Контрольная Социальные функции социологической науки

Социальные функции социологической науки.

Содержание
Введение 3

  1. Социология как наука ( объект, предмет, основные функции ) 6
    1.1 Объект и предмет социологии 6
    1.2 Религия как социальный институт 8
    2 Функции социологии 11
    2.1 Социологические исследования 13
    2.2 Социологические прогнозы 17
    Заключение 19
    Список используемых источников 21

Введение
Термин «социология» (от лат. societas – общество и греческого logos – учение) впервые был введен французским мыслителем О. Контом в 1838 году, т.е. намного позднее того, чем началось реальное изучение общества, и означал он в самом общем виде то, что считают в первом приближении к этому понятию и сейчас – науку об обществе О. Конт предложил слово «социология» для обозначения изучающей общество науки.
В настоящее время существует понятие, что социология – это наука о взаимодействиях социальных общностей в рамках социальных институтов, организаций, структур и систем. Это наука о социальных процессах, об осмысленных социальных действиях людей, их поведении. Это наука о взаимодействии между личностью, социальной общностью и обществом. Это наука об обществе, как целостной системе.
Вообще изучение общества началось на самых ранних стадиях его развития задолго до образования социологии. Этот первый этап можно назвать донаучным. Начальный этап собственно социологии уместно назвать методологическим, поскольку именно в его пределах во второй половине XIX в. вырабатывалась методология новой науки. Наконец, XX в. можно назвать эмпирикотеоретическим этапом изучения общества и развития социологии, поскольку именно в XX в. начались эмпирические исследования на подлинно научных основаниях и построены первые социологические теории.
О. Конт, основоположник нового философского направления – позитивизма, – был к этому подготовлен своей предшествующей работой и развитием науки. Он считал, что человеческое мышление в своем развитии прошло три этапа. Сначала оно было религиозным (теологическим) и объясняло все происходящее действием богов. Потом оно стало философским (метафизическим) и выводило все из умопостигаемых идей и сущностей. В последовавшее за эпохой Возрождения новое время мышление стало научным (позитивным) и оно делает выводы на основе эмпирической проверки теоретических построений, открывая законы природы. Такое мышление утверждается в исследовании природы, затем в изучении общества. Вначале возникли естественные науки – астрономия, физика, химия, биология, затем должна появиться наука, изучающая общество. Для неё О. Конт и предложил название «социология», что в буквальном переводе означает «наука об обществе».
О. Конт считал, что социология должна основываться на фактах и исследовать, подобно естествознанию, социальные явления эмпирически и аналитически. Это позволит ей уйти от умозрительных абстрактных построений и стать «позитивной» наукой, способной положительно решать проблемы жизни общества, наукой. Постоянно сравнивая социологию с естествознанием, доминировавшим в то время, О. Конт называет её социальной физикой, имея в виду создание позитивной науки об обществе, в результате развития которой стало бы возможным открытие её фундаментальных законов [6, с. 93].
Говоря о возникновении социологии как науки, следует помнить, что социология представляет собой систему внутренне организованного и проверенного знания о фактах, составляющих жизнь людей в современном обществе. Это означает, что знание о любом социологическом феномене должно быть основано на проверенных и подтвержденных сведениях и научных доказательствах. Данное положение особенно актуально для социологического знания, которое должно освободиться от власти мифов, заблуждений, традиций и наслоений обыденного знания, основанного на наблюдениях повседневной жизни.
Цель социологии состоит в получении достоверной, истинной информации, позволяющей составить объективную картину как современного мира, так и того конкретного общества, в котором живут люди, потребляющие эту информацию.
Социология приобретает возможность и способность прояснять социальную ситуацию, делать её более понятной и адекватной происходящим глубинным процессам, но только на основе точной информации – как статистического, так и социологического характера. Овладевая социологическим знанием, социологически «просвещаясь», люди узнают больше о жизни общества, о состоянии социальных процессов, о собственной работе, семье, образовании, условиях и различных формах деятельности; вместе с тем, они могут влиять на них, проявляя инициативу и активность, а проводимые социологические исследования имеют немалое теоретическое и практическое значение для оценки результатов тех или иных политических решений и действий.
Таким образом, имеются достаточные основания сделать вывод о том, что социология – это очень «жизненная» наука. Конечно, у неё есть сугубо теоретические проблемы собственного научного развития, которые представляют интерес, прежде всего для самих социологов. Но главный смысл этой науки заключается в постоянном обращении к социальной жизни и систематическом её изучении на уровне общества в целом, его конкретных социальных процессов и структур, институтов и организаций, социальных общностей и групп, деятельности и поведения людей, социальных отношений и взаимодействий. Коль скоро социология предстаёт перед нами в таком качестве, возникает вопрос о её функциях, речь о которых и пойдет ниже.

1 Социология как наука (объект, предмет, основные функции)
Этимологически социология — наука об обществе. Так ее и характеризует американский социолог Дж. Смелзер в своем учебнике «Социология». Но это довольно абстрактное определение, поскольку общество в его различных аспектах изучается значительным количеством гуманитарных и социальных дисциплин: социальной философией, политической экономией, историей, демографией и т.д. Для того, чтобы понять особенности социологии, социологического подхода к изучению общества, необходимо вычленить собственную область социологического исследования, а также определить те методы, которыми социология оперирует. Для этого, прежде всего, следует провести строгое разграничение между объектом и предметом социологии.
1.1 Объект и предмет социологии
В качестве объекта той или иной науки всегда выступает определенная сфера объективного или субъективного мира, в то время как предмет любой науки является результатом теоретического абстрагирования, позволяющего исследователям выделить те стороны и закономерности развития и функционирования изучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науки. Таким образом, объект той или иной науки — это часть объективной и субъективной реальности, обладающая собственными свойствами, которые изучаются только данной наукой, а предмет науки — это результат исследовательских действий.
Принято считать, что объектом социологического познания является вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Что же такое социальное? Социальное, с точки зрения российского социолога Г.В. Осипова, — это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, и проявляющееся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или их группы (общности) — независимо от того, присутствует ли при этом данный индивид или общность. Именно в процессе взаимодействия друг с другом индивиды оказывают воздействие друг на друга, способствуют тем самым тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств [3, с. 106]. Таким образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования.
Предмет же социологии, поскольку он является результатом исследовательских Действий, не может быть определен столь же однозначно. Понимание предмета социологии на протяжении всей истории существования этой науки менялось. Представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различное понимание предмета социологии. И это естественно, так как предмет науки находится в тесной связи с исследовательской деятельностью ученых.
Основоположник социологии, французский мыслитель О. Конт считал, что социология — это позитивная наука об обществе. Выдающийся французский социолог Э. Дюркгейм называл предметом социологии социальные факты. При этом социальное, по Дюркгейму, означает коллективное. Поэтому предметом социологии, по его мнению, является коллективное во всех его проявлениях.
С точки зрения немецкого социолога М. Вебера, социология — это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать. Социальное поведение, по М. Веберу, — это отношение человека, иначе говоря, внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него. Это отношение является поведением, когда субъект связывает его с определенным смыслом. Поведение считается социальным, когда по смыслу, который ему придает субъект, оно соотнесено с поведением других индивидов[3, с. 115].
В марксизме предметом социологического исследования является научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов — личностей, социальных общностей, социальных институтов. Широкое распространение в нашей отечественной литературе имеет следующее определение социологии. Социология — это наука об обществе как социальной системе в целом, функционировании и развитии этой системы через ее составные элементы: личности, социальные общности, институты.
1.2 Религия как социальный институт
Религию можно охарактеризовать как сложный социальный институт, смысл существования которого определяются потребностью общества в священном. Как отмечает Эмиль Дюркгейм, в основе религии лежат верования и действия, связанные с явлениями духовными, священными, а не мирскими. Священное — это те аспекты социальной реальности, которые отделены от сферы обыденного и являются запретными. Мирское (профанное) — это те аспекты социальной реальности, которые носят обычный и повседневный характер.
Религиозное поведение столь многообразно, что трудно себе его представить, не прибегая к какой-либо классификации. Социолог Рис Макджи выделяет простой супранатурализм, анимизм, теизм и систему абстрактных идеалов.
Религия как социальный институт выполняет в обществе следующие функции.
Мировоззренческая функция. Во всем мире религия дает ответы на животрепещущие вопросы о смысле существования, причине человеческих страданий и сущности смерти. Эти ответы дают людям ощущение цели.
Компенсаторная функция. Ответы, которые дает религия на вопросы о смысле существования, даруют верующим утешение, убеждая их в том, что их страдания на земле не напрасны. Религиозные ритуалы, связанные с такими критическими событиями, как болезнь и смерть, позволяют людям сохранять душевное равновесие в горькие часы жизни и примиряют их с неизбежным.
Функция социальной самоидентификации. Религиозные учения и отправления объединяют верующих в сообщество людей, разделяющих одни и те же ценности и преследующих одни и те же цели. Религиозные ритуалы, сопровождающие, к примеру, церемонию бракосочетания, связывают невесту и жениха с более крупным сообществом людей, желающих молодым добра.
Социально-регламентирующая функция. Религиозные учения применимы к повседневной жизни людей. К примеру, четыре из Десяти Заповедей, проповеданных Моисеем израильтянам, имеют отношение к Богу, зато в шести прочих содержатся наставления для повседневной жизни людей, в том числе касающиеся отношений с родителями, работодателями и соседями.
Функция социального контроля. Религия осуществляет контроль за поведением людей. Большинство норм религиозной группы применимо только к ее членам, однако некоторые нормы устанавливают ограничения и для других граждан, не принадлежащих к религиозной общине. Примером этого положения являются религиозные наставления, вошедшие в состав уголовного законодательства. Так, в России богохульство и прелюбодеяние когда-то являлись уголовными преступлениями, за которые людей судили и наказывали по всей строгости закона.
Адаптационная функция. Религия способна помочь людям адаптироваться к новой среде. Например, иммигрантам не так легко приспособиться к представляющимся им странными обычаям новой страны. Сохраняя родной язык, знакомые ритуалы и вероучения, религия обеспечивает неразрывную связь иммигрантов с их культурным прошлым.
Охранительная функция. Большинство религий оказывает поддержку правительству и сопротивляется любым изменениям в социальной ситуации, направляя свой сакральный авторитет против сил, требующих нарушить статус-кво, революционеров, осуждает попытки государственных переворотов. Церковь охраняет и поддерживает существующую власть, а власть в свою очередь оказывает поддержку охраняющим ее конфессиям.
Социально-критическая функция. Хотя религия зачастую настолько тесно связана с господствующим социальным строем, что оказывает сопротивление переменам, бывают случаи, когда она выступает с критикой наличной ситуации в обществе [8, с. 231].
Дисфункциями религии являются разрушительные для общества аспекты религии. К ним относятся религиозная нетерпимость и фанатизм, приводящие к войнам и массовым преследованиям иноверцев и атеистов, а также изуверские формы поклонения, связанные с человеческими жертвоприношениями и самоистязаниями.
История пестрит войнами, вспыхнувшими по религиозным мотивам, перемешанным с политическими причинами. Даже в наше время мы становимся свидетелями того, как в Северной Ирландии протестанты и католики убивают друг друга и как то же происходит между евреями и мусульманами в Израиле, между христианами и мусульманами в Боснии.
Религия часто использовалась для оправдания угнетения и жестокости в любых масштабах. С XVII по XVIII вв., в период великой инквизиции, на кострах жгли приговоренных к смерти «ведьм». В 1692 г. то же самое творили главы протестантского вероучения в Салеме, штат Массачусетс.

2 Функции социологии
Многообразие связей социологии с жизнью общества, её общественное предназначение определяются в первую очередь функциями, которые она выполняет.
Социология выполняет многообразные функции, в которых проявляется её предназначение и роль. В наиболее общем виде эти функции можно разделить на три группы –познавательные, прогностические и управленческие.
В основе такого деления – с одной стороны, объективная необходимость многообразного и дифференцированного включения социологии в систему общества и социальных наук, с другой – выделение различных форм социологической деятельности в соответствии с характером и содержанием труда социолога.
Разграничение этих групп функций не должно быть, конечно, чрезмерно жестким, исключающим их взаимосвязь и взаимодействие.
Под функцией социального проектирования понимается разработка конкретной модели социального процесса или социальной системы (подсистемы) со своими параметрами и спецификой функционирования.
Функция социального конструирования охватывает более широкие исследовательские действия, чем социальное проектирование. Оно представляет собой общее мыслительное построение нового социального объекта безотносительно к конкретно заданным параметрам и нормативам. Речь идет лишь об образе будущего объекта, его модели.
Примером проектирования является создание различных моделей социальных объектов на компьютерной базе (в том числе моделей новых хозяйственных и социальных механизмов на основе перехода к рыночной экономике). Социальное же конструирование в этом случае означает создание общей модели перехода к рынку. Ни социальное проектирование, ни социальное конструирование не относятся к чисто социологическим функциям. Это функции более широкой деятельности, связанной с работой математиков, экономистов, специалистов по системному анализу и др., но включающей в себя также и труд социологов.
Социологической разновидностью прогностической функции является функция социального планирования, реализация которой представляет собой разработку целевых комплексных программ развития отдельных сфер общественной жизни, отраслей, регионов, городов и т.д.
Одной из функций социологии является – идеологическая. Дело в том, что социология в той или иной форме выражает интересы определенных социальных групп, классов, политических партий и движений. Этого невозможно избежать, даже если поставить цель полностью избавиться от идеологического подхода в конкретных социологических исследованиях и в формулировании положений социальных социологических и общесоциологических теорий. Ведь социолог занимает определенное социально – классовое положение и нередко входит в ту или иную политическую партию. Он осмысливает исследуемые им социальные процессы, общественные отношения и деятельность различных субъектов с позиций определенного мировоззрения, формирование которого зависит от его социального положения.
Формулируемые социологом выводы и обобщения, касающиеся тех или иных сторон общественной жизни, затрагивают не только интересы той социальной группы, к которой он принадлежит, но и интересы других социальных групп, в том числе классов. Тем самым данные выводы и обобщения приобретают идеологическое содержание, некий идеологический оттенок.
Разумеется, неправильно, когда научный подход подменяется идеологическим, что нередко наблюдалось в недавнем прошлом советской социологии. Для ученого – социолога всегда важен объективный анализ общественных явлений. Однако его социальный статус есть момент самого этого анализа, что неизбежно отразится на его выводах и обобщениях относительно исследуемых общественных явлений и процессов. В этом смысле социология всегда идеологически ориентирована. А чтобы не допускать идеологических перекосов, надо избегать чрезмерных идеологизации и политизации, как в ходе социологических исследований, так и при формулировании выводов и обобщений, в том числе теоретических. Полезно также соотносить их с общечеловеческими ценностями.
Функции социологии, как и структура социологического знания, указывают на ее место в системе общественных и гуманитарных наук.
2.1 Социологические исследования
Все группы функций социологии рассматриваются в ходе любого проводимого социологического исследования.
К результатам социологических исследований люди обращаются довольно часто. И тогда, когда хотят узнать мнение большинства людей по тому или иному вопросу, и тогда, когда необходимо принять то или иное решение. Часто данные социологии учитываются при проведении выборов или при выпуске на рынок тех или иных товаров потребления. Однако нередко эти материалы дают искаженную картину, не соответствующую истинному положению вещей. Тогда данные социологии позволяют манипулировать познанием, принимать решения, идущие вразрез с общественным мнением, что дискредитирует саму социологию. Случаи, подобные последним, происходят, как правило, от того, что социологическое исследование было проведено с нарушением общеметодологических принципов построения исследовательской программы. Поэтому очень важно правильно (научно) сформулировать исходные методологические положения, определить адекватные цели и задачи, выбрать качественные методы сбора достоверной социальной информации[2, с. 164].
Как и любая интеллектуальная деятельность, социология начинается с познания. Познавательная функция социологии заключаются в исследовании социальных явлений с целью получить адекватные научные представления о их сущности и содержании, связи с другими явлениями, характере и закономерностях развития. Первостепенное значение социология придает изучению общественных отношений, складывающихся между различными субъектами, анализ объективных и субъективных сторон их деятельности, а также анализу функционирования социальных институтов.
Система представлений и понятий о социальных процессах фиксируется на уровнях социологического знания. На каждом из них данные процессы отражаются с разной степенью глубины. На уровне общесоциологических теорий делаются более масштабные научные обобщения и выводы по сравнению со специальными (частными) социологическими теориями. Функция же конкретных социологических исследований заключается в сборе первичных данных, характеризующих повседневную практику людей, и в их эмпирическом анализе.
Познавательная функция социологии заключается также в том, чтобы на основе анализа социальных процессов выработать научные прогнозы их дальнейшего развития в сфере материальной, политической или духовной жизни общества. Также прогнозы могут иметь долговременный или текущий характер: на уровне общесоциологических теорий речь может идти о глубоком предвидении тенденций развития общества в ближайшем и отдаленном будущем, в рамках социальных социологических теорий могут быть выработаны полезные прогнозы. Познавательная функция социологии реализуются через описание, изучение, объяснение, анализа, диагностику социальной реальности, выступающей в виде одного или целой группы взаимосвязанных социальных фактов. Чем масштабнее по целям и задачам социологическое познание той или иной проблемы, тем вероятнее, что социология будет иметь дело с большим количеством сложных социальных фактов. В ходе осуществления познавательной функции задача социологии состоит в том, чтобы выявить связи между ними, проявляющиеся в форме определенных тенденций. Поэтому имеет смысл конкретизировать группу познавательных функций через – описательную, объяснительную, диагностическую.
Начало любого социологического исследования обязательно начинается с описания социальных фактов и процессов. Описывать – это прежде всего считать. Считать вещи и факты, находящиеся на некотором расстоянии друг от друга. Цифровые таблицы имеют определенную форму. Статистика показывает, что наиболее запоминающийся внешний облик – тот, который позволяет себя сосчитать. Важно понять то, что обычно не понимается. Социология религии дает возможность сосчитать число людей, приходящих к мессе; но какой смысл в полученной цифре? Гораздо важнее выделить истинно верующих, ибо посещение мессы еще не говорит о степени веры человека.
При проведении социологического исследования в своей описательной работе социолог часто опирается на данные, предоставленные другими, например административной и экономической статистикой. В странах, где статистика развита, то, как поданы эти данные, не всегда годится для социолога, который вынужден их перерабатывать и заново интерпретировать. В странах с «неполной статистикой» работа становится гораздо более деликатной.
Одним из важных условий описания проблемной ситуации является выбор таких исследовательских методов, которые позволят собрать наибольший объем необходимой информации об объекте и предмете исследования. Чем объемнее объект, например, какое-нибудь крупное социальное явление, тем обширнее должна быть информация и тем большее число респондентов она должна охватывать.
Для того чтобы описать определенные социальные факты и процессы необходимо получить, обработать, анализировать и обобщить соответствующую социологическую информацию. Получение этой информации осуществляется с помощью методов сбора. Основными методами сбора информации являются: наблюдение, опрос (анкетирование), интервью и анализ документации. Одно из ведущих мест среди этих методов сбора информации занимает – метод опроса. Это объясняется рядом его достоинств. Он позволяет одномоментно получить значительный объем информации. Сбор информации с помощью метода опроса удобен, не требует особых материальных и физических затрат. Опрос даже большого массива респондентов достаточно просто осуществить в техническом плане. Внимание к методу опроса определяется тем, что вербальная информация легко поддается обработке, легко регистрируется и носит универсальный характер.
Описание проблемной ситуации, в проводимом каком либо социологическом исследовании – весьма ответственный и трудоемкий момент. От того, насколько верно будет описана проблема, во многом зависит весь дальнейший ход исследовательского процесса. По существу, это обнаружение и фиксация того социального материала, который требует своего дальнейшего изучения и анализа.
Вслед за описанием становится необходимым объяснение установленных социальных фактов и выявление связей между ними. Объяснение, т.е. раскрытие сущности установленного социального факта является важным понятием, т. к. от того, на сколько точно будет раскрыта сущность установленного социального факта зависит и конечный результат любого социологического исследования.
Естественным продолжением описания и объяснения оказывается диагностическая функция, смысл которой – в определении конкретной социальной проблемы, требующей своего исследования, в характеристики её актуальности и практической значимости, в выявлении её признаков и особенностей, в показе социального противоречия, нуждающегося в своем разрешении[6, с. 44].
Таким образом, при проведении социологического исследования социолог сначала описывает ситуацию, потом объясняет причинно-следственную связь, а затем ставит своеобразный «социальный диагноз», который по существу и является обоснованием дальнейшего исследования сформулированной проблемы.
Практическая функция социологии состоит в том, чтобы на основе эмпирического анализа социальных явлений и процессов разработать практические рекомендации, скажем, по усилению стимулирования и повышению эффективности деятельности людей в сфере материального производства, совершенствованию экономических и политических отношений и деятельности соответствующих социальных институтов.
В конечном счете, эти рекомендации направлены на улучшение механизма социального управления, повышение его эффективности на всех уровнях – от управления коллективом до управления делами общества. В большей или меньшей степени это делают все современные общества, особенно наиболее цивилизованные. Ни одно из них не пускает на самотек развитие экономики, социально классовых и национальных отношений, политической системы общества. Их развитие совершается под определенным воздействием соответствующих управленческих структур, деятельность которых обеспечивается научно. Усложнение современных обществ и условий их развития (экономических, экологических, политических и др.) усиливает потребность целенаправленного воздействия на социальные процессы. Свою роль здесь может играть и нередко играет социология, которая выполняет значительную работу, начиная от проведения так называемых социологических замеров функционирования различных сторон общества и получения первичной социологической информации до выработки научно обоснованных выводов и рекомендаций.
2.2 Социологические прогнозы
Важное практическое значение имеют социологические прогнозы относительно ближайшего и отдаленного будущего общества, научные предвидения развития экономики, социальной, политической и духовной сфер общества.
Познавательные функции находят свое органичное продолжение в прогностических функциях. Для социологии их реализация необычайно значима. Без этого наука теряет чувство нового, видение будущих результатов изменения социального процесса. Осуществлять познавательные функции, не ориентируясь на социологический прогноз, – значит обеднять возможности науки.
Одним из главных принципов социального прогноза является ответственность его выполнения, т. к. социальный прогноз включает в себя такие важные аспекты, как социальное планирование, проектирование и конструирование, сопряжен с моделированием будущего процесса. Иногда разделяют прогностическую функцию и функцию социального проектирования и конструирования. Вообще прогностическая функция конкретизируется через функции социального проектирования, конструирования и планирования.

Заключение
Необходимо отметить, что благодаря реализации своих групп функций, социология на всех уровнях и во всех своих структурных элементах обеспечивает, прежде всего, прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает закономерности и перспективы социального развития общества. Этому служат как фундаментальные теоретические изыскания, вырабатывающие методологические принципы познания социальных фактов, процессов и обобщающие значительный фактический материал, так и непосредственно эмпирические исследования, поставляющие этот богатый фактический материал, конкретную информацию о тех или иных областях общественной жизни.
Характерной чертой социологии является единство теории и практики. Значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических проблем. Социологические исследования дают конкретную и обязательно достоверную информацию для осуществления действенного социального контроля над социальными фактами и процессами. Без этой информации возрастает возможность появления социального напряжения, социальных кризисов и катаклизмов. В подавляющем большинстве стран органы исполнительной и представительной власти, политические партии и объединения широко используют возможности социологии для проведения целенаправленной политики во всех сферах общественной жизни.
Практическая направленность социологии выражается и в том, что она способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных фактов и процессов в будущем. Особенно важно иметь такой прогноз в переходные эпохи развития общества. В этом плане социология способна:
– определить, каков диапазон возможностей, вероятностей, открывающихся перед участниками событий на данном историческом этапе;
– представить альтернативные сценарии будущих процессов, связанных с каждым из выбранных решений;
– рассчитать вероятные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты, а также долговременные последствия и т.д.
Большое значение в жизни общества имеет использование социологических исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни. Социальное планирование развито во всех странах мира, независимо от социальных систем. Оно охватывает самые широкие области, начиная от определенных процессов жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных регионов и стран и кончая социальным планированием жизни городов, сёл, отдельных предприятий и коллективов.
Таким образом, результаты социологических исследований могут использоваться в интересах каких-либо социальных групп для достижения ими определенных социальных целей. Социологическое знание зачастую служит средством манипулирования поведением людей, формирования определенных стереотипов поведения, создания системы ценностных и социальных предпочтений и т.д. Но социология может служить и улучшению взаимопонимания между людьми, формированию у них чувства близости, что в конце концов способствует совершенствованию общественных отношений.

Список используемых источников

  1. Анурин В.Ф.» Социология » Учебное пособие для вузов, 2010. – 248 с.
  2. Бабосов Е.М.» Общая социология». Учебное пособие для студентов Вузов. Издательство » ТетраСистемс», 2009. — 640 с.
  3. Кравченко С.А.» Социология», Издательство » экзамен», 2002. – 512 с.
  4. Жиль Феррсоль » Социология. Терминологический словарь». Издательство » Питер», 2009. – 160 с.
  5. Филатова О.Г.» Социология. Конспект лекций», Издательство» Михайлова В.А. «. Серия » Высшее образование», 2008. – 164 с.
  6. «Общая социология»: Учебное пособие / Под ред. Проф. Эфендиева А.Г. — М.: ИНФРА-М. 2008 – 654 с.
  7. Волков Ю.Г., Епифанцев С.Н., Гулиев М.А. «Социология» (учебный курс), изд. «МарТ», г. Москва – Ростов-на-Дону, 2009. – 553 с.
  8. Кравченко А.И. «Социология» (учебник для ВУЗов), изд. «Академический Проект», г. Москва, 2008. – 439 с.
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov