки языка с мягким небом (рус. к, г, х).
Увулярные согласные — это согласные, при образовании которых преграда создается за счет сближения маленького язычка и мягкого неба с задней частью языка.
Фарингальные, т.е. глоточные согласные — это согласные, в которых шумообразующая преграда создается путем сужения глотки.
Ларингальные или гортанные согласные — это согласные, в которых шумообразующая преграда создается вследствие сближения голосовых связок.
Важнейшим акустическим признаком согласных является характер нарастания шума в начале их звучания (именно по этому признаку различаются взрывные и щелевые согласные), а также характер его спада в конце звучания: по этому признаку выделяют глоттализованные (или смычно-гортанные согласные), при образовании которых происходит гортанная смычка в конечной фазе артикуляции и неглоттализованные. Существуют и другие акустические признаки, использующиеся в акустической классификации согласных.
4 Какую роль в слове играет ударение?
Ударение – выделение голосом какой-то единицы в речи. Не все слоги в слове мы произносим одинаково звучно. Некоторые из них мы особо выделяем среди других. Это явление называют словесным ударением. А если голосом выделить какое-то слово в предложении, то такое ударение называется смысловым, или логическим ударением.
Если слово состоит из двух или более слогов, то один из них произносится с большей силой, с большей длительностью и более отчётливо.
Слог, который произносится с большей силой и длительностью, называется ударным слогом. Гласный звук ударного слога называется ударным гласным. Остальные слоги (и гласные) в слове – безударные.
Как известно, в любом языке в словах есть ударные и безударные слоги, значит, ударение требуется везде, потому что оно служит для передачи лексического значения слова, показывает культуру речи говорящего.
Представим себе, что мы читаем текст без знаков ударения, и тогда многие слова нам становятся понятными из содержания предложения. Например, слова полки, белки, муку, замок — они все могут иметь двойное ударение, которое зависит от смысла этих слов. пОлки – полкИ, бЕлки-белкИ, зАмок- замОк, мУку- мукУ.
Не менее важно правильно ставить ударения, чтобы показать свой уровень культуры речи. Например: красИвее, щавЕль, звонИт…
Роль ударения очень важна для того, чтобы общество было культурным, придерживалось литературных форм, чтобы люди правильно понимали друг друга.
Упражнение 52
Прочитайте, укажите, какую роль играет ударение в словах.
Поставьте ударение, составьте 5-7 предложений.
стая бЕлок — растительный белОк; Орган речи — звучит оргАн, величественный зАмок — дверной замОк; пАхнет духами — пахнЁт ветерком; живописные берегА — с противоположного бЕрега;
полноводные рЕки — вдоль берега рекИ; вЕсти от близких — вестИ за руку ребенка; дремучие лесА — опушка лЕса; пИли кофе — пилИ дерево.
- Стая белок живёт на дереве
- Растительный белок не такой полезный как животный
- Величественный замок стоит на горе
- Дверной замок не открывается
- Река Волга имеет живописные берега
- Я приплыл на лодке с противоположного берега
- Полноводные реки Сибири – достояние России
- Вдоль берега реки строят железную дорогу
Упражнение 54
Прочитайте. Запишите сначала слова, которые начинаются звонкими согласными, потом – начинающиеся глухими согласными. Назовите в этих словах твердые и мягкие согласные.
Слова, начинающиеся звонкими согласными (выделены жирным шрифтом):
- Любой дом без книг кажется мрачным и невеселым
- Что может быть драгоценнее, как ежегодно входить (В оглушается) в общение с мудрейшими людьми мира (Л. Толстой
- Книга – это могучее оружие. Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека (В. Сухомлинский).
- Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает (С озвончается) остальное (Ф. Достоевский).
- Люди нравственно культурные, сознательные труженики вырастают в семьях, где царит глубокое уважение к книге (В. Сухомлинский)
Слова, начинающиеся глухими согласными (выделены жирным шрифтом):
- Любой дом без книг кажется мрачным и невеселым (М. Танк).
- Что может быть драгоценнее, как ежегодно входить в общение с мудрейшими людьми ми ра (Л. Толстой).
- Книга – это могучее оружие. Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека (В. Сухомлинский)
- Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное (Ф. Достоевский)
- Люди нравственно культурные, сознательные труженики вырастают в семьях, где царит глубокое уважение к книге (В. Сухомлинский)
Слова, начинающиеся твёрдыми согласными (выделены жирным шрифтом):
- Любой дом без книг кажется мрачным и невеселым (М. Танк)
2 . Что может быть драгоценнее, как ежегодно входить в общение с мудрейшими людьми мира (Л. Толстой) - Книга – это могучее оружие. Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека (В. Сухомлинский)
- Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное (Ф. Достоевский)
- Люди нравственно культурные, сознательные труженики вырастают в семьях, где царит глубокое уважение к книге (В. Сухомлинский)
Слова, начинающиеся мягкими согласными (выделены жирным шрифтом):
- Любой дом без книг кажется мрачным и невеселым (М. Танк)
- Что может быть драгоценнее, как ежегодно входить в общение с мудрейшими людьми мира (Л. Толстой)
- Книга – это могучее оружие. Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека (В. Сухомлинский)
- Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное (Ф. Достоевский)
- Люди нравственно культурные, сознательные труженики вырастают в семьях, где царит глубокое уважение к книге (В. Сухомлинский)