Контрольная Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

  1. Деятельность сотрудников ДОУ по организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми 4
  2. Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам физического воспитания детей 9
  3. Характеристика программ по физическому воспитанию 11
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 15

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время внимание педагогов, психологов, физиологов привлечено к дошкольному возрасту, поскольку практический опыт и многочисленные научные исследования свидетельствуют о существовании в данном периоде онтогенеза человека больших, зачастую неиспользуемых психофизиологических резервов развития ребенка.
Дошкольный возраст охватывает период жизни от рождения до 7 лет. Именно в этот период осуществляются наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Этот возраст наиболее благоприятен для закаливания организма, овладения элементарными жизненно необходимыми двигательными умениями, гигиеническими навыками и т.д.
Целью работы является изучение процесса физического воспитания детей в детском саду.

  1. Деятельность сотрудников ДОУ по организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми

Физкультурно-оздоровительная работа с детьми осуществляется всем коллективом сотрудников дошкольного учреждения.

  1. Заведующая дошкольным учреждением создает необходимые условия, осуществляет общее руководство и контроль качества проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий.
  2. Методист (старший воспитатель) дошкольного учреждения осуществляет методическое руководство работой воспитателей. Он организует различные формы повышения квалификации педагогов в области физической культуры дошкольников, приобретает необходимую методическую литературу.
    Методист анализирует эффективность физкультурно-оздоровительной работы, проводимой воспитателями. Его роль в организации физкультурно-оздоровительной работы наиболее существенна в тех дошкольных учреждениях, где нет специалиста по физической культуре. В этом случае он контролирует все занятия физическими упражнениями:
  • Физкультурные занятия;
  • Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня;
  • Физкультурно-рекреационные мероприятия;
  • Самостоятельную двигательную деятельность детей.
    Методист систематически узнает наиболее интересный опыт работы других дошкольных учреждений, использование нестандартного оборудования, применение инновационных оздоровительных технологий.
  1. Медицинские работники проводят лечебно-профилактические мероприятия:
  2. Комплексную оценку состояния здоровья детей: сбор социального анамнеза, обследование физического развития и состояния здоровья, составление индивидуальных рекомендаций;
  3. Закаливающие процедуры;
  4. Создание оптимальных санитарно-гигиенических условий: обеспечение санитарно-гигиенических условий содержания помещений, предупреждение переохлаждения и перегревания детей, формирование культурно-гигиенических навыков;
  5. Лечебные мероприятия;
  6. Медицинский контроль состояния здоровья детей в процессе занятий физическими упражнениями: допуск детей к занятиям физическими упражнениями после перенесенных заболеваний, рекомендации к подбору физических упражнений для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, качественная и количественная оценка эффективности физкультурного занятия.
  7. Воспитатель работает в тесном контакте со специалистами по физической культуре. Он планирует, организует и проводит физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня:
  • Утреннюю гимнастику;
  • Физкультминутки;
  • Подвижные игры;
  • Упражнения между занятиями и на прогулке;
  • Бодрящую гимнастику;
  • Самостоятельную двигательную деятельность детей.
    Воспитатель следит за состоянием здоровья детей, заботиться о соблюдении гигиенических норм в помещении и на участке, чистоты и сохранности физкультурного инвентаря и оборудования, оформляет в группе спортивный уголок, участвует в пропаганде здорового образа жизни среди родителей.
  1. Помощник воспитателя следит за чистотой и проветриванием групповой комнаты, помогает подготовить детей к физкультурному занятию, к прогулке, принимает участие в уходе за физкультурными пособиями и инвентарем.
  2. Музыкальный руководитель, руководитель изостудии и другие специалисты обеспечивают на занятиях охрану здоровья детей, взаимодействуют со специалистом по физической культуре в организации комплексных занятий, участвуют в подготовке и проведении физкультурных праздников.
  3. Специалист по физической культуре (руководитель физического воспитания дошкольного учреждения) отвечает за организацию всей физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении. В его обязанности входит:
    1) Определение и реализация целевых установок, содержания и методики образования дошкольников в области физической культуры;
    2) Применение средств и методов определения и оценки физического состояния детей в условиях дошкольного учреждения;
    3) Консультирование родителей и педагогов дошкольного учреждения по проблемам обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста в области физической культуры;
    4) Осуществление мероприятий по профилактике заболеваний дошкольников средствами физической культуры;
    5) Применение средств и методов двигательной реабилитации детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья;
    6) Организационное обеспечение процессов обучения, воспитания и развития дошкольников в области физической культуры.
    Деятельность специалиста по физической культуре протекает в специфических по сравнению с деятельностью других педагогов условиях (психическая напряженность, физическая нагрузка и внешнесредовые факторы, связанные с проведением занятий на воздухе).

Для наглядности представим всю работу сотрудников ДОУ по организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми в таблице 1.

Таблица 1 — Деятельность сотрудников дошкольного учреждения в осуществлении физкультурно-оздоровительной работы
Наименование должности Содержание деятельности
Заведующий Создает необходимые условия для укрепления здоровья детей, для обеспечения их питанием.
Обеспечивает выполнение санитарно-гигиенических правил, противопожарных мероприятий и других условий по охране жизни и здоровья детей.
Обеспечивает медико-педагогический контроль за проведением физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Отвечает за проведение ремонта.
Проводит обучение и инструктаж по технике безопасности
Старшая медицинская сестра Осматривает детей во время утреннего приема.
Организует и контролирует проведение всех физкультурно-оздоровительных мероприятий в группах.
Осуществляет контроль за режимом дня.
Делает профилактические прививки.
Оказывает доврачебную помощь.
Наблюдает за динамикой физического развития детей.
Проверяет организацию питания в группах.
Следит за санитарным состоянием пищеблока и групповых комнат и других помещений учреждения.
Проводит санитарно-просветительскую работу среди сотрудников детского сада и родителей.
Контролирует качество поставляемых продуктов, соблюдение правил их хранения и реализации.
Следит за качеством приготовления пищи.
Ведет бракераж сырых и вареных продуктов.
Следит за выполнением графика получения пищи по группам. Проверяет организацию питания в группах
Старший воспитатель Составляет расписание занятий с учетом возраста детей, план оздоровительной работы, двигательный режим в разных возрастных группах.
Контролирует проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в группах.
Проводит диагностику двигательных навыков совместно с инструктором по физическому воспитанию.
Наблюдает за динамикой физического развития детей.
Осуществляет контроль за режимом дня.
Осуществляет подбор пособий и игрушек в соответствии с гигиеническими требованиями к ним с учетом возрастных особенностей детей.
Проводит консультативную работу среди родителей и педагогов по вопросам физического развития и оздоровления детей
Педагог-психолог Наблюдает за динамикой нервно-психического развития детей. Проводит диагностику психического здоровья детей и их эмоционального благополучия.
Составляет коррекционные программы по улучшению эмоционального благополучия и нервно-психического развития детей.
Проводит соответствующую коррекционную работу
Инструктор
по физическому воспитанию Координирует всю физкультурно-оздоровительную работу.
Проводит физкультурные занятия, физкультурные досуги и праздники, индивидуальную работу по развитию и коррекции двигательных навыков детей.
Наблюдает за динамикой физического развития детей.
Проводит диагностику двигательных навыков совместно со старшим воспитателем.
Консультирует воспитателей по вопросам проведения утренней гимнастики, подвижных игр, индивидуальной работы по развитию движений.
На педагогических советах докладывает о физическом состоянии и развитии движений детей.
Проводит просветительскую работу с родителями по вопросам здорового образа жизни и использования элементов физической культуры в домашних условиях
Музыкальный руководитель Способствует развитию эмоциональной сферы ребенка.
Проводит музыкальные игры и хороводы с детьми.
Занимается развитием движений детей на музыкальных занятиях и в свободное от занятий время.
Участвует в проведении утренней гимнастики, физкультурных досугов и праздников
Воспитатели Проводят утреннюю гимнастику, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, гимнастику после сна, физкультминутки, подвижные игры, спортивные упражнения, индивидуальную работу по развитию движений, закаливающие мероприятия.
Соблюдают режим дня.
Следят за здоровьем детей и их эмоциональным состоянием, информируют об этом медицинскую сестру, заведующего, педагога-психолога.
Следят за температурным режимом, искусственным освещением, одеждой детей.
На педагогических советах отчитываются о состоянии физического развития детей и проведении закаливающих мероприятий.
Проводят просветительскую работу среди родителей и детей
Заместитель заведующего по АХР Обеспечивает правильную работу вентиляционных установок. Регулирует тепловой и воздушный режим детского сада.
Следит за состоянием оборудования, здания, помещений, территории во избежание травмоопасных ситуаций.
Контролирует соблюдение правил противопожарной безопасности
Повар Своевременно готовит пищу в соответствии с режимом детского сада. Проводит доброкачественную кулинарную обработку продуктов. Обеспечивает строгое соблюдение срока реализации и условий хранения продуктов
Дворник Содержит в чистоте участок детского сада и подходы к нему.
Своевременно убирает снег и сосульки с крыши.
Следит за состоянием ограждения территории детского сада
Сторож Следит за дежурным освещением.
Отвечает за противопожарную безопасность охраняемого здания

  1. Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам физического воспитания детей
  2. Актуальность вопроса взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам физического воспитания детей.
    Сегодня очевидно, что наиболее успешно ребенок развивается, воспитываясь в двух институтах – семье и дошкольном учреждении. В современных условиях состояния экономики страны дети мало видят своих родителей. Организация семейного досуга становится делом образовательного учреждения, чтобы заинтересовать взрослых членов семей проблемами формирования личности детей.
  3. Отношение родителей к физическому воспитанию детей.
    Здоровье дошкольников во многом определяется отношением родителей к физическому воспитанию ребенка в семье. Отмечается, что низкие физические кондиции детей наблюдаются вследствие низкого образовательного уровня родителей в вопросах использования средств физического воспитания в условиях семьи. Известно, что отношение общества к физической культуре отражается и на отношении родителей к занятиям своих детей физическими упражнениями.
    Отцы оценивают физическое развитие в качестве цели воспитания несколько выше, чем матери. В большинстве случаев физическому воспитанию мальчиков родители придают большее значение, чем девочек. Особенно это заметно после 5 лет. Для родителей мальчиков значимость физической готовности в возрасте 6-7 лет становится на 1-2-е место, в то время как родителей девочек в этом возрасте она занимает 7-8-е место.
    Фактором, который, по мнению родителей, имеет самое действенное значение в физическом воспитании дошкольников, является личный пример взрослых.
  4. Трудности физического воспитания детей родителями самостоятельно.
    К сожалению, родители не всегда обладают достаточными знаниями и умениями для занятий с детьми для обеспечения ребенку нормального развития и испытывают трудности, обусловленные следующими причинами:
  • Незнание возрастных особенностей детей и неумением учитывать индивидуальные;
  • Неправильно выбранным авторитарным стилем общения с ребенком;
  • Недостаточным владением двигательными умениями;
  • Неумением выполнять задания в условиях игровой деятельности.
  1. Роль ДОУ в физическом воспитании детей.
    Специалисты в области образования дошкольников давно говорят о необходимости активного привлечения родителей к физическому воспитанию их детей. Опыт показывает, что организатором этой работы может стать дошкольное учреждение, и в первую очередь специалист по физической культуре.
    Дошкольные образовательные учреждения оказывают помощь родителям в приобретении знаний о физическом воспитании ребенка. Для этого:
  • Организуются уголки для родителей;
  • Проводятся открытые занятия, беседы, консультации;
  • Рекомендуется список специальной литературы по разнообразным формам организации двигательной деятельности ребенка.
  1. Информирование родителей о правильном физическом воспитании детей.
    Правильному физическому воспитанию ребенка в семье способствуют знания родителей об особенностях использования профилактических и коррекционных физических упражнений, подвижных и спортивных играх. Родителей регулярно информируют о самочувствии, развитии движений ребенка. Работа дошкольного учреждения с родителями повышает заинтересованность семьи в результатах развития своего ребенка. Родители, в свою очередь, должны создать условия, обеспечивающие полноценную физическую подготовку ребенка:
    1) Приобрести физкультурный инвентарь для занятий с детьми (лыжи, коньки, велосипед, городки, серсо, теннис, бадминтон, мячи, скакалки и др.);
    2) Оборудовать у себя дома спортивный уголок;
    3) Также оказывать помощь ребенку в освоении различных физических упражнений (езде на велосипеде, катанию на коньках, лыжах и т.п.).
    Большую пользу приносят совместные туристские прогулки взрослых и ребенка, походы на лыжах, коньках, игры в городки, теннис, бадминтон, кегли, футбол, хоккей, баскетбол и др. Совместное участие детей и родителей в спортивных праздниках позволяет совершенствовать их двигательные навыки, формировать характер, волю, упорство, стремление к достижению цели, а также улучшает микроклимат семьи.
    В последние годы некоторые дошкольные учреждения стали организовывать совместные занятия физическими упражнениями родителей с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Организация совместных физкультурных занятий родителей и детей дает возможность оказывать квалифицированную помощь родителям по формированию здоровья детей в семье.
    Следует отметить и еще один положительный результат таких занятий: родители, участвующие в них, как правило, становятся искренними союзниками и активными помощниками дошкольного учреждения.
  2. Характеристика программ по физическому воспитанию
  3. Программа «Оздоровительно-развивающая программа по танцевально-игровой гимнастике «Са-Фи-Дансе».

1.1 Авторы: Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина.

1.2 Цель программы — содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики.
Программа обучения рассчитана на 4 года обучения для детей от 3 до 7 лет.

1.3 Основные задачи программы:
1) Укрепление здоровья:

  • способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;
  • формировать правильную осанку;
  • содействовать профилактике плоскостопия;
  • содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.
    2) Совершенствование психомоторных способностей дошкольников:
  • развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, проприоцептивную чувствительность, скоростно-силовые и координационные способности;содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;
  • формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений;
  • развивать ручную умелость и мелкую моторику.
    3) Развитие творческих и созидательных способностей:
  • развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор;
  • формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку;
  • воспитывать умение эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях;
  • развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.

1.4 Содержание программы:

  1. Танцевально-ритмическая гимнастика:
  • игроритмика (упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры);
  • игрогимнастика (строевые, общеразвивающие и акробатические упражнения, укрепление осанки, а также упражнения на расслабление мышц и дыхательные);
  • игротанцы (элементы хореографических упражнений, танцевальные шаги и танцевальные формы — историко-бытовой, бальный, современный и ритмический танцы);
  1. Креативная гимнастика (нестандартные упражнения, специальные задания, музыкально-творческие игры).
    Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. С помощью него учебно-воспитательный процесс приобретает привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.
  2. Программа «Здоровье с детства»

2.1 Автор: Т.С. Казаковцева.

2.2 Цель программы — разностороннее и гармоническое развитие ребенка, обеспечение его полноценного здоровья, развитие разнообразных двигательных и физических качеств, формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни на основе валеологических знаний.

2.3 Задачи программы —
— обеспечить охрану и укрепление здоровья детей, полноценное физическое развитие и формирование разнообразных движений ребенка, формирование привычек, полезных для здоровья;
— укрепить здоровье ребенка, обеспечить полноценное физическое развитие и физическую подготовленность, формируя потребность в физическом совершенстве, формировать привычки и потребность в здоровом образе жизни.

2.4 Содержание
В I разделе — «Я — человек » представлены четыре направления работы: диагностика здоровья и физического развития ребенка; определение типологических особенностей здоровья и уровня нервно-психического развития ребенка; исследование физической подготовленности дошкольников; изучение тем по разделу «Я — человек».
Во II разделе — «Правила гигиены» описаны следующие направления: характеристика режима дня в летнее и зимнее время; особенности формирования гигиенических привычек; организация и проведение закаливания (рекомендуемая температура, перечень одежды для детей в соответствии с временем года, закаливающие мероприятия); организация питания дошкольников (общие рекомендации питания в зимний и летний периоды); перечень профилактических мероприятий, упражнений для укрепления систем организма (сердечно-сосудистой, нервной, пищеварительной, дыхательной, упражнения для укрепления различных групп мышц, упражнения для формирования изгибов позвоночника и сводов стопы, для тренировки мышечного аппарата глаза), психогигиенических мероприятий (задания с использованием элементов аутогенной тренировки). И к каждому направлению прилагается перечень тем для ознакомления с названием и значением всех этих мероприятий.
В III разделе — «Движения» представлены задачи, направленные на развитие движений дошкольников; перечень представлений о физических упражнениях, которые необходимо сформировать у детей; характеристика двигательного режима в летний и зимний периоды; перечень двигательных умений и навыков, упражнений для развития физических качеств, контрольных упражнений для оценки физической подготовленности детей, упражнений для формирования осанки и сводов стопы; перечень тем для ознакомления детей с физическими упражнениями.
В IV раздел — «Вредные привычки» включены задачи, направленные на формирование у детей отрицательного эмоционально-оценочного отношения к вредным привычкам.
В V разделе — «Береги себя» представлены задачи, которые направлены на ознакомление детей с действиями, помогающими в критических ситуациях, с мерами оказания первой медицинской помощи.
В VI разделе — «Я — хороший человек» перечислены задачи, направленные на формирование культуры поведения и общения детей друг с другом и с взрослыми.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, физическое воспитание, являясь важнейшим компонентом всестороннего воспитания, в то же время в самом процессе комплексно осуществляет задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста требует сегодня от воспитателей, преподавателя глубоких знаний и творческого подхода. Именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является физическое воспитание. Организованные физкультурные занятия, а также свободная двигательная деятельность улучшают деятельность сердечно — сосудистой, дыхательной и нервной системы, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать проблемы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Казаковцева Т.С, Косолапова ТЛ. К вопросу здравотворческой деятельности в образовательных учреждениях // «Начальная школа», 2006, № 4. С. 68.
  2. Казин Э.М., Касаткина Н.Э. Научно-методологические и организационные подходы к созданию региональной программы «Образование и здоровье» // Валеология.-2004.-№4.-С.6-10.
  3. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. — № 11. С. 75.
  4. Лукьянова В.С., Остапенко А.А., Гузенко В.В. Сохранение и восстановление здоровья учащихся в условиях педагогического лицея // Школьные технологии.-2004.-№1.-С.76-84.
  5. Смирнов Н.К. Ориентировочная оценка состояния здоровья обучающихся в школе // Практика административной работы в школе.-2006.-№1.-С.30-38.
  6. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков.- М.: Медицина, 1991. — 270 с.
  7. Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика // Образование в современной школе.-2005.-№2.-С.40-44.
  8. Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении // Методист.-2005.-№4.-С.61-65.
  9. Чурекова Т.М., Блинова Н.Г., Сапего А.В. Содержание здоровьесберегающего сопровождения в системе непрерывного образования// Валеология.-2004.-№4.-С.67-70.
Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov