Контрольная Русский язык

Русский язык

Контрольная работа

Содержание

1 Что изучает фонетика? 3
2 Что такое звук и каковы его акустические характеристики? 5
3 Какие признаки учитываются при классификации гласных и согласных? 8
4 Какую роль в слове играет ударение? 11
Упражнение 52 12
Упражнение 54 13

1 Что изучает фонетика?

Фонетика (от греч. Phone — звук, голос) – наука о звуковом строе языка.
Основной частью фонетики является учение о звуках. Звуки речи – это минимальные, далее не разложимые фонетические единицы.
Фонетику иногда так и определяют: «Фонетика- это наука о звуках речи».
Такое определение надо признать неполным и недостаточным, т.к. фонетика изучает не только звуки речи, а также и все звуковые средства языка, например, слоги, фонетические слова, такты, фразы, паузы, интонации. Поэтому общее определение должно быть широким.
Фонетика – это наука о звуковой стороне языка, изучающая способы образования звуков речи, их отличительные признаки, их изменение в речевом потоке, их роль в функционировании языка как средства общения людей.
Фонетика — раздел языкознания, изучающий звуки в потоке речи, их сочетаемость и их позиционные изменения
руг вопросов общей фонетики достаточно широк. Фонетика изучает:
1) общие условия звукообразования, исходя из возможностей произносительного аппарата человека;
2) акустические особенности звуковых единиц;
3) функциональный аспект звуков речи (учение о фонеме);
4) закономерности сочетания звуков и влияние их друг на друга в потоке речи;
5) природу слога и законы слогоделения;
6) ударение и сингармонизм как средства организации фонетической структуры слова;
7) интонацию как средство организации фразовых единиц;
8) связь звуковой стороны языка с письмом (графикой и орфографией).
В зависимости от задач исследования различают фонетику:

  • частную и общую;
  • описательную и историческую;
  • сопоставительная;
  • экспериментальная;
  • социофонетика.
    Частная фонетика занимается изучением звуковой системы конкретного языка, общая фонетика изучает общие закономерности.
    Описательная фонетика изучает фонетическую систему языка в определённый период её развития.
    Историческая фонетика изучает изменения, происходившие в звуковой системе языка на протяжении всей её истории.
    Сопоставительная фонетика изучает фонетический строй нескольких языков. Социофонетика изучает особенности произношения отдельных групп населения.
    Экспериментальная фонетика изучает язык с помощью экспериментов. Она строится на широком использовании специальной звукозаписывающей аппаратуры. Но здесь правильнее было бы говорить не о фонетике, а лишь об экспериментальном методе в фонетике (методы палатограмм, кимографической, магнитофонной записи, рентгеноскопии, спектроскопии, осциллографии и т.п.). В последние годы удалось разработать специальную методику синтеза речи, с помощью которой создаются речеподобные звуки искусственным путем, без участия человека.
    Таким образом, предметом фонетики следует признать звуковые средства языка во всех их проявлениях и функциях, а также связь между звуковой стороной языка и письмом.

2 Что такое звук и каковы его акустические характеристики?

3вyк peчи – этo элeмeнт пpoизнocимoй peчи, oбpaзyeмый peчeвыми opгaнaми. Пpи фoнeтичecкoм члeнeнии peчи звyк — этo чacть cлoгa, кpaтчaйшaя, дaлee нeдeлимaя звyкoвaя eдиницa, пpoизнeceннaя зa oднy apтикyляцию.
Звуки речи, так же как и все другие звуки, характеризуются такими акустическими признаками, как:
1) наличие (преобладание) тона (музыкального тона, голоса) или шума;
2) сила, громкость, или интенсивность;
3) высота тона;
4) долгота, длительность, или количество;
5) тембр.
Наличие (преобладание) тона или шума зависит от характера колебания упругого тела, образующего звук, например, металлической пластинки, корпуса колокола, струны музыкального инструмента, голосовых связок. По этому признаку среди звуков, в том числе и звуков речи, различаются тоны и шумы.
Тоны образуются тогда, когда колебание носит упорядоченный, ритмический, периодический характер, т.е. является равномерно периодическим.
Шумы возникают при условии, если ритмичность, периодичность в колебаниях отсутствует. К тонам относятся, например, звуки, образуемые музыкальными инструментами; шумами являются, в частности, звуки, возникающие при стуке колес автомобиля.
Среди звуков речи тоны образуются при сближенных, напряженных и вибрирующих голосовых связках, шумы – при голосовых связках ослабленных, ненапряженных.
К чистым шумам относятся глухие согласные (например, русские п, т, к, с, ш, ф, х). .Звонкие же согласные сочетают в себе (в разной степени) шумы и тоны. У шумных звонких (таких, как, например, б, д, г, з, ж, в) преобладает шум, у звонких сонорных (л, м, и, р) – тон.
Сила звука различается в зависимости от размаха, амплитуды колебаний упругого тела, в том числе голосовых связок человека.
Амплитуда колебания тела, в свою очередь, зависит от размеров, величины колеблющегося тела и силы воздействия на него. Чем больше по размеру колеблющееся тело, тем значительнее амплитуда его колебания (при соответствующем воздействии) и, следовательно, сильнее звук. И наоборот, чем меньше тело, тем ниже амплитуда его колебаний и слабее звук. Можно сравнить, например, звуки соборного колокола и колокольчика на шее пасущегося животного, рев быка и комариный писк, звуки, издаваемые взрослыми и детьми, у которых голосовые связки значительно короче, чем у взрослых.
Сила звука речи зависит от разных условий, в частности, от места ударения в слове, особенно в языках с так называемым силовым (динамическим, экспираторным) ударением. В таких языках с наибольшей силой произносятся ударные звуки, несколько слабее первые предударные, еще слабее – другие безударные. Сравним, например, силу звучания одного и того же гласного в русских словах: карандаш, дорого́й, веселей и т.д.
Высота звука (тона звука) определяется частотой колебания физического тела, которая зависит от размеров и упругости, эластичности колеблющегося тела. Чем меньше и эластичнее тело, тем значительнее частота его колебания и выше тон издаваемого им звука. Сравним, например, звуки колоколов разных размеров, струн рояля разной длины, струн скрипки разной напряженности. Высота тона звуков речи зависит от длины и напряженности голосовых связок: чем короче связки, тем они напряженнее, чаще колеблются, и тем выше тон издаваемого ими звука. В этом смысле можно сравнить звуки взрослых и детей, мужчин и женщин. В языках с тоническим, или музыкальным, ударением заметно различается высота тона ударных и безударных гласных: ударные звуки произносятся на более высокой ноте, чем безударные.
Длительность звука определяется продолжительностью колебания физического тела, количеством времени, которое затрачивается на образование данного звука. Сравним, например, звук, образующийся при выстреле, и гудок паровоза, звуки гласные и согласные, которые обычно бывают короче гласных.
Длительность звуков речи во многом зависит от темпа речи. Чем быстрее темп, тем меньше длительность звука, и наоборот, чем медленнее темп, тем больше длительность звука. В лингвистической литературе обращается внимание также иа зависимость длительности звуков речи от количества звуков в слове. Отмечается такая общая закономерность: чем больше число звуков в слове, тем меньше длительность каждого из звуков.
Длительность звуков в речевом потоке, их долгота или краткость, нередко зависит от тех или иных фонетических условий их употребления. В частности, длительность гласных может зависеть от места словесного ударения (особенно при количественном, квантитативном ударении), от положения звука по отношению к началу или концу слова, от структуры слога, от количества звуков в нем, от типа слога (закрытый или открытый), от качества соседнего согласного (глухой или звонкий) и др. Так, например, в некоторых языках, в том числе и в русском, ударные гласные более длительны, чем безударные; в закрытом слоге гласные обычно звучат короче, чем в открытом; в положении перед звонкими согласными гласные обычно произносятся более длительно, чем перед глухими; во французском языке в абсолютном конце слова, как правило, употребляются только краткие гласные.
Во многих языках долгое и краткое произношение отдельных гласных не зависит от фонетических условий их употребления, долгие и краткие звуки выступают как самостоятельные фонемы, т.е. служат средством различения звуковой оболочки слов.
Тембр звука, т.е. особая, специфическая окраска, различающая звуки одинаковой силы, высоты и длительности, создается в результате сочетания основного тона с добавочными (дополнительными, побочными, парциальными) тонами, или обертонами. Тембр звука различается в зависимости от объема и формы резонирующего пространства, или резонатора, например комнаты, концертного зала, камеры музыкального инструмента. Сравним, например, звук выстрела из одного и того же пистолета в закрытом помещении и в открытом пространстве, одно и то же музыкальное исполнение на одном и том же инструменте в жилой комнате, в концертном зале и на открытой эстраде.
Тембр звуков речи различается в зависимости от объема и формы полостей рта, носа и гортани, которые в речевом процессе видоизменяются с помощью активных органов речи (о них см. ниже). По тембру различаются также одни и те же звуки, произносимые разными людьми (поскольку объем и форма резонирующих полостей у многих людей не совпадают). Именно благодаря тембру произносимых звуков мы часто различаем знакомых нам людей по голосу, не видя их (например, в разговоре по телефону).

3 Какие признаки учитываются при классификации гласных и согласных?

Артикуляционно все звуки речи делятся на два класса — гласные и согласные, основные различия между которыми связаны со способом образования этих звуков и их ролью при формировании слога: при образовании гласных обязательно участие голосовых связок и отсутствие преграды в полости рта, типичным артикуляционным движением является размыкательное, тогда как при образовании согласных — необязательно участие голосовых связок, но обязательно наличие преграды и смыкательной артикуляции; слогообразующими являются, как правило, гласные, которые образуют вершину слога, поэтому практически во всех языках мира число согласных превышает число гласных.
Гласные — это звуки, которые состоят только из голоса. Выдыхаемый воздух проходит через рот, не встречая никаких преград. Фонетическая функция гласных — в организации звуковой целостности слога, слова и синтагмы.
В артикуляционных классификациях гласных учитываются следующие критерии:
1) степень подъема языка (т.е. степень его вертикального смещения);
2) степень движения языка вперед или назад;
3) положение губ;
4) положение мягкого неба.

В большинстве языков мира по степени подъема языка гласные делятся натри группы:
1) гласные нижнего подъема, при артикуляции которых язык занимает максимально низкое положение в по­лости рта, а благодаря опущенной нижней челюсти достигается широкий раствор рта, поэтому эти гласные называют также широкими: рус. а;
2) гласные верхнего подъема, при образовании которых язык занимает самое высокое положение в полости рта, причем раствор рта узкий, поэтому эти гласные называют узкими: рус. и, у, ы;
3) гласные среднего подъема, т.е. не относящиеся ни к гласным верхнего подъема, ни к гласным нижнего подъема, рус. е, о.

Горизонтальное смещение языка в переднюю или заднюю часть полости рта является основанием для классификации гласных по ряду. С точки зрения этого признака гласные во многих языках мира делятся также на три группы:
1) гласные переднего ряда, при артикуляции которых язык продвигается вперед, рус. и, е;
2) гласные заднего ряда, при образовании которых язык перемещается назад, рус. у, о;
3) гласные среднего ряда, при образовании которых язык вытянут вдоль полости рта, рус. ы, а.

По положению мягкого неба гласные делятся на две группы:
1) ртовые, при артикуляции которых мягкое небо поднято и закрывает проход воздуха в полость носа: все русские гласные;
2) носовые, при образовании которых мягкое небо опущено, воздух проходит в полость носа: носовые гласные в польском, португальском, французском языках.

Согласные — это звуки, которые состоят из шума или голоса и шума: при артикуляции согласных выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграды в полости рта (поэтому согласные нередко называют «ртосмыкателями»). Согласные как класс звуков противостоят гласным еще и потому, что они, как правило, не являются слогообразующими: само название «согласный», т.е. встречающийся вместе с гласным, указывает на подчиненную роль согласного в слоге. Артикуляционная классификация согласных строится на основе следующих признаков:
1) поведение голосовых связок;
2) положение активного действующего органа, образующего преграду;
3) способ образования преграды и ее место;
4) положение мягкого неба.

В зависимости от степени участия голосовых связок при образовании согласных они делятся на звонкие и глухие. При артикуляции звонких согласных голосовые связки напряжены и находятся в состоянии колебания, в артикуляции глухих согласных они не участвуют. В большинстве артикуляционных классификаций приводится акустический признак — степень участия шума при образовании согласного. В соответствии с этим признаком все согласные делятся на шумные (образуемые либо при помощи шума, либо — голоса и шума) и сонорные, образуемые при помощи голоса и незначительного шума: р, л, м, н, что с акустической точки зрения приближает их к гласным.
В зависимости от места образования согласного, т.е. от того, какой активный орган образует преграду, а также от того, где возникает эта щумообразующая преграда, все согласные делятся на губные, язычные, увулярные, фарингальные и ларингальные.
Губные согласные — это звуки, в которых шумообразующая преграда обеспечивается либо губами (губно-губные согласные, рус. п, б, м), либо губами и зубами (губно-зубные согласные, рус. в, ф).
В язычных согласных активным действующим органом, создающим шумообразующую преграду, является язык, артикулирующий к верхним зубам, альвеолам (бугоркам у корней верхних зубов), разным частям неба. В зависимости от того, какая часть спин­ки языка создает преграду, различают переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные согласные.
В переднеязычных согласных работает передняя часть и кончик языка. Они подразделяются на апикальные согласные, в которых активным органом является кончик языка, приподнимающийся к верхним зубам и альвеолам; дор­сальные, в которых передняя часть спинки языка приближается к верхним зубам (рус. т, д); какуминальные, в которых происходит подъем всего края передней части спинки языка; ретрофлексные, в которых активным органом является кончик языка, загнутый вверх и назад (рус. р).
В среднеязычных согласных шумообразующая преграда создается сближением средней части спинки языка с твердым небом.
При артикуляции заднеязычных согласных преграда образуется за счет сближения задней части спинки языка с мягким небом (рус. к, г, х).
Увулярные согласные — это согласные, при образовании которых преграда создается за счет сближения маленького язычка и мягкого неба с задней частью языка.
Фарингальные, т.е. глоточные согласные — это согласные, в которых шумообразующая преграда создается путем сужения глотки.
Ларингальные или гортанные согласные — это согласные, в которых шумообразующая преграда создается вследствие сближения голосовых связок.
Важнейшим акустическим признаком согласных является характер нарастания шума в начале их звучания (именно по этому признаку различаются взрывные и щелевые согласные), а также характер его спада в конце звучания: по этому признаку выделяют глоттализованные (или смычно-гортанные согласные), при образовании которых происходит гортанная смычка в конечной фазе артикуляции и неглоттализованные. Существуют и другие акустические признаки, использующиеся в акустической классификации согласных.

4 Какую роль в слове играет ударение?

Ударение – выделение голосом какой-то единицы в речи. Не все слоги в слове мы произносим одинаково звучно. Некоторые из них мы особо выделяем среди других. Это явление называют словесным ударением. А если голосом выделить какое-то слово в предложении, то такое ударение называется смысловым, или логическим ударением.
Если слово состоит из двух или более слогов, то один из них произносится с большей силой, с большей длительностью и более отчётливо.
Слог, который произносится с большей силой и длительностью, называется ударным слогом. Гласный звук ударного слога называется ударным гласным. Остальные слоги (и гласные) в слове – безударные.
Как известно, в любом языке в словах есть ударные и безударные слоги, значит, ударение требуется везде, потому что оно служит для передачи лексического значения слова, показывает культуру речи говорящего.
Представим себе, что мы читаем текст без знаков ударения, и тогда многие слова нам становятся понятными из содержания предложения. Например, слова полки, белки, муку, замок — они все могут иметь двойное ударение, которое зависит от смысла этих слов. пОлки – полкИ, бЕлки-белкИ, зАмок- замОк, мУку- мукУ.
Не менее важно правильно ставить ударения, чтобы показать свой уровень культуры речи. Например: красИвее, щавЕль, звонИт…
Роль ударения очень важна для того, чтобы общество было культурным, придерживалось литературных форм, чтобы люди правильно понимали друг друга.

Упражнение 52

Прочитайте, укажите, какую роль играет ударение в словах.
Поставьте ударение, составьте 5-7 предложений.

стая бЕлок — растительный белОк; Орган речи — звучит оргАн, величественный зАмок — дверной замОк; пАхнет духами — пахнЁт ветерком; живописные берегА — с противоположного бЕрега;
полноводные рЕки — вдоль берега рекИ; вЕсти от близких — вестИ за руку ребенка; дремучие лесА — опушка лЕса; пИли кофе — пилИ дерево.

  1. Стая белок живёт на дереве
  2. Растительный белок не такой полезный как животный
  3. Величественный замок стоит на горе
  4. Дверной замок не открывается
  5. Река Волга имеет живописные берега
  6. Я приплыл на лодке с противоположного берега
  7. Полноводные реки Сибири – достояние России
  8. Вдоль берега реки строят железную дорогу

Упражнение 54

Прочитайте. Запишите сначала слова, которые начинаются звонкими согласными, потом – начинающиеся глухими согласными. Назовите в этих словах твердые и мягкие согласные.

Слова, начинающиеся звонкими согласными (выделены жирным шрифтом):

  1. Любой дом без книг кажется мрачным и невеселым
  2. Что может быть драгоценнее, как ежегодно входить (В оглушается) в общение с мудрейшими людьми мира (Л. Толстой
  3. Книга – это могучее оружие. Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека (В. Сухомлинский).
  4. Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает (С озвончается) остальное (Ф. Достоевский).
  5. Люди нравственно культурные, сознательные труженики вырастают в семьях, где царит глубокое уважение к книге (В. Сухомлинский)

Слова, начинающиеся глухими согласными (выделены жирным шрифтом):

  1. Любой дом без книг кажется мрачным и невеселым (М. Танк).
  2. Что может быть драгоценнее, как ежегодно входить в общение с мудрейшими людьми ми ра (Л. Толстой).
  3. Книга – это могучее оружие. Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека (В. Сухомлинский)
  4. Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное (Ф. Достоевский)
  5. Люди нравственно культурные, сознательные труженики вырастают в семьях, где царит глубокое уважение к книге (В. Сухомлинский)

Слова, начинающиеся твёрдыми согласными (выделены жирным шрифтом):

  1. Любой дом без книг кажется мрачным и невеселым (М. Танк)
    2 . Что может быть драгоценнее, как ежегодно входить в общение с мудрейшими людьми мира (Л. Толстой)
  2. Книга – это могучее оружие. Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека (В. Сухомлинский)
  3. Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное (Ф. Достоевский)
  4. Люди нравственно культурные, сознательные труженики вырастают в семьях, где царит глубокое уважение к книге (В. Сухомлинский)

Слова, начинающиеся мягкими согласными (выделены жирным шрифтом):

  1. Любой дом без книг кажется мрачным и невеселым (М. Танк)
  2. Что может быть драгоценнее, как ежегодно входить в общение с мудрейшими людьми мира (Л. Толстой)
  3. Книга – это могучее оружие. Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека (В. Сухомлинский)
  4. Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное (Ф. Достоевский)
  5. Люди нравственно культурные, сознательные труженики вырастают в семьях, где царит глубокое уважение к книге (В. Сухомлинский)
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov