Контрольная Структура и функции методологического знания

Методологические основы психологии:

Тема: Структура и функции методологического знания.


Содержание

Введение 3
1 Понятие методологии науки 5
2 Структура методологического знания 9
3 Функции методологического знания 13
Заключение 15
Список использованных источников 16


Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, то методология психологической науки в настоящее время представляет собой интенсивно и динамично развивающуюся область психологического знания.
Изучение методологии психологической науки для любого психолога является очень актуальным и крайне необходимым. Современная психология представляет собой пеструю картину разнообразных, трудно совместимых, а зача­стую отрицающих друг друга теорий и подходов.
В последнее время наблюдается своего рода методологический «бум»: в периодических изданиях и сборниках научных трудов публикаций по методологической проблематике становится очень много.
Все это свидетельствует о том, что в современной отечественной психологии интерес к разработке методологических вопросов неуклонно возрастает и все большее число авторов считает необходимым поделиться с коллегами результатами своих методологических изысканий.
Выбор методологического подхода является первоначальным или определяющим моментом любого научного исследования, поскольку методология — это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности».
При этом, для получения достоверных и правильно интерпретированных данных при планировании исследования требуется соблюдать операциональную валидность: «должно соблюдаться соответствие между «теоретическими» и «экспериментальными» определениями в организации экспериментального исследования».
Иными словами, выбранные методы исследования должны относиться к той же парадигме, в которой проводится интерпретация психологического феномена, заявленного в предмете исследования.
Целью данной работы является исследование структуры и функций методологического знания.
В соответствии с целью задачами работы являются:

  • изучение понятия методологии науки;
  • исследование структуры методологического знания;
  • анализ функций методологического знания.  
    1 Понятие методологии науки
    Методология науки — это научная дисциплина, которая изучает методы научно-познавательной деятельности. Методология в широком смысле представляет собой рационально-рефлексивную мыслительную деятельность, направленную изучение способов преобразования человеком действительности — методов (рациональных действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь определённой цели). Применение методов осуществляется в любой сфере научно-познавательной деятельности. Методология науки осуществляет исследование, поиск, разработку и систематизацию методов, применяемых в этой деятельности для получения научного знания и тех общих принципов, которыми она направляется.
    Методология науки всегда была органически связана с философией науки и теорией познания (эпистемологией), а также с логикой в целом и особенно с логикой науки. Все эти виды рационально-рефлексивной деятельности познающего мышления и научно-познавательной деятельности тесно переплетены друг с другом, и какая-либо их искусственная демаркация вряд ли возможна и непродуктивна. Тем не менее, в общем контексте всех этих дисциплин понятие методологии науки ориентировано на максимально возможное приближение к реальной практике научной деятельности, на выявление и артикуляцию конструктивных способов действия по построению научных знаний.
    Научное познание представляет собой институционально закреплённый вид деятельности, в котором освоение человеком действительности становится инструментально опосредованным процессом взаимодействия исследователей (учёных). Эффективность подобного взаимодействия, а следовательно воспроизводство и развитие науки как таковой, обеспечивается накоплением и трансляцией когнитивного опыта и знания, что становится возможным за счёт устойчивых познавательных практик, каковыми являются методы осуществления научно-познавательного процесса. Систематическое развитие научных методов оказывается наиболее важным условием становления и развития науки как социальной системы. Использование научных методов делает процесс научного поиска потенциально воспроизводимой процедурой, что имеет принципиальное значение с точки зрения обеспечения достоверности результатов исследования, поскольку последние становятся проверяемыми параметрами. Кроме того, опосредованность научного исследования сформированными и подлежащими преобразованию научными методами обусловливает возможность подготовки учёных и является предпосылкой специализации научно-познавательного процесса, создавая условия становления науки в качестве профессиональной инфраструктуры, обладающей сложной системой разделения труда и за счёт этого способной концентрировать и координировать научно-исследовательские ресурсы.
    Современное научное познание представляет собой комплексный процесс взаимодействия исследователей по поводу формирования и использования научных знаний с целью понимания, объяснения, прогнозирования и преобразования действительности. Специализация исследовательской деятельности в современной науке предполагает дифференцированность методов осуществления научно-познавательного процесса. Причём воспроизводимость последних в пределах единой, хотя и нелинейной, структуры деятельности предполагает, что подобные методы — это не разрозненное множество созданных в ходе развития науки инструментов познания, но совокупность функционально взаимосвязанных познавательных практик.
    Методологические исследования в современной науке принято разделять на общие, частные и конкретные:
    1) Общая методология науки исследует проблемы обоснования научного знания независимо от того, в какой из конкретных научных дисциплин оно получено. Центральными её проблемами являются: исследование таких универсальных операций научного познания, как объяснение и понимание, а также способов обоснования научного знания; анализ критериев приемлемости (или адекватности) систем научных утверждений (научных теорий); изучение тех систем категорий, которые используются в качестве координат научного мышления; различия между науками о природе и науками о культуре; проблематика единства научного познания.
    2) Частная методология науки исследует методологические проблемы отдельных наук или их узких групп, будучи представленной в познавательных пространствах соответствующих дисциплин. К сфере этой методологии относятся, например, методология физики, методология биологии, методология наук исторического ряда и многих других. Так, и в физике, и в биологии применяется операция объяснения; вместе с тем, многие биологические объяснения используют понятие цели, которое теряет смысл применительно к физическим объектам. Что представляет собой целевое, или телеологическое, биологическое объяснение и почему оно может использоваться только в биологических науках, но не в физике, космологии или химии? Можно ли заменить телеологическое объяснение обычным для других естественных наук объяснением через научный закон? Эти и подобные вопросы относятся к частной методологии. Характерной особенностью всякой частной методологии является то, что она, будучи важной для какой-то отдельной науки или узкой группы наук, почти не представляет интереса для других дисциплин.
    3) Конкретная методология науки, называемая иногда методикой, исследует методологические аспекты, связанные с отдельными операциями в рамках конкретных научных дисциплин. Внутридисциплинарные методы теоретического и эмпирического исследования, включая методологию конкретных исследований, являются по преимуществу узкоспециализированными когнитивными практиками. К сфере этой методологии, меняющейся от науки к науке, относятся, например, методика проведения физического эксперимента, методика эксперимента в биологии, методика опроса в социологии, методика анализа источников в истории и тому подобные.  
    2 Структура методологического знания
    Методологическое знание состоит из нескольких структурных уровней:
    1) уровень философской методологии;
    2) уровень общенаучной методологии;
    3) уровень конкретно-научной методологии;
    4) уровень процедуры и техники исследования.
    Уровень философской методологии представляет собой философские знания, полученные при помощи методов философии и разрабатываемые обычно профессиональными философами.
    Философия выполняет двоякую методологическую роль:
  1. Во-первых, осуществляет конструктивную критику научного знания с точки зрения условий и границ его применения, адекватности его методологического фундамента и общих тенденций его развития.
  2. Во-вторых, философия дает мировоззренческую интерпретацию результатов науки — в том числе и методологических результатов — с точки зрения той или иной картины мира.
    Философская методология, становясь неотъемлемой частью мировоззрения психолога, определяет постановку им исследовательских и практических задач, задает наиболее существенные мировоззренческие предпосылки для видения той реальности, с которой имеет дело ученый или практик, поэтому данный уровень в структуре методологического знания было бы правомерно назвать также философско-мировоззренческим.
    Уровень общенаучной методологии, или общенаучных принципов и форм исследования, получил развитие лишь в XX в. К нему относятся содержательные научные концепции.
    Например, концепция ноосферы В.И. Вернадского, универсальные концептуальные системы, тектология А.А. Богданова, общая теория систем Л. фон Берталанфи и некоторые современные общенаучно-методологические подходы, а также методологические или логико-методологические концепции — структурализм, получивший широкое распространение в антропологии, этнографии и отчасти в психологии и психотерапии, системный анализ, логический анализ.
    Уровень конкретно-научной методологии применим к конкретной науке и специфическим для нее познавательным задачам.
    Методология этого уровня разрабатывается прежде всего специалистами в данной области знания. На этом уровне методологических исследований философские и общенаучные принципы конкретизируются и преобразуются применительно к данной науке и той реальности, которую она изучает. Далеко не все создатели значительных психологических теорий проявили себя как методологи психологии. Среди тех, кто оказал огромное влияние на методологию психологической науки и практики, были В. Вундт, 3. Фрейд, К. Левин, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, Г. Оллпорт, Дж. Келли, а в наше время — Р. Стернберг.
    Уровень процедуры и техники исследования связан с исследовательской практикой. Он представляет собой нормы и требования к приемам ведения исследо­вательской и практической работы. В психологии к нему относятся, например, нормы проведения экспериментально-психологических исследований и классификации видов эксперимента, требования к разработке психодиагностических методов и их классификации. Методологические нормы присутствуют и в практической психологии, однако данная область психологической методологии пока мало разработана.
    Значение методологического знания для психологии особенно велико, можно назвать целый ряд причин этому. Прежде всего, к этим причинам относятся особенности психологии как науки. Как известно, психология — «наука о самом сложном, что пока известно человечеству», наука, в которой сливаются субъект и объект познания. Эти обстоятельства делают психологию наукой, занимающей особое место в системе научного знания.
    Психология занимает центральное место в треугольнике, образованном естественно-научными и гуманитарными дисциплинами, которые делятся на социальные и философские. Особое место психологии в системе знания требует особого внимания к методологическим проблемам психологии и методологическим аспектам деятельности ученого и практика.
    Психология как наука является феноменом культуры, поскольку психологическое знание в принципе обладает гораздо большим человекообразующим потенциалом. Становясь явлением культуры, психологическое знание начинает определять представления человека о себе, своем внутреннем мире, мотивах, поступках. Методология позволяет оценить, насколько верным путем получены выводы о человеке и насколько адекватно они переданы в культуре. Поэтому методологическое знание имеет большое значение в процессе превращения тех или иных направлений психологии в явления культуры.
    Правда имеется совсем немного направлений психологии, воспринятых культурой, и первым из них можно назвать психоанализ. В качестве наиболее перспективных в этом плане общепсихологических подходов можно назвать культурно-историческую теорию Л.С. Выготского и теорию интеллекта Ж. Пиаже. Постепенно становятся достоянием культуры и некоторые направления практической психологии. К ним относятся прежде всего психотерапевтические теории. Среди них можно назвать (в не столь давнем прошлом и в основном на Западе) транзактный анализ, а в наши дни — нейролингвистическое программирование. Одно только упоминание этих направлений психологии позволяет почувствовать, насколько значимо методологическое знание при трансляции в культуру практической психологии и насколько опасна в этом деле методологическая безграмотность и некорректность.
    Имеются некоторые обстоятельства исторического характера, в силу которых методологическое знание имеет для психологии особое значение.
    Во-первых, психология — достаточно молодая наука. Существуют многочисленные попытки ученых построить логическое описание развития науки, выделить общие логико-философские закономерности развития науки. Мы еще вернемся к рассказу об этих попытках и применимости их для психологии. Очевидно, что коль скоро научная психология — молодая наука, в ней особенно необходимы средства, позволяющие оценить, насколько адекватны ее методы и насколько к принципе верны пути развития науки.
    Во-вторых, психология в нашей стране развивалась не по естественной логике кризисов, а по безумной логике катастроф. Многие направления отечественной психологии, развивавшиеся в 20-х — начале З0-х гг. XX в., были уничтожены вместе с их создателями. Чтобы проанализировать научное наследие того времени (например, для того, чтобы выделить научные программы с большим эвристическим потенциалом), необходимы специальные средства научного анализа, которыми располагает методология.
    Изучение методологии психологической науки для любого психолога является очень актуальным и крайне необходимым. Современная психология представляет собой пеструю картину разнообразных, трудно совместимых, а зачастую отрицающих друг друга теорий и подходов. Это вполне справедливо и для отечественной психологии, в которой разнообразие и взаимные противоречия разнородных направлений выражены очень ярко. Такое положение дел вполне естественно для науки, которая совсем недавно вырвалась из жестких рамок государственной идеологии. Методологическое знание необходимо для проведения содержательного анализа разнородных теорий и концепций, поиска идей, которыми одна теория или концепция может удачно дополнить другую, для соотнесения между собой понятийных систем, используемых разными теориями. Одна из наиболее ярко выраженных в современной психологии тенденций — создание интегративных подходов, совмещающих в себе на новой основе теоретические принципы, сформулированные в предшествующих теориях.  
    3 Функции методологического знания
    Для науки основное назначение методологического знания состоит в том, что оно выполняет рефлексивную функцию, т. е. функцию интеллектуального средства, позволяющего ученому или практику выйти в рефлексивную позицию, осознать свои познавательные средства адекватность их применения. Для современной науки характерно расширение сферы рефлексии. Одно из основных направлений в современной методологии науки — рефлексия познавательных средств, имеющихся у ученого, влияние этих средств на познание им объекта.
    Выделяют два вида методологического знания — дескриптивную и нормативную методологию.
    Дескриптивная методология – охватывает исследования, имеющие характер ретроспективного анализа уже осуществленных процессов научного познания. С. Д. Смирнов отмечает, что даже в тех случаях, когда мы осуществляем выбор и обоснование направления научного исследования, мы опираемся на рефлексию ранее пройденного пути к знанию. Методологический анализ ранее пройденных этапов развития науки выполняет целый ряд функций для развития научного познания. Это:
    1) Катализация, стимулирование процесса научного познания. Эта функция методологического знания осуществляется за счет критического осмысления идей, имеющихся в культуре, анализа существующих научных теорий концепций.
    2) Организация, структурирование научного знания как целого за счет его интеграции и синтезирования, за счет разработки общенаучных средств форм познания общенаучных понятий, категорий, методов, подходов, а также за счет выделения философско-мировоззренческих принципов.
    3) Выработка стратегии развития науки, оценка перспективности того или иного научного направления.
    Данная функция методологического знания становится особенно важной при планировании междисциплинарных исследований.
    В российской философии второй половины XX в. крупнейшими специалистами в области дескриптивной методологии можно назвать Б. М. Кедрова, М. К. Мамардашвили, П. П. Гайденко, В. С. Степина.
    Нормативная методология играет в науке роль предписаний и норм, направленных на решение ряда организационных проблем научно-исследовательской деятельности. По Э. Г. Юдину, она выполняет три основных функции: обеспечивает правильность постановки проблемы (по форме по содержанию), дает средства для решения уже поставленных задач и улучшает организационную сторону исследований. Крупнейшим российским методологом, разрабатывавшим нормативные аспекты науки, был Г. П. Щедровицкий. Проблемы нормативной методологии разрабатываются Н. Г. Алексеевым, О. С. Анисимовым, П. Г. Щедровицким и др.  
    Заключение
    Таким образом, наука — особая деятельность по производству научных знаний. У психологии особое место, т.к. она основана на учении о принципах, методах и средствах познавательной активности человека, продуктом которой и является научное знание. Предметом изучения является самый сложный предмет — психика человека, которая до сих пор изучена менее всех явлений. Психология занимает центральное место среди философских, общественных, технических наук и совершенствуется в зависимости от их состояния и, в то же время, служит основанием для их развития.
    У психологического знания есть некоторые особенности. В психологии совпадают объект и субъект познания. Значительная часть психологических процессов и феноменов открывается субъекту во время самонаблюдения (интроспекции). Скорость изменений психологических знаний гораздо выше, чем в других сложных системах (биологических, геологических). Полученные знания о конкретном человеке устаревают раньше, чем психологи, педагоги успевают их практически использовать. Психологические исследования вносят изменения в психологическую реальность. После исследований меняется не только испытуемый, но и сам исследователь, т.к., узнав что-то новое о человеке вообще, он узнает новое и о самом себе.  
    Список использованных источников
  3. Агафонов А. Ю. Основы смысловой теории сознания. СПб., Речь, 2018. -290 с.
  4. Волков Б. С. Волкова Н. В., Губанов А. В. Методология и методы психологического исследования / Науч. редактор Б. С. Волков: Учебное пособие для вузов. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Академический Проект; Фонд «Мир». 2015.— 352 с.
  5. Константинов В. В. Методологические основы психологии. Завтра экзамен. — СПб.: Питер, 2015. — 240 с.
  6. Корнилова Т. В., Смирнов С. Д. Методологические основы психологии. — СПб.: Питер, 2016. — 320 с.
  7. Мишечкина Н. А. Обзор методологических принципов в психологии // Молодой ученый. — 2018. — №19. — С. 375-377.
  8. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология научного исследования. — М.: Либроком. — 2017 — 280 с.
  9. Склямина М. Ю. Методологические проблемы психологии. Методология исследования семейного бессознательного // Молодой ученый. — 2019. — №40. — С. 200-202.
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov