Контрольная Теория организации

Содержание

1 Повышение эффективности функционирования нормально работающих фирм 3
2 Практическое задание 6
2.1 Краткая характеристика организации 6
2.2 Элементы внутренней среды организации 13
2.3 Внешняя среда предприятия 17
2.4 Организационная структура предприятия 21
2.5 Коммуникации в организации 23
2.6 Конфликты в организации 24
2.7 Анализ законов организации в ГОУ СПО «Великоустюгский политехнический техникум» 27
2.8 Рекомендации по совершенствованию системы организации 29
Список используемой литературы 33

1 Повышение эффективности функционирования нормально работающих фирм

Повышение эффективности функционирования фирмы является основной целью менеджмента. Нормально работающие компании, осуществляя структурные перестройки с использованием определенных технологий организационного проектирования, чаще всего в качестве основного мотива своих действий имеют намерение упредить действия конкурентов и расширить собственный рыночный сегмент.
Прежде всего у нормально работающих фирм, структура которых представляет собой бюрократическую организацию с внутрифирменной иерархией, имеется возможность повышения эффективности за счет минимизации управленческих расходов и рационализации внутрифирменной структуры с использованием функционально-структурной модели организации.
Основные приемы, которые могут привести к успеху и которые необходимо отметить, это — использование методов организационного проектирования на основе учета трансакционных издержек и на базе выделения центров финансового учета (ЦФУ), центров финансовой ответственности (ЦФО), центров прибыли, центров затрат и центров инноваций.
Важным фактором повышения эффективности нормально функционирующих компаний является переход от функционально-структурной модели компании к процессно-ролевой. Можно констатировать, что такой переход представляет собой естественный шаг, который готовит фирму к изменению самой структурной единицы организации.
Изменение модели компании позволяет снизить общие затраты на управление, так как при таком подходе начинается переход от бюрократической организации, исповедующей принципы вертикальной иерархии, к организации виртуального типа или сетевой структуре.
Выше уже отмечалось, что подобного рода изменения приводят к резкому сокращению уровней иерархии, замене строго бюрократических структур горизонтально организованными (“плоскими”) или к созданию сетей, где затраты на структуру минимальны.
Во многих фирмах трансформации на этом могут и завершиться, но часть компаний не останавливается на достигнутом. Они начинают изменение структурной единицы фирмы (“атома” организации) либо эволюционным путем, используя реинжениринговые технологии для кардинального изменения некоторых процессов и периферийных (неосновных) видов деятельности, либо революционным путем при помощи реинжениринга компании.
Результатом эволюционной перестройки является дальнейшее повышение эффективности функционирования фирмы. Реинжениринг же, в случае его успешного осуществления, приводит к принципиально новой структуре компании как совокупности скоординированных бизнес-процессов.
Предложенный порядок показывает определенную последовательность организационных преобразований внутри фирмы, которые в конечном итоге дают возможность получить наиболее эффективную организационную структуру бизнеса компании.
Таким образом, можно последовательно, шаг за шагом, перейти от бюрократической организации с многоуровневой иерархией к совокупности скоординированных бизнес-процессов.
В использовании данного алгоритма могут быть заинтересованы не только те менеджеры, которые склонны к смелым и рискованным действиям, но и их более осторожные коллеги. Причем стоит напомнить, что мы вели разговор об успешно функционирующих фирмах, которые хотели бы упредить конкурентов и усилить свои позиции на рынке.
Для того чтобы вероятность достижения на этом пути положительного результата была достаточно большой, стоит вспомнить очень важный вывод известного американского ученого Альфреда Чандлера, который был им сделан на основании изучения изменений организационной структуры таких крупнейших американских фирм, как “Дженерал Моторз”, “Стандарт Ойл оф Нью-Джерси” и “Сирс”, — “стратегия определяет структуру” .
Следовательно, только тогда, когда стратегия компании нацелена на принципиальные изменения внутрифирменной структуры, такие изменения не только теоретически возможны, но и чрезвычайно плодотворны и практически достижимы.

2 Практическое задание
2.1 Краткая характеристика организации
ГОУ СПО «Великоустюгский политехнический техникум» был образован 23 января 2009 года путём слияния двух крупных учебных заведений среднего и начального профессионального образования ГОУ СПО «Великоустюгский сельскохозяйственный техникум» и ГОУ НПО «Великоустюгский профессиональный лицей №44». В настоящее время «Великоустюгский политехнический техникум» является одним из ведущих учебных заведений профессионального образования в Вологодской области.
24 июля 1923 года постановлением Северодвинской коллегии ГубОНО путём реорганизации сельскохозяйственного отделения Северодвинского Механического техникума и Великоустюгской Лесной школы был образован Великоустюгский сельскохозяйственный техникум. Временно исполняющим обязанности заведующего был назначен К.П. Колесников.
Два отделения — сельскохозяйственное и лесное — были открыты в самый первый год существования техникума. Агрономические кадры для сельского хозяйства в техникуме готовят с 1923 года, зоотехнии — с 1926, ветеринарии — с 1997 года, кадры техников-механиков — с 1963 года. Нужные специалисты в условиях рыночной экономики — коммерсанты — с 1997 и правоведы — с 1993 года. Восемь с половиной десятилетий — это большая жизнь.
Судьба техникума тесно переплелась с судьбой страны. В материалы музея, память выпускников и преподавателей навечно вписаны события голодных двадцатых, страшных репрессий тридцатых, громовых второй мировой, социалистического и коммунистического строительства, перестройки…
Профессиональный лицей №44 был основан в 1939 году. За долгий период своего существования учебное заведение прошло трудный путь становления от школы механизации сельского хозяйства до современного уровня.
Он был одним из ведущих учебных заведений начального профессионального обучения в Вологодской области, прошедших Государственную аттестацию и получивших право на выдачу документов государственного образца об образовании и квалификации.
Профессиональный лицей ежегодно выпускал более 200 специалистов сферы торговли, строительства и других отраслей экономики.
Новый техникум не только продолжает лучшие традиции прежних учебных заведений, но и с уверенностью смотрит в будущее. В настоящее время здесь обучается более 1000 человек по 7 профессиям начального профессионального и 9 специальностям среднего профессионального образования на дневном и заочном отделениях. Кроме этого, студенты могут получить дополнительное образование на вечерних коммерческих курсах по более чем 30 специальностям.
Анализ финансового состояния начинается с общей оценки структуры средств хозяйствующего субъекта и источников их формирования. Для этой ситуации используются показатели структурно- динамического анализа (табл.1 и 2):

Таблица 1. Показатели анализа состава и структурного имущества ГОУ СПО «Великоустюгский политехнический техникум», руб.
Показатели
2008г. 2009г. 2010г. Темпы изменений, %
Руб. % Руб. % Руб. % 2008/2005 2009/2008 2010/2009
Актив: Р. 2. Нефинансовые активы 9806409 94,1 9919700 95,3 22095297 99,1 101,5 225,31 222,74
Р.2.
Финансовые активы 1216268 5,9 1221590 4,7 301096 0,9 100,4 24,75 24,64
БАЛАНС 8590140 100 8698109 100 21794201 100 101,25 253,71 250,56

Таблица 2. Показатели анализа состава и структурного имущества ГОУ СПО «Великоустюгский политехнический техникум», руб.
Показатели 2008г. 2009г. 2010г. Темпы изменений, %
Руб. % Руб. % Руб. % 2008/2005 2009/2008 2010/2009
Пассив:
Р. 3. Обязательства 54611 6,5 34855 5,9 101499 6,2 63,82 185,85 291,25
Р. 4.Финансовый результат 8644752 93,5 8732965 94,1 21692702 93,8 101,02 241,6 248,4
БАЛАНС 8590140 100 8698109 100 21794201 100 101,25 253,71 250,56

Данные таблиц показывают, что общий оборот нефинансовых активов увеличился на 12 175 597 руб. в 2010 году по сравнению с 2009 годом все нефинансовые активы в общей стоимости активов стали занимать 99,1 % , то есть увеличились по сравнению с 2009 годам на 3,8 %, а финансовые активы соответственно сократились на 3,8 %.
Доля собственного капитала в общем объеме источников покрытия составляла 93,8%, заемного – 6,2 %. Таким образом, за весь исследуемый период ГОУ СПО «Великоустюгский политехнический техникум» обходится преимущественно собственными средствами.
Техникум может привлечь в порядке, установленном законодательством РФ внебюджетные средства, в том числе:
• за счет платных образовательных услуг;
• за счет спонсорской помощи и целевых взносов предприятий, организаций, юридических и физических лиц;
• от сдачи в аренду основных фондов;
• от розничной торговли;
• от организации общественного питания;
• от оказания транспортных услуг;
• от создания малых и совместных предприятий;
• от участия в сельскохозяйственных работах на полях региона.
ГОУ СПО «Великоустюгский политехнический техникум» получает доход от аренды помещений, от платной образовательной деятельности. Динамика доходов от предпринимательской деятельности ГОУ СПО «Великоустюгский политехнический техникум» отражена в таблице 3.
Техникум ведет учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности. Доходы и расходы отражаются в следующих документах учета:
• смета доходов и расходов;
• баланс исполнения сметы доходов и расходов;
• отчет об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам и по внебюджетным источникам;
• сметы расходов по ГОУ СПО «Великоустюгский политехнический техникум».

Таблица 3. Динамика доходов от предпринимательской деятельности ГОУ СПО «Великоустюгский политехнический техникум» за 2008-2010 гг.
Наименования показателя 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Аренда, руб. 12203 0,18 — — — —
Поступления от платной образовательной деятельности 8451611 97,82 9456485 88,34 2316753 92,72
Безвозмездные и безвозвратные поступления от бюджетов — — 527243 4,9 — —
Доходы от операций с активами — 4558 0,42 — —
Прочие доходы 175267 2,0 716164 6,69 181819 7,2
ВСЕГО 8639081 100 1074452 100 2179934 100

Привлечение накопительных средств не влечет за собой снижение нормативов бюджетного финансирования. Доходы, полученные Учреждением от разрешенной Уставом предпринимательской деятельности и приобретенное за счет этих документов, имущество учитывается на отдельном балансе и поступает в самостоятельное распоряжение.
Обеспечение эффективного функционирования Учреждения требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во многом определяется умением ее анализировать.
Важнейшим показателем, отражающим эффективность деятельности образовательного учреждения является рентабельность. Рентабельность характеризует прибыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных в учреждение и иные финансовые операции, все эти показатели можно наглядно рассмотреть в таблице 4.

Таблица 4. Анализ рентабельности деятельности ГОУ СПО «Великоустюгский политехнический техникум», 2008-2010 гг.
Показатели 2008г. 2009г. 2010г. Темпы изменений, %
2008/2005 2009/2008 2010/2009
Коммерческие расходы 1106 788 398 71,2 36 50,5
Прибыль от реализации услуг 2855 1179 2245 41,3 79 190,4
Рентабельность основной деятельности, % 26,8 6,7 15,5 16,8 43,1 141,1
Рентабельность предоставляемых услуг, % 21,1 6,3 13,4 29,9 63,7 212,3

Анализируя показатели, приведенные в таблице 4, отмечается, что рентабельность основной деятельности в 2010 году составляет 15,5%, а в 207 году этот показатель составил 6,7 %, то есть происходит увеличение рентабельности.
Показатели рентабельности предоставления услуг в 2010 году по сравнению с 2009 годом также сопровождается динамикой роста и составил -13,4 %. Данный показатель положительно характеризует деятельность техникума в 2010 году. Можно сделать вывод, что ГОУ СПО «Великоустюгский политехнический техникум» рентабельно.
За исследуемый период с 2008-2010 гг. в структуре основных средств произошли существенные изменения. Стоимость зданий и сооружений в отчетном году по сравнению с базисным не изменилось. В отчете о движении основных средств отражена стоимость основных средств колледжа, в том числе, зданий, сооружений, машин и оборудования, транспортных средств. И т.д. На основании данных отчетов о движении основных средств составим наглядно таблицу 5, которая отражает динамику стоимости основных средств ГОУ СПО «Великоустюгский политехнический техникум» за период с 2008-2010 гг. в разрезе по показателям.

Таблица 5. Динамика стоимости основных средств ГОУ СПО «Великоустюгский политехнический техникум», 2008-2010 гг.
Наименования
Показателя. руб. 2005 г. 2008 г. 2009г.

бюджет  внебюджет   всего   %   бюджет  внебюджет   всего   %   бюджет  внебюджет   всего   %

Здания (010) 9717,9 — 9718 — 9717,9 — 9718 — 18659 — 18659 92,0
Из них:
Жилые здания

Содержание
  1. 7214,5
  2. 7215
  3. 7144,5
  4. 13718

7214,5

7215

7144,5

7145
-0,97

13718

13718
92,0
Сооружения (011) 37,3 — 37,3 — 37,3 — 37,3 0 71,7 — 71,7 92,2
Передаточ. устройтво (012) — — — — — — — — — — — —
Машины и оборудование (013) 188,9 115,8 304,7 — 213,4 156,9 370,3 22 573,2 493,4 1067 188,0
Транспортные средства 4,8 — 4,8 — 47,7 20 67,7 1310 127,8 66,4 194,2 186,9
Инструмент производственный (010) 10,2 53,8 16 — 10 10,9 20,9 31 26,7 20,3 47 124,9
Библиотечный фонд (018) 33,5 1 34,5 — 31,8 11,7 43,5 26 79,4 17,3 96,7 122,3
всего 9992,6 122,6 10115 — 10058 199,5 10258 1,4 19538 597,4 20135 96,3

Учреждение самостоятельно распоряжается денежными средствами, полученными по смете в соответствии с их целевым назначением. По определению смета бюджетного учреждения — это основной плановый документ для финансирования учреждений; определяет объем. Целевое назначение и поквартальное распределение бюджетных ассигнований на все расходы данного учреждения. Утвержденная смета является основанием для расходования выделяемых из бюджета средств.
ГОУ СПО «Великоустюгский политехнический техникум» осуществляет деятельность по смете расходов уточненному бюджету, утвержденному министерством образования Вологодской области. В данной смете и уточненном бюджете отражается утвержденный для финансирования ГОУ СПО «Великоустюгский политехнический техникум» в начале отчетного периода объем бюджетных денежных средств. По окончании отчетного периода составляется отчет об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам и баланс исполнения сметы доходов и расходов.
2.2 Элементы внутренней среды организации
Внутренние факторы, влияющие на развитие техникума:
1) Качество образования, контроль качества.
Преимущества:

  • Высокий потенциал.
  • Сформированная система качества образования и его оценки в общем и дополнительном образовании.
  • Лидирующие позиции педагогов города в оценивании качества их труда на всероссийских конкурсах.
  • Существенный прорыв системы НПО–СПО в качестве подготовки выпускников для рынка труда.
    Недостатки:
  • Отсутствие институтов общественно-государственной системы оценки качества образования.
  • Слабая динамика в развитии института итоговой аттестации обучающихся.
  • Слабая интеграция в международные системы оценки качества.
  • Сильная дифференциация уровня качества образования в разрезе учреждений и районов
    2) Кадровый потенциал.
    Преимущества:
  • Высокая квалификация педагогических кадров;
  • традиции лидерства в образовательной системе РФ;
  • традиции непрерывного повышения квалификации;
  • значительная социальная поддержка и развитие педагогической профессии через гранты, премии, социальные выплаты, жилищные сертификаты
    Недостатки:
  • Гендерное «неравновесие» кадров;
  • увеличение доли работающих педагогов и руководителей пенсионного возраста;
  • медленное воспроизводство педагогических и руководящих кадров;
  • уровень заработной платы ниже средней по экономике города;
  • разрастание феномена профессионального выгорания;
  • незащищенность педагога перед учениками и другими внешними субъектами отношений.
    3) Инфраструктура системы образования.
    Преимущества:
  • Безопасность
  • Реализация адресных программ капитального ремонта и строительства учреждений;
  • реальное развитие инвестиционных проектов;
  • наличие отраслевой схемы размещения объектов образования до 2025 г.;
  • тенденция на увеличение средств на развитие инфраструктуры образования (спортивные сооружения, игровые площадки, освещение и пр.)
    Недостатки:
  • Существенная доля образовательных учреждений, требующих ремонта.
  • Низкая культура формирования образовательных территорий (около образовательных учреждений).
    4) Экономико-правовая среда
    Преимущества:
  • Достаточная для деятельности в современных экономических условиях разработанная нормативно-правовая база.
  • Опережающая тактика разработки нормативно- правовых документов, регламентирующих деятельность учреждений в новых условиях
    Недостатки:
  • Недостаточная квалификация работников экономико-финансового блока для развития системы;
  • отсутствие юристов образовательного права;
  • неадекватные потребностям нормативы финансирования образовательной деятельности;
  • недостаточный уровень доходов населения для развития платных образовательных услуг
    5) Ценностные установки молодежи
    Преимущества:
  • Ценностный рост образования;
  • убежденность в зависимости жизненного успеха от собственных способностей и усилий;
  • признание личностных профессиональных качеств человека основой карьерного успеха;
  • формирование «модной» тенденции на здоровый образ жизни;
  • акцент на формировании критического образа мышления и коммуникативных компетенций
    Недостатки:
  • Крайне медленное снижение уровня подростковой преступности.
  • Наличие случаев проявления национальной, расовой и религиозной нетерпимости, имеющих общественный резонанс.
  • Приверженность немалой части молодежи патерналистским убеждениям при отсутствии должной инициативности, трудолюбия, уважительного отношения к чужой собственности, ответственности за свои действия.
  • Широкое распространение среди молодежи курения, чрезмерного употребления алкогольных напитков и других вредных привычек
    6) Дополнительное образование.
    Преимущества:
  • Высокий кадровый потенциал.
  • Наличие организационно-правовых возможностей развития дополнительного образования.
    Недостатки:
  • Отсутствие современных организаций научно- технической направленности для молодежи.
  • Старение кадров в данной области, низкое их воспроизводство.
  • Значительный износ основных фондов системы дополнительного образования.
    Материально-техническая база техникума включает в себя: 2 учебных корпуса, лабораторный корпус, 9 мастерских, трактородром, 3 общежития на 1005 мест, учебный полигон для электриков, 2 столовые, кафе, 2 учебных магазина, спортивную площадку, 2 актовых зала, 2 спортивных зала, 5 компьютерных классов, библиотеку, интернетбиблиотеку, 2 медицинские кабинета, учебное хозяйство, производственные мастерские.
    Аудиторный фонд и лабораторная база техникума соответствуют перечням учебных планов государственных образовательных стандартов.
    Кабинеты и лаборатории оснащены мебелью и оборудованием, имеется достаточное количество учебно-наглядных пособий, технических средств обучения в соответствии с потребностями учебного процесса по всем учебным дисциплинам.
    Для практического обучения студентов используются производственная база передовых предприятий Великоустюгского района и области. Техникум осуществляет сотрудничество более чем с 40 предприятиями различных профилей.
    В техникуме имеются точки доступа к высокоскоростному интернету, учебные корпуса объединены в локальную сеть.
    Обеспеченность техникума техническими средствами обучения:
    Персональный компьютер 153 шт.
    Ноутбук 7 шт.
    Интерактивная доска 1 шт.
    Принтер 39 шт.
    Копировальный аппарат 9 шт.
    Сканер 4 шт.
    Мультимедийный проектор 4 шт.
    Телевизор 42 шт.
    Видеоплееры 12 шт.
    Видеомагнитофоны 13 шт.
    Видеокамеры 4 шт.
    2.3 Внешняя среда предприятия
    Внешняя среда организации – это те условия и факторы, организации и ресурсы, которые оказывают прямое или косвенное воздействие на внутреннюю среду организации, ее развитие и результаты деятельности.
    Так как техникум взаимодействует с внешней средой, должна приспосабливаться к изменениям в ней, она должна рассматриваться как открытая система, которая зависит от информации, материалов и ресурсов, поступающих из внешней среды.
    Состояние политического, социально-экономического развития региона во многом определяет возможности и направления развития учреждения профессионального образования.
    Смена политических ориентиров вместе с углублением демократических начал создают благоприятные условия для развития государственно-общественных форм управления в сфере профессионального образования, развития конкуренции между учебными заведениями на рынке образовательных услуг, для развития в процессе воспитания и обучения личности инициативной, предприимчивой.
    На управленческом уровне декларируется самостоятельность образовательных учреждений. Это, с одной стороны, дает возможность проявлять инициативу образовательному учреждению, с другой стороны, не разработана нормативно-правовая база для проявления инициативы.
    На социальном уровне наблюдается снижение демографических показателей, приводящих к уменьшению контингента. В результате снижаются требования к абитуриенту и уровень стартового качества знаний студентов. Это условие влечет за собой изменение системы обучения и системы сопровождения как студентов, так и преподавателей техникума.
    Развитие рынка образовательных услуг, на котором государственные образовательные учреждения стали испытывать всё большую конкуренцию, возрастание требований к качеству профессиональных компетенций выпускников, увеличение масштабов предоставления образовательных услуг в образовательных учреждениях привели к падению эффективности существовавшей системы управления. Жесткая структура управления оказалась малоприспособленной к новым обстоятельствам. Потребность в эффективности приводит к необходимости адаптировать эту структуру к сложившейся ситуации.
    Содержание образования и образовательные технологии становятся менее адекватными современным требованиям и задачам обеспечения конкурентоспособности среднего профессионального образования вообще и политехнического в частности. Это негативным образом влияет на готовность техникума к интеграции в единое региональное образовательное пространство.
    В такой ситуации значительная роль должна отводиться маркетинговой деятельности техникума, повышению его имиджа.
    В последние годы изменилась роль образовательной деятельности: произошел переход от качественной реализации образовательного стандарта к профессиональной подготовке специалиста, готового к самообразованию в течение всей жизни, способного к прогнозированию своей профессиональной карьеры.
    В таких условиях для обеспечения устойчивого развития техникума с точки зрения его привлекательности и эффективности можно считать необходимым повышение статуса учебного заведения за счет введения и развития новых направлений подготовки, выявления и изучения актуальных для потребителей профессиональных функций в сфере предполагаемой деятельности выпускников, расширения спектра специализаций и организации соответствующей подготовки по программам дополнительной подготовки, качественного обновления содержания образования, обеспечивающего формирование у студентов таких базовых компетенций, как коммуникативная, экономико-правовая, информационная культура, социальная ответственность, инициативность, способность к саморазвитию.
    Изменения экономической ситуации в регионе, как и в целом в стране, повлекли за собой серьёзные социальные последствия: ухудшение материального положения семей с невысоким уровнем доходов, которые являются традиционными поставщиками контингента обучающихся в СПО; ухудшение демографической ситуации; сокращение государственных гарантий социальной защиты и т.п. Все это не может не влиять на процессы развития образовательного учреждения. Переход к рыночной экономике и начавшийся процесс развития рынка труда вызвал системные изменения в сфере занятости: обострилось положение с трудоустройством выпускников, исчезли гарантии пожизненной занятости, стала реальной перспектива смены работы (специальности), закончились государственные гарантии трудоустройства выпускников по окончании учебного заведения.
    Возросли и изменились требования работодателей к качеству подготовки специалистов, вместе с тем недостаточное использование достижений научно-технического прогресса в образовательном учреждении в связи с низким уровнем оснащенности компьютерами, возможностями использования сети Интернет, недостатком кадров.
    Кроме того, развитие образовательных систем СПО и ВПО, обуславливают их непосредственный контакт друг с другом и стимулирует установление контактов с социальными партнерами. Став более свободными в выборе и внедрении учебных программ, в условиях острой демографической ситуации, нормативного финансирования профессиональные учебные заведения начинают конкурировать между собой за привлечение контингента обучающихся, чтобы обеспечить обязательную квоту набора, получить на неё бюджетные ассигнования, обеспечить внебюджетный доход.
    Подобная смена во внешней среде вызвали пересмотр стратегических целей, организационных основ, содержания и методов обучения в сфере профессионального образования. Принцип обеспечения высокого качества обучения стал всё чаще трактоваться не только как подготовка обучаемого к непосредственному труду по полученной специальности, но и как привитие ему навыков для непрерывного обучения в течение всей жизни.
    Можно выделить следующие элементы внешней среды ГОУ СПО «Великоустюгский политехнический техникум»:
    • Администрация г. Великий Устюг;
    • Управление образования г. Великий Устюг;
    • Роспотребнадзор в Великоустюгском районе;
    • Медицинские учреждения;
    • Военный комиссариат по Великоустюгскому району;
    • Пенсионный фонд;
    • Пожарная охрана;
    • Отдел внутренних дел;
    • Коммерческие структуры;
    • Институты повышения квалификации.
    Связи со всеми элементами внешней среды учреждения являются формальными.
    2.4 Организационная структура предприятия
    Организационная структура – совокупность устойчивых связей и отношений между субъектами, предметами их деятельности, необходимых для осуществления внешних и внутренних функций организации.
    Организационная структура ГОУ СПО «Великоустюгский политехнический техникум» представлена в Приложении 1.
    Административное управление осуществляют директор техникума и его заместители. Основной функцией директора является координация усилий всех участников образовательного процесса, направленная на повышение качества предоставляемых образовательных услуг, через педагогический совет, методические объединения.
    Компетенция директора:
  1. Организация учебной и хозяйственной деятельности;
  2. Распоряжение имуществом и денежными средствами;
  3. Прием и увольнение работников;
  4. Осуществление расстановки кадров;
  5. Утверждение штатного расписания и должностных инструкций;
  6. Осуществление от имени техникума действий, направленных на реализацию прав владения, пользования и распоряжения имуществом;
  7. Приостановление решений Педагогического Совета в случае их противоречия действующему законодательству.
    Заместители директора реализуют, прежде всего, оперативное управление образовательным процессом и осуществляют мотивационную, информационно-аналитическую, планово-прогностическую, организационно-исполнительскую, контрольно-регулировочную и оценочно- результативную функции.
    Методическое руководство деятельностью техникума осуществляет Педагогический Совет.
    В компетенцию Педагогического Совета входят:
    • принятие Устава;
    • определение направления воспитательно-образовательной деятельности;
    • разрешение конфликтов;
    • в рамках действующего законодательства принятие необходимых мер, ограничивающих педагогических работников и администрацию от необоснованного вмешательства в их профессиональную деятельность;
    • издание локальных актов в пределах своей компетенции.
    Решения Педагогического Совета обязательны для всех членов коллектива техникума, родителей и учащихся.
    Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что техникум имеет линейный тип департаментализации.
    Достоинства:
    • единство распорядительства и согласованность заданий;
    • простота и четкость исполнения;
    • оперативность принятия решений;
    • согласованность действий сотрудников;
    • полная ответственность руководителя за результаты.
    Недостатки:
    • большая информационная перегрузка руководителя;
    • высокие требования к руководителю;
    • узкий круг задач (только оперативных);
    • плохая приспособленность к динамично меняющимся условиям;
    • невозможность применения специализированных профессиональных знаний.
    2.5 Коммуникации в организации
    Каждый месяц заместители в письменном виде докладывают о проделанной работе директору техникума.. Также в этом докладе возможны предложения, пожелания, просьбы как самих заместителей, так и тех сотрудников, которые наводятся у них в подчинении. Предварительно просьбы и пожелания сотрудников обсуждаются с их начальниками. Таким образом в Политехническом техникуме организованы восходящие вертикальные коммуникации.
    Руководитель, рассмотрев доклады, в первых числах следующего месяца организовывает с помощью секретаря собрание, на котором по каждому пункту докладов дает указания на дальнейшую работу, а также распоряжается и передает информацию, поступившую к нему из внешней среды. На этом же собрании присутствует главный бухгалтер для получения информации о произведённых расходах или предстоящих расходах, доходах и т.п. Таким образом налажены вертикальные нисходящие коммуникации.
    Горизонтальные коммуникации в основном протекают неформальным образов, непосредственно через общение между сотрудниками. Если одному отделу необходима какая-либо информация от другого отдела, то данный запрос и поступившая в ответ информация идет напрямую от одного организационного подразделения к другому.
    Также нисходящие и восходящие коммуникации осуществляются на ежегодных собраниях всего трудового коллектива, где обсуждаются успехи, достижения, неудачи и перспективы как всего учреждения, так и сотрудников.
    Неформальные коммуникации распространяются на празднованиях дней рождений, встречи «Нового года», «Восьмого марта» коллективных поздравлениях с новорожденным ребенком. Ежегодно в организации отмечается профессиональный праздник — день учителя. На данные мероприятия принято собираться всем коллективом.
    Такой системой коммуникаций руководитель оградил себя от излишних сплетней и пересудов, организовал эффективную передачу формальной (деловой) информации между отделами, сократил, на сколько это возможно, утечку информации. В тоже время обеспечил вниманием своих подчиненных и предоставил всевозможные пути для «обратной связи». Также подчиненные с помощью такой организации коммуникаций могут видеть в своих начальниках не только приказывающих руководителей, но и просто людей; это достигается на коллективных праздниках.
    2.6 Конфликты в организации
    Все конфликтные ситуации в техникуме можно разделить на 2 типа:
    1) Межличностные конфликты по поводу распределения обязанностей и ответственности за их неисполнение внутри подразделения между отдельными работниками.
    2) Межгрупповые конфликты по вопросам распределения обязанностей и ответственности за их неисполнение между организационными подразделениями.
  8. Межличностные конфликты
    Сюда входят конфликты по поводу распределения обязанностей, четко не определенных в должностных регламентах работников. В связи с постоянно меняющимся законодательством и увеличением выполняемых функций, не всегда удается актуализировать должностные регламенты. Также конфликты могут возникать из-за личной неприязни одного сотрудника к другому, по поводу бытовых проблем, которые неизбежно присутствуют жизни трудового коллектива. Разрешение таких конфликтов – практически полностью ответственность начальника подразделения.
    Можно выделить следующие причины возникающих межличностных конфликтов:
    1) Выполнение обязанностей одного работника другим по причине временного отсутствия первого на рабочем месте. В должностном регламенте каждого работника обязательно присутствует пункт, который определяет взаимозаменяемость работников между собой и устанавливает конкретных лиц, которые выполняют функции друг друга во время их отсутствия. В следствии этого на оставшегося работника возлагается двойная нагрузка, а если к тому же такая ситуация в коллективе учащается, это ведет к возникновению конфликта.
    2) Нередко возникает ситуация, когда 2 взаимозаменяющих друг друга сотрудника отсутствуют на рабочем месте. В данном случае обязанность выполнения функций этих работников возлагается на других сотрудников. Вследствие этого возникает конфликт между начальником и остальными работниками, нежелающими выполнять чужие обязанности.
    3) Желание выслужиться, продвинуться вверх по карьерной лестнице. Зачастую работник, желающий получить новую должность стремится сделать это за счет унижения, умаления заслуг своих коллег. В некоторых случаях это происходит специально, намеренно, в других – интуитивно, на подсознательном уровне. Это может проявляться в следующем: нежелание помочь коллеге, отказ от выполнения просьб, сознательное приписывание себе чужих заслуг, «переваливание» ответственности на другого.
    4) Стремление получить доступ к лучшим по сравнению с другими условиям труда. Данный конфликт относится к межличностным, возникающим по поводу распределения материальных благ. Условия труда не всегда соответствуют высокому уровню. В то же время существуют сотрудники, которые принципиально относятся к данному вопросу и нередко для них это главная причина возникновения конфликтов и начальником и коллегами.
  9. Межгрупповые конфликты
    В данную группу входят конфликты, возникающие между структурными подразделениями учреждения. Сюда входят споры по вопросам выполнения обязанностей, не входящих в положения о соответствующих подразделениях. Решение таких споров проходит на уровне директора техникума, его заместителей и начальников отделов.
    Причины межгрупповых конфликтов могут быть следующие:
    1) Невыполнение или несвоевременное выполнение работниками своих прямых обязанностей по различным причинам. Из-за невыполнения или выполнения не в назначенный срок работниками своих прямых обязанностей работники другого структурного подразделения не могут выполнять свои обязанности, или выполняют их также не в срок, из-за чего те и другие несут ответственность, но вина лежит на плечах первых.
    2) Отказ от проведения работ в рабочих группах. В техникуме нередко создаются рабочие группы, состоящие из сотрудников нескольких подразделений, для проведения различных мероприятий к праздникам, для выполнения технологических работ, в той или иной мере затрагивающих всю организацию. В некоторых случаях начальники отказываются предоставлять работников для создания рабочей группы, ссылаясь на их излишнюю занятость или отсутствие.
    3) Неравномерное разделение трудовых ресурсов. Данная причина конфликта обусловлена различным уровнем образования, квалификации и численности работников.
    2.7 Анализ законов организации в ГОУ СПО «Великоустюгский политехнический техникум»
    Закон синергии — направлен на параметры эффективности использования ресурсов.
  10. Если сравнить результат деятельности всего учреждения с суммарным объёмом работы, который мог выполнить каждый работник в отдельности, то работа коллектива техникума в суммарном соотношении гораздо выше.
  11. Пример отрицательного синергетического эффекта — несоответствие между видами средств труда в разных подразделениях, в результате суммарный результат всего оборудования гораздо меньше, чем в отдельности.
  12. Пример отрицательного синергетического эффекта — несоответствие между новым оборудованием и неквалифицированными сотрудниками.
    Закон самосохранения — направлен на обеспечение выживаемости организации.
    Политехнический техникум находится под влиянием факторов внешней и внутренней среды. Эти факторы оказывают не только положительное влияние, но и отрицательное. Особенно сильное влияние оказывают факторы внешней среды и этот разрушительный отрицательный характер влияния проявляется во влиянии внешних факторов. Внутренняя среда также оказывает отрицательное влияние на само существование учреждения: устаревание оборудования или старение работников, относительно снижения профессионального уровня работников.
    Закон развития – обеспечение постоянного развития организации.
    Аппарат управления техникума обеспечивает постоянное развитие организации, т.е. постоянное увеличение потенциала организации, постоянное улучшение количественных и качественных показателей хозяйственной деятельности, постоянное ускорение темпов улучшения этих качеств.
    Действие закона соотносится с определёнными принципами функционирования организации:
  • Принцип эластичности. Проявляется в том, что техникум для обеспечения постоянного развития имеет возможности и ресурсы для своевременной адекватной реакции.
  • Принцип стабильности (Руководство техникума максимально полно использует те достижения, которые созданы на определенный момент времени).
  • Принцип максимально полного учёта инерции. В хозяйственной деятельности учреждения инерция проявляется в использовании устаревшей техники. Аппарат управления должен стремиться к тому, чтобы инерционность проявлялась в минимуме.
    Закон информационной упорядоченности.
    В хозяйственной практике руководство техникума максимально полно учитывает действия закона. В организации существует постоянная устойчивая связь между всеми основными характеристиками информации и качественными, количественными показателями деятельности организации, их устойчивости, конкурентоспособности, т.е. с повышением оптимизации количественных значений всех характеристик. Руководство обеспечивает свою организацию информацией на достаточно высоком уровне.
    Закон единства анализа и синтеза.
    Руководство техникума регулярно осуществляет работу, направленную на анализ состояния системы организации. Также параллельно с анализом осуществляется и синтез. Такое разделение осуществляется для изучения отдельных частей в целом. Необходимость такого разделения определяется тем, что когда отдельный элемент системы выделен в самостоятельный объект, то возможность изучения свойств повышена. В учреждении постоянно формируется связь между характерами, результатами аналитической работы и количественными, качественными параметрами организации, что направлено на повышение устойчивости, конкурентоспособности организации.
    Закон композиции.
    В Политехническом техникуме существуют постоянные устойчивые связи между структурными параметрами организации и состоянием устойчивости, возможного дальнейшего развития.
    В техникуме использование этого закона осуществляется на основании следующих принципов:
  • принцип планирования (для обеспечения пропорциональности разработана система планов – долгосрочных, среднесрочных, оперативных (1 год));
  • принцип координации (органы управления своевременно выявляют отклонения, которые возникают между отдельными элементами организационной системы).
    2.8 Рекомендации по совершенствованию системы организации
    В результате анализа теоретических и практических аспектов проблемы действия законов в ГОУ СПО «Великоустюгский политехнический техникум» предложены следующие рекомендации по совершенствованию системы организации:
  1. Необходимо создать службу управления организацией, занимающуюся вопросами взаимодействия отдельных частей структурных элементов организации, что усиливает индивидуальные возможности результативности функционирования каждого элемента системы.
  2. Создание положительного синергетического эффекта в результате взаимодействия работников между собой, в результате их морального стимулирования.
  3. Приобретение новейшего оборудования.
  4. Повышение квалификации работающего персонала.
  5. Орган управления организацией (аппарат управления) должен создать механизм использования действия закона синергии. Посредством действия этого механизма аппарат управления должен максимально полно выявить возможности всех разновидностей синергетического эффекта и реализовать этот эффект в практической деятельности. Управляющие органы организации должны выявить возможности возникновения отрицательного синергетического эффекта, для того чтобы не допустить реализацию его в практической деятельности.
  6. Для сохранения себя как системы организация должна противодействовать отрицательному влиянию внутренних и внешних факторов путем использования своего потенциала, который должен превышать разрушительный потенциал внешней и внутренней среды. Только в этом случае организация сможет сохранить себя как система и продолжать функционировать долгое время.
  7. Аппарат управления организации для обеспечения постоянного нормального существования должен осуществлять соответствующие управленческие действия, позволяющие максимально полно учитывать действия закона самосохранения. Эти действия должны проявляться, прежде всего, в максимальном полном предвидении, которые могут исходить от внешней и внутренней среды.
  8. Организация должна обеспечивать максимальный объем своего потенциала на каждой стадии жизненного цикла организации. В этом случае обеспечивается максимальные темпы движения организации. Действие этого закона взаимосвязано с законами синергии, самосохранения (пример – чем полнее учитываются требования закона развития – тем выше уровень самосохранения, или чем полнее учитываются требования закона синергии, тем выше темпы развития организации).
  9. В работе по обеспечению организации информацией должны участвовать все уровни управления.
  10. Необходимо осуществлять регулярный анализ и синтез, т.к. в реальной действительности существуют постоянные изменения внешней и внутренней среды, а поэтому состояние организации должно изменяться.
  11. При возникновении отклонений в структурном построении организации, что означает возникновение угрозы самому существованию организации, необходимо аппарату управления осуществлять мероприятия, направленные на осуществление выявления диспропорции организации.
  12. Необходимо создать условия для выдвижения новаторских предпринимательских идей путем выделения ресурсов и привлечения необходимого персонала для реализации этих идей.
  13. Необходимо повышать эффективность деятельности организации за счет: активизации и использования творческого потенциала персонала организации; поиска путей эффективного использования отдельных видов ресурсов организации и их реализации; быстрой реакции на изменение потребностей рынка; быстрой реализации необходимых нововведений в организации.
  14. Необходимо построение «дерева решений» совершенствования системы управления организацией.
  15. При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить организация, когда, как и кто должен это сделать. Для воплощения своих решений в дела руководители должны применять на практике основные принципы мотивации. В данном контексте, т.е. в отношении управления, мотивация — это процесс побуждения работников организации к деятельности для достижения личных целей и целей организации.
  16. Необходимо совершенствовать систему управления организации в двух направления: совершенствования маркетинга и менеджмента в техникуме, а также работа над системой принятия решений и вознаграждений.
    Приведем в таблице 6 оценку эффективности предложенных рекомендаций.

Таблица 6. Оценка эффективности предложенных рекомендаций
Рекомендации Метод осуществления рекомендации Достигаемые цели (задачи) Показатели эффективности, характеризующие результаты
1.Совершен-ствование маркетинга в техникуме Нанять квалификационных специалистов или использовать консалтинговые фирмы Прогнозирование ситуации на рынке, и организация работы над рекламой Показатели:
Уровень квалификации персонала.
Уровень спроса на продукцию.

  1. Системы норм и правил поведения людей в организации Метод микроэлементного нормирования Сокрашенние потерь рабочего времени. Равномерность загрузки персонала.
    Своевременность выполнения плановых заданий.
  2. Мотивация Материальное стимулирование, социальные потребности, потребности в уважении, потребность в самовыражении Побуждение человека к деятельности. Текучесть персонала
    Социально-психологический климат в колективе.
    Качество работы в коллективе.
  3. Контроль Предварительный контроль,
    Текущий контроль,
    Заключительный контроль Осуществление контроля за деятельностью организации Качество услуг.

Список используемой литературы

  1. Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации: Учебное пособие. Петрозаводск: ПетрГУ, 2002.
  2. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник 2-ое изд., перераб. и доп. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005. — 480 с.
  3. Мильнер Б.3. Теория организации: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М:.ИНФРА-М, 2000. — 480с.
  4. Молл Е.Г. Менеджмент: организационное поведение. — М.: Финансы и статистика, 2008.
  5. Теория организации: Учебник / Под ред. В.Г. Алиева. — М.: Луч, 2004. — 416 с.

Приложение 1

Оцените статью
Поделиться с друзьями
BazaDiplomov