Контрольная Сущность, черты, типы государств

Политология
Сущность, черты, типы государств.

Содержание
Введение 3
1 Понятие и сущность государства 5
2 Черты государства 12
3 Типы государств 15
Заключение 20
Список использованных источников 22

Введение
Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных вопросов в государствоведении. Это объясняется, по меньшей мере, тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство — очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление .
Всесторонне раскрыть понятие, сущность, многосторонние грани, свойства и черты государства — задача чрезвычайно трудная. Решить ее можно лишь при изучении государства конкретно — исторически, в различных его связях с экономикой, социально-политической и духовной жизнью общества, максимально используя при этом прошлые и настоящие научные достижения. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, а, следовательно, служит его интересам.
Актуальность данной темы объясняется необходимостью изучения признаков государства, как особой формы организации общества, имеющей законы, публичную власть, население, территорию, армию и правоохранительные органы, с целью всесторонне раскрыть понятие и сущность современного государства.
С общецивилизационных позиций государственность — фактор человеческого прогресса, культуры, историческая ценность. Государственная организация человеческого общежития обеспечивает последовательное раскрытие и реализацию цели и содержания социального прогресса: освобождение людей от всех видов порабощения и зависимости, полноценное и гармоничное развитие личности.
Государственное общение возникло и функционирует как форма и средство достижения свободы личности и её сообщества.
Государство – основной институт политической системы классового общества. Государство призвано воплощать в законы, реализовывать в жизнь правовые начала высшего, общесоциального порядка .
Нет более спорного вопроса, чем вопрос о государстве, его природе и роли в общественной жизни. Проблема типологии государства долгое время является актуальной в рамках теории государства и права. Типология государства неразрывно связано с учением о форме государства, но не совпадает с ним.
Рассмотрение вопроса государства имеет особое значение, без него нельзя понять сущность государственно-правовых и политических явлений, их роль в жизни общества и логику функционирования.

1 Понятие и сущность государства
Государство — явление историческое. В первобытном обществе не было не государства, ни какой-либо политической системы. Возникавшие проблемы, в том числе противоречия между членами общества, решались, как правило, силой авторитета вождей, общественного мнения, привычек. Однако развитие общества стало все больше требовать однозначного решения так называемых общих дел (например, защиты от внешних врагов, охраны собственности). Осуществление этих функций без специально созданных органов управления было невозможным. Одновременно возникали новые социальные группы (слои, классы) со своими специфическими интересами и потребностями. Появилась частная собственность. В результате возникла потребность в создании эффективного механизма регулирования взаимоотношений между различными общественными группами, а также в защите частной и коллективной собственности.
Эти и ряд других обстоятельств послужили причинами возникновения особой регулирующей и охранительной структуры общества, получившей название «государство».
Часто государство понимается в самом широком смысле слова как общность людей, объединенных общими интересами и властью и проживающих на определенной территории. В контексте политической системы государство рассматривается в узком смысле слова как основной субъект осуществления власти в обществе.
Итак, Государство есть основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его политической и социальной структуры на основе права с помощью специального механизма (аппарата) .
Само понятие «сущность государства» стало широко использоваться в отечественной теории государства и права, опиравшейся на материалистическую трактовку платоновской и гегелевской диалектики. Под сущностью государства понимались его классовая природа, использование государства для утверждения власти господствующего класса. При таком теоретическом понятии сущности государства становится понятными и те практические следствия, выводы, которые были положены в основу деятельности властей на социалистическом этапе российской государственности.
Под сущностью любого явления в философии понимается совокупность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и направления развития. Применительно к государству определить его сущность – значит установить, в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам она служит, чью волю выражает.
Поэтому важное значение в процессе познания государства имеет определение его сущности. Сущность представляет собой один из наиболее глубинных аспектов исследования данной организации. Выявление сущности государства в практическом плане означает определение характера его отношений с обществом, на базе которого оно возникает и развивается. Также различными составными частями государства – социальными группами, классами, классовыми прослойками, кланами и т. п. означает выявление его сущности. Выявить сущность рабовладельческого, феодального или любого иного государства – значит определить:

  1. служит ли государство всему обществу или только его части;
  2. в какой мере государство выражает и защищает интересы всего общества и в какой – интересы и ценности господствующих слоёв общества;
  3. интересы, какой части общества государство полностью или частично игнорирует и ущемляет.
    Сущность государства имеет различные формы. Наиболее заметно она проявляется в его функциях, а также в его правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.
    В отечественной юридической науке советского периода внимание исследователей традиционно сосредоточивалось на классовом характере и соответственно на классовой сущности государства. В постсоветский период ориентиры изменились, и теперь упор делается на общечеловеческом феномене государства.
    История и современность не дают примеров ни чисто классовой, ни чисто общечеловеческой сущности государства. Таковых государств в природе не было и нет. В действительности существуют государства, сочетающие неизменно приоритетные интересы господствующих классов, кланов, клик и прочих с интересами других слоёв населения или всего общества .
    Сущность государства как общественного явления представляет собой, образно говоря, многогранный стержень, который состоит из множества взаимосвязанных внутренних и внешних сторон, придающих ему качественную определённость универсальной управляющей системы. Раскрыть сущность государства – значит выявить то главное, определяющее, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, понять, почему общество не может существовать и развиваться без государства. Рассмотрение определённых экономических и социальных закономерностей возникновения и функционирования государства главным образом с классовых позиций позволил, как считали основоположники марксизма-ленинизма, дать «универсальное» определение сущности государства, охватывающее все исторические типы государства, в том числе и современные.
    Сущность государства – достаточно стабильная категория. Это не означает стабильности данного качества государства. Как и другие основополагающие характеристики государства – содержание, форма, сущность под влиянием различных процессов, факторов может изменяться.
    До определённого времени эти изменения могут не обнаруживать себя, и только по мере накопления качественных черт, отличительных особенностей возможен переход от сущности одного уровня к сущности прочего качества и содержательной наполненности.
    Так, вначале возникшее раннеклассовое государство, по утверждению современной науки, имело своей сущностью представлять и выражать интересы всего общества. И лишь только после того, как отдельные социальные группы и слои уяснили уникальность государственной организации общества и попытались использовать её в своих целях, произошло изменение сущности государства. Оно было приспособлено выражать интересы социальных сил, стоящих у власти.
    Сущность государства представляет собой один из его признаков, но признак сущностной значимости. Это означает, что он выделяется из других признаков государства своей сложностью и неоднозначностью .
    Сущностью государства определяются многие его характеристики, в том числе и само понятие государства. Тем не менее, сущность -самостоятельная категория, обобщающая основные проявления государственной власти, в том числе её социальное назначение и направленность деятельности.
    В настоящее время сложились два основных подхода к толкованию сущности любого государства.
    Первый подход (так называемый классовый) состоит в том, что сущность государства определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего класса и навязывание воли этого класса всему обществу. Данный подход характерен марксистскому пониманию государства, которое рассматривается, как классовая организация тех, кто стоит у власти и исполняет организованное насилие в отношении других классов общества. Следовательно, государство трактуется как аппарат насилия, принуждения, подавления, а его сущность составляет диктатура экономически господствующего класса.
    Надо отметить, что основатели марксистского учения признавали, что государство, будучи в первую очередь классовой организацией политической власти, осуществляет одновременно некоторые «общие дела», присущие любому обществу и отражающие интересы всех или большинства его членов. К этому относятся оборона страны, поддержание общественного порядка, а на современном этапе — экологическая безопасность населения, социальная поддержка малоимущих слоёв населения. Тем не менее данное положение марксистской теории, вносящее серьёзное уточнение в понимание сущности государства, не получила развития и было забыто.
    Говоря о марксистском подходе к сущности государства, можно отметить, что характеристика государства как средство насилия, подавления, принуждения использовалась исключительно в отношении эксплуататорских государств. Социалистическое же государство трактовалось «как орудие выражения интересов большинства населения». В действительности во всех бывших социалистических странах государство проявляло и проводило в жизнь интересы партийной верхушки и одновременно выступало машиной подавления инакомыслящих.
    Второй подход берёт за основу общесоциальную сущность государства. Соответственно сущность государства видится в его способности объединять всё общество, решать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса.
    Так как любое общество состоит из различных групп и слоёв населения, которые часто имеют противоположные и даже враждебные потребности и интересы, государство обязано всеми имеющимися в его распоряжении средствами устранять конфликты, основываясь в первую очередь на средства соглашения и компромисса. Компромисс способен устранить противостояние групп и слоёв населения и предполагает демократические средства управления общества взамен насилия и подавления.
    Рассматриваемый подход к сущности государства обладает очевидными достоинствами по сравнению с первым подходом (классовым).
    Во-первых, он основывается на общечеловеческой, общесоциальной природе государства, рассмотрении его как властной системы, управляющей обществом в интересах отдельного человека и общества в целом.
    Во-вторых, он указывает на демократические методы управления обществом, поскольку социального компромисса невозможно достичь посредством принуждения и насилия.
    В-третьих, подчёркивает ценность для общества государственной организации, так как человечество до настоящего времени не придумало более совершенной и рациональной организации жизнедеятельности людей. Антиподом государству может выступать самоуправление гражданского общества. Но переход к полному самоуправлению требует очень высокой разумности самоорганизации населения, прочных навыков профессионального управления, высокой правовой, политической и общей культуры, многих других условий и причин, которыми в настоящее время не располагает ни одно общество в мире.
    Эти два противоположных подхода к пониманию сущности государства не исключают друг друга. В юридической литературе сложилось мнение о двойственной природе сущности государства. В ней присутствуют начала так называемой классовости, то есть стремления выражать волю тех социальных сил, интересы которых они представляют. Тогда не было бы ожесточённой борьбы за овладение государственной властью, и значительной приверженности современного государства общечеловеческим идеалам.
    Следовательно, обе характеристики свойственны сущности любого государства, но принцип того или другого начала не одинаков в различных государствах на разных этапах их развития. Это объясняется множеством факторов, среди которых главную роль играют национальные традиции, особенности исторического прогресса, религиозная, культурная специфика, географическое положение страны.
    Кроме двух основных подходов к толкованию сущности государства существуют религиозный, национальный, расовый и другие подходы.
    В целом можно сказать, что сущность конкретного государства многоаспектна и не сводится только к классовым и общесоциальным началам.
    Следовательно, в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.
    Любое современное демократическое государство с точки зрения его сущности можно охарактеризовать как орудие и средство социального компромисса по содержанию и как правовое — по форме. Сущность государства как политической организации особенно ярко проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом, которое включает в себя всё богатство общественных отношений за пределами политического государства. Государство и гражданское общество представляют как единство формы и содержания, где форма представлена правовым государством, а содержание — гражданским обществом .
    Какова сущность государства, таков и характер его деятельности, таковы цели и задачи, которые оно ставит перед собой.

2 Черты государства
В современной отечественной юридической литературе понятие государства определяется через перечисление его признаков. В наборе этих признаков среди ученых практически нет серьезных разногласий. К признакам государства принято относить:

  1. наличие публичной политической власти, располгающей специальным аппаратом управления и принуждения;
  2. территориальную организацию населения;
  3. государственный суверенитет;
  4. общеобязательный и всеобъемляющий характер актов, то есть монопольное право на принятие общеобязательных (юридических) актов;
  5. наличие государственной казны, что связано с взиманием налогов и иных средств на содержание государственного аппарата и иные нужды государства .
    Названные признаки составляют политико-юридическую характеристику государства. Раскроем содержание этих признаков.
    Публичная политическая власть есть один из главных признаков государства, поскольку в первобытном обществе власть не носила политического характера, а была общественной. Власть приобретает политический характер с дифференциацией общества на различные социальные группы, слои, классы, имеющие различные интересы и потребности. Выступая в роли арбитра между этими слоями, группами, классами, государство регулирует их отношения. И это означает политику.
    Государственная власть осуществляется комплексом учреждений, специальных служб, органов, которые образуют аппарат управления, для которого характерны следующие черты: 1. он специально предназначен для управления обществом; 2. обладает властными полномочиями вплоть до применения принуждения; 3. имеет право принимать обязательные для исполнения всеми акты; 4. существует особый слой людей, для которых работа в аппарате служит профессией.
    Следовательно, государство — это политическая организация, объединяющая все общество и предназначенная управлять его делами, устранять возникающие социальные конфликты, обеспечивать правопорядок и определенный режим властвования .
    Территориальная организация населения означает, что у государственно организованного общества появляются государственные границы. Они не только знаменуют переход начеления к оседлому образу жизни, но и очеркивают пределы власти данного государства. Одновременно государственные границы означают территориальную неприкосновенность страны.
    В государственно организованном обществе население разделяется по административно-территориальному признаку, на базе которого организуется и сама государственная власть. Поэтому государственные органы имеют, как правило, территориальные пределы выполнения своих полномочий и управляют определенными административно-территориальными единицами.
    Государственный суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны и независимость во взаимоотношениях с другими государствами.
    Верховенство предполагает полноту государственной власти на своей территории, ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности и полноправие в установлении режима жизни общества. Верховенство не означает неограниченности государственной власти. В демократическом обществе государственная власть ограничена правом и основана на нем.
    Независимость государственной власти означает, что она самостоятельно определяет свою внешнюю политику и взаимоотношения с мировым сообществом. Но эта независимость не является абсолютной. Суверенитет современных государств самоограничивается взаимными обязательствами государств по международным договорам, а также необходимостью соблюдения общепризнанных норм и принципов международного права.
    Государственный суверенитет обладает единством, то есть он принадлежит государству в целом, а не по его частям – административно-территориальным или политико-территориальным единицам и образованиям.
    Общеобязательный и всеобъемлющий характер актов государства определяется исключительными полномочиями в сфере правотворчества, то есть правом принимать, изменять, дополнять или отменять свое действие на все население страны. Только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению .
    Государственная казна составляет один из ключевых признаков государства, поскольку содержание государственного аппарата, развитие экономики и культуры, поддержание жизнедеятельности общества невозможно без их финансирования из государственной казны. Понятие государственной казны помимо налогов и обязательных платежей включает в себя государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги, валютные ценности, золотой запас и другое .
    С учетом перечисленных признаков государства его можно определить как властно-политическую организацию общества, устанавливающую правовой порядок на определенной территории и обладающую государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления, принуждения и государственной казной.

3 Типы государств
Особенности государства конкретного исторического периода определяются состоянием и уровнем развития общества. При неизменности формальных признаков ( территории, публичной власти, суверенитета) государство по мере общественного развития претерпевает серьезные изменения.
Особенности исторических периодов (этапов, эпох) в развитии государственно-организационного общества у различных народов в различное историческое время позволяют тем не менее выявить существенные общие черты, характерные для всех государств данного периода. Первые попытки такого обобщения, несмотря на отсутствие исторического опыта государственного строительства, были предприняты Аристотелем и Полибием.
Аристотель считал, что основными критериями разграничения государств являются:

  1. Количество властвующих в государстве.
  2. Осуществляемая государством цель.
    По первому признаку он различал правление одного, правление немногих , правление большинства. По второму признаку все государства делились на правильные (в них достигается общее благо) и неправильные (них преследуются частные цели). Отвлекаясь от конкретных условий того времени , Аристотель считал главное различие государств в том , какое мере государство обеспечивает свободу и личные интересы каждого.
    Полибий говорил, что развитие государства, смена его типов (разновидностей) — естественный процесс, определяемый природой. Государство развивается по бесконечному кругу , который включает фазы зарождения , становления , упадка и исчезновения. Эти фазы переходят одна в другую, и цикл повторяется вновь. История подтверждает, что цикличность в развитии государственно-организованного общества — закономерный процесс. Тем не менее, главное в воззрениях Полибия состоит в том, что за основу смены циклов в развитии государства он принимал изменения в соотношении государственной власти и человека .
    Разнообразие научных подходов в оценке этого чрезвычайно сложного и неоднозначного общественного явления стало объективной основой концептуального плюрализма типологии государств. Марксистко-ленинская типология государства и права базируется на категории общественно-экономической формации.
    Формация – исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Уровень развития производительных сил определяет материально-техническую базу общества, а производственные отношения, складывающиеся на однотипной форме собственности на средства производства, составляют экономический базис общества, которому соответствуют определенные политические, государственно-правовые и другие надстроечные явления.
    Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены отживших форм производственных отношений и замены их новым экономическим строем. Качественные изменения экономического базиса закономерно влекут за собой коренные преобразования в надстройке. Этот принцип положен в основу марксистско-ленинской типологии государства и права.
    Исторический тип государства, согласно марксистско-ленинской теории, выражает единство классовой сущности всех государств, обладающих общей экономической основой, обусловленной господством данного типа собственности на средства производства. Единство экономического строя различных стран проявляется в господствующем типе собственности на средства производства, а следовательно, в экономическом господстве определенного класса ( классов ). Тип государства определяется на основании того, какой экономический базис это государство защищает, интересам какого господствующего класса оно служит. При таком подходе государство приобретает сугубо классовую определенность, выступая в качестве диктатуры экономически господствующего класса .
    Перечислим основные характеристики различных типов государств, выделяемых на основании данной концепции.
    Рабовладельческий тип государства — исторически первая государственно-классовая организация общества. По своей сущности рабовладельческое государство — организация политической власти господствующего класса в рабовладельческой общественно-экономической формации. Важнейшая функция этих государств — защита собственности рабовладельцев на средства производства , в том числе на рабов.
    Феодальный тип государства — результат гибели рабовладельческого строя и возникновения феодальной общественно-экономической формации. Такое государство, согласно марксистский теории, есть оружие классового господства крепостников – помещиков, главное средство защиты сословных привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства.
    Буржуазный тип государства приходит на смену феодальной государственности. Данный тип государства функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической независимости рабочих от эксплуататоров.
    Социалистический тип государства возникает в результате социалистической революции, которая ниспровергает отношения частной собственности и основанную на данных отношениях государственную машину. Социалистическое государство — орудие политической власти трудящихся масс (классов), выражает интересы трудового народа, обеспечивает защиту и развитие социалистического общества.
    Социалистический тип права — это высший тип правовой системы общества, диаметрально противоположный всем типам эксплуататорского права. Социалистическое право возводит в закон волю трудящихся масс, служит классовым регулятором общественных отношений. По мере перехода социалистического общества к высшему , коммунизму, государство и право во всех своих элементах и признаках постепенно перерастают в систему общественного коммунистического самоуправления и социальных норм коммунистического общежития.
    В марксистском понимании исторический тип государства определяется зависимостью классового содержания государственной и правовой организации общества от типа экономического базиса классового общества. В этой связи вводится понятие переходной государственности.
    Переходное государство — представляет собой государственность, возникающую в результате национально — освободительной борьбы зависимых народов и опирающуюся на разнотипные производственные отношения. В дальнейшем, по мере преобладания господствующей формы собственности , подобные государства должны примкнуть к определенному историческому типу государства, капиталистическому или социалистическому. Многоукладность экономики при преобладании примитивных форм собственности (родоплеменной, полуфеодальной, смешанной , капиталистической с элементами общественной собственности) — экономическая основа этих государств .
    Главной задачей государства социалистической ориентации считалось создание экономических, социальных, политических, идеологических, культурных предпосылок для перехода к социализму.
    Смена исторических типов государств неизбежно влечет за собой ликвидацию устаревшей государственной машины и создание нового механизма государства, отвечающего новым условиям социально – экономического развития общества.
    Преемственность между историческими типами государств заключается, главным образом , в использовании структуры , форм и методов организации государственной власти прошлого, которые в своем развитии отражают общечеловеческий прогресс и в меньшей мере зависят от конкретной сущности государства.
    Наиболее четко черты преемственности прослеживаются основоположниками марксизма — ленинизма в эксплуататорских типах государств, которые роднит их общая эксплуататорская сущность, необходимость установления государственности, позволяющей держать в повиновении подавляющее большинство населения страны. Одновременно подчеркивается, что преемственная связь при смене исторических типов государства и права по-разному проявляется и при переходе от эксплуататорского общества к социализму .
    Итак , понятие государства и права многомерно и многовариантно. Оно состоит из различных научных оснований, которые позволяют выделить наиболее общие свойства и черты, характерный для той или иной исторической группы государств и правовых систем.

Заключение
Государство – это универсальная организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т. п.) в пределах определенной территории.
Любое современное демократическое государство с точки зрения его сущности можно охарактеризовать как орудие и средство социального компромисса по содержанию и как правовое — по форме. Сущность государства как политической организации особенно ярко проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом, которое включает в себя всё богатство общественных отношений за пределами политического государства. Государство и гражданское общество представляют как единство формы и содержания.
Общество возникает раньше, чем государство, а затем сосуществует с ним. Общество является формой существования человечества. Условиями существования любого общества считаются власть, порядок и согласие. Социальная власть – это способность одних индивидов или социальных групп влиять на поведение других индивидов или групп, подчинять их своей воле.
В мировой науке проблема соотношения общества и государства является традиционной. Государство является результатом общественного развития, общественным продуктом, социальным институтом. Особенности развития государства зависят от особенностей развития общества, его различных систем. Государство является аппаратом управления общественными процессами.
Особенности государства конкретного исторического периода определяются состоянием и уровнем развития общества. При неизменности формальных признаков (территории, публичной власти, суверенитета) государство в процессе общественного развития претерпевает значительные изменения. Изменяются содержание и методы управления, цели, задачи и социальная направленность. На характер государственности и государственное устройство влияют национальный состав населения, своеобразие его культуры, размер территории, географическое положение, укоренившиеся обычаи и традиции народа, религиозные воззрения и другие факторы.
Важным средством познания природы государства является научная типология. Типология — это специфическая классификация государств, деление их на определённые виды на основе устойчивых и существенных признаков. Понятие типа государства многомерно и многовариантно. Оно строится на различных научных основаниях, которые позволяют выделить наиболее общие свойства и черты, характерные для той или иной исторической группы государств.

Список использованных источников

  1. Букалов А.В. – Интеграционная соционика. Типы коллективов, наций, государств // Соционика, ментология и психология личности, 2013. — №5. – С. 13-19
  2. Венгеров А.В. – Теория государства и права, М.: Юриспруденция, 2009. – 851 с.
  3. Вехорев Ю.А. – Типология государств. Цивилизационные типы государств// Вестник Нижегородского Университета, 2009. – 159 с.
  4. Графский В.Г. – Всеобщая история права и государства, Учебник, М.: НОРМА – ИНФРА-М, 2010. – 698 с.
  5. История политических и правовых учений – Учебник, под. ред. Нерсесянца Р.В., М.: НОРМА – ИНФРА-М, 2009. – 745 с.
  6. Карасев В.И. – Общество, государство, цивилизация: к теории становления социумов, М.: МПСИ, 2010. – 525 с.
  7. Общая теория государства и права — Учебник, под. ред. Лазарева С.Н., М.: Юрист, 2011. – 480 с.
  8. Плетников Ю. Цивилизационная и формационная триады // Свободная мысль, 2009, № 3. – С. 52-56
  9. Сырых В.М. Теория государства и права. М.: Былина, 2013. – 424 с.
  10. Теория государства и права: учебник / А.Б. Венгеров. М.: Омега-Л, 2008. – 639 с.
  11. Теория государства и права: Краткий курс / О.А.Кудинов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 2013. – 160 с.
  12. Теория государства и права. Элементарный курс: учебное пособие/ А.В.Малько, В.В.Нырков, К.В.Шундриков. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2009. – 240 с.
  13. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведений. / Под ред. В.Г. Стрекозова. М.: Изд. «Интерстиль», «Омега-Л», 2011. — 382 с.
  14. Явич Л.С. Сущность права. Л.: Изд-во ЛГУ, 2012. – 583 с.
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov